СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 18.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Н.В.Гоголь. "Мертвые души". Собакевич. Путешествие по главам.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

материал к уроку

Просмотр содержимого документа
«Н.В.Гоголь. "Мертвые души". Собакевич. Путешествие по главам.»

«Бульдожья» хватка Собакевича. Путешествие по главам

«Бульдожья» хватка Собакевича.

Путешествие по главам

9.2.5.1 характеризовать героев произведения, их поступки, мотивы поведения, значение имен и фамилий

9.2.5.1 характеризовать героев произведения, их поступки, мотивы поведения, значение имен и фамилий

Манилов “ так себе, ни то ни сё” Коробочка Плюшкин дубинноголовая «прореха на человечестве»  Ноздрев  исторический человек Собакевич средней величины медведь

Манилов

“ так себе,

ни то ни сё”

Коробочка

Плюшкин

дубинноголовая

«прореха на человечестве»

Ноздрев

исторический человек

Собакевич

средней величины медведь

Образ героя Михаил Семенович Собакевич - мужчина средних лет (ему где-то за 40). Он живет в провинциальном

Образ героя

Михаил Семенович Собакевич - мужчина средних лет (ему где-то за 40). Он живет в провинциальном "захолустье", где активно занимается своей большой усадьбой. Внешность Собакевича очень напоминает внешность медведя. Характер и манеры у Собакевича далеко не такие деликатные, как у Манилова или Чичикова. В трех словах внешность Собакевича можно описать так: "медведь", "исполин", "богатырь "

Деревня Собакевича «довольно велика». Слева и справа от нее расположены «два леса, березовый и сосновый, как два крыла, одно темное, другое светлее». Уже леса эти говорят о хозяйственности помещика, его практической сметке. Полностью соответствует внешнему и внутреннему облику хозяина и его усадьба. Собакевич нисколько не заботится об эстетичности, внешней красоте окружающих его предметов, думая лишь об их функциональности.

Деревня Собакевича «довольно велика». Слева и справа от нее расположены «два леса, березовый и сосновый, как два крыла, одно темное, другое светлее». Уже леса эти говорят о хозяйственности помещика, его практической сметке. Полностью соответствует внешнему и внутреннему облику хозяина и его усадьба. Собакевич нисколько не заботится об эстетичности, внешней красоте окружающих его предметов, думая лишь об их функциональности.

Образ героя В портрете Собакевича ощутим гротескный мотив сближения героя с животным, с вещью. Тем самым Гоголь подчеркивает ограниченность интересов помещика миром материальной жизни. Качества героя Гоголь раскрывает также посредством пейзажа., интерьера и диалогов. Смысл фамилии Фамилия Собакевич формально не связана с его внешним обликом: Собакевич похож «на средней величины медведя» ; цвет лица «каленый, горячий, какой бывает на медном пятаке» .Однако ассоциативно фамилия соответствует характеру и портрету: у Собакевича «бульдожья» хватка и лицо; кроме того, к людям он относится, как цепной пес (ср. иронически обыгранные Гоголем слова Собакевичем после согласия продать души: «да уж нрав такой собачий: не могу не доставить удовольствие ближнему») . Грубость и неуклюжесть — суть портрета Собакевича Природа, создавая его лицо, «рубила со всего плеча: хватила топором раз — вышел нос, хватила другой — вышли губы, большим сверлом ковырнула глаза и, не обскобливши, пустила на свет…».

Образ героя В портрете Собакевича ощутим гротескный мотив сближения героя с животным, с вещью. Тем самым Гоголь подчеркивает ограниченность интересов помещика миром материальной жизни. Качества героя Гоголь раскрывает также посредством пейзажа., интерьера и диалогов.

Смысл фамилии

Фамилия Собакевич формально не связана с его внешним обликом: Собакевич похож «на средней величины медведя» ; цвет лица «каленый, горячий, какой бывает на медном пятаке» .Однако ассоциативно фамилия соответствует характеру и портрету: у Собакевича «бульдожья» хватка и лицо; кроме того, к людям он относится, как цепной пес (ср. иронически обыгранные Гоголем слова Собакевичем после согласия продать души: «да уж нрав такой собачий: не могу не доставить удовольствие ближнему») . Грубость и неуклюжесть — суть портрета Собакевича Природа, создавая его лицо, «рубила со всего плеча: хватила топором раз — вышел нос, хватила другой — вышли губы, большим сверлом ковырнула глаза и, не обскобливши, пустила на свет…».

Отношение к людям Собакевич Михаил Семёнович так говорит о власть имущих города: представитель палаты – дурак, какого свет не производил, губернатор – первый разбойник в мире, полицмейстер – мошенник. В этих высказываниях проявляется убогость. Глупость говорящего, хотя он считает себя гораздо выше других. Вся его медвежья сила, напористость направлены на то, чтобы выжать доход, не считаясь ни с какими моральными нормами. Ради своих интересов он готов продать мужиков, хоть живыми, хоть мёртвыми. Всегда молчаливый, он вдруг становится очень красноречивым, расхваливая умерших крестьян, ведь для него они – товар. За каждую мужскую душу запросил по 100 рублей, за женскую – «по рублику», за людей женщин не считал. И с живыми людьми он ладит только потому, что это - выгодная собственность.

Отношение к людям

Собакевич Михаил Семёнович так говорит о власть имущих города: представитель палаты – дурак, какого свет не производил, губернатор – первый разбойник в мире, полицмейстер – мошенник. В этих высказываниях проявляется убогость. Глупость говорящего, хотя он считает себя гораздо выше других. Вся его медвежья сила, напористость направлены на то, чтобы выжать доход, не считаясь ни с какими моральными нормами. Ради своих интересов он готов продать мужиков, хоть живыми, хоть мёртвыми. Всегда молчаливый, он вдруг становится очень красноречивым, расхваливая умерших крестьян, ведь для него они – товар. За каждую мужскую душу запросил по 100 рублей, за женскую – «по рублику», за людей женщин не считал. И с живыми людьми он ладит только потому, что это - выгодная собственность.

Образ жизни, хозяйство С самого начала образ С. связывается с темой денег, хозяйственности, расчета. Душевный облик С. отражается во всем, что его окружает. В его доме все «бесполезные» архитектурные красоты удалены. Избы мужиков также построены без всяких украшений. В доме С. на стенах висят картины, изображающие исключительно греческих героев, которые внешне похожи на хозяина дома. Помещик озабочен лишь сохранением своего достатка да изобилием стола. Больше всего он любит хорошо и вкусно поесть, не признавая иностранных диет.

Образ жизни, хозяйство

С самого начала образ С. связывается с темой денег, хозяйственности, расчета. Душевный облик С. отражается во всем, что его окружает. В его доме все «бесполезные» архитектурные красоты удалены. Избы мужиков также построены без всяких украшений. В доме С. на стенах висят картины, изображающие исключительно греческих героев, которые внешне похожи на хозяина дома. Помещик озабочен лишь сохранением своего достатка да изобилием стола. Больше всего он любит хорошо и вкусно поесть, не признавая иностранных диет.

Черты характера Помещики, подобные Собакевичу, – злобные и жестокие крепостники, никогда не упускавшие своей выгоды. «Душа у Собакевича, казалось, закрыта такою толстою скорлупой, что все, что ни ворочалось на дне ее, не производило решительно никакого потрясения на поверхности», – говорит автор. Тело его стало неспособно к выражению душевных движений. Он прямолинеен, достаточно груб и никому ни во что не верит. Ум Собакевича, его проницательность и, вместе с тем, «дикость», нелюдимость, необщительность помещика проявляется в его речи. Собакевич высказывается четко, кратко, без излишней «красивости».

Черты характера

Помещики, подобные Собакевичу, – злобные и жестокие крепостники, никогда не упускавшие своей выгоды. «Душа у Собакевича, казалось, закрыта такою толстою скорлупой, что все, что ни ворочалось на дне ее, не производило решительно никакого потрясения на поверхности», – говорит автор. Тело его стало неспособно к выражению душевных движений. Он прямолинеен, достаточно груб и никому ни во что не верит. Ум Собакевича, его проницательность и, вместе с тем, «дикость», нелюдимость, необщительность помещика проявляется в его речи. Собакевич высказывается четко, кратко, без излишней «красивости».

Продажа «Мертвых душ» В его разговоре с Чичиковым раскрывается психология кулака, умеющего заставить крестьян трудиться на себя и извлечь из этого максимальную выгоду. Собакевич прямолинеен, достаточно груб и никому ни во что не верит. Просьбу Чичикова Собакевич воспринимает спокойно, но требует за каждую мертвую душу по 100 рублей, да еще и нахваливает свой товар, как купец. Собакевич выгодно продает Чичикову «мертвые души». Прижимистый помещик сбыл мертвых душ с выгодой для себя, да еще и надул Чичикова, подсунув ему одну особу женского пола. «Кулак, кулак, да еще и бестия впридачу!» - так характеризует его Чичиков.

Продажа «Мертвых душ»

В его разговоре с Чичиковым раскрывается психология кулака, умеющего заставить крестьян трудиться на себя и извлечь из этого максимальную выгоду. Собакевич прямолинеен, достаточно груб и никому ни во что не верит. Просьбу Чичикова Собакевич воспринимает спокойно, но требует за каждую мертвую душу по 100 рублей, да еще и нахваливает свой товар, как купец. Собакевич выгодно продает Чичикову «мертвые души». Прижимистый помещик сбыл мертвых душ с выгодой для себя, да еще и надул Чичикова, подсунув ему одну особу женского пола. «Кулак, кулак, да еще и бестия впридачу!» - так характеризует его Чичиков.

Вывод В отличие от Ноздрева Собакевича нельзя причислить к людям, витающим в облаках. Этот герой твёрдо стоит на земле, не тешит себя иллюзиями, трезво оценивает людей и жизнь, умеет действовать и добиваться того, чего хочет. Сам он отрицательно относится ко всему, что связано с культурой и просвещением: «Просвещение - вредная выдумка». Он хорошо понимает окружающую обстановку и понимает время, в которое он живёт, знает людей. В отличие от остальных помещиков он сразу понял сущность Чичикова. Собакевич - это хитрый пройдоха, наглый делец, которого трудно провести. Всё окружающее он оценивает лишь с точки зрения своей выгоды.

Вывод

В отличие от Ноздрева Собакевича нельзя причислить к людям, витающим в облаках. Этот герой твёрдо стоит на земле, не тешит себя иллюзиями, трезво оценивает людей и жизнь, умеет действовать и добиваться того, чего хочет. Сам он отрицательно относится ко всему, что связано с культурой и просвещением: «Просвещение - вредная выдумка». Он хорошо понимает окружающую обстановку и понимает время, в которое он живёт, знает людей. В отличие от остальных помещиков он сразу понял сущность Чичикова. Собакевич - это хитрый пройдоха, наглый делец, которого трудно провести. Всё окружающее он оценивает лишь с точки зрения своей выгоды.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!