Наглядно-игровые средства в логопедической работе с
дошкольниками.
Игра- основной вид деятельности дошкольника. Коррекция речевого дефекта требует организации специальных занятий, направленных на преодоление речевой патологии. Здесь в помощь могут прийти специально подобранные игры, создающие максимально благоприятнее условия решения коррекционных задач в естественных для ребенка условиях игровой деятельности.
Специально организованные игры способствуют возрастанию у детей интереса к занятиям, повышению внимания, речевой активности. Зачастую автоматизация звуков это длительный процесс, поэтому просто необходимо разнообразить наглядно- игровые средства для достижения этих целей.
Предлагаю вашему вниманию наглядно- игровые средства, изготовленные своими руками.
«Кубики с картинками»
Эти кубики применяются для того, чтобы сделать процесс автоматизации звуков в словах более занимательным. Ребенок кидает кубик, какая картинка выпадает сверху кубика- называет ее. Можно усложнить игру, кидая еще и кубик- кость, которая покажет сколько раз назвать эту картинку (по количеству точек на кости).
«Накормим обезьянку»
Это игровое средство можно применять при автоматизации звуков в словах (слогах, словосочетаниях, предложениях). «Обезьянка любит кушать разные картинки», ребенок называет картинку с автоматизируемым звуком и «кормит веселых обезьянок», кидая картинку в ротик. Можно усложнять игру- ребенок говорит: « Я угощу обезьянку рыбкой и другие слова на автоматизируемый звук».
«Волшебная коробочка»
Также используется при автоматизации звуков в словах. Ребенок кидает кость в «окошечки», сколько точек покажет кость, столько раз называет картинку из этого окошечка.
«Почта»
Ребенку предлагают побыть в роли «почтальона», нужно отправить письма (картинки с автоматизированным звуком) называя картинку и кидая ее в почтовый ящик.
«Лабиринты»
Ребенок называет картинки с автоматизированным звуком и закрывает названную картинку камушком ( для увеличения числа повторяемых слов можно также использовать кость).
«Назови картинку»
Ребенок называет картинки с автоматизируемым звуком и закрывает названную картинку камушком (для увеличения числа повторяемых слов можно также использовать кость).
«Укрась картинку»
Логопед называет слоги ( слова, словосочетания, предложения) на автоматизируемый звук, ребенок их повторяет и украшает камушками предложенные картинки (одно повторение- один камушек).
«Ходилки»
Используются различные дорожки, на которых размещены картинки с автоматизируемым звуком. Ребенок шагает по дорожке (мелкой игрушкой) и называет эти картинки ( для повышения интереса можно использовать кость, чтобы узнать количество ходов или сколько раз назвать слова).
«Ходилки на дифференциацию звуков»
Пособие предназначено для дифференциации звуков. В нем размещены картинки с дифференцируемыми звуками (они могут чередоваться или в разброс). Ребенок мелкой игрушкой шагает по картинкам, называя их.
«Часы»
Предназначены для автоматизации звуков в словах (словосочетаниях, предложениях). Ребенок вращает стрелку . На какую картинку покажет стрелка, ту называет.
«Альбом для согласования числительных с существительными».
(на разные звуки)
Это пособие преследует разные цели: развивая лексико-грамматические категории, мы одновременно автоматизируем звуки, спрашивая: «Назови сколько (мишек)?...». Ребенок называет: «Один мишка, два мишки, три мишки,….так до 10. Так называет все картинки, согласовывая их со всеми цифрами до 10.
«Браслет»
В браслете бусинки двигаются, т.е. на нитке расположены не сильно плотно. Ребенок называет слог (слово, словосочетание, предложение) на автоматизируемый звуки перебирает бусинку за бусинкой, как четки. Игра заканчивается, когда он вернулся к бусинке, с которой начиналась игра.