СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Над Русью бьют колокола» урок музыки

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Над Русью бьют колокола Печально и торжественно. Как будто белые крыла Взошли в ночи божественной. Как будто солнца светлый нимб Из тьмы взошел над распрями. Звенит, звенит небесный гимн Над Родиной непраздною.

Просмотр содержимого документа
«Над Русью бьют колокола»

4


«Над Русью бьют колокола»


Цель урока: познакомить учащихся с живым искусством колокольных звонов.

Задачи:

Пробудить интерес к колокольному звону через слушание и исполнение звонов на треугольниках.

Создать у учащихся целостный образ Родины через восприятие и осмысление произведений искусства.

Воздействовать на положительные эмоции учащихся.

Воспитывать чувство сопереживания, гордости за свою Родину.

Тип урока: формирование новых знаний.

Вид урока: комбинированный

Оборудование: компьютер с колонками, мультимедийный проектор с экраном, презентация, треугольники, колокольчики.



Ход урока.

1.Организационный момент(приветствие и улыбка друг другу)

2. Сообщение темы урока.

Звучит колокольный звон (трезвон)

  • Скажите,что за звуки открыли наш урок? (колокольный звон)

  • Так о чём сегодня на нашем уроке пойдёт речь?

Над Русью бьют колокола

Печально и торжественно.

Как будто белые крыла

Взошли в ночи божественной.

Как будто солнца светлый нимб

Из тьмы взошел над распрями.

Звенит, звенит небесный гимн

Над Родиной непраздною.


Тема нашего урока « над Русью бьют колокола». Слайд 1

Сегодня мы познакомимся с видами колокольного звона, постараемся определить, какой след оставили колокольные звоны в русской музыке.


3. Работа по теме урока. Слайд 2

  • Когда на Руси появились колокола?

Колокола появились на Руси в 9 веке, с принятием христианства и сразу стали символом державы и мощи русского человека.

Звон колокола воспевал силу и красоту России, он напоминал о долге перед ней.

  • Для чего нужны были колокола на Руси? (оповещать людей)

С помощью колокольного звона

- созывали народ на церковные службы и праздники,

- оповещали людей о пожарах и нападении врагов,

- оповещали народ о победе, о возвращении с поля битвы победителей,

- звоном в колокол указывали путь заблудившемуся путнику в лесу.

  • С какими видами колокольного звона вы знакомы? Слайд 3-5

Сегодня на уроке мы обратимся к трём видами колокольного звона: благовест, трезвон, набат.

  • От каких двух слов образовалось название Благовест? (благая, хорошая весь)

Благовест –церковный звон одним большим колоколом, извещающий о начале богослужения. Исполняем благовест.

Трезвон – звон во все колокола.

  • Когда можно услышать трезвон? (во время праздников) Исполняем трезвон.



Набат - оповещение и тревожный сигнал для сбора народа, частые удары в один колокол.

В 18 веке в России был указ бить в набат во время пожаров, вьюг, метелей.


Слайд 6 К колокольному звону как к богатейшему музыкальному материалу обращались многие русские композиторы: Михаил Глинка и Модест  Мусоргский, Петр Чайковский и

Александр Бородин, Николай Римский-Корсаков, Александр Скрябин, Сергей Прокофьев. В русских операх можно отыскать все виды звона.

Для классиков русской музыки колокольный звон был не просто иллюстрацией, звон – это музыкальная среда, которая с детства окружала каждого русского композитора, воспитывала его музыкальное чувство. Отсюда колокольные интонации в русской музыке, колокольные переливы и переборы, наплывы и колыхания звона.


Слайд 7 Обратимся к музыке М.П.Мусоргского, опера «Хованщина», фрагмент, который мы послушаем называется «Рассвет на Москве реке».

  • Какими выразительными средствами композитор рисует утро?

Колокольный звон, спокойный темп, тихая динамика.

(слушание)

  • Как звучит колокол? (радостно, торжественно)

  • О чем говорит? (о наступлении нового дня)

  • Определите вид колокольного звона. (трезвон)


Слайд 8 А вот ещё одно произведение великого русского композитора С.С. Прокофьева кантата «Александр Невский» 4 часть «Вставайте, люди русские».

  • Как здесь звучит колокол? (Тревожно)

  • О чём говорит? (об опасности)

  • Определите вил колокольного звона. (Набат)


Слайд 9 Ребята, вы послушали два фрагмента из разных музыкальных произведений.

  • Постарайтесь ответить, какую роль в музыке выполняет колокольный звон. В чем сила и красота колокольного звона в классической музыке? (украшает, обогащает музыку, передает эпоху, дух Руси)

Колокол для русского человека издревле был голосом Родины, символом единения и гражданского долга, независимости и величия государства.


Слайд 10 Поэтому в православной Руси с особой любовью и почитанием относились к колокольному звону.

Давайте вспомним русскую народную песню «Вечерний звон» на слова Ивана Козлова и одноимённую картину Исаака Левитана.

Звучит «Вечерний звон»


  • Какими средствами музыкальной выразительности композитор рисует картину теплого спокойного вечера?(спокойный темп, мажорный лад, тихая динамика,

пе­сенная мелодия)


  • Какие образы, звучащие в музыке "Вечернего звона", близки русской душе?

(Облик деревянной Руси с её церквами, колокольным звоном дорог и близок русской душе. Вечерний звон был частью родного края, он навевал воспоминания о юных днях, мечтах, надеждах)

  • Созвучна ли музыка песни по интонации, по настроению этой картине? (Созвучна. Музыка такая же спокойная, тихая, как сам пейзаж картины)

  • Что еще объединяет музыку с картиной? (Разнообразие оттенков, мягкий тембр голоса и красок. В картине И.Левитана плавные, гибкие, выразительные линии, как и сама музыка)

  • Что слышим?



4. Вокальная работа. Исполнение песни с колокольчиками.

5. Итог урока. Слайд 12

  • Что значит колокольный звон для русского человека?

Подведём итог нашего урока.

Колокола – это символ России, ее глас, который в наше время вновь обретает силу.

Это душа русского человека – открытая и широкая.

Когда ты слышишь звон колоколов,

Душа вдруг замирает бесконечно

И в этот миг о тяжести оков

Не думаешь, а думаешь о Вечном.


По капельке вливается в тебя

Душевная живительная влага.

И хочется обнять весь мир, любя,

И раствориться в нем, другим во благо.


И я желаю вам, чтобы в вашей душе всегда звучал самый светлый колокольчик.

На память о нашем уроке я хочу вам подарить колокольчики.

Просмотр содержимого презентации
«Над Русью бьют колокола»

Звук запускается щелчком, после чего автоматически выходит название звона, а по его завершению выводится тема урока.

Звук запускается щелчком, после чего автоматически выходит название звона, а по его завершению выводится тема урока.

М.Мусоргский «Рассвет на Москве реке» из оперы «Хованщина»

М.Мусоргский

«Рассвет на Москве реке» из оперы «Хованщина»

С. Прокофьев  «Вставайте, люди русские» из кантаты «Александр Невский»

С. Прокофьев

«Вставайте, люди русские»

из кантаты «Александр Невский»

«Вечерний звон»

«Вечерний звон»

«Вечерний звон» сл. Ивана Козлова  1. Вечерний звон, вечерний звон!  Как много дум наводит он.  2. О юных днях в краю родном,  Где я любил, где отчий дом.  3. И многих нет теперь в живых,  Тогда весёлых, молодых.  4. И как я с ним, навек простясь,  Я слышал звон в последний раз.  5. Вечерний звон, вечерний звон!  Как много дум наводит он.

«Вечерний звон» сл. Ивана Козлова

1. Вечерний звон, вечерний звон!

Как много дум наводит он.

2. О юных днях в краю родном,

Где я любил, где отчий дом.

3. И многих нет теперь в живых,

Тогда весёлых, молодых.

4. И как я с ним, навек простясь,

Я слышал звон в последний раз.

5. Вечерний звон, вечерний звон!

Как много дум наводит он.

М. Глинка Хор «Славься» из оперы «Иван Сусанин»

М. Глинка

Хор «Славься» из оперы «Иван Сусанин»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!