СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Начало холодной войны. Международные отношения в 1945 - первой половине 1950-х гг. Технологическая карта урока истории в 10 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Начало холодной войны. Международные отношения в 1945 - первой половине 1950-х гг. Технологическая карта урока истории в 10 классе»

Технологическая карта урока: Начало холодной войны. Международные отношения в 1945 - первой половине 1950-х гг.


Цели

Сформировать представление о причинах холодной войны, определить характерные черты периода, изучить процесс становления коммунистических режимов в Восточной Европе

Тип урока

Открытия нового знания









Планируемые результаты

Предметные: знать значение понятий «холодная война», гонка вооружений, маккартизм, двухполюсный (биполярный) мир, региональная интеграция, народная демократия и уметь применять их для раскрытия сущности «холодной войны»; устанавливать и объяснять причины «холодной войны» в послевоенном мире, определять её характерные черты и подбирать исторические факты, их иллюстрирующие; извлекать информацию из исторических источников по проблеме «холодной войны» и экономического восстановления Европы, анализировать её и делать на её основе выводы; раскрывать характерные черты процесса установления коммунистических режимов в странах Восточной Европы, иллюстрировать их конкретными примерами истории стран.

Метапредметные: структурировать текст учебника, выделять в нём главное и создавать на его основе схему, отражающую процесс раскола Германии; участвовать в коллективном обсуждении вопроса о неизбежности «холодной войны» с одноклассниками и учителем, формулировать и аргументировать собственную позицию.

Личностные: формировать основы социально-критического мышления, ориентироваться в особенностях международных отношений второй половины 1940-х гг., понимать необходимость конструктивного решения международных проблем.

Основное содержание темы, понятия и термины

Холодная война», гонка вооружений, маккартизм, двухполюсный (биполярный) мир, региональная интеграция, народная демократия.

Образовательные ресурсы

Учебник, пакет с рабочим материалом для работы в группах, проектор, мультимедийная презентация.
















Организационная структура урока


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организа-ционный момент

Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя. Организуют рабочее место.

2. Мотивацио-нно- целевой этап.

Работа начинается с чтения фрагмента речи У. Черчилля в Фултоне (документ в конце параграфа).

Вопросы к документу

1. Что имеет в виду У. Черчилль, когда говорит о «железном занавесе»? Какой итог Второй мировой войны вызывает беспокойство премьер-министра Великобритании?

2. Что, по его мнению, представляет угрозу христианской цивилизации?

3. Какой путь выхода из сложившейся ситуации предлагает У. Черчилль?

Читают документ отвечают на вопросы.

3. Постановка учебной задачи

Тема урока «Начало холодной войны. Международные отношения в 1945 первой половине 1950-х гг.

— Как вы думаете, о чем мы будем говорить?

— На какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ученики высказывают свои предположения.)

План урока

1. Начало «холодной войны».

2. Экономическое восстановление Европы. Первые шаги на пути

к интеграции.

3. Раскол Германии.

4. Установление коммунистических режимов в Восточной Европе.

Проблемный вопрос: «Можно ли было предотвратить распад антигитлеровской коалиции и «холодную войну?»


Вместе с учителем формулируют тему урока, цели урока и проблемный вопрос.

4. Усвоение новых знаний и способов действий

1. Начало «холодной войны».

Учитель может познакомить учеников с версиями происхождения термина «холодная война».

1. Джордж Оруэлл 19 октября 1945 г. напечатал в лейбористском еженедельнике Tribune эссе «Вы и Атомная Бомба», где он написал: «…Возможно, мы движемся не к общему краху, а к эпохе, которая будет отличаться такой же ужасной стабильностью, что и рабовладельческие

империи античных времён», он предрекал появление государства, «которое окажется просто невозможно завоевать и которое будет находиться в перманентном состоянии «холодной войны» со своими соседями».

2. В своей речи 16 апреля 1947 г. американский финансист и политик Бернард Барух обратился к слушателям с призывом: «Давайте не допустим, чтобы нас обманывали. Мы находимся в разгаре холодной войны».

3. Известный американский политический журналист Уолтер Липпман в сентябре 1947 г. начал публиковать в газете New York Herald Tribune серию статей о советско-американских отношениях, которые вскоре вышли отдельным изданием, озаглавленным «Холодная война: исследование внешней политики США».

Затем учащиеся разбирают существенные черты «холодной войны», индивидуально выполняя задание. По итогам работы используется приём «обмен знаниями», учащиеся работают в парах и излагают содержание таблицы друг другу.

Задание для учащихся: Подберите в учебнике (подраздел «Начало «холодной войны»)

примеры, иллюстрирующие приведённые ниже характерные черты

эпохи «холодной войны». Оформите результаты работы в таблицу.

1. Раскол мира и Европы: система двухполюсного (биполярного)

мира.

2. Идеологическое противостояние.

3. Создание военно-политических и экономических блоков.

4. Гонка вооружений.

5. Локальные и региональные военные конфликты, в которых

прямо или косвенно участвовали оба блока.

2. Экономическое восстановление Европы. Первые шаги на пути к интеграции.

Изучение данного вопроса можно построить на основе работы с

документом и текстом учебника.

Задание для учащихся: ознакомьтесь с документом (см. приложение) и ответьте на вопросы:

1. Какие экономические результаты Второй мировой войны называет Д. Маршалл? Какую проблему восстановления Европы, не увиденную ранее, подчёркивает автор? Какие примеры он приводит, чтобы доказать её существование?

2. Какова цель плана Маршалла?

3. Какие две важнейшие меры по восстановлению экономики Европы предлагает Маршалл?

4. Почему этот план в СССР назвали планом «американского империализма закабалить Европу?»

5. Выясните по тексту учебника (подраздел «Начало «холодной войны»), каковы были результаты осуществления плана Маршалла для Западной Европы.

6. Как план Маршалла связан с началом интеграционных процессов в Западной Европе? Найдите в учебнике факты, свидетельствующие об этих процессах.

3. Раскол Германии.

Учащиеся на основе текста учебника составляют схему «Раскол Германии».

Задание для учащихся: На основе подраздела «Раскол Германии. Образование ФРГ и ГДР» составьте схему, графически отражающую события и процессы, происходившие в Германии во второй половине 1940-х гг.

4. Установление коммунистических режимов в Восточной Европе

Работа строится на основе рассказа учителя и эвристической беседы, опирающихся на текст учебника и

Вопросы и задания для эвристической беседы

1. В чём особенность установления новой власти в странах Восточной Европы?

2. Проанализируйте перечисленные факты из истории Польши и

сделайте вывод об общих экономических тенденциях, характерных для стран Восточной Европы во второй половине 1940-х — начале 1950-х гг.:

а) в январе 1946 г. был принят закон, закрепивший национализацию основных средств производства и переход в руки государства решающих позиций в экономике; национализированный сектор в промышленности в 1946 г. составил 86,3 %, к 1949 г. — 90 %;

б) в 1947 г. проведена земельная реформа, ликвидировавшая помещичье землевладение и создавшая сильный государственный сектор в сельском хозяйстве — госхозы;

в) государство осуществляло основные капиталовложения в тяжёлую промышленность, создавало новые отрасли — судостроение, автомобильную, построило металлургический комбинат.

3. Почему руководство СССР заставило страны Восточной Европы отказаться от экономической помощи по плану Маршалла?

4. Что означало объединение в 1948 г. в большинстве стран Восточной Европы коммунистических партий с социал-демократическими?

5. В чём была суть советско-югославского конфликта?

6. В результате проведённых реформ уже к середине 1950-х гг. страны Восточной Европы достигли впечатляющих успехов в «догоняющем развитии» — был совершён впечатляющий рывок в наращивании производственного потенциала, урбанизации, модернизации социальной структуры. Однако в обществе нарастали тенденции недовольства. С чем это могло быть связано?

7. Дискуссии в коммунистических партиях восточноевропейских стран, формирование в них влиятельных реформаторских группировок состоялись после 1953 и 1956 гг. Почему это происходило именно в эти годы?



Слушают учителя.



























Работают с презентацией.



Работают с текстом учебника, презентацией, заполняют таблицу.















Работают с документом, текстом учебника, отвечают на вопросы.



























Работают с текстом учебника, составляют схему.



Работают с текстом учебника, видео, отвечают на вопросы.
















6. Закреп-ление знаний и способов действий

«Можно ли было предотвратить распад антигитлеровской коалиции и «холодную войну?»


Отвечают на вопросы.


7. Рефлексия

Продолжите фразы.

• Я хочу сказать...

• Мне больше всего удалось...

• Для меня было открытием, что...

Отвечают на вопросы.

8. Подведение итогов урока

Выставление отметок

Слушают учителя.

9. Информа-ция о домашнем задании

1. Прочитать § 16 учебника.

2. Ответить на вопросы к параграфу (устно)

Воспринимают задание, уточняют.




Документ

План Маршалла. 5 июня 1947 г.

При рассмотрении того, что требуется для восстановления Европы, были сделаны верные оценки потерь человеческих жизней, разрушений городов, заводов, шахт и железных дорог; но в последние месяцы стало очевидно, что эти разрушения, возможно, менее серьёзные, чем нарушение всей структуры европейской экономики.

Промышленное оборудование пришло в состояние негодности или полностью устарело. Практически все существовавшие производства, оказавшись под пятой деспотического и разрушительного нацистского правления, были подчинены германской военной машине. В результате финансовых потерь, поглощения путём национализации или простого разорения исчезли частные предприятия, банки, страховые компании, судоходные компании, прервались давние торговые связи. Во многих странах было сильно подорвано доверие к местной валюте. Во время войны произошёл полный распад европейской структуры предпринимательства…

…Соединённые Штаты должны сделать всё от них зависящее, чтобы помочь миру вернуть нормальное экономическое здоровье, без которого невозможны ни политическая стабильность, ни прочный мир. Наша политика направлена не против какой-либо страны или доктрины, а против голода, нищеты, отчаяния и хаоса. Её целью должно стать возрождение в мире работающей экономики, что позволит создать политические и социальные условия для существования свободных институтов...

Разделение труда является основой современной цивилизации. В настоящее время ему угрожает развал. Городские производственные предприятия выпускают недостаточно товаров для обмена на производимые фермером продукты питания… Фермер не может найти в продаже необходимых ему товаров. В результате сбыт производимого им сельскохозяйственного продукта за деньги, которыми он не может воспользоваться, представляется ему невыгодной сделкой. Поэтому крупные земельные участки, использовавшиеся им ранее под посевы, ныне он пускает под пастбища. Он расходует больше зерна для откорма скота и располагает достаточным объёмом продуктов питания для себя и своей семьи, при том что ему может недоставать одежды и других простейших средств цивилизации.

В то же время людям в городах не хватает продуктов питания и горючего.

В результате правительства оказываются вынужденными использовать иностранные деньги и кредиты для приобретения продуктов за рубежом. Этот процесс истощает финансовые фонды, крайне необходимые для восстановления экономики.

Спасение в том, чтобы разорвать порочный круг и восстановить веру европейцев в экономическое будущее их собственных стран и Европы в целом. Промышленник и фермер повсеместно должны быть готовы обменивать продукты своего труда на деньги, достоинство которых не должно подвергаться сомнению.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!