СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Народные промыслы.Их истоки и современное развитие.

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Народные промыслы. Их истоки и современное развитие.Презентация познакомит с ремеслами и промыслами Древней Руси.Расскажет о Мезенской символике и росписи.

Просмотр содержимого документа
«Народные промыслы.Их истоки и современное развитие.»

Народные промыслы.Их истоки и современное развитие.

Народные промыслы.Их истоки и современное развитие.

С незапамятных времен на Руси в жизни русского народа важное место занимала особая форма творчества-« промысел » или « промыслы ».Она сочетала производство повседневных предметов быта с высокохудожественными способами их изготовления и украшения.В русских промыслах отображается все многообразие исторических,духовных и культурных традиций нашего народа,некоторые из которых зародились столетия назад.Изделия русских промыслов выражают отличительные черты и неповторимость русской традиционной культуры.Исследователи относят к русским народным промыслам росписи посуды и других предметов быта,глиняную и деревянную игрушку,кружевоплетение,гончарное,кузнечное дело и другое.

С незапамятных времен на Руси в жизни русского народа важное место занимала особая форма творчества-« промысел » или « промыслы ».Она сочетала производство повседневных предметов быта с высокохудожественными способами их изготовления и украшения.В русских промыслах отображается все многообразие исторических,духовных и культурных традиций нашего народа,некоторые из которых зародились столетия назад.Изделия русских промыслов выражают отличительные черты и неповторимость русской традиционной культуры.Исследователи относят к русским народным промыслам росписи посуды и других предметов быта,глиняную и деревянную игрушку,кружевоплетение,гончарное,кузнечное дело и другое.

Народное искусство .Народное искусство изначально связано с трудовой деятельностью человека.Развивается на основе традиций и преемственности.В основе народного искусства лежит декоративно-прикладное искусство. Царская посуда

Народное искусство .Народное искусство изначально связано с трудовой деятельностью человека.Развивается на основе традиций и преемственности.В основе народного искусства лежит декоративно-прикладное искусство.

Царская посуда

В декоративно-прикладном искусстве ярко отображаются традиции народных промыслов.Декоративно-прикладное искусство-это художественно оформленные предметы,которые человек использует в жизни:оружие и доспехи,посуда,мебель,ткани,ювелирные изделия,игрушки..

В декоративно-прикладном искусстве ярко отображаются традиции народных промыслов.Декоративно-прикладное искусство-это художественно оформленные предметы,которые человек использует в жизни:оружие и доспехи,посуда,мебель,ткани,ювелирные изделия,игрушки..

Навыки ремёсел и промыслов передавались из поколения в поколение, оттачивались,постепенно достигая оптимального состояния.

Навыки ремёсел и промыслов передавались из поколения в поколение, оттачивались,постепенно достигая оптимального состояния.

Кроме изготовления обуви, одежды и посуды, важное место в русских народных промыслах играла игрушка. Именно ее считали очень важной для воспитания детей и производили в огромных количествах в основном из глины и дерева.

Кроме изготовления обуви, одежды и посуды, важное место в русских народных промыслах играла игрушка. Именно ее считали очень важной для воспитания детей и производили в огромных количествах в основном из глины и дерева.

Существовало также великое множество столярных и гончарных промыслов. Процветало кузнечное дело и плетение корзин.

Существовало также великое множество столярных и гончарных промыслов. Процветало кузнечное дело и плетение корзин.

В наши дни народное искусство не исчезло,оно во многом перешло в другую сферу,появилось и определение: декоративно-прикладное искусство .Слово « декор »-означает « украшаю ».Основа декора-узор,орнамент.Прикладное-предмет должен иметь свое назначение.И,возможно,некоторые предметы теряют уже свою утилитарность,но при этом приобретают новое звучание-украшают быт и радуют глаз,наполняя наш мир красотой и гармонией .

В наши дни народное искусство не исчезло,оно во многом перешло в другую сферу,появилось и определение: декоративно-прикладное искусство .Слово « декор »-означает « украшаю ».Основа декора-узор,орнамент.Прикладное-предмет должен иметь свое назначение.И,возможно,некоторые предметы теряют уже свою утилитарность,но при этом приобретают новое звучание-украшают быт и радуют глаз,наполняя наш мир красотой и гармонией .

Мезенская роспись. Мезенская роспись возникла в начале XIX века в низовьях реки Мезень Архангельской области.Ею расписывали различную домашнюю утварь-прялки,ковши,короба,сундуки,шкатулки.

Мезенская роспись. Мезенская роспись возникла в начале XIX века в низовьях реки Мезень Архангельской области.Ею расписывали различную домашнюю утварь-прялки,ковши,короба,сундуки,шкатулки.

Истоки творчества наших предков Вдоль реки Мезень, протекающей по территории Коми АССР и Архангельской области и впадающей в Белое море, с древности жили народы, привыкшие смирять суровый характер величественной и дикой природы. Лес делился с людьми пушным зверьем и птицей, полноводная речка одаривала рыбой. Кони и олени были лучшими помощниками человека в промыслах и земледелии. Все эти образы не могли не найти места в мезенской росписи

Истоки творчества наших предков Вдоль реки Мезень, протекающей по территории Коми АССР и Архангельской области и впадающей в Белое море, с древности жили народы, привыкшие смирять суровый характер величественной и дикой природы. Лес делился с людьми пушным зверьем и птицей, полноводная речка одаривала рыбой. Кони и олени были лучшими помощниками человека в промыслах и земледелии. Все эти образы не могли не найти места в мезенской росписи

Орнаменты :Спецификой рисунка мезенских художников искусствоведы называют присутствие трех содержательных ярусов.Каждый из них представляет миры-небесный,земной и подземный.На нижнем ярусе нарисованы кони и олени,в среднем к ним присоединяются птицы,а верхний ярус заполнен изображениями одних пернатых. Возможно,присутствие коней и оленей в нижнем ярусе обозначает,что это мир не только живых,но и мертвых.Кони у древних народов были связаны с погребальным культом. Границами ярусов являются горизонтальные полосы,внутри которых располагаются узоры. Изюминка этих узоров-геометрические фигуры,которыми и отличается мезенская роспись.

Орнаменты :Спецификой рисунка мезенских художников искусствоведы называют присутствие трех содержательных ярусов.Каждый из них представляет миры-небесный,земной и подземный.На нижнем ярусе нарисованы кони и олени,в среднем к ним присоединяются птицы,а верхний ярус заполнен изображениями одних пернатых. Возможно,присутствие коней и оленей в нижнем ярусе обозначает,что это мир не только живых,но и мертвых.Кони у древних народов были связаны с погребальным культом. Границами ярусов являются горизонтальные полосы,внутри которых располагаются узоры. Изюминка этих узоров-геометрические фигуры,которыми и отличается мезенская роспись.

Отголоски язычества .Ученые предполагают,что раньше художники пользовались не кистью,а резцом.Этим и объясняется геометрический характер орнамента. Поскольку в резьбе по дереву орнаменты более несли идею оберега,нежели украшения,они могли выражать языческую символику.Стихии и светила наши предки возводили в ранг божеств,немудрено, что присутствие этих знаков на ритуальных предметах и предметах быта обозначало нечто большее,чем просто радующий глаз рисунок

Отголоски язычества .Ученые предполагают,что раньше художники пользовались не кистью,а резцом.Этим и объясняется геометрический характер орнамента. Поскольку в резьбе по дереву орнаменты более несли идею оберега,нежели украшения,они могли выражать языческую символику.Стихии и светила наши предки возводили в ранг божеств,немудрено, что присутствие этих знаков на ритуальных предметах и предметах быта обозначало нечто большее,чем просто радующий глаз рисунок

Символика животного и растительного мира.Другие значимые образы мезенской росписи-деревья,птицы,лоси,кони,олени,снег и холод,который сопровождает жизнь северных народов большую часть года.

Символика животного и растительного мира.Другие значимые образы мезенской росписи-деревья,птицы,лоси,кони,олени,снег и холод,который сопровождает жизнь северных народов большую часть года.

Елки и другие деревья художники писали традиционно: вертикальная палочка снабжалась штрихами-ветвями, нередко они были изогнуты плавными дугами, дерево всегда изображали либо с корнями, либо растущим на земле. Холод художник мог условно изобразить вертикальной линией, на которую часто были нанизаны перпендикулярные короткие штрихи. И, конечно, в ходу были разнообразные снежинки.

Елки и другие деревья художники писали традиционно: вертикальная палочка снабжалась штрихами-ветвями, нередко они были изогнуты плавными дугами, дерево всегда изображали либо с корнями, либо растущим на земле. Холод художник мог условно изобразить вертикальной линией, на которую часто были нанизаны перпендикулярные короткие штрихи. И, конечно, в ходу были разнообразные снежинки.

Птицы – предвестники счастья.Птицы в народной культуре обещают богатство и благо, связаны со светом и добрыми силами. Любимые персонажи мезенских мастеров – лебеди и утки. Лебедь связан со стихиями воздуха и воды, его рисовали продолговатым, с изящно изогнутой длинной шеей. Утка указывает на культ солнца – она прячет дневное светило на ночь под землю или в воду, чтобы не нарушился мировой порядок.

Птицы – предвестники счастья.Птицы в народной культуре обещают богатство и благо, связаны со светом и добрыми силами. Любимые персонажи мезенских мастеров – лебеди и утки. Лебедь связан со стихиями воздуха и воды, его рисовали продолговатым, с изящно изогнутой длинной шеей. Утка указывает на культ солнца – она прячет дневное светило на ночь под землю или в воду, чтобы не нарушился мировой порядок.

Лошади и олени.Конь - главная фигура в творчестве мезенских авторов. Он имеет значение оберега, символизирует семейные ценности, благополучие и счастье. Условность изображения, а также подрисованные к ногам в нижней части перышки, намекали на неземное происхождение этих героев, которым отдавала особое предпочтение мезенская роспись. Лошадь раскрашивали в красный цвет или штриховали мелкой решеточкой, реже контуры заполняли черной краской.

Лошади и олени.Конь - главная фигура в творчестве мезенских авторов. Он имеет значение оберега, символизирует семейные ценности, благополучие и счастье. Условность изображения, а также подрисованные к ногам в нижней части перышки, намекали на неземное происхождение этих героев, которым отдавала особое предпочтение мезенская роспись. Лошадь раскрашивали в красный цвет или штриховали мелкой решеточкой, реже контуры заполняли черной краской.

Так же в наше время большой интерес уделяется росписи предметов:Хохломская роспись,Гжельская роспись,Жостовская роспись,Городецкая роспись,Палехская и Федоскинская миниатюра.Популярностью пользовалось:Вологодское,Елецкое,Мценское и Вятское кружево и известный на весь мир Оренбургский пуховый платок.

Так же в наше время большой интерес уделяется росписи предметов:Хохломская роспись,Гжельская роспись,Жостовская роспись,Городецкая роспись,Палехская и Федоскинская миниатюра.Популярностью пользовалось:Вологодское,Елецкое,Мценское и Вятское кружево и известный на весь мир Оренбургский пуховый платок.

Мценское кружево Вятское кружево

Мценское кружево

Вятское кружево

Выполнил:Разумовский А.Г. МОУ «Лицей №26» г.Саранск

Выполнил:Разумовский А.Г.

МОУ «Лицей №26»

г.Саранск


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!