Урок 1. Начало Смуты
Цели: рассказать о правлении Бориса Годунова и Лжедмитрия; определить причины Смуты; рассказать о восстании И. Болотникова и определить его характер.
Внутрипредметные связи: 1593-1610 гг. - правление Генриха IV; 1603 г. - смерть королевы Англии Елизаветы I Тюдор. Конец династии Тюдоров в Англии. Королём становится Яков Шотландский, сын М. Стюарт; 1609 г. - официальное признание Испанией независимости Нидерландов.
План:
Царствование Бориса Годунова.
Появление самозванца. Царствование Лжедмитрия I.
Восстание Ивана Болотникова.
Основные понятия: самозванец (самозванство).
Важнейшие даты: 1598-1605 гг. - царствование Бориса Годунова; 1605-1606 гг. - царствование Лжедмитрия I; 1606 г. - восстание Ивана Болотникова.
Выдающиеся личности: царь Борис Годунов; самозванец Лжедмитрий I (Григорий Отрепьев); Иван Болотников.
Ход урока
I. Царствование Бориса Годунова (12 мин)
Следует начать изучение нового материала следует с того, чтобы напомнить о роли Бориса Годунова в управлении государством при Федоре Ивановиче. Какие задачи стояли перед правительством Б. Годунова в это время? Вспомните с учениками о событиях гибели царевича Дмитрия. Особо следует подчеркнуть, что со смертью Федора Иоанновича в России возникла новая, сложная ситуация: прекращение династии Рюриковичей. Важно, что вопрос о престолонаследии решался Земским собором, т. е. представителями от значительной части населения страны. Недовольство части боярства (в значительной степени это можно объяснить тем, что Годунов был выскочка, не очень родовит). Кроме того, действуя очень активно, вводя своих родственников в состав боярской думы, он вызывал озлобление старого родовитого боярства, которое он оттеснял от власти. Столкновения и опала Романовых.
_Почему именно Романовы были недовольны воцарением Годунова? (Романовы были родственниками Ивана IV и теоретически имели больше прав на престол, чем Борис Годунов.) Надо отметить, что именно вокруг них и Шуйских концентрировались недовольные Годуновым в Думе.
Комментарий: Для характеристики Бориса Годунова и его правления используйте дополнительные материалы. Остановитесь на учреждении Годуновым Московского патриаршества, его значении для усиления влияния православной церкви как внутри, так и вне России. Более подробно расскажите об успехах внешней политики (русско-шведская война 1590-1593 гг.; освоение Приуралья и Западной Сибири). Напомните о событиях гибели царевича Дмитрия. Поясните, что обвинения Годунова в его смерти, скорее всего, безосновательны, так как именно Борису была более всего невыгодна смерть престолонаследника.
Появление самозванца. Царствование Лжедмитрия I (12 мин)
Чем объяснить поразительную слабость власти Годунова? (Слабость власти Годунова, распространение популярности самозванца во многом покоились на позиции боярства, хотевшего воспользоваться затруднительной для Годунова ситуацией (политическая игра).)
Отсюда многочисленные измены бояр. Но Лжедмитрий пользовался также действительно значительной поддержкой в народе (непопулярность правительства Годунова, а с другой стороны - популистские лозунги самозванца - в частности, обещание дать полную свободу крестьянам).
На основе материала учебника объясните, чем было вызвано восстание против Лжедмитрия I? (Очевидно негативное отношение населения к польским обычаям и нравам нового двора.)
Как был избран на царство Василий Шуйский? Чьим интересам отвечало его правление? (Он был избран боярам и. соответственно, представлял их интересы.)
Восстание Ивана Болотникова (6 мин)
Какие группы населения были представлены в войске Болотникова? (Казачество, мелкопоместное дворянство, черносошное крестьянство.)
Какие лозунги выдвигали руководители восстания? (Призывали к возрождению легитимной династии Рюриковичей.)
Комментарий: Проследите по карте направление движения
восставших (или выполните задание 5 из рабочей тетради). Используйте характеристику Болотникова (см. Дополнительные материалы).
Вариант урока 1. Начало Смуты (урок-игра)
Для проведения урока следует предварительно дать ученикам задание прочитать необходимый параграф. Также предполагается распечатать дополнительные материалы, прилагаемые к этому уроку. Кроме того, учитель должен заблаговременно распределить роли (Бориса Годунова, Федора Никитича Романова).
Игра
Урок должен представлять из себя «суд истории». «Судебное заседание» должен вести учитель. Слушания же должны протекать в режиме поочередного выступления учеников, играющих выше указанные роли. При этом учитель и учащиеся могут им задавать вопросы, вступать в дискуссию, оспаривать их точку зрения.
Предмет разбирательства - политика Бориса Годунова. Задача присутствующих - принять решение об одобрении или осуждении действий королевы Англии.
Первым должен выступить сам Борис Годунов, отстаивая мысль, что вся его политика всецело служила благу России. Он расширил пределы страны, укрепил границы государства, наладил отношения с соседями, сделал первую, по сути дела, попытку модернизации социальных институтов. Затем слово должно быть предоставлено Федору Романову. Он должен поставить под сомнение легитимность нахождения Годунова у власти, вспомнить о терроре, которому были подвергнуты все недовольные режимом Годунова. По мнению боярина, Годунов - тиран и узурпатор.
После «слушаний» в классе происходит голосование в пользу обвинительного или оправдательного приговора. «Победившая» сторона получает оценку «пять».
Итог урока
В конце урока учитель замечает, что Борис Годунов - личность сложная и противоречивая. Мы слишком мало о нем знаем. Безусловно, это был человек в высшей степени амбициозный и властолюбивый. Однако, вместе с тем речь идет об очень талантливом политике.
Домашнее задание: Рыбаков: § 24 и задания 1,3 из рабочей тетради к данному параграфу; Данилов: §1,2 (до с. 17);Пчелов: § 1-2; Черникова: § 1-3.
Рекомендуемые вопросы:
Из предыдущего курса вспомните, почему население могло не любить Бориса Годунова лично?
Перечислите причины начала Смуты.
Почему поднялось восстание против Лжедмитрия?
Какой характер носило восстание Болотникова?
Заполнить таблицу «Причины Смуты».
Экономические | Политические | Социальные |
| | |