4
«Над Русью бьют колокола»
Цель урока: познакомить учащихся с живым искусством колокольных звонов.
Задачи:
Пробудить интерес к колокольному звону через слушание и исполнение звонов на треугольниках.
Создать у учащихся целостный образ Родины через восприятие и осмысление произведений искусства.
Воздействовать на положительные эмоции учащихся.
Воспитывать чувство сопереживания, гордости за свою Родину.
Тип урока: формирование новых знаний.
Вид урока: комбинированный
Оборудование: компьютер с колонками, мультимедийный проектор с экраном, презентация, треугольники, колокольчики.
Ход урока.
1.Организационный момент(приветствие и улыбка друг другу)
2. Сообщение темы урока.
Звучит колокольный звон (трезвон)
Скажите,что за звуки открыли наш урок? (колокольный звон)
Так о чём сегодня на нашем уроке пойдёт речь?
Над Русью бьют колокола
Печально и торжественно.
Как будто белые крыла
Взошли в ночи божественной.
Как будто солнца светлый нимб
Из тьмы взошел над распрями.
Звенит, звенит небесный гимн
Над Родиной непраздною.
Тема нашего урока « над Русью бьют колокола». Слайд 1
Сегодня мы познакомимся с видами колокольного звона, постараемся определить, какой след оставили колокольные звоны в русской музыке.
3. Работа по теме урока. Слайд 2
Колокола появились на Руси в 9 веке, с принятием христианства и сразу стали символом державы и мощи русского человека.
Звон колокола воспевал силу и красоту России, он напоминал о долге перед ней.
С помощью колокольного звона
- созывали народ на церковные службы и праздники,
- оповещали людей о пожарах и нападении врагов,
- оповещали народ о победе, о возвращении с поля битвы победителей,
- звоном в колокол указывали путь заблудившемуся путнику в лесу.
Сегодня на уроке мы обратимся к трём видами колокольного звона: благовест, трезвон, набат.
Благовест –церковный звон одним большим колоколом, извещающий о начале богослужения. Исполняем благовест.
Трезвон – звон во все колокола.
Набат - оповещение и тревожный сигнал для сбора народа, частые удары в один колокол.
В 18 веке в России был указ бить в набат во время пожаров, вьюг, метелей.
Слайд 6 К колокольному звону как к богатейшему музыкальному материалу обращались многие русские композиторы: Михаил Глинка и Модест Мусоргский, Петр Чайковский и
Александр Бородин, Николай Римский-Корсаков, Александр Скрябин, Сергей Прокофьев. В русских операх можно отыскать все виды звона.
Для классиков русской музыки колокольный звон был не просто иллюстрацией, звон – это музыкальная среда, которая с детства окружала каждого русского композитора, воспитывала его музыкальное чувство. Отсюда колокольные интонации в русской музыке, колокольные переливы и переборы, наплывы и колыхания звона.
Слайд 7 Обратимся к музыке М.П.Мусоргского, опера «Хованщина», фрагмент, который мы послушаем называется «Рассвет на Москве реке».
Колокольный звон, спокойный темп, тихая динамика.
(слушание)
Как звучит колокол? (радостно, торжественно)
О чем говорит? (о наступлении нового дня)
Определите вид колокольного звона. (трезвон)
Слайд 8 А вот ещё одно произведение великого русского композитора С.С. Прокофьева кантата «Александр Невский» 4 часть «Вставайте, люди русские».
Как здесь звучит колокол? (Тревожно)
О чём говорит? (об опасности)
Определите вил колокольного звона. (Набат)
Слайд 9 Ребята, вы послушали два фрагмента из разных музыкальных произведений.
Постарайтесь ответить, какую роль в музыке выполняет колокольный звон. В чем сила и красота колокольного звона в классической музыке? (украшает, обогащает музыку, передает эпоху, дух Руси)
Колокол для русского человека издревле был голосом Родины, символом единения и гражданского долга, независимости и величия государства.
Слайд 10 Поэтому в православной Руси с особой любовью и почитанием относились к колокольному звону.
Давайте вспомним русскую народную песню «Вечерний звон» на слова Ивана Козлова и одноимённую картину Исаака Левитана.
Звучит «Вечерний звон»
Какими средствами музыкальной выразительности композитор рисует картину теплого спокойного вечера?(спокойный темп, мажорный лад, тихая динамика,
песенная мелодия)
(Облик деревянной Руси с её церквами, колокольным звоном дорог и близок русской душе. Вечерний звон был частью родного края, он навевал воспоминания о юных днях, мечтах, надеждах)
Созвучна ли музыка песни по интонации, по настроению этой картине? (Созвучна. Музыка такая же спокойная, тихая, как сам пейзаж картины)
Что еще объединяет музыку с картиной? (Разнообразие оттенков, мягкий тембр голоса и красок. В картине И.Левитана плавные, гибкие, выразительные линии, как и сама музыка)
Что слышим?
4. Вокальная работа. Исполнение песни с колокольчиками.
5. Итог урока. Слайд 12
Подведём итог нашего урока.
Колокола – это символ России, ее глас, который в наше время вновь обретает силу.
Это душа русского человека – открытая и широкая.
Когда ты слышишь звон колоколов,
Душа вдруг замирает бесконечно
И в этот миг о тяжести оков
Не думаешь, а думаешь о Вечном.
По капельке вливается в тебя
Душевная живительная влага.
И хочется обнять весь мир, любя,
И раствориться в нем, другим во благо.
И я желаю вам, чтобы в вашей душе всегда звучал самый светлый колокольчик.
На память о нашем уроке я хочу вам подарить колокольчики.