СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Народная сказка как средство нравственного воспитания учеников начальной школы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья направлена на обобщение имеющейся практики  духовно-нравственного образования и воспитания  детей младшего школьного возраста. В работе нашли отражение проблемы нравственного воспитания и воспитания нравственности с помощью народных сказок. Психологические и возрастные особенности детей младшего школьного возраста позволяют им через знакомство с фольклором во всем его многообразии понять и приобщиться к народным, а через них и к общечеловеческим духовным ценностям. Сказки в зависимости от темы и содержания заставляют слушателей задуматься, наводят на размышления, а увлекательность сюжета, образность и забавность делают сказки весьма эффективным педагогическим средством. 

Просмотр содержимого документа
«"Народная сказка как средство нравственного воспитания учеников начальной школы"»

Народная сказка как средство нравственного воспитания

учеников начальной школы


Срок реализации: 1 год

Возраст детей: 6 – 12 лет


Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности является методологической основой реализации Федерального государственного образовательного стандарта. Концепция предполагает взаимодействие образовательного учреждения с семьёй, общественными организациями, религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры, спорта, средствами массовой информации. Целью данного взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания. Ведущая роль в создании нравственного уклада школьной жизни принадлежит педагогическому коллективу в целом, отдельному педагогу в частности.

В семилетнем возрасте дети переступают порог школы и становятся самыми юными учениками. Игровая деятельность, которая была основным видом деятельности в дошкольной периоде, постепенно меняется на учебную. Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали ту тропу, которая определит им жизнь. Никто не говорит им: "Будь равнодушным к людям, ломай деревья, выше всего ставь свое личное". Все дело в важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру – учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу, к сожалению, в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу – все равно будет зло, потому что и его надо сделать человеком. Ведь об этом знали ещё наши предки. «За добро добром платят, а за лихо – лихом» гласит русская народная пословица. И вот здесь учитель начальных классов начинает искать способы, приемы для формирования человека, умеющего радоваться жизни и мужественно переносить трудности, понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Скоро он из сказочной страны детства уйдет в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Фундамент этой взрослой жизни мы должны успеть заложить сегодня.

Цель педагогической работы учителя начальных классов – достижение предметных, метапредметных и личностных образовательных результатов. Одна из задач деятельности направлена на формирования личности: выработка учащимися активной жизненной позиции, сознательного отношения к общественному долгу, единства слова и дела, нетерпимости к отклонениям от норм нравственности.

Воспитание - передача общественно-исторического опыта новым поколениям с целью подготовки их к общественной жизни и производительному труду [1, с.184].

Средство - прием, способ действия для достижения чего-нибудь [4, с.760].

Нравственное воспитание – процесс, направленный на формирование и развитие целостной личности ребенка, и предполагает становление его отношения к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, природе, своим обязанностям и к самому себе. Методами нравственного воспитания являются убеждение, приучение, поощрение и наказание.

Но нравственное воспитание не укладывается в логику целенаправленной деятельности. Нравственность не является обычной целью, ее скорее можно назвать последней, высшей целью, которая делает возможным существование всех остальных целей и находится не столько впереди, сколько в основании самой человеческой деятельности. Деятельность человека выступает и как критерий его нравственного развития.

Возрастные особенности учеников начальной школы не дают в полном объеме контролировать и оценивать свою деятельность. Зато они с огромным удовольствием «входят в роль» доброго, красивого, справедливого, умеющего преодолевать препятствия не только с помощью чудесных помощников, но, прежде всего благодаря личным качествам - уму, силе духа, самоотверженности, изобразительности, смекалке сказочного героя. А одноклассника, который сказал «плохое» слово сравнивают со злым героем. Таким образом, идеальный герой сказок становится первым образцом для подражания. Для детей не важно, кто герой сказки: человек, животное или дерево. Важно другое: как он себя ведет, каков он - красив и добр или уродлив и зол. Они знают, что сказки нереальны, но в то же время допускают, что это могло происходить и в действительности. Так появляется действительность литературных переживаний ребенка: ощущение сказочности в реальной, обыденной жизни и реального в сказочном, волшебном мире.

За 4 года обучения в начальной школе дети знакомятся с огромным количеством сказок разных народов. В них находят отражение некоторые приемы воздействия на личность, определяется содержание нравственного воспитания. На примере татарской сказки «Три дочери» могут быть достигнуты воспитательные результаты, эффект. А достижение эффекта – это уже формирование социальной компетенции и развитие личности.


Фрагмент урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики (модуль «Основы светской этики») на тему: Добро и зло.

Цель урока: формирование у школьников мотивации к осознанному нравственному поведению, осмысление понятия добра, милосердия, ввести понятие сердечности; научить делать добро.

Задачи:

- формирование способности к духовному развитию;

- формирование основ нравственного самосознания личности;

- развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания, уважения матери, милосердия, сострадания.

- побудить стремление совершать добрые дела.

Предметные результаты:

- формирование важнейших нравственных понятий и ценностей: доброта, понимание, милосердие, любовь, уважение.

Метапредметные результаты:

- регулятивные – формировать тему и цели урока, готовность к преодолению трудностей.

- познавательные – умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, построение логической цепи рассуждений, ориентироваться в своей системе знаний, перерабатывать, применять полученную информацию;

- коммуникативные – участвовать в работе группы, договариваться друг с другом, предвидеть последствия коллективных решений.

Личностные результаты:

- развивать умение анализировать собственные поступки и признавать собственные ошибки, обучать анализу жизненных ситуаций, выбору нравственных норм поведения.

Этап урока: анализ прочитанной сказки.

«Жила в давние времена одна женщина. И было у неё три дочери. Много приходилось работать женщине, чтобы одеть, обуть и прокормить дочерей. А дочери росли хорошими. И выросли они одна краше другой. И вышли они все трое замуж, разъехались, и осталась мать одна… Вмиг захлопнулись тазы, и превратилась старшая дочь в черепаху…Средняя дочь мигом в паука превратилась… Так пусть же и люди к тебе добры всегда будут…» [6, с.19].

Подготовленные ученики объясняют смысл слова «уважать».

1 ученик: «УВАЖА́ТЬ, ува́жить кого, ува́дить арх.почитать, чтить, душевно признавать чьи-либо достоинства; ценить высоко».

Учитель: Действительно ли «почитание» и « «уважение» слова-синонимы?

2 ученик: Ислам: «Так вернись к своим родителям и обращайся с ними хорошо».

3 ученик: Христианство: «…воздаяние должного родителям, повиновение, забота».

4 ученик: Буддизм: « поддержка, исполнение своих обязанностей по отношению к ним, сохранение семейного уклада и традиций, поведение, хранить добрую память о родителях после их смерти.»

5 ученик: Иудаизм: «Не злословь на отца своего и мать свою, почитай их, как повелел тебе Господь».

Учитель: Забота, поддержка, помощь, …. Мы погрузимся во внутренний мир героев, попытаемся найти это качество у сестер, дадим оценку их действиям.

Работа по вопросам.

1. Какой эпизод произведения показался вам трагичным? Почему? Прочитайте.

2. Как, по вашему мнению, сложится судьба дочери-черепахи и дочери-паучихи?

3. Какой отрывок из произведения вызвал у вас радость? Почему? Прочитайте

4. Вспомните ситуацию из жизни, когда вы огорчили маму.

Составление таблицы:


Старшая дочь

Средняя дочь

Младшая дочь

Я

  1. Красота

  2. Трудолюбие

  3. Любовь к маме





Вопросы по таблице:

  1. Кто из дочерей обладает красотой? Докажите отрывком из текста.

  2. А кто обладает трудолюбием? Докажите.

  3. Какие знаки вы поставили у 3 понятия? Кто является настоящей дочерью? Почему?

Вывод: все дочери красивы. Мама научила их трудиться. Но только младшая дочь искренне любит свою маму, а другие дочери равнодушны к ее беде. Любовь перевешивает все другие качества.

Учитель: Вы заполнили четвертый столбик таблицы, мы его не будем проверять. Вы сами для себя сделайте вывод. Всегда ли вы откликаетесь на просьбы мамы?


После обсуждения сказки, ученики выявляют основную мысль: человек должен быть благодарным, помогать другим в трудных ситуациях и получить наказание по заслугам, что наказание является естественным последствием его отрицательных поступков. А мама – это главный человек в жизни каждого ребёнка. Повзрослев, он обязан уважать и помогать своим родителям. Благодаря этой сказки у ученика вырабатывается способность сопереживать, сострадать и радоваться за маму, без которой человек не человек. Сказка убережет его от черствости, эгоизма, равнодушия. И тогда цель народа, сочинившего сказку, достигнута – в ребенке появилось качество «человечность» – способность волноваться чужими несчастьями, радоваться за радости другого, переживать чужую судьбу как свою.

Включаясь в учебную деятельность, дети учатся действовать целенаправленно и при выполнении учебных заданий, и при определении способов своего поведения. Их действия приобретают осознанный характер. Все чаще при решении различных нравственных проблем учащиеся используют приобретенный опыт. Данная сказка будет напоминать о том, что неблагодарный человек не дарит тепло, внимание и заботу другим, а значит, не получит этого взамен, обрекает себя на беду, на одиночество.

Таким образом, даже одно народное произведение доказывает: педагогическое сокровище народа, как сказка – это наше богатство. При мудром использовании, оно будет постоянно возрастать. В этом бессмертие человеческого ума, таланта. В этом - вечность воспитания, символизирующая вечность движения человечества к своему духовному и нравственному прогрессу. Сказка - это духовное богатство народной культуры, познавая которое, ребенок познает сердцем родной народ.


Список использованной литературы:

1. Воловникова Г.М. Педагогический словарь. – М.: АПН, 1961. – 766 с.

2. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.:Просвещение, 2009. – 24 с.

3. Косачева И.П. Нравственное воспитание младшего школьника в процессе обучения и воспитания. – М.: АРКТИ, 2005. – 62 с.

4. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М.: Российская академия наук, 1999. – 944 с.

5. Примерная основная образовательная программа начального общего образования. М.: Просвещение, 2010. – 202 с.

6. Свиридова В.Ю., Чуракова Н.А. Литературное чтение: Учебник для 2 класса: 2 часть. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2011. – с.19 – 21.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!