СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Народные образы и поиск счастья в поэме "Кому на Руси жить хорошо?"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщение по поэме: кто же по-настоящему счастлив?

Просмотр содержимого документа
«Народные образы и поиск счастья в поэме "Кому на Руси жить хорошо?"»

Народные образы и поиск счастья Поэма Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» Кречетова Е.А., учитель русского языка и литературы

Народные образы и поиск счастья

Поэма Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Кречетова Е.А., учитель русского языка и литературы

Какими вопросами задается автор вместе с мужиками?

Какими вопросами задается автор вместе с мужиками?

Кому на Руси жить хорошо? Как живётся людям на Руси?

Кому на Руси жить хорошо?

Как живётся людям на Руси?

Почему только Гриша Добросклонов признан Некрасовым настоящим народным заступником и человеком счастливым?
  • Почему только Гриша Добросклонов признан Некрасовым настоящим народным заступником и человеком счастливым?
Охарактеризуйте образ Павлуши Веретенникова. Чем он занимается и как помогает крестьянам? Полезна ли его деятельность для угнетенного народа.
  • Охарактеризуйте образ Павлуши Веретенникова. Чем он занимается и как помогает крестьянам? Полезна ли его деятельность для угнетенного народа.
Достойны ли счастья крестьяне? Павел Веретенников Яким Нагой «Умны крестьяне русские, Одно нехорошо, Нет меры хмелю русскому. А горе наше меряли? Что пьют до одурения, Во рвы, канавы валятся – Работе мера есть?.. Мужик беды не меряет, Обидно поглядеть!» Со всякою справляется…

Достойны ли счастья крестьяне?

Павел Веретенников

Яким Нагой

«Умны крестьяне русские,

Одно нехорошо,

Нет меры хмелю русскому.

А горе наше меряли?

Что пьют до одурения,

Во рвы, канавы валятся –

Работе мера есть?..

Мужик беды не меряет,

Обидно поглядеть!»

Со всякою справляется…

Павлуша Веретенников, занимаясь собиранием фольклора, пытается сохранить богатство русской речи, он помогает купить ботиночки, но он не способен в корне изменить тяжелую крестьянскую жизнь.
  • Павлуша Веретенников, занимаясь собиранием фольклора, пытается сохранить богатство русской речи, он помогает купить ботиночки, но он не способен в корне изменить тяжелую крестьянскую жизнь.
  Источник: http://nekrasov.niv.ru/nekrasov/stihi/komu-na-rusi-zhit-horosho/ch1-pyanaya-noch.htm      Источник: http://nekrasov.niv.ru/nekrasov/stihi/komu-na-rusi-zhit-horosho/ch1-pyanaya-noch.htm    Образ Якима Нагого Пиши: В деревне Босове Яким Нагой живет, Он до смерти работает, До полусмерти пьет!..

Источник: http://nekrasov.niv.ru/nekrasov/stihi/komu-na-rusi-zhit-horosho/ch1-pyanaya-noch.htm

Источник: http://nekrasov.niv.ru/nekrasov/stihi/komu-na-rusi-zhit-horosho/ch1-pyanaya-noch.htm

Образ Якима Нагого

Пиши: В деревне Босове

Яким Нагой живет,

Он до смерти работает,

До полусмерти пьет!.."

Живет - с сохою возится,

А смерть придет Якимушке –

Как ком земли отвалится,

Что на сохе присох...

Образ Якима Нагого Яким понимает, что крестьянство - великая сила; он горд своей принадлежностью к нему. Он знает, в чем сила и слабость “крестьянской души”. Яким опровергает мнение о том, что крестьянин беден оттого, что пьет. Он раскрывает истинную причину такого положения - необходимость работать на “дольщиков”. Судьба Якима типична для крестьян пореформенной Руси: он “живал когда-то в Питере”, но, проиграв тяжбу с купцом, попал в тюрьму, откуда вернулся, “как липочка ободранный” и “за соху взялся”.

Образ Якима Нагого

  • Яким понимает, что крестьянство - великая сила; он горд своей принадлежностью к нему. Он знает, в чем сила и слабость “крестьянской души”.
  • Яким опровергает мнение о том, что крестьянин беден оттого, что пьет. Он раскрывает истинную причину такого положения - необходимость работать на “дольщиков”. Судьба Якима типична для крестьян пореформенной Руси: он “живал когда-то в Питере”, но, проиграв тяжбу с купцом, попал в тюрьму, откуда вернулся, “как липочка ободранный” и “за соху взялся”.
Образ Ермила Гирина Реальный прототип этого персонажа — крестьянин А. Д. Потанин (1797—1853), управлявший по доверенности имением графини Орловой, которое называли Одоевщиной (по фамилии бывших владельцев — князей Одоевских), а крестьяне перекрестили в Адовщину . Потанин прославился необычайной справедливостью.

Образ Ермила Гирина

Реальный прототип этого персонажа — крестьянин А. Д. Потанин (1797—1853), управлявший по доверенности имением графини Орловой, которое называли Одоевщиной (по фамилии бывших владельцев — князей Одоевских), а крестьяне перекрестили в Адовщину . Потанин прославился необычайной справедливостью.

Образ Ермила Гирина Автор наделяет Ермила Гирина неподкупной честностью и природным умом. Крестьяне уважают его за то, что он В семь лет мирской копеечки Под ноготь не зажал, В семь лет не тронул правого, Не попустил виновного, Душой не покривил...

Образ Ермила Гирина

  • Автор наделяет Ермила Гирина неподкупной честностью и природным умом. Крестьяне уважают его за то, что он

В семь лет мирской копеечки

Под ноготь не зажал,

В семь лет не тронул правого,

Не попустил виновного,

Душой не покривил...

Образ Ермила Гирина   Гирин - человек удивительный: он долгое время работал писарем, помогал всем, ничего не требуя взамен: Лет двадцать было малому. Какая воля писарю? Однако для крестьянина И писарь человек. К нему подходишь к первому, А он и посоветует И справку наведёт; Где хватит силы - выручит, Не спросит благодарности, И дашь, так не возьмёт!

Образ Ермила Гирина

Гирин - человек удивительный: он долгое время работал писарем, помогал всем, ничего не требуя взамен:

Лет двадцать было малому.

Какая воля писарю?

Однако для крестьянина

И писарь человек.

К нему подходишь к первому,

А он и посоветует

И справку наведёт;

Где хватит силы - выручит,

Не спросит благодарности,

И дашь, так не возьмёт!

Образ Ермила Гирина Особенно Ермил стал люб народу, когда Взял в аренду мельницу. Когда же мельницу Решили продать, Гирин выиграл торги, но у него не оказалось денег внести задаток. И тогда «чудо сотворилося»: Гирна выручили крестьяне, у которым он обратился за помощью. Крестьянство раскошелилось, Несут Ермилу денежки, Дают, кто чем богат. Через неделю времени Ермил на этой площади Рассчитывал народ.

Образ Ермила Гирина

Особенно Ермил стал люб народу, когда

Взял в аренду мельницу. Когда же мельницу

Решили продать, Гирин выиграл торги,

но у него не оказалось денег внести задаток.

И тогда «чудо сотворилося»: Гирна

выручили крестьяне, у которым он

обратился за помощью.

Крестьянство раскошелилось,

Несут Ермилу денежки,

Дают, кто чем богат.

Через неделю времени

Ермил на этой площади

Рассчитывал народ.

Образ Ермила Гирина   Образ Ермилы Гирина не менее трагичен, но вызывает уважение и восхищение. В столь неимоверно сложных условиях, в которых он вынужден жить, ему удаётся проявлять такие положительные черты своего характера, как благородство, честность, доброту, сострадание.   Он был справедливым, никогда не допускал подлости и обмана.

Образ Ермила Гирина

Образ Ермилы Гирина не менее трагичен, но вызывает уважение и восхищение. В столь неимоверно сложных условиях, в которых он вынужден жить, ему удаётся проявлять такие положительные черты своего характера, как благородство, честность, доброту, сострадание.

Он был справедливым, никогда не допускал подлости и обмана.

Глава «Крестьянка»  После главы «Помещик» странники решили: «Не всё между мужчинами Отыскивать счастливого,  Пощупаем-ка баб!»- Решили наши странники  И стали баб опрашивать … .

Глава «Крестьянка»

После главы «Помещик»

странники решили:

«Не всё между мужчинами

Отыскивать счастливого,

Пощупаем-ка баб!»-

Решили наши странники

И стали баб опрашивать

.

Образ Матрены Тимофеевны  Осанистая женщина,      Широкая и плотная,      Лет тридцати осьми.      Красива; волос с проседью,      Глаза большие, строгие,      Ресницы богатейшие,      Сурова и смугла.      На ней рубаха белая,      Да сарафан коротенький,      Да серп через плечо.

Образ Матрены Тимофеевны

Осанистая женщина,     Широкая и плотная,     Лет тридцати осьми.     Красива; волос с проседью,     Глаза большие, строгие,     Ресницы богатейшие,     Сурова и смугла.     На ней рубаха белая,     Да сарафан коротенький,     Да серп через плечо.

Образ Матрены Тимофеевны Савелий, богатырь святорусский Из всей семейки мужниной Один Савелий, дедушка, Родитель свекра-батюшки, Жалел меня…

Образ Матрены Тимофеевны

Савелий,

богатырь святорусский

Из всей семейки мужниной

Один Савелий, дедушка,

Родитель свекра-батюшки,

Жалел меня…

Образ Матрены Тимофеевны Савелий, богатырь святорусский Терпи, многокручинная! Терпи, многострадальная! Нам правду не найти

Образ Матрены Тимофеевны

Савелий,

богатырь святорусский

Терпи, многокручинная!

Терпи, многострадальная!

Нам правду не найти".

"Да почему же, дедушка?"

"Ты – крепостная женщина!"-

Савельюшка сказал.

Образ Матрены Тимофеевны Бабья притча Матрена рассказывает странникам о своей теперешней жизни, говорит, что среди баб они счастливую не найдут. Ключи от счастья женского, От нашей вольной волюшки Заброшены, потеряны У бога самого!

Образ Матрены Тимофеевны

Бабья притча

Матрена рассказывает

странникам о своей

теперешней жизни, говорит,

что среди баб они

счастливую не найдут.

Ключи от счастья женского,

От нашей вольной волюшки

Заброшены, потеряны

У бога самого!

САВЕЛИЙ, БОГАТЫРЬ СВЯТОРУССКИЙ  С большущей сивой гривою, Чай, двадцать лет не стриженной,  С большущей бородой, Дед на медведя смахивал, Особенно как из лесу, Согнувшись, выходил…  Да распрямиться дедушка Не мог: ему уж стукнуло, По сказкам, сто годов.  Дед жил в особой горнице, Семейки недолюбливал.  В свой угол не пускал;

САВЕЛИЙ, БОГАТЫРЬ СВЯТОРУССКИЙ

С большущей сивой гривою,

Чай, двадцать лет

не стриженной,

С большущей бородой,

Дед на медведя смахивал,

Особенно как из лесу,

Согнувшись, выходил…

Да распрямиться дедушка

Не мог: ему уж стукнуло,

По сказкам, сто годов.

Дед жил в особой горнице,

Семейки недолюбливал.

В свой угол не пускал;

САВЕЛИЙ, БОГАТЫРЬ СВЯТОРУССКИЙ    Жизнь Савелия оказалась очень непростой, судьба не баловала его. В старости Савелий жил в семье своего сына, свекра Матрены Тимофеевны. Примечательно, что дедушка Савелий недолюбливает свою семью. Очевидно, все домочадцы обладают далеко не самыми лучшими качествами, а честный и искренний старик это прекрасно чувствует. В своей родной семье Савелия называют “клейменым, каторжным”. А он сам, ничуть не обижаясь на это, говорит: «Клейменый, да не раб». 

САВЕЛИЙ, БОГАТЫРЬ СВЯТОРУССКИЙ

  Жизнь Савелия оказалась очень непростой, судьба не баловала его. В старости Савелий жил в семье своего сына, свекра Матрены Тимофеевны. Примечательно, что дедушка Савелий недолюбливает свою семью. Очевидно, все домочадцы обладают далеко не самыми лучшими качествами, а честный и искренний старик это прекрасно чувствует. В своей родной семье Савелия называют “клейменым, каторжным”. А он сам, ничуть не обижаясь на это, говорит: «Клейменый, да не раб». 

САВЕЛИЙ, БОГАТЫРЬ СВЯТОРУССКИЙ  “ Эх, доля святорусского       Богатыря сермяжного!        Всю жизнь его дерут.       Раздумается временем        О смерти — муки адские       В тусветной жизни ждут”.

САВЕЛИЙ, БОГАТЫРЬ СВЯТОРУССКИЙ

“ Эх, доля святорусского      Богатыря сермяжного!       Всю жизнь его дерут.      Раздумается временем       О смерти — муки адские      В тусветной жизни ждут”.

САВЕЛИЙ, БОГАТЫРЬ СВЯТОРУССКИЙ  В поэме «Кому на Руси жить хорошо» Савелий воплощает глубоко сокрытую силу русского мужика и его огромный, хотя пока что не реализованный потенциал. Стоит разбудить народ, убедить его на время отказаться от смирения, и тогда он сам завоюет себе счастье, вот о чем говорит Некрасов с помощью образа богатыря Савелия.

САВЕЛИЙ, БОГАТЫРЬ СВЯТОРУССКИЙ

В поэме «Кому на Руси жить хорошо» Савелий воплощает глубоко сокрытую силу русского мужика и его огромный, хотя пока что не реализованный потенциал. Стоит разбудить народ, убедить его на время отказаться от смирения, и тогда он сам завоюет себе счастье, вот о чем говорит Некрасов с помощью образа богатыря Савелия.

Яков верный

Яков верный

Самоубийство Якова – это поступок раба или свободного человека? Крепостное право оставило след в душе каждого крестьянина, и Некрасов показывает противоречивый образ народа, сочетающий худшие и лучшие стороны человеческой души.

Самоубийство Якова – это поступок раба или свободного человека?

  • Крепостное право оставило след в душе каждого крестьянина, и Некрасов показывает противоречивый образ народа, сочетающий худшие и лучшие стороны человеческой души.
Холоп примерный Яков Верный способен к открытому протесту против господ и к самопожертвованию, но его протест носит стихийный характер и является лишь эмоциональным откликом на действия барина. Он также не способен кардинально изменить жизнь крестьян.
  • Холоп примерный Яков Верный способен к открытому протесту против господ и к самопожертвованию, но его протест носит стихийный характер и является лишь эмоциональным откликом на действия барина. Он также не способен кардинально изменить жизнь крестьян.
Охарактеризуйте облик Кудеяра-атамана из легенды «О двух великих грешниках». Какой аллегорический смысл заключен в легенде о Кудеяре? Какой путь борьбы за свободу народа показывает Некрасов на примере Кудеяра? Как этот образ соотносится с образами «праведников» и «грешников» в литературе XIX века?
  • Охарактеризуйте облик Кудеяра-атамана из легенды «О двух великих грешниках». Какой аллегорический смысл заключен в легенде о Кудеяре? Какой путь борьбы за свободу народа показывает Некрасов на примере Кудеяра? Как этот образ соотносится с образами «праведников» и «грешников» в литературе XIX века?
В образе Кудеяра автор показывает человека, решившего пойти по пути праведничества, но этот образ неожиданно наделяется чертами протестанта и мстителя. Такое решение показывает сложное отношение Некрасова к образам праведников, автор оправдывает жестокость Кудеяра его стремлением наказать виновника людских несчастий, что соответствует позициям революционных демократов и народников.
  • В образе Кудеяра автор показывает человека, решившего пойти по пути праведничества, но этот образ неожиданно наделяется чертами протестанта и мстителя. Такое решение показывает сложное отношение Некрасова к образам праведников, автор оправдывает жестокость Кудеяра его стремлением наказать виновника людских несчастий, что соответствует позициям революционных демократов и народников.
Вывод Ни один из перечисленных героев не способен к последовательной и сознательной борьбе за свободу и счастье народа, потому что для успеха этой борьбы необходимо отказаться от всех житейских радостей и удовольствий, принести на алтарь революционной борьбы даже свою жизнь. Такими идеальными чертами наделяет автор образ Гриши Добросклонова.

Вывод

  • Ни один из перечисленных героев не способен к последовательной и сознательной борьбе за свободу и счастье народа, потому что для успеха этой борьбы необходимо отказаться от всех житейских радостей и удовольствий, принести на алтарь революционной борьбы даже свою жизнь. Такими идеальными чертами наделяет автор образ Гриши Добросклонова.
Глава поэмы «Поп» Герой главы поп «Помещик» В чем счастье Оболт-Оболдуев «Счастливые» Покой, почет, богатство мужики «кулак – моя полиция», неограниченная власть, владение собственностью «Крестьянка» «дырявое с заплатами, горбатое с мозолями» Ермил Гирин Савелий Доверие людей, совестливость Матрена Корчагина «Доброе время»… «клейменый, да не раб» Гриша Добросклонов Семья, муж рядом, дети. Но «ключи от счастья женского потеряны у Бога самого» «для счастья убогого и темного родного уголка», пишет песни

Глава поэмы

«Поп»

Герой главы

поп

«Помещик»

В чем счастье

Оболт-Оболдуев

«Счастливые»

Покой, почет, богатство

мужики

«кулак – моя полиция», неограниченная власть, владение собственностью

«Крестьянка»

«дырявое с заплатами, горбатое с мозолями»

Ермил Гирин

Савелий

Доверие людей, совестливость

Матрена Корчагина

«Доброе время»…

«клейменый, да не раб»

Гриша Добросклонов

Семья, муж рядом, дети. Но «ключи от счастья женского потеряны у Бога самого»

«для счастья убогого и темного родного уголка», пишет песни

Составьте рассказ о Грише Добросклонове Обратите       внимание     на: его прошлое; характеристику его родителей; портрет; его материальное  положение; черты характера, таланты, способности.

Составьте рассказ о Грише Добросклонове

  • Обратите       внимание     на:
  • его прошлое;
  • характеристику его родителей;
  • портрет;
  • его материальное  положение;
  • черты характера, таланты, способности.
Портрет Добросклонова   Яркая черта в портрете Гриши - худоба, по причине его крайней бедности: ...у Григория  Лицо худое, бледное  (...) Он и его брат Савва, с которым они живут в большой дружбе и вместе учатся в городе, вместе поют Гришины песни, много читают -  Простые парни, добрые,  Косили, жали, сеяли  И пили водку в праздники  С крестьянством наравне.

Портрет Добросклонова

  • Яркая черта в портрете Гриши - худоба, по причине его крайней бедности:
  • ...у Григория Лицо худое, бледное (...) Он и его брат Савва, с которым они живут в большой дружбе и вместе учатся в городе, вместе поют Гришины песни, много читают -
  • Простые парни, добрые, Косили, жали, сеяли И пили водку в праздники С крестьянством наравне.
 Григорий воспевает радость по поводу отмены крепостного права   Грише не понравилось, что крестьяне с чувством спели

Григорий воспевает радость по поводу отмены крепостного права

  • Грише не понравилось, что крестьяне с чувством спели "Голодную" песню. Именно в этот момент его голос начинает звучать в произведении. Он подходит к мужикам и напоминает им, что время рабское прошло.
  • Прошло время Глеба-старосты, который ради взятки предательски сжег вольную для восьми тысяч крепостных (история "Крестьянский грех"). Прошло время  "холопа примерного, Якова верного ". Это было время "крепи", то есть крепостного права:
«Змея родит змеенышей,  А крепь — грехи помещика,  Грех Якова несчастного,  Грех Глеба родила!  Нет крепи — нет помещика,  До петли доводящего  Усердного раба,  Нет крепи — нет дворового,  Самоубийством мстящего  Злодею своему,  Нет крепи — Глеба нового  Не будет на Руси!»
  • «Змея родит змеенышей, А крепь — грехи помещика, Грех Якова несчастного, Грех Глеба родила! Нет крепи — нет помещика, До петли доводящего Усердного раба, Нет крепи — нет дворового, Самоубийством мстящего Злодею своему, Нет крепи — Глеба нового Не будет на Руси!»
Крестный Гриши - Влас, мудрый староста села Вахлаки, знакомый нам по  главе
  • Крестный Гриши - Влас, мудрый староста села Вахлаки, знакомый нам по  главе "Последыш ". За любовь Гриши ко крестьянству он желает ему всяких благ, на что его крестник отвечает:
В предыдущей главе этой части (
  • В предыдущей главе этой части ( "Горькое время -горькие песни") Некрасов сетует, что в народе все песни печальные, нет ни одной веселой.
  • И вот Гриша - тот человек, который создает радостные песни для народа.
  • Он поет, сочиняет новые песни, светится радостью и любовью ко всем окружающим. И это несмотря на голод, нищету, на суровые и темные стены семинарии, в которой он учится.
В чем же загадка его радости душевной?   А радуется Гриша произошедшему освобождению крестьян. Радуется тому, что у народа доброе сердце -

В чем же загадка его радости душевной?

  •   А радуется Гриша произошедшему освобождению крестьян. Радуется тому, что у народа доброе сердце - "золото, золото". Он предвидит, что более счастливое время настанет для мужиков. И это наполняет его душу надеждой и желанием посвятить свою жизнь еще большему улучшению жизни народа.
Нищета семьи Гриши Отец Гриши и Саввы - добрый, но безответственный дьячок, не способный позаботиться о сыновьях. Бедность их семьи был такова, что главной заботой матери было добыть ... простую соль, чтобы детям было легче проглотить сухие хлебные корочки. Поскольку у семьи не было никакого дохода, то мать кормила детей убогим подаянием от односельчан, а взамен батрачила, выполняя для людей любую черную работу. Она рано умерла....
  • Нищета семьи Гриши
  • Отец Гриши и Саввы - добрый, но безответственный дьячок, не способный позаботиться о сыновьях. Бедность их семьи был такова, что главной заботой матери было добыть ... простую соль, чтобы детям было легче проглотить сухие хлебные корочки.
  • Поскольку у семьи не было никакого дохода, то мать кормила детей убогим подаянием от односельчан, а взамен батрачила, выполняя для людей любую черную работу. Она рано умерла....
Возвышенный патриотизм Гриши Такая горькая и голодная жизнь не озлобила мальчика, а, наоборот, зажгла в нем горячую любовь и жалость к матери и ко всей родине: И скоро в сердце мальчика  С любовью к бедной матери  Любовь ко всей вахлачине  Слилась,- и лет пятнадцати  Григорий твердо знал уже,  Что будет жить для счастия  Убогого и темного  Родного уголка.

Возвышенный патриотизм Гриши

  • Такая горькая и голодная жизнь не озлобила мальчика, а, наоборот, зажгла в нем горячую любовь и жалость к матери и ко всей родине:
  • И скоро в сердце мальчика С любовью к бедной матери Любовь ко всей вахлачине Слилась,- и лет пятнадцати Григорий твердо знал уже, Что будет жить для счастия Убогого и темного Родного уголка.
Парадоксальным образом, самый голодный и обездоленный герой в поэме оказывается самым богатым (духовно, внутренне) - и потому самым счастливым. В нем и заключается то, что искали наши мужики-странники, главные герои поэмы. Но они пока не способны узреть, что под его нищей оболочкой скрывается настоящее человеческое счастье: Быть бы нашим странникам под родною крышею,  Если б знать могли они, что творилось с Гришею.
  • Парадоксальным образом, самый голодный и обездоленный герой в поэме оказывается самым богатым (духовно, внутренне) - и потому самым счастливым.
  • В нем и заключается то, что искали наши мужики-странники, главные герои поэмы. Но они пока не способны узреть, что под его нищей оболочкой скрывается настоящее человеческое счастье:
  • Быть бы нашим странникам под родною крышею, Если б знать могли они, что творилось с Гришею.
Счастье на Руси - в том, чтобы любить свой народ, жить его счастьем, жить не для себя, жить единением народным.
  • Счастье на Руси - в том, чтобы любить свой народ, жить его счастьем, жить не для себя, жить единением народным.
«Быть бы нашим странникам под родною крышею,  Кабы знать могли они, что творилось с Гришею»   « Ему судьба готовила  путь славный, имя громкое  народного заступника,  чахотку и Сибирь»

«Быть бы нашим странникам под родною крышею, Кабы знать могли они, что творилось с Гришею» « Ему судьба готовила путь славный, имя громкое народного заступника, чахотку и Сибирь»

С какими образами русской литературы XIX века созвучен образ Гриши Добросклонова? Какие реальные прототипы могли у нет быть?
  • С какими образами русской литературы XIX века созвучен образ Гриши Добросклонова?
  • Какие реальные прототипы могли у нет быть?
В самой фамилии Добросклонова заключена явная аллюзия на Николая Добролюбова - литературного критика 60-х годов. Добролюбов тоже был из духовного сословия, хотя из семьи побогаче, и обучался в семинарии. Идейная близость Добролюбова с автором
  • В самой фамилии Добросклонова заключена явная аллюзия на Николая Добролюбова - литературного критика 60-х годов. Добролюбов тоже был из духовного сословия, хотя из семьи побогаче, и обучался в семинарии.
  • Идейная близость Добролюбова с автором "Кому на Руси..." очевидна - критик печатал свои статьи революционно-демократической направленности в журнале Некрасова "Современник". Он рано умер от туберкулеза ( в 25 лет) и похоронен рядом с В.Г. Белинским. Надо ли говорить, что Добролюбов принадлежал к тем людям, которых Некрасов уважал больше всего на свете - за их огромное рвение принести практическую пользу обществу.
Рвение это присуще и самому Некрасову , поэтому образ Гриши, интеллигента из народа, представляется отчасти и автобиографическим. Ведь сам поэт, несмотря на дворянское происхождение, тоже в молодости жил и учился впроголодь, и смыслом своей жизни считал служение народу. Сходство автора и его героя - также и в глубоко трепетном и сострадательном отношении к своей матери.
  • Рвение это присуще и самому Некрасову , поэтому образ Гриши, интеллигента из народа, представляется отчасти и автобиографическим. Ведь сам поэт, несмотря на дворянское происхождение, тоже в молодости жил и учился впроголодь, и смыслом своей жизни считал служение народу. Сходство автора и его героя - также и в глубоко трепетном и сострадательном отношении к своей матери.
Почему Некрасов делает своего героя поэтом? Что можно сказать о его поэтическом таланте?
  • Почему Некрасов делает своего героя поэтом?
  • Что можно сказать о его поэтическом таланте?
«В минуты унынья, о родина-мать…», «Русь» Какие проблемы в песнях Гриши поднимаются? Как они характеризуют его? Как в песнях выражается вера автора в силы русского народа? Как Гриша характеризует свою Родину? Каков смысл позиции автора, считающего Григория тем счастливым, которого искали мужики? Какое высокое понимание счастья провозглашает Некрасов?

«В минуты унынья, о родина-мать…», «Русь»

  • Какие проблемы в песнях Гриши поднимаются?
  • Как они характеризуют его?
  • Как в песнях выражается вера автора в силы русского народа?
  • Как Гриша характеризует свою Родину?
  • Каков смысл позиции автора, считающего Григория тем счастливым, которого искали мужики? Какое высокое понимание счастья провозглашает Некрасов?
Выводы   В поэме Некрасов рисует несколько образов людей, сострадающих угнетенному народу. В образе Павла Веретенникова , собирающего фольклор как воплощение народной мудрости, в аллегорической легенде «О двух великих грешниках», в рассказе «О холопе примерном Якове Верном» автор показывает стихийный протест народа против угнетателей. Но только в образе Гриши Добросклонова он рисует образ последовательного и сознательного борца за свободу, готовящего себя с детства к лишениям и трудностям такого пути. Выходец из бедной семьи, семинарист, Григорий Добросклонов исповедует революционно-демократические взгляды. Он герой своего времени, которому присущи лучшие черты самого поэта и его окружения. Он пишет и поет песни о любви к Родине и народу, с детства готовит себя к подвигу на благо угнетенных, ведя аскетический образ жизни. Быть полезным людям — главная идейная позиция героя. Поэтому автор считает его тем «счастливым», «кому на Руси жить хорошо».

Выводы

  •   В поэме Некрасов рисует несколько образов людей, сострадающих угнетенному народу.
  • В образе Павла Веретенникова , собирающего фольклор как воплощение народной мудрости,
  • в аллегорической легенде «О двух великих грешниках»,
  • в рассказе «О холопе примерном Якове Верном» автор показывает стихийный протест народа против угнетателей.
  • Но только в образе Гриши Добросклонова он рисует образ последовательного и сознательного борца за свободу, готовящего себя с детства к лишениям и трудностям такого пути. Выходец из бедной семьи, семинарист, Григорий Добросклонов исповедует революционно-демократические взгляды.
  • Он герой своего времени, которому присущи лучшие черты самого поэта и его окружения.
  • Он пишет и поет песни о любви к Родине и народу, с детства готовит себя к подвигу на благо угнетенных, ведя аскетический образ жизни.
  • Быть полезным людям — главная идейная позиция героя. Поэтому автор считает его тем «счастливым», «кому на Руси жить хорошо».
Источники https://zen.yandex.ru/media/literatura_prosto/grisha-dobrosklonov-v-poeme-komu-na-rusi-jit-horosho-60044e9df8011c4a01208460

Источники

  • https://zen.yandex.ru/media/literatura_prosto/grisha-dobrosklonov-v-poeme-komu-na-rusi-jit-horosho-60044e9df8011c4a01208460


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!