СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Направления психолого-педагогической коррекции нарушений развития у обучающихся с нарушением интеллекта

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особенности работы по психлого-педагогическому сопровождению с использованием нового оборудования, поступившего в рамках проекта "Доброшкола"

Просмотр содержимого документа
«Направления психолого-педагогической коррекции нарушений развития у обучающихся с нарушением интеллекта»

Направления психолого-педагогической коррекции нарушений развития умственно отсталых обучающихся в условиях обновления материально-технической базы в рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование».

С апреля 2019 года Чкаловская школа - интернат на основании приказа министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской области №316-01-63-852 от 05.04.2019 года являлась участником мероприятия по поддержке образования для детей с ОВЗ федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» в 2019 году и была инновационной площадкой по реализации данного федерального проекта.

Цель реализации мероприятия - создание современных условий для обучения и воспитания путем обновления инфраструктуры отдельных образовательных организаций, которое влечет за собой изменение содержания и повышение качества образовательного процесса.

Одной из задач реализации мероприятия было:

1. обновление оборудования/оснащение:

 психолого-педагогического сопровождения и коррекционной работы с обучающимися с ОВЗ, обучающихся с инвалидностью (оборудование для кабинетов педагога-психолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда, диагностические комплекты, коррекционно-развивающие и дидактические средства обучения).

В рамках подготовки к реализации федерального проекта и участия в нем, выделены средства на текущий ремонт кабинета психолога и сенсорной комнаты.

В октябре 2019 психолог принял участие в обучающем семинаре «Организация психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и инвалидов», организованном Министерством просвещения РФ на базе ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей.

В ноябре и декабре 2019 года проведена работа по приему учебного оборудования, необходимого для обеспечения образовательного процесса в новых условиях.

Таким образом, кабинет психолога, сенсорная комната и реабилитационный кабинет в школе были укомплектованы современным оборудованием, позволяющим повысить эффективность корреционно-развивающей работы и психолого-педагогического сопровождения обучающихся с умственной отсталостью.

Напоминаю, что умственная отсталость диагностируется у тех детей, у которых в результате орга­нических поражений головного мозга наблюдается стойкое нарушение нор­мального развития познавательных психических процессов (активного восприятия, произвольной памяти, словесно-логического мышления, речи и др.), так же для данных детей характерно наличие патологических черт в эмоциональной сфере: повышенной возбудимости или, наобо­рот, инертности; трудностей формирования интересов и социаль­ной мотивации деятельности, наблюдаются нарушения в физическом развитии: нарушение общей, мелкой и артикуляционной моторики, трудности формирования двигательных автоматизмов.

Разнообразие нарушений развития требует системного подхода к их коррекции.

Психолого-педагогическая коррекция нарушений развития умственно отсталых обучающихся осуществляется не только в рамках образовательного процесса, но и во внеурочной деятельности, а именно на специально организованных коррекционно-развивающих занятиях специалистов и в рамках психологического и социально-педагогического сопровождения.

Основными направлениями работы психолога являются:

- диагностическая работа с целью составления социально-психологического портрета обучающихся, определения путей и форм оказания помощи обучающимся испытывающим трудности в обучении, общении, психическом самочувствии, выбор средств коррекции в соответствии с особенностями развития ребенка.

Кабинет психолога теперь оснащен компьютерным оборудованием с выходом в интернет, что позволяет подбирать и использовать методики в режиме онлайн, а также поставлен комплект диагностических методик студии «Виэль»(демонстрация).

- коррекционно-развивающая работа, направленная на коррекцию познавательной, эмоционально-волевой сферы, коррекцию особенностей психомоторной и сенсорной сферы и развитие навыков эффективной коммуникации.

В реализации коррекционных программ ведущее место занимают новые информационные технологии. Опыт применения компьютера при обучении школьников с нарушениями в развитии, показывает, что обучение с помощью компьютера обладает рядом преимуществ (Белавина И.Г.). Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности с ним. Компьютер несёт в себе образный тип информации, понятный детям, которые пока в совершенстве не владеют техникой чтения и письма. Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка.

Интерактивный комплекс, которым оборудован кабинет психолога и сенсорная комната – универсальный инструмент, позволяющий сделать занятие с детьми более интересным, наглядным и увлекательным. Интерактивная доска позволяет писать и рисовать на ней электронными чернилами и сохранять все сделанные записи. Особенность интерактивной доски - тактильное управление, которое помогает реализовывать различные стили обучения, в том числе и работу с детьми различных физиологических особенностей («левша», «правша»), и с детьми ограниченных возможностей. Доска реагирует на прикосновение пальца (или любого другого предмета) как нажатие компьютерной мыши.

Большая площадь поверхности ИД превращает совместную деятельность с детьми в динамичную и увлекательную игру. На занятиях ребята становятся интерактивными участниками процесса «живого» обучения: используют крупные яркие изображения, передвигают буквы и цифры, двигают геометрические фигуры и различные объекты просто пальцами. Умственно отсталые обучающиеся, лучше воспринимающие информацию визуально и кинестетически, понимают и усваивают предложенный материал гораздо эффективнее, чем только опираясь на зрительное восприятие картинок и хорошо знакомый метод повторения. Хорошо использовать как при объяснении нового материала, так и для закрепления. Интерактивные игры сайта «Мерсибо» могут использоваться для коррекции познавательной сферы, а также создать наглядные пособия для занятий (демонстрация). Для коррекции восприятия, основы развития мышления у детей с нарушением интеллекта, поступил набор дидактических материалов для развития и коррекции восприятия (форма, цвет, свойства предметов, тактильное домино, сенсорные пластины, сенсорный ящик, предметный мир в картинках).

Развитие с помощью компьютерных программ зрительно-моторной координации и умения распределять внимание является одним из факторов, повышающих эффективность использования средств обучения в коррекционной работе. Тренажер зрительной координации и внимания по движению глаз «Колибри».Формирование и совершенствование навыков управления системой зрительного слежения очень важно для развития различных функций мозга в детском возрасте. Эффективным методом тренировки и развития зрительной координации, внимания и зрительной памяти является тренинг по движению глаз. Во время тренировки происходит регистрация положения взгляда и, с помощью программного обеспечения, соотнесение этого положения с происходящим на экране. Эта возможность обеспечивается применением технологии айтрекинга, позволяющей регистрировать все точки фиксации и перемещения взгляда человека при выполнении задания на экране монитора. Программное обеспечение тренажера имеет широкие мультимедийные возможности для реализации методик развития и тренировки точности, длительности концентрации и эффективности сосредоточения, а также координации при перемещении взгляда.

В работе с детьми тренажер рекомендуется использовать, как элемент развивающей работы с детьми старшего дошкольного и школьного возраста с проблемами обучения. Приемы: игра в школу, подготовка к чтению, развитие зрительных навыков, развитие зрительной координации,развитие зрительного внимания, развитие коммуникативных навыков.

Коррекция эмоциональных нарушений проводилась с помощью метода арттерапии (рисование, лепка, прослушивание музыки, сказок), теперь кабинеты дополнены оборудованием, позволяющим проводить песочную терапию (диагностический коррекционно-развивающий комплекс от студии «Виэль», световой стол для рисования песком), драматерапию (пальчиковый театр, набор методических материалов «Сказка»).

Недостатки сенсорного и психомоторного развития детей корректируются с помощью метода сенсорной интеграции. Теория и практика этого метода ведут начало с 90-х гг XX века. Терапия с помощью сенсорной интеграции основывается на предположении, что ребенок либо чересчур возбужден, либо недостаточно возбужден окружающей обстановкой. Таким образом, цель сенсорной интеграции - совершенствовать способность мозга обрабатывать сенсорную информацию, так, что ребенок начинает лучше коммуницировать в повседневной жизни. Данный метод применяется для активации подкорковых структур головного мозга. Ребенок с нарушением сенсорной интеграции с трудом ориентируется в пространстве, сверх чувствителен к обычным вещам, страдает нарушением внимания, становится тревожным (именно такой симптом мы наблюдаем при аутистическом расстройстве). Примеры упражнений для сенсорной интеграции ребенка: раскачивание в гамаке, ползание в туннелях, игра с различными наполнителями, действия под музыку. В реабилитационном кабинете оборудован сенсорно-динамический зал с набором специальных инструментов. «Дом Совы» – одна из новейших российских разработок в области абилитации и реабилитации особенных детей, представляет собой комплекс тренажеров, который используется для реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. Занятия в «Доме Совы» рекомендованы при проблемах двигательной системы, ДЦП легкой формы, аутистических расстройствах, задержках развития. На сегодняшний день аналогов сенсорно-динамического зала нет. Он создан на основании теории построения движений советского психофизиолога и физиолога Н. А. Бернштейна. «Дом Совы» сертифицирован и рекомендуется для использования в образовательных и реабилитационных учреждениях. При проблемах двигательной системы, моторной неуклюжести, гиперактивности, расстройствах аутистического спектра. Все снаряды зала выполнены из прочных современных материалов и рассчитаны на длительное использование. Очень важно то, что ребенок активен во время таких занятий, так как сенсомоторная интеграция формируется только во время намеренных движений. Взрослый не навязывает свои правила, а строит диалог с ребенком вокруг тех игр, которые выбрал сам ребенок. Такое частичное взаимодействие со взрослым, предполагающее чередование спонтанных движений и движений, выполняемых по заданию взрослого, очень важно для развития эмоций, мышления, речи и связей мозга с телом. Также для снижения агрессии, помочь расслабиться, снять гипертонус мышц, усидеть на месте помогут детям утяжеленные пледы и шарф. Приобретены игрушки и тренажеры для мозжечковой стимуляции, эффективных упражнений по развитию равновесия, зрительно-моторной координации: мячи-скакуны, балансировочные доски, пендалин, утяжеленные мешочки. Такие упражнения помогут улучшить: внимание и память, устную и письменную речь, способности к математике, умение анализировать информацию, эмоционально-волевую сферу, логику и навыки планирования.

Для комплексной работы над развитием речи и двигательных функций приобретен аппаратно-программный комплекс биологической обратной связи (далее - БОС) «Стабиломер».

Стабилотренажер А-150 представляет собой напольную платформу, подключаемую к персональному компьютеру, которая измеряет вес тела человека, и с помощью специализированного программного обеспечения, рассчитывает координаты его центра давления на платформу, для формирования канала биологической обратной связи. Для тренировок лиц с весом от 20 до 150 кг

Использование тренингов данного типа способствует развитию навыков эффективного контроля центра тяжести, повышению чувствительности стопы, общему развитию функции равновесия, координированности и физической ловкости.

Совершенствовать направление коррекции сенсорной сферы поможет организация работы в сенсорной комнате. Создает атмосферу психологической разгрузки воздушно-пузырьковая колонна с подсветкой, сухой бассейн, мягий ковер «Крокодил», мягкое модульное кресло.

Набор современных компьютерных программ и оборудования позволит наиболее эффективно проводить психолого-педагогическую коррекцию когнитивной сферы ребенка с нарушением интеллекта, способствовать развитию двигательной сферы, восстановить психо-эмоциональный дисбаланс, повысят мотивацию к учению, повысит уровень коммуникативного развития.

Участие МКОУ "Чкаловская школа - интернат" в федеральном проекте «Современная школа» национального проекта «Образование» позволит создать комфортную, развивающую образовательную среду, обеспечивающую качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей (законных представителей), гарантирующую охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!