СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Н. С. Лесков. «Тупейный художник» самобытный характер и необычная судьба русского человека (дистанционная форма).

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Н. С. Лесков. «Тупейный художник» самобытный характер и необычная судьба русского человека (дистанционная форма).»

Н. С. Лесков.

«Тупейный художник» самобытный характер и необычная судьба русского человека.


Этапы урока

Ход урока

Время

Введение

Добрый день! Сегодня на уроке мы разберем произведение н. С. Лескова «Тупейный художник».

1 минута

Актуализация


М. Горький так сказал о Лескове: «Лесков обладал редким даром вдумчивой, зоркой любви и способностью глубоко чувствовать муки человека, слишком разнообразные и обильные». Прокомментируйте эти слова.

2 минуты

Отработка полученной информации

Аналитическая беседа

  • Кого в крепостной России начала XIX века называли «тупейным»?

  • Какие слова включены в рассказ в искаженном виде?

  • Какой смысл придает повествованию использование в нем простонародной лексики?

  • Какие факты жизни главных герое особенно важны для понимания их образов?

  • Возможно ли было их счастье?

  • Поему губительность крепостного права особенно сильно сказалась на людях с художественным дарованием?

  • В чем их трагедия?


Обобщающая беседа

  • Почему подзаголовком рассказа стало выражение «рассказ на могиле»? Как это указание предопределяет жанр повествования?

  • Какой смысл в том, что повествование ведется от лица одной из участниц истории, Любови Онисимовны? Какие событья в ее жизни вы считаете исключительными? Как ее характеризует тот факт, что о своих переживаниях она говорит очень скупо, сама почти не дает эмоциональных оценок происходящему, а только отвечает на вопросы собеседника?

  • Какие черты русского характера в образе Аркадия Ильича? В чем исключительность обстоятельств, в которых он действует? Что помогает ему преодолеть те «круги ада», в которые он попадает?

  • Как авторская позиция по отношению к судьбе героев проявилась в рассказе? Помогает ли ее выявлению композиция текста?

  • Какой смысл проявляется в том, что рассказ Любови Онисимовны передается в восприятии ее мальчика-воспитанника?

  • Почему автор выходом из создавшейся ситуации считает смерть Аркадия и пристрастие Любови Онисимовны к выпивке? Какие чувства автора по отношению к человеку здесь выражены?

  • Как в рассказе отразился образ времени и тема памяти?


24 минуты

Заключение

Аркадий, герой рассказа «Тупейный художник», подобно другим лесковским богатырям и праведникам, обнаруживает в себе богатырскую душу, которая помогает ему преодолеть испытания судьбы. Он обладает лучшими качествами русского национального характера, которые не погибли даже под гнетом крепостной неволи. Однако писатель, вероятно, не верит в возможность его счастья – имя Аркадий в переводе на русский язык обозначает счастливый – в условиях тогдашней России.

2 минуты

Домашнее задание

Прочитать рассказ Н. С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда». Письменно ответить на вопрос: «В чем сходство и различие Катерины Измайловой и Катерины Кабановой из пьесы А. Н. Островского «Гроза»».

1 минута


Приложение 1


План анализа образа литературного героя

1. Место героя в системе образов. Его взаимосвязи с персонажами и событиями произведения.

2. Происхождение героя. Его социальная принадлежность, воспитание, формирование мировоззрения.

3. Роль прошлого героя для понимания его характера.

4. Авторские приемы создания образа: смысл имени и фамилии; смысловая роль его первого появления; портрет; пейзажи; интерьер; речь; поступки; художественные детали; герой в оценки других персонажей.

5. Способы выражения отношения автора к герою (прямые/косвенные).

6. Литературная критика об образе героя.

7. Место героя в творчестве писателя и историко-литературном процессе.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!