СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Направления и технологии психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях образовательной организации»

Нажмите, чтобы узнать подробности

пСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С  ОВЗ

Просмотр содержимого документа
««Направления и технологии психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях образовательной организации»»







Тема : «Направления и технологии психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях образовательной организации»



Работу выполнила:

Заместитель директора по УВР

Акимовского филиала МБОУ

«Студенокская средняя

общеобразовательная школа»

Рыльского района Курской области

Дмитренко Елена Вячеславовна


















2020 год

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..4

Глава 1. Категории детей с ОВЗ ……………………………….9

Глава 2. Теоретические аспекты: специальные образовательные

условия для получения образования детей с ОВЗ ………………….15

Глава3. Направления и технологии психолого-педагогического сопровождения в образовательной организации …………………….16 Глава 4. Особенности использования арт-технологий в работе с детьми с ОВЗ …………………..24

Заключение…………………………………………………………………..…..32

Список используемой литературы……………………………………………..35





























Анотация



С каждым годом в общеобразовательную школу приходит все больше детей, которые имеют отклонения от условной возрастной нормы. В результате чего назрела острая необходимость в понимании проблем детей с ОВЗ, уважении и признании их прав на образование, желание и готовность включить их в детское сообщество. Проблема обучения детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы является особенно актуальной в современном школьном образовании.

Каждый ребенок - особенный, это бесспорно. И все же есть дети, о которых говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность его способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие его особые потребности.

Таким образом, возникает проблема: необходимость применения психолого-педагогических технологий, направленных на сопровождение ребенка с ОВЗ в решении возникающих у него особых образовательных потребностей.

Научно-педагогическая и психологическая практика на протяжении многих лет показали, что «особенный» ребенок, попадая в сообщество здоровых сверстников, продвигается вместе с ними и достигает более высокого уровня социализации, чем при воспитании и обучении в изоляции, либо среди таких же детей, как он.

«Возникает вопрос: можно ли прибегать к образованию глухих, слепых и отсталых, которым из-за физического недостатка невозможно в достаточной мере привить знания? Отвечаю: из человеческого образования нельзя исключить никого кроме нечеловека.»

Ян Амос Коменский.



Введение

Одной из ведущих современных тенденций в образовании России, является рост доли детей с комплексными нарушениями, нуждающихся в создании максимально развернутой системы специальных условий обучения и воспитания.  Вместе с тем, наряду с "утяжелением" состава школьников с ОВЗ обнаруживается и противоположная тенденция. Масштабное практическое применение научных достижений в сфере медицины, техники, цифровых технологий, специальной психологии и коррекционной педагогики приводит к тому, что часть детей с ОВЗ к семи годам достигают близкого к норме уровня психического развития, что ранее наблюдалось в единичных случаях, а потому считалось исключительным.

Часть наиболее "благополучных" детей с ОВЗ "уходит" из специального образовательного пространства в общеобразовательные учреждения.

На фоне перемещения части наиболее "благополучных" детей с ОВЗ в массовую школу, в специальной растет доля детей со сложной структурой нарушения развития, которые особенно нуждаются в получении специальной психолого-педагогической помощи.

Согласно «Словарю русско­го языка» сопровождать — значит следовать рядом, вместе с кем-либо в качестве спутника или провожа­того. То есть, под психологическим сопровождением ребенка с ограниченными возможностями можно подразумевать движение вместе с изменяющейся личностью ребенка, рядом с ней, своевремен­ное указание возможных путей оптимального развития, при необходимости — помощь и поддержка.

В настоящее время приоритетным направлением модернизации российского образования в соответствии Федеральным государственным образовательным Стандартом является обеспечение доступности качественного образования, которое связывается с понятиями здоровье, социальное благополучие, самореализация и защищённость ребёнка в образовательной среде.

Одной из основных функций образовательного Стандарта общего образования является реализация права каждого ребёнка на полноценное образование, отвечающее его потребностям и в полной мере использующее возможности его развития, в особенности тех детей, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения - детей с ограниченными возможностями здоровья.

Современная государственная система образования предполагает создание таких условий, при которых особый ребёнок со специальными образовательными потребностями получит возможность реализации потенциала своей личности через включение (инклюзию) в общую социально-культурную и образовательную среду.

По мнению ученых, консолидация всех детей в едином социально-образовательном пространстве позволит решить ряд общепедагогических, социальных и гуманистических задач современного учебно-воспитательного процесса.

Научная и педагогическая практика на протяжении столетий показали, что «особый ребёнок» с раннего возраста попадая в сообщество здоровых сверстников, продвигается вместе с ними и достигает более высокого уровня социализации.

Данные факты находят подтверждение не только в трудах зарубежных ученых - педагога-просветителя Иоганна Песталоцци (1746-1827), Самуила Гейнике (1727-1790), основоположника немецкой сурдопедагогики, Александра Бланше (1817-1867), доктора медицины, отоларинголога, педагога-гуманиста Яна Амоса Каменского, но и в теоретических идеях и практических разработках выдающихся российских педагогов, психологов, дефектологов – К.Д.Ушинского, Л.С.Выготского, Э.И.Леонгарда, Н.Д.Шматко, Т.Л.Лещинской, Л.М. Щипициной, М.Л.Семенович, Т.В.Фуряевой, Н.Я.Семаго, Е.А.Ямбургом, С.Г. Шевченко.

Инклюзивное обучение и воспитание – закономерный этап системы образования в любой стране мира, процесс в который вовлечены все высокоразвитые страны, в том числе и Россия.

Распространение в нашей стране процесса инклюзии является не только отражением времени, но представляет собой реализацию прав детей с ОВЗ на образование в соответствии с законодательством РФ.

Так как в основе инклюзивного образования лежит идея принятия индивидуальности каждого обучающегося, поэтому обучение должно быть организовано таким образом, чтобы удовлетворить особые потребности каждого ребёнка с ОВЗ.

Работа в данном направлении предусматривает создание различных форм педагогической поддержки - специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

Особую значимость для данной категории детей приобретает многогранный, комплексный вид помощи.

Комплексная помощь, нацеленная на обеспечение гармоничного развития ребёнка в образовательной среде – это система психолого - педагогического сопровождения, которая представляет особую культуру поддержки и помощи всем детям, в том числе и детям с ОВЗ и инвалидностью в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.

Эта система предполагает содружество учителя с различными специалистами в образовательном пространстве школы (педагогами-психологами, учителями-логопедами, социальными и медицинскими работниками) в рамках школьного психолого-медико-педагогического консилиума (ШПМПк).

Консилиум координирует работу специалистов по выбору стратегий социально-психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, и является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса.

На педагога-психолога, как на специалиста сопровождения, возлагается очень большая ответственность при работе в следующих направлениях: комплексная диагностика, развивающая и коррекционная деятельность, консультирование и просвещение педагогов, родителей, других участников образовательного процесса.

Но особую актуальность в условиях современной инклюзивной среды приобретает экспертная деятельность специалистов сопровождения по определению и коррекции программы индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ как компонента адаптированной образовательной программы.

Цель данной работы: проанализировать совокупность и последовательность методов и психолого-педагогических технологий (а психолого-педагогическое сопровождение можно в полном объеме отнести к педагогическим технологиям) как строгое научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий для систематического и последовательного воплощения на практике заранее спроектированного учебно-воспитательного процесса,направленного на создание комфортных условий для обучения данной категории школьников через включение их в общую социально-культурную и образовательную среду на основе изучения теоретического материала и практического опыта по проблеме инклюзивного образования.


Задачи работы:

1.Ознакомление с теоретическими основами инклюзивного образования.

2.Изучение различных категорий обучающихся с ОВЗ.

3.Рассмотрение технологий психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в рамках инклюзивного образования.

4.Знакомство с использованием арт-технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ.

Практическая значимость данной работы опирается на скоординированное взаимодействие специалистов сопровождения со всеми участниками образовательного процесса (педагогами, родителями, обучающимися) и может быть использована в работе по сопровождению детей с ОВЗ и инвалидностью педагогами и узкими специалистами.



Глава 1. Категории детей с ОВЗ

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года определен статус ребенка с ОВЗ: обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Группа школьников с ограниченными возможностями здоровья чрезвычайно неоднородна. В нее входят дети с различными нарушениями:

  • Слуха

  • Зрения

  • Речи

  • Опорно-двигательного аппарата

  • Задержкой психического развития

  • Интеллекта

  • Эмоционально-волевой сферы, включая ранний детский аутизм

  • Множественными нарушениями развития

  1. Дети с нарушениями слуха

Выделяют две основные категории детей со стойкими нарушениями слуха:

  • глухие

  • слабослышащие.

Глухие дети могут реагировать на голос повышенной громкости около уха, но при этом без специального обучения не понимают слова и фразы. Для глухих детей использование слухового аппарата или кохлеарного импланта обязательно. Однако даже при использовании слуховых аппаратов или кохлеарных имплантов глухие дети испытывают трудности в восприятии и понимании речи окружающих. Устная речь этих детей самостоятельно не развивается, поэтому они включаются в длительную систематическую коррекционно–развивающую работу. Основными направлениями такой деятельности являются: развитие речи (лексической, грамматической и синтаксической структуры), развитие слухового восприятия, в том числе речевого слуха, и формирование произношения. В единстве с формированием словесной речи (в устной и письменной формах) идет процесс развития познавательной деятельности детей и развития всех сторон личности ребенка.

Слабослышащие дети имеют разные степени нарушения слуха (легкую, умеренную, значительную, тяжелую) - от незначительных трудностей в восприятии шепотной речи до резкого ограничения возможности воспринимать речь разговорной громкости. Необходимость и порядок использования слуховых аппаратов, особенно на занятиях и уроках, определяется специалистами (врачом-сурдологом и сурдопедагогом). Слабослышащие дети по сравнению с глухими могут самостоятельно, хотя бы в минимальной степени, накапливать словарный запас и овладевать устной речью. Однако для полноценного развития речи этих детей также требуются специальные коррекционно-развивающие занятия с сурдопедагогом, включающие вышеперечисленные направления слухоречевого развития.

  1. Дети с нарушением зрения

По степени нарушения зрения и зрительным возможностям на лучше видящем глазу, и соответственно от возможности использования зрительного анализатора в педагогическом процессе выделяют следующие подкатегории (классификация В.З. Денискиной):

  • Слепые дети. Острота зрения данной подкатегории детей находится

в диапазоне от 0 (0%) до 0,04 (4%) на лучше видящем глазу с коррекцией очками.

В зависимости от времени наступления дефекта выделяют две категории детей:

  • слепорожденные — это дети с врожденной тотальной слепотой или

ослепшие в возрасте до трех лет.

ослепшие — дети, утратившие зрение в дошкольном возрасте и позже.

  • Слабовидящие дети. К этой подкатегории относятся дети с остротой

зрения от 0,05 (5%) до 0,4 (40%) на лучше видящем глазу с коррекцией очками. Главное отличие данной группы детей от слепых: при выраженном снижении остроты восприятия зрительный анализатор остается основным источником восприятия информации об окружающем мире и может использоваться в качестве ведущего в учебном процессе, включая чтение и письмо.

  • Дети с пониженным зрением или дети с пограничным зрением между

слабовидением и нормой, то есть дети с остротой зрения от 0,5 (50%) до 0,8 (80%) на лучше видящем глазу с коррекцией.

  1. Дети с тяжелыми нарушениями речи – это особая категория детей с

отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на становление психики. Речевые нарушения могут затрагивать различные компоненты речи: звукопроизношение, фонематический слух, лексико-грамматический строй, неумение согласовывать слова в предложении такое нарушение называется общим недоразвитием речи. Отечественные специалисты выделяют 3 уровня:

  • I уровень – полное отсутствие или резкое ограничение словесных средств общения в возрасте 4 – 5 лет.

  • II уровень – появление некоторых искаженных слов и различение некоторых грамматических форм.

  • III уровень – наличие развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Свободное речевое общение затруднено.

  1. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата

Понятие «нарушение функций опорно-двигательного аппарата» (НОДА) носит собирательный характер и включает в себя двигательные расстройства, имеющие органическое центральное или периферическое происхождение.

Дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата представлены следующими категориями:

  • дети с церебральным параличом (ДЦП);

  • с последствиями полиомиелита в восстановительной или резидуальной стадии;

  • с миопатией;

  • с врожденными и приобретенными недоразвитиями и деформациями опорно-двигательного аппарата.

Причинами этих расстройств могут быть генетические нарушения, а также органические повреждения головного мозга и травмы опорно-двигательного аппарата.

По степени тяжести нарушений двигательных функций и по сформированности двигательных навыков дети разделяются на три группы:

  1. дети с тяжелыми нарушениями

  2. дети, имеющие среднюю степень выраженности двигательных нарушений

  3. дети, имеющие легкие двигательные нарушения

Помимо двигательных расстройств у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата могут отмечаться недостатки интеллектуального развития: задержку психического развития, умственную отсталость разной степени выраженности, речевые нарушения

Самую многочисленную группу среди детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата составляют дети с детским церебральным параличом (ДЦП).

  1. Дети с задержкой психического развития

Группа детей с задержкой психического развития (ЗПР) была выделена из категории неуспевающих школьников.


Четыре основных варианта задержек психического развития: конституционального; соматогенного; психогенного; церебрально-органического генеза (по К.С. Лебединской).

ЗПР конституционального происхождения: гармоничная незрелость одновременно психики и телосложения (гармонический инфантилизм).

При данном варианте задержки, как правило, наблюдается отставание и в физическом развитии ребенка по сравнению с нормой на 1,5 - 2 года.

ЗПР соматогенного происхождения: длительная соматическая недостаточность различного генеза, стойкая астения, задержка эмоционального развития в виде соматического инфантилизма, школьные неврозы, своеобразное изменение личности – дети вялые, неинициативные, пассивны, бездеятельны, склонны к повышенной фиксации на своем здоровье.

ЗПР психогенного происхождения : неблагоприятные условия воспитания (гипоопеки, гиперопеки). Адаптация в детском коллективе учащихся затруднена из-за присущих им негативных черт характера.

ЗПР церебрально-органического генеза: выраженность нарушений как в эмоционально-волевой, так и в познавательной сферах.

С раннего возраста наблюдается замедленная смена возрастных фаз – запаздывание в формировании статических функций, ходьбы, речи, навыков опрятности, этапов игровой деятельности.

  1. Дети с нарушением интеллекта

Дети с умственной отсталостью имеют стойкое необратимое нарушение психического (в первую очередь интеллектуального) развития, связанное с органически обусловленным недоразвитием либо ранним повреждением головного мозга.

Умственно отсталые дети делятся на 2 категории: детей олигофренов и детей с деменцией (органическое поражение мозга после периода нормального развития ребенка)

По степени выраженности интеллектуального недоразвития олигофрения делится на 3 группы:

  1. Дебильность (легкая степень) – возможно инклюзивное обучение в образовательном учреждении.

  2. Имбецильность (средняя степень) – возможно обучение в специализированном учреждении по индивидуальной программе.

  3. Идиотия (тяжелая степень) – необучаемые дети – содержатся в специализированных учреждениях по линии социальной защиты.

  1. Дети с нарушением эмоционально-волевой сферы, включая ранний детский аутизм

Дети с РАС это целый спектр нарушений развития, характеризующийся различными проявлениями своеобразия эмоциональной, волевой и когнитивной сфер и поведения в целом.

Характерные признаки: трудности коммуникации и понимания чувств других людей, социальная наивность, нелепое поведение, особенности реагирования на комфорт и дискомфорт монотонно-однообразным характером поведения, наличием большого количества стереотипий, аффективными вспышками и другими поведенческими нарушениями.

Речь обычно специфически модулирована, иногда на высоких тонах, иногда монотонная, часто «рубленная» не направлена к собеседнику, в речевом общении отсутствует экспрессия, жестикуляция, мелодическая, интонационная и темповая сторона речи нарушена.

  1. Множественными нарушениями развития. Наличие двух или более

выраженных первичных нарушений развития у одного ребенка. Такими нарушениями могут быть: выраженные нарушения зрения и ДЦП; глухота и ДЦП; слепоглухота; слепота и тугоухость; умственная отсталость с выраженными нарушениями зрения; слепота и системные нарушения речи и другие сложные дефекты.

Таким образом, диапазон различий в развитии детей с ОВЗ достаточно велик – от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей с необратимым тяжелым поражением центральной нервной системы; от ребенка, способного при специальной поддержке на равных обучаться совместно со здоровыми сверстниками, до детей, нуждающихся в адаптированной к их возможностям индивидуальной программе образования.


Глава 2. Теоретические аспекты: специальные образовательные условия для получения образования детей с ОВЗ.

Создание инклюзивной образовательной среды, направленной на развитие личности ребенка и признающей его уникальность, неповторимость и право на качественное образование опирается, в первую очередь, на модернизацию образовательной системы  образовательной организации. Ведущим принципом инклюзивной образовательной среды является ее готовность приспосабливаться к индивидуальным потребностям различных категорий детей за счет собственного гибкого, учета особых образовательных потребностей каждого включаемого ребенка.

Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации" понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Создание специальных образовательных условий, необходимых для детей с ОВЗ всех категорий, подразделяются на следующие общие направления организационное обеспечение, психолого-педагогическое обеспечение, кадровое обеспечение.

Психолого-педагогическое обеспечение включает в себя программно-методическое обеспечение образовательного процесса и психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ.

Психолого-педагогическое сопровождение сегодня выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.

Глава 3 Направления и технологии психолого-педагогического сопровождения в условиях образовательной организации Термин «технология», исходя из формулировок многих литературных источников, понимается как искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния.

Любая деятельность может быть либо технологией, либо творчеством. Всё начинается с творческой идеи, а технологией заканчивается.

Основой любой технологии служит четкое определение конечной цели. В технологии цель рассматривается как центральный компонент.

Какие же психолого-педагогические технологии наиболее актуальны в работе педагога – психолога

Технологии дифференцированного обучения.В группу педагогических технологий на основе эффективности управления и организации учебного процесса входит дифференцированное обучение. Важным аспектом в развитии личности является осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся в педагогическом процессе, т. к. именно он предполагает ранее выявление склонностей и способностей детей, создание условий для развития личности. Основная цель использования уровневой дифференциации – обучение каждого на уровне его возможностей и способностей, что дает возможность каждому ученику получить максимальные по его способностям знания и реализовать свой личностный потенциал. Коррекционные группы учащихся формируются с учетом общего речевого нарушения. Для каждой группы разрабатывается отдельный план коррекционно-развивающей работы на год. Групповые занятия сочетаются с индивидуальными, направленными на коррекцию дефектов звукопроизношения. Данная технология позволяет сделать учебный процесс более эффективным, увидеть индивидуальность ученика и сохранить ее, помочь ребенку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие.

Технологии логопедического обследования. Цель логопедического обследования - определение путей и средств коррекционно-развивающей работы и возможностей обучения ребенка на основе выявления у него несформированности или нарушений в речевой сфере. Задачи обследования: - выявление объема речевых навыков; - сопоставление его с возрастными нормами, с уровнем психического развития;

- определение соотношения дефекта и компенсаторного фона речевой активности и других видов психической деятельности; - анализ взаимодействия между процессом овладения звуковой стороны речи, лексического запаса и грамматического строя; - определение соотношения импрессивной и экспрессивной речи. Обследование проводится в несколько этапов: а) изучение анамнестических данных ребенка (дает объективный материал для выявления причин нарушений, определение педагогической стратегии); б) изучение речевого и психического уровня развития ребенка; в) анализ полученных результатов. Виды диагностики, применяемые в работе: - входная диагностика – проводится в начале учебного года с целью выявления исходных параметров развития детей; - промежуточная диагностика – используется в середине учебного года для отслеживания динамики развития наиболее сложных дефектов обучающихся; -итоговая диагностика – проводиться в конце учебного года с целью определения эффективности коррекционно-развивающего воздействия на детей. Таким образом, диагностическое исследование, с одной стороны, позволяет провести качественную функциональную диагностику и выявить нарушение или несформированность функциональных систем, в том числе и речи, и тем самым подойти к причине трудностей, а с другой стороны, комплексная диагностика помогает разработать стратегию эффективной, направленной коррекции, определить специальные коррекционные методы обучения, которые могут оказать помощь в преодолении этих трудностей. При обследовании учащихся используются следующие методики: Р. И. Лалаевой, О.Е. Грибовой, С. Е. Большаковой, Н. Я. Семаго, М. М. Семаго.

Технологии коррекции звукопроизношения.Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Дети, плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Особенно важное значение имеет правильное, четкое произношение детьми звуков и слов в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной и недостатки устной речи могут привести к неуспеваемости. В ходе индивидуальных занятий по коррекции звукопроизношения решаются следующие задачи:

ü уточнение произношения звуков;

ü постановка и закрепление отсутствующих звуков;

ü развитие фонематического восприятия;

ü преодоление затруднений в воспроизведении слов различной слоговой структуры;

ü закрепление изученных лексико – грамматических конструкций.

Применение данной технологии развивает необходимые мышечные движения для свободного владения и управления частями артикуляционного аппарата, точность, чистоту, объем, плавность движений, умение удерживать заданную позу в процессе выполнения упражнений артикуляторной гимнастики, что позволяет ускорить процесс постановки и введения нарушенных звуков в речь. При коррекции недостатков звукопроизношения используются методики Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, В. И. Рождественской, М. Ф. Фомичевой, А. И. Богомоловой.

Технологии формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи.

Развитие дыхания один из первых и очень важных видов коррекционной работы. Детям с нарушениями речи, а также соматически ослабленным детям требуется обучение правильному типу дыхания с помощью специальных коррекционных физических упражнений. При формировании речевого дыхания у учащихся используются методики Л. И. Беляковой, А. Н. Стрельниковой.Применение данной технологии позволяет детям с заиканием усвоить правила использования плавности речевого высказывания, детям с дизартрией нормализовать голос, интоннационную выразительность речи в целом, способствует правильному программированию речевого высказывания.

Технологии развития лексико-грамматической стороны речи.

Одной из существенных задач по коррекции речи является расширение и активизация словарного запаса, работа над грамматическим оформлением речи, т.к. бедность словаря и синтаксических конструкций, наличие аграмматизмов затрудняет овладение учащимися правильной речью. Работа по развитию и обогащению словарного запаса проводится на каждом занятии, индивидуальном или групповом. В работе используются методики Л. Г. Парамоновой, Л. Г. Кобзаревой, Н. С. Костючек.

Технологии развития связной речи.

Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи. Поэтому важно поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей учащихся. Формированию связной речи отводится одно из центральных мест в коррекционной работе, т.к. владение разнообразными навыками связной речи позволяет ребенку осуществлять полноценное общение со сверстниками и взрослыми. Работа по развитию связной речи проводится методом устного опережения, т. к. необходимо учить детей связно и последовательно излагать суть выполняемого задания, отвечать на вопросы в точном соответствии с инструкцией, используя усвоенную терминологию, составлять развернутое высказывание о последовательности выполнения учебного задания. Такая работа готовит детей к свободному учебному высказыванию в классе. Занимательный речевой материал, разнообразные упражнения, задания с устной и письменной формами помогают в формировании у них практических речевых умений и навыков, развивают внимание, память и мышление. Используются методики Р. И. Лалаевой, Н. Г. Андреевой.

Технологии коррекции нарушений письма.

Нарушение письменной речи у детей являются распространенным речевым расстройством, имеющим разнообразный и сложный патогенез. Логопедическая работа по коррекции письма, которую я провожу, имеет дифференцированный характер, учитывающий механизм нарушения, его симптоматику, структурудефекта, психологические особенности ребенка. Данная технология способствует:

  • формированию слоговой структуры слова;

  • развитию языкового анализа и синтеза;

  • развитию фонематического восприятия;

  • развитию фонематического и слогового анализа и синтеза;

  • обогащению и систематизации словарного запаса;

  • формированию и закреплению правил словоизменения и словообразования;

  • устранению аграмматизмов в устной и письменной речи.

Результатом работы по коррекции письменной речи можно считать повышение качества письма и, как следствие, - улучшение успеваемости по основным предметам и психоэмоционального состояния учащихся. В работе используются методики А. В. Ястребовой, З. Е. Агранович, Л. Г. Парамоновой, Р. И. Лалаевой, Л. В. Венедиктовой, Л. Н. Ефименковой, И. Н. Садовниковой, Т, П. Бессоновой.

Для более успешной социализации, формирования социально-активной личности и психологической коррекции я применяю игровые технологии, которые стимулируют детей к учебной деятельности, расширяют кругозор, развивают познавательную деятельность, формируют определенные умения и навыки, необходимые в практической деятельности, вызывают интерес и потребность общения, развивают когнитивные процессы.

Здоровьесберегающие технологии.

Контингент групп составляют дети с различными психофизиологическими особенностями и для них просто необходимо применение здоровьесбережения. Здоровьесберегающие технологии – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые направлены на сохранение и стимулирование здоровья учащихся.Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни. Основной показатель, отличающий здоровьесберегающие образовательные технологии – регулярная экспресс - диагностика состояния учащихся и отслеживание основных параметров развития организма в динамике (начало - конец учебного года), что позволяет сделать соответствующие выводы о состоянии здоровья.

Освоение образовательных технологий и методов педагогической деятельности способствует повышению эффективности и качества логопедической помощи обучающимся с ОВЗ. Использование всех вышеперечисленных технологий неизменно приводит к повышению эффективности коррекционной работы.

Информационные технологии

В деятельности педагога - психолога информационные технологии очень актуальны.

Благодаря реализации проекта «Развитие единой образовательной информационной среды школы» за ограниченный промежуток времени система образования достигла существенных успехов в области информатизации.

С помощью информационных технологий актуальна реализация основных направлений деятельности школьного психолога: диагностика, консультация, развивающая работа, просвещение, только формы и средства их реализации существенно отличаются от общепринятых.

Реализация основных направлений деятельности школьного психолога в режиме дистанционной службы происходит через:

- создание тематической психологической электронной библиотеки для школьников, педагогов, родителей по актуальным проблемам, которые их волнуют,

- выставление развивающих, диагностических материалов для детей, с которыми дети могут работать в режиме on-line,

- проведение дистанционных психологических акций и конкурсов,

организацию дистанционного консультирования целевых групп, (в частности, возможно создание Интернета – доверия, специального раздела, при обращении к которому возможно закрытое дистанционное общение психолога и клиента,

организацию форумов для обозначенных групп, где бы они могли высказать свои мнения, запросы, дать обратную связь, получить совет

организацию школ дистанционного обучения

- проведение чата команды психологов с детьми, родителями, проведение дистанционного консилиума психолога, педагога, администрации, а также чаты, с привлечением специалистов из других городов, проведение телемостов с педагогами, детьми

- проведение опросов целевых групп

организацию психологического практикума для целевых групп

Арт-технологии включают в себя ряд направлений психологической работы, связанных с творчеством – это изотерапия, цветотерапия, фототерапия, сказкотерапия, музыкотерапия, коллажирование. Психология творчества давно и успешно применяется в работе с детьми и взрослыми. Арт-терапия раскрывает многогранный внутренний потенциал человека и параллельно помогает бороться с рядом серьезных психологических проблем, в числе которых травмы, внутренние конфликты, страхи.

Таким образомпсихолого-педагогические технологии находят своё целесообразное место в целостном педагогическом процессе. Любая психолого-педагогическая технология, её разработка и применение требуют высочайшей творческой активности и профессиональных знаний педагога-психолога.


Глава 4 Особенности использования арт-технологий в работе с детьми с ОВЗ

Внутренний мир ребёнка с проблемами в развитии сложен и многообразен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды, познать своё «Я», раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем, развивать себя и в то же время заботиться о своём здоровье.

Необходимо использовать новые технологии, одновременно обеспечивающие познавательное развитие детей. Такой технологией, несущей особые коррекционные и развивающие возможности является арт-терапия.

Идея о необходимости взаимодействия педагогики и психотерапии была основана еще в 1927 г. Немецким психиатром А. Кронфельдом в статье «психогогика, или Психотерапевтическое учение о воспитании». Автор призывал к разработке такого метода, который нацеливал бы человека на духовное оздоровление и личностный рост.

Известно, что еще в древнем Китае для исцеления нервных потрясений практиковалось рисование иероглифов.

В нашей стране термин «арт-терапия» стал использоваться сравнительно недавно. Он был введен Андреано Хиллом в 1938 году при описании собственной работы с туберкулезными больными в санаториях. Это словосочетание использовалось по отношению ко всем видам занятий искусством, которые проводились в больницах и центрах психического здоровья. Было замечено, что изобразительная деятельность сопровождается терапевтическим эффектом и что искусство само по себе обладает целительным действием (Э. Крамер).

В буквальном смысле арт-терапия понимается как «исцеление искусством». В узком смысле слова арт-терапия рассматривается как технология или как система психологической работы, основанная на феномене «исцеляющих возможностей искусства». Это наиболее мягкий и при этом глубинный эффективный метод решения различных психологических проблем и психосоматических заболеваний человека. Во избежание смешивания терапевтических и образовательных компонентов некоторые авторы публикаций используют вместо слов «арт-терапия» такие понятия, как «арт-метод»«арт-технология».

Основная и важнейшая цель арт-терапии – помочь человеку гармонизировать свой внутренний мир путем развития способности самопознания и выражения себя в творчестве. Занятия арт-терапией помогают человеку раскрыть его внутреннюю мощную творческую энергию, благодаря чему происходит естественное освобождение от негативных эмоциональных и телесных «блоков», а значит оздоровление. Поэтому арт-терапию можно рассматривать как эффективное направление работы с детьми с ОВЗ. Через развитие возможностей самопознания и самовыражения средствами художественной деятельности можно изменить стереотипы поведения, повысить адаптационные способности, найти компенсаторные возможности такого ребенка и в конечном итоге — успешно социализировать. Использование арт-терапии с детьми с особенностями развития повышает мотивацию, способно значительно оптимизировать развитие ребёнка. Наблюдения показали, что совместная деятельность, включающая арт-педагогические технологии, даёт больший воспитательный, развивающий и обучающий эффект.

Существует две формы арт-терапии: пассивная и активная.

При пассивной форме ребенок «потребляет» художественные произведения,созданные другими людьми: рассматривает картины, читает книги, прослушивает музыкальные произведения.

При активной форме арт-терапииребенок сам создает продукты творчества: рисунки, скульптуры и т. д [2].

Практически каждый ребёнок с особенностями развития может участвовать в арт-терапевтической работе, которая не требует от него каких-либо способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков. Кроме того, продукты изобразительного творчества являются объективным свидетельством настроений и мыслей ребёнка, что позволяет использовать их как диагностику. Арт - терапия позволяет познавать себя и окружающий мир.

На сегодняшний день существует множество приемов и видов арт – терапии, направленных на оказание психологической помощи клиенту.

В зависимости от характера творческой деятельности и её продукта можно выделить следующие виды арт-терапии: рисуночную терапию, основанную на изобразительном искусстве; музыкотерапию; библиотерапию, как литературное сочинение и творческое прочтение литературных произведений; танцетерапию и др.

1) Музыкотерапия - это вид арт-терапии, где музыка используется в лечебных или коррекционных целях. На данный момент музыкотерапия является целым психокоррекционным направлением.Музыкотерапия содержит два аспекта воздействия: психосоматическое (в процессе которого осуществляется лечебное воздействие на функции организма) и психотерапевтическое (в процессе которого с помощью музыки осуществляется коррекция отклонений в личностном развитии, психоэмоциональном состоянии). Именно очищающее воздействие музыки позволяет использовать ее в таком качестве в коррекционной работе с детьми.

2) Танцетерапия- использование двигательных ритмических упражнений в коррекции психоэмоциональных состояний и других нарушений. В основе применения танцетерапии лежит снятие через танец мышечного напряжения. Использование движений в коррекции психоэмоциональных состояний пациента основывается на принципе тесной взаимосвязи эмоциональных переживаний и телесного напряжения, теории телесной терапии В. Райха и А. Лоуэна.

3) Песочная терапия. Песок - великолепный материал для работы с детьми различных возрастов. Дети с огромным интересом участвуют в выполнении заданий, работая с различными наполнителями (песком, манкой, гречкой, рисом)Использование этой терапии развивает мелкую моторику, позволяет закрепить речевые умения детей. Дети рисуют с большим удовольствием, строят замки, изображают в песочнице следы зверей и при этом сопровождают свои действия с речью.

4) Цветотерапия. Терапевтам необходимо владеть информацией о цветотерапии и использовать эти знания в учебно-образовательном процессе. В настоящее время в ДОУ активно используется метод погружения в определенный цвет. Для активации с малоактивными и пассивными детьми терапевты используют задания с использованием красного цвета, оранжевого или жёлтого цветов. Различные цветовые фотографии, задания с цветовыми фишками и др.Активным детям предлагаются упражнения с холодными оттенками цвета: голубым, синим или зелёным. Различные задания с цветом помогают развивать у детей сосредоточенность, внимание.

5) Терапия водой. Вода - интересующий и любимый всеми детьми объект для исследования. Самое первое вещество, с которым знакомится ребенок, это вода. Вода дает ребенку приятные и положительные ощущения, развивает различные рецепторы. Значение технологии заключается в том, что один из самых приятных способов обучения это игры с водой. Соответственно, это позволяет использовать технологию для обогащения эмоционального опыта ребенка, речевого развития и при трудностях с адаптацией.

6) Музыкоцветотерапия - это вид музыкотерапии, который способствует восстановлению первоначального свойственного человеческому организму энергетического равновесия, нарушенного болезненным состоянием, с помощью синтеза музыки и цвета. В последнее время, психотерапевтами все чаще обследуется связь между психическими и физиологическими процессами, что приводит к поразительным открытиям, содержащим положительные изменения в организме под воздействием музыки и цвета, смеха, положительных эмоций. Рациональное использование цвета создают коррекцию психофизиологического и психоэмоционального состояния. В сочетании с музыкой это воздействие усиливается

7) Имаготерапия (от лат. imago - образ) занимает особое место среди видов арт-терапии. Ее основой является театрализация психотерапевтического процесса. Имаготерапия основывается на теоретические положения об образе, а также о единстве личности и образа.

8) Фототерапия - один из методов арт-терапии, метод использования фотографий для оказания психологической помощи детям, испытывающим затруднения в развитии и не только. Фотография обладает рядом функций, полезных для процесса психотерапии (актуализирующей, стимулирующей, организующей, смыслообразующей и др.).Эта методика универсальна в применении: ее можно использовать как, отдельный метод (работая исключительной с фотографиями). Также можно сочетать с другими методиками арт-терапии и психотерапевтическими направлениями такими,как: изотерапия, гештальттерапия, семейная психотерапия и др. Методы фототерапии подходят как для индивидуальных занятий с детьми, так и для групповых.

9) Куклотерапия используется в работе с детьми и основана на идентификации с образом любимого героя (сказки, мультфильма, игрушки)Используется данная методика при различных нарушениях поведения, страхах, трудностях в развитии коммуникативной сферы и т. д.

10) Изотерапия (рисунок, лепка). Это самый распространенный вид терапии, лечебное воздействие, коррекция посредством изобразительной деятельности.

Изотерапия по форме организации может быть индивидуальной и групповой.Существуют несколько направлений это метода:

-- использование уже существующих произведений изобразительного искусства путем их анализа и интерпретации пациентами;

-- побуждение к самостоятельным творческим проявлениям в изобразительной деятельности.

Изотерапию в разных областях медицины: психиатрии, терапии, в медицинской и специальной психологии. Использование изотерапии в медицине обусловлено лечебно-реабилитационными задачами, а в психологии коррекционно-профилактическими задачами.

Изотерапия вносит хорошие результаты в работе с больными детьми - задержкой психического развития, речевыми трудностями, нарушением слуха, умственной отсталостью, при аутизме, где вербальный контакт затруднен. Во многих случаях рисуночная терапия выполняет психотерапевтическую функцию, помогая ребенку справиться со своими психологическими проблемами. Рисуночная терапия в этом случае рассматривается, в первую очередь, как проекция личности ребенка, как символическое выражение его отношения к миру.

11) Библиотерапия - это использование специально подобранного для чтения литературного материала как терапевтического средства, с целью решения личностных проблем через идентификацию с образом художественного произведения при помощи направленного чтения.

В последнее время появилась самостоятельная методика, относящаяся к библиотерапии - сказкотерапия, в основе которой также лежит психокоррекция средствами литературного произведения - сказки. Этот вид библиотерапии более приемлем для работы со старшими дошкольниками и младшими школьниками, имеющими проблемы в развитии. Посредством сказкотерапии можно оказать помощь детям с проблемами (агрессивным, неуверенным, застенчивым, с проблемами принятия своих чувств, а также с различного рода психосоматическими заболеваниями).

Сейчас набирает огромные обороты совершенно новая методика арт-терапииарт-синтез терапия.

12) Арт-терапия - это взаимодействие сразу несколько видов искусств: музыка, живопись, скульптура, поэзия, литература, движение, танец, основы философии и немного математики. Чередование и объединение разных форм занятий больше энергии, более интересного и не так утомительно для детей. Во время занятий проводятся параллели между разными видами искусств. Дети путешествуют мысленно во времени и пространстве, рисуя или играя на музыкальных инструментах, и находят для себя наиболее близкое в культуре.

Занятие с использованием любое направления арт-технологий должно проводиться с учетом ряда условий:

1. Приемы и техники подбираются с учетом возможностей ребенка, любые усилия ребенка в ходе работы должны быть интересны и приятны ему. Ребенок обязательно должен быть успешен в данном виде деятельности.

2. Ребенок имеет право отказаться от выполнения некоторых заданий и выбирать подходящие для него виды и содержание творческой деятельности.

3. Необходимо избегать оценочных суждений и сравнений. В арт-терапии нет «правильного» или «неправильного», и это нужно четко объяснить. Детям нужно чувствовать себя в безопасности, знать, что создание образов — это способ передачи своего опыта, мыслей и чувств и что их не будут оценивать.

4. Важен и уникален вклад каждого из детей. Все работы нужно рассматривать с равным уважением, вне зависимости от качества выполнения.

5. В этой деятельности важен процесс, а не результат. Основные цели арт-терапевтического занятия — психотерапевтическая и коррекционная, а не обучающая.

Преимущества арт-технологии перед другими формами работы:

-практически каждый человек может участвовать в арт-терапевтической работе, которая не требует от него каких-либо способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков;

-арт-терапия является средствами преимущественно невербального общения, это делает ее особенно ценной для тех, кто недостаточно хорошо владеет речью, затрудняется в словесном описании своих переживаний;

-изобразительная деятельность является мощным средством сближения, это особенно ценно в ситуациях взаимного отчуждения, при затруднении в налаживании контактов;

-продукты изобразительного творчества являются объективным свидетельством настроений и мыслей, что позволяет использовать их для оценки состояния, проведения соответствующих исследований;

-арт-терапия является средством свободного самовыражения, предлагает атмосферу доверия, терпимости и внимания к внутреннему миру человека;

-арт-терапевтическая работа в большинстве случаев вызывает положительные эмоции, помогает преодолеть апатию и безынициативность, сформировать более активную жизненную позицию;

-арт-терапия основана на мобилизации творческого потенциала, внутренних механизмов саморегуляции и исцеления.

Об эффективности арт-терапии можно судить на основании положительной динамики в развитии и активизации участия в занятиях, усиления интереса к результатам собственного творчества, увеличения времени самостоятельных занятий. Многочисленные данные показывают, что дети с ОВЗ нередко открывают в себе творческие возможности и после прекращения арт-терапии продолжают самостоятельно увлеченно заниматься разными видами творчества, навыки которых они приобрели в процессе занятий.

Технологии опираются на скоординированное междисциплинарное взаимодействие субъектов образовательного процесса.

Важным аспектом каждой технологии является ее междисциплинарный характер, взаимосвязь деятельности каждого специалиста с другими специалистами сопровождения.


Заключение.

Ратификация Россией Конвенции ООН о правах инвалидов свидетельствует об изменении представления государства и общества о правах ребенка-инвалида и постановке практической задачи максимального охвата образованием детей с ОВЗ.

Диапазон различий в развитии детей с ОВЗ достаточно велик – от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей с необратимым тяжелым поражением центральной нервной системы; от ребенка, способного при специальной поддержке на равных обучаться совместно со здоровыми сверстниками, до детей, нуждающихся в адаптированной к их возможностям индивидуальной программе образования.

Главное требование к современному образованию заключается в том, что оно должно стать гуманистически ориентированным, рассматривать человека как основную ценность, быть направленным на развитие личности.

Легитимным становится право любого ребенка на получение образования, отвечающего его потребностям и полноценно использующего возможности его развития.

Инклюзия является социальной концепцией, которая предполагает гуманизацию общества и принятие права лиц с ограниченными возможностями на качественное совместное образование.

Инклюзия как принцип организации образования является явлением социально-педагогического характера. Она нацелена не на изменение или исправление отдельного ребенка, а на адаптацию учебной и социальной среды к возможностям особого ребенка (Проф. Ульф Янсон).

Развитие инклюзивного образования предполагает не создание новой системы, а качественное и планомерное изменение системы образования в целом.

Образовательная инклюзия – системный подход в организации деятельности общеобразовательного учреждения по всем направлениям Обязательным условием развития инклюзивного образования является создание безбарьерной среды, включая физическую и психологическую составляющие.

Системный подход к проблеме включения детей с особенностями в социум осуществляется при междисциплинарном взаимодействии команды специалистов психолого-педагогического сопровождения, работающих в едином «ключе».

Социально - психолого-педагогическое сопровождение является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но и комплексной технологией поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации. Это предполагает системный анализ проблемных ситуаций, программирования и планирования деятельности, которая направлена на их решение, соорганизацию в этих целях всех участников образовательного процесса.

Создание в нашей школе психолого-медико-педагогического консилиума, на наш взгляд, способствует осуществлению системного подхода к включению детей с особенностями в развитии в образовательную среду школы совместно с нормально развивающимися сверстниками. Это позволяет разрабатывать и реализовывать программы индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ для успешной адаптации в условия современного социума.



Список используемой литературы.

  1. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. - М.: Совершенство, 1997.

  2. Вильшанская А.Д., Прилуцкая М.И., Протченко Е.М. Психолого-медико-педагогический консилиум в школе: Взаимодействие специалистов в решении проблем ребенка. – М.: Генезис, 2012.

  3. Екжанова Е.А., Резникова Е.В. Основы интегрированного обучения: пособие для вузов. – М.: Дрофа, 2008.

  4. Инклюзивное образование лиц с нарушениями в развитии: взгляд из Европы и России / Сб. науч. тр., СПб., 2010.

  5. Левченко И.Ю., Киселева Н.А. Психологическое изучение детей с нарушениями развития / Под научной редакцией И.Ю.Левченко. – М.: Национальный книжный центр, 2013.

  6. Психолого-педагогические основы инклюзивного образования: коллективная монография /Отв. Ред. С.В.Алехина. – М.: МГППУ, ООО «Буки Веди», 2013.

  7. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования ( от 17.12.2010) №1897.

8.Федеральный закон Р.Ф. «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г№273 ФЗ.

9. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. "Путь к волшебству, Теория и практика арт-терапии". СПб.: Златоуст, 2005.

10. Федяева М. А. Использование арт-технологий в работе с детьми с ОВЗ // Совушка. 2017. N1(7). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/7/ (дата обращения: 07.10.2019).

11. Киселева М. В. "Арт-терепия в работе с детьми". СПб.: Речь, 2008.








46



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!