СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Народ российский семьею крепок ( семейные традиции разных народов)

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа посвящена семейным традиуциям многонациального  российского государства.

Просмотр содержимого документа
«Народ российский семьею крепок ( семейные традиции разных народов)»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 11» г. Алексина









«Народ российский семьею крепок…»





Аксёнов Дмитрий, 8«а» класс

г. Алексин

Рыжикова Светлана Павловна,

учитель русского языка и литературы











2019 год



Содержание:

1. Введение. Обоснование актуальности

2. Основная часть

2.1. Православная семья

2.1.1.Традиции в православной семье

2.1. 2. Свадебные обряды и костюмы

2.1.3. Крещение детей

2.1.4. Христианский быт семьи и методы воспитания детей

2.2. Мусульманская семья

2.2.1. Традиции в мусульманской семье

2.2.2. Методы воспитания детей

2.2.3. Свадебные обряды и костюмы у мусульман

2.2.4. Традиционные семейные отношения

2.3. Буддистская семья

2.3.1. Традиции в буддистской семье

2.3.2. Методы воспитания детей

2.3.3. Свадебные обряды и костюмы

3. Заключение

-2-



1. Введение

Наша страна - это не только огромная территория с лесами, полями, реками и городами. Это, прежде всего люди, которые в ней живут. Российская Федерация — многонациональное государство, отличающееся большим этнокультурным многообразием. Мы, издавна, славимся дружбой разных народов. А их очень много, более 190 народностей и у всех одна Родина - Россия. Например, в классе, где я учусь, в обычной общеобразовательной школы города Алексина обучается 18 учащихся русскоязычного происхождения (8%), 2 украинца (8%), 1 армянин (4%), 1 татарин (4%), 1 бурятка (4%). Из разговоров с ребятами я знаю, что в семьях как русских, так и других национальностей есть свои традиции.

Есть они и в нашей семье, состоящей из папы, мамы, брата и меня. Празднование дней рождений и семейных торжеств. Предвкушение праздника, хорошее настроение, радость общения с семьей. Начиная с обсуждения подарков и праздничного стола до украшения квартиры и самого праздника ( Новый Год, Рождество, Масленица, Пасха и т.д.). Особо отмечаем дни памяти умерших родных и близких.

Воскресный семейный завтрак. Совместные семейные ужины. Ритуалы приветствия и прощания. Пожелания спокойной ночи и сладких снов, поцелуи, объятия, встреча при возвращении домой. Совместные настольные игры. Любим вместе с мамой собирать пазлы, оформлять их в виде картин и развешивать их на стенах. Уборка в доме, раскладывание вещей по местам и помощь маме по хозяйству. Совместный просмотр интересных фильмов и передач, исполнение русских народных песен под аккомпанемент на баяне старшего брата, Александра.

Также мы любим выезжать на природу: рыбалка, шашлыки и «тихая» охота (сбор грибов и ягод). Обожаем ездить в деревню в гости к знакомым. Ходить в баню. В нашей семье нет конфликтов, старшие заботятся о младших, дети же в свою очередь прислушиваются к мнению старших, уважают его.

Побеседовав со своими одноклассниками, я пришел к выводу, что в семьях не всех моих сверстников царят взаимопонимание и согласие. Так 38% учащихся не общаются по душам с родителями, не разговаривают о своих проблемах; 36% опрошенных ответили, что им дома скучно; 16% ребят не участвует в совместных с родителями прогулках, походах, экскурсиях, 10% учащихся выходные дни проводят без участия взрослых членов их семьи. Так отсутствие семейных традиций разъединяет людей, обедняет семейный быт.

В связи с этим я решил исследовать семейные традиции разных народов, особенно интересными мне показались те, которые исповедуют православие, ислам и буддизм и тесно связаны с национальными особенностями моих одноклассников.

Актуальность моей работы тесно связана с ее целью : не только рассказать о семейных традициях, но и показать их значимость в создании здоровой семейной атмосферы.

Задачи исследований: собрать фактических материал о семейных традициях разных народов . проповедующих православие, ислам и буддизм; ориентировать взрослых и детей на создание и поддержку семейных традиций.

Новизна работы состоит в обращении к семейным традициям народов разных национальностей в соответствии с национальными особенностями моих одноклассников.

В своем исследовании мною были использованы следующие методы: наблюдение, анкетирование, беседа, работа с научной литературой, интернет-источниками, сравнительный анализ, синтез информации.

Традиция – это вековая связь, своеобразный мост между прошлым и настоящим. Некоторые традиции уходят корнями в далекое прошлое, с течением времени они видоизменились и потеряли свой смысл, но соблюдаются и в настоящее время, передаются от бабушек и дедушек своим внукам и правнукам, как память о предках. Традиции бывают календарные, связанные с полевыми работами; семейные, религиозные и языческие.

Геродот считал: "Если бы предоставить всем народам на свете выбирать самые лучшие из всех обычаи и нравы, то каждый народ, внимательно рассмотрев их, выбрал бы свои собственные. Так, каждый народ убеждён, что его собственные обычаи и образ жизни некоторым образом наилучшие."

Эта замечательная фраза, высказанная 25 веков назад, и сейчас поражает своей глубиной и точностью. Эта мысль о равноценности обычаев разных народов, о необходимости их уважать.

2. Основная часть.

2.1. Православная семья

2.1. 1. Традиции в православной семье

С обращением к православию, в семью входят такие традиционные для русской культуры формы духовной жизни и быта как: посещение храма; домашняя молитва; соблюдение поста; паломнические поездки; праздники богослужебного круга и именины; а, кроме того, освящение жизненного цикла семьи в таинствах венчания, крещения детей, отпевания и регулярного поминания усопших. Счастливая семья всегда отличалась богатством накопленных знаний, нравов, обычаев предков. Детей с малого возраста учат

-4-

почитать старших, хранить и уважать фамильные реликвии, рассказывают о важности семейных праздников. Благодаря этому происходит осознание связи с предками.

В нашей стране распространена передача семейных реликвий из поколения в поколение. За этими вещами тщательно ухаживают, защищают от повреждений, чтобы потом передать их своему сыну или дочери. Совместное времяпрепровождение (обеды и ужины, чаепития, чтение книг и др.), по мнению психологов, играет важную роль в создании гармоничных семейных отношений. Нельзя забывать про важность общения детей с бабушками и дедушками, ведь именно они являются тем звеном, которое позволяет молодым прикоснуться к истории семьи, это те люди, которые всегда выслушают, поймут, посочувствуют, ведь они не ограничены во времени. Опыт и мудрость старшего поколения позволяет избежать многих ошибок, нужно лишь уметь прислушиваться к сказанному ими.

Но есть и смешанные семейные традиции: дни рождения, сватовство и свадебные торжества, юбилеи. А также, закон гостеприимства, уважения к старшим, дружба между соседями. Интересная традиция праздновать годовщину супружества ( через один год после заключения брака отмечается ситцевая свадьба, через 10 лет – розовая, через 25 лет – серебряная, а через 50 лет – золотая).

2.1. 2. Свадебные обряды и костюмы

Проведение старинных обрядов и ритуалов гарантировало в будущем успешную и счастливую жизнь, здоровье потомков и общее благополучие семьи.

Обычно свадебные торжества проводились либо осенью, после уборки урожая, либо зимой после праздника Крещенья (19 января). Затем очень

-5-

удачным временем для свадьбы стала считаться первая неделя после Пасхи, так называемая «Красная горка». Самой свадьбе предшествовал обряд сватовства, когда к семье невесты приезжали родители жениха вместе к его крестными, если родители соглашались отдать дочь замуж, далее проводились смотрины (знакомство будущих молодоженов), потом шел обряд сговора и рукобитья (родители решали вопросы приданного и дате проведения свадебных гуляний). У русской свадьбы с течением времени сформировались временные рамки, которые и определяли основные и наиболее благоприятные дни для заключения брака. Никогда не игрались свадьбы во время постов (за редчайшими исключениями). Избегали назначать свадьбы и в постные дни недели (среда, пятница), исключалась из свадебных и масленичная неделя. Существовала даже поговорка: « На масленицу жениться – с бедой породниться…» Старались избегать также месяца мая, чтобы всю жизнь не маяться.

Свадебное платье. Белое платье на невесте символизирует чистоту, невинность. Но белый цвет еще и цвет траура, цвет прошлого, цвет памяти и забвения. Другим «траурно – белым» цветом был красный. «Не шей мне, матушка, красный сарафан…» – пела дочь, которая не хотела уходить из родного дома к чужим людям. Поэтому историки склонны считать, что белое или красное платье невесты – это «скорбное» платье девушки, «умершей» для своего прежнего рода. На протяжении свадьбы невеста несколько раз меняла свой наряд. Она была в разных платьях на девичнике, венчании, после повивания в доме жениха и на второй день свадьбы.

Головной убор невесты в крестьянской среде представлял собой венок из разных цветов с лентами. Делали его девушки перед свадьбой, принося

-6-

свои ленты. Иногда венки покупали или даже передавали с одной свадьбы на другую. Во избежание порчи, невеста ехала к венцу накрытая большим платком или покрывалом так, чтобы лица не было видно. Сверху на платок часто надевали крестик, он спускался с головы на спину.

Невесту никому нельзя было видеть, а нарушение запрета, считалось, вело к всевозможным несчастьям и даже к безвременной смерти. По этой причине невеста надевала фату, а молодые брали друг друга за руку исключительно через платок, а также не ели и не пили на всем протяжении свадьбы.

С языческих времен сохранился обычай прощаться с косой, выходя замуж, и заплетать молодой жене две косы вместо одной, притом укладывая пряди одну под другую, а не поверх. В любом случая замужняя женщина должна была прикрывать свои волосы головным убором или платком (чтобы сила, заключенная в них, не повредила новому роду).

Кольцо. При обряде обручения жених с родственниками приезжали в дом невесты, все делали друг другу подарки, а жених с невестой обменивались обручальными кольцами. Все действие сопровождалось песнями. Обручальное кольцо должно быть гладким, без насечек, чтобы семейная жизнь была гладкой.

С течением времени русская свадьба трансформировалась. Прежде всего, она была переориентирована на городскую среду, в силу чего изменилась одежда жениха и невесты, вместо традиционного каравая появился свадебный торт, практически «выветрилась» свадебная поэзия, были утрачены многие детали свадебных обрядов. Но все же до наших дней сохранилась целостная последовательность свадебного обряда.

-7-



2.1.3. Крещение детей

Обряд крещения на Руси тоже был интересен и уникален, ребенок должен был креститься сразу после рождения, для этого выбирались крестные родители, которые всю жизнь будут в ответе за жизнь и благополучие крестника. В годик малыша садили на изнанку овечьего тулупа и стригли его, выстригая на темечке крест, с таким смыслом, что нечистые силы не смогут проникнуть к нему голову, и не будут иметь над ним власти. Каждый Сочельник (6 января) немного подросший крестник должен приносить крестным родителям кутью (кашу из пшеницы с медом и маком), а те в свою очередь должны одарить его сладостями.

2.1.4. Христианский быт семьи и методы воспитания детей

Каждая семья и каждый человек в силу своего характера, условий работы, места жительства создает свой бытовой уклад, свой неписаный семейный и личный устав. Ритмичность жизни – необходимое условие для нормального физического и духовного развития семьи и ее членов. В ее ритмах должны проявляться в единстве физические, душевные и духовные потребности и свойства человека.

Ритмы семейной жизни включают в себя молитву и принятие пищи, трудовые будни и праздники, выполнение служебных и учебных обязанностей и ведение домашнего хозяйства. Ритмы помогают создавать ощущение домашнего уюта и позволяют использовать время с максимальной пользой. Ритмы дисциплинируют и тело, и душу, и дух человека. Дети приучаются к ритму жизни и к дисциплине, прежде всего, регулярностью молитвы и еды. Беспорядочная еда, отрицательно действует не столько на телесное здоровье ребенка, сколько на его ум и душу: он не научается управлять собою, владеть своими желаниями, длительно сосредотачиваться на каком-либо деле, хотя бы этим делом была игра, – а детские игры требуют

-8-

к себе уважительного отношения со стороны взрослых. Домашняя церковь строиться на любви мужа и жены к Богу и друг к другу. Дети должны видеть уважительное отношение родителей между собой. Взаимное уважение жены и мужа порождает уважение детей к матери и отцу. Резкость, деспотичность одного супруга в отношении другого недопустима в христианских семьях.

Труд жены, домашний и профессиональный, должен пользоваться уважением мужа и детей, а сама она – быть авторитетом как хозяйка дома, жена-мать, наставница детей. Ритм дома, теплота домашнего очага создается прежде всего женою и матерью. С уст мужа не должно слетать в ее адрес ни одного грубого слова, равно как и жена не должна устраивать истерики и сцены мужу, а он – давать для них повод. У родителей должно быть единство взглядов на воспитание детей. Недопустимо, когда один разрешает, а другой запрещает, один наказывает, а другой вслух возмущается и жалеет. Никаких замечаний другому супругу в момент наказывания детей, даже несправедливого, при детях делать нельзя, – потом, будучи вдвоем, можно и следует обсудить проступок ребенка и соразмерность и форму его наказания. А раздражает детей необоснованное и несправедливое наказание, непонимание их желаний и стремлений, оскорбление их личности. В наказании должен быть просвет милости и любви, надежды на прощение. Наказание снимает только наказавший; это – общий закон жизни. Родители должны взаимно поддерживать в детях авторитет друг друга. Весьма важен, особенно для мальчиков, авторитет в семье отца. Приход родителей с работы нужно делать радостным событием в повседневной жизни детей и сопровождать поцелуями, даваемыми с любовью.

Стержнем христианской жизни является молитва. Она должна войти в быт, ибо молитва – это общение человека с Богом. Семья, как домашняя церковь, должна иметь совместную молитву. Семейная молитва вырастает из

-9-

совместных молитв отца и матери и обучения молитвам детей. В семье должны отмечаться православные праздники и семейные памятные дни. Участие в первых крепит связь с Церковью, создает ритм и настрой внутренней жизни, вторые укрепляют семейные отношения и дружеские связи. Для детей это прежде всего внешняя радость, которую им необходимо доставлять. Праздник должен чувствоваться во всем: в обстановке и чистоте дома, в праздничном обеде или ужине, в одежде, в содержании молитв, а прежде всего и самое главное – в посещении Церкви. Должно быть сознание и чувство, что празднуется церковный праздник и радость исходит от него, а не так, что церковный праздник используется как повод для вкусного стола или, того хуже, винных возлияний.

И еще в семье необходимо соблюдать пост. Важен не пост сам по себе как неядение чего-либо или лишение каких-либо удовольствий. Пост – это укрепление воли, которой очень многим не хватает и которую надо воспитывать в детях. Но его надо очень осторожно вводить для детей, – он не должен вызывать у них протеста или уныния. Для каждого члена семьи в меру его возраста, здоровья, физических нагрузок и духовного состояния должна быть своя мера поста. Самое важное – чтобы к посту было сознательное, волевое отношение.

Важной традицией православной семьи является многодетность. В многодетной семье старшие дети учатся возиться с малышами – играть, кормить, укладывать спать, таким образом, готовясь к материнству и отцовству. В многодетной семье меньше предрасположенность к избалованности, детям в такой семье приходится привыкать трудиться с самых малых лет. Благодаря этому к 15-16 годам ребенок обладает всеми навыками трудовой деятельности, которые ему могли бы понадобиться в самостоятельной жизни.

-10-

Последнее должно заключаться в воспитании всех тех добродетелей, без которых трудно представить благополучную семью: взаимопонимания, доброжелательности, внимательности, участия, готовности прийти на помощь, а, если нужно, пожертвовать собой.

2.2. Мусульманская семья

2.2.1. Традиции в мусульманской семье

При современном «размывании традиционных семей» ислам играет положительную, сдерживающую роль в сфере сохранения традиционных ценностей, приоритета воспитания над образованием. Основная тема всех религий - дети, воспитание. Вы знаете, о чем говорят мусульмане в предмечетье перед тем, как войти в зал для молений? О детях и внуках, только о них - оценки, характеристики, взаимный обмен мнений по поводу их воспитания. Каждый родитель несет ответственность за воспитание своих детей. Важным условием хорошего воспитания детей в семье считается создание положительной психологической атмосферы, чтобы дети чувствовали, что они желанные в семье, что их любят, им доверяют, ими гордятся. Психологический климат в семье основа духовного и физического здоровья детей, этому вопросу очень серьезное внимание уделяется и в исламе. Родители должны использовать такие приемы воспитания, как совместная игра, общение, похвала, поддержка, пример и другие. Любовь к детям, уважение, высокая оценка и доверие являются мудрыми и успешными приемами воспитания.

В исламе покинуть детей, оставить их без средств существования, обречь их на нужду и гибель большое преступление. Поэтому даже если мужчина разводится с женой, он обязан заботиться о ее материальном благополучие.

-11-

Если же случается, что отец забывает свои родительские обязанности, то это относится к числу тягчайших грехов и влечет за собой суровое наказание. Мать же, давшая жизнь ребенку никогда не оставит его. Дети в исламе всю свою жизнь чувствуют заботу своих родителей, ибо только в семье, в родительском доме они получают сочувствие, поддержку, любовь и теплоту родных сердец.

2.2.2. Методы воспитания детей

Серьезное внимание в исламе отводится вопросам отношения детей к своим родителям. Это отношение основывается на почитании, уважении, признательности к своим родителям. Хорошее отношение к родителям рассматривается как одно из достоинств человека. В Коране отводится высокое место родителям, где сказано, что если один из них или оба состарятся, лишатся сил, то не кричи на них, не груби, а говори им достойные слова и проявляй по отношению к ним смирение и милосердие. В Коране дается наставление мусульманам, что они должны думать о своих родителях, заботиться о них, делать им приятное, радовать их своими делами, материально поддерживать, не перечить, не обижать, не оставлять одних, не ослушиваться.

Воспитательный потенциал ислама огромен. Священный Коран - это настольная книга воспитания. В священном Коране неоднократно говорится о почитании родителей, родственников: К родителям благодеяния, и к родичам, и к сиротам, и к беднякам (Сура Корова, аят 77). Приведу ряд хадисов, подтверждающих это: Рай находится под ногами ваших матерей. Если одновременно позовут тебя отец и мать, то прежде подойди к матери. Слушайте слово старших. Уважайте женщин, они ваши матери, жены и сестры. Навещайте своих родичей. В Коране наибольшей силы исполнены заповеди милосердия. Непреложный закон справедливости, нравственный

-12-

долг мусульман: поступай с другими так, как хочешь, чтобы и с тобой поступали. Благородные чувства, любовь, верность своему родительскому очагу, родителям украшают нашу жизнь, делают нас счастливыми и уверенными. Поэтому очень важно воспитать в детях эти качества, используя различные формы воспитательной работы (этические беседы, дни Семьи, родительские посиделки, совместные вечера, конкурсы, встречи поколений и т.д.).

Мусульманин не ограничивается проявлением доброты по отношению к своим родителям, жене, детям, но точно также относится и к своим родственникам, поддерживая с ними крепкие родственные связи. В Коране проявления доброты, уважения к родственникам на шкале семейных отношений ставится на второе место после родителей. Это соответствует природе человека, который склонен проявлять доброту, заботу, уважение по отношению к близким.

2.2.3. Свадебные обряды и костюмы у мусульман

Мусульманская свадьба, так же как и христианская, начинается со сватовства. Ритуал включает в себя благословение родителями молодых и назначение даты свадьбы. Все организационные вопросы и финансовые затраты несет сторона жениха. По мусульманским законам жених и невеста не должны встречаться до свадьбы. В наше время разрешается, чтобы будущие супруги увидели друг друга накануне свадьбы один раз и в присутствии близких людей или знакомых. Естественно, запрещены любые физические контакты, даже рукопожатие. При этом девушка должна быть одета в закрытый наряд, позволяющий

-13-

лицезреть жениху только ее лицо и кисти рук. По мнению мусульман, этого вполне достаточно, чтобы жених и его родственники смогли оценить красоту избранницы, а также ее здоровье, необходимое для продолжения рода. В большинстве мусульманских стран бытует довольно интересная традиция, предшествующая бракосочетанию. Она имеет очень поэтичное название – «Ночь хны». Эта традиция подразумевает церемонию проводов невесты и жениха. Во многом она напоминает принятый у христиан предсвадебный девичник. Такое же веселье проводится и в доме жениха, где собираются друзья и родственники мужского пола. Они поздравляют новобрачного как будущего главу семьи и дают ему свои рекомендации. Веселье в обоих домах продолжается до рассвета следующего дня.

Традиционно перед мусульманской свадьбой проводится обряд никах, церемония которого аналогична христианскому венчанию. Приглашается мусульманский священник – мулла, который выбирается из среды верующих как самый мудрый и знающий все законы Корана. Молодые в сопровождении свидетелей и родителей отправляются в мечеть. Во время всего обряда жених должен вручить невесте подарок - махр, его размер иногда указывается в свидетельстве о браке, выдаваемом духовным лицом в мечети (на фото вы видите сам обряд никах, где мулла зачитывает свидетельство молодоженам с перечнем подарков жениха). Завершается церемония никах обменом кольцами, как правило, серебряными. После чего молодые для юридического закрепления своего союза отправляются в ЗАГС.

Свадебные платья для мусульманок шьются из дорогих тканей. Как правило, это атлас или шелк. Очень важно, чтобы ткань не была прозрачной. Обязательными условиями для свадебного платья являются длинные рукава, полностью прикрывающие руки, и высокий воротник, скрывающий плечи и грудь. Согласно Корану, который гласит: «Женщина не должна выставлять

-14-

напоказ своих прикрас». Так как белый цвет не считается у мусульман традиционным, свадебные наряды радуют глаз своими яркими цветами, а также изысканной кружевной отделкой. Ткань платья украшается замысловатым орнаментом, вышитым золотистыми нитями. Выбор орнамента не случаен, каждый из них несет свой сакральный смысл. Например, один говорит о плодовитости, а другой о смиренном и благочестивом нраве его обладательницы. Голову невесты покрывают фатой или традиционным мусульманским платком – хиджабом. По строгим правилам Шариата ни родственники, ни гости не должны видеть волос и лица юной красавицы на протяжении всей свадьбы.

2.2.4. Традиционные семейные отношения

МУЖ– глава мусульманской семьи. Муж должен трудиться и делать всё возможное, для того чтобы члены его семьи не испытывали лишений и вели достойный образ жизни. Все расходы по содержанию семьи мусульманин старается взять на себя. Согласно исламским традициям после свадьбы женщина приходит в дом мужа. Ее основная обязанность – ведение домашнего хозяйства и забота о детях и муже.

Отношение между мужем и женой в мусульманской семье строятся на основе взаимной любви, уважения и милосердия. Согласно мусульманским традиция муж и жена должны оказывать друг другу внимание, быть искренними во всех делах, быть преданными друг другу, идти на взаимные уступки.

2.3. Буддистская семья

2.3.1. Традиции в буддистской семье

Следуя по пути служения Будде, человек должен вести монашеский образ жизни. Будда говорил: "Ушедшие от мирской жизни монахи, отсекшие

-15-

желания, отказавшиеся от земной любви, способны познать суть своего сознания". Но когда человек не выбирает путь монаха, то он обязательно должен вступить в брак и создать свою счастливую семью. Важно помнить, семья в буддизме создаётся не только для двоих людей. Согласно представлениям буддизма, муж и жена должны заботиться о родителях, о своих детях и о тех членах семьи, кому необходима их забота и поддержка.

Родители по отношению к своим детям в буддийской семье должны: удерживать их от порока; учить их добродетели; обучать их ремеслу; устраивать для них подходящую пару для создания семьи; вручать им наследство, когда придёт время для этого.

Мужчина в семье, по отношению к своей супруге в буддизме, должен: проявлять вежливость к ней; не относиться к ней с презрением; нельзя изменять жене; нужно наделять жену полномочиями; обеспечивать жену украшениями.

Обязанности женщины по отношению к своему мужу в буддизме: хорошо исполнять обязанности женщины в семье; проявлять гостеприимство к родственникам и друзьям; хранить верность мужу; сберегать то, что муж приносит; исполняя свои обязанности, проявлять трудолюбие и быть искусной.

Обязанности ребёнка по отношению к матери и отцу в буддизме: поддерживать родителей; выполнять их семейные обязанности, какие ему по силам выполнить; сохранять семейные традиции; быть достойным своих предков; раздавать милостыню в память умерших родственников.

Как и любой опыт, семейная жизнь должна изменить буддиста в лучшую сторону. В браке они совершенствуем свою духовность, учатся терпению и мудрости. Супруг выступает в роли наставника на этом пути к духовному

-16-

совершенствованию.

2.3.2. Методы воспитания детей

Учение Будды содержит рекомендации по воспитанию детей в традициях буддизма, но их меньше, чем в других религиях. Потому что в отличие от других ведущих мировых религий, в буддизме очень сильное развитие получили монашеские традиции. Жизнь монаха является главным направлением буддийской культуры. Ведь аскетичная жизнь монаха, по сути, представляет собой повторение жизни самого Будды и воплощает в себе его учение с присущими ему отказами от удовольствий мирской жизни и принятием обета безбрачия.

Согласно учению Будды, дети не никогда не смогут сполна расплатиться со своими родителями за то, что те родили их на свет, за всю любовь, нежность, ласку и заботу, которую они получили от матери и отца. Он даже приводит пример: "Даже если посадить на одно плечо отца, а на другое мать, носить их так сто лет и ухаживать за ними, то и в этом случае дети не смогут отдать долг сполна". Поэтому обязанность детей по отношению к родителям - искренне любить, почитать и уважать своих родителей, даже если их личные качества далеки от совершенства и они плохо исполняют родительские обязанности.

Также дети отдают долг родителям, если рожают и воспитывают своих детей и выполняют все остальные родительские обязанности по отношению к своим детям.

В современных буддийских семьях родители предпочитают воспитывать детей на основе личных примеров и собственного поведения. И такая традиция в семейном воспитании детей присутствует в большинстве религий. В настоящее время родители-буддисты не задаются целью сделать ребёнка

-17-

буддистом. Они предоставляют ему возможность выбора, возможность осознанно вступить на этот путь в зрелом возрасте.

Мать и отец стремятся сформировать в ребёнке такое качество, как любовь ко всему живому и учат его закону кармы, причины и следствия. Т.е. всё, что с нами произойдёт в будущем, будет отражением наших прошлых деяний. В этом случае у ребёнка появляется представление, что любой его поступок вернётся к нему в дальнейшем.

Главным методом самосовершенствования в буддизме является медитация. Практикующие буддизм люди очень уравновешены и спокойны и эти качества они передают своим детям. Уже с первых лет жизни ребёнка его можно обучать осознанно дышать и медитировать.

Буддийское воспитание существенно выделяет детей тем, что такие дети отличаются большим миролюбием. Вплоть до того, что пойманную муху или жука выпустят в форточку. Они очень ответственно подходят ко всем своим поступкам и осознают их.

2.3.3. Свадебные обряды и костюмы

Буддистские свадьбы отличаются тем, что праздник напрямую зависит от даты, которая выбирается для его проведения. Если точнее, то для того, чтобы определить дату свадьбы, делается расчет с учетом дат рождения обоих новобрачных. Именно это является определяющим фактором для выбора дня свадьбы. Помимо этого для свадьбы очень важно и определенное время суток, которое рассчитывается примерно также. Так что свадьба может праздноваться как среди бела дня, так и глубокой ночью. Что касается месяца проведения торжества, то самым излюбленным у буддистов для проведения свадьбы считается август.

-18-

Буддизм является наиболее лояльной религией, которая открыта для любого, чего нельзя сказать об исламе – эта религия позволяет войти в храм только исповедующим эту веру и никакую другую. Буддистские монахи наоборот будут только рады помочь человеку, который исповедуют даже отличную от их веры религию нарядиться в используемую ими одежду.

В буддизме принято, чтобы свадьба обязательно проходила в буддийском храме. Во время торжества монахи бьют в барабаны, а новобрачные под этот бой направляются в храм, где примерно пять монахов в течение нескольких часов читают мантры и зажигают палочки с благовониями. Головы, руки и плечи молодых окутываются специальными гирляндами белого цвета, после чего с помощью этих гирлянд жених и невеста присоединяются к монахам. Так молодые получают благословение по всем буддистским канонам.

Когда мантры прочтены, приходит время накормить монахов всевозможными вкусностями. Чем вкуснее будет пища, тем прочнее и счастливее будет брак молодоженов. Возможно, некоторые сочтут это излишним, но такая традиция существует и очень любима как брачующимися, так и монахами. Когда прием пищи окончен, молодожены садятся один позади другого и принимают молитвенную позу. По окончании церемонии старший монах начинает рисовать маслом на лицах жениха и невесты священные знаки и иероглифы.

Буддисты женятся в невероятных и одновременно простых нарядах, которые называются Бхака. Как правило, они сшиты из шелка. С женихом все просто. Она наряжается в шелка, а талию обвязывает шарфом и сашем. Девушка обязательно украшает себя множеством всевозможных украшений, при изготовлении которых используются как драгоценные, так и

-19-

полудрагоценные камни. Эти украшения надеваются новобрачной на лоб, шею, руку. Кстати на руке должен быть обязательно роскошный браслет из золота.

3. Заключение

Настоящая семья делает человека более сплоченным, душевным, устойчивым к различным социальным неурядицам. Чтобы семья была действительно семьей, а не просто сборищем родственников, необходимы семейные традиции. Это очень важно, когда ребенок с самого раннего детства начинает осознавать: это – его дом, его семья, его маленький мир, не похожий на другие. В такую семью уже выросшего сына или дочку тянет как магнитом, и, где бы ни находилось взрослое чадо, - оно непременно возвращается «под крылышко» мамы и папы, в свой дом. Как видим, семейные традиции – это интересно и здорово. Не надо ими пренебрегать, ведь они сплачивают семью, помогают ей стать единым целым.







Используемые источники:

1.Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В.Виноградова -4-еизд., дополненное.- М.: Азбуковник,1999.-944стр.

2. В. Зацепин, В. Цимбалюк. Мы и наша семья. Москва. Молодая гвардия.1998

2. https://ru.wikipedia.org/wiki/Национальный_состав_России

3. http://www.pravmir.ru/xristianskij-byt/

4. http://www.verav.ru/common/mpublic.php?num=53

4. http://mirvsemye.ru/semya-v-buddizme.php

5. http://www.bestreferat.ru/referat-292398.html






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!