СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Надстройка судов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Надстройка судов»

Тема: технология изготовления надстройки для моделей судов



Форма урока: изложение нового материала

Время: 45 минут


Надстройки для моделей кораблей изготавливаются из самых разных материалов: фанеры, оргстекла, целлулоида, жести и латуни. Для больших моделей их лучше делать из миллиметровой фанеры или оргстекла. Сначала из квадратных реек делаются нижняя и верхняя рамки, которые будут служить основанием для обшивки бортов надстройки.

Такие же рамки можно выпилить из 3— 4-мм фанеры.

На гражданских судах надстройки, как правило, многопалубные (многоэтажные), поэтому рациональней изготавливать каждый этаж отдельно. На стенках надстроек предварительно вырезаются окна и иллюминаторы.

Затем эмалитом или нитроклеем   АК-20 они приклеиваются к рамкам. Отшпаклевав и покрасив каждый этаж в отдельности, надстройки покрываются палубами. Верхнюю часть палубы лучше отфанеровать прямослойным кленовым шпоном и расчертить жестким карандашом на полоски, имитируя набор палубы из досок, а затем покрыть нитролаками.

Когда лак хорошо просохнет (3— 4 дня), его можно обработать мелкой шкуркой и отполировать пастой. Если кленового шпона нет, то палубу можно оставить фанерной. Фанеру в этом случае необходимо подбирать прямослойную и без сучков. Теперь можно собрать все этажи и изготовить лобовую часть надстройки, которая иногда бывает сложной конфигурации. В зависимости от сложности ее можно сделать из фанеры, оргстекла или выклеить по болванке из стеклопластика. Технология в этом случае такая же, как и при выклейке корпуса модели.

Вырезав на лобовой части окна, надстройку можно установить (приклеить) на свое место. У моделей военных кораблей надстройки также собираются из фанеры или оргстекла, но палубы окрашиваются краской. Все остальные мелкие детали (кнехты, киповые планки, якоря и т. п.) изготавливаются одинаковыми как для моделей гражданских судов, так и для моделей военных кораблей. Округлые детали — шлюпки, башни дальномеров и пулеметов можно отштамповать из целлулоида или тонкого оргстекла. Шлюпбалки  на  моделях  военных   кораблей, как правило, простые, поворотные и делаются из толстой проволоки.

 

На торговых судах они более сложные — скользящие   или   отваливающиеся .

Делают их из оргстекла или целлулоида, затем красят, устанавливают различные блоки и прикрепляют на свое место. После этого подвешивают шлюпки.

Трубы для моделей кораблей можно спаять из жести, латуни или выклеить из стеклоткани. Мачты, в зависимости от их вида, делаются из дерева, трубок или проволоки разно го сечения. Радиолокаторы — из подходящей металлической сетки, проволоки или латунных полосок. Детали для брашпиля, шпили, кнехты, стволы орудий вытачиваются на токарном станке из металла или толстого оргстекла.



ИЗГОТОВЛЕНИЕ ТРАПОВ

Судовые трапы бывают междупалубные, сходные (на надстройках, рубках, колоннах, рострах) и забортные. По конструкции они делятся на ступенчатые, прутковые (круглого сечения) и скоб-трапы.

На гражданских судах трапы, которыми пользуются пассажиры, должны иметь ширину не менее 0,8—1,0 м и вертикальное расстояние между ступеньками не более 0,2 м. Их уклон делается около 60° .

Служебные трапы могут иметь ширину до 0,4 м и расстояние между ступеньками больше 0,2 м. Они устанавливаются под более крутым углом, а иногда и вертикально .

Скоб-трапы обычно делаются вертикальными. Расстояние между скобами не более 0,3 м, при ширине скоб (ступенек) от 0,2 до 0,5 м. Такие трапы бывают на дымовых трубах, на внешней стороне борта, мачтах, колоннах, вентиляторах, кранах и орудийных башнях.

Модели трапов имеют разнообразное конструктивное оформление и могут быть сделаны из различных   материалов. Трапы сделаны целиком из дерева, дерева и картона или бумаги и картона; модель трапа можно сделать из фанеры толщиной 1,0— 1,5 мм и проволоки, полосовой латуни, целлулоида или жести и проволоки.


Поручни трапов можно делать из латунной или медной проволоки диаметром 0,3— 0,5 мм при масштабе 1:150 и 0,6—0,8 мм при масштабе 1:100. На модель морского транспортного судна в среднем приходится устанавливать от 12 до 30 открытых (наружных) трапов. Поэтому для сборки (клейки или пайки) трапов, а также массовой заготовки деталей применяют различные приспособления (шаблоны-кондукторы), которые легко сделать в любом кружке юных корабелов.









Тема: Геометрическая резьба по дереву

Форма урока: изучение нового материала

Время: 90 минут

  1. Изложение нового материала

  2. Примеры геометрической резьбы

  3. Техника безопасности при резьбе по дереву

  4. Применение теории на практике



Резьба по дереву — вид декоративно-прикладного искусства (также резьба является одним из видов художественной обработки дерева наряду с выпиливанием, токарным делом), а также искусства в целом (это старинный народный промысел).

Резьба геометрическая (клинорезная)

Геометрическая резьба состоит из целого ряда элементов, образующих различные орнаментальные композиции. Творческий полет фантазии здесь практически безграничен. Квадраты, треугольники, трапеции, ромбы и прямоугольники – это арсенал геометрических элементов, которые дают возможность создавать оригинальные композиции с богатой игрой светотеней.


Рис. 26. Элементы геометрической резьбы: а – треугольник; б – глазок; в – треугольник с зубчиком; г – фонарик; д – четырехгранник; е – лучи; ж – ромбы



Наиболее простыми из них являются двугранные прямолинейные и криволинейные выемки. Более крупные элементы резьбы делают с четырехгранными выемками различной формы (рис. д, ж). С помощью криволинейных трехгранных выемок (рис. е) можно выполнять розетки-вертушки. Интересные рисунки получают, применяя скобчатые порезки (рис. б, г). Но самые декоративно выигрышные композиции создают с помощьюпрямолинейных трехгранных выемок (рис. а, в), а данный вид резьбы, соответственно, называется трехгранно-выемчатой. Основная его характеристика заключается во всевозможном сочетании треугольников, ромбов, спиралей, квадратов, секторов и сегментов.

Процесс выполнения узоров резьбы сводится к двум элементам: накалыванию ножом материала и подрезанию наколотых элементов по сторонам.

Рассмотрим, например, этапы нанесения резьбы на разделочную доску, с которой и следует начать юному мастеру.

На листе бумаги вычерчивают контуры доски в натуральную величину, находят ее центр и, используя имеющиеся элементы, составляют оригинальный эскиз. При этом стоит обратить внимание на крупные элементы, а затем на более мелкие и вспомогательные. Готовый рисунок через копировальную бумагу переносят на доску. Когда все сделано, можно приступать к надрезанию оснований треугольников.


Рис. 27. Узоры геометрической резьбы



При надрезании резак ведут на себя с наклоном вправо под углом 45°. Затем дощечку поворачивают другой стороной к себе, надрезанные полосы оснований окажутся у противоположного края; дощечка должна лежать слегка наискось. Правую руку с резаком нужно держать на дощечке, резак отклоняют вправо на 40–50°, врезают в древесину у основания треугольника и проводят движением на себя влево к вершине первого треугольника, надрезают подряд все треугольники в направлении по часовой стрелке резанием справа налево. После этого дощечку поворачивают на 90°, резак ставят носком к себе на линию надрезанных оснований, поддерживая его большим пальцем левой руки, лежащей на дощечке, и опять движением справа налево подрезают треугольники.

Треугольники после подрезки должны выглядеть сами собой, в нужных участках помочь их отделению можно пяткой резака.

Трехгранные выемки можно вырезать как вдоль, так и поперек волокон. Надрезка и подрезка треугольника поперек ведется в обратном направлении от вершины к основаниям. Также подряд производится сначала надрезка, а потом подрезка всех треугольников.

Треугольники и другие элементы геометрической резьбы следует резать по возможности по слою, т.е. в направлении естественного роста и развития древесных волокон. При резьбе по слою лезвие резака приглаживает волокна в месте среза. Резьба по слою острым инструментом создает гладкую, блестящую поверхность, а против слоя матовую, плохо поддающуюся отделке. Резьба против слоя – это как бы резьба «против шерсти», т.е. взъерошивание концов волокон.

Наиболее сложными по выполнению элементами геометрической резьбы являются криволинейные трехгранные выемки – лучи, образующие разнообразные розетки-вертушки. Их исполнение требует определенных навыков и большого внимания.

Весьма популярны элементы геометрической резьбы для украшения мебели, полок, наличников окон и дверей, шкатулок, кухонных досок, ваз и деревянной посуды.

Однако красота резного декора будет определяться не только его рисунком и композицией, но и качеством выполнения резьбы, ее чистотой и точностью.

Техника геометрической резьбы

Прежде чем приступить к вырезанию треугольников, квадратов, ромбов и т.д., необходимо твердо усвоить основные правила резьбы.

Во-первых, когда заготовка для выполнения резьбы подготовлена, делают ее разметку. Разметку начинают с нанесения на заготовку твердым карандашом линий, которые ограничивают орнамент. Линии, параллельные кромкам детали, наносят с помощью угольника и линейки, а линии под различными углами к продольным и поперечным кромкам – с помощью ерунка или малки.

Во-вторых, после того как будут размечены линии, ограничивающие орнамент, внутреннее пространство разбивают на элементы геометрического узора: сначала на квадраты или прямоугольники, затем на треугольники. Деление линий на части производят с помощью циркуля или линейки. Разбивание на мелкие элементы выполняют, как правило, на глаз соответственно узору.

Для получения рисунка орнамента, который вписывается в круг, сначала описывают окружность, а затем делят ее циркулем на требуемое число частей. Соединяя точки тем или иным способом, получают необходимое изображение.

Точная и аккуратная разметка рисунка является гарантом качественного выполнения резьбы.





Резьба трехгранных выемок с углублением в точке пересечения медиан

Дощечку расчерчивают на полоски, в которых располагают равносторонние или равнобедренные треугольники. Из каждого угла треугольника до противоположной стороны проводят медианы. Точка пересечения медиан дает центр углубления трехгранной выемки.

Начиная резьбу, косяк ставят вертикально носком в центр так, чтобы пятка его была направлена в один из углов. Нажимом на ручку косяка, углубляющим носок в древесину, делают надкол. Лезвие при этом должно касаться угла треугольника. В каждом треугольнике делают три таких надкола. Глубина их может быть 3–4 мм. Далее нож ставят носком в левый угол основания треугольника, пяткой к себе, наклоняют его от основания и, углубляя носок в древесину по направлению левой линии надкола, подрезают нижнюю грань. Если основания треугольников расположены вдоль волокон, то подрезать боковые грани лучше от основания к вершине. При расположении оснований поперек волокон – от вершины к основанию последовательность процесса подрезки боковых граней та же, что при подрезке основания.

Для того чтобы вынуть стружку из выемки треугольника, дощечку поворачивают основанием к себе, носок косяка углубляют в подрез основания так, чтобы он скользил по грани, и большим пальцем левой руки слегка подвигают лезвие вперед, подрезая стружку. Если она сразу не отделяется, то ее выкалывают пяткой косяка со стороны подреза. При выполнении резьбы нужно следить за тем, чтобы грани выемок были ровными и точно сходились по линиям вертикальных надколов.

После достаточного количества упражнений в резьбе различных одиночных трехгранных выемок можно переходить к выполнению узоров, слагаемых из них.


Рис. 31. Узоры из трехгранных выемок: а – цепочка; б – ромбы; в – витейка; г – змейка; д – розетка; е – соты; ж – звездочки; з – розетки


Цепочка (рис. а) – узор из двух рядов трехгранных выемок с углублением в точке пересечения медиан, соединенных основаниями.

Ромбы (рис. б) , узор из двух рядов трехгранных выемок с углублением в точке пересечения медиан, соединенных вершинами.

Витейки (рис. в) , узор из двух рядов трехгранных выемок с углублением в точке пересечения медиан, расположенных как в узоре «ромб», только со сдвигом по отношению друг к другу на величину треугольника.

Змейка (рис. г) – полоска из двух рядов трехгранных выемок с углублением в точке пересечения медиан. Верхний ряд повернут вершинами вниз и вставлен в промежутки между треугольниками нижнего ряда.

Розетки (рис. д) получаются, если к полоске узора «змейка» зеркально приставить такую же полоску.При резьбе луча розетки с основанием округлого очертания лучше использовать нож-косяк с более узким полотном и носком, скошенным под углом 45°. Легче резать округлые линии, если приподнять пятку ножа.

Соты (рис. е) – орнамент из поставленных на угол квадратов, разделенных по вертикали диагоналями, и треугольников. Выполняется он в технике трехгранных выемок с углублением в вершине.

Звездочки (рис. ж) – орнамент по разметке такой же, как и соты, выполняется в технике трехгранных выемок с углублением в точке пересечения медиан.

Две полоски орнамента «звездочка», поставленных рядом, дают новый вариант узора«розетки» (рис. з).

Сияние – орнамент, заключенный в квадрат, прямоугольник, ромб или круг. Выполняется в технике трехгранных выемок с углублением в точке пересечения медиан. Сияние в круге – это группа удлиненных треугольников, расходящихся из одной точки и ограниченных линией круга. Количество треугольников увеличивается с увеличением диаметра окружности.


Правила техники безопасности при резьбе по дереву




  1. Вырезать только рабочим инструментом для резьбы по дереву.

  2. Режущие части должны быть правильно заточены.

  3. Ручка у стамесок и напильников крепко насажена.

  4. Деталь при пилении, строгании, резании надежно закреп­лена па рабочем месте.

  5. Левая рука должна быть в стороне от режущей части ножа, стамески.

  6. При работе с электроинструментом внимательно ознакомьтесь с инструкцией.

  7. Следите за освещением рабочего места, оно должно быть с левой стороны.

  8. По окончании работы:

    • проветрить помещение, мастерскую;

    • убрать рабочее место;

    • хранить инструменты в специально отведенном месте.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!