I. Организация начала урока | – Доброе утро, ребята! Пусть оно действительно будет для нас сегодня добрым и разбудит в каждом из нас лучшие чувства – желание слышать, понимать и поддерживать друг друга. Пусть хорошая погода заиграет в душе каждого из нас и согреет своим теплом. – Вдохните глубоко и, когда будете выдыхать, постарайтесь улыбнуться. – Вдохните еще раз и снова улыбнитесь, почувствуйте, как ваша улыбка согревает вас изнутри. – Какие замечательные улыбки я вижу на ваших лицах! А ведь улыбка – знак хорошего настроения, взаимного, доброго расположения друг другу | Психологически и эмоционально настраиваются на урок. Проверяют готовность к уроку: наличие тетради, учебника, пишущих принадлежностей | Владеют навыками психологической и эмоциональной настроенности на работу |
II. Введение в урок | – Перед вами вторая часть учебника «Литературное чтение». Откройте с. 3. Прочитайте по цепочке названия всех рубрик. – Какие из этих рубрик вам больше всего нравятся? Почему? – Теперь найдите содержание учебника. С какими разделами нам предстоит поработать во втором полугодии? Какие вам уже знакомы? – Как, используя содержание, можно найти нужное произведение? – Как называется первый раздел? | Участвуют в беседе, выполняют задания, внимательно слушают | Осознанно и произвольностроят высказывания в устной форме |
III. Работа по теме урока. 1. Знакомство с новым произведением | – Какие загадки и скороговорки о животных вы помните? | Отвечают на вопрос | Знакомятся с произведением; осознанно и произвольно строят высказывания в устной форме; овладевают приемами понимания прочитанного и прослушанного текста, основами смыслового чтения текстов, умениями выделять существенную информацию из текста |
1) Работа с загадками и скороговорками | – Отгадайте загадки. Заворчал живой замок, Лег у двери поперек. Две медали на груди. Лучше в дом не заходи! (Собака.) | Пятачком в земле копаюсь, В грязной луже искупаюсь. (Свинья.) | Живет в норке, грызет корки. Короткие ножки, боится кошки. (Мышь.) Летом в болоте вы ее найдете. Зеленая квакушка. Кто это? (Лягушка.) – Согласны ли вы с автором учебника, что общение с братьями нашими меньшими доставляет большую радость и взрослым, и детям? | Отгадывают загадки. Высказывают свое мнение |
2) Чтение учителем текста песни «Буренушка» | Читает произведение | Слушают |
3) Проверка первичного восприятия произведения | – От чьего имени поется песня? – Как хозяйка обращается к корове? – Как к ней относится? Найдите в тексте | Участвуют в беседе. Выполняют задания | Осуществляют процессы анализа, синтеза |
4) Работа над выразительностью | – А теперь поработайте самостоятельно. Задача: выбрать тон и темп; прочитать, выделяя все знаки препинания, обращения к корове. – Прочитайте песню своему соседу по парте вполголоса, затем поменяйтесь ролями. – Кто, по вашему мнению, справился с поставленной задачей? | Работают самостоятельно. Читают в паре. Оценивают чтение товарища | Строят рассуждения |
5) Конкурс-аукцион | – Проведем мини-аукцион. В этой песне очень много слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Называйте их по очереди. Кто назовет последнее – выигрывает | Выбирают из текста песни необходимые слова, называют их | |
Физкультминутка | Покачайтесь, покружитесь, Потянитесь, распрямитесь, Приседайте, приседайте, Помогайте, помогайте. Встаньте на носок, на пятку, Поскачите-ка вприсядку, Глубоко теперь вздохните, Сядьте тихо, отдохните, Всё в порядок приведите И читать, друзья, начните | Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя | Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя |
6) Самостоятельная работа по стихо-творению В. Жуковского «Птичка» | – Прочитайте самостоятельно второе произведение и оформите обложки. Организует беседу по вопросам учебника | Самостоятельно знакомятся с произведением. Проверяют работу. Участвуют в беседе | Овладевают приемами понимания прочитанного и прослушанного текста |
IV. Итог урока. Рефлексия | – Как называется раздел, с которым мы сегодня познакомились? – Что нового вы узнали? – Что было интересно? – Как оцениваете свою работу на уроке? | Отвечают на вопросы учителя | Умеют проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности |
Домашнее задание | Выучить наизусть стихотворение В. Жуковского «Птичка» | Записывают задание на дом, задают вопросы | Строят инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации |