Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«ДОНЕЦКИЙ КОЛЛЕДЖ ТЕХНОЛОГИЙ И ДИЗАЙНА»
Государственной организации высшего профессионального образования
«Донецкий национальный университет экономики и торговли
имени Михаила Туган-Барановского»
Шестаков А.В.
преподаватель второй квалификационной категории по дисциплинам: «БЖД» и НВ и МСП
Реферат:
«Опасность в современной среде проживания человека»
г. Донецк 2017 г.
План
Введение.
Зоны повышенной опасности.
Электромагнитные поля как неблагоприятный фактор среды жилых и общественных помещений.
Шум в жилой среде.
Вибрация в условиях жилища.
Заключение.
1 Введение
На современном этапе развития перед человечеством остро встают проблемы больших городов.
Город, как искусственная среда обитания, созданная человеком, значительно отличается от природной среды. Если в природе человек сталкивается с воздействием внешних естественных условий, то в обществе, наиболее сложным явлением, которого является город, внешние воздействие исходят прежде всего, от людей или от обстоятельств, вызванных ими.
Город включает в себя компоненты, к которым относят:
- природные составляющие (рельеф, климат, вода, растительный и животный мир);
- искусственно созданный компонент - техно сферу (промышленные предприятия, транспорт, жилые здания);
- и обязательную часть городской среды - население.
В течение длительного исторического развития в городах у человека сформировалась особая среда обитания. В процессе жизнедеятельности человек неразрывно связан с городской средой, составляя с ней взаимодействующую систему. Это взаимодействие дает как позитивный (комфортность жизнедеятельности), так и негативный результат.
Негативный результат взаимодействия человека с городом определяют опасности – негативные воздействия, внезапно возникающие, периодически или постоянно действующие в системе «человек – городская среда».
Позитивный результат определяет то, что город, как искусственная среда обитания, созданная человеком, позволяет человеку в меньшей степени, чем раньше, зависеть, от экстремальных факторов природного характера. Город дает широкие возможности для повышения комфортности условий жизни, для развития духовной и творческой деятельности каждого человека.
В связи с особой ролью городов в развитии человечества возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния города на человека. Решение данного вопроса и будет являться целью данной работы.
Для решения указанного вопроса необходимо определить зоны повышенной опасности в городе, сказать о негативных воздействиях городской среды на человека, их последствиях и способах борьбы с ними. А так же указать службы, входящие в систему обеспечения безопасности города.
2. Зоны повышенной опасности
Знание и учет зон повышенной опасности позволяет прогнозировать развитие возможной экстремальной ситуации, предусмотреть соответствующие правила поведения и тем самым обеспечить свою безопасность.
Улица.
В эту зону опасности входят нежилые дома, дворовые закоулки, безлюдные улицы, пустыри, переулки.
В позднее, ночное время лучше обходить такие опасные места: пусть путь удлинится, зато снизится степень опасности. Но если пришлось идти переулком, надо держаться поближе к краю тротуара и подальше от темных подъездов, куда может затащить внезапно возникший злоумышленник. Следует идите с уверенным видом, на всякий случай держа в руках зонтик или фонарь.
Идя по шоссе, надо держаться той стороны, где транспорт движется навстречу - так вас не смогут затащить в подъехавшую сзади машины.
По возможности надо стараться избежать контакта с кем - либо. При угрозе нападения лучше всего спасаться бегством. Если убежать не удалось, надо отбиваться, используя имеющиеся подручные средства для самозащиты. Став жертвой грабителя, насильника, следует попытаться запомнить его лицо, одежду и прочие приметы и немедленно сообщить в полилицию.
Так же на улице следует внимательно смотреть на только по сторонам, но и себе под ноги. Городские дороги и тротуары по ряду причин могут стать скользкими и, как следствие, появляется большое число травмированных людей, особенно пожилого возраста.
Современное жилище.
В городе потенциально опасны даже сами дома, особенно многоэтажные, с крыш которых зимой и весной срываются сосульки, а из окон и балконов могут выпадать различные предметы.
Так же представляют опасность подъезды и лифты многоквартирных домов, где чаще всего совершаются нападения. Чтобы не стать их жертвой, следует соблюдать определенные меры предосторожности:
- не следует входить с незнакомыми, подозрительными людьми в подъезд, лифт;
- оказавшись наедине с незнакомцем в лифте, следует тут - же выйти;
- при нападении надо позвать на помощь, позвонить в чью - либо дверь.
Современное жилище - средоточие различных сетей коммунального и индивидуального бытового обеспечения. В современной благоустроенной квартире проложена закрытая, разветвлённая по помещениям электропроводка, проведены сети труб водопровода, отопления, а также канализации, для отвода различных бытовых отходов. Многие кухни оборудованы газовыми плитами, газ к которым поступает по трубопроводам.
В этих условиях возможны самые разные экстремальные ситуации. Все трубопроводы в которых в результате длительной эксплуатации, воздействия на него окружающей среды поддается коррозии, изнашивается. Иногда совсем не обязательно быть специалистом, чтобы разобраться с той или иной ситуации, попытаться предотвратить серьезные последствия.
Места скопления людей.
Места скопления людей, где преступниками легко совершить преступления и скрыться, являются зонами повышенной опасности. Это могут быть вокзалы, парки, кинотеатры, места различные гуляния, подземные переходы и т.д.
На вокзалах преступник может скрыться, затерявшись среди людей, сев в любую электричку. Вокзалы своим многолюдьем привлекают в основном воров и мошенников, «бомжей», так как среди большого количества людей всегда найдутся простаки, которых легко обмануть. Находясь на вокзале, следует соблюдать следующие правила безопасного поведения:
- не оставлять вещи без присмотра;
- не доверять свои вещи, багаж незнакомым людям;
- не разменивать крупные купюры на более мелкие без особой нужды;
- чтобы не стать жертвой обмана, не стоит играть в различные лотереи, «наперстки», принимать участие в тиражах и розыгрышах. Постаяв несколько минут и присмотревшись, кто постоянно играет и выигрывает, можно лично убедиться, что это одни те же лица.
Парки - излюбленные места сбора молодежи, подростков, различных компаний, места для распития спиртных напитков, а человек в состоянии опьянения теряет над собой контроль, привлекает грабителей и преступников всех мастей. В парке преступнику легко скрыться, поэтому не следует заходить в уединенные глухие места, следует держаться около людей.
Городские рынки так же являются зонами повышенной опасности. Это возможные места скопления воров, грабителей, мошенников. Здесь преступнику тоже легко скрыться, затерявшись в толпе.
В позднее, ночное время лучше обходить - таки опасные места: пусть путь удлиниться, зато снизится степень опасности. По возможности надо стараться избежать контакта с кем - либо. При угрозе нападения лучше всего спасаться бегством. Если это невозможно, то надо использовать все имеющиеся подручные средства для самозащиты. Став жертвой грабителя, насильника, следует попытаться запомнить его лица, одежду и прочие приметы и немедленно сообщить в милицию.
Транспорт.
Все люди, независимо от возраста и положения, пользуются различными видами транспортных средств. Но далеко не все задумываются о том, что современный транспорт - зона повышенной опасности. Особенностью современного транспорта является его большая насыщенность энергией. Наиболее энергоемкими видами транспортных средств являются трамваи, троллейбусы, метрополитен и железнодорожный транспорт.
Автомобильный транспорт прочно вошел в категорию самых опасных, автомобильная авария (катастрофа) одна из основных причин гибели людей в условиях современного города. В большинстве случаев автомобильная авария возникает из-за несоблюдения элементарных мер безопасности и правил дорожного движения, а также из-за недостаточной информированности о последствиях того или иного нарушения правил безопасности дорожного движения.
Например, мало кто знает, что столкновение с неподвижным препятствием на скорости 50 км/ч без ремня безопасности равносильно прыжку лицом вниз с 4-го этажа.
Около 75% всех аварий на автомобильном транспорте происходит из-за нарушения водителями правил дорожного движения. Наиболее опасными видами нарушений по-прежнему остаются превышение скорости, игнорирование дорожных знаков, выезд на полосу встречного движения и управлением автомобилем в нетрезвом состоянии.
Часто приходят к авариям плохие дороги (главным образом скользкие), неисправность машин (на первом месте - тормоза, на втором - рулевое управление, на третьем - колеса и шины). Особенность автомобильных аварий состоит в том, что 80% раненых погибает в первые 3 часа из-за обильных кровопотерь.
Немало дорожно - транспортных происшествий происходит по вине пешеходов. Одной из причин возникновения ДТП с вовлечением в них пешеходов является неправильное поведение пешеходов на проезжей части дороги и неверное прогнозирование характера их поведения водителем.
Можно выделить следующие основные нарушения правил поведения пешеходами и ошибки водителей, приведших к возникновению ДТП:
- неожиданный выход пешехода на проезжую часть;
- переход через проезжую часть вне пешеходного перехода;
- наезд на пешехода, «мечущегося» по проезжей части в автомобильном потоке. Это связано с тем, что пешеход, находящийся между потоками движущихся автомобилей сильно испуган, и его поведение хаотично и не поддается разумной логике;
- отвлечение внимания водителя при выполнении маневра.
Человек, едущий в транспорте, тоже должны соблюдать некоторые предосторожности, способные уменьшить опасность получить травму в случае ДРП:
- в случае ДТП безопасность гарантируется устойчивым фиксированным положением тела - сидя в кресле, наклонитесь вперед и положите скрещенные руки на стоящее впереди кресло, голову прижмите к рукам, ноги продвиньте вперед, но не просовывайте под кресло, так как сломанное кресло может повредить ноги;
- при падении группируйтесь, закройте голову руками. Не пытайтесь остановить падение, ухватившись за поручень или что-то другое. Это приводит к вывихам и переломам;
- не засыпайте во время движения - есть опасность получить травму при маневре или резком торможении;
- если в салоне возник пожар, немедленно сообщите об этом водителю;
- при ДТП откройте двери кнопкой аварийного открытия дверей. Если это не удается, разбейте боковые окна;
- по возможности сами гасите огонь с помощью огнетушителя, находящегося в салоне;
- выбравшись из горящего салона, сразу начинайте помогать другим.
Метро - это огромная искусственная система, слажено работающий механизм.
Экстремальные ситуации в метро могут возникнуть:
- на эскалаторе;
- на платформе;
- в вагоне поезда.
Опаснее всего нарушать правила пользования метрополитеном на эскалаторе:
- во время движения эскалатора держитесь за поручень;
- не ставьте на поручень багаж, а держите его в руках;
- не бегайте по эскалатору;
- не сидите на ступенях эскалатора;
- воспользуйтесь ручкой аварийного тормоза, если пассажир рассыпал багаж, замешкался при сходе с эскалатора или застрял в зазоре между ступеньками.
Экстремальные ситуации на платформе случаются реже, но все - же лучше не подходить близко к краю платформы. Кто-то на бегу может вас нечаянно толкнуть, вы сами можете поскользнуться, при посадке толпа может столкнуть человека в проем между вагонами.
Если при аварии или технических неполадках на лини ваш поезд стоит в тоннеле, прежде всего, сохраняйте спокойствие и выполняйте все распоряжения работников метрополитена.
3. Электромагнитные поля как неблагоприятный фактор среды жилых и общественных помещений
В результате многолетних наблюдений выяснилось, что электромагнитные поля (ЭМП) представляют огромную опасность для здоровья, поскольку при длительном воздействии на человека они способны вызвать рак, лейкемию, опухоли мозга, рассеянный склероз и другие тяжелые заболевания. ЭМП, создаваемые различными устройствами, генерирующими, передающими и использующими электрическую энергию являются распространенным и постоянно возрастающим негативным фактором городской среды.
В настоящее время имеется огромное количество источников ЭМП, находящихся как вне жилых и общественных зданий (линии электропередач, станции спутниковой связи, радиорелейные установки, теле передающие центры, открытые распределительные устройства, электротранспорт и т.д.), так и внутри помещений (телевизоры, видеомагнитофоны, компьютеры, сотовые радиотелефоны, бытовые микроволновые печи и др.)
В городах наблюдается существенное изменение уровня напряженности ЭМП в течение суток: днем в период работы промышленных и коммунальных предприятий он возрастает, к вечеру снижается.
Суточные колебания искусственного ЭМП резко изменяют электромагнитную обстановку города в целом. Естественно, это не проходит бесследно для жителей города, многие из которых подвержены воздействию ЭМП на своих рабочих местах. Основным способом защиты населения от воздействия внешних ЭМП в жилой зоне является защита расстоянием, то есть между источником ЭМП и жилыми домами должна быть соответствующая санитарно - защитная зона. Другой надежный способ защиты организма от пагубного воздействия ЭМП, источниками которого являются бытовые приборы и персональные компьютеры - защита временем. То есть время работы вблизи таких приборов должно быть ограничено.
4. Шум в жилой среде
Австрийские специалисты установили, что продолжительность жизни человека из-за шума больших городов снижается на 10—12 лет. По санитарным нормам шум в жилой зоне должен быть не более 60 дБ, а ночью - не более 40 дБ. Предельное значение, шума, не вызывающее вредных последствий — 100 дБ. Однако на оживленных улицах шум нередко достигает 120—125 дБ. А только за последнее десятилетие шум в крупных городах России вырос в 10—15 раз. Шумовая «симфония» города складывается из многих факторов: грохота железных дорог и гула самолетов, рокота строительной техники и др. Самыми мощными аккордами звучит в ней движение автотранспорта, который на общем фоне дает до 80% шума. Шум серьезно сказывается на самочувствии и состоянии здоровья людей. Так, у многих молодых людей, слушающих громкую музыку в стиле «рок», слух может испортиться навсегда. Однако шум вредит не только слуху. Ряд исследований показывает, что шум способен повысить кровяное давление, причинить ущерб сердечно-сосудистой системе. Излишний шум затрудняет усвоение материала учащимися, становится причиной раздражительности, утомления, снижения производительности труда. Было доказано, что высокий уровень шума, создаваемого телевизорами и радиоприемниками в домашних условиях, препятствует развитию сенсорно-моторных навыков у детей в течение первых двух лет жизни. Постоянное воздействие громких звуков также затрудняет развитие речи и подавляет исследовательский инстинкт. Статистика свидетельствует, что у рабочих, постоянно находящихся в атмосфере шума, скорее могут возникнуть аритмия сердца, нарушения вестибулярного аппарата и другие заболевания. Они чаще жалуются на утомление и повышенную раздражительность. На фоне шума силой примерно в 70 дБ человек, выполняющий операции средней сложности, допускает вдвое больше ошибок, чем при отсутствии этого фона. Установлено также, что ощутимый шум снижает работоспособность людей, занятых умственным трудом, более чем в полтора раза, а физическим — почти на треть.
Конечно, многое в борьбе с шумом зависит от нас. Например, если Вы работаете на шумных производствах, то целесообразно носить звукопоглощающие наушники. При сильном источнике шума внутри здания стены и потолок можно отделать шумо поглощающим материалом, например, пенопластом. Если вы живите в доме, расположенном на улице с интенсивным движением транспорта, то в часы пик следует закрывать окна, выходящие на улицу, и открывать окна, выходящие во двор. И, конечно, не включать на полную мощность теле- и радиоаппаратуру, особенно в вечернее и ночное время.
Для снижения шума на жилой территории необходимо соблюдение следующих принципов:
- вблизи источников шума размещать малоэтажные здания;
- шум защитные объекты строить параллельно транспортной магистрали;
- группировать жилые объекты в закрытые или полузакрытые кварталы;
- здания, не требующие от шума (склады, гаражи и т.п.), использовать в качестве барьеров, ограничивающих распространение шума.
5. Вибрация в условиях жилища
Вибрация как фактор среды обитания человека наряду с шумом относится к одному из видов её физического загрязнения, способствующего ухудшению условий проживания городского населения. Колебания в зданиях могут генерировать внешние источники (подземный и наземный транспорт, промышленные предприятия), внутридомовое оборудование встроенных предприятий торговли и коммунально - бытового обслуживания населения.
Вибрация в квартире часто вызвана эксплуатацией лифта. В некоторых случаях ощутимая вибрация наблюдается при строительных работах, проводимых вблизи жилых зданий. Регулярно повторяющиеся через 1.5-2 минуты колебания пола, сотрясения стен, мебели и т.п. нарушают отдых жителей, мешают выполнению домашних дел, не дают сосредоточиться на умственном труде. Люди, проживающие в таких домах, испытывают повышенную раздражительность, нарушение сна. Наиболее подвержены негативному воздействию вибрации лица в возрасте от 31 до 40 лет и с заболеваниями сердечно - сосудистой и нервной системы.
Важнейшим направлением решения проблемы ограничения неблагоприятного воздействия вибрации в жилищных условиях является гигиеническое нормирование ее допустимых воздействий.
В настоящее время можно с уверенностью говорить о комплексном воздействии ряда неблагоприятных факторов, которые привели к снижению защитных сил организма городского жителя и повышенной восприимчивости к различным болезням. Между геохимической структурой загрязнения территории городов и состоянием здоровья населения существует связь, прослеживаемая на всех этапах - от накопления загрязняющих веществ и возникновения иммунобиологических сдвигов в организме до повышения заболеваемости. Являясь функцией от многих переменных, здоровье городского населения представляет собой интегральный показатель качества окружающей среды.
Заключение.
Таким образом, анализируя роль города в жизни человека, мы видим, что жизнедеятельности человека в условиях современного города потенциально опасна. Даже не родившись, находясь в утробе матери, человек подвергается постоянно существующим и действующим опасностям различного характера. А с момента рождения опасности угрожают жизни и здоровью горожан намного больше в сравнении с сельскими жителями. Это обусловлено тем, что жизнедеятельность человека, направленная на преобразование природы и создание комфортной искусственной среды обитания, каковой является город, зачастую вызывает непредвиденные последствия. Все действия человека и все компоненты городской среды (прежде всего технические средства и технологии) обладают способностью генерировать наряду с положительными свойствами и результатами опасные и вредные факторы. При этом новому положительному результату, как правило, сопутствует новая потенциальная опасность.
Поэтому обеспечение безопасности в условиях современного города жизнедеятельности есть главная задача для городских жителей, предприятий, организаций и учреждений. Решение проблему обеспечения безопасности жизнедеятельности состоит в обеспечении нормальных (комфортных) условий деятельности людей, в защите человека и окружающей его среды (городской, жилой, производственной) от воздействия вредных факторов, превышающих нормативно допустимые уровни.
Можно сказать, что задача обеспечения безопасности жизнедеятельности человека в городе, как среде обитания состоит не в том, чтобы устранить существующие опасности, а в том, чтобы снизить потенциальный уровень опасностей и уменьшить последствия от их действий. Реализуясь в пространстве и времени, опасности города угрожают не только отдельному индивиду, но и той или иной социальной группе.
Литература:
1.Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / Л.А. Михайлов, В.П. Соломин, А.Л. Михайлов , А.В. Старостенко и др. –СПб.: Митер, ц007.
2.Безопасность жизнедеятельности: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. Л.А. Муравья. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2003.
3.Денисов В.В., Денисова И.А., Гутенев В.В., Монтвила О.И Безопасность жизнедеятельности. Защита населения и территорий при чрезвычайных ситуациях: Учеб. пособие. – Москва: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издаетльский центр «МарТ», 2003.
4.Микрюков В.Ю. Безопасность жизнедеятельности: Учебник /В.Ю. Микрюков. Ростов н/Д: Феникс, 2006.
5.Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек: Учеб. пособие для вузов, средних школ и колледжей. – 2-е изд., испр. и доп. /Ю.В Новиков. – М.: ФАИР-ПРЕСС,2002.