СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нам мир завещано беречь

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Способствовать воспитанию патриотизма, сотрудничества, ответственного отношения к миру на Земле, способствовать воспитанию у обучающихся чувства гордости за миролюбивую политику нашего государства, включению учащихся в миротворческую деятельность, направленную на милосердие.

 

Задачи:

  • расширение представлений учащихся о мире как абсолютной ценности;
  • формирование образа мира как образа жизни на Земле;
  • обучение школьников сотрудничеству и диалогу на уровне взаимодействия отдельных людей, представителей различных национальных групп, различных культур, стран.

Просмотр содержимого документа
«Нам мир завещано беречь»











































Тема:

Нам мир завещано беречь”


Цель: Способствовать воспитанию патриотизма, сотрудничества, ответственного отношения к миру на Земле, способствовать воспитанию у обучающихся чувства гордости за миролюбивую политику нашего государства, включению учащихся в миротворческую деятельность, направленную на милосердие.


Задачи:

  • расширение представлений учащихся о мире как абсолютной ценности;

  • формирование образа мира как образа жизни на Земле;

  • обучение школьников сотрудничеству и диалогу на уровне взаимодействия отдельных людей, представителей различных национальных групп, различных культур, стран.


Оборудование: выставка детских рисунков “Все краски мира”, “Мы за мир на всей Земле!”; буквы-слово БЕЛАРУСЬ; карта-контур Беларуси, карточки с названиями соседних стран; бумага для изготовления бумажных корабликов; фонограмма песни “Колокола Хатыни”.



Нам нужен мир на голубой планете, 
Его хотят и взрослые, и дети. 
Им хочется, проснувшись на рассвете, 
Не вспоминать, не думать о войне.

Завещано беречь нам этот мир - 
Такой неповторимый на рассвете, 
Он с детства очень дорог нам и мил, 
За будущее мира мы в ответе.



Учитель:

Мир во всем мире – вот идеал современного мира, к которому должны стремиться все народы. В 1981 году своей резолюцией 36/67 Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Международный день мира (International Day of Pearce) и установила его празднование на третий вторник сентября. Учредив этот день, Генеральная Ассамблея посвятила его ознаменованию и укреплению идеалов мира как внутри государств и народов, так и между ними.

С 2002 года Международный день мира отмечается ежегодно 21 сентября, как день всеобщего прекращения огня и отказа от насилия.

В докладе президента, Александра Григорьевича Лукашенко, на пятом Всебелорусском собрании было отмечено:

В Беларуси мир, покой, порядок. Мы живем на своей земле — живем скромно, но в достатке.

На примере наших соседей мы убедились: мир — великая, величайшая ценность! Потерять его очень легко, а путь от мира к войне может быть очень коротким.

Единство народа, мобилизация всех его сил — вот что нужно не только для того, чтобы выстоять в лихую годину, но и для того, чтобы предотвратить ее приход. Сберечь мир в стране и сберечь саму страну.

В связи с этим обороноспособности и безопасности нашего государства мы придаем первостепенное значение. У нас разработаны и приняты Концепция национальной безопасности и новая редакция Военной доктрины.

Подчеркиваю, главное для нашего государства — миролюбивая многовекторная внешняя политика.

Сегодняшняя обстановка в мире характеризуется обострением борьбы государств за лидирующие позиции и контроль над рынками сырьевых ресурсов. Стремление геополитических центров силы к расширению зон своего стратегического влияния привело к ущемлению и блокированию интересов других государств, провоцированию напряженности и способствовало усилению межгосударственных противоречий.

На протяжении последних лет мы видим, как деградируют механизмы обеспечения международной безопасности. Грубое вмешательство «сильных мира сего» воспламеняет целые регионы.

На этом фоне расцветают радикальный экстремизм и международный терроризм, которые, заполняя вакуум безвластия, разрастаются до квазигосударств и начинают диктовать условия всему миру.

Беларусь, находясь в географическом центре Европы, не может оставаться в стороне от этих вызовов и угроз, которые происходят не только где–то далеко от нас, но уже, к сожалению, совсем рядом — у нашего порога.

Выстраивание миролюбивой и добрососедской политики, неприемлемость использования силы в разрешении международных противоречий позволили нам стать основной площадкой для переговоров по урегулированию вооруженного конфликта в нашей родной Украине.

Сегодня мировое сообщество рассматривает Беларусь как донора региональной безопасности. Отрадно, что нас услышали и поняли наше искреннее желание помочь скорейшему установлению мира на украинской земле. Мы этой позиции, и я лично, придерживаемся до сих пор.

История нас научила, что любая миролюбивая политика должна быть подкреплена реальной способностью государства защитить свой народ.”

Учащийся:

Мая Беларусь – зеленый листочек на карте: леса, луги, урожайные поля. Вокруг нас Россия, Украина, Польша, Литва, Латвия. Беларусы всегда живут мудрыми наставлениями прадедов: “Солнце – на всех одно. Земля – одна, держись своего дома, береги свою честь, не трогай чужое.”

На карце вялікага свету

Яна як кляновы лісток,

Песня гарачага лета,

Крынічнай вады глыток…

Юрась Свірка, “Твоя Беларусь”

(работа с картой, буквы-слова БЕЛАРУСЬ)

Учитель:

Наша Беларусь, какая она (на каждую букву придумать прилагательное: Б – безопасная, Е – единственная, естественная, Л – лидирующая, любимая, А – активная, Р – радостная, У – уважаемая, С – счастливая, Ь – мягкая, миролюбивая)?

Учащийся:

Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун поблагодарил А. Г. Лукашенко за конструктивную роль в поиске решения конфликта в Украине, отметив, что Минск стал символом Мира.

Как здорово под мирным небом жить и быть!

Вокруг сады цветут, щебечут птицы,

Повсюду слышен звонкий детский смех,

Искряться счастьем у прохожих лица.

Учитель:

В списке “Глобального индекса миролюбия” из 163 стран Беларусь на 106 месте, Россия на 151, Польша на 22, Латвия на 32, Литва на 37, Украина на 156.

Республика Беларусь не только сама по себе является мирной страной, но и экспортирует мировую политику, предоставляя свою территорию для решения затянувшихся конфликтов. Для Беларуси это стало шагом для улучшения отношений с Заподом.

Учитель:

Над нами голубое небо, мирное небо и это не подарок судьбы. Наши деды и прадеды сражались за то чтобы мы были счастливы.

Всю территорию Беларуси фашисты стремились превратить в место массового уничтожения населения. Уму непостежимо сколько крови женщин, детей, стариков, было пролито на нашей земле. Сколько тысяч человек замучено, отравлено, повешено, сожжено, растреляно.

Учащийся:

«Варварство» (Мусса Джалиль)

Они с детьми погнали матерей

И яму рыть заставили, а сами

Они стояли, кучка дикарей,

И хриплыми смеялись голосами.

У края бездны выстроили в ряд

Бессильных женщин, худеньких ребят.

Пришел хмельной майор и медными глазами

Окинул обреченных…

Мутный дождь

Гудел в листве соседних рощ.

И на полях, одетых мглою.

И тучи опустились над землей

Друг друга с бешенством гоня…

Нет, этого я не забуду дня,

Я не забуду никогда вовеки!

Я видел: плакали как дети, реки,

И в ярости рыдала мать-земля.

Своими видел я глазами, как солнце

Скорбное, омытое слезами,

Сквозь тучи вышло на поля,

В последний раз детей поцеловало,

В последний раз…

Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас

Он обезумел. Гневно бушевала

Его листва. Сгущалось мгла вокруг,

Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,

Он падал, издавая вздох тяжелый.

Детей внезапно охватил испуг,-

Прижались к матерям, цепляясь за подолы.

И выстрела раздался резкий звук.

Прервав проклятье, что вырвалось у женщины одной.

Ребенок, мальчуган больной,

Головку спрятал в складки платья

Еще не старой женщины. Она

Смотрела ужаса полна.

Как не лишиться ей рассудка!

Все понял, понял все малютка.

- Спрячь, мамочка меня! Не надо умирать!

Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.

Дитя, что ей всего дороже,

Нагнулась, подняла двумя руками мать,

Прижала к сердцу, против дула прамо…

- Я мама, жить хочу. Не надо, мама!

Пусть меня, пусти! Чего ты ждешь?-

И хочет вырваться из рук ребенок,

И страшен плач, и голос тонок,

И в сердце он вонзается, как нож.

_ не бойся, мальчик мой. Сейчас вздохнешь ты вольно.

Закрой глаза, но голову не прячь,

Чтобы тебя живым не закопал палач.

Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно.-

И он закрыл глаза. И заалела кровь,

По шее лентой красной извиваясь.

Две жизни наземь падают, сливаясь,

Две жизни и одна любовь!

Гром грянул. Ветер свистнул в тучах.

Заплакала земля в тоске глухой.

О, сколько слез горячих и горючих!

Земля моя, скажи мен, что с тобой?

Ты часто горе видела людское,

Ты миллионы лет цвела для нас.

Но испытала ль ты хотя бы раз

Такой позор и варварство такое?

Страна моя, враги тебе грозят,

Но выше подними великой правды знамя,

Омой его земли кровавыми слезами

И пусть его лучи пронзят,

Пусть уничтожат беспощадно

Тех варваров, тех дикарей,

Что кровь детей глотают жадно,

Кровь наших матерей…


(Фонограмма колоколов Хатыни)

Учитель:

Звонят колокола Хатыни. Звонят жалостливо и сурово. Звонят над светлыми березовыми рощами, над Беларусью. Звонят они и день и ночь. Над могилами 196 деревень, где не осталось ни одной семьи, где на пепелеще не отстроено ни одного дома. Название сожженных деревень остались только в памяти народной да на могильных плитах Хатыни. 22 марта 1943 года каратели сожгли 26 домов вместе с людьми, всего 149 человек из них – 75 детей. Вечно горит огненный пролом у черных мраморных плит, там где горели хотынцы.

«Люди добрые, помните: любили мы жизнь и Родину нашу, и вас, дорогие. Мы сгорели живыми в огне. Наша просьба ко всем: пусть скорбь и печаль обернется в мужество ваше и силу, чтобы смогли вы утвердить навечно мир и покой на Земле. Чтобы отныне никогда и нигде в вихре пожаров жизнь не умирала!»

(трубы от домов в Хатыни. Монумент старика с ребенком на руках)

Что может быть страшнее смерти ребенка? Дети на войне… Есть поговорка: «На войне детей не бывает». Те, кто попали на войну, расстались с детством навечно.

Дети войны… Сколько их, маленьких отважных сердец, сколько любви и преданности своей Родине… Кто они, эти мальчишки и девчонки? Бесстаршные герои… Орлята Великой Отечественной войны!

В лагерях смерти детей заставляли выполнять непосильную работу, производили над ними медицинские опыты. Когда крематории не справлялись с людским потоком, то немцы бросали живых детей в раскаленные печи.

Бесчисленные злодеяния творились на нашей земле: фашистами было организовано страшное по своей жестокости уничтожение детей.

Пятьдесят четыре тяжело больных ребёнка, находившихся на лечении на курорте Теберда, были удушены газом и сброшены в Тебердинское ущелье.

Такая же участь постигла 210 детей из симферопольского детского дома. Часть детей фашисты отравили газом, а часть закопали живыми.

Гитлеровцы казнили и замучили 60 тысяч человек. 30 тысяч увезли на каторгу в Германию. Изверги не щадили даже детей. Как – то к детскому санаторию Ейска подъехали военные машины. В них погрузили 214 ребят, отвезли за город и живыми закопали в землю.

В Беларуси действовало более 260 лагерей смерти. Один из них – Трастянец. 22 июня 2015 года в Минском микрорайоне Шабаны был открыт меммориальный комплекс “Трастянец”.

Учащийся:

Стихотворение “Молитва”

Да воцарится мир в душах людей злой воли,

И да положит это конец мщению

И разговорам о казнях и насилии.

Жестокость несовместима

Ни с какими нормами и принципами,

Она вне пределов человеческого понимания,

Из-за нее так много мучеников в этом мире.

Поэтому, Господи,

Не измеряй их страдания мерками

Твоей справедливости,

Ибо потребуешь Ты суровой расплаты.

Так поступи же иначе,

Ниспошли Свою милость  

Всем палачам, предателям и шпионам,

Всем людям злой воли,

Награди их храбростью и душевной силой.

И считать надо только добро, а не зло.

А в памяти наших врагов

Мы не должны остаться их жертвами,

Их кошмарами и пугающими призраками,

Но их помощниками,

Чтобы они смогли изгнать злобу из душ своих.

Это все, что от них требуется.

И тогда мы, когда все это закончится,

Может быть, сможем жить,

Как люди среди людей,

И, может быть, снова воцарится мир

На этой многострадальной земле

Для людей доброй воли,

А потом этот мир придет

И ко всем остальным.

Учитель:

22 июня — 75 лет начала Великой Отечественной войны. Печальный, к сожалению, юбилей. Треть населения Беларуси погибла, умерла от ран. Мы очень долго восполняли  потери той самой страшной войны прошлого столетия. Наши соотечественники ушли тогда ради нас, ради сегодняшней нашей жизни, ради той красоты, о которой я только что сказал. Давайте будем благодарными наследниками той Победы и почтим память всех погибших минутой молчания.

(Минута молчания)

Учитель:

Несмотря на страшные потери, разрушения, наша страна восстала из руин и на сегодняшний день Республика Беларусь добилась всеобщего международного признания, доказала способность к независимому существованию в сообществе суверенных государств.

В докладе президента, Александра Григорьевича Лукашенко, на пятом Всебелорусском собрании также было отмечено:

По Индексу человеческого развития Беларусь среди почти 200 стран мирового сообщества переместилась с 68–го в 2000 году на 50–е место в 2015 году. За пятилетку 18 позиций. Это обеспечило нам место в группе стран с высоким уровнем человеческого развития.

С 2014 года впервые за 20 лет численность жителей Беларуси начала расти. Уровни рождаемости и смертности практически сравнялись — сжаты так называемые демографические ножницы. Это результат, к которому мы так стремились и которым мы гордимся.

По размерам ВВП на душу населения по паритету покупательной способности Беларусь уже вошла в число стран со средним уровнем дохода. Этот показатель вырос с 5 тысяч 200 долларов в 1990 году до 16,5 тысячи долларов в 2010 году, почти до 18 тысяч долларов в 2015 году. С 5 тысяч до 18!

В рейтинге по уровню развития образования мы находимся в группе 30 развитых стран и опережаем все страны Содружества Независимых Государств.

По показателям доступности образования — поступлению детей в школу, количеству студентов учреждений высшего образования — Беларусь находится на уровне высокоразвитых стран и опережает многие страны Европы и мира.

Республика лидирует по числу обучающихся в учреждениях профессионального образования на 10 тысяч человек населения.

И в экономической сфере есть немало положительных фактов.

В прошлой пятилетке проведена модернизация базовых отраслей экономики. Завершается техническое обновление девяти крупнейших деревообрабатывающих производств, введены в строй технологические линии по производству цемента «сухим» способом, организовано производство комплексных сложносмешанных удобрений.

Освоено серийное сборочное производство легковых автомобилей, изготовлен самый крупный в мире карьерный самосвал грузоподъемностью 450 тонн. Построен завод по производству современных железнодорожных электропоездов (такие электропоезда уже стали на рельсы нашей Беларуси). Начато строительство Белорусской атомной электростанции.

Модернизация производства позволила обновить технологии и существенно сократить затраты на выпуск изделий. Снижение уровня материалоемкости продукции в промышленности составило около 8 процентов.

За 5 лет введено в эксплуатацию и технически переоснащено более тысячи молочно–товарных комплексов, 55 свиноводческих, 456 зерносушильных, более 500 птицеводческих комплексов. Новая техника на селе вся отечественного производства. Автоматизация основных технологических процессов сельхозпроизводства позволила увеличить производительность труда за пятилетку на селе почти в 1,5 раза.

Мы не только сохранили и модернизировали традиционные отрасли, но и создали задел для развития принципиально новых направлений — атомной энергетики, космической, биотехнологической и других отраслей. На повестке дня — переход к зеленым технологиям и экономике знаний.

Выпуск инновационной продукции за пятилетку увеличился более чем в 4 раза. В стране имеются значительные наработки в сфере высоких технологий, в частности в производстве оптических и лазерных приборов, автоматизированных систем управления. Широкую известность в мире приобрел ряд компьютерных программ белорусских разработчиков. По экспорту в области компьютерных и информационных услуг на душу населения страна опережает все страны Содружества.

Показателем мирового интереса к белорусской экономике является возросшая активность иностранных инвесторов.

За последние пять лет объем иностранных инвестиций в экономику вырос в 2,5 раза, при этом привлечено почти 11 миллиардов долларов на чистой основе.

2016 год – год культуры. Было намечено ряд мероприятий в этом направлении, они реализованы. Для культуры сделано немало: и по реконструкции, по реформированию.

Создаваемые произведения литературы, музыкального, изобразительного, театрального и киноискусства призваны содействовать формированию ценностей белорусского общества, отражать духовный опыт нации. Наша цель — не самоизоляция, не противостояние другим культурам, а взаимодействие и взаимообогащение.

Отличительными чертами культуры белорусского народа являются взаимное уважение, неприятие любых форм межнациональной враждебности.

Беларусь сегодня — цитадель традиционной культуры и морали. Так будет всегда.”

Учитель:

Я думаю, что каждый из нас хотел бы видеть нашустрану мощной и расцветающим государством. Без воин, насилия. Но наша страна – это малая часть большого мира. Одна из множества стран на карте. И от нас с вами зависит будущее нашей планеты в целом. Давайте порассуждаем и обратимся ко всему человечеству. Свои пожелания мы напишем на крыльях белого голубя и повесим на карту Беларуси.

(детям раздаются листы белой бумаги, на экране картина с голубями под песню “Нам этот мир завещано беречь”).

Учитель:

Спасибо за внимание!

Эпиграф:

Нам нужен мир на голубой планете,
Его хотят и взрослые, и дети. 

Им хочется, проснувшись на рассвете,

Не вспоминать, не думать о войне.

Завещано беречь нам этот мир - 
Такой неповторимый на рассвете, 
Он с детства очень дорог нам и мил, 
За будущее мира мы в ответе.

Б -

Е -

Л -

А -

Р -

У -

С -

Ь -

безопасная

единственная

естественная

лидирующая

любимая

активная

радостная

уважаемая

счастливая

мягкая

миролюбивая

синеокая


Стихотворение “Молитва”



Да воцарится мир в душах людей злой воли,

И да положит это конец мщению

И разговорам о казнях и насилии.

Жестокость несовместима

Ни с какими нормами и принципами,

Она вне пределов человеческого понимания,

Из-за нее так много мучеников в этом мире.

Поэтому, Господи,

Не измеряй их страдания мерками

Твоей справедливости,

Ибо потребуешь Ты суровой расплаты.

Так поступи же иначе,

Ниспошли Свою милость  

Всем палачам, предателям и шпионам,

Всем людям злой воли,

Награди их храбростью и душевной силой.

И считать надо только добро, а не зло.

А в памяти наших врагов

Мы не должны остаться их жертвами,

Их кошмарами и пугающими призраками,

Но их помощниками,

Чтобы они смогли изгнать злобу из душ своих.

Это все, что от них требуется.

И тогда мы, когда все это закончится,

Может быть, сможем жить,

Как люди среди людей,

И, может быть, снова воцарится мир

На этой многострадальной земле

Для людей доброй воли,

А потом этот мир придет

И ко всем остальным.


«Варварство» (Мусса Джалиль)



Они с детьми погнали матерей

И яму рыть заставили, а сами

Они стояли, кучка дикарей,

И хриплыми смеялись голосами.

У края бездны выстроили в ряд

Бессильных женщин,

худеньких ребят.

Пришел хмельной майор и

медными глазами

Окинул обреченных…

Мутный дождь

Гудел в листве соседних рощ.

И на полях, одетых мглою.

И тучи опустились над землей

Друг друга с бешенством гоня…

Нет, этого я не забуду дня,

Я не забуду никогда вовеки!

Я видел: плакали как дети, реки,

И в ярости рыдала мать-земля.

Своими видел я глазами, как солнце

Скорбное, омытое слезами,

Сквозь тучи вышло на поля,

В последний раз детей поцеловало,

В последний раз…

Шумел осенний лес. Казалось,

что сейчас

Он обезумел. Гневно бушевала

Его листва. Сгущалось мгла вокруг,

Я слышал: мощный дуб

свалился вдруг,

Он падал, издавая вздох тяжелый.

Детей внезапно охватил испуг,-

Прижались к матерям,

цепляясь за подолы.

И выстрела раздался резкий звук.

Прервав проклятье,

что вырвалось у женщины одной.

Ребенок, мальчуган больной,

Головку спрятал в складки платья

Еще не старой женщины. Она

Смотрела ужаса полна.

Как не лишиться ей рассудка!

Все понял, понял все малютка.

- Спрячь, мамочка меня!

Не надо умирать!

Он плачет и, как лист,

сдержать не может дрожи.

Дитя, что ей всего дороже,

Нагнулась, подняла

двумя руками мать,

Прижала к сердцу,

против дула прамо…

- Я мама, жить хочу. Не надо, мама!

Пусть меня, пусти! Чего ты ждешь?-

И хочет вырваться из рук ребенок,

И страшен плач, и голос тонок,

И в сердце он вонзается, как нож.

_ не бойся, мальчик мой.

Сейчас вздохнешь ты вольно.

Закрой глаза, но голову не прячь,

Чтобы тебя живым не закопал палач.

Терпи, сынок, терпи.

Сейчас не будет больно.-

И он закрыл глаза. И заалела кровь,

По шее лентой красной извиваясь.

Две жизни наземь падают, сливаясь,

Две жизни и одна любовь!

Гром грянул. Ветер свистнул в тучах.

Заплакала земля в тоске глухой.

О, сколько слез горячих и горючих!

Земля моя, скажи мен, что с тобой?

Ты часто горе видела людское,

Ты миллионы лет цвела для нас.

Но испытала ль ты хотя бы раз

Такой позор и варварство такое?

Страна моя, враги тебе грозят,

Но выше подними великой

правды знамя,

Омой его земли кровавыми слезами

И пусть его лучи пронзят,

Пусть уничтожат беспощадно

Тех варваров, тех дикарей,

Что кровь детей глотают жадно,

Кровь наших матерей…

Латвия

Литва

Польша

Украина

Россия



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!