1. Начало «холодной войны». Учитель может познакомить учеников с версиями происхождения термина «холодная война». 1. Джордж Оруэлл 19 октября 1945 г. напечатал в лейбористском еженедельнике Tribune эссе «Вы и Атомная Бомба», где он написал: «…Возможно, мы движемся не к общему краху, а к эпохе, которая будет отличаться такой же ужасной стабильностью, что и рабовладельческие империи античных времён», он предрекал появление государства, «которое окажется просто невозможно завоевать и которое будет находиться в перманентном состоянии «холодной войны» со своими соседями». 2. В своей речи 16 апреля 1947 г. американский финансист и политик Бернард Барух обратился к слушателям с призывом: «Давайте не допустим, чтобы нас обманывали. Мы находимся в разгаре холодной войны». 3. Известный американский политический журналист Уолтер Липпман в сентябре 1947 г. начал публиковать в газете New York Herald Tribune серию статей о советско-американских отношениях, которые вскоре вышли отдельным изданием, озаглавленным «Холодная война: исследование внешней политики США». Затем учащиеся разбирают существенные черты «холодной войны», индивидуально выполняя задание. По итогам работы используется приём «обмен знаниями», учащиеся работают в парах и излагают содержание таблицы друг другу. Задание для учащихся: Подберите в учебнике (подраздел «Начало «холодной войны») примеры, иллюстрирующие приведённые ниже характерные черты эпохи «холодной войны». Оформите результаты работы в таблицу. 1. Раскол мира и Европы: система двухполюсного (биполярного) мира. 2. Идеологическое противостояние. 3. Создание военно-политических и экономических блоков. 4. Гонка вооружений. 5. Локальные и региональные военные конфликты, в которых прямо или косвенно участвовали оба блока. 2. Экономическое восстановление Европы. Первые шаги на пути к интеграции. Изучение данного вопроса можно построить на основе работы с документом и текстом учебника. Задание для учащихся: ознакомьтесь с документом (см. приложение) и ответьте на вопросы: 1. Какие экономические результаты Второй мировой войны называет Д. Маршалл? Какую проблему восстановления Европы, не увиденную ранее, подчёркивает автор? Какие примеры он приводит, чтобы доказать её существование? 2. Какова цель плана Маршалла? 3. Какие две важнейшие меры по восстановлению экономики Европы предлагает Маршалл? 4. Почему этот план в СССР назвали планом «американского империализма закабалить Европу?» 5. Выясните по тексту учебника (подраздел «Начало «холодной войны»), каковы были результаты осуществления плана Маршалла для Западной Европы. 6. Как план Маршалла связан с началом интеграционных процессов в Западной Европе? Найдите в учебнике факты, свидетельствующие об этих процессах. 3. Раскол Германии. Учащиеся на основе текста учебника составляют схему «Раскол Германии». Задание для учащихся: На основе подраздела «Раскол Германии. Образование ФРГ и ГДР» составьте схему, графически отражающую события и процессы, происходившие в Германии во второй половине 1940-х гг. 4. Установление коммунистических режимов в Восточной Европе Работа строится на основе рассказа учителя и эвристической беседы, опирающихся на текст учебника и Вопросы и задания для эвристической беседы 1. В чём особенность установления новой власти в странах Восточной Европы? 2. Проанализируйте перечисленные факты из истории Польши и сделайте вывод об общих экономических тенденциях, характерных для стран Восточной Европы во второй половине 1940-х — начале 1950-х гг.: а) в январе 1946 г. был принят закон, закрепивший национализацию основных средств производства и переход в руки государства решающих позиций в экономике; национализированный сектор в промышленности в 1946 г. составил 86,3 %, к 1949 г. — 90 %; б) в 1947 г. проведена земельная реформа, ликвидировавшая помещичье землевладение и создавшая сильный государственный сектор в сельском хозяйстве — госхозы; в) государство осуществляло основные капиталовложения в тяжёлую промышленность, создавало новые отрасли — судостроение, автомобильную, построило металлургический комбинат. 3. Почему руководство СССР заставило страны Восточной Европы отказаться от экономической помощи по плану Маршалла? 4. Что означало объединение в 1948 г. в большинстве стран Восточной Европы коммунистических партий с социал-демократическими? 5. В чём была суть советско-югославского конфликта? 6. В результате проведённых реформ уже к середине 1950-х гг. страны Восточной Европы достигли впечатляющих успехов в «догоняющем развитии» — был совершён впечатляющий рывок в наращивании производственного потенциала, урбанизации, модернизации социальной структуры. Однако в обществе нарастали тенденции недовольства. С чем это могло быть связано? 7. Дискуссии в коммунистических партиях восточноевропейских стран, формирование в них влиятельных реформаторских группировок состоялись после 1953 и 1956 гг. Почему это происходило именно в эти годы? |