СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«на переломе эпох: двадцатый век»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ушел в прошлое XX век, век, завершивший второе тысячелетие.Человечество живет в третьем  тысячелетии. А что м ы знаем о нем? Каким он был в жизни нашей страны?

Просмотр содержимого документа
««на переломе эпох: двадцатый век»»

ИНТЕРАКТИВНАЯ ИГРА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 10 – 11 классов:

«НА ПЕРЕЛОМЕ ЭПОХ: ДВАДЦАТЫЙ ВЕК»

Цель: познакомить обучающихся с историей человечества, прививать любовь к родному отечеству.

Библиотекарь: Двадцатое столетие, несмотря на стремительный научно-технический прогресс, гениальные открытия и невиданный ранее подъём человеческой мысли, вошло в мировую историю прежде всего, как самая сложная и противоречивая эпоха кровавых войн и революций, колоссальных потрясений и тоталитарных режимов, трагедий как отдельной личности, так и целых народов… Многочисленные драматические события этой эпохи существенно повлияли на развитие культуры человечества. Последствия многих из них без преувеличения можно считать катастрофическими, ведь менялся не только социальный строй, устанавливались другие нравственные приоритеты, формировалось новое мировоззрение, уничтожались или предавались забвению одни и создавались другие духовные ценности.

Ушел в прошлое век двадцатый… Век, завершивший второе тысячелетие, век, стоявший на рубеже времён, свергнувший старую эпоху и давший жизнь новой. Человечество живет в третьем тысячелетие, а что знаем о нем мы? Каким он был в жизни нашей страны?

1-й Ведущий:

Двадцатый век!

Воистину жестокий век!

Тобою в мрак ночной, беззвездный

Беспечный брошен человек.

2-й Ведущий:

Двадцатый век на финишной прямой.

В последнем круге напрягает жилы.

Наш путь. Наш хлеб. Наш кров над головой.

Мы родились в нем, выросли и жили.

1-й Ведущий:

Какие громы громыхали в нем!

Какие революции сверкали?

Каким испепеляющим огнем

С лица Земли враги врагов сметали.

2-й Ведущий:

А как в нем прогрессировал прогресс!

Как изменил он вид на суть планеты!

Метро. Кино. Автомобили. Стресс.

Телеэкраны. Радио. Ракеты.

Библиотекарь: Сегодня мы проводим интерактивную игру, которая называется «На переломе эпох: Двадцатый век». И говорить мы будем о ХХ веке. В нем родились ваши мамы, папы, бабушки и дедушки. Он вошел в нашу жизнь, в историю…

Библиотекарь: Каким он был? Что принес человечеству? Сегодня мы поговорим об этом.

Чтоб информацию, которая сегодня здесь прозвучит, вы лучше запомнили, я предлагаю вам поиграть, принять участие в конкурсе. Для этого нам нужны две команды и жюри.

(Представление команд).

(Представление жюри).

Библиотекарь: В ХХ столетии в мире произошло много перемен, а также было сделано много научных открытий и изобретений. Сколько произошло событий! Давайте вспомним их сейчас: радостных и печальных, хороших и горьких, но в любом случае поучительных. Итак, задание командам.

1-й Ведущий:

  1. Команда:

  1. Вот она, черная быль,

Атома черная пыль.

Черный от взрыва тополь

Смертью клубит Чернобыль.

Вопрос: Когда произошла Чернобыльская трагедия?

26 апреля весь мир отметит очередную печальную годовщину Чернобыльской трагедии. Именно в тот день в 1986 году в Чернобыле, что в 110 километрах от Киева (Украина), на атомной электростанции им. В.И. Ленина примерно в 1:24 утра произошел взрыв. В результате мощного взрыва был разрушен четвертый энергоблок. В окружающую среду было выброшено большое количество радиоактивных веществ, в том числе изотопов урана, плутония, йода, цезия и стронция. Стало понятно, что после взрыва здесь будет другой мир — земля, где нельзя сеять, реки, в которых нельзя купаться и ловить рыбу и дома,… в которых нельзя жить.

  1. Вознесся в космос человек,

Секретом неба овладев:

И возвратился человек,

Хозяйским глазом Землю оглядев:

Напрашивается масса дел!

Вопрос: Когда полетел в космос первый человек? Его имя?

Все началось на космодроме Байконур, рано утром. В 06:07 по Гринвичу или 09:07 по Москве в воздух поднялся космический аппарат «Восток-1» с Гагариным на борту. Траектория его менее чем двухчасового полета представляла собой всего-то один оборот вокруг нашей планеты по околоземной орбите. Уже в 10:55 по московскому времени «Восток-1» совершил успешную посадку в Саратовской области.

В истории человечества эта дата выгравирована золотыми буквами: 12 апреля 1961 года в космос полетел первый человек, гражданин СССР Юрий Алексеевич Гагарин.

  1. Сорок первый! Июнь

Год и месяц борьбы всенародной.

Даже пылью времен

Затянуть эту дату нельзя.

Поднималась страна.

И на фронт уходили по ротке.

Кумачовые звезды

на полотнах знамен унося.

Вопрос: О чем идет речь? Когда было это событие?

Великая Отечественная война (1941-1945) - война между СССР, Германией и ее союзниками в рамках Второй мировой войны на территории СССР и Германии. Германия напала на СССР 22 июня 1941 г. с расчетом на короткую военную кампанию, однако война затянулась на несколько лет и окончилась полным поражением Германии.

2-й Ведущий:

  1. Команда

  1. Я снова думал, в памяти храня

Страницы жизни, своего народа,

Что мир не знал еще такого дня,

как этот день – семнадцатого года.

Он был и есть началом всех начал.

Вопрос: О чем идет речь? Когда было это событие?

Великая Октябрьская социалистическая революция — этап русской революции, произошедший в России 25 октября 1917 года. В результате Октябрьской революции было свергнуто Временное правительство и к власти пришло правительство, сформированное II Всероссийским съездом Советов, абсолютное большинство делегатов которого составили большевики — Российская социал-демократическая рабочая партия (большевиков) и их союзники левые эсеры, поддержанные также некоторыми национальными организациями, небольшой частью меньшевиков-интернационалистов, и некоторыми анархистами. В ноябре новое правительство было поддержано также большинством Чрезвычайного Съезда крестьянских депутатов.

  1. В небе столкнулись марши

Гулко и торжественно…

«наши победили!»

Наши-и-и

Как кричала женщина!

Будто бы одна на льдине,

А не в большом городе.

«Победили! Победили! Победили, Господи!

Здесь на празднике великом,
В этот день особенный,
Плача, исходила криком,

Словно кровью собственной.

В крике над землей летела – маленькая, сгорбленная…

Горе выкричать хотела,

За войну накопленное.

Еще стояла тьма немая,
В тумане плакала трава.

Девятый день большого мая

Уже вступил в свои права.

Вопрос: О чем идет речь? Когда было это событие?

День Победы — праздник победы Красной армии и советского народа над нацистской Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов. Установлен Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 мая 1945 года и отмечается 9 мая каждого года. С 1965 года День Победы — нерабочий праздничный день.

  1. Чи можливе? Чи таке можливе?

Чи колись повірить чоловік:

Щоб родючі українські ниви!

Породили 33 – рік!

Вопрос: О каком событии идет речь?»

Голод в УССР (1932—1933) — массовый голод, охвативший в 1932—1933 годах всю территорию Украинской ССР в существовавших на тот период границах и повлёкший многомиллионные человеческие жертвы.

1 –й Ведущий: А пока жюри подводит итоги, музыкальная пауза.


2- й Ведущий: А сейчас у нас второй тур конкурсной программ.

ХХ век – это седая старина для нас. Но история всегда интересна. Мы хотим знать как можно больше об этом ураганном веке. Особенно интересно, что же подарил человечеству ХХ век. У меня большой список предметов, которыми пользовалось человечество в ХХ веке. Но я располагаю информацией, что не все эти предметы были изобретены только лишь в ХХ веке. Некоторые их них существовали еще раньше.

Задание командам: Я называю предметы, а вы должны сказать, эта вещь – изобретение ХХ века или нет.

1 Команда

1. Радио - нет (ХIХ, Попов)

2. Телефон – нет (ХIХ)

3. Магнитофон – да (1942)

4. Консервы – нет (1812)

5. Пластмасса – да (1910)

6. Джинсы – нет (конец ХIХ)

7. Телевизор – да (1926)

2 Команда

  1. Сотовый телефон – да (конец ХХ века)

  2. Микрофон – нет (ХIХ)

  3. Лампочка – нет (ХIХ)

  4. Целлофановый пакет – да

  5. Пластинка (граммофон) – нет

  6. Мультфильмы – да

  7. Искусственный шелк – да

1-й Ведущий. Второй тур закончился. Пока жюри подводит итоги, музыкальная пауза.

2- й Ведущий. Игра продолжается. Сейчас у нас III тур. Называется «Кто есть кто в ХХ веке». Я называю имя человека, который жил и творил в ХХ веке и даю 3 варианта ответа. Необходимо выбрать один правильный ответ.

1 Команда

  1. Николай Егорович Жуковский (ученый, создатель аэродинамики, биолог)

  2. Игорь Васильевич Курчатов (историк, политолог, учёный, создатель ядерной физики).

  3. Сергей Александрович Есенин (актер, певец, поэт).

  4. Клавдия Ивановна Шульженко (певица, актриса, художница)

  5. Михаил Сергеевич Горбачев (ученый, политик, писатель).

  6. Сергей Сергеевич Прокофьев (профсоюзный деятель, композитор, архитектор).

  7. Валерий Борзов (ученый, политик, спортсмен)

  8. Индира Ганди (премьер – министр, топ – модель, актриса)

  9. Жан - Клод – Ван – Дам (американский певец, теннисист, актер кино)

  10. Элвис Пресли (Писатель, певец, диктатор).

2 Команда

  1. Сергей Павлович Королев (ученый - химик, конструктор ракет, архитектор)

  2. Ирина Дерюгина (поэтесса, гимнастка, артистка)

  3. Ольга Сумская (певица, педагог, актриса кино).

  4. Кир Булычев (географ, спортсмен, писатель).

  5. Синди Кроуфорд (певица, актриса, фотомодель).

  6. Аркадий Райкин (археолог, актер – сатирик, художник).

  7. Андрей Шевченко (телеведущий, футболист, профсоюзный деятель).

  8. Василь Стус (поэт, путешественник, архитектор).

  9. Юрий Алексеевич Гагарин (спортсмен, летчик – космонавт, ученый)

  10. Мохамед Али (борец за гражданские права, боксер, певец).

Библиотекарь: А пока жюри подводит итоги, музыкальная пауза.

Сейчас мы начинаем IУ тур игры «Люди и события». Я буду называть имя человека – а вам нужно будет сказать, какое событие ХХ века связано с этим именем. Например: Гитлер – II Мировая война.

1 Команда

  1. Кравчук Леонид Макарович - Президент Украины, независимость.

  2. Валерий Чкалов – летчик – испытатель, беспосадочный перелет из Москвы в США.

  3. Алексей Стаханов – шахтер, установивший трудовой рекорд - 14 норм за одну смену.

  4. Владимир Ильич Ленин-вождь пролетариата, Социалистическая революция в России.

  5. Иосиф Виссарионович Сталин – генералиссимус, победа Советского Союза в Великой Отечественной войне

  6. Валентина Терешкова – первая женщина – космонавт.

2 Команда

  1. Паша Ангелина – организатор 1-й женской бригады трактористов.

  2. Михаил Сергеевич Горбачев – распад СССР

  3. Юрий Алексеевич Гагарин – космонавт, полет человека в космос.

  4. Папанин Иван Дмитриевич – полярный исследователь.

  5. Георгий Константинович Жуков – маршал, прорыв блокады Ленинграда в годы ВОВ.

  6. Ковпак Сидор Артемович – советский военачальник, партизанский рейд в тылу врага.

Библиотекарь: А сейчас наших участников ждет более сложное задание. Как и всякий предыдущий, ХХ век породил много новых слов, понятий. Ваша задача составить краткий толковый словарь века.

1-й Ведущий

Я буду говорить эти слова, а вы их значение.

5-й тур (расшифруйте аббревиатуру).

  1. Команда

1. СПИД – синдром приобретенного иммунодефицита.

2. ООН - организация объединённых наций.

3.ВЛКСМ – Всесоюзный Ленинский коммунистический союз молодежи.

4. МАГАТЭ – Международное агентство по атомной энергетике.

5. СЭВ – Совет экономической взаимопомощи.

6. ДНД – добровольная народная дружина.

7. СБ – Служба безопасности.

2. Команда

1. Юнеско – орган при ООН по вопросам образования науки и культуры.

2. МВФ – Международный валютный фонд.

3. НАТО – Организация североатлантического договора.

4. ФСБ – федеральное бюро расследования.

5. ЗАГС - запись актов гражданского состояния.

6. СНГ – Содружество Независимых Государств.

7.КПСС – коммунистическая партия Советского союза

Библиотекарь: Закончился еще один тур игры. Жюри подводит итоги. Музыкальная пауза.

1-й Ведущий: Следующий 6 тур. В нем необходимо объяснить понятия.

1 Команда

  1. Репрессия – карательная мера, наказание применяемое государством.

  2. Эмиграция – выезд гражданина из своей страны в другую.

  3. Автономия – самоуправление, самостоятельное решение вопроса внутри страны.

  4. Инфляция – падение покупательской способности.

2 Команда

  1. Федерация – союз государств, имеющий определенную политическую самостоятельность.

  2. Субсидия – денежная помощь.

  3. Референдум – принятие законов путем голосования населения.

  4. Диаспора – совокупность людей одной нации, проживающих в другом государстве, за границей.

Библиотекарь: Наша конкурсная программа окончена. Слово жюри. Победила команда.

1-й Ведущий:

Я устала от этого века.

От железа, от камня, огня.

И от самоубийств человека

Я устала - Поймите меня.

Надоели убийства и ссоры,

Надоела мне жизнь в суете.

Я хочу настоящей свободы.

Я хочу оказаться в мечте:

Чтобы утром прохладным, осенним

Походить по росистой траве

И подслушать нечаянно сплетни

Сизых елей о желтой листве.

Побывать бы еще в листопаде

Музыкальном, цветном и смешном.

Это все я увижу в том саде,

О котором мечтаю. Лишь в нем.

Елена Топилина


Всем спасибо за игру!






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!