ОСЭ УРОК № 12 Дата:
Тема урока: Чувство Родины
Цели урока:
Определить место и роль поколений, духовных традиций в жизни человека и историческом развитии нашей Родины в целом.
Формировать информационные компетентности (умение извлекать историческую информацию, обобщать материал); коммуникативные компетентности (самостоятельно составлять рассказ, делать выводы);
Задачи урока:
Разобрать содержание понятия «поколение».
Определить роль поколений в историческом развитии общества.
Начать формирование в сознании учащихся понятия «Отечество», «Родина»
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Улыбнемся друг другу, чтобы начать урок с хорошим настроением.
2. Актуализация
-Как вы думаете, ваша встреча с раскидистым мудрым дубом приблизила вас к пониманию того, что значит быть человеком?
Работа по учебнику страница 56 второй абзац.
3.Проверка домашнего задания
Работа в паре с самооценкой
Вопросы для размышления страница 55
4. Формулирование темы, цели урока
Запиши тему урока и самые важные правила человеческих отношений. Стр.5
-Какой вывод можно сделать из этих правил?
5.Работа с новым материалом
Работа по учебнику страница 57
Работа над пословицами
6.Продолжение работы по теме
Презентация «Россия – наша Родина»
Слайд №1-2
Ты живёшь в замечательной стране, имя которой – Российская Федерация, или коротко Россия.
Произнеси это слово вслух и ты почувствуешь в его звучании свет, раздолье, простор, одухотворённость…
Работа над понятием «поколение».
Слайд №3
История нашей страны насчитывает более тысячи лет. За это время сменилось примерно 40 – 50 поколений. Одно поколение давало жизнь другому.
Слайд №4.
Вопрос к классу:
- Как вы понимаете, что такое поколение? После предположений, высказанных учащимися, разбирается определение поколения.
Итак, мы приходим к выводу, что поколение -группа людей, близких по возрасту, объединенных общей деятельностью
Вопрос к классу: Сколько поколений живы в вашей семье?
Завершение формирования понятия «Поколение»
Слайда №5
Ты и твое поколение – младшее поколение
Твои родители – старшее поколение
Когда ты станешь взрослым, создашь свою семью, тогда ты будешь старшим, а твои дети – младшим поколением.
Роль и значение поколений в жизни отдельного человека и Родины в целом.
Вопрос к классу:
- Ребята, давайте подумаем: чем занимаются Ваши родители и для чего они живут?
После предположений, высказанных учащимися, разбирается деятельность старшего поколения и её мотивация.
Слайд №6 «учатся, трудятся, создавая материальные и духовные ценности, борются за счастье своих детей, за право свободно жить в своей стране»
«Поколения наших предков создали для нас язык, сохранили громадную территорию, накопили богатейшие знания об окружающем нас мире, передали нам огромные материальные и духовные богатства: разработали месторождения нефти, газа различных руд, построили красивейшие города и поселки, сохранили для нас природу…»
Вопрос к классу: «Как Вы думаете: для чего и для кого они создавали все это? Кому все это они передали?»
Слайд №7
«А скажите, ребята, какая задача будет стоять перед вашим поколением, когда вы станете старшим поколением из живущих?»
Слайд №8-9
Делается вывод: задача поколений состоит в том, чтобы развивать и обогащать: язык, знания, опыт, богатства, место проживания и передать следующему поколению.
В этом заключается суть исторического развития.
Работа над понятием «Отечество» и «Родина».
Слайды №10
«Отечество» потому, что:
1. Здесь жили наши отцы, деды, прадеды
2. Здесь они учились, работали
3. Они защищали землю , сохраняя её для нас
4. Мы и наши дети будут здесь жить и работать
Слайды №11-15
«Родина» потому что мы родились и живем здесь.
Предыдущие поколения накопили и сохранили для нас огромные богатства. Природа России разнообразна и сказочно богата. Наша страна является крупнейшей по территории страной мира. Основное общественное сокровище России – её народы. Российская Федерация – самая многонациональная страна в мире, в ней проживают в дружбе и согласии 160 народов и народностей.
Священный долг каждого гражданина России любить свою Родину, укреплять её могущество и благосостояние.
7.Итог урока
С.59 вопросы для повторения
Методика «Шесть шляп»- оцените материал урока
Белый – какую получили информацию.
Желтый – что понравилось на уроке.
Черный – что не понравилось.
Красный – какое у меня настроение.
Зеленый – что на уроке было творческого.
Синий – достигли ли мы цели урока.
7.Д.з.
К следующему уроку сделать рисунок «Добрая мысль живёт у человека в сердце»
Урок 12. Чувство Родины.
Задание 1. Заполни пропуски в предложениях.
Мы живём в замечательной стране, имя которой – ___________________________________ .
Мы с любовью называем нашу страну ______________________ , потому что родились и живём в ней.
Основной закон нашего государства – _________________________ .
Столица России – город __________________________ .
Глава нашего государства – ______________________ , в настоящее время этот пост занимает ___________________________________________________.
Задание 2. Найди и отметь верное утверждение «Что такое Родина?»
Задание 2. Прочитай. Это интересно!
Слово родина произошло от древнего слова род, которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством. Каждый из нас – потомок какого–либо старинного древнего рода. А само слово род обозначает древнейшего бога славян Рода. Главный город племени россов (так раньше назывался русский народ) был город Родень (Родня). Он был посвящен богу Роду.
Родина – это и отечество, и страна, и место рождения человека.
Родить – значит произвести на свет потомство. Родит женщина, родит животное, родит почва, земля.
Родители – мать и отец, у которых рождаются дети.
Родич – родственник, член рода.
Родня – родственники.
Родословная – перечень поколений одного рода. Люди гордятся своей родословной, изучают ее.
Задание 3.. Представь, что ты пишешь письмо другу, живущему в другой стране.
Что ты расскажешь ему о нашей стране?
Как велика моя страна,
Как широки просторы!
Озера, реки и поля,
Леса, и степь, и горы.
Раскинулась моя страна
От севера до юга:
Когда в одном краю весна,
В другом - снега и вьюга.