Сценарий
урока внеклассного чтения
по литературе в форме творческого зачёта
с мультимедийным сопровождением
для учащихся 6 класса
Подготовила
учитель русского языка и литературы
МОУ ИРМО «Хомутовская средняя
общеобразовательная школа №2»
Тропина Алена Александровна
Пояснительная записка
Данный урок является заключительным в цикле уроков по изучению повестей из сборника Н.В.Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» в 5-6 классах.
Считаю целесообразным проводить такие заключительные уроки в форме творческого зачёта после изучения творчества какого-либо писателя или литературных разделов учебника (А.С.Пушкин «Повести покойного И.П.Белкина», сказки А.С.Пушкина, сказы П.П.Бажова, русские народные сказки, литературные сказки и т.п.)
К таким творческим урокам ребята с интересом и увлечённо готовятся, самостоятельно читают художественные произведения, составляют вопросы к викторинам и кроссвордам, выполняют рисунки, создают словари диалектных слов, готовят костюмы, приносят из школьной, сельской и домашней библиотеки книги, которые помогают в оформлении презентации и книжной выставки к уроку.
Использование ИКТ на таких уроках просто необходимо. Мультимедийное сопровождение поможет разнообразить урок, сделать его ярким и запоминающимся. Рисунки и конкурсные задания, подготовленные учащимися, намного эффектнее и удобнее продемонстрировать на экране. Урок может проходить с соответствующим музыкальным и видеосопровождением.
В приложении 1 приводятся фотографии творческих работ учащихся.
Тема урока: «Весёлая и искренняя, фантастическая и достоверная книга о быте украинского народа» ( по сборнику повестей Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки»: «Ночь перед Рождеством»,
«Заколдованное место», «Вечер накануне Ивана Купала», «Сорочинская ярмарка»)
Цели урока:
Образовательная: расширить и углубить знания учащихся о творчестве писателя;
Развивающая: продолжить работу над умениями и навыками работы с текстом, над теоретическими понятиями, над обучением выразительному чтению, развитием творческих способностей;
Воспитательная: воспитание интереса и любви к книге, воспитание таких качеств как работа в группе, самостоятельное добывание знаний, самооценка, самоконтроль, саморегуляция.
Тип урока: урок внеклассного чтения в форме творческого зачёта
Оборудование: выставка рисунков учащихся, выставка книг, посвящённых творчеству Н.В.Гоголя, портрет писателя, творческие словари учащихся, элементы костюма у команд, мультимедийное оборудование
Ход урока:
I. Организационный момент
Сообщение темы и целей урока учителем
Задача – проверить, насколько дети усвоили самостоятельно прочитанные повести Н.В.Гоголя.
II. Вступительное слово школьного библиотекаря
«Звонкая песня лилась рекою по улицам хутора… Было то время, когда утомлённые дневными трудами и заботами парубки и дивчины шумно собирались в кружок, в блеске чистого вечера выливать своё веселье в звуки, всегда неразлучные с унынием. И задумавшийся вечер мечтательно обнимал синее небо, превращая всё в неопределённость и даль. Уже и сумерки, а песни всё не утихали…»
Так начинается одна из повестей Н.В.Гоголя из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки».
Гоголь, ребята, ещё очень долго будет с вами. В 7 классе вы познакомитесь с героической повестью «Тарас Бульба», в 8 классе - с бессмертной комедией о нравах «Ревизор», в 9 классе – с самым крупным и значительным произведением Гоголя - с поэмой «Мёртвые души».
Все эти произведения, а также сборники повестей «Миргород», «Арабески», «Петербургские повести» вы можете найти в нашей библиотеке. В библиотеке вы также сможете познакомиться с биографией Николая Васильевича, посмотреть много иллюстраций.
Хотелось бы, чтобы оценка прочитанных вами произведений совпадала с оценкой А.С.Пушкина:«Сейчас прочёл «Вечера…». Они изумили меня. Вот настоящая весёлость, искренняя, непринуждённая, без жеманства, без чопорности. А местами, какая поэзия! Какая чувствительность!» и с оценкой критика В.Г.Белинского: «Это была поэзия юная, свежая, благоуханная, роскошная, упоительная…»
III. Сообщение учащихся об истории создания сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н.В.Гоголь активно собирал предания и сказки, записывал их. Эти записки он назвал «Книга всякой всячины или подручная энциклопедия», она помогла ему в будущем в работе над «Вечерами на хуторе близ Диканьки». Сборник писался два года и полностью был закончен и опубликован в 1832 году. В то время очень модно было всё малороссийское (украинское). Писатель же сам был украинцем по национальности, хорошо знал нравы и обычаи своего народа, украинский был для него родным языком. Книга получилась весёлой и искренней, фантастической и достоверно описывающей быт украинского народа. Конечно, она была принята «на ура» и читателями, и критиками. Все писатели того времени, в том числе и Пушкин, восторженно отзывались о ней. «Все обрадовались этому живому описанию племени поющего и пляшущего», - писал о книге А.С.Пушкин. На титульном листе своей книги Гоголь написал: «Повести, изданные пасичником Рудым Паньком».
- Кто такой Рудый Панько? ( Это вымышленный персонаж, он нужен для придания достоверности повестям, такой приём использовался и у А.С. Пушкина в «Повестях Белкина»).
IV. Творческий зачёт
Слово учителя о ходе игры, о названиях конкурсов. Деление класса на 2 команды:
«Парубки» и «Дивчины» (по 7 чел.).
План конкурса:
Разминка.
1.Угадай-ка.
2. Головоломка.
3. Пейзаж.
4. Женихи да невесты.
5. Портрет героини.
6.Художники.
7. Фантастическая история.
8. Метание стрел.
Баллы подсчитает жюри (библиотекарь, учитель, ученик), чтобы выявить команду-победителя.
Разминка
Для всей команды: Угадайте название повести по набору иллюстраций художника.
1. «Ночь перед Рождеством», «Заколдованное место»
2. «Вечер накануне Ивана Купала», «Сорочинская ярмарка»
1. Угадай-ка
Для первых игроков: Ответьте на вопросы.
1 а. Как называется дом украинцев? (хата)
б. Что попросила Оксана у Вакулы, пообещав выйти за него замуж? (черевички)
2 а. Что искал Петрусь в полночь в лесу среди бурьяна и терновника? (цветок папоротника)
б. Что ел Пузатый Пацюк? (галушки, вареники со сметаною)
2. Головоломка
Для вторых игроков: имена героев на разрезных карточках
Найдите героев повестей «Сорочинская ярмарка», «Вечер накануне Ивана Купала». Найти лишних героев, из какой они повести? («Ночь перед Рождеством»)
1. «Сорочинская ярмарка» - Грицько, Параска, Солопий, Хивря, Солоха, Вакула
2. «Вечер накануне Ивана Купала» - Петрусь, Корж, Ивась, Басаврюк, Корний Чуб, Оксана
3. Пейзаж
Для третьих игроков: Что такое пейзаж? (Изображение картины природы в художественном произведении). Угадайте, из каких произведений взяты данные отрывки?
1 а. «Зимняя ясная ночь наступила. Глянули звёзды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело…» («Ночь перед Рождеством»)
1б. «Где же цветы? Ничего не видать. Дикий бурьян чёрен кругом и глушит всё своею густотою. Но вот блеснула на небе зарница, и перед ним показалась целая гряда цветов, всё чудных, всё невиданных…» («Вечер накануне Ивана Купала»)
2 а. «Как упоителен, как роскошен летний день в Малороссии! Как омительно-жарки те часы, когда полдень блещет в тишине и зное и голубой неизмеримый океан, сладострастным куполом нагнувшийся над землёю, кажется, заснул, весь потонувши в неге…» («Сорочинская ярмарка»)
2б. «Со страхом он оборотился: Боже ты мой, какая ночь: ни звёзд, ни месяца; вокруг провалы; под ногами круча без дна; над головою свесилась гора и вот-вот, кажись, так и хочет оборваться на него!»
(«Заколдованное место»)
4. Женихи да невесты
Для четвёртых игроков: По отрывку угадайте произведение и героев.
1. «Но вот почувствовала она, кто-то дёрнул её за шитый рукав сорочки. Оглянулась – и парубок в белой свитке, с яркими очами, стоял перед нею. Жилки её вздрогнули, и сердце забилось так, как ещё никогда, ни при какой радости, ни при каком горе: и чудно, и любо ей показалось, и сама не могла растолковать, что делалось с нею» («Сорочинская ярмарка», Параска, Грицько)
2. «Не сердись же на меня! Позволь хоть поговорить, хоть поглядеть на тебя!
- Кто ж тебе запрещает, говори и гляди! Тут села она на лавку и снова взглянула в зеркало и стала поправлять на голове свои косы» («Ночь перед Рождеством», Оксана, Вакула)
5. Портрет героини
Для пятых игроков: Что такое портрет? (Изображение внешности героя в художественном произведении). Угадайте по портрету героини её имя.
1. «Разве чёрные брови и очи мои так хороши, что уже равных им нет на свете? Что тут хорошего в этом вздёрнутом кверху носе? И в щеках? И в убах? Будто хороши мои тёмные косы?»
(«Ночь перед Рождеством», Оксана)
2. «На возу сидела хорошенькая дочка с круглым личиком, с чёрными бровями, ровными дугами поднявшимися над светлыми карими глазами, с беспечно улыбавшимися розовыми губками, с повязанными на голове красными и синими лентами, которые вместе с длинными косами и пучком
полевых цветов, богатою короною покоились на её очаровательной головке.
(«Сорочинская ярмарка», Параска)
6. Художники
Для шестых игроков: Угадайте, к какому произведению нарисованы ваши рисунки.
7. Фантастическая история
Для седьмых игроков: Рассказать таинственную историю из каждой повести.
1. «Ночь перед Рождеством» - о чёрте, ведьме, как воровали месяц, звёзды, о полёте кузнеца на чёрте.
2. «Сорочинская ярмарка» - слухи о красной свитке.
3. «Вечер накануне Ивана Купала» - о волшебном папоротнике, о сундуке с богатством.
4. «Заколдованное место» - о найденном кладе.
8. Метание стрел
Для всей команды: Проверка домашнего задания. Что такое диалектные слова? ( Слова, употребляемые только жителями той или иной местности).
Команды по очереди «метают стрелы друг в друга» (загадывают диалектные слова), пользуясь своим творческим словарём. Один называет слово, другой даёт определение, потом, наоборот. За каждое угаданное слово присуждается один балл команде.
Кавун? - Арбуз. Видлога? - Откидная шапка (капюшон) и т.п.
V. Итоги урока
Достигнуты ли цели урока?
Объявление команды-победителя.
Обсуждение участия каждого в уроке, его подготовке, самостоятельной работе, выставление оценок (учащиеся обсуждают сами)
VI. Домашнее задание
1. Прочитать другие повести из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки» (по желанию учащихся).
2. Рисовать иллюстрации к понравившемуся эпизоду.
3. Составить викторину или кроссворд.