СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Начинающему классному руководителю. Презентация "Методические рекомендации по составлению плана воспитательной работы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной презентации представлен материал из многолетнего опыта работы классным руководителем и руководителем МО. В ней содержатся  методические рекомендации по составлению плана воспитательной работы в соответствии с требованиями ФГОС. Материал полезен студентам, молодым специалистам и начинающим классным руководителям

Просмотр содержимого презентации
«Планирование воспитательной работы в классе»

Планирование воспитательной работы в классе. Методические рекомендации

Планирование воспитательной работы в классе.

Методические рекомендации

Педагог как садовник. Он не в силах изменить породу дерева, но он может и должен улучшать плоды своего сада. Азаров Ю.П.

Педагог как садовник. Он не в силах изменить породу дерева, но он может и должен улучшать плоды своего сада. Азаров Ю.П.

Титульный лист

Титульный лист

Содержание

Содержание

1. Нормативные основы 1) обеспечение жизни и здоровья обучающихся   Классный руководитель ведет (заполняет) следующую документацию:   2) обеспечение позитивных межличностных отношений между обучающимися и между обучающимися и учителями   1. Классный журнал. 3) содействие освоению школьниками образовательных программ  2. План воспитательной работы с классным коллективом. 4) воспитание патриотических чувств, формирование опыта гражданско-правового поведения, развитие социальной компетентности обучающихся   3. Личные дела учащихся. 5) программирование воспитательной работы с классом   4. Психолого-педагогические карты изучения личности учащихся. 6) профилактическая работа   5. Протоколы родительских собраний.  6. Дневники учащихся.  7. Электронный дневник.  8. Портфолио класса, классного руководителя, портфолио учащихся.  9. Журнал по технике безопасности.   10. Папки с разработками воспитательных мероприятий, результатами классных педагогических и социально-психологических исследований .

1. Нормативные основы

1) обеспечение жизни и здоровья обучающихся

Классный руководитель ведет (заполняет) следующую документацию:  

2) обеспечение позитивных межличностных отношений между обучающимися и между обучающимися и учителями

1. Классный журнал.

3) содействие освоению школьниками образовательных программ

2. План воспитательной работы с классным коллективом.

4) воспитание патриотических чувств, формирование опыта гражданско-правового поведения, развитие социальной компетентности обучающихся

3. Личные дела учащихся.

5) программирование воспитательной работы с классом

4. Психолого-педагогические карты изучения личности учащихся.

6) профилактическая работа

5. Протоколы родительских собраний.

6. Дневники учащихся.

7. Электронный дневник.

8. Портфолио класса, классного руководителя, портфолио учащихся.

9. Журнал по технике безопасности. 

10. Папки с разработками воспитательных мероприятий, результатами классных педагогических и социально-психологических исследований .

  • 1.1. Обязанности классного руководителя.
  • 1.2. Перечень документации и отчётности классного руководителя. 
  • 1.3. Портрет выпускника (ФГОС)
« Портрет выпускника» «Портрет выпускника начальной школы» Из ФГОС НОО от « 6 » октября 2009 г. № 373 «Портрет выпускника основной школы» Из ФГОС ООО от «17» декабря 2010 г. № 1897

« Портрет выпускника»

«Портрет выпускника начальной школы»

Из ФГОС НОО от « 6 » октября 2009 г. № 373

«Портрет выпускника основной школы»

Из ФГОС ООО от «17» декабря 2010 г. № 1897

"Портрет выпускника школы"

Из ФГОС СПОО

2. Данные об обучающихся    2. 1. Список обучающихся класса с адресами и телефонами. № п.п 1 Фамилия, имя, отчество Дата рождения Сотовый телефон родителей Родители Адрес проживания и дом. телефоны

2. Данные об обучающихся

  • 2. 1. Список обучающихся класса с адресами и телефонами.

№ п.п

1

Фамилия, имя, отчество

Дата рождения

Сотовый телефон родителей

Родители

Адрес проживания и дом. телефоны

2. Данные об обучающихся    2.2. Характеристика семей, сведения о здоровье обучающихся, о питании и льготах. № п.п. Фамилия имя 1 Характеристика семей Бесплатное питание, льготы Листок здоровья Полная многодетная (3) Группа здоровья Бесплатное питание, Льгота по оплате за охрану II - О рекомендации врача 1-2 парта

2. Данные об обучающихся

  • 2.2. Характеристика семей, сведения о здоровье обучающихся, о питании и льготах.

п.п.

Фамилия имя

1

Характеристика семей

Бесплатное питание, льготы

Листок здоровья

Полная многодетная (3)

Группа здоровья

Бесплатное питание, Льгота по оплате за охрану

II - О

рекомендации врача

1-2 парта

2. Данные об обучающихся    2.3. Страница наблюдений (отношение к труду, взрослым; навыки культурного общения и поведения). № 1. п.п Фамилия, имя Отношение к труду Отношение к взрослым трудолюбива Поведение на уроках уважительн. примерное Навыки культурного общения Высокий уровень

2. Данные об обучающихся

  • 2.3. Страница наблюдений (отношение к труду, взрослым; навыки культурного общения и поведения).

1.

п.п

Фамилия, имя

Отношение к труду

Отношение к взрослым

трудолюбива

Поведение на уроках

уважительн.

примерное

Навыки культурного общения

Высокий уровень

2. Данные об обучающихся    2.4. Учёт занятий обучающихся в детских объединениях, секциях, факультативах, внеурочной деятельности в лицее. № п.п 1 Фамилия, имя, отчество Лидерство Внеурочная занятость в лицее лидер Внеурочная занятость Наследие Сибири, проектная деятельность, Художественная школа № 4 нем. с удовольствием, туризм

2. Данные об обучающихся

  • 2.4. Учёт занятий обучающихся в детских объединениях, секциях, факультативах, внеурочной деятельности в лицее.

п.п

1

Фамилия, имя, отчество

Лидерство

Внеурочная занятость в лицее

лидер

Внеурочная занятость

Наследие Сибири, проектная деятельность,

Художественная школа № 4

нем. с удовольствием, туризм

2. Данные об обучающихся    2.5. Структура самоуправления: Таблица или схема № ФИО Общественное поручение в 1и 2 полугодии Активность в мероприятиях класса Активность в общешкольных мероприятиях

2. Данные об обучающихся

  • 2.5. Структура самоуправления:

Таблица или схема

ФИО

Общественное поручение в 1и 2 полугодии

Активность в мероприятиях класса

Активность в общешкольных мероприятиях

Структура самоуправления   СТАРОСТА Заместитель старосты: Учебный комитет Председатель учкома:  Всеобуч Председатель всеобуча:  проверка дневников 1ряд 2ряд 3 ряд Ответственный за посещение уроков  связь с больными Дев: Мал: помощь отстаюшим: 4 человека

Структура самоуправления

СТАРОСТА

Заместитель старосты:

Учебный комитет

Председатель учкома:

Всеобуч

Председатель всеобуча:

проверка дневников

1ряд

2ряд

3 ряд

Ответственный за посещение уроков

связь с больными

Дев:

Мал:

помощь отстаюшим:

4 человека

Структура самоуправления   СОВЕТ ДЕЛА Главный корректор: Заместитель:  Актив  организация мероприятий Трудорги: Дежурство Субботники Озеленение   на параллели в классе    Физорги: Мальчики: Девочки: ЛФК: Редколлегия и пресс- центр

Структура самоуправления

СОВЕТ ДЕЛА

Главный корректор:

Заместитель:

Актив

организация мероприятий

Трудорги:

Дежурство

Субботники

Озеленение

на параллели

в классе

Физорги:

Мальчики: Девочки: ЛФК:

Редколлегия и пресс- центр

3. Основания для определения целей и задач воспитательной работы с классом   Раздел дает основания для целеполагания и носит аналитический характер. Выполнение данного раздела предполагает сбор данных, а также проведение диагностических методик.

3. Основания для определения целей и задач воспитательной работы с классом

Раздел дает основания для целеполагания и носит аналитический характер. Выполнение данного раздела предполагает сбор данных, а также проведение диагностических методик.

3. Основания для определения целей и задач воспитательной работы с классом    3.1 Психолого-педагогическая характеристика класса.  3.2. Анализ воспитательной работы за предыдущий год.  3.3. Социальный паспорт класса на учебный год. 3.4. Цель и задачи воспитательной работы классного руководителя. Классный руководитель может получить помощь у социального педагога школы. Социальный паспорт позволит сложить представление об обстоятельствах жизни детей класса. Я представляю один из вариантов социального паспорта, он может включать и другие графы.   Психолого-педагогическая характеристика класса: педагогу необходимо увидеть ситуацию в классе с точки зрения здоровья, характера отношений, успеваемости, занятости детей, их отношений с родителями и т.д. Анализ воспитательной работы за предыдущий год может быть выполнен и оформлен удобным педагогу образом. Главное, чтобы анализ был сделан технологично, содержал характеристику имеющихся проблем и прогноз развития ситуации, так как именно на основе анализа осуществляется целеполагание.

3. Основания для определения целей и задач воспитательной работы с классом

  • 3.1 Психолого-педагогическая характеристика класса.
  • 3.2. Анализ воспитательной работы за предыдущий год.
  • 3.3. Социальный паспорт класса на учебный год.
  • 3.4. Цель и задачи воспитательной работы классного руководителя.

Классный руководитель может получить помощь у социального педагога школы. Социальный паспорт позволит сложить представление об обстоятельствах жизни детей класса. Я представляю один из вариантов социального паспорта, он может включать и другие графы.

 

Психолого-педагогическая характеристика класса: педагогу необходимо увидеть ситуацию в классе с точки зрения здоровья, характера отношений, успеваемости, занятости детей, их отношений с родителями и т.д.

Анализ воспитательной работы за предыдущий год может быть выполнен и оформлен удобным педагогу образом. Главное, чтобы анализ был сделан технологично, содержал характеристику имеющихся проблем и прогноз развития ситуации, так как именно на основе анализа осуществляется целеполагание.

Затем педагогу необходимо сформулировать цель и задачи воспитательной работы с классом. Поскольку в нормативных основах обозначено 6 сфер ответственности классного руководителя, желательно сформулировать 6 целей в соответствии со сферами и задачи к каждой из целей.   1. В сфере обеспечения жизни и здоровья обучающихся _____________________________________________________________ 2. В сфере обеспечения позитивных межличностных отношений между обучающимися и между обучающимися и учителями ____________________________________________________________ 3. В сфере содействия освоению обучающимися образовательных программ ___________________________________________________________ 4. В сфере воспитания патриотических чувств, формирования опыта гражданско-правового поведения, развития социальной компетентности обучающихся ____________________________________________________ 5. Цель городской программы _____________________________________________________________ 6. Задачи в сфере профилактической работы

Затем педагогу необходимо сформулировать цель и задачи воспитательной работы с классом. Поскольку в нормативных основах обозначено 6 сфер ответственности классного руководителя, желательно сформулировать 6 целей в соответствии со сферами и задачи к каждой из целей.

1. В сфере обеспечения жизни и здоровья обучающихся

_____________________________________________________________

2. В сфере обеспечения позитивных межличностных отношений между обучающимися и между обучающимися и учителями

____________________________________________________________

3. В сфере содействия освоению обучающимися образовательных программ ___________________________________________________________

4. В сфере воспитания патриотических чувств, формирования опыта гражданско-правового поведения, развития социальной компетентности обучающихся ____________________________________________________

5. Цель городской программы

_____________________________________________________________

6. Задачи в сфере профилактической работы

4. Годовой план работы   После того, как классный руководитель определил цель и задачи своей работы по каждому направлению, ему предстоит составить непосредственно годовой план работы. Он начинается с:

4. Годовой план работы

После того, как классный руководитель определил цель и задачи своей работы по каждому направлению, ему предстоит составить непосредственно годовой план работы. Он начинается с:

4. Годовой план работы

4. Годовой план работы

  • 4.1. Основные направления деятельности
  • 4.2. Циклограмма мероприятий лицея по направлениям
  • 4.3. Циклограмма деятельности классного руководителя    
  • 4.4. Тематические классные часы по ПБ, ПДД и энергосбережению
4. Годовой план работы   4.5. Родительский комитет.  4.6. План работы родительского комитета  4.7. Образование родителей  4.8. Тематика родительских собраний и лекториев на год.

4. Годовой план работы

  • 4.5. Родительский комитет.
  • 4.6. План работы родительского комитета
  • 4.7. Образование родителей
  • 4.8. Тематика родительских собраний и лекториев на год.

5. Оперативное планирование   Циклограммы составляются в начале учебного года. Однако в ходе работы происходят изменения. Поэтому предлагается следующая схема для оперативного планирования работы на месяц. Именно в нее вносятся все изменения, уточняются запланированные мероприятия.

5. Оперативное планирование

Циклограммы составляются в начале учебного года. Однако в ходе работы происходят изменения. Поэтому предлагается следующая схема для оперативного планирования работы на месяц. Именно в нее вносятся все изменения, уточняются запланированные мероприятия.

5. Оперативное планирование

5. Оперативное планирование

  • 5.1. План-сетка воспитательной работы классного руководителя (по месяцам)
  • Постоянно изобретать новые формы работы кажется совершенно немыслимым. Но ведь хороший кулинар из одних и тех же ингредиентов может приготовить столько разных блюд, а модельер из старого платья сооружает новомодные вещи. Вот и классному руководителю можно научиться конструировать новые формы работы.
  • Главное, чтобы работа была в системе!
Воспитание успешно только тогда, когда оно системно ! Понедельник- классное собрание «Вести со старостата» -планирование работы на неделю  -распределение обязанностей

Воспитание успешно только тогда, когда оно системно !

Понедельник-

классное собрание «Вести со старостата»

-планирование работы на неделю

-распределение обязанностей

  • определение сроков реализации
  • разное: «Об этом срочно нужно поговорить!»
Воспитание успешно только тогда, когда оно системно ! Вторник- День консультаций (для детей и родителей)

Воспитание успешно только тогда, когда оно системно !

Вторник-

День консультаций

(для детей и родителей)

Воспитание успешно только тогда, когда оно системно ! Среда- классный час -тематические (согласно декадам) -часы работы с портфолио -часы эстетического развития, - уроки бережного отношения к своей жизни (ПДД, ПБ) -беседы, викторины, психологические тренинги… - родительские часы (знакомство с родителями класса, их профессиями) краеведческие часы и др.

Воспитание успешно только тогда, когда оно системно !

Среда- классный час

-тематические (согласно декадам)

-часы работы с портфолио

-часы эстетического развития,

- уроки бережного отношения к своей жизни (ПДД, ПБ)

-беседы, викторины, психологические тренинги…

- родительские часы (знакомство с родителями класса, их профессиями)

краеведческие часы и др.

Четверг-  День самоуправления

Четверг-

День самоуправления

Воспитание успешно только тогда, когда оно системно ! Пятница- Совет параллели Классное заседание учкома, совместная работа с дневниками…

Воспитание успешно только тогда, когда оно системно !

Пятница-

Совет параллели

Классное заседание учкома, совместная работа с дневниками…

Воспитание успешно только тогда, когда оно системно ! Суббота- день организации труда и самообразования

Воспитание успешно только тогда, когда оно системно !

Суббота- день организации труда и самообразования

Есть и дни эстетического и культурного развития

Есть и дни эстетического и культурного развития

Ходим мы в театры и музеи, Классные часы не пропускаем никогда, И не было такого, чтоб мы не поспели, На внеклассные наши дела.

Ходим мы в театры и музеи,

Классные часы не пропускаем никогда,

И не было такого, чтоб мы не поспели,

На внеклассные наши дела.

Центр атомной энергетики

Центр атомной энергетики

  Органы самоуправления в классе:

Председатель всеобуча Садыкова Диана и ответственная за посещение уроков Валиуллин Роман. тщательно отслеживают посещаемость уроков.

Ким Елизавета подаёт дневник всеобуча, где учителя-предметники фиксируют замечания. Хазиулин Дамир и Вашкунова Анастасия связываются с отсутствующими сразу после 1 урока и доводят до сведения кл. руководителя, а в отсутствии его - доводят до сведения родителей самостоятельно.

Ответственные за каждый ряд (Копыткова В. – 2 ряд, Толузакова Е. -3 ,Калиткин И. - 1) фиксируют отметки на каждом уроке, выставляя их в дневник в течение учебного дня. Председатель учкома Садыкова Д. закрепляет ребят из учебного сектора для оказания помощи детям группы риска.

Корректоры дел на параллели Черданцев Игорь и Чиж Никита вовлекают в классные дела и организацию дел на параллели.

5. Оперативное планирование

Социальный педагог Знает детские проблемы, трудные семьи, тревожные точки микрорайона. Способствует реализации прав ребенка, созданию комфортной и безопасной обстановки, обеспечению охраны жизни и здоровья, выполнению обязательного всеобуча. Взаимодействует с учителями, родителями, специалистами социальных служб в оказании помощи обучающимся и детям, нуждающимся в опеке и попечительстве, с ограниченными физическими возможностями, а также попавшими в экстремальные ситуации. Он изучает личность "трудного" ребенка и воспитательную ситуацию с целью выявления нравственных ориентации подростка и воспитательных ситуаций и нравственной переориентации личности, реализует воспитание "трудного" на основе координации воспитательных усилий

Классный руководитель Решает задачи разрешения трудновоспитуемости, устранения отрицательных компонентов характера, восстановления и формирования ведущих положительных качеств и самосовершенствования. Совместно с социальным педагогом, учителями планирует индивидуальную работу с "трудными" и их семьями, создает атмосферу доверия и взаимоподдержки в классе.

Школьный психолог Развертывает диагностическую деятельность. Изучает нравственные ориентации личности и воспитательную ситуацию в семье и коллективе. Выявляет избирательные отношения подростка, диагностирует ошибки в постановке задач воспитания и применении методов и форм воспитания. Анализирует и обобщает анкетный материал, материал непосредственного наблюдения, специально созданных педагогических ситуаций, сочинений и т.д., что позволяет углубить первоначальный диагноз. Психолог предлагает результаты воспитания, корректирует цели и задачи перестройки воспитательной ситуации и переориентации личности. Просвещает и консультирует педагогов и родителей, ведет картотеку детей, нуждающихся в психолого-педагогической помощи.

  • 5.2. Расписание уроков класса и классного руководителя.
  • 5.3. Список учителей - предметников класса. 
  • 5.4. Работа с детьми «группы риска». Страница наблюдений.
6. Организация деятельности

6. Организация деятельности

6. Организация деятельности    6.1. Учет успеваемости  (содержит учет успеваемости на основе анализа классного журнала). 6.2. Сведения об участии обучающихся в дежурстве по классу, генеральных уборках ( могут быть представлены графиками, составленными педагогом вместе с учащимися). 6.3. Именинники.  В этой части также могут быть представлены результаты экспресс - диагностики, отзывов обучающихся и родителей, результаты педагогического наблюдения. Таким образом, формы заполнения этого раздела разрабатывает сам педагог удобным для него способом.

6. Организация деятельности

  • 6.1. Учет успеваемости (содержит учет успеваемости на основе анализа классного журнала).
  • 6.2. Сведения об участии обучающихся в дежурстве по классу, генеральных уборках ( могут быть представлены графиками, составленными педагогом вместе с учащимися).
  • 6.3. Именинники.

В этой части также могут быть представлены результаты экспресс - диагностики, отзывов обучающихся и родителей, результаты педагогического наблюдения. Таким образом, формы заполнения этого раздела разрабатывает сам педагог удобным для него способом.

7. Отчетные и аналитические материалы   Они становятся предметом мониторинга со стороны руководителя МО и заместителя директора по воспитательной работе, а главное – являются основой для целеполагания и планирования на следующем этапе, внесения корректив в течение года. Мной предложена схема отчета о воспитательной работе за четверть.

7. Отчетные и аналитические материалы

Они становятся предметом мониторинга со стороны руководителя МО и заместителя директора по воспитательной работе, а главное – являются основой для целеполагания и планирования на следующем этапе, внесения корректив в течение года. Мной предложена схема отчета о воспитательной работе за четверть.

7. Отчетные и аналитические материалы   На основании отчетов подготавливаются аналитические материалы, где педагог оценивает степень достижения воспитательных целей и задач, основные достижения и дает прогноз развития ситуации в классе, способов разрешения имеющихся проблем в дальнейшем. Анализ может быть изложен в форме сплошного текста или содержать таблицы.

7. Отчетные и аналитические материалы

На основании отчетов подготавливаются аналитические материалы, где педагог оценивает степень достижения воспитательных целей и задач, основные достижения и дает прогноз развития ситуации в классе, способов разрешения имеющихся проблем в дальнейшем. Анализ может быть изложен в форме сплошного текста или содержать таблицы.

8. Приложения

8. Приложения

8. Приложения   8.1. Протоколы родительских собраний 8.2. Листок учета посещений родительских собраний 8.3. Справочная информация 8.4. Результаты мониторинга 

8. Приложения

  • 8.1. Протоколы родительских собраний
  • 8.2. Листок учета посещений родительских собраний
  • 8.3. Справочная информация
  • 8.4. Результаты мониторинга 

Краткий план родительского собрания № ____    № Этапы, их содержание 1 Примечания 2 3 4

Краткий план родительского собрания № ____

Этапы, их содержание

1

Примечания

2

3

4

Протокол родительского собрания № _____  от «___» _____________ 2_____г.   Присутствовали: _____ человек Приглашены: Отсутствовали: По теме собрания выступили: Решение собрание Классный Председатель руководитель родительского комитета

Протокол родительского собрания № _____ от «___» _____________ 2_____г.

Присутствовали: _____ человек

Приглашены:

Отсутствовали:

По теме собрания выступили:

Решение собрание

Классный

Председатель

руководитель

родительского комитета

Листок учета посещений родительских собраний № ФИО родителей Даты проведения родительских собраний 1 2 3 и т.д.

Листок учета посещений родительских собраний

ФИО родителей

Даты проведения родительских собраний

1

2

3

и т.д.

8. Приложения   ! Важно отметить, что данная папка может дополняться самим педагогом. Он определяет, какие еще приложения необходимы.

8. Приложения

! Важно отметить, что данная папка может дополняться самим педагогом. Он определяет, какие еще приложения необходимы.

9. Методическая копилка Методические разработки проведенных мероприятий содержатся в отдельной папке:

9. Методическая копилка

Методические разработки проведенных мероприятий содержатся в отдельной папке:

Это важно!

Это важно!

  • Воспитание детей – задача очень сложная и ответственная. Классный руководитель имеет дело, прежде всего, с душой ребенка. И ошибки в воспитательной деятельности обходятся довольно дорого. Поэтому работа со школьниками имеет специфические задачи и особенности, которые необходимо учитывать классному руководителю.
Требования к содержанию плана воспитательной работы:    целенаправленность плана; учет возрастных особенностей учащихся, ведущих интересов в классном коллективе; преемственность, систематичность, последовательность запланированных дел; реальность; разнообразие форм и методов; творческий характер планирования.

Требования к содержанию плана воспитательной работы:

  • целенаправленность плана;
  • учет возрастных особенностей учащихся, ведущих интересов в классном коллективе;
  • преемственность, систематичность, последовательность запланированных дел;
  • реальность;
  • разнообразие форм и методов;
  • творческий характер планирования.

Это важно!

Это важно!

  • Продуманный неформальный план воспитательной работы окажет несомненную помощь в организации воспитывающей деятельности в классе, координации усилий педагогов, родителей, детей в создании условий для развития и коллектива, и личности каждого школьника.
Я- гражданин России! Я- успешный ученик! Я + моя семья Я- культурная личность! Лучший лицейский Я – друг! Я- лидер! Я- здоровый человек! Я- творческий человек! Я- житель своего города! Я- толерантная личность!

Я- гражданин России!

Я- успешный ученик!

Я + моя

семья

Я- культурная личность!

Лучший лицейский

Я – друг!

Я- лидер!

Я- здоровый человек!

Я- творческий человек!

Я- житель своего города!

Я- толерантная личность!

Классное руководство – это не должность, а образ жизни, состояние души.

Классное руководство – это не должность, а образ жизни, состояние души.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Источник шаблона:

Источник шаблона:

  • Якушевская Юлия Сергеевна
  • МОУ «Кадетская школа-интернат № 9» города Омска
  • Учитель информатики
  • Сайт конкурса http://pedsovet.su
  • При оформлении слайдов использовала векторный редактор Xara Xtreme Pro 5 и векторный клипарт.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!