СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Направления и содержание психолого-педагогического обследования детей с тяжёлой, глубокой умственной отсталостью, тяжёлыми и множественными нарушениями развития

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Направления и содержание психолого-педагогического обследования детей с тяжёлой, глубокой умственной отсталостью, тяжёлыми и множественными нарушениями развития»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области «Екатеринбургская школа № 3, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»  Региональный ресурсный центр по развитию системы сопровождения детей  с интеллектуальными нарушениями, с тяжёлыми множественными  нарушениями развития на территории Свердловской области

Государственное бюджетное

общеобразовательное учреждение

Свердловской области

«Екатеринбургская школа № 3, реализующая адаптированные основные

общеобразовательные программы»

Региональный ресурсный центр по развитию системы сопровождения детей с интеллектуальными нарушениями,

с тяжёлыми множественными нарушениями развития

на территории Свердловской области

Направления и содержание психолого-педагогического обследования детей с тяжёлой, глубокой умственной отсталостью, тяжёлыми и множественными нарушениями развития  Закеряева Л.Н.,  учитель ВКК ГБОУ СО  «Екатеринбургская школа № 3»

Направления и содержание психолого-педагогического обследования детей с тяжёлой, глубокой умственной отсталостью, тяжёлыми и множественными нарушениями развития

Закеряева Л.Н.,

учитель ВКК ГБОУ СО

«Екатеринбургская школа № 3»

        Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с глубокой умственной отсталостью, тяжёлыми множественными нарушениями развития   физическое развитие; двигательное развитие; сенсорная сфера (зрительное, слуховое, тактильное восприятие); коммуникация; предметные действия; социально-бытовые навыки; поведение и эмоционально-волевая сфера; базовые учебные действия

Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с глубокой умственной отсталостью, тяжёлыми множественными нарушениями развития

  • физическое развитие;
  • двигательное развитие;
  • сенсорная сфера (зрительное, слуховое, тактильное восприятие);
  • коммуникация;
  • предметные действия;
  • социально-бытовые навыки;
  • поведение и эмоционально-волевая сфера;
  • базовые учебные действия
 Мелкая моторика  Ожидаемые(возможные) результаты: Осуществляет движения кистью и пальцами обеих рук в процессе выполнения предметно-практических действий: захватывает и удерживает предметы; перекладывает предметы; бросает мяч; сжимает губку; сминает и разворачивает бумагу; разрывает бумагу двумя руками; ощупывает предметы; расплющивает пластилин, тесто; втыкает в тесто палочки; катает мяч; нажимает на кнопки; находит предметы в крупе; складывает в ведро игрушки; нанизывает кольца:  набирает воду в емкость; откручивает и закручивает крышки; перелистывает страницы книг, журналов; поднимает с пола различные предметы.

Мелкая моторика

Ожидаемые(возможные) результаты:

Осуществляет движения кистью и пальцами обеих рук в процессе выполнения предметно-практических действий:

  • захватывает и удерживает предметы;
  • перекладывает предметы;
  • бросает мяч;
  • сжимает губку;
  • сминает и разворачивает бумагу;
  • разрывает бумагу двумя руками;
  • ощупывает предметы;
  • расплющивает пластилин, тесто;
  • втыкает в тесто палочки;
  • катает мяч;
  • нажимает на кнопки;
  • находит предметы в крупе;
  • складывает в ведро игрушки;
  • нанизывает кольца:
  • набирает воду в емкость;
  • откручивает и закручивает крышки;
  • перелистывает страницы книг, журналов;
  • поднимает с пола различные предметы.
Федеральный ресурсный центр по развитию системы комплексного сопровождения детей с интеллектуальными нарушениями, тяжелыми и множественными нарушениями развития (ФРЦ ИН ТМНР) Сайт умксипр.рф
  • Федеральный ресурсный центр по развитию системы комплексного сопровождения детей с интеллектуальными нарушениями, тяжелыми и множественными нарушениями развития (ФРЦ ИН ТМНР)

Сайт умксипр.рф

Цель психолого-педагогического обследования оценка уровня актуального развития ребёнка; получение представлений об индивидуальных особенностях  ребёнка;

Цель психолого-педагогического обследования

  • оценка уровня актуального развития ребёнка;
  • получение представлений об индивидуальных особенностях

ребёнка;

Направления психолого-педагогического обследования детей с тяжёлой и глубокой умственной отсталостью, ТМНР двигательное развитие; особенности контакта со взрослыми; средства коммуникации; особенности эмоционального контроля, преобладающий эмоциональный фон; особенности поведения; реакции на голос и речь педагога, реагирование на обращение по имени; понимание и выполнение простых речевых инструкций; фиксация взгляда на статичном предмете; прослеживание взглядом движущегося предмета (сверху вниз, слева направо, по кругу); определение локализации неподвижного источника звука, расположенного в непосредственной близости (справа, слева); реакции на прикосновения руками, соприкосновения с различными материалами; принятие предлагаемой деятельности; действия с предметами

Направления психолого-педагогического обследования детей с тяжёлой и глубокой умственной отсталостью, ТМНР

  • двигательное развитие;
  • особенности контакта со взрослыми;
  • средства коммуникации;
  • особенности эмоционального контроля, преобладающий эмоциональный фон;
  • особенности поведения;
  • реакции на голос и речь педагога, реагирование на обращение по имени;
  • понимание и выполнение простых речевых инструкций;
  • фиксация взгляда на статичном предмете;
  • прослеживание взглядом движущегося предмета (сверху вниз, слева направо, по кругу);
  • определение локализации неподвижного источника звука, расположенного в непосредственной близости (справа, слева);
  • реакции на прикосновения руками, соприкосновения с различными материалами;
  • принятие предлагаемой деятельности;
  • действия с предметами
 Отделение «Милосердие»

Отделение «Милосердие»

Психолого-педагогическое обследование детей  отделения «Милосердие»   наличие и характер реакции на обращенную речь; наличие и характер реакции на зрительный контакт со взрослым; наличие и характер реакции на прикосновения руками к разным частям тела ребёнка (фиксируется реакция на прикосновение, отмечаются зоны гипер- и гипочувствительности); наличие и характер реакции на прикосновения разными по фактуре и температуре материалами; наличие и характер реакции на вибрационное воздействие; наличие и характер реакции на давление на поверхность тела; наличие и характер реакции на изменения положения тела; фиксация и удержание взгляда на лице; фиксация и удержание взгляда на неподвижном светящемся объекте, на неподвижном предмете; прослеживание взглядом движущегося предмета; наличие и характер реакции на звук (локализация источника звука в непосредственной близости, на уровне плеча ребёнка).

Психолого-педагогическое обследование детей отделения «Милосердие»

 

  • наличие и характер реакции на обращенную речь;
  • наличие и характер реакции на зрительный контакт со взрослым;
  • наличие и характер реакции на прикосновения руками к разным частям тела ребёнка (фиксируется реакция на прикосновение, отмечаются зоны гипер- и гипочувствительности);
  • наличие и характер реакции на прикосновения разными по фактуре и температуре материалами;
  • наличие и характер реакции на вибрационное воздействие;
  • наличие и характер реакции на давление на поверхность тела;
  • наличие и характер реакции на изменения положения тела;
  • фиксация и удержание взгляда на лице;
  • фиксация и удержание взгляда на неподвижном светящемся объекте, на неподвижном предмете;
  • прослеживание взглядом движущегося предмета;
  • наличие и характер реакции на звук (локализация источника звука в непосредственной близости, на уровне плеча ребёнка).
МЕТОДЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ГЛУБОКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ, ТМНР наблюдение за проявляемыми реакциями на различные раздражители; анализ поведения (реакций, действий) ребёнка в процессе обследования

МЕТОДЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ГЛУБОКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ, ТМНР

  • наблюдение за проявляемыми реакциями на различные раздражители;
  • анализ поведения (реакций, действий) ребёнка в процессе обследования

Диагностическая карта   Параметры оценивания Критерии оценивания Реакция на обращенную речь педагога положительная реакция Результат Реакция на обращенную речь и интонацию педагога нейтральная реакция положительная реакция наблюдения Комментарии нейтральная реакция нейтральная реакция негативная реакция Девочка бодрствует, спокойна, педагог называет девочку по имени, разговаривает с ней спокойным, ровным голосом нейтральная негативная реакция реакция Педагог, продолжая разговаривать с ребенком, несколько увеличивает громкость голоса

Диагностическая карта

Параметры оценивания

Критерии оценивания

Реакция на обращенную речь педагога

положительная реакция

Результат

Реакция на обращенную речь и интонацию педагога

нейтральная реакция

положительная реакция

наблюдения

Комментарии

нейтральная реакция

нейтральная реакция

негативная реакция

Девочка бодрствует, спокойна, педагог называет девочку по имени, разговаривает с ней спокойным, ровным голосом

нейтральная

негативная реакция

реакция

Педагог, продолжая разговаривать с ребенком, несколько увеличивает громкость голоса

Диагностическая карта   Параметры оценивания Критерии оценивания Реакция на речь, сопровождающуюся прикосновениями положительная реакция Результат нейтральная реакция наблюдения Комментарии положительная негативная реакция реакция Спокойная, негромкая речь учителя, сопровождающаяся прикосновениями к различным частям тела ребёнка (поглаживания, легкие надавливания руками, мягкой игрушкой, массажным мячом, вибрирующим массажером). Внешних видимых реакций ребёнок не проявляет, но врач отмечает учащение частоты сердечного ритма, гиперемию лица). Эти проявления врач относит к положительной реакции ребёнка на предъявляемые раздражители.

Диагностическая карта

Параметры оценивания

Критерии оценивания

Реакция на речь, сопровождающуюся прикосновениями

положительная реакция

Результат

нейтральная реакция

наблюдения

Комментарии

положительная

негативная реакция

реакция

Спокойная, негромкая речь учителя, сопровождающаяся прикосновениями к различным частям тела ребёнка (поглаживания, легкие надавливания руками, мягкой игрушкой, массажным мячом, вибрирующим массажером).

Внешних видимых реакций ребёнок не проявляет, но врач отмечает учащение частоты сердечного ритма, гиперемию лица). Эти проявления врач относит к положительной реакции ребёнка на предъявляемые раздражители.

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ  (ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ):   Светящиеся предметы Яркие предметы, игрушки

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ (ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ):

Светящиеся предметы

Яркие предметы, игрушки

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ  (СЛУХОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ):   Колокольчики Звучащие игрушки Музыкальные игрушки Аудиоплеер

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ (СЛУХОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ):

Колокольчики

Звучащие игрушки

Музыкальные игрушки

Аудиоплеер

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ  (ТАКТИЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ):   Массажные мячики Резиновые мячики Массажёры

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ (ТАКТИЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ):

Массажные мячики

Резиновые мячики

Массажёры

Средства мониторинга и отслеживания результативности коррекционно-педагогической деятельности с обучающимися второго и третьего условного уровня РН –нейтральная реакция на предъявляемые раздражители РП - положительная реакция на предъявляемые раздражители РНГ - негативная реакция на предъявляемые раздражители  Виды реакции   - Голосовая  - Двигательная  - Физиологическая  - Эмоциональная

Средства мониторинга и отслеживания результативности коррекционно-педагогической деятельности с обучающимися второго и третьего условного уровня

  • РН –нейтральная реакция на предъявляемые раздражители
  • РП - положительная реакция на предъявляемые раздражители
  • РНГ - негативная реакция на предъявляемые раздражители

Виды реакции

- Голосовая

- Двигательная

- Физиологическая

- Эмоциональная

Устойчивость формируемых положительных реакций  РС - реакция стабильная (устойчивая)  РНС - реакция нестабильная (неустойчивая)

Устойчивость формируемых положительных реакций

РС - реакция стабильная (устойчивая)

РНС - реакция нестабильная (неустойчивая)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!