СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Н.В.Гоголь. Биография. Вечера на хуторе близ Диканьки.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

- познакомить с понятиями «повесть», «юмор», повторить понятия «пейзаж», «олицетворение»;

- познакомить с биографией писателя и с историей создания повести;

- развивать навыки осознанного чтения.

Просмотр содержимого документа
«Н.В.Гоголь. Биография. Вечера на хуторе близ Диканьки.»

Краткосрочный план урока № 20


Раздел 2. Рождества в литературе. Урок № 3.

Школа: КГУ СШГ № 11 г. Кокшетау

Дата:

ФИО учителя: Дмитриченко Н.А.

Класс 6:

Количество присутствующих:

отсутствующих:

Тема урока:

Н.В.Гоголь. Биография. Вечера на хуторе близ Диканьки.

ЦО, которые достигаются на данном уроке:

6.1.1.1. понимать термины: художественный мир, миф, мифический герой, мифологический образ, эпос как род литературы, рассказ, повесть, пьеса-сказка, афиша, ремарка, портрет, пейзаж, метафора, олицетворение, риторические фигуры, антитеза, перифраз.

6.1.6.1. давать развернутый ответ на вопрос.

Цели урока


- познакомить с понятиями «повесть», «юмор», повторить понятия «пейзаж», «олицетворение»;

- познакомить с биографией писателя и с историей создания повести;

- развивать навыки осознанного чтения.

Критерии

оценивания

  1. Знают, что такое «повесть» и «юмор».

  2. Могут ответить на вопросы по биографии и истории создания повести.

  3. Владеют навыками смыслового чтения.

Предыдущее

обучение:

Этот раздел построен на знаниях и навыках, полученных на уроках русской литературы в 1-ой четверти 6-го класса.

Ход урока

Запланированные

этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Ресурсы

Начало



Приветствует.

Создает положительное настроение.


Проверяет домашнее задание.

Заполнить диаграмму Венна.


Учащиеся записывают тему урока и формулируют цели урока совместно с учителем.


Середина

Учитель демонстрирует портрет писателя и основные данные из биографии Гоголя.


Имя при рождении:

Николай Васильевич Яновский

Псевдонимы:

В. Алов; П. Глечик; Н. Г.; ОООО; Пасичник Рудый Панько; Г. Янов; N. N.; ***

Дата рождения:

20 марта (1 апреля) 1809

Место рождения:

местечко Большие Сорочинцы, Полтавская губерния, Российская империя

Дата смерти:

21 февраля (4 марта) 1852 (42 года)


Г.

Учащиеся в группах изучают материал, подготовленный учителем. Они должны выделить и выписать только информацию, относящуюся к истории создания цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Как известно, детские годы Гоголь провел рядом с селом Диканька. Это место уникально, многие считают его мистическим. Украина всегда отличалась своим особым колоритом. У Гоголя возникла смелая идея – написать цикл повестей на украинскую тематику.

Санкт-Петербург, конец апреля 1829 года. В полутемной продолговатой комнате "доходного" дома что-то пишет за столом молодой человек с бледным лицом. У него модная прическа, высоко взбитый "кок".

Несколько месяцев назад он приехал из Нежина, где, окончив гимназию, получил звание чиновника. У молодого человека были честолюбивые намерения: устроиться в столице по части юстиции, не жалея сил, способствовать искоренению всякого рода несправедливостей. Однако поступить на службу оказалось нелегко, несмотря на рекомендательные письма высоких, как ему казалось, особ. То отвечают, что свободных мест нет, то предлагают наведаться через месяц-два. А жизнь в столице дорога.

Гоголь спрашивал у матери в письме, как называются старинные платья замужних женщин и девушек, просил описать свадьбу, не упуская ни малейших подробностей, прислать записи страшных народных сказаний, преданий, разных анекдотов:

Письмо примечательно: в нем впервые проступает намерение будущего великого русского писателя создать книгу "Вечера на хуторе близ Диканьки". Через два года она и выйдет из печати, положив, положив начало славе Николая Васильевича Гоголя.

Писатель начал работать над ним в 1829 году, а в 1831 году вышла первая книга «Вечеров…», а  через год – вторая. Получился удивительный сборник повестей о прекрасном местечке Украины.

В него вошли 8 произведений, которые делятся на 2 книги. В первую вошли  «Сорочинская ярмарка», «Вечер накануне Ивана Купала», «Майская ночь  или Утопленница»,  и «Пропавшая грамота». Во вторую – «Страшная месть», «Иван Федорович и его тетушка», «Заколдованное место» и «Ночь перед Рождеством».

Известно, что писатель использовал для создания своей первой книги не только украинские исторические предания, которые ему помогали собирать его родные и друзья, но и другие источники.


Опрос по рассказанному материалу.

  1. Сколько частей имеет сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки» (Две.)

  2. Кто помогал собирать материал для этих повестей? (друзья, родные)

3. В каком году вышла первая часть «Вечеров»? (В сентябре 1831 года.)

4. А вторая часть? (В 1832 году.)

5. Сколько повестей вошло в сборник "Вечера на хуторе близ Диканьки"?

(Обе части состоят из восьми повестей, что стало совершенно новым явлением в русской литературе.)

6. Назовите эти повести. («Сорочинская ярмарка», «Иван Федорович Шпонька и его тетушка», «Майская ночь, или Утопленница», «Пропавшая грамота», «Ночь перед Рождеством», «Заколдованное место», «Страшная месть», «Вечер накануне Ивана Купала».


Учитель рассказывает о том, что юмор Гоголя заставляет читателей смеяться, ведь юмор - это изображение героев в смешном виде, смех веселый, доброжелательный, что даже злые силы изображены не страшными, а забавными, что особенно это можно наблюдать в повести «Ночь перед Рождеством»; о том, что в данной повести Гоголь как нельзя точно описал быт, наряды, украинский фольклор того времени, что писателя вдохновили народные поверья, связанные с этим праздником,  ведь именно в ночь под Рождество происходят самые разнообразные чудеса.

Учащиеся записывают со слайда, что такое юмор.


Учащиеся записывают, что такое повесть.

Знакомятся с главными действующими лицами повести через просмотр видеоматериала. (1.32 – 3,16).

К.

Учащиеся читают произведение.


Тестовые вопросы на понимание текста.

Учащиеся должны выразить свое отношение к прочитанному произведению.


Критерии оценивания:

  1. Учащиеся читают выразительно, понимают прочитанное.

  2. Отвечают на вопросы по содержанию повести.

  3. Выражают свое мнение о повести с позиции «нравится – не нравится», аргументируют свою точку зрения.

Слайды

1,2 https://videouroki.net/razrabotki/prezentatsiya-k-uroku-literatury-na-temu-nvgogol-vechera-na-khutore-bliz-dikanki.html

Презентация к уроку литературы на тему Н.В.Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки»













































Учебник


(1.32-3.16)

https://www.youtube.com/watch?v=0d-LgIGN6Gshttps://www.youtube.com/watch?v=0d-LgIGN6Gs

Ночь перед Рождеством





Конец

Рефлексия.

1. Мне было интересно…

2. Сегодня я узнал (а)…

3. У меня получилось…

4. Я выполнял (а) задания…


Домашнее задание.

Дочитать повесть.


Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Здоровье и соблюдение техники безопасности

Работая в группах, более способные учащиеся оказывают поддержку менее способным ученикам.

Наблюдение, комментарии учащихся, взаимооценивание,

Кабинет оборудован в соответствии с нормами безопасности, следить за осанками учащихся

Рефлексия по уроку

Были ли цели урока/цели обучения реалистичными? Все ли учащиеся достигли ЦО? Если нет, то почему?

Правильно ли проведена дифференциация на уроке?

Выдержаны ли были временные этапы урока? Какие отступления были от плана урока и почему?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!