СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Народные промыслы и ремесла Пензенского края.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Народные промыслы и ремесла Пензенского края.»

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Пензенской области

«Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа»












Народные промыслы и ремесла Пензенского края.














разработала:

учитель математики

Морозова Юлия Ивановна











Пенза 2021 г.

Цель:

В рамках реализации регионального образовательного проекта «Культурная суббота» провести презентационный просмотр обучающимися шестого фильма "Народные промыслы и ремесла Пензенского края" из документального телепроекта "Добро пожаловать в Пензенскую область".


Задачи: рассказать, чем славится наша Пензенская земля.

познакомить с гончарным ремеслом (абашевская игрушка), и стекольным промыслом (художественное стекло),

рассказать какие районы Пензенской области славятся росписью по дереву, и пуховыми платками, и лозоплетением, ковроткачеством и золотым шитьём, вышивкой и вязанием, лыкоплетение и валяльным промыслом и художественной ковкой металла.





























Народные промыслы и ремесла Пензенского края.

« Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи. Национальные отличия сохранятся, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний»

Д.С.Лихачев


Губернатором Пензенской области И.А. Белозерцевым 2021 год объявлен Годом культурного и духовного наследия Пензенской области.

Что такое культурное наследие? В это понятие входит большой срез жизни — музыкальное, изобразительное, архитектурное, духовное наследие.

Культурное, творческое наследие Пензенской области славится на всю страну.

Пензенская область принадлежит к счастливому ряду российских регионов с богатыми культурно - историческими традициями.

На территории Пензенской области расположено 367 объектов культурного наследия, 46 из которых имеют статус памятников истории и культуры федерального значения, 321 объект имеет статус памятников истории и культуры регионального значения. Наибольшее количество объектов культурного наследия расположено в городе Пензе. Остальные располагаются в муниципальных районах Пензенской области.

Народный промысел – одна из форм художественного творчества, производство художественных изделий.

В Пензенской области в местах традиционного бытования народных художественных промыслов сохраняются и развиваются 12 видов.

Один из которых - Абашевская игрушка.


Абашевская игрушка — самобытный русский художественный промысел, сформировавшийся в Спасском уезде, ныне Спасском районе Пензенской области в XIX веке.

В отличие от большинства игрушечных промыслов, над абашевской игрушкой работали преимущественно мужчины. Известность промысла связана с именем талантливого мастера из села Абашево — Лариона Зоткина, который работал в 1920-е годы и передавал свои навыки потомкам. Он является автором многих интересных игрушек: сказочных львов, причудливых собак, забавных медведей. Творчество Зоткина завершило формирование традиционных приемов лепки и росписи абашевского игрушечного ремесла. Абашевская игрушка — это свистульки, изображающие животных. Однако главной особенностью является то, что животные нередко принимают фантастический сказочный облик. Это и козы с длинными и острыми рогами, олени с многоярусными симметричными рогами, люди, как будто бы наряженные в дикие карнавальные маски. Другая особенность свистулек — яркие эмалевые краски, которыми они раскрашены — синие, зеленые, красные, в самых неожиданных сочетаниях. Отдельные детали, например рога, могут быть расписаны серебром или золотом. Порой части фигурок остаются незакрашенными и резко контрастируют с броскими пятнами эмали. Некоторые художники стали покрывать свои свистульки бесцветной поливой, что делает фигурки более обтекаемыми и менее яркими. Ремесло абашевской игрушки продолжают мастера Т.Н. Зоткин, И.Л. Зюзенков, А.И. Еськин, а также Ида Калимуллина — организатор общества «Фонд возрождения абашевской игрушки», она же хранительница дома-музея абашевских мастеров и заведующая абашевской творческой лаборатории. Есть в небольшом Абашево и лаборатория, где творят местные дети, а для гостей проводят мастер-классы по лепке игрушки.

Так же Пензенская область знаменита резьбой по дереву.

Богатое деревянное наследство, творения, восхищающие красотой, изяществом и трудолюбием, оставили нам в дар талантливые предки, даровитые резчики и зодчие, прославившие своим мастерством Пензенский край. Камешкирские, Пачелмские, Кузнецкие и Колышлейские умельцы не дали исчезнуть, "отобрали" у времени этот самобытный вид народного творчества, продолжили и развили его. Имея под рукой большое количество материала, мастера, естественно, использовали его не только для постройки избы, дома, но и для создания предметов домашнего обиход, для украшения мебели скульптурной пластикой, изготовления игрушки.

Еще в 1761-1767 жители Пензенской губернии делали необходимые в быту долбленные кадки, ушаты, квашни разных размеров, чашки, медовые кадки и другую подобную посуду.

До революции 1917 года кустарными промыслами в Пензенской губернии занималось 9,1% крестьянских дворов. Большинство кустарей вело обработку дерева. Столярный промысел был развит в Городищенском, Мокшанском и других уездах.

Внесли свой вклад Пензенские резчики и в развитие скульптуры. Среди них и мастера-профессионалы, и резчики-самоучки, умеющие чувствовать дерево, обладающие стремлением воплотить в нем свои фантазии.

Замечательным мастером деревянной скульптуры является Роман Федорович Кочурин (1929-1996 гг.). Он имел возможность наблюдать жизнь обитателей леса в естественных условиях, потому что жил в лесном крае (селе Ночка Никольского района) и создавал образы животных и птиц в крупной деревянной скульптуре.

Активно занимаются созданием деревянных скульптур и художественной резьбой по дереву Валериан Алексеевич Фирюлин (пропильные вазы, блюда, губки), Дмитрий Геннадьевич Левцов (резные иконы, скульптуры, сувениры), Игорь Васильевич Зинченко (маски, корнепластика), Владимир Васильевич Медведев и Александр Петрович Туркичев (скульптура, панно, маски). Работы этих мастеров экспонировались в Губернаторском доме, МВЦ ГБУК "Пензенский областной Дом народного творчества", на городских и областных мероприятиях, на выставках-ярмарках народных художественных промыслов в городах России. 


Художественное стекло.


Русское стеклодельное искусство - промысел древний, познавший взлеты, падения, периоды полного забвения и высочайшего расцвета.

Что же касается Пензенского края, то началом художественного стекольного промысла у нас принято считать 3 августа 1764 года. В этот день императрица Екатерина II подписала указ, дозволявший отставному секунд-майору Алексею Ивановичу Бахметеву устроить в своем селе "Никольское, Пестровка тож" "хрустальную стеклянную фабрику". Первые фабричные здания были возведены в том же году. Довольно быстро Никольская продукция, по словам исследователя Валентины Сергеевны Головой, "приобретает то совершенство и в формах и в декоре, которое позволяет говорить о сложившейся художественной культуре и высоком профессионализме исполнителей". Неудивительно, что в последние десятилетия XVIII в. Бахметевские стекло и хрусталь получили широчайшую известность.

В 1806 году на Бахметевский завод поступил заказ, от которого зависела вся дальнейшая судьба производства: требовалось изготовить "для Его Императорского Величества столовый деланной прибор на 70 кувертов". Заказ этот был блестяще исполнен. Александр I изъявил "свое удовольствие, что в России отделка хрусталя доведена до такого совершенства" и пожаловал мастеру Александру Петровичу Вершинину золотые часы - редкостная по тем временам награда для крепостного.

В истории Никольского стекла были периоды и расцвета, и упадка. Тяжелейшим испытанием для промысла стали "лихие девяностые", когда полностью остановилось производство стекла на заводе "Красный гигант". Но в 2008 году в городе открылось предприятие "Бахметевская артель", возродившие славу Никольского хрусталя.

В настоящее время на территории бывшего завода "Красный гигант" размещены мастерские, оборудованные по последнему слову техники, в которых высококлассные мастера - в большинстве своем жители Никольска - изготавливают не только массовую продукцию, сочетающую в себе утилитарные качества и необыкновенную красоту, но и создают на заказ изделия, с необыкновенной точностью копирующие знаменитые шедевры Бахметевского завода.

Художественное стеклоделие в XX веке получило развитие и в Пензе. Занимаются им Николай Иванович Прилепкин, создающий декоративные композиции и скульптуры из стекла, Елена Васильевна Дубская, работающая в том же направлении. Из современных художников по стеклу, живущих в Никольске, нужно отметить династию Фокиных. Здесь творческий опыт передан буквально от отца к сыну: художественным стеклом занимаются не только глава семьи Александр Иванович Фокин, но и его дети - Антон и Таисия, и невестка Анна Вишнякова. И, конечно, нельзя не упомянуть уникального мастера-самоучку Александра Игнатьевича Меркулова. С помощью газовых горелок из обыкновенных стеклянных медицинских трубок мастер создавал декоративные самовары и чашки, чайные сервизы, наборы для вина, канделябры и подсвечники, но его фирменным изделием были вазы с букетами белых и синих колокольчиков.

Пензенская школа стекла и хрусталя сегодня по праву считается превосходной, весьма авторитетной и во многом уникальной. 


Кузнечный промысел.


Есть в Пензенском края место, где знают, как счастье ковать!

Кузнечный промысел в Кузнецке начался в 17 в., что нашло отражение в гербе города, утвержденном в 1781, изображающем наковальню, клещи и молоток.

Известны имена первых ремесленников-кузнецов, родоначальников кузнечных династий: А. Ф. Маркелов, В. И. Шульпин, Н. И. Волков. Они ковали предметы для быта и с.-х. орудия: ухваты, лемеха, колеса, замки, гвозди и др. Располагались кузнецы на спец. площадке (ныне ул. Орджоникидзе).

Здесь жил представитель старейшей династии кузнецов Н. И. Волков, который вместе с дедом и отцом работал в кузнице Ф. Глухова. После Окт. рев. он трудился в кузнечной артели «Молот», а в годы Великой Отечественной войны – на одном из военных предприятий. В Музее А. Н. Радищева находится его наковальня. До начала Великой Отечественной войны в Кузнецке насчитывалось около пятисот кузнецов, после войны их артель «Молот» вошла в состав завода «Кузполимермаш».

До наших дней дошли следы кузнечного ремесла в виде названия улиц, находок кузнечных изделий, элементов интерьера старинных зданий

Мастера художественного литья и ковки сумели придать Пензе изящество. Многочисленные парадные, подъезды, козырьки, карнизы, ограды, решетки и ворота сообщали городу поэтический блеск, заставляя подолгу любоваться, например, оградой Спасского кафедрального собора, напоминавшей пышное барокко ограды Екатерининского дворца в Царском селе.

Возрождение художественной ковки имеет огромное значение для сохранения и поддержки наследия города Кузнецка

12 июня 2014 года в Кузнецке открыт памятник «Кузнецу». Автором памятника является Пензенский скульптор Максим Кулев.

Кузнецк обрел осязаемый символ своего имени, своей истории. Скульптура «Кузнеца» – это олицетворение связи времён, уверенного будущего города Кузнецка.


Пуховязание, с.Оленевка Пензенский район.


Славен Пензенский край пуховыми платками, которые ничем не уступают оренбургским, и когда то пользовались особым расположением русских императриц. Изделия отличались высоким качеством, пуховый платок можно было пропустить через обручальное кольцо. Слава о пензенских платках ушла далеко за пределы России. Красивый платок был лучшим подарком к любому празднику.

Пуховязальный промысел возник на пензенской земле в середине XIX века, он существует до сих пор. Белые и серые, по цвету козьего пуха, теплые вязаные платки и в XXI веке греют и украшают своих владелиц. Особенно нарядны белые ажурные платки — «паутинки», полностью покрытые орнаментом.

В Пензенском краеведческом музее хранятся и платки, и образцы узоров для них, специально изготовленные мастерицами Пензенской пуховязальной фабрики. Вязальщицы, работавшие на эту фабрику, жили в Пензе и в сёлах Пензенской области (платки из коллекции музея связаны жительницами с. Воскресеновки и г. Пензы).

Сельские жители держали пуховых коз, вычесывали их шерсть, отделяли пух от шерсти, расправляли спутанный пух руками (щипка пуха), прочесывали на редком гребне. Этот гребень состоит из трех соединенных вместе досок в виде треугольника; на его вершине стальные зубья – вклеенные и прочно перетянутые суровой ниткой иголки). После расчесывания получался полуразобранный пух; процесс продолжался на крупном гребне, из пуха свертывали «мочки», которые наматывались на веретено. Затем веретено вставлялось в кожаные ушки чигиря — ручной прялки («чигирь» – пензенское название этого устройства, обычно так называют водоподъёмное устройство в виде колеса).

Чигирь состоит из деревянного станка, а также большого колеса, составленного из двух тоненьких обручей, скрепленных сеткой. Колесо чигиря располагается на горизонтальной оси. По лунке чигиря ходит струна (витая нитка, тонкая веревка), она вращает веретено. Пушинки начинают обвиваться друг около друга, закручиваются и наматываются на цевку (шпульку).

Несколько (от двух) цевок надевали на вязальные спицы, которые вставлялись в особый станок – «тростилку», или «держалку». Они вращались на спицах, как на осях; конец нитей прикрепляли к веретену чигиря, пряха правой рукой приводила в движение колесо, а левой поддерживала нити, постепенно разматывая их с цевок. Благодаря вращательному движению веретена нитки свивались, «тростились». Так получали двойную, тройную или четверную пряжу – для платков разной толщины; для прочности ажурных платков пух спрядается с тонкой прочной нитью (хлопчатобумажной или другой). Также пряжа (до и после трощения) жарилась в печке (для уничтожения упругости, чтобы не петлилась при вязании) и перематывалась с помощью ручного мотовила в мотки.

Вяжут платок на двух спицах; некоторые традиционные узоры имеют свои названия. Раньше пряжа никогда не мылась, мыли только готовые платки в мыльном растворе; для сушки их натягивают на специальные деревянные рамы — пялы.


Ковроткачество.


История пензенского ковроткачества началась с 1895 года, когда в село Громок Соседской волости Пензенской губернии из Москвы приехала художница и знаток народного искусства Мария Федоровна Якунчикова. Отобрав лучших мастериц из числа местных крестьянок, она организовала кустарное производство по изготовлению вышитых изделий, а затем открыла художественную мастерскую в селе Соломинка (ныне Башмаковский район). Работники этой, а затем и ткацкой мастерской занимались производством паласных (безворсовых) ковров, которые были удостоены Почетного диплома Всемирной выставки в Париже в 1900 году. В 1912 году в селе была построена ткацкая фабрика.

После революции, в октябре 1929 года, 15 женщин села Соломинки заключили Рабочий Союз, во главе которого стояли Анна Буларова и Марина Сарычева. На базе Союза впоследствии образовалась промартель им. Н.К. Крупской, где трудились только женщины: шили, вязали, вышивали. В 1937 году в артели стали ткать ковры не паласные, а ворсовые. Для развития коврового производства артель построила новый цех на 40 станков. Развитие промысла прервалось в годы Великой Отечественной войны, мастерицы пересели за швейные машины, шили одежду для военных. Но практически сразу после окончания войны ковровое производство возобновилось. К 1949 году в соломинском цеху уже работало 15 станков, их обслуживали 30 работниц. Пряжу для ковров привозили из Дагестана с фабрики «Корур», расположенной в г. Дербент. В 1952 году было построено новое здание ковровой фабрики. Станки завезли из Дагестана.

В 1957 году соломинские ковры экспонировались на международной выставке в Бельгии, где имели огромный успех. В 1958 году соломинские ковры были представлены в Москве на 4-м Всемирном фестивале молодёжи. В дальнейшем соломинские ковры побывали на выставках в Канаде, Японии, Великобритании.

Соломинские ковровщицы умело подбирали цвета, что делало их работы неповторимыми. Ковры ткались из ниток 28 цветов, с орнаментом и геометрическими фигурами темных расцветок. Большим успехом пользовались, так называемые, цветочные ковры с изображением крупных цветов в середине ковра. Помимо ковров фабрика выпускала паласы и дорожки.

В начале 1990х гг. фабрика закрылась. Однако угасание соломинского коврового производства не стало концом пензенского ковроткачества. Мастера, работающие в этом промысле, есть в разных районах Пензенской области – Малосердобинском, Белинском, Городищенском, Мокшанском, Каменском. На выставке "Промыслы и ремёсла Пензенского края. Каменский район" представлен красочный ворсовый ковёр в восточном стиле, украшенный затейливым геометрическим орнаментом.


Соломенные игрушки и лыкоплетение.


Соломенная кукла некогда была широко распространена на значительной части территории России. Дешевизна материала и простота изготовления делали ее одной из самых доступных игрушек для крестьянского ребенка. Изготовление таких кукол не было даже промыслом — любая крестьянка могла, взяв охапку соломы, за несколько минут наделать своим ребятишкам кукол, лошадок и птичек. Однако в ХХ столетии этот вид народного искусства оказался на грани исчезновения» Современные мастера удачно дополняют старинную технику сложным плетением из соломенных стебельков, заимствованным у белорусских умельцев, иногда украшают кукол цветной тесьмой или кружевом.

В северных лесных областях нашей страны популярны были игрушки из бересты. Мастера-берестянщики плели из узких берестяных ленточек погремушки, детские корзиночки, фигурки людей и животных. Однако простейшая берестяная кукла не требовала особенного мастерства в изготовлении: к свернутому конусовидным фунтиком кусочку бересты прикреплялся деревянный или тряпичный шарик — голова и две палочки — руки.

Мастерство пензенских лыкоплетельщиков давным-давно вошло в поговорку. Ещё в 19 веке наших земляков называли «лапотниками», «лаптёжниками» и «пензенскими лаптями». И пензяки отнюдь не обижались – эти беззлобные, полушутливые прозвища были показателем признания, которым пользовались наши мастера лапотного промысла.

В Российской империи плетение лаптей чаще всего было домашним делом, занятием для стариков, которые в силу возраста не могли работать в поле. Именно они обували всех своих домочадцев, могли сплести лапти и для соседей за небольшую плату. Но были и регионы, где плетение лаптей было самым настоящим промыслом – здесь секреты мастерства передавались от отца к сыну, мастера плели лапти в огромных количествах и возили их на ярмарки, получая за свой товар хороший барыш. И здесь пальма первенства принадлежала Пензенской губернии. Благодаря особому способу плетения, пензенские лапти и ступни (обувь наподобие галош, носимая с валенками в холодную слякотную погоду) отличались особенной прочностью и носкостью: даже летом, в разгар сенокоса и жатвенной страды, пара пензенских лаптей могла служить своему хозяину две недели – вдвое дольше, чем обычные лапти! Эта особенность пензенской плетёной обуви была подмечена на самом высоком уровне.

В 1918 году пензенские «лаптёжники» получили необычный правительственный заказ: несколько тысяч пар лаптей для Красной Армии (кожевенное производство на тот момент не могло обеспечить бойцов нужным количеством обуви). И заказ был выполнен на «отлично».

Примером изобретательности пензенских мастеров лапотного дела можно считать представленные в музее народного творчества плетёные сапожки. По сути, это обыкновенные ступни, к которым прилажены сплетённые отдельно голенища (нетрудно заметить, что они отличаются и рисунком плетения, и цветом и толщиной лыка).

Несмотря на то, что плетение со временем рассохлось и частично утратило плотность, можно догадаться, что изначально этот крестьянский аналог резиновых сапог был практически водонепроницаем. Невозможно сказать, было ли это «ноу-хау» пензенского плетельщика Ф.И. Киреева уникальным – плетёная обувь, созданная даже в начале 20 века, практически не сохранилась до наших дней.

Очевидно лишь то, что пензенские мастера лапотного плетения были не просто ремесленниками, но и самыми настоящими изобретателями, обладавшими живой творческой фантазией и умевшими применять её в своей работе.

Берестяная грамота.


Художественные изделия из бересты - оригинальный  вид народного творчества. С давних пор береста привлекала внимание народных умельцев своей ослепительной белизной и желтоватой бархатистостью (как замша), а также тем, что при обработке она сохраняла свои свойства - мягкость, гибкость и прочность.

Целый мир сказочных образов и героев, диковинных зверей и чудищ, забавных и смешных человечков населяет берестяное кружево, оставленное нам народными мастерами прошлого. Каким высоким талантом, фантазией и умением надо было обладать, чтобы обычным ножом превратить простую бересту в замечательные произведения искусства, полные гармонии и поэзии.

Из бересты делались раньше и делаются сейчас туеса (бураки) - сосуды для хранения еды и питья. Уходя на работу в поле, крестьянин брал с собой туесок с водой или квасом, и в самый жаркий день питье в туеске оставалось холодным. За спиной он носил берестяной пестерь - плетеный заплечный мешок, на ногах лапти, часто сплетенные из бересты. Кузовки, берестянники - короба для муки и меда, лукошки, пастушечьи рожки, канаты для рыболовных снастей, - все это делалось из бересты.



Валяльный промысел.


Село Чемодановка Пензенской области славится производством этой национальной обуви, в нем даже существует музей «Чемодановские валенки» имени Бориса Сопова. На протяжении более 40 лет тут делают исконнорусскую обувь.

Именно Чемодановские валенки грели молодых бойцов во время Великой Отечественной войны.  Дети, женщины, старики изготавливали валенки для фронта.  

Валяние – семейное дело. Ремесленники валяли валенки не в одиночку, а целыми бригадами. Кто настилал, кто шерсть чесал. В селе сохранились три чесалки, одна из них до сих пор работает.

А ещё, изготовители валенок хотели сохранить в тайне секрет своего ремесла, поэтому и придумали собственный язык. Когда они с головой уходили в работу по валянию валенок, это называлось «уйти в панат». Отсюда и пошло название языка - панатский, рабочий. Панатский язык начал формироваться с XVIII века. Это видоизмененные русские, мордовские и татарские слова

В память об валяльном ремесле, в обновлённом парке поселка поставили памятник «Валенки».

Открытие памятника состоялось 4 января 2019 года. Право открыть памятник предоставили  старейшему жителю села и почётному валяльщику Василию Васильевичу Комарову. Он валенки начал валять с 12 лет и на сегодняшний день, это единственный носитель панатского языка.


Мода из Пензы.


Шерсть - единственный материал, из которого можно валять войлок, лучше всего для этого подходит шерсть овцы.

Войлоковаляние - древнейшее ремесло. Войлок помогал человеку выжить, защищал от холода и зноя, служил одеждой и кровом. Трудно представить путь и истории многих народов и цивилизаций, если бы не была одомашнена овца. Также трудно представить жизнь и культуру кочевых народов без войлока.

Войлоковаляние в наше время переживает «второе рождение», во многом превращаясь из жизненно необходимого ремесла в яркую форму художественного выражения. Сегодня художники по войлоку пользуются всеми известными приемами изготовления войлока и изобретают новые. В моду входят войлочные аксессуары и украшения из войлока, одежда, войлочные картины и игрушки, светильники и предметы интерьера.

Настоящими находками становятся неожиданные сочетания войлока с керамикой, металлом, стеклом.

В наши дни растет большой интерес к изделию из войлока связан с развитием технологий валяния и появлением большого выбора материалов и инструментов для этого вида творчества,  а также с доступностью освоения техники войлоковаляния каждому.

С древних времен выработано множество способов декорирования и украшения войлочных изделий. Наиболее известны способы:

  • вваливание узора

  • аппликация. В качестве аппликативного материала может использоваться не только войлок, но и другие материалы - ткань, кожа

  • мозаичный способ или инкрустация войлоком. При этом способе обычно используется также декоративная стежка по войлоку.

  • иногда используется вышивка по войлоку, украшение изделий бисером и ракушками

  • изредка встречается роспись по войлоку.

Мокрое валяние. Мокрое валяние – традиционный ручной способ изготовления войлока, при котором шерсть взаимодействует с водой и мылом. Под воздействием горячей воды или пара. Эта техника позволяет создавать как плоские декоративные панно, так и объёмные изделия - сумки, головные уборы, игрушки .

Сухое валяние.Техника сухого валяния, фелтинг- это создание изделий из шерсти при помощи специальных игл. При втыкании иголки в шерсть, насечки в нижней её части зацепляют волокна и проталкивают их в нижние слои, после чего происходит спутывание. Так достигается эффект валяния. В этой технике создают объёмные скульптуры и игрушки.

Войлоковаляние - в современном мире переживает второе рождение.

Растущий интерес к созданию изделий из войлока в наши дни связан с развитием технологий валяния и появлением большого выбора материалов и инструментов для этого вида творчества, а также с доступностью освоения техники войлоковаляния каждому.


Вышивка.


Вышивание является одним из самых распространенных видов народного искусства, рукоделия.  В разные времена, в зависимости от уровня цивилизации, использовались разные инструменты для вышивки. Это были: каменное шило, костяные, бронзовые, стальные и позолоченные иглы.

На Руси издревле вышивка была одним из самых любимых и распространенных видов народно-прикладного творчества. Все женщины от мала до велика, владели этим искусством в совершенстве. В основе вышивки лежал старинные обряды и обычаи. Особенно это касается вышивки крестом. Крест всегда рассматривался русичами как оберег, который способен защитить человека и жилище от нечистой силы и дурного глаза.

В языческие времена вышивкой в основном украшались полотенца, простыни, рушники, скатерти, занавески различные покрывала. Также вышивкой украшали одежду: сарафаны, головные уборы, рубахи.

Жемчуг и бисер также широко использовались в светском и церковном шитье. 

Золотое шитье.


Золотое шитьё – это вышивка золотой и серебряной нитью, очень древний вид рукоделия. Самые первые сведения о золотом шитье относятся ко II веку до н. э., когда в Пергамском царстве (северо-запад Малой Азии) правил Атталу. Согласно преданию, именно оттуда и пришла к римлянам атталинская вышивка – так тогда называлось шитьё золотой нитью.

Золотое шитье развито в Пензенской области и по сей день. Одна из самых известных мастериц в Пензенской области – Марина Теплицкая. Для изготовлении работ она использует разные материалы: кроме самих металлизированных нитей еще и канитель, шнуры, жемчуг, камни, стразы.

Мастерские художественного шитья («светлицы») имелись почти в каждом княжеском и боярском хозяйствах, в домах служилых и торговых людей, в женских монастырях. Во главе такой мастерской стояла сама хозяйка, нередко принимавшая непосредственное участие в работе. В зависимости от материального и служебного положения главы дома составлялся «штат» мастерской, иногда насчитывающий до 100 мастериц. В светлицах цариц вышиванием занимались жены и дочери служилых людей во главе с боярынями, а у служилых и торговых людей – простые крестьянки.

Мастерицы специально обучались художественному шитью, их труд ценился высоко.

Искусство древнерусских мастериц ярко проявилось как в лицевом, так и в орнаментальном и жемчужном шитье. Жемчугом богато украшали не только роскошные парадные одеяния представителей знати, но даже праздничные крестьянские одежды, поскольку он в большом количестве добывался в реках русского Севера. Широко использовался жемчуг как местный, так и привозной, морской, для украшения облачений духовенства. Жемчугом обнизывали на изделиях контуры фигур святых, вышивали разнообразные орнаментальные узоры, часто дополняемые сверкающими самоцветами.

Секреты мастерства передавались по наследству из поколения в поколение, и не каждая мастерица могла овладеть искусством сложнейшей вышивки.

Лучшие вышивальщицы украшали узорами парадную одежду для царской семьи.

Известно несколько разновидностей техники золотного шитья, но все объединяет одна особенность – нити крепились поверх тканей, особая фактура нитей диктует и особую технику шитья. Мастерицы шили вприкреп, золотная нить не протаскивалась сквозь ткань, а закреплялась на лицевой стороне с помощью различных швов шелковыми нитями в тон основной нити или же наоборот, контрастной нитью. У одних изделий поверхность была плоская, нити располагали в разных направлениях и так создавался эффект золотого блеска. Другие изделия имели выпуклую поверхность – на ткани закреплялись фрагменты узора, вырезанные из бересты или картона, и обшивались золотыми нитями.

Золотом шили по бархату, шелку, парче и по плотным, суровым тканям, подложка делалась из холста. Ткань выбирали в зависимости от узора. Если он был сплошным и покрывал всю поверхность ткани, то ткань – основа подбиралась плотная, если же золотом вышивались только узоры, то использовали шелк, бархат или парчу, и ткань подбирали и по фактуре и по цвету. Кроме нитей в золотном шитье используют канитель для орнамента или для обводки контура узора, жемчуг и драгоценные камни для украшения изделий

Золотное шитье очень тонкая и кропотливая работа, мастерице требовалось несколько месяцев, а то и больше года, чтобы закончить изделие.

Роспись по дереву.


Искусство росписи по дереву – одно из древнейших исконно-народных. Роспись считается одной из самых древних промысловых отраслей: расписные братины и ендовы, ковшы и ковшики упоминаются еще в древнерусском былинном эпосе. На Руси расписывали домашние лавы, ложки, блюда, сани, да все, что угодно. Даже избу, особенно наличники, расписывали богатыми узорами прямо по резьбе или в дополнение к ней.

Пензенский стиль росписи по дереву впитал в себя все лучшее, что выработали мастера нижегородские, саровские монахи, сергиево-посадские умельцы и народные художники из-под Вятки. Так сложилось благодаря самому географическому положению Пензенского края, перекрестьям культур, эпох и цивилизаций.

Становится понятным, почему несмотря на то, что деревянные изделия с росписью достаточно широко бытовали в Пензенском крае, самобытного пензенского стиля росписи по дереву как бы и не существует. Пензенские мастера, занимающиеся этим художественным промыслом, исстари используют тот мотив, ту школу и тот стиль, который им более всего подходит, иногда смешивая стили и манеры письма, создавая нечто особенное, свежее, оригинальное. 

Пензенский музей народного творчества — государственный музей, занимающийся сохранением, изучением и пропагандой традиционных пензенских художественных промыслов, ремесел и работ народных умельцев. Пензенский музей народного творчества — государственный музей, занимающийся сохранением, изучением и пропагандой традиционных пензенских художественных промыслов, ремесел и работ народных умельцев. Открыт 26 января 1975 года. Директор — Ведяева Наталья Анатольевна. Расположен в здании усадьбы пензенского леспоромышленника С. Л. Тюрина. Здание является памятником деревянной архитектуры первой половины XIX века.



Литература.

  1. Методическое пособие «Литературное наследие Пензенского края» под ред Е.Ф. Купецковой.

  2. Русские художественные промыслы, Шинкарук М. - Аванта +, 2011

  3. masterovgorod/ru

  4. *nikolsk-musey-stekla

  5. *kovrotkachestbo-belinskii-raion

  6. *history/kustarnyye-promysly/php referat-39868html

  7. *russkii votchina-derevyannog/htmi

  8. *pukhaoviazanie-solenevka

  9. *o-pamyathike-laptyu

  10. *kuznec58/ru

  11. https://www.youtube.com/watch?v=BZRmMT4uaL8&t=ls

  12. https://cloud.mail.ru/public/4Mqz/5imm7VeRQ




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!