Народная сказка как средство нравственного воспитания
учеников начальной школы
Срок реализации: 1 год
Возраст детей: 6 – 12 лет
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности является методологической основой реализации Федерального государственного образовательного стандарта. Концепция предполагает взаимодействие образовательного учреждения с семьёй, общественными организациями, религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры, спорта, средствами массовой информации. Целью данного взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания. Ведущая роль в создании нравственного уклада школьной жизни принадлежит педагогическому коллективу в целом, отдельному педагогу в частности.
В семилетнем возрасте дети переступают порог школы и становятся самыми юными учениками. Игровая деятельность, которая была основным видом деятельности в дошкольной периоде, постепенно меняется на учебную. Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали ту тропу, которая определит им жизнь. Никто не говорит им: "Будь равнодушным к людям, ломай деревья, выше всего ставь свое личное". Все дело в важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру – учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу, к сожалению, в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу – все равно будет зло, потому что и его надо сделать человеком. Ведь об этом знали ещё наши предки. «За добро добром платят, а за лихо – лихом» гласит русская народная пословица. И вот здесь учитель начальных классов начинает искать способы, приемы для формирования человека, умеющего радоваться жизни и мужественно переносить трудности, понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Скоро он из сказочной страны детства уйдет в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Фундамент этой взрослой жизни мы должны успеть заложить сегодня.
Цель педагогической работы учителя начальных классов – достижение предметных, метапредметных и личностных образовательных результатов. Одна из задач деятельности направлена на формирования личности: выработка учащимися активной жизненной позиции, сознательного отношения к общественному долгу, единства слова и дела, нетерпимости к отклонениям от норм нравственности.
Воспитание - передача общественно-исторического опыта новым поколениям с целью подготовки их к общественной жизни и производительному труду [1, с.184].
Средство - прием, способ действия для достижения чего-нибудь [4, с.760].
Нравственное воспитание – процесс, направленный на формирование и развитие целостной личности ребенка, и предполагает становление его отношения к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, природе, своим обязанностям и к самому себе. Методами нравственного воспитания являются убеждение, приучение, поощрение и наказание.
Но нравственное воспитание не укладывается в логику целенаправленной деятельности. Нравственность не является обычной целью, ее скорее можно назвать последней, высшей целью, которая делает возможным существование всех остальных целей и находится не столько впереди, сколько в основании самой человеческой деятельности. Деятельность человека выступает и как критерий его нравственного развития.
Возрастные особенности учеников начальной школы не дают в полном объеме контролировать и оценивать свою деятельность. Зато они с огромным удовольствием «входят в роль» доброго, красивого, справедливого, умеющего преодолевать препятствия не только с помощью чудесных помощников, но, прежде всего благодаря личным качествам - уму, силе духа, самоотверженности, изобразительности, смекалке сказочного героя. А одноклассника, который сказал «плохое» слово сравнивают со злым героем. Таким образом, идеальный герой сказок становится первым образцом для подражания. Для детей не важно, кто герой сказки: человек, животное или дерево. Важно другое: как он себя ведет, каков он - красив и добр или уродлив и зол. Они знают, что сказки нереальны, но в то же время допускают, что это могло происходить и в действительности. Так появляется действительность литературных переживаний ребенка: ощущение сказочности в реальной, обыденной жизни и реального в сказочном, волшебном мире.
За 4 года обучения в начальной школе дети знакомятся с огромным количеством сказок разных народов. В них находят отражение некоторые приемы воздействия на личность, определяется содержание нравственного воспитания. На примере татарской сказки «Три дочери» могут быть достигнуты воспитательные результаты, эффект. А достижение эффекта – это уже формирование социальной компетенции и развитие личности.
Фрагмент урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики (модуль «Основы светской этики») на тему: Добро и зло.
Цель урока: формирование у школьников мотивации к осознанному нравственному поведению, осмысление понятия добра, милосердия, ввести понятие сердечности; научить делать добро.
Задачи:
- формирование способности к духовному развитию;
- формирование основ нравственного самосознания личности;
- развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания, уважения матери, милосердия, сострадания.
- побудить стремление совершать добрые дела.
Предметные результаты:
- формирование важнейших нравственных понятий и ценностей: доброта, понимание, милосердие, любовь, уважение.
Метапредметные результаты:
- регулятивные – формировать тему и цели урока, готовность к преодолению трудностей.
- познавательные – умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, построение логической цепи рассуждений, ориентироваться в своей системе знаний, перерабатывать, применять полученную информацию;
- коммуникативные – участвовать в работе группы, договариваться друг с другом, предвидеть последствия коллективных решений.
Личностные результаты:
- развивать умение анализировать собственные поступки и признавать собственные ошибки, обучать анализу жизненных ситуаций, выбору нравственных норм поведения.
Этап урока: анализ прочитанной сказки.
«Жила в давние времена одна женщина. И было у неё три дочери. Много приходилось работать женщине, чтобы одеть, обуть и прокормить дочерей. А дочери росли хорошими. И выросли они одна краше другой. И вышли они все трое замуж, разъехались, и осталась мать одна… Вмиг захлопнулись тазы, и превратилась старшая дочь в черепаху…Средняя дочь мигом в паука превратилась… Так пусть же и люди к тебе добры всегда будут…» [6, с.19].
Подготовленные ученики объясняют смысл слова «уважать».
1 ученик: «УВАЖА́ТЬ, ува́жить кого, ува́дить арх.почитать, чтить, душевно признавать чьи-либо достоинства; ценить высоко».
Учитель: Действительно ли «почитание» и « «уважение» слова-синонимы?
2 ученик: Ислам: «Так вернись к своим родителям и обращайся с ними хорошо».
3 ученик: Христианство: «…воздаяние должного родителям, повиновение, забота».
4 ученик: Буддизм: « поддержка, исполнение своих обязанностей по отношению к ним, сохранение семейного уклада и традиций, поведение, хранить добрую память о родителях после их смерти.»
5 ученик: Иудаизм: «Не злословь на отца своего и мать свою, почитай их, как повелел тебе Господь».
Учитель: Забота, поддержка, помощь, …. Мы погрузимся во внутренний мир героев, попытаемся найти это качество у сестер, дадим оценку их действиям.
Работа по вопросам.
1. Какой эпизод произведения показался вам трагичным? Почему? Прочитайте.
2. Как, по вашему мнению, сложится судьба дочери-черепахи и дочери-паучихи?
3. Какой отрывок из произведения вызвал у вас радость? Почему? Прочитайте
4. Вспомните ситуацию из жизни, когда вы огорчили маму.
Составление таблицы:
| Старшая дочь | Средняя дочь | Младшая дочь | Я |
Красота Трудолюбие Любовь к маме | | | | |
Вопросы по таблице:
Кто из дочерей обладает красотой? Докажите отрывком из текста.
А кто обладает трудолюбием? Докажите.
Какие знаки вы поставили у 3 понятия? Кто является настоящей дочерью? Почему?
Вывод: все дочери красивы. Мама научила их трудиться. Но только младшая дочь искренне любит свою маму, а другие дочери равнодушны к ее беде. Любовь перевешивает все другие качества.
Учитель: Вы заполнили четвертый столбик таблицы, мы его не будем проверять. Вы сами для себя сделайте вывод. Всегда ли вы откликаетесь на просьбы мамы?
После обсуждения сказки, ученики выявляют основную мысль: человек должен быть благодарным, помогать другим в трудных ситуациях и получить наказание по заслугам, что наказание является естественным последствием его отрицательных поступков. А мама – это главный человек в жизни каждого ребёнка. Повзрослев, он обязан уважать и помогать своим родителям. Благодаря этой сказки у ученика вырабатывается способность сопереживать, сострадать и радоваться за маму, без которой человек не человек. Сказка убережет его от черствости, эгоизма, равнодушия. И тогда цель народа, сочинившего сказку, достигнута – в ребенке появилось качество «человечность» – способность волноваться чужими несчастьями, радоваться за радости другого, переживать чужую судьбу как свою.
Включаясь в учебную деятельность, дети учатся действовать целенаправленно и при выполнении учебных заданий, и при определении способов своего поведения. Их действия приобретают осознанный характер. Все чаще при решении различных нравственных проблем учащиеся используют приобретенный опыт. Данная сказка будет напоминать о том, что неблагодарный человек не дарит тепло, внимание и заботу другим, а значит, не получит этого взамен, обрекает себя на беду, на одиночество.
Таким образом, даже одно народное произведение доказывает: педагогическое сокровище народа, как сказка – это наше богатство. При мудром использовании, оно будет постоянно возрастать. В этом бессмертие человеческого ума, таланта. В этом - вечность воспитания, символизирующая вечность движения человечества к своему духовному и нравственному прогрессу. Сказка - это духовное богатство народной культуры, познавая которое, ребенок познает сердцем родной народ.
Список использованной литературы:
1. Воловникова Г.М. Педагогический словарь. – М.: АПН, 1961. – 766 с.
2. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.:Просвещение, 2009. – 24 с.
3. Косачева И.П. Нравственное воспитание младшего школьника в процессе обучения и воспитания. – М.: АРКТИ, 2005. – 62 с.
4. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М.: Российская академия наук, 1999. – 944 с.
5. Примерная основная образовательная программа начального общего образования. М.: Просвещение, 2010. – 202 с.
6. Свиридова В.Ю., Чуракова Н.А. Литературное чтение: Учебник для 2 класса: 2 часть. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2011. – с.19 – 21.