СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Народные подвижные игры как средство поликультурного воспитания дошкольников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Народные игры являются неотъемлемой частью этнокультурного, художественно-эстетического и физического воспитания дошкольников. Через игру у дошкольников формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаётся эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине. По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребёнку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития. Именно поэтом

Просмотр содержимого документа
«Народные подвижные игры как средство поликультурного воспитания дошкольников»

НАРОДНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

На земле нет ни одного народа, который

не любил бы играть, не создавал бы их сам.

Играя люди соперничают друг с другом

не только в силе и ловкости. Игра-это борьба

умов, экзамен для смекалки, сообразительности.

В.А. Сухомлинский.

Мир детства - это особенный мир со своим виденьем жизни, со своими фантазиями и переживаниями с ожиданием чего-то нового и неизведанного, с особой формой отражения действительности. Переступая порог детского сада и погружаясь в этот особый мир, мы получаем огромную радость от общения с детьми, удовлетворение и уверенность в том, что выбрали правильную профессию.

Федеральным Образовательным Стандартом определены единые воспитательные процессы дошкольного образования, ориентируемые на становление гражданина, любящего свой народ, свой край, свою Родину, толерантно относится к культуре, традициям и обычаям других народов. Толерантность, дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо вновь воспитывать, и чем раньше начинается воспитание этих качеств, тем большую устойчивость они приобретают. Понятие поликультурное воспитание сегодня определяется по- разному.

Поликультурное воспитание - это комплексный разносторонний процесс социализации личности, основанный на преемственности культуры, традиций и норм.

Проблема поликультурного воспитания дошкольников в современных условиях развития поликультурного общества приобретает особую актуальность. В. В. Путин подчёркивает, что «взаимодействие разных культур является многовековой традицией нашей общественной и государственной жизни, а национальное многообразие народов России подлинным богатством страны. И потому мы полностью поддерживаем деятельность, направленную на утверждение культуры мира и толерантности как необходимых условий диалога цивилизаций».

В концепции дошкольного воспитания ставится задача-приобретение основ личностной культуры, её базиса соответствующего общечеловеческим, духовным ценностям.

Научно-обоснованное содержание поликультурного воспитания включает в себя компоненты национальных культур: устное народное творчество, песенное народное творчество, декоративно-прикладное искусство, игры.

Игра - естественный спутник жизни ребёнка и поэтому отвечает законам, заложенным самой природой в развивающемся организме ребёнка - неуёмной потребности его в жизнерадостных движениях. Именно игра даёт возможность ребёнку самому «прожить» то, о чём он узнал в процессе непосредственно-образовательной деятельности. Рассказы о народных традициях не достигнут цели, если не познакомить детей с народной игрой.

Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. Передовые представители культуры К.Д.Ушинский, Е.А. Покровский, Г.А.Виноградов заботясь о просвещении широких народных масс, призывали повсеместно собирать и описывать народные игры, чтобы донести до потомков национальный колорит обычаев, оригинальность самовыражения того или иного народа, своеобразие языка, формы и содержания разговорных текстов. В нашей стране по сей день повсеместно и неуклонно происходит возрождение древней культуры всех народов, населяющих нашу страну, развиваются и совершенствуются национальные традиции, содержащие в себе богатейшие пласты, куда относятся и народные игры.

Народные игры являются неотъемлемой частью этнокультурного, художественно-эстетического и физического воспитания дошкольников. Через игру у дошкольников формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаётся эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине. По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребёнку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития. Именно поэтому игра признана ведущей деятельностью ребёнка-дошкольника.

Хочется перечислить подвижные игры, в которые играют наши дети:

русские народные игры: «Гуси – лебеди», «Палочка –выручалочка», «Фанты», «У медведя во бору», «Филин и пташки» и т. д.

чувашские народные игры: «Хищник в море» (Сёткан кайак тинэсрэ), «Рыбки», (Пула), «Луна или солнце» (Уйохпа хэвель), «Кого вам?» (Тили рам?)

украинские народные игры: « Колдун» (Чаклун), «Печки» (Пички), «Высокий дуб» (Високий дуб), «Хлебец» (Хлибчик).

чеченские народные игры: «Игра в башню» (Гдалах ловзар), «Утушка» (Бобешк), «Чиж» (Кул).

татарские народные игры: «Продаем горшки» ( Чулмак уены), «Серый волк» (Сары буре) и т. д.

мордовские народные игры: «Котёл» (Котелсо налксема), «Раю –раю».

армянские народные игры: «Крепость» (Берд), «Чижик» (Ктик, ктик), «Огонь, вода, земля, воздух», и т. д.

Все свои жизненные впечатления и переживания малыши отражают в условно- игровой форме, способствующей конкретному перевоплощению в образ («Гуси- лебеди», «Коршун и наседка», «У медведя во бору», «Чепена», «Олени и пастухи» и т.д.) Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребёнка, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги непосредственно характеризуют персонажей и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует активной умственной деятельности. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными весёлыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор.

Подвижные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости и преодоления трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми. Особую значимость имеют народные подвижные игры, в которые наши дети очень любят играть. Радость движений сочетается с духовным обогащением детей. В народных играх много песен и потешек, веселых считалок, жеребьевок. Они сохранили свою художественную самобытность и составляют ценный, неповторимый игровой фольклор. С помощью коллективных игр приучают детей к общению между собой, взаимным услугам и соблюдениям общих интересов.

Игры содействуют возникновению в детской среде соревнования и, как результат, признаются достоинства или недостатки, поощряется, кто показал высокий уровень физических качеств, порицают тех, кто проиграл. Каждый участник игры должен изучить и усвоить обязательные для всех игроков нормы, правила взаимоотношений и поведения. Только тогда о ребенке можно говорить как о достойном участнике игры.

Воспитательное значение детских игр повышается еще тем, что в их процессе применяется своеобразная система поощрений и наказаний. Поощрения складывается из того, что победитель первым начинает следующую игру, получает право ведения игры, выбора партнера, назначает наказания проигравшему. Наказания в играх самые разнообразные: возить на спине, караулить вне очереди, станцевать или спеть в кругу участников.

 Во все времена дети проявляют особый интерес к подвижным играм. Игры привлекают их своей эмоциональностью, разнообразием сюжетов и двигательных заданий, в которых имеется возможность удовлетворить свойственное детям стремление к движениям.

В подвижных играх выполняются различные движения: ходьба, бег, подпрыгивание, прыжки, ползание, метание, бросание, ловля и т. д. Увлеченные игрой, дети повторяют одни и те же движения много раз, не теряя к ним интереса. Это является важным условием развития и совершенствования движений. Вместе с тем активная двигательная деятельность детей значительно стимулирует работу самых разнообразных групп мышц, усиливает кровообращение и дыхание, улучшает обмен веществ. В народных играх присутствует единая цель и одноплановость действий; песни, слова и движения органически соединены. Игры разнообразны по содержанию и организации

Все это ведет к наиболее полноценному физическому развитию и оздоровлению всего организма ребенка.

А еще только детская подвижная игра, приносит не только физическое, но и эмоциональное удовлетворение. Подвижные игры учат наших детей очень многому. Так, ни одна подвижная игра не может существовать и развиваться без правил, от соблюдения которых будет зависеть и интерес к игре со стороны всех ее участников. Это с одной стороны, а с другой, сами правила помогают ребенку понять их значение в жизни человека, организуют его морально, учат справедливости и оценке. Ребенок, умеющий играть по правилам, будет и жить по правилам!

Игры — своеобразная школа ребенка. В них удовлетворяется жажда действия; предоставляется обильная пища для работы ума и воображения; воспитывается умение преодолевать неудачи, переживать неуспех, постоять за себя и за справедливость. В играх — залог полноценной душевной жизни ребенка   в   будущем. И огромную роль здесь играет знакомство с народной игрой. К сожалению, большинство людей  очень поверхностно знакомо с народным творчеством. Родная культура должна стать неотъемлемой частью ребёнка, началом, порождающим личность. Знакомить с народным творчеством нужно начинать с дошкольного возраста и лучше всего через игру.

В настоящее время родители стали опасаться отпускать детей гулять одних, пропало поколение, которое бы «передало» по наследству дворовые игры нынешнему поколению детей. Чтобы возродить эти игры, нынешние родители и педагоги должны постараться.



Таким образом, народные подвижные игры в сочетании с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой и, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную основу и физическое совершенство. Радость движений сочетается с духовным обогащением детей. Через игру формируется устойчивое отношение к культуре родной страны, создаётся эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств.











































Список источников:

1. Бойчук И.А, Попушина Т.Н. Ознакомление детей младшего и среднего дошкольного возраста с Русским Народным творчеством. - 2-изд., испр.- СП б.: ООО "ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС ", 2013.

2. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры: пособие для воспитателя дет. сада/ Под ред. Л.В. Руссковой. – М.: Просвещение, 1986.

3. Матова В.Н. Краеведение в детском саду. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.

4. Тихонова А.Ю. Занимательное краеведение: учебно-методическое пособие . В 2 частях. Часть 1/ А.Ю. Тихонова, П.И. Волкова. – Ульяновск: УИПКПРО, 2009.

5. Традиционная народная культура в социальном развитии дошкольников: Методическое пособие «Сост. Захарова Л.М., Сайфутдинова И.Р., Гладилина Н.У.» - Ульяновск, 2009.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!