СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Написание приставок ПРЕ- и ПРИ-»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока «Написание приставок ПРЕ- и ПРИ-»

Просмотр содержимого документа
««Написание приставок ПРЕ- и ПРИ-»»

Конспект урока русского языка на тему: «Написание приставок ПРЕ- и ПРИ-»

Предмет: Русский язык

Класс: 6

Тема: «Написание приставок ПРЕ- и ПРИ-»

Тип урока: урок повторения и обобщения полученных знаний.

Цели деятельности учителя:

Ø отработка навыков  правописания приставок пре-при;

Ø создавать условия для закрепления умения различать приставки по их значению;

Ø формирование умения правильно писать слова с приставками неясного значения.

Планируемые результаты:

Предметные – осуществляют выбор приставки пре- (при-) в зависимости от значения.

Метапредметные:

Личностные – дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного знания и «незнания».

Познавательные – структурируют знания, осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, читают и слушают, извлекая нужную информацию, делают обобщение и выводы.

Регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и характера сделанных ошибок, умеют оценивать правильность выполнения действия, объективно воспринимают оценку учителя.

Оборудование, наглядность:  презентация, кроссворд, лист для самостоятельной работы, тесты.


Ход урока:

I.Организационный момент.

-Приветствую вас, ребята! Сегодня у нас не совсем обычный урок, на нём присутствуют гости. Они с большим интересом пронаблюдают, на сколько вы умеете быстро и легко справляться с преградами, которыми вы столкнетесь на уроке, а я вас в этом поддержу. На партах лежат карточки, определяющие ваше настроение на начало нашего урока, покажите с каким настроем вы пришли на урок.

   -Хорошо, постараемся сохранить, а некоторым ещё приподнять.

II. Мотивационное ориентирование

   - Хочу прочитать слова современного американского ученого (философа) Элвина Тоффлера (1928- 2016):

«Безграмотными в 21 веке будут не те, кто не умеет читать и писать, а те, кто не умеет учиться, разучиваться и переучиваться». (Слайд 1)

- В чем смысл этих слов, ребята?

И потому девизом урока предлагаю взять следующие слова: (Слайд 2)

Внимательно слушайте – и вы услышите! Внимательно смотрите – и вы увидите!

Думайте – и всё поймёте!

- Значит, мы будем усердно трудиться на уроке, будем сообразительны, догадливы, сосредоточены.

III. Актуализация знаний

Кроссворд. (Слайд)

ПО ВЕРТИКАЛИ:

1. Отличный, очень хороший, замечательный. (Превосходный)

2. Сложение и вычитание чисел. (Пример)

3. Когда у нас есть цель,то мы её…..(Преодоление)

4. То, что мешает перемещению. (Преграда)

5. Часть речи, которая обозначает признак предмета.(Прилагательное)

6. Человек, предавший кого-нибудь, нарушивший верность. (Предатель)

7. Когда кто-то указывает что-то сделать. (Приказ)

8. Знакомый, товарищ, друг. (Приятель)

ПО ГОРИЗОНТАЛИ:

ключевое слово (ОРФОГРАФИЯ)

-Что такое орфография?

-Что она изучает?

-Какую орфограмму мы встретили, когда разгадывали кроссворд?

-Правильно. (Орфограмма при- пре-)

III.Формулировка темы и цели урока.

- Ребята, тему урока мы уже определили.

-Теперь, ребята, определим цель урока.

-Теперь запишем число, классную работу.

- Ребята, есть ли орфограмма в числе? (непроизносимая Т, удвоенная согласная в слове классная)

Тема: гласные в приставках пре- и при-.

IV.Закрепление изученного материала

1. «Образуй слова» ( у доски)

- Перейдём к следующему заданию.

-Используя повторяемую нами орфограмму, образуйте от данных слов новые слова, которые обозначают действие.

- Запишем эти слова у доски и в тетради, обозначаем в них орфограмму

Человека, самолета, лодки;

К станции поезд, к поверхности Земли;

Зайца, черепахи.

- Какое значение используется в данных словах?

-Молодцы!

2. Объяснительный диктант.

- Приступим к следующей преграде.

- Читаем и призадумаемся над прочитанным. (читают дети)


Если ты в пришкольный сад
Прибежал прикрыть салат,
Или дерево привить,
Иль теплицу приоткрыть, 
Знай, что здесь приставка ПРИ
Ее значенье повтори.


- Каково значение приставки при-?

-Вспомните, какое значение имеет приставка пре-?

-Обратите внимание на часть речи с выделенными орфограммами. (глагол, прилагательное)

- Отвечая на вопросы, у глагола определите вид. (совершенный и несовершенный вид)

- Молодцы, и с этим заданием вы справились.

3. Готовимся к ЕГЭ. Орфоэпическая разминка (Взаимопроверка)

-Теперь, ребята, разберем задание ЕГЭ. А вы знаете расшифровку слова «ЕГЭ»?

- Вам предстоит сдавать экзамен в 11 классе, поэтому, если сейчас будете разбирать задания , то с легкостью справитесь с экзаменом.


ПрИбыл, тОрты, прИняли, красИвее, звонИшь, приободрИть, понялА , слИвовый, фОрзац, прибылА, докумЕнт.


-Ребята, какое слово вызвало у вас затруднение при выполнении задания?

- Может ли мне кто-нибудь показать форзац?

-Значение слова Форзац? (Фо́рзац (неправ. форза́ц) ( заимственное из нем. Vorsatz) — элемент конструкции книги, лист, соединяющий книжный блок с переплётной крышкой. Обычно выполняет декоративно-оформительскую функцию: скрыть «изнаночную» сторону переплетной крышки и место крепления последней с книжным блоком. Иногда на форзацах помещают различные справочные данные (в словарях, учебниках). Не все книги имеют форзац, например, у изданий, имеющих клеевое скрепление с шитьем чаще всего есть только оборот обложки.)

- Ребята, составьте предложение с этим словом.

- Откройте форзац учебника русского языка и скажите, что там изображено?

- найдите орфограмму над которой мы работаем сегодня, под каким номером она находится?(даны основные орфограммы русского языка)

4. Словарно – орфографическая работа

-Ребята, посмотрите на доску и объясните орфограммы в словах, составьте по 1 словосочетанию с каждым записанным словом.

Пр…интересный, пр…остановить, пр..нцесса, пр…дорожный, пр…школьный, пр…града, пр…школьный, пр…поднять, пр…землиться, пр…зидент, пр…мьера.

Преинтересный рассказ, приостановить движение, маленькая принцесса, придорожный цветок, высокая преграда, пришкольный участок, приподнять стол, приземлиться неудачно, грамотный президент, премьера спектакля.


- Проверьте свои работы по слайду, исправьте ошибки зеленой ручкой.

-Обратите внимание на последнее словосочетание в нашей работе, где может состояться премьера?

-Ребята, а вы ходите на спектакли?

- Кто знает, где они проходят?

- Любите ли вы театральные спектакли?

- Нравится вам бывать на спектаклях?

-Под новый год вы всем классом пойдете в театр на новогоднее представление.

- А кто догадался, почему я столько спрашиваю об этом?

- А вы знали, что 2019 год указом Президента России был объявлен Годом театра?

-Молодцы, кто это знал, а кто не знал, теперь уже знает.

5. Работа с фразеологизмами. (взаимопроверка)

-Ребята, наша орфограмма при- и пре- встречается также во фразеологизмах.

-Что же такое фразеологизмы?

-Давайте немного над этим поработаем, подберем синонимы с таким же значением.

- А что такое синонимы?

Подберите синонимы к фразеологизмам, соедините пары стрелочками. (Взаимопроверка)

1.Превозносить до небес А. Внимательно слушать

2.Превратиться в слух Б. Удержаться от высказывания

3.Придержать язык В. Приютиться, найти кров

4.Прирастать корнями Г. Чрезвычайно хвалить

5.Приклонить голову Д. Прочно укрепиться на каком – нибудь месте

- Молодцы, ребята.

V. Физкультминутка

-Мы превосходно потрудились. Сейчас давайте привстанем и немного отдохнём. Руками прихлопаем, ногами притопаем, приподнимемся на цыпочки, приостановимся, дух переведём, присядем и приостановленную работу начнём. (разобрать значение приставок)

6. Работа по тексту В. А. Сухомлинского

- Мы, конечно, сами педагоги учимся у таких выдающихся личностей, как у Василия Александровича Сухомлинского.

-Посмотрите, ребята, как он общается со своими учениками, также как и мы с вами общаемся.

- Прочитайте, пожалуйста, текст. Читает один ученик.


1.Может быть, мне снилось, а может, и вправду так было в годы моего раннего детства. 2) Я сплю, вижу во сне залитый солнцем луг. Бабочек много-много… 3) И слышу, как ко мне прикасается тёплая, ласковая, нежная рука матери. 4) Я узнаю её, руку материнскую. 5) Ведь тепло, ласка и нежность материнская – единственная в мире. 6) Мама берёт меня, прижимает к себе, несёт куда-то, а я плыву, плыву. 7) И так мне радостно, так приятно. 8) Хочется, чтобы эта минута длилась бесконечно. 9) Наверно, от ласки и нежности материнских рук и начинается для нас Отчизна.


-Найдите в тексте слова с нашей орфограммой, назовите значение.

- Ребята, о чем этот текст? Как бы озаглавили?

-Вы, наверное, знаете, что совсем недавно отмечали «День матери».

- Определите основную мысль ( идею ) текста. ( последнее предложение )

- Определите стиль и тип текста. (худож.)

- Найдите в тексте средства художественной выразительности (эпитеты – тёплая, нежная, ласковая рука: метафора – от ласки, нежности материнских рук начинается Отчизна; гипербола – минута длилась бесконечно долго)

- Какое впечатление произвёл на вас текст?

- А как вы относитесь к своим мамам? Выразите свои чувства в синквейнах.

7. Игра «Одним словом»

- Следующее задание это игра «Одним словом» (взаимопроверка)

- Выразите словосочетание одним словом с приставкой ПРИ- или ПРЕ-.
1) Сверхдобрый. (предобрый). 2)Задуматься на некоторое время. (Призадуматься). 3)Дорога у фронта. (Прифронтовая) 4) Очень старательный. (Прилежный). 5)Спуститься с неба на землю. (Приземлиться). 6)Очень длинный. (Предлинный). 7)Слегка открыть дверь. (Приоткрыть). 8) Вызывающая восхищение, красивая. (Прекрасная). 9) Соединить с помощью клея. (Приклеить). 10)Расположенный у моря. (Приморский).

-Что вы можете сказать о слове прифронтовая?

-Почему мы вспомнили фронт? А знаете ли вы, что 2020 год указом Президента объявлен Годом скорби и памяти.

-Какое событие произошло в 1941-1945 годах?

Результат работы занесите в свой оценочный лист.

8. Готовимся к ЕГЭ и ОГЭ «Четвёртый лишний»

- Вставьте буквы и найдите «Четвёртое лишнее», подчеркните зеленым цветом. Устно объясните выбор слова.

Пр…светлый, пр…большой, пр…надлежать, пр…ступить (закон);

Пр…бавить, пр…лечь, пр…морский (парк), пр..подаватель;

Пр…зреть(врага), пр…целиться, пр…вкусный, пр…злой;

Пр…шить, пр..старый, пр…следовать, пр…умный.


Ответы на слайдах.

- Ребята, в каких словах вы испытали трудность при выборе гласной в приставке?

-Ребята, попробуйте прочитать слово без пре- и при-, сможем ли мы определить их лексическое значение? (нет)

- От чего зависит написание гласной в этих словах ?


Подвожу к выводу, что без приставки при- и пре- эти слова не имеют лексического значения, их нужно запомнить или определить их значение по контексту.


- А кто скажет, в каком разделе изучается лексическое значение слова? (Лексика)

- Правильно, молодцы!

- Теперь приступим к следующему значению.



9. Игра «Орфоматика» (Взаимопроверка)

-Давайте немного поиграем, ребята.

При игре вы должны будете применить знания не только по русскому языку, но и по другому предмету.

Вставьте гласные в приставки. Если употребили букву И, то из числа в правом столбце вычтите 5 единиц, если букву Е, то прибавьте к данному числу 5 единиц.


Придумать рассказ

8

8-5=3

Прекрасный день

7

7+5=12

Прибрежный район

6

6-5=1

Прислониться к стене

7

7-5=2

Беспрестанно гремит

5

5+5=10

Прискакать на коне

20

20-5=15

Преувеличить опасность

1

1+5=6

Превратиться в зверя

15

15+5=20

Приласкать кошку

11

11-5=6


- Итак, ребята, подведем итог, когда же всё-таки пишется приставка пре- и при-?

-Обращаем на это внимание, потому что вас ожидает еще одна проверочная работа, где вам нужно применить все знания, полученные на предыдущих уроках, так и сегодня.

10. Тест

I вариант

1. Укажите неправильное объяснение значения приставки.

а) ПРИшить – «присоединение»
б) ПРИоткрыть – «неполнота действия»
в) ПРИморский – «близость к чему-либо»
г) ПРЕуспевать – «неполнота действия»

2. В какой строке все слова пишутся с И:

а) пр…образовать, пр…волжский, пр..близить
б) пр… смотреться, пр…ключение, пр…готовит
в) пр…городный, пр…ставить, пр…кратить
г) пр…обрести, пр…ятный, пр…подаватель

3. В какой строке все слова пишутся с Е:

а) пр…ладить, пр…влечь,пр…забавный
б) пр…увеличить, пр…мудрый, пр…неприятный
в) пр…сесть, пр…винтить, пр…спокойный
г) пр…брежный, пр…ползти, пр…градить

4. Укажи ряд, в котором все слова имеют приставку ПРИ-.

а) пр…следовать, пр…льщать, пр…крутил
б) пр…делать, пр…образиться, пр…грады
в) пр…храмывал, пр…вести, пр…расти
г) пр…подняться, пр…ключение, пр…лететь

5. Укажи ряд, в котором все слова имеют приставку ПРЕ-.

а) пр…красная, пр…рвать, пр…бежать
б) пр…зрение, знаки пр…пинания, пр…пятствие
в) пр…милый, пр…добрый, пр…восходить
г) пр…глушить, пр…задуматься, пр…сложная

II вариант

1. Укажите неправильное объяснение значения приставки.

а) ПРИпаять – «присоединение»
б) ПРИсесть – «приближение»
в) ПРИшкольный – «близость к чему-либо»
г) ПРЕувеличить – равно значению «очень»

2. В какой строке все слова пишутся с И:

а) пр…гнать, пр…хорошенький, пр…топывать
б) пр…винтить, пр…ехать, пр…строить
в) пр…одолеть, пр…седать, пр…пухнуть
г) пр…мирить, пр…мёрзнуть, пр…огромный

3. . В какой строке все слова пишутся с Е:

а) пр…выкать, пр…вратить, пр…клеить
б) пр…неприятный, пр…интересный, пр…рвать
в) пр…нарядить, пр…усадебный, пр…терпевать
г) пр…града, пр…дорожный, пр…тронуться

4. Укажи ряд, в котором все слова имеют приставку ПРИ-.

а) пр… крываешься, пр…зирать, пр…личный
б) пр…баутка, пр…вивка, пр…рода
в) пр…открыть, пр…давить, пр…ползти
г) пр…метный, пр…вратить, пр…чудливый

5. Укажи ряд, в котором все слова имеют приставку ПРЕ-.

а) пр…стиж, пр…зидент, пр…мьера
б) пр…противный, пр…злой, пр…отличный
в) пр…уральский, пр…возносить, пр…возмочь
г) пр…весёлый, пр…теснять, пр…надлежать

Ответы:

I вариант: 1. г), 2. б), 3. б), 4. в), 5. в)
II вариант: 1. б), 2. б), 3. б), 4. в), 5. б)

По количеству ошибок, допущенных в письме, поставьте оценку за работу в свой лист достижений.


VI. Рефлексия

- Наш урок подошел к концу. Давайте подведем итоги.

- Выполнили мы поставленные цели?

- Что дал нам сегодняшний урок?

Поделитесь своими впечатлениями. А для этого прошу вас продолжить фразу: «Сегодня на уроке …»

-Ребята, можно и мне закончить эту фразу?

-Сегодня на уроке я была довольна вашей работой, вашими ответами.

Осталось поставить оценки.

VII. Домашнее задание

Записывают домашнее задание:

Подготовить проект или сочинение на тему: «Самая лучшая на свете»









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!