СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на республиканскую научно-практическую конференцию с международным участием «Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ: проблемы и перспективы»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Психолого-педагогическое сопровождение - это сложный (многоэтапный) процесс, включающий в себя комплекс  различных направлений и форм работы. Это целая система, которая обращена на решение социальных и психологических проблем в жизни ребенка, а так же на создание условий для его полноценного обучения и развития.

Просмотр содержимого документа
«Доклад на республиканскую научно-практическую конференцию с международным участием «Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ: проблемы и перспективы»»

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат»

671325 Заиграевский район с. Новая Брянь тел/факс 8(30136)53-3-02

ул. Школьная, 5 эл. адрес: nskoshi@govrb.ru






















ДОКЛАД

на республиканскую научно-практическую конференцию с международным участием «Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ: проблемы и перспективы»


«Особенности организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся с умственной отсталостью в условиях коррекционной школы».









Педагог-психолог ГБОУ «Новобрянская СКОШИ»: Селифонкина Ирина Николаевна [email protected]

Педагог-психолог ГБОУ «Новобрянская СКОШИ»: Шурыгин Сергей Сергеевич

[email protected]


2023


ГБОУ «Новобрянская СКОШИ» является одним из звеньев в системе коррекционных школ республики, обеспечивая обучающихся с ограниченными возможностями здоровья равными правами на получение образования с учетом возможности профессионального самоопределения индивидуально для каждого ребенка. В школе обучаются дети с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).

Умственная отсталость — это стойкое, выраженное недоразвитие познавательной деятельности вследствие диффузного (разлитого) органического поражения центральной нервной системы (ЦНС). Степень выраженности интеллектуальной неполноценности соотносится со сроками, в которые возникло поражение ЦНС – чем оно произошло раньше, тем тяжелее последствия. В структуре психики такого ребенка в первую очередь отмечается недоразвитие познавательных интересов и снижение познавательной активности, что обусловлено замедленностью темпа психических процессов, их слабой подвижностью и переключаемостью. При умственной отсталости страдают не только высшие психические функции, но и эмоции, воля, поведение, в некоторых случаях физическое развитие, хотя наиболее нарушенным является мышление, и прежде всего, способность к отвлечению и обобщению.

Основной целью деятельности работы школы является социализация обучающихся. Для достижения данной цели детей обучают читать, считать, писать, уметь ориентироваться в простейших бытовых ситуациях, налаживать социальные контакты. Основной акцент направлен на развитие формирования трудовых навыков, чтобы выпускник в будущем имел возможность заработать себе на жизнь физическим трудом (столярное дело, слесарное дело, швейное дело).

На современном этапе развития системы образования складывается особая культура поддержки и помощи ребенку в учебно - воспитательном процессе, ведь важнейшими задачами модернизации образования является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализации и дифференциации, что предполагает защиту прав субъектов образовательного процесса, психологическую и физическую безопасность, а также психолого-педагогическую поддержку, диагностику возможностей и способностей, содействие обучающимся в проблемных ситуациях.

Чтобы психолого-педагогическое сопровождение обучающихся было эффективным, в школе созданы необходимые условия, для эффективной коррекционно-развивающей работы, направленной на преодоление трудностей в психическом и личностном развитии.

Психолого-педагогическое сопровождение - это сложный (многоэтапный) процесс, включающий в себя комплекс различных направлений и форм работы. Это целая система, которая обращена на решение социальных и психологических проблем в жизни ребенка, а так же на создание условий для его полноценного обучения и развития.

Процесс сопровождения, как правило, основан на ряде следующих принципов таких как:

  1. Гуманизация –вера в способности детей, учет индивидуальных и возрастных характеристик, предполагающий формы, способы, содержание, сопровождения, соответствующие имеющимся возможностям ребенка, темпам его развития. Предотвращение наступления утомления, применяя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими частями, используя интересный и яркий дидактический материал, средства наглядности). Соблюдение педагогического такта. Частое поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.

  2. Комплексный подход к сопровождению развития ребенка основан, прежде всего, на идее понимания человека как целостной системы. Употребление методов, активизирующих познавательную деятельность школьников (игровые ситуации; дидактические игры, которые имеют связь между поиском видовых и родовых признаков предметов; игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими; психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук). Развивающих их устную и письменную речь и формирующие необходимые учебные навыки.

  3. Непрерывность сопровождения ребенка в образовательном процессе, а именно, преемственность и последовательность сопровождения.

Несмотря на трудности формирования представлений и усвоения знаний и навыков, задержку в развитии разных видов деятельности, дети с умственной отсталостью имеют возможности для развития. Хотя, возможности ребенка ограничены, но при систематическом, целенаправленном, комплексном взаимодействии педагогов школы, специалистов, родителей, положительная динамика реальна. Некоторые дети не осваивают азбуку, письмо, счет (с учетом программы), но они освоили другие виды продуктивной деятельности, что также важно для социальной адаптации.

Целью психологического сопровождения является создание условий для коррекции интеллектуальных нарушений обучающихся, обеспечение полноценного социального развития ребенка и сохранение его психологического здоровья.

Основными направлениями в работе педагога-психолога по психолого- педагогическому сопровождению школьников с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) в школе - интернате являются:

  1. Диагностика в соответствии с планом работы и коррекционно-развивающих программ.

  2. Индивидуальная и групповая коррекционно-развивающая работа.

  3. Консультационная работа с учащимися, их родителями, педагогами школы.

  4. Просветительская и профилактическая работа: выступления на классных часах, методических объединениях школы, выступления на семинарах, на родительских собраниях, работа по профилактике отклоняющегося поведения у учащихся.

  5. Организационно-методическая работа: планирование работы; анализ деятельности; анализ научной и практической литературы для подбора инструментария; разработки развивающих и коррекционных программ; участие в конференциях и семинарах; посещение совещаний, методических объединений, знакомство с методической литературой и новинками в области психологии и педагогики, подготовка бланков, наглядного материала; создание картотеки тестов.

Не мало важным элементом психолого-педагогического сопровождения ребёнка с интеллектуальными нарушениями в развитии является работа с родителями, их психологическое просвещение, в ходе которой родители информируются о динамике коррекционно-развивающей работы, достижениях и успехах ребёнка. Родители в свою очередь, предоставляют информацию об особенностях поведения ребёнка дома, об его эмоциональном состоянии, об особенностях общения и взаимодействия с родителями, вырабатывается и обсуждается с родителями оптимальная тактика взаимодействия и общения с ребёнком в семье.

Для реализации коррекционно-развивающего направления работы педагога-психолога и создания современных условий для преодоления трудностей в психическом и личностном развитии обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), кабинеты оснащены коррекционно-развивающими и дидактическими средствами обучения, поступивших в рамках Национальных федеральных проектов «Доступная среда», «Современная школа», «Реабилитация и абилитация инвалидов»:

- комплекты «СТИМУЛЯЦИЯ» и «ДЦП-ЭКОНОМ»;

- интерактивный пол;

- панно «Звездное небо» со световым проектором и шаром;

- пузырьковая колонка;

- фибероптический душ «Солнышко»;

- сухой бассейн с шариками;

- программно-методический комплекс МОБИ «Знайка» и МОБИ «Дуэт»;

Подробно остановимся на каждом оборудовании:

1. Сенсорная комната – это помещение, наполненное стимуляторами, воздействующими на органы обоняния, осязания, слуха, зрения и т.д., направленными на развитие высших психических функций (речи, памяти, мышления, внимания, воображения, восприятия и т.д.), эмоциональной сферы и личностных качеств ребенка. Кроме того, подобные стимуляторы способствуют психоэмоциональной разгрузке (релаксации), восстановлению и поддержанию психологического здоровья детей. Оснащение сенсорной комнаты  включает в себя оборудование, использующее при звуко и ароматерапии: генераторы запахов, ионизаторы и увлажнители воздуха, аудиопроигрыватель, наборы с музыкальными произведениями. Основным преимуществом сенсорной комнаты является возможность комплексной коррекции детей с проблемами в развитии. Но самое главное, сенсорная комната наполняет жизнь ребенка положительными эмоциями, что, в свою очередь, улучшает его общее самочувствие и психоэмоциональное состояние, а также повышает его жизненную активность и мотивацию ко всем видам деятельности.

2. Развивающие и реабилитационные элементы – (комплекты «СТИМУЛЯЦИЯ» и «ДЦП-ЭКОНОМ») направлены на развитие физических навыков, мозговой деятельности, общего расслабления, тонизирования мышц и достижения психологического равновесия ребенка. На одном занятии можно одновременно развивать и мелкую моторику, и воображение, и самостоятельные двигательные навыки, и манипуляционную деятельность... А заодно снизить эмоциональную напряженность, обогатить чувственный мир и расширить жизненный опыт детей.

3. Интерактивный пол представляет собой напольную проекцию, которая мгновенно реагирует на движение человека, находящегося в зоне проекции. В комплект оборудования входят: проектор, который проецирует картинку на поверхность пола, камера, которая улавливает движение в зоне проекции и компьютер, который принимает сигналы с камеры и передает на проектор измененную картинку.

Преимуществом такого оборудования является возможность свободного движения ребенка в зоне проекции. Именно реальная картинка, знакомые объекты, необычность ситуации привлекают внимание ребенка, создают атмосферу игрового интереса, вызывают яркие эмоции.

Во-первых, это воздействие и коррекция развития эмоционально-личностных качеств ребенка. И для каждого воспитанника это особая направленность:

- яркие эмоциональные впечатления с возможностью самовыражения;

- регулирование процесса возбуждения и расслабления;

- реализация потребности взаимодействия и общения;

- развитие познавательных навыков и творческих способностей.

Во-вторых, это стимулирование двигательной активности. Но несомненным преимуществом использования интерактивного пола, особенно в работе с детьми с ОВЗ является эмоциональный фон, создаваемый реальным изображением, стимулирующий детей к действиям и движениям. А так же живые картинки побуждают детей воспроизводить движения не по схеме, а по личной мотивации, что делает их спонтанными. Достигая цели, ребенок принимает необычные позы, пользуется всеми возможностями своего тела, что в другой ситуации было бы невозможно.

4. Панно «Звездное небо» предназначено для стимуляции и развития зрительной памяти, концентрации внимания, активации творческой и познавательной деятельности. Яркая картинка позволяет при занятиях с детьми развить их воображение, успокаивает их и настраивает на волну расслабления, помогает в развитии творческого мышления и, как ни странно, придают уверенность в своих действиях и позволяют не стесняться при выражении мыслей.

Как итог — после занятий с использованием панно уровень тревожности минимизируется, эмоциональный фон стимулируется, у детей поднимается настроение.

5. Воздушно-пузырьковая колонна с водой – основной и неотъемлемый элемент темной сенсорной комнаты. Поток пузырьков, рыбок под давлением поднимается вверх по прозрачной пластиковой трубке, наполненной водой с разноцветной подсветкой. Используется для:

• Развития зрительного восприятия

• Формирования фиксации взора

• Концентрации внимания

•Эмоционального расслабления. Вибрация колонны способствует развитию тактильных ощущений.

6. Фибероптический душ «Солнышко» не только помогает расслабиться и снять напряжение, но и мотивирует к учебе, снижает агрессию и тревожные расстройства.

7. Сухой бассейн помогает решать задачу соматического оздоровления детей. Сухие бассейны располагают широким спектром возможностей, как для профилактики различных заболеваний, так и для лечения детей с различными двигательными и неврологическими нарушениями. В бассейне можно проводить различные занятия, развивающие общую двигательную активность, координацию движений, равновесие, общую и мелкую моторику.

Помимо оздоравливающего и профилактического воздействия на организм ребенка в целом, игры в сухом бассейне улучшают его психоэмоциональное состояние.

8. Развивающие - коррекционные комплексы МОБИ «Знайка», МОБИ «Дуэт» с биоуправлением на основе технологии отслеживания движений тела и жестов на стандартном компьютере с помощью видеокамеры. Комплексы предназначены для улучшения качества движения, координации движений, тренировки функции внимания и развития познавательных навыков.

Основные методические задачи комплекса МОБИ «Знайка», МОБИ «Дуэт»:

  • Знакомство с буквами русского алфавита

  • Знакомство с цифрами от 1-10

  • Знакомство с названиями цветов

  • Развитие координации и точности движений

  • Тренировка моторной ловкости

  • Тренировка избирательности моторной реакции

  • Увеличение диапазона движений

  • Развитие когнитивных навыков

  • Развитие волевого контроля движений


В результате систематической коррекционно-развивающей работы, в том числе с использованием современного оборудования, направленной на развитие сенсорных и познавательных процессов детей с легкой степенью умственной отсталости, наблюдается положительная динамика. Комфортная обстановка способствует сохранению и укреплению здоровья детей, регуляции психических состояний учащихся через индивидуальный и дифференцированный подход, повышает  уровень информированности об окружающем мире.








Список литературы:

1. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья / Истомина И.А.,Саввиди М.И [электронный ресурс] режим доступа: https://nsportal.ru

2. Громова, В.Ю. Особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья / В.Ю. Громова. – Рыбинск, 2016. – URL: https://aripk.ru/media/userfiles/3.4._Характеристика_особых_образов_потребностей.pdf

3. Интернет-портал «Сеть Исследовательских Лабораторий «Школа для всех».

4. Пути формирования психолого-педагогического сопровождения ребёнка с особыми познавательными потребностями [электронный ресурс] Режим доступа: http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/6911/2/lokaeva.pdf5.

5. Интернет-портал «Красный Кит» https://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2020/06/14/ispolzovanie-suhogo-basseyna-v-rabote-pedagoga

6. Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях https://cppmsp52.ru/assets/mgr/images/new/2021/06/metodichka-po-soprovozhdeniyu-detei-s-ovz.pdf



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!