СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Н.С. Лесков. "Очарованный странник". Система уроков в 10 классе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Все уроки (5) по рассказу "Очарованный странник" Лескова

Просмотр содержимого документа
«Н.С. Лесков. "Очарованный странник". Система уроков в 10 классе»

Л-10


1

Тема: Н.С. Лесков. Жизнь и творчество (обзор)

Цель:

  1. Создать целостное представление о личности и творчестве писателя..

  2. Прививать учащимся любовь к литературе на материале программных произведений Н.С. Лескова.

  3. Развитие навыков восприятия монологической речи.

  4. Развитие навыков записи лекции.

Оборудование:

  1. Портрет писателя (художник В. Серов).

Ход урока.

    1. Актуализация знаний

-Что вы знаете о Лескове и его творчестве?

«Левша», «Тупейный художник», «Человек на часах», и др.

II. Изучение нового

План :

  1. Дописательская биография Лескова.

  2. Начало литературного пути. Первые художественные произведения 1860-х годов.

  3. Литературная зрелость Лескова. Ведущие темы творчества.

  4. Современники о творческом наследии Лескова.


Слово учителя с элементами беседы (хронологическая таблица была задана на дом)

Лесков до последнего времени считался писателем «второго ряда» и не вклю­чался в число классиков. Его творчество долго находилось вне школьных и вузов­ских программ по литературе, оно было изъято из русского литературного процес­са. Даже на родине Лескова в начале 50-х годов в орловских музеях, и в Тургенев­ском, и в краеведческом, портретов писателя не было. Но уже в январе 1957 года был открыт музей писателей-орловцев и в нем представлена экспозиция, посвя­щенная Лескову. «Это не жизнь, а только житие», — так определил свой жизненный путь сам Лесков. Действительно, этот путь складывался не просто. А причины тому были разные, как внешние обстоятельства, так и внутренний мир автора.


Николай Семенович Лесков родился 4 (16) февраля 1831 года в сельце Горохове Орловского уезда. Дед — священник, отец — чиновник, мать — из орловского дворянского рода Алферьевых.


-Что вам известно о детстве писателя?


Первые детские годы прошли на Третьей Дворянской улице, ныне Октябрьской. Позднее Лесков часто вспоминал домик в Орле недалеко от обрыва над рекою Ор­ликом, Панин хутор, крестьянских ребятишек, с которыми ходил в ночное, мель­ника дедушку Илью, учившего его почитать простой народ. Детство стало для Лескова родником светлых и отрадных «памятей» и позволили ему с гордостью говорить: «Я не изучал народ по разговорам с петербургскими извозчиками, а я вырос в народе. Я с народом был свой человек...»

В 1841 году Лесков поступил в Орловскую гимназию, но учился неважно и не­долго — умер отец, нужно было обеспечивать себя и семью. Этот трагический по­ворот, с одной стороны, «положил предел и правильному продолжению учено­сти...» Впоследствии Лесков скажет о себе: «В науках далеко не зашелся», — и назовет он себя «малообученным» для литературного дела. Действительно, детство, прошедшее в провинции, карьера провинциального чиновника как бы изначально предполагали изолированность от людей «лучших умов и понятий», незнание философских, идеологических, социально-политических исканий 30 — 40 го­дов.

«Мы не те литераторы, которые развивались в духе известных начал и строго подготовлялись к литературному служению. Нам нечем похвастаться в прошлом: оно у нас было по большей части и мрачно и безалаберно. Между нами почти нет людей, на которых лежал бы хоть слабый след благотворно­го влияния кружков Белинского, Станкевича... Мы, плачевные герои новомодного покроя, все посрывались, «кто с борка, кто с сосенки…».


Время нас де­лало литераторами, а не наши знания и дарования», — так метко и тонко охарактеризовал Лесков писателей своего поколения, писателей, пришедших в русскую литературу в начале 1860-х годов.

Но, с другой стороны, от жизни Лесков и получил немало.

- Какие события в жизни писателя питали его творчество?


К тридцати годам он побывал и чиновником уголовной палаты, и помощником столоначальника по «рекрутскому столу ревшского отделения», и коммерсантом в фирме А.Я. Шкотта. Он жил в Орле, Киеве, Петербурге, изъездил почти всю Российскую империю: служба «требовала беспрестанных разъездов, удерживала в глухих захолустьях». Лесков увидел Россию во всем многообразии ее характеров, быта, нравов, языка, пейзажа. Это все помогло ему стремительно и свободно войти в русскую литературу.


-Какое впечатление сложилось у вас о творческом пути Лескова?


Лесков практически не знал литературной молодости: он пришел в искусство тридцатилетним и сразу же заявил о себе как о незаурядном публицисте, а затем показал себя зрелым художником.

Первая «проба пера» — в 1860-м году. Лесков опубликовал свое первое произ­ведение: «Очерки винокуренной промышленности (Пензенская губерния)» в жур­нале «Отечественные записки» (№ 4). С 1861 года один за другим появляются его рассказы, очерки, повести и хроники, поразившие современников глубоким про­никновением в народную психологию, знанием реальных условий жизни народа, широким охватом различных слоев социальной жизни России.

Его позиция в политической борьбе эпохи отличалась самостоятельностью и опиралась на близкое знание жизни низовых слоев русского общества. Лесков не разделял идею радикального преобразования общественной жизни, но понимал необходимость ее обновления. Революционному пути, на который призывали рус­ские демократы, писатель противопоставил возможность «мирного и стройного разрешения общественных вопросов».

Проблемы национального сознания русского народа, национального само­сознания человека из народа, веры и безверия становятся постоянными и акту­альными в творчестве Лескова. Показательны в этом отношении самые первые — 1862 г. — беллетристические опыты Лескова: «Погасшее дело», «Разбойник», «В тарантасе». Первые художественные произведения — это «сильная позиция», своего рода заглавие или эпиграф ко всему творчеству писателя.

Дилогия «Разбойник» и «В тарантасе» «обещает» (если иметь в виду все твор­чество писателя) того Лескова, которого читатель знает по «Житию одной бабы», «Леди Макбет Мценского уезда», «Левше»,

«Очарованному страннику». Здесь уже реализованы характерные для него эстетические принципы изображения действи­тельности, способы и приемы характерологии, стилистическая манера, формы авторского присутствия в тексте, жанрообразование. Уже здесь Лесков стремится выразить свои философско-религиозные взгляды, выделяя в социально-политических проблемах всегда волновавший его христианско-этический аспект.

С самого начала в творчество Лескова прочно вошла тема русского нигилизма и нигилистов, проявляющаяся с той или иной степенью открытости в романах, повестях, рассказах «Обойденные», «Островитяне», «Соборяне», «Путешествие с нигилистом» и др. В художественном воплощении этой темы писатель проявил иное, чем у революционных демократов понимание перспектив и возможностей общественного развития России, иное видение мира и человека — христианское.

Но главной в творчестве Лескова становится тема праведничества. В 1870-е годы писатель создает хронику «Соборяне», цикл «Праведники», рассказ «Запечатленный ангел», повесть «Детские годы», рассказ «На краю света», очерки «Ме­лочи архиерейской жизни», хронику «Захудалый род» и др. Размах и масштабность лесковских. творений были закономерным продолжением художественных опытов 1860-х годов.

В 1880 году Лесков издал сборник-цикл «Три праведника и один Шерамур», в который вошли рассказы «Однодум», «Пигмей», «Кадетский монастырь», «Рус­ский демократ в Польше», «Шерамур».


-Как современники относились к творчеству Лескова?


Современники по-разному воспринимали его творчество. Для одних он был «талантом средней величины» (А. Скабичевский), для других даже «мертвым пи­сателем... анекдотистом» (В. Богданович), а третьи подчеркивали его «независи­мую мысль, одухотворенную любовью к народу, добру и правде, необыкновенную силу его психического анализа и высокую оригинальность, как в форме, так и в со­держании» (А. Введенский). Потребовалось немало времени, чтобы этот «оригинальный, своеобразный, удивительный талант» (М. Горький) был признан читате­лями и историками литературы. Н.С. Лесков лишь недавно занял по праву достойное место в ряду классиков русской литературы.

Искусство, по Лескову, должно служить «умножению в людях добра, правды и мира».


«Все, что не поднимает духа человеческого, не есть искусство в том свя­щенном его значении», — утверждал Николай Семенович.


В 1895 года, в ночь с 20 на 21 февраля Н.С. Лесков умирает, прожив 64 года, из них 34 отдав литературе. Но ведь путь писателя не заканчивается строками некро­лога. Л.Н.Толстой не случайно пророчески предрек: «Лесков — писатель будуще­го».

    1. Подведение итогов

-Ваши впечатления о личности Лескова? (можно письменно)

IV. Д.з. 1.Составить викторину по биографии Л. из 5 вопросов

2.Прочитать повесть «Очарованный странник».



































2

Тема: Повесть Н.С. Лескова «Очарованный странник». Особенности сюжета.

Эпиграфы:

Без трёх праведных несть граду стояния.
Библия. Ветхий завет
Его "праведники"- маленькие великие люди.
Максим Горький




Цель:  1.Показать старшеклассникам конкретное художественное воплощение того сложного замысла, о котором Лесков писал , полемизируя с А.Ф.Писемским и другими своими современниками: найти “хотя бы то небольшое число трех праведных, без которых “несть граду стояния”

  1. Развивать навыки самостоятельной работы с прозаическим текстом, умения выделять главное, определять авторскую позицию.

3.Содействовать формированию гражданских и нравственных качеств обучающихся через приобщение их к чтению и осмыслению русской классики.

Ход урока

    1. Актуализация знаний

Викторина

II.Изучение нового

План

  1. История создания «Очарованного странника». Праведник-это кто?

  2. Портрет Ивана Северьяновича Флягина

  3. Соотношение внешности с его первыми рассказами

  4. Сюжет и композиция произведения

1

Вступительное слово учителя.


Сегодня на уроке мы будем говорить о произведении самого "русского, самобытного" писателя Николая Семёновича Лескова. Когда мы говорим о творчестве Лескова, два образа русского человека, умельца, скитальца, человека удивительной судьбы и дарования, встают перед нами. Это ……. Левша и очарованный странник. И в истории легендарного Левши, и в истории Ивана Флягина есть общее. Везде мы видим русского человека.


Повесть написана в конце 1872 года после путешествия на Валаам. "Очарованный странник" был любимым героем Лескова, он сопоставлял его с …… Дон Кихотом и Чичиковым. Повесть вошла в цикл "Праведники". Эпиграфом к ней были слова: "Без трёх праведных несть граду стояния".


В авторском предисловии к знаменитому циклу произведений под общим названием “Праведники” Лесков напоминает о своей полемике с А.Ф.Писемским. и высказывает свое понимание задач литературы.  “По-вашему, небось, все надо о хороших писать? А я , брат, что вижу, то и пишу. А вижу я одни гадости”,-заявляет Писемский. Считая это “болезнью зрения”, Лесков рассуждает: “Как, – думал я, – неужто в самом деле ни в моей, ни в его, ни в чьей иной русскому душе не видать ничего, кроме дряни? Неужто все доброе и хорошее , что когда-либо заметил художественный глаз других писателей,– одна выдумка и вздор? Это не только грустно, это страшно. Если без трех праведных, по народному верованию, не стоит ни один город, то как же устоять целой земле с одной дрянью, которая живет и в моей и в твоей душе, мой читатель? Мне это было и ужасно, и несносно, и пошел я искать праведных ,пошел с обетом не успокоиться , доколе не найду хотя то небольшое число трех праведных, без которых “несть граду стояния”.  “Куда я ни обращался, кого ни спрашивал, – все отвечали мне в том роде, что праведных людей не видывали, потому что все люди грешные, а так, кое-каких хороших людей и тот и другой знавали. Я и стал это записывать. Праведны они, думаю себе, или неправедны– это все надо собрать и потом разобрать : что тут возвышается над чертой простой нравственности и потому свято господу”.

Итак, художественным воплощением поисков и наблюдений Лескова за характером русского человека стал Иван Северьянович Флягин.


- Как вы понимаете смысл слова «праведник»?

Праведники живут по законам добра, наделены любовью к людям, готовностью им помочь, самопожертвованием ради других. Это человек с чистой совестью и душой


В словаре С. Ожегова:

1.У верующих: человек, который живет праведной жизнью, не имеет грехов

2. Человек, ни в чем не погрешающий против нравственности.


Вернёмся к главному вопросу урока

-Можно ли Ивана Северьяновича Флягина назвать праведником”? Почему? 

Стал выше нравственно, ощущает личную ответственность за судьбу Родины и готовность умереть за неё, и это ощущение вполне осознанно, в отличие от первых шагов его жизни.

-Каков же путь Флягина к праведничеству? (Об этом –все наши уроки. Итогом станет реферат).


Лесковская концепция праведничества, в общем-то, несложна. Праведник пре­жде всего — человек верующий. Заповеди Иисуса Христа определяют его поведе­ние, взаимоотношения с людьми, миропонимание и мирочувствование. Праведник живет в миру, сохраняя «живой дух веры». Он противопоставляет любовь нена­висти, прощение — отмщению, милосердие — злобе, единение - разобщенности, веру — безверию, жизнь вечную — смерти. Праведник возвращает истинный и первоначальный смысл таким понятиям и такому образу жизни, как подвижниче­ский подвиг, святость, жизнь по Божьей правде. Искреннее, теплое, идущее от сердца чувство любви к людям движет его поступками. Через сострадание и по­мощь ближнему праведник духовно совершенствуется, приближаясь к идеалу че­ловека, явленному в образе Иисуса Христа.

Герой «Очарованного странника» лишь тогда, когда отказывается от каких-либо эгоистических побуждений и полностью посвящает себя служению людям, становится праведником.

2

Работа с текстом повести. Беседа по содержанию.


– Вспомните, при каких обстоятельствах происходит первое знакомство с героем?


Обращаем особое внимание на то, что встреча автора-повествователя с героем происходит в дороге, в пути. Этот мотив является основой сюжетного движения в “Очарованном страннике”.


– Есть ли в повести описание внешности героя? Чтение


-Что обращает на себя внимание в портрете Флягина?


Трудно представить себе монаха с внешностью богатыря. Монашеская ряса ассоциируется обычно с человеком физически слабым, но сильным духом. Монах Лескова с внешностью Ильи Муромца– личность необычная.


- Почему молчавший до определенного момента “богатырь-черноризец” вмешивается в общий разговор?


Поводом “дивной истории” послужило замечание одного из пассажиров о том, что самоубийцы-мученики и на том свете, так как “за них молиться никто не может”.


А) История о попике-запивашке.Чтение


-Какова функция этого сюжета?


Иван Северьянович явно сочувствует и “попику-запивашке”, и грешникам-самоубийцам – это добрый человек, монах, не проклинающий грешных людей, а считающий, что за них надо помолиться. Но главный смысл в том, что даже «малому» сему под силу творить чудеса и обрести святость. Этот сюжет концентрирует в себе всю повесть.

Б) Состязание с Рареем. Чтение

Иван Северьянович укрощает дикого коня как истинный богатырь и посрамляет знаменитого на весь мир англичанина-укротителя.


- Как соотносится внешность героя с его первыми рассказами?


Личность рассказчика незаурядна. Истории, поведанные им, занимательны, необычны. Интересно, что в конце истории с Рареем на вопрос, почему он не поступил на службу к укротителю, Флягин произносит интригующую фразу : “Надо было другому призванию следовать”. Для Ивана Северьяновича “следовать призванию” – не только развивать талант, но это некая высшая сила, от которой зависит жизнь.

4

- Какие особенности композиции вы заметили?

В первой главе автор представляет героя, а затем сам монах-черноризец повествует о своей жизни в миру.

Последняя, двадцатая глава заканчивается размышлениями автора, то есть использован приём “рассказ в рассказе”. В повествовании же инока (бывшего в миру Флягиным) невозможно проследить единую композицию. История жизни героя разбивается на самостоятельные, но связанные между собой эпизоды, каждый из которых имеет свою завязку, развитие действия, кульминацию и развязку.

Исповедь героя – соединение множества новелл, каждая из которых характеризуется замкнутостью сюжета и своей системой персонажей. В “Очарованном страннике” огромное множество действующих лиц. В рассказе Ивана Северьяныча нет героев, с которыми связаны все его воспоминания от начала и до конца. Все рассказы объединяются исключительно личностью главного героя, а остальные персонажи связаны лишь с определенными эпизодами. Исповедь героя напоминает нитку бус, когда каждый эпизод следует за другим. Определим эти эпизоды


Составляется план (можно с пропусками):

    1. Крепостной форейтор.

    2. Убийство монашка

    3. Спасение графа

    4. Наказание за избитую кошку

    5. Побег. Разбойничество

    6. В няньках. 

    7. Поединок с Савакарием

    8. Плен в Рынь-песках

    9. Побег из плена 

    10. Конэсер. 

    11. История с Грушенькой. 

    12. Рекрутчина под чужим именем

    13. Балаган в Петербурге

    14. Монастырь.

    1. Подведение итогов


- Каков был замысел Лескова в этом произведении?

Показать, какого человека, по его мнению, можно назвать праведником.

IV. Д.з. 1.Закончить план.

2.География путешествия Фл. Запись в тетр.

3.Ответить письменно на вопрос: Какие события в жизни И.Ф. можно назвать главными и почему? (V- 0,5-1 стр.)

3

Тема: Тема дороги и изображение этапов духовного пути в повести Н.С. Лескова «Очарованный странник»

Эпиграф: Мне за народ очень помереть хочется

Н.С. Лесков


Цели: 1. Осмыслить тему дороги, пути в произведении Н.С. Лескова на примере образа и судьбы Ивана Флягина.

2.Раскрыть нравственную и духовную проблематику повести

3. Развивать умение анализировать прозаический текст, сравнивать и обобщать.


Ход урока

    1. Актуализация знаний

1.Проверка сюжетного плана

2.Тест на знание текста


1. С каким былинным богатырем сравнивает автор Флягина?

а) Алеша Попович; б) Добрыня Никитич; в) Илья Муромец; г) Никита Кожемяка.

2. Как звали в детстве Ивана Северьяныча Флягина?
а) Измаил; б) Монах; в) Голован; г) Казачок; д) Иван.

3. Какую награду попросил главный герой за спасение графской семьи?

а) деньги; б) освобождение от крепостной зависимости; в) коня; г) гармонь; д) сапоги.

4. Почему Флягин бежал в степь?

а) в поисках приключений; б) по предложению англичан; в) вслед за возлюблен­ной; г) из-за убийства татарина; д) был взят в плен.

5. Как удерживали главного героя в степи?

а) богатыми подарками; б) отдали Флягину в жены самую красивую девушку; в) держали в колодках в яме; г) подщетинили пятки.

6. Сколько времени провел Флягин в плену?

а) один год; б) три месяца; в) пять лет; г) три года; д) десять лет.

7. Почему Иван Флягин убил Грушу?

а) из-за неразделенной любви; б) чтобы Груша не вернулась к князю; в) чтобы спа­сти ее от греха убийства; г) это произошло случайно.

8. Каковы планы героя-рассказчика в финале повести?

а) остаться в монастыре; б) пойти воевать; в) возвратиться на родину.


    1. Изучение нового

Беседа

-Какие события в жизни И.Ф. можно назвать главными и почему? Д.з.

- А какие эпизоды вы можете назвать поворотными в судьбе главного героя?


Убийство монашка и убийство Груши


- Почему Иван убил монаха? Что герою открывает он перед смертью?


Самое страшное для монаха умереть без покаяния, отпущения грехов. Значит, грехи есть у всех людей

Слово учителя.

Герой стремится уйти от своего предназначения и из-за этого проходит через испытания одно страшнее другого.

- Давайте проанализируем события в жизни Флягина и его высказывания с точки зрения морали и нравственности.

Работа с таблицей.

Работа в группах- анализ отдельных эпизодов

Крепостной форейтор.

Убийство монашка


«сначала смешно показалось»

Спасение графа


«словно какая невидимая сила спасла»

Наказание за избитую кошку


«решился я своею жизнью покончить»

Побег. Разбойничество

«заплакал я и пошел в разбойники»

В няньках. 


«скука для меня была несносная»

Поединок с Савакарием


«Его больше и на свете не стало», - отвечал добродушно и бесстрастно.

Плен в Рынь-песках

«все время на карачках ползал»

Побег из плена 


«чудом спасен»

Конэсер. История с Грушенькой

«Я и осатанел, и весь ум у меня отняло»

Рекрутчина под чужим именем


«скорее за веру умереть», «я на своем веку погубил много неповинных душ»

Балаган в Петербурге


«демона изображал… роль была трудная»

Монастырь.

«деться было некуда», «чем больше повиноваться, то человеку спокойнее жить»


- Какие грехи совершает герой и как он сам их оценивает?


Герой нарушает многие моральные и нравственные нормы. Каждый последующий эпизод делает его ещё большим грешником


- На своём жизненном пути Иван Северьяныч встречает множество людей. Как он относится к ним? Когда интонация его изменяется?


Многих людей он вспоминает равнодушно, даже о своих детях он говорит бесстрастно. Интонация его меняется, когда он говорит о цыганке Груше.


Анализ эпизодов, связанных с образом цыганки Груши Чтение


-Какова дальнейшая судьба Груши и Флягина? Какие литературные ассоциации у вас возникли? 

Судьба Груши подобна судьбе Белы из романа М.Ю.Лермонтова “Герой нашего времени”.

- Чем отличается убийство Груши от других?


Её Иван убивает сознательно


-Как вы оцениваете поступок героя? Преступление или подвиг во имя любви? (дискуссия).

 В ходе дискуссии учащиеся приходят к выводу, что Иван берёт на себя грех цыганки, поэтому её образ становится его ангелом-хранителем


- Герой говорит, что после смерти Груши, он “зачеркнул” себя. Что это значит? 

С этого момента он начинает жить для других, за других, приобретает родство со старичками, меняется судьбой с их сыном, но продолжает жить сердцем!.

-Следующее испытание – Кавказ, впервые герой называет себя великим грешником? Почему? Что-то изменилось в его взглядах на мир, на собственную жизнь?

Меняются нравственные ориентиры – “Много душ на своём веку загубил”.

-И вот, наконец, наш герой в монастыре, сбылось пророчество? 

Нет

-Почему монастырь не стал последней пристанью для Флягина?

Дух не успокоился, внутренний голос говорит: “Ополчайся”.

- В чём теперь он видит своё предназначение?

 "за народ очень помереть хочется»

- Как герой понимает, что прощён Богом? 

У него появляется ещё один дар - дар пророчества

- К кому бы вы отнесли героя, к грешникам или праведникам? Аргументируйте свою точку зрения


Обратимся к мотивам странничества и дороги.


- Изменился ли герой в конце повести? Чем была дорога, странствия для Ивана?


Это не только жизненный путь героя, это путь нравственного перерождения, становления личности. Путь героя — это поиски смысла жизни и своего призвания, но не разумом, а непосредственным чувством и всей своей судьбой. Судьбоносным для Ивана Северьяныча стало стремление разрешить важней­шую духовную задачу: осознать свое назначение в жизни, ответить на вечный для человека вопрос — «зачем я пришел в этот мир?»


-География путешествия Флягина? Д.з.


Интересна при изучении этого мотива география произведения:

Карела, Орловщина, Подмосковье, Карачев, Николаев, Пенза, Астрахань, Каспий, Курск, Кавказ, Петербург, Соловецкие острова. Именно в странничестве, на дорогах жиз­ни вступает «очарованный странник» в контакт с другими людьми.

Но излюбленный в русской литературе мотив пути-дороги не исчерпывается вариантом «охота к перемене мест». Он исполнен глубочайшего философского смысла.


-Что скрывается за внешней переменой мест?


За внешней «переменой мест» скрывается душевная неуспокоенность, «больная совесть», жажда обретения истины , процесс его духовного взрос­ления, нравственного преображения. Жить по совести для русского человека, православного, значит жить по Божьим заповедям. В странничестве сказывается неистребимая «потребность русской души» — «активность в Боге».

Суть этого процесса выявляется прежде всего в том, что присущие Флягину изначально доброта, желание помочь страждущему становятся осознанной необходимостью любить ближнего своего, как самого себя.

    1. Подведение итогов

-Кто же Иван Флягин: грешник или праведник?

- Как вы думаете, почему автор определил своего героя в праведники?

IV. Д.з. карточки-задания.

1. Познакомьтесь со значением слова “странник”, данным в толковом словаре В.И. Даля. Выберите и выпишите те определения, которые разъясняют смысл названия произведения Лескова. Письменно обоснуйте свой выбор.

Странник, -ница, странный, захожий, человек с чужбины, проезжий, прохожий; гость, ищущий... приюта; или обрёкшийся на тунеядное странничество под предлогом богомолья; скиталец, бездомный проходимец, землепроход.

  1. Вспомните, в каких произведениях русской классики вы встречались с образами странников или странниц. В чём принципиальная разница (или что общего) между героем Лескова и теми персонажами, которых вы вспомнили? Запишите свои суждения.

  2.  Отметьте, как и когда у героя меняется имя.

 Каков его род занятий?












4

Тема: Образ Ивана Флягина. Русский национальный характер в изображении Лескова.


Эпиграф: Русский - значит втайне верующий, ибо грешный.
Александр Блок

Цели: 1. Расширить содержание образа лесковского праведника Ивана Северьяныча Флягина как воплощения русского национального характера.

2.Развивать умение анализировать прозаический текст, сравнивать и обобщать

3.Воспитывать патриотические чувства

Словарная работа:

Национальный — «народный, или народу свойственный» (В.И.Даль).
Литературный национальный характер - носитель национально-исторической идеи, которую автор «вложил» в своего героя.

Ход урока.

    1. Актуализация знаний

      1. Проверка письменных ответов 1-2

      2. Какое значение имеет в произведении тема странничества, пути, дороги?

II.Изучение нового.

План

  1. Значение имени героя

  2. Тема борения с жизнью в повести

  3. Каким виделся Лескову русский национальный характер?

  4. Тема России в повести

Беседа.

-Как и когда у героя меняется имя? Д.з

Интересно то, что главный герой при постоянной смене имен в течение повести (Голован, Иван, Петр Сердюков, отец Измаил), остается всегда самим собой — Иваном Северьянычем Флягиным.

- Начнем с имени. Как зовут героя? Вам знакомо это имя? Какие литературные ассоциации оно вызывает?

Иван-царевич, Иван-дурак.

- В повести он Иван-царевич или Иван-дурак?


Трижды, как в сказке, его называют дураком, но в сказках Иван-дурак – лежебока, глуп лишь до поры, до времени, а настанет трудная година и превратится Иванушка-дурачок в Ивана-царевича.


-А о чём говорит фамилия героя?


 Флягин - фляга, бутыль, сосуд для пития; сосуд - что-то содержащее, носящее в себе что-то.


-Так что же в себе носит герой? 


Неуспокоенное сердце и душу, главный жизненный принцип героя – человек должен бороться, терпеть и страда.


Тема борения с жизнью пройдёт через всю повесть.


-Чем живёт герой – умом или сердцем?


 Жизнь увлекает его, он не задумывается над своими поступками


-В чём видит он своё предназначение? 


Обещанный сын, обязан посвятить свою жизнь служению Богу


-Почему же он так противится предназначению?


Судьбоносным для Ивана Северьяныча стало стремление разрешить важней­шую духовную задачу: осознать свое назначение в жизни, ответить на вечный для человека вопрос — «зачем я пришел в этот мир?»

-Через какие испытания пришлось пройти герою, чтобы понять, для чего он пришёл в этот мир? 


Жизнь испытывает его бесполезным трудом – эпизод с камешками; проходит герой испытание на честность – отказ идти вместе с цыганом; испытание бездействием – в няньках.


-Трижды появляется образ монашка, который зовёт идти его в монастырь. Подчиняется ли он этим знамениям? Почему?


 Оставляет право выбора за собой, всегда испытание проходит до конца, живёт в твёрдой уверенности, что русский человек со всем справится.

-Какие ещё испытания выпали на долю героя? 

Плен, пьянство, испытание любовь.


- Какие черты характера Флягина поразили вас?


- Каким виделся Лескову русский национальный характер?


Мы видим человека цельной натуры, богато одарённого, щедрой души, настоящего богатыря, талантливого русского человека, прошедшего через страшные испытания. Обретя дар пророчества, он понимает, что прощён Богом.

Выделив в характере героя идею праведничества в качестве специфической черты, определяющей содержание русского национального характера, автор фик­сирует и другие свойства, присущие герою как представителю своего народа: бес­компромиссность, трудолюбие, деловитость, отсутствие рисовки, демократизм, на­конец, патриотизм.

Тема России в повести


- В какое историческое время живет герой?


Перед читателем предстаёт и мир крепостнической России, и жизнь после отмены крепостного права. Русские дворяне и заезжие иностранцы, цыгане и татары, мирное время и война, жизнь в плену и абсолютная анархия, монастырский уклад — все эти многочисленные реалии позволяют воссоздать многогранный образ страны. Судьба бывшего крепостного человека, который и преступление совершил, и за обиду отомстил, и в плену побывал, и пил “усердно”, и солдатскую лямку тянул, и любил беззаветно, иноком стал, но мечтает “за народ… помереть” — такой запутанной представляется Лескову жизнь не только героя повести, но и судьба всего народа русского.


-Иван Северьянович постоянно меняет род занятий, его называют по-разному. Какое впечатление это вызывает?


Иван Северьянович, проходя очередные “чары”, меняет род занятий, а окружающие каждый раз меняют его имя, называя его не так, как называли в прошлом, поэтому создаётся впечатление, что у главного героя множество лиц и он олицетворяет собой весь русский народ.


“Я не изучал народ по разговорам с петербуржскими извозчиками, а я вырос в народе так мне непристойно ни поднимать народ на ходули, ни класть его себе под ноги…” — говорил писатель.


Понимание этой темы Лесковым кардинально отличалось от того, как решали её современники. Каково же отношение Лескова к исторической судьбе и перспективам развития русского народа? Этот вопрос занимал русских философов, общественных деятелей, писателей на протяжении всего XIX века. Лесков имел свою точку зрения, не совпадавшую с распространённым в то время мнением разночинцев и социал-радикалов, и эта позиция писателя должна быть не только прокомментирована, но и рассмотрена в сравнении (с взглядами Некрасова, например).

Лесков писал: “Я перенёс много упрёков за недостаток какого-то неизвестного мне уважения к народу, другими словами, за неспособность лгать о народе. Я равнодушен к этим упрекам потому, что имею уверенность, что нисколько не обижаю русского народа, не скрывая его мерзостей и гадостей, от которых он не свободен, как и всякий другой народ. Возводить его в перл создания нечего, да и не для чего…”

Конечно, любовью, симпатией и сочувствием пронизано произведение, но для Лескова немыслимо закрыть глаза и на преступления, которые творит его герой. Писатель считал, что сознание народа темно, а его интересы далеки от какой-либо борьбы (Некрасов).

Т.о. можно говорить также о теме России, которая пронизывает всё произведение.

    1. Подведение итогов

- Как в судьбе и характере И.Ф. отражается русский национальный характер?

Характер Ивана Флягина неоднозначен: в нём есть наивность и ум, греховность и детская вера, удаль и смирение. Герой находится всё время в пути, он нигде не “прирастает”, встреча рассказчика с ним происходит в момент их недолгого совместного плавания. Повествование Флягина о своей жизни поражает тем, как просто герой говорит о чужих и своих страданиях. Обсуждая события, описанные в «Очарованном страннике», мы не можем обойти молчанием трагические судьбы убитого монаха, детей Флягина и его четырёх жён, но трагична и история его плена, его любовь к Груше, забыть которую он не может никак. Герой Лескова — неоднозначный человек, сложный и цельный одновременно.


-Как вы думаете, в наше время есть такие люди, как Иван Флягин? Нужны ли они России?

    1. Д.з.1. письм. Каким виделся Лескову русский национальный характер и что я в нем принимаю и не принимаю? (V:0,5-1 стр)

  1. Работа по карточке

1.  Познакомьтесь со значением слова “очаровывать”, данным в словаре В.И. Даля. Выберите и выпишите те определения, которые разъясняют смысл названия произведения Лескова. Письменно обоснуйте свой выбор. (V-0,5 стр)

Очаровывать, очаровать, — (кого, что) обворожить, околдовать, обавать, окудесить, отвести глаза, навести ману, мороку, заговорить, обойти словом, оволхвовать, ознахарить, чарами овладеть кем. Прельщать или пленять, влюблять в себя.

2.  Обдумайте значение слова “чары”, данное в словаре В.И. Даля. Ответьте письменно на вопрос: чьи и какого рода чары оказывают влияние на судьбу Ивана Флягина?

Чары — ж., мн., волшебство, волхованье, колдовство, знахарство; обаяние, мараморока; чернокнижие, кудесничество; наговоры или заговоры. Отсюда чёрный, черта?чорт?


















5

Тема: Н.С. Лесков. «Очарованный странник». Смысл названия повести

Эпиграф . Я люблю заглавие, чтобы оно было живо и в самом себе

рекомендовало содержание живой повести.

Н.С. Лесков

Цели: 1. Объяснить смысл названия, определить жанровое и художественное своеобразие произведения

2.Развивать умение анализировать прозаический текст, сравнивать и обобщать

  1. Воспитывать любовь к слову, русской литературе

Ход урока.

    1. Актуализация знаний

- Каким виделся Лескову русский национальный характер и что я в нем принимаю и не принимаю?

II.Изучение нового

План

  1. Смысл имени и фамилии героя

  2. Особенности жанра

  3. Подготовка к итоговой работе.


Слово учителя.

Лесков говорил: “Я люблю заглавие, чтобы оно было живо и в самом себе рекомендовало содержание живой повести”.


-Результаты работы по карточке. Д.з.

1.  Познакомьтесь со значением слова “очаровывать”, данным в словаре В.И. Даля. Выберите и выпишите те определения, которые разъясняют смысл названия произведения Лескова. Письменно обоснуйте свой выбор. (V-0,5 стр)

Очаровывать, очаровать, — (кого, что) обворожить, околдовать, обавать, окудесить, отвести глаза, навести ману, мороку, заговорить, обойти словом, оволхвовать, ознахарить, чарами овладеть кем. Прельщать или пленять, влюблять в себя.

2.  Обдумайте значение слова “чары”, данное в словаре В.И. Даля. Ответьте письменно на вопрос: чьи и какого рода чары оказывают влияние на судьбу Ивана Флягина?

Чары — ж., мн., волшебство, волхованье, колдовство, знахарство; обаяние, мараморока; чернокнижие, кудесничество; наговоры или заговоры. Отсюда чёрный, черта?чорт?

Выводы:

Название «Очарованный странник» многозначно. Материнской волею обещан, предназначен Иван Северьянович Флягин Богу, но над ним как будто нависают неведомые чары, недаром он говорит, что многое в своей жизни “не своею волею делал”.

Случай, судьба, роковое начало играют жизнью героя, а тот не всегда противостоит тёмной силе своих обид и желаний. В повести выведен человек со сложным характером, не всегда умеющий отделить добро от зла, не имеющий крепкой нравственной опоры, и недобрые чары управляют судьбой героя. Осознание этого является важнейшим началом в общем понимании произведения.

Чувство прекрасного, очарованность миром, желание овладеть красотой — ещё одна важная составляющая в образе Ивана Флягина.


- Где это проявляется?


Это проявляется в его восхищении конями, заворожённости песней, преклонении перед красотой цыганки. Чтение.


Не менее значимо и второе слово названия — “странник”. О странствиях героя по России и стран­ствиях по жизни, которые начались, но неизвестно когда, как и чем закончатся, повествует Лесков.


-Вспомните, в каком значении употребляется слово «Странник» в повести?


Первоначально автор хотел назвать своё произведение «Чернозёмный Телемак». Телемак — сын Одиссея. Античное предание гласит о том, что он отправился на поиски отца в сопровождении своего воспитателя Ментора. Этот сюжет послужил основой романа Фенелона «Приключения Телемака», написанного им в 1699 году для своего воспитанника — малолетнего герцога Бургундского, ставшего престолонаследником. Своеобразный воспитательный роман был призван научить молодого герцога управлять страной на благо своих подданных. Его сюжет состоял в том, что, пройдя через множество испытаний вплоть до рабства и познав страдания, Телемак Фенелона к концу романа становится умным политиком, сострадательным и гуманным человеком, питающим отвращение к войне. Но очарованный странник Лескова не становится лучше или хуже, чем он был в юности и молодости. Писателю было свойственно стремление к поучительности, но его произведения лишены прямолинейной дидактики. Он всегда оставлял читателю возможность самому задуматься над поставленными проблемами.

Обсуждая эти вопросы, учащиеся приходят к выводу, что «Очарованный странник» — многомерное, многоаспектное произведение.


Современные ученые также обращаются к слову «очарованный» («очарован­ность», «очарование») для объяснения характера и судьбы Ивана Флягина. Н.И. Пруцков пишет: «Вся его жизнь проходит в разнообразных очарованиях, в арти­стических, бескорыстных увлечениях. Над Иваном Северьянычем властвуют чары любви к жизни, к людям, к природе и родине. Подобные натуры способны стать одержимыми, они впадают в иллюзии, в самозабвение, в грезы, в восторженно-поэтическое экзальтированное состояние, еще не пробудившись для сознательной, организованной исторической жизни» [Пруцков, с. 16].

Герой повести, — считает М.Л. Чередникова — «невольный странник, ибо ни­где для этого незаурядного человека не находится места. Он «очарован», околдо­ван, ибо постоянно испытывает на себе власть обстоятельств, при которых он не волен распоряжаться своей судьбой. Вместе с тем смысл названия определяется и своеобразной артистической, художественной натурой Ивана Северьяныча, спо­собного испытать очарование жизни, красоты и любви» [Чередникова, с. 100].

Известный исследователь творчества Н.С. Лескова — Н.Н. Старыгина считает, что «очарованный странник» еще и потому, что героем владеет страстное желание разгадать тайну бытия, загадку человеческой жизни. Мотив странничества роднит лесковского героя с вечными странниками русской земли, с каликами перехожими, «мужичками-касьянами», паломниками и бродягами» [Старыгина, с.116].

И.В. Столярова дает несколько толкований эпитета «очарованный». Во-первых, он [эпитет] прежде всего «выявляет артистический склад характера Ивана Северь­яныча, поэтому оно часто оказывается тождественной другому определению, ко­торое прилагает к себе сам герой; «восхищенный», В силу поэтической природы души Ивана Северьяныча в контексте многих эпизодов повести оно приобретает метафорическое значение и указывает на свойственную ему чуткость, эстетиче­скую отзывчивость, способность пленяться тем или иным явлением жизни ощу­щать притягательность красоты». Во-вторых, «очарованный» означает... подвласт­ный чему-то таинственному, чародейному, чудесному, страдающий от наважде­ния». Так же «использование этого определения в повести связано с той особенно­стью душевного склада Ивана Северьяныча, которую можно определить как есте­ственный идеализм героя, постоянно порывающегося в область самых высоких ду­ховных стремлений». В духе той же романтической литературы «очарованный» применительно к отдельным периодам жизни Ивана Северьяныча и его младенче­скому сознанию означает и «скованный», не развернувший всех своих возможностей, переживающий период «сна души» — внутреннего оцепенения» [Столярова, с. 148 — 149].

Особенности жанра


В первом издании автор назвал его: «Очарованный странник, его жизнь, опыты, мнения и приключения. Рассказ». Затем на протяжении многих лет его жанр определяли как повесть. В учебниках и методических пособиях последнего времени он определяется то как повесть, то как повесть-хроника, то как хроника.

Можно ли назвать это произведение сказом?

«Очарованный странник» — повесть со сказовой формой повествования. В этом произведении несколько стилистических пластов, но сказовая форма повествова­ния является преобладающей. Вступление и заключение написаны от лица повест­вователя. Его речь отличается от речи рассказчика, как литературно оформленная от литературно неоформленной. Особый стилистический пласт в виде диалога слушателей-попутчиков Флягина и рассказчика.

Сказ — это не жанр, а особая форма повествования, поэтому мы вспоминаем лесковскую повесть о левше, повести Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки», сказы Бажова, которые являются авторскими сказками. Каждый раз, вспоминая тот или иной сказ, мы уточняем жанр произведения.

Сказ — особый тип повествования, представляющий собой имитацию устной речи со всеми присущими ей особенностями культурной и профессиональной среды, к которой принадлежат рассказчики.

Рекомендации по написанию реферата-итоговой работы


III. Подведение итогов

-Объясните своё понимание названия произведения Лескова «Очарованный странник».

- Можно ли Ивана Северьяновича Флягина назвать праведником? Почему?

IV. Д.з. Реферат

Тема праведничества в повести Н.С. Лескова «Очарованный странник»

План

(пункты плана можно менять местами)

  1. “Я люблю заглавие, чтобы оно было живо и в самом себе рекомендовало содержание живой повести”. (Н.С. Лесков) Смысл названия «Очарованный странник».

  2. Каким образом меняется судьба Ивана Флягина? Проследите её жизненные этапы.

  3. Образ русского народа, время и пространство, изображённое в «Очарованном страннике».

  4. Каким виделся Лескову русский национальный характер?

  5. Можно ли Ивана Северьяновича Флягина назвать праведником? Почему?

  6. В каких произведениях последующей русской литературы нашел продолжение образ Ивана Флягина?































Источники:

Плавинская Н.Ю. Анализ произведения и развитие письменной речи учащихся.

На примере изучения повести «Очарованный странник». Ж. «Литература» №14, 2007.


http://festival.1september.ru/articles/632202/

http://a4format.ru/





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!