СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Народная тряпичная кукла как средство приобщения к традициям и культуре русского народа

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Народная тряпичная кукла как средство приобщения к традициям и культуре русского народа»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЕГОРЛЫКСКИЙ

ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ



















«Народная тряпичная кукла как средство приобщения к традициям и культуре русского народа»






Подготовил :

педагог дополнительного

образования

Рыбинцева Татьяна Викторовна






Ст. Егорлыкская

Народная тряпичная кукла как средство приобщения к традициям и культуре русского народа.


«Тряпичная кукла - кладезь народной

мудрости, хранительница преданий,

обрядов и традиций своего народа».

М.Е.Салтыков - Щедрин


За последние десятилетия мы утратили народные традиции и вместе с ними большую часть нравственных ценностей. Обращение к народным традициям – один из способов сохранения нравственных ценностей у молодого поколения. В воспитании ребенка как личности народные традиции играют огромную роль. Особенно это актуально для такой многонациональной страны, как Россия. Чтобы сохранить и, прежде всего, передать следующим поколениям культурные, нравственные ценности нашего народа, необходимо возвращать в нашу жизнь многое, в том числе народную тряпичную куклу.

В Российской Федерации разработана Концепция художественного образования, которая опирается на основополагающий государственный документ – «Национальную доктрину образования в Российской Федерации». Как никогда актуален вопрос модернизации Российского образования, где подчеркивается важность сохранения лучших традиций отечественного гуманитарного и художественного образования, использования познавательных и воспитательных возможностей предметов и творческих объединений, формирующих чувство прекрасного, эстетический вкус, нравственность. Большое значение в осуществлении единства эстетического, творческого и трудового воспитания детей, в их духовном развитии имеют занятия декоративно – прикладным искусством, основанные на народном творчестве. Занятия, приобщающие детей к художественному творчеству, выполняют функцию специально направленного процесса духовно-нравственного развития ребенка.

Тряпичная народная кукла играет неоценимую воспитательную роль в процессе которого воспитываются усидчивость, аккуратность, терпение; дети учатся любить свой труд и уважать труд других.

Раньше игрушки, сделанные своими руками, хранили и передавали по наследству. Так как в них сохранялась не только технология их изготовления, а также сама культура и история неотъемлемо связанная с каждой народной куклой в отдельности. Как хочется, чтобы эта славная традиция вернулась!

Сам процесс творения народной тряпичной куклы является педагогическим средством: взрослые, делая игрушку, размышляли вслух по поводу создаваемого образа, поощряли положительные качества, указывая путь к развитию личности. Формировались конкретные, первоначальные представления ребёнка, в которых широко отражались разнообразные человеческие отношения: семейные отношения и идеалы, любовь детей к родителям, заботливые отношения между братьями и сёстрами, мудрость и жизненный опыт старых людей. Через игрушку с раннего возраста происходило формирование нравственных понятий, отношение к людям и вещам. В процессе совместного творчества удовлетворялись и поддерживались потребность в общении, любознательность, побуждалась наблюдательность детей.

Создание кукол - это ручной труд. Он способствует совершенствованию координаций движений, гибкости, точности в выполнении, развитию мышления, внимания, речи. Изготовление кукол способствует развитию личности ребенка, воспитания его характера. Постепенно у детей формируется такие качества, как целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца.

При изготовлении тряпичной куклы – оберега дети учатся планировать и контролировать свою деятельность, а также анализировать и адекватно оценивать ее результаты. Таким образом, формируется целенаправленная деятельность обучающихся.

В процессе изготовления куклы у детей развивается творческое мышление, происходит процесс ознакомления с русской народной культурой, народными традициями, что способствует формированию патриотических чувств, развивается любознательность, эмоциональная отзывчивость, а также совершенствование навыков работы с тканью и нитками, развивается пальцевая моторика, совершенствуются коммуникативные способности детей.

Обучающиеся испытывают чувство удовольствия от ярких жизнерадостных цветов, богатства и разнообразия материала, у них возникает стремление самим научиться создавать прекрасное. И чем разнообразнее содержание, формы, методы и приемы проведения, тем успешнее развивается творческая личность ребенка.

Дети имеют возможность попробовать себя в области прикладного искусства, а это способствует развитию творческого потенциала, творческому самовыражению ребенка.

Виды кукол

По своему назначению куклы делятся на три большие группы: куклы – обереги, игровые и обрядовые. Каких только кукол не придумал народ. Каждая из них имеет собственную историю и определенное значение.

Виды кукол:

- Игровые - предназначались для забавы детям. Они делились на сшивные и свернутые. К игровым свёрнутым куклам относят куклы – закрутки, которые изготавливались очень просто.

- Обереговые - в глубокой древности куколка была человеку защитой от болезней, несчастий, злых духов. Кукла берегла человека, ее так и называли: оберег или берегиня.

- Обрядовые - к любому празднику в семье мастерили куклу, выбрасывать таких кукол считалось делом грешным. Обрядовых кукол почитали и ставили в избе, в красный угол.

По технологии изготовления:

-Закрутки – основой этих кукол является столбик скрученной из белой ткани. Ткань скручивали и закрепляли нитками и узелками. Поэтому в старину говорили не шить куклу, а крутить.

-У кукол не изображали лица, так как считалось, что имея лицо, кукла будет обладать душой. И через глаза, которые являются зеркалом души, в оберег мог проникнуть злой дух.

-В создании кукол преобладали яркие цвета, особенное предпочтение уделялось красному цвету, так как красный цвет на Руси считался мощнейшим защитным магическим цветом.

Виды кукол по технологии изготовления:

Кукол отличает друг от друга не только их назначение, но и то какая технология выбрана для того чтобы ее изготовить. Традиционно выделяют следующие формы способов изготовления:

- Столбушка;

- Крестушка или крестец;

- Кукла на палочке;

- Узловая кукла;

- Пеленашка;

- Закрутка;

- Набивная кукла мешок.

В конструкциях русских тряпичных кукол наиболее часто встречается скрутка или обмотка куском ткани. Технология скручивания в рулон полосок ткани позволяет не только сформировать устойчивую основу куклы, но и имеет более мифическую основу, а именно передает представление людей об устройстве мира, человека и окружающей его природе.

Особенности изготовления тряпичной куклы.

Кукол мастерили не торопясь, в процессе изготовления основы не использовали ножниц и иголок. Часто нитки, которые из ткани формировали основу куклы, особым образом скрещивались в так называемый «обережный крест». Обережный крест на груди выполнялся от талии к шее в направлении с права на лево обводился сзади по шее и замыкался на груди в обратном направлении возвращаясь на талии где нитка закреплялась.

Обматывая куклу нитями следили, чтобы количество витков было четным, а количество затяжек не четным. Если нитки не перекрещивались, их наматывали по часовой стрелке. Во время скручивания и наматывания проговаривали желания, напевали, читали молитвы, в редких случаях, хранили молчание.

Важной особенностью, на которую нужно обращать внимание при изготовлении куклы, является то, что кукол делали безликими. В первом случае это было связанно с тем, что для рисования лица нужен художественный навык и специальные краски или чернила, которые отсутствовали в избе простого крестьянина. Но есть и иная более глубокая и тайная версия глаз. В куклах «Мотанках» лицо также не изображали, но и не оставляли его белым, мастерицы особым образом наматывали на лице куклы радужный крест который был символом солнца и являлся оберегом.

Конечно, в современном мире, мало найдется людей, истинно верящих в помощь кукол. Но, тем не менее, создавая оберег, мы вкладываем в куклу частицу своей души, своего характера, заряжаем его своей энергией. А то, что создано с любовью, не может нести ничего, кроме позитива. Занятия строятся по определенному алгоритму:

1) формулировка цели работы - ознакомление с определённым видом кукол;

2) история возникновения данного вида куклы;

3) соотнесение куклы с обрядом в соответствии со временем года и его особенностями;

4) Определение и показ последовательности работы;

1. Самостоятельная работа детей по изготовлению основы куклы;

2. Оформление куклы: создание костюма, аксессуаров;

3. Анализ работ, итог занятия (выставочная деятельность).

В работе с детьми использую различные формы, способы и методы обучения: занятия, беседы, экскурсии-путешествия в историю народных тряпичных кукол и традиционных праздников, занимаемся изготовлением народных тряпичных кукол и создаем мини-выставки.



Заключение

Использование народной тряпичной куклы на практике оказалось эффективным средством формирования познавательной и творческой активности, способствующим развитию духовности, формированию нравственно-патриотических позиций.

Изготовление кукол доставляет детям радость и увлекает. Тряпичная кукла не требует особых материальных затрат и дает огромные возможности для фантазии и творчества. Такую народную куклу не купишь в магазине. Нигде так не оживает старый лоскуток как в кукле, сделанной своими руками.

Чтобы сохранить и передать следующим поколениям культурные и нравственные ценности, наследие нашего народа, считаю, что нужно возвращать в нашу жизнь и в жизнь наших детей самодельную куклу. Таким образом, занятия с детьми народной тряпичной куклой помогут просто и ненавязчиво рассказать о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, о его истории, научат ребенка слышать, видеть, чувствовать, понимать, созидать и фантазировать.























Литература

1. Берстенева Е. Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими

руками.– Белый город.– 2010.

2. Долгова В. Славянские куклы-обереги своими руками. – Феникс. –2015.

3. Дайн, Г.Л. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология [Текст] / Г.Л Дайн, М.Н. Дайн.- М.: Культура и традиции, 2007.- 120 с.

4. Зимина, З.И. Текстильные обрядовые куклы [Текст] / З.И. Зимина.

5. Котова, И.Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла [Текст] / И.Н. Котова, А.С. Котова.- СПб, Паритет, 2003.- 240 с.

6. Народная кукла: [Электронный ресурс] //vedjena.gallery.ru. –2008.- 30 ноября

7. Русские обрядовые куклы: [Электронный ресурс] //club.osinka.ru. –2008.- 15 ноября

8. Ручная Работа: Электронный ресурс]: ///handmade.idvz.ru .- 2008. - 20 ноября

9.Славянская доктрина :[Электронный ресурс] //mirtesen.ru.- 2008. - 26 ноября


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!