СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Направления и формы гражданско-патриотического воспитания младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Направления и формы гражданско-патриотического воспитания младших школьников

Просмотр содержимого документа
«Направления и формы гражданско-патриотического воспитания младших школьников»

Патриотическое воспитание

Патриотизм – это стойкая гражданская позиция, гордость за свою страну и трепетное уважительное отношение к ее истории.

Привитие любви к Родине, чувства гордости и патриотизма – необходимый и обязательный элемент воспитания ребенка.

Патриотическое воспитание представляет собой целенаправленный процесс формирования социально-ценностного отношения к Родине, своему народу, его культуре, языку, традициям, природе. Данное отношение проявляется в желании и стремлении знать историю своей страны, её национальное и культурное богатство, активно участвовать в общественной жизни, добросовестно и творчески трудиться на благо Родины.

Внеклассная работа в начальной школе предоставляет большие возможности для воспитания гражданских качеств младших школь­ников, выработки у них первичных навыков гражданского поведе­ния. Учителю необходимо обеспечить непрерывность гражданского воспитания, его соответствие возрастным особенностям младших школьников, а также совместную работу школы и семьи.

Учитель должен помочь детям осознать свое место в истории сво­его народа, включать младших школьников в социально активную деятельность, в которой они будут расти как граждане и патриоты.

Младший школьный возраст — наиболее подходящий для воспитания интереса к общественным явлени­ям, к жизни своей страны. Важно не упустить этот момент и вовлечь каж­дого в насыщенную интересную жизнь, деятельность коллектива, направ­ленную на проявление заботы о ближайшем, а затем и дальнем окружении детей. Но при этом необходимо дать каждому ребенку реальную возмож­ность занять активную позицию в организации групповой деятельности: определении ее цели, планировании, поиске способов и средств ее выполне­ния, анализе и оценке результатов. Умелая организация общих дел, где дети по-настоящему могут проявить себя — хорошая школа воспитания социальной активности, гражданственности, а в конечном итоге — патриотизма.

Мы всегда будем помнить слова академика Д.С. Лихачёва: «Я придерживаюсь такого взгляда, что любовь к Родине начинается с любви к своей семье, своему дому, к своей школе. Она постепенно растёт. С возрастом она становится также любовью к своему городу, к своим землякам, к родной природе, к своему селу, а созрев, становится сознательной и крепкой до самой смерти, любовью к своей стране и её народу. Нельзя перескочить через какое-либо звено этого процесса и очень трудно скрепить вновь всю цепь, когда что-нибудь в ней выпало или, больше того, отсутствовало с самого начала».

Можно выделить 4 основных направления гражданско-патриотического воспитания:

1. Направление «Я и семья»

Цель: осознание обучающимися семьи как важнейшей жизненной ценности.

Задачи:

  1. Воспитывать культуру семейных отношений, позитивных семейных ценностей.

  2. Повышать педагогическую и психологическую компетенцию родителей.

  3. Создавать условия для участия родителей в воспитательном процессе.

Формы: беседы, родительские собрания, родительский лекторий, индивидуальное консультирование, совместные мероприятия, игры, анкетирование, семейные праздники, часы общения.

2. Направление «Мой край родной»

Цель: Воспитание у обучающихся любви к родному краю как к своей малой Родине.

Задачи:

  1. Изучать историю родного края.

  2. Воспитывать у обучающихся позицию «Я – гражданин Бурятии».

  3. Формировать экологическое поведение.

Формы: тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, праздник дня Конституции, устный журнал, встречи с интересными людьми, акции, диспуты.

3. Направление « Растим патриота и гражданина России»

Цель: формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции.

Задачи:

  1. Воспитывать правосознание, способность к осознанию своих прав и прав другого человека.

  2. Формировать культуру проявления гражданской позиции.

  3. Формировать у учащихся систему знаний, уважения и интереса к государственным символам России.

Формы: тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, праздник получения паспорта, дня Конституции, устный журнал, встречи с интересными людьми, акции, диспуты.

4. Направление «Связь поколений»

Цель: осознание обучающимися причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему.

Задачи:

  1. Воспитывать гордость за свою Родину, народных героев.

  2. Сохранять историческую память поколений в памяти подрастающего поколения.

  3. Способствовать формированию у обучающихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны.

Формы: тематические беседы, предметные недели, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами–интернационалистами, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам.

Все эти направления взаимосвязаны и дополняют друг друга. Комплекс программных мероприятий предусматривает их воплощение в жизнь через:

  1. Знаниевый компонент, основанный на предметном начале для детей младшего, среднего и старшего школьного возраста.

  2. Региональный компонент с рассмотрением гражданской тематики.

  3. Систему тематических бесед, творческих встреч и внеклассных воспитательных мероприятий.

  4. Участие в тематических конкурсах, выставках.

  5. Активное сотрудничество с социумом и общественными организациями.

Технологии работы: исследовательская деятельность, направленная на самостоятельное добывание знаний по истории республики, города, проектная деятельность

Формы гражданско-патриотического воспитания младших школьников

1.Беседа — метод убеждения.

Ее задачи: формирование гражданско-патриотических представлений детей; разъяснение норм и правил поведения в обществе, природе, правил общения; обсуждение и анализ поступков учащихся класса, жизнедеятельности коллектива.

Материалом для бесед могут служить факты из жизни клас­са, произведения художественной литературы, публикации в детских газе­тах и журналах, нравственные категории (добро, зло, справедливость, долг, патриотизм, ответственность, дисциплина и др.); происходящие события (в классе, школе, стране); вопросы и проблемы, волнующие детей.

2. Классный час — одна из главных форм воспитательной работы. Это ве­дущая форма деятельности, способствующая формированию у школьников системы отношений к окружающему миру.

Выделяют три функции классного часа.

Просветительская функция заключается в расширении знаний учащихся о событиях, происходящих в городе, стране, мире, расширении знаний в об­ласти человеческих отношений и т. д. Темой обсуждения может стать то, что является актуальным и для данного возраста, и для миропонимания. Объектом рассмотрения может стать любое явление жизни.

Ориентирующая функция заключается в формировании у учащихся определенных отношений к окружающей действительности, в выработке у них определенной иерархии материальных и духовных ценностей. Если просветительская функция помогает знакомиться с миром, то ориентиру­ющая помогает оценивать мир. И эта функция, по мнению Н. Е. Щурковой, — основная. Она неразрывно связана с просветительской: нельзя ученику пе­редать отношение к объекту мира, с которым он незнаком; нельзя привить любовь к Родине тому, кто не знает ее красоты; не удастся развить уважительное отношение к народному искусству без ознакомления с ним; будут бесплодными попытки воспитать любовь к своим корням, своему народу без изучения истории своей семьи, своей страны, своего народа.

Направляющая функция классного часа помогает перевести разговор о жизни в область реальной практики учащихся, направляя их деятельность. Эта функция выступает как реальное воздействие на практическую сторо­ну воспитанников, на их поведение, на выбор жизненного пути, на поста­новку жизненных целей.

Чаще всего классный час одновременно имеет все три указанные функ­ции: он и просвещает, и ориентирует, и направляет.

Таким образом, классный час является высшей формой воспитатель­ной работы, ее ядром, т. к. помогает осмысливать все дела, в которых участвуют дети, приучает видеть за своими действиями и делами отно­шение к обществу, людям. Он помогает осознавать социальную направ­ленность всех дел, переводя их из позиции предметной конкретности («собрать макулатуру», «посадить деревья», «вымыть парты и стены») на позицию социальную («помочь природе (стране)», «украсить землю», «беречь школу»).

3.Информационный час — одна из действенных форм гражданского и патриотического воспитания.

Основное назначение информационного часа — приобщать младших школьников к событиям и значимым явлениям общественно-политичес­кой жизни страны, города, района, села. Кроме того, информационные часы призваны: расширять знания детей об окружающем мире; учить работать с периодическими изданиями; воспитывать интерес к происходящим в стра­не событиям; формировать привычку читать детскую прессу.

Информационный час решает задачи образования (учащиеся знакомятся с событиями в мире, стране, узнают о жизни и делах своих сверстников, рас­ширяют кругозор), воспитания (гражданина, патриота, социально активной личности), развития (мышления, коммуникативных навыков, речи, умения работать с текстом).

  1. Устный журнал — это коллективное дело, представляющее собой серию коротких выступлений (страничек) учащихся на различные темы окружающей жизни и жизни детского коллектива.

Его назначение в том, чтобы учить детей выступать перед группой; формировать общественное мнение; учить работать в микрогруппе; расширять кругозор; учить рабо­тать с материалами прессы. Сначала ученики договариваются, на какую тему они будут «выпускать» журнал и какие в нем будут странички. Совет дела распределяет странич­ки, исходя из желания микрогрупп.

5.Экскурсия как форма воспитательной работы используется

в учебной и внеучебной деятельности.

Эту форму педагог избирает тогда, когда надо познакомить учащихся с реальной жизнью, с объектами реального мира в их естественном окружении. В ней происходит и познание, и активное взаимодействие детей с предметами, объектами, явлениями природного, социального, культурного окружения, что, естественно, оказывает боль­шее воздействие на детей, нежели ознакомление по книгам. В гражданско-пат­риотическом воспитании экскурсии играют особую роль. Благодаря им, дети ближе узнают историю своей страны, культуру своего народа, его обычаи и традиции. Экскурсии расширяют кругозор детей, наглядно демонстрируют достижения техники, строительства, по­могают школьникам ощутить себя частью природного, культурного, со­циального пространства.

В русле гражданско-патриотического воспитания проводятся экскур­сии в музеи, на выставки, на производство, в природу, по городу и т. д.

6. Путешествие — это разновидность экскурсии.

Оно отличается тем, что может быть реальным и воображаемым, а также отсутствием экскурсовода. В этой роли в путешествии выступают все участники. Они сами находят нуж­ный материал, продумывают форму его подачи, разрабатывают маршрут и т. д. Путешествие, как правило, отличается интересным сюжетом, который разво­рачивается перед детьми и героями которого они становятся.

С младшими школьниками целесообразно проводить не просто путе­шествия, а игры-путешествия. Игры-путешествия — это исследование ка­кого-либо объекта, явления, области знания, построенное как «передви­жение» детей во времени и пространстве, знакомство с разными сторона­ми (проявлениями) данного объекта.

7.Праздник — особая форма воспитательной работы.

Праздник — это коллек­тивное творческое дело яркого, эмоционального характера. Его отличи­тельные особенности состоят в том, что:

- во-первых, в его основе лежит радость, положительные эмоции.

- во-вторых, его отличает многообразие деятельности детей, единство различных направлений воспитательной ра­боты.

- в-третьих, праздник, как правило, требует тщательной подготовки, поскольку предполагает организованные действия его участников по опре­деленному, заранее разработанному сценарию.

По содержанию можно выделить следующие виды праздников: обще­ственные, школьные, народные календарные, школьно-семейные, праздники искусств, экологические.

Общественные праздники разворачивают перед детьми многоцветную палитру социальной жизни людей, формируют цен­ностные отношения к ближайшему окружению, своей стране, ее народу, истории, основополагающим идеям общества, приобщают к участию в об­щественной жизни.

Народные календарные празд­нуются в школе, помогая детям почувствовать себя частицей своего народа, узнать о его традициях, нравах, обычаях, воспи­тывая бережное, трепетное отношение к природе родного края, истории и культуре своего народа, родному языку.

Школьно-семейные праздники укрепляют связь семьи и школы, формируют отношение к своему роду, се­мье, ближайшему окружению.

Праздники искусств украшают жизнь детей и взрослых, вносят в нее идею гармонии разных видов искусств, знакомят с народным искусством.

Экологические праздники формируют у детей ценностное отношение к природе родного края, желание защищать все живое.

8. Игра — важнейшая сфера жизнедеятельности ребенка и

эффективный метод воспитания.

Патриотическое воспитание младших школьников невозможно пред­ставить без игрового оформления, игровых элементов. Поэтому надо шире использовать игру, воспитывая у детей ценност­ные отношения к своей стране, ее истории и культуре, своему народу, его традициям, обычаям, искусству и т. д. Существует большое разнообразие игр, которые можно использовать в процессе патриотического воспитания.

Познавательные игры помогут сделать познание жизни страны, ее истории более привлекательным. Они облегчают духовные усилия, необ­ходимые для процесса познания. К ним можно отнести:

Подвижные игры. В каждом народе существуют игры, которые сопро­вождали ребенка от колыбели до взрослости. Кроме этого, с играми связаны народные праздники, традиционные ритуальные действия. Без игр невозмож­но представить быт белорусского народа. В них отразилась история народа, его обычаи, трудовые занятия, воинское искусство, исторические события.

Русские народные игры (а их известно более 400) синтезируют элементы фольклора, народного театра, трудового и воинского искусства.

Настольные игры знакомят детей с географическим положением страны, ее достопримечательностями, этнографическими особенностями, литературными героями.

Социально-педагогические игры. В них игровая ситуация переплетается с реальной заботой детей о тех, кто нуждается в помощи и защите: малышах, ветеранах, при­родных объектах.

Военно-патриотические игры проникнуты патриотическим пафосом, поэтому воздействуют, прежде всего, на чувства, эмоции детей.

Социально-психологические игры. Назначение этих игр — создавать в классе теплую, эмоционально благоприятную атмосферу; формировать дружеские, товарищеские отношения в коллективе; помогать детям в решении проблем, возникающих перед ними в повседневной жизни.

9.Кол­лективное творческое дело.

В процессе КТД дети при­обретают собственный опыт организации коллективной деятельности.

В патриотическом воспитании возможна организация таких КТД: «Бюро вопросов и ответов», «Встреча поколе­ний», «Конкурс ри­сунков (плакатов)», конкурс «А ну-ка, мальчики!», «Машина времени», «Во­енная спартакиада», «Рассказы о забытых героях», «Мальчики и девочки военного времени», «Фестиваль дружбы» и др.

Учитывая психологические и возрастные особенности наших воспитанников, я использую следующие формы и методы:

- экскурсии и походы по родному краю (в краеведческий музей, по улицам города, к памятным историческим местам, к православным храмам);

- коллективные творческие дела («Праздник русской матрёшки» и др.);

-праздники, посвящённые памятным датам (День Защитника Отечества, День Победы);

- устные журналы («Исторические страницы нашего города», «Имена на табличках улиц», «Аллея славы»);

- выставки рисунков и поделок («Посмотри, как хорош край, в котором ты живёшь», «Город прошлого, настоящего и будущего», «Профессии наших родителей», «Ребята нашего двора»);

-викторины и конкурсы («Знаешь ли ты свой город?», «История родного края», «Профессии людей нашего города»);

- конкурсы проектов («Зелёный наряд моего двора», «Как сделать город чистым?», «Семейная летопись»);

- акции («Милосердие», «Забота»);

-конкурсно - игровые программы («Если армия сильна, непобедима и страна!»,

-круглый стол («Что значит быть Гражданином?», «Наши права и обязанности», «Славен человек трудом!») и т.д.

Данные формы работы помогают детям осмыслить свою роль и место в жизни общества в плане проявления активности, личной ответственности за результаты своего труда, сформировать любовь к Родине, ответственность перед близкими людьми, миролюбие, заботу об окружающей среде.

Давайте же решать все проблемы, шагая в ногу с положительными эмоциями, воспитывая, прежде всего, в себе чувство глубокого патриотизма и передавая его своим ученикам.

Список литературы:

1.Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. – М.: Айрис-пресс, 2002.

2.Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание школьников. – 2005. – № 8.

3.Леонтьев А. А. Патриотическое воспитание и национальное образование // Начальная школа (плюс и минус). – 2002. – № 4.

4.Мазыкина Н. В. Инновационные подходы в патриотическом воспитании и гражданском становлении личности // Воспитание школьников. – 2002. – № 6.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!