НАРОДНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
На земле нет ни одного народа, который
не любил бы играть, не создавал бы их сам.
Играя люди соперничают друг с другом
не только в силе и ловкости. Игра-это борьба
умов, экзамен для смекалки, сообразительности.
В.А. Сухомлинский.
Мир детства - это особенный мир со своим виденьем жизни, со своими фантазиями и переживаниями с ожиданием чего-то нового и неизведанного, с особой формой отражения действительности. Переступая порог детского сада и погружаясь в этот особый мир, мы получаем огромную радость от общения с детьми, удовлетворение и уверенность в том, что выбрали правильную профессию.
Федеральным Образовательным Стандартом определены единые воспитательные процессы дошкольного образования, ориентируемые на становление гражданина, любящего свой народ, свой край, свою Родину, толерантно относится к культуре, традициям и обычаям других народов. Толерантность, дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо вновь воспитывать, и чем раньше начинается воспитание этих качеств, тем большую устойчивость они приобретают. Понятие поликультурное воспитание сегодня определяется по- разному.
Поликультурное воспитание - это комплексный разносторонний процесс социализации личности, основанный на преемственности культуры, традиций и норм.
Проблема поликультурного воспитания дошкольников в современных условиях развития поликультурного общества приобретает особую актуальность. В. В. Путин подчёркивает, что «взаимодействие разных культур является многовековой традицией нашей общественной и государственной жизни, а национальное многообразие народов России подлинным богатством страны. И потому мы полностью поддерживаем деятельность, направленную на утверждение культуры мира и толерантности как необходимых условий диалога цивилизаций».
В концепции дошкольного воспитания ставится задача-приобретение основ личностной культуры, её базиса соответствующего общечеловеческим, духовным ценностям.
Научно-обоснованное содержание поликультурного воспитания включает в себя компоненты национальных культур: устное народное творчество, песенное народное творчество, декоративно-прикладное искусство, игры.
Игра - естественный спутник жизни ребёнка и поэтому отвечает законам, заложенным самой природой в развивающемся организме ребёнка - неуёмной потребности его в жизнерадостных движениях. Именно игра даёт возможность ребёнку самому «прожить» то, о чём он узнал в процессе непосредственно-образовательной деятельности. Рассказы о народных традициях не достигнут цели, если не познакомить детей с народной игрой.
Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. Передовые представители культуры К.Д.Ушинский, Е.А. Покровский, Г.А.Виноградов заботясь о просвещении широких народных масс, призывали повсеместно собирать и описывать народные игры, чтобы донести до потомков национальный колорит обычаев, оригинальность самовыражения того или иного народа, своеобразие языка, формы и содержания разговорных текстов. В нашей стране по сей день повсеместно и неуклонно происходит возрождение древней культуры всех народов, населяющих нашу страну, развиваются и совершенствуются национальные традиции, содержащие в себе богатейшие пласты, куда относятся и народные игры.
Народные игры являются неотъемлемой частью этнокультурного, художественно-эстетического и физического воспитания дошкольников. Через игру у дошкольников формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаётся эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине. По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребёнку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития. Именно поэтому игра признана ведущей деятельностью ребёнка-дошкольника.
Хочется перечислить подвижные игры, в которые играют наши дети:
русские народные игры: «Гуси – лебеди», «Палочка –выручалочка», «Фанты», «У медведя во бору», «Филин и пташки» и т. д.
чувашские народные игры: «Хищник в море» (Сёткан кайак тинэсрэ), «Рыбки», (Пула), «Луна или солнце» (Уйохпа хэвель), «Кого вам?» (Тили рам?)
украинские народные игры: « Колдун» (Чаклун), «Печки» (Пички), «Высокий дуб» (Високий дуб), «Хлебец» (Хлибчик).
чеченские народные игры: «Игра в башню» (Гдалах ловзар), «Утушка» (Бобешк), «Чиж» (Кул).
татарские народные игры: «Продаем горшки» ( Чулмак уены), «Серый волк» (Сары буре) и т. д.
мордовские народные игры: «Котёл» (Котелсо налксема), «Раю –раю».
армянские народные игры: «Крепость» (Берд), «Чижик» (Ктик, ктик), «Огонь, вода, земля, воздух», и т. д.
Все свои жизненные впечатления и переживания малыши отражают в условно- игровой форме, способствующей конкретному перевоплощению в образ («Гуси- лебеди», «Коршун и наседка», «У медведя во бору», «Чепена», «Олени и пастухи» и т.д.) Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребёнка, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги непосредственно характеризуют персонажей и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует активной умственной деятельности. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными весёлыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор.
Подвижные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости и преодоления трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми. Особую значимость имеют народные подвижные игры, в которые наши дети очень любят играть. Радость движений сочетается с духовным обогащением детей. В народных играх много песен и потешек, веселых считалок, жеребьевок. Они сохранили свою художественную самобытность и составляют ценный, неповторимый игровой фольклор. С помощью коллективных игр приучают детей к общению между собой, взаимным услугам и соблюдениям общих интересов.
Игры содействуют возникновению в детской среде соревнования и, как результат, признаются достоинства или недостатки, поощряется, кто показал высокий уровень физических качеств, порицают тех, кто проиграл. Каждый участник игры должен изучить и усвоить обязательные для всех игроков нормы, правила взаимоотношений и поведения. Только тогда о ребенке можно говорить как о достойном участнике игры.
Воспитательное значение детских игр повышается еще тем, что в их процессе применяется своеобразная система поощрений и наказаний. Поощрения складывается из того, что победитель первым начинает следующую игру, получает право ведения игры, выбора партнера, назначает наказания проигравшему. Наказания в играх самые разнообразные: возить на спине, караулить вне очереди, станцевать или спеть в кругу участников.
Во все времена дети проявляют особый интерес к подвижным играм. Игры привлекают их своей эмоциональностью, разнообразием сюжетов и двигательных заданий, в которых имеется возможность удовлетворить свойственное детям стремление к движениям.
В подвижных играх выполняются различные движения: ходьба, бег, подпрыгивание, прыжки, ползание, метание, бросание, ловля и т. д. Увлеченные игрой, дети повторяют одни и те же движения много раз, не теряя к ним интереса. Это является важным условием развития и совершенствования движений. Вместе с тем активная двигательная деятельность детей значительно стимулирует работу самых разнообразных групп мышц, усиливает кровообращение и дыхание, улучшает обмен веществ. В народных играх присутствует единая цель и одноплановость действий; песни, слова и движения органически соединены. Игры разнообразны по содержанию и организации
Все это ведет к наиболее полноценному физическому развитию и оздоровлению всего организма ребенка.
А еще только детская подвижная игра, приносит не только физическое, но и эмоциональное удовлетворение. Подвижные игры учат наших детей очень многому. Так, ни одна подвижная игра не может существовать и развиваться без правил, от соблюдения которых будет зависеть и интерес к игре со стороны всех ее участников. Это с одной стороны, а с другой, сами правила помогают ребенку понять их значение в жизни человека, организуют его морально, учат справедливости и оценке. Ребенок, умеющий играть по правилам, будет и жить по правилам!
Игры — своеобразная школа ребенка. В них удовлетворяется жажда действия; предоставляется обильная пища для работы ума и воображения; воспитывается умение преодолевать неудачи, переживать неуспех, постоять за себя и за справедливость. В играх — залог полноценной душевной жизни ребенка в будущем. И огромную роль здесь играет знакомство с народной игрой. К сожалению, большинство людей очень поверхностно знакомо с народным творчеством. Родная культура должна стать неотъемлемой частью ребёнка, началом, порождающим личность. Знакомить с народным творчеством нужно начинать с дошкольного возраста и лучше всего через игру.
В настоящее время родители стали опасаться отпускать детей гулять одних, пропало поколение, которое бы «передало» по наследству дворовые игры нынешнему поколению детей. Чтобы возродить эти игры, нынешние родители и педагоги должны постараться.
Таким образом, народные подвижные игры в сочетании с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой и, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную основу и физическое совершенство. Радость движений сочетается с духовным обогащением детей. Через игру формируется устойчивое отношение к культуре родной страны, создаётся эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств.
Список источников:
1. Бойчук И.А, Попушина Т.Н. Ознакомление детей младшего и среднего дошкольного возраста с Русским Народным творчеством. - 2-изд., испр.- СП б.: ООО "ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС ", 2013.
2. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры: пособие для воспитателя дет. сада/ Под ред. Л.В. Руссковой. – М.: Просвещение, 1986.
3. Матова В.Н. Краеведение в детском саду. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.
4. Тихонова А.Ю. Занимательное краеведение: учебно-методическое пособие . В 2 частях. Часть 1/ А.Ю. Тихонова, П.И. Волкова. – Ульяновск: УИПКПРО, 2009.
5. Традиционная народная культура в социальном развитии дошкольников: Методическое пособие «Сост. Захарова Л.М., Сайфутдинова И.Р., Гладилина Н.У.» - Ульяновск, 2009.