СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Народные традиции Воронежского края

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

В календарных обрядах Воронежской области

Просмотр содержимого документа
«Народные традиции Воронежского края»

Выполнили ученицы 11 «А» класса: Морозова Анна Калашникова Анастасия Проверила: Жихарева Елена Александровна Народные традиции и календарные обряды Воронежского края

Выполнили ученицы 11 «А» класса:

Морозова Анна

Калашникова Анастасия

Проверила:

Жихарева Елена Александровна

Народные традиции и календарные обряды Воронежского края

В календарных обрядах Воронежской области, как и во всем русском фольклоре, тесно переплелись христианство и язычество. Часть народных обрядов непосредственно связана с христианским учением, с памятными датами церковного календаря, как, например, праздник Рождества Христова, Пасха. Но еще до того как были введены эти праздники, существовали языческие обряды, которые долгое время подвергались церковным гонениям и запретам. К ним относятся Масленица, Ивана Купала и многие другие. В результате подобных преобразований в русской традиции сложилась своя уникальная мировоззренческая система, в которой соединились и христианские, и языческие представления о мире. До настоящего времени в селах и деревнях Воронежской области сохранились в памяти жителей сведения о народных обрядах и обычаях, включающих архаические элементы христианства и язычества.
  • В календарных обрядах Воронежской области, как и во всем русском фольклоре, тесно переплелись христианство и язычество. Часть народных обрядов непосредственно связана с христианским учением, с памятными датами церковного календаря, как, например, праздник Рождества Христова, Пасха. Но еще до того как были введены эти праздники, существовали языческие обряды, которые долгое время подвергались церковным гонениям и запретам. К ним относятся Масленица, Ивана Купала и многие другие. В результате подобных преобразований в русской традиции сложилась своя уникальная мировоззренческая система, в которой соединились и христианские, и языческие представления о мире. До настоящего времени в селах и деревнях Воронежской области сохранились в памяти жителей сведения о народных обрядах и обычаях, включающих архаические элементы христианства и язычества.
Среди календарных праздников одним из особо почитаемых были зимние Святки, открывавшие новый земледельческий год. Готовиться к ним начинали задолго, еще с декабря. С Филиппова дня (14/27 декабря) наступал рождественский пост, или филипповки. Конец свадьбам, посиделки становятся строже. 6/19 декабря – день Николая Чудотворца, Никлая Зимнего, одного из наиболее почитаемых святых на Руси. Культ Николая приближался к почитанию самого Бога. Зима в это время вступила в свои права. 12/25 декабря – день святого Спиридония. После Спиридония день начинал прибавляться.

Среди календарных праздников одним из особо почитаемых были зимние Святки, открывавшие новый земледельческий год. Готовиться к ним начинали задолго, еще с декабря. С Филиппова дня (14/27 декабря) наступал рождественский пост, или филипповки. Конец свадьбам, посиделки становятся строже. 6/19 декабря – день Николая Чудотворца, Никлая Зимнего, одного из наиболее почитаемых святых на Руси. Культ Николая приближался к почитанию самого Бога. Зима в это время вступила в свои права. 12/25 декабря – день святого Спиридония. После Спиридония день начинал прибавляться.

День накануне Рождества (24декабря / 6 января) назывался сочельник, от слова «сочиво», т.е сушеные хлебные зерна, размоченные водой, которые употребляли в этот день в пищу. В рождественский сочельник заканчивались все приготовления к празднику.

День накануне Рождества (24декабря / 6 января) назывался сочельник, от слова «сочиво», т.е сушеные хлебные зерна, размоченные водой, которые употребляли в этот день в пищу. В рождественский сочельник заканчивались все приготовления к празднику.

25декабря / 7 января – Рождество Христово, этот праздник начинает Святки. На восходе солнца перед Рождеством было принято выходить из дома «славить Христа». Эти песнопения и получили название христославия.  С этой поры начинался поворот от зимнего сна = к весеннему пробуждению. Возрождение Солнца зимой = начало мира, зимний Солнцеворот, зимнее Новолетие. (В России зимние новогодье стали праздновать с 1700 года.)  Наряду с Христом на Рождество народ славил и покровительницу человека, Божью Матерь.  Молодежь и детвора совершали обряд колядования = обход дворов с пением величально-поздравитьных песен: колядок и авсеней. Основная цель колядования – пожелание счастья, богатства и хорошего урожая.

25декабря / 7 января – Рождество Христово, этот праздник начинает Святки. На восходе солнца перед Рождеством было принято выходить из дома «славить Христа». Эти песнопения и получили название христославия. С этой поры начинался поворот от зимнего сна = к весеннему пробуждению. Возрождение Солнца зимой = начало мира, зимний Солнцеворот, зимнее Новолетие. (В России зимние новогодье стали праздновать с 1700 года.) Наряду с Христом на Рождество народ славил и покровительницу человека, Божью Матерь. Молодежь и детвора совершали обряд колядования = обход дворов с пением величально-поздравитьных песен: колядок и авсеней. Основная цель колядования – пожелание счастья, богатства и хорошего урожая.

Отличительной чертой Воронежских святочных обрядов является обычай поминальных семейных костров, зажигаемых в других областях во время Страстной недели, Семика или Троицы. пожилые люди жгли солому во дворе, на выгоне -
  • Отличительной чертой Воронежских святочных обрядов является обычай поминальных семейных костров, зажигаемых в других областях во время Страстной недели, Семика или Троицы. пожилые люди жгли солому во дворе, на выгоне - "Христа обогревали" (с. Пузево, Бутурлиновский район). Семейными кострами также " обогревали ноги умерших родителей". этот обряд получил и другое название - "греть корову". Собирались близкие родственники и на базу разводили костер. Из клуни выводили корову, а бабушка читала какие-то заклинания или молитвы (с. Монастырщина, Богучарский район).
Наиболее значим канун Крещения, когда приготовлялась обрядовая пища, совершались гадания. Люди верили, что именно в полночь накануне Крещения вода становится «святой», целебной, происходит смена времен, чудодейственное очищение в природе, сны оказываются вещими. До Крещения специально оставляли необмолоченный сноп. Во время праздника, после окропления скотины святой водой, давали ей этот сноп, чтобы скотина «разговелась»(с. Лпатки, Рамонский район). Центральным событием праздника было церковное освящение воды. На Крещенье в Воронежской области, как и по всей России, устраивали на реке ярдань: пилили лед, делали прорубь в реке, вырубали столбы в форме креста. После совершения церковного обряда с определенными действиями и песнопениями вода становилась святой в любом колодце. Дюди обливались у проруби, купались, приносили домой воду для умывания, чтобы избавиться от болезней, главным образом кожных, и порчи. Освященной водой окропляли дом, хозяйственные постройки, животных и птицу.
  • Наиболее значим канун Крещения, когда приготовлялась обрядовая пища, совершались гадания. Люди верили, что именно в полночь накануне Крещения вода становится «святой», целебной, происходит смена времен, чудодейственное очищение в природе, сны оказываются вещими. До Крещения специально оставляли необмолоченный сноп. Во время праздника, после окропления скотины святой водой, давали ей этот сноп, чтобы скотина «разговелась»(с. Лпатки, Рамонский район).
  • Центральным событием праздника было церковное освящение воды. На Крещенье в Воронежской области, как и по всей России, устраивали на реке ярдань: пилили лед, делали прорубь в реке, вырубали столбы в форме креста. После совершения церковного обряда с определенными действиями и песнопениями вода становилась святой в любом колодце. Дюди обливались у проруби, купались, приносили домой воду для умывания, чтобы избавиться от болезней, главным образом кожных, и порчи. Освященной водой окропляли дом, хозяйственные постройки, животных и птицу.
Сохранился в некоторых районах области и сугубо женский обряд крещения, или похорон кукушки, которой совершался уже в канун Троицы. В селах делали куклу, тряпичную или из травы, одевали ее в женский костюм, затем «крестили» (тем самым осуществлялся обряд кумления девушек), а потом прятали в поле или в лесу. Существовал обычай прочерчивать сохой борозды в виде креста. В нем девушки опахивались — танцевали, пели, отгоняя всю нечистую силу от поля. До Троицы необходимо было высадить всю рассаду, так как в более поздние сроки растениям не хватало времени для созревания. Вот и спешил хороший хозяин со всем управиться. Но до сих пор еще говорят, что «высадишь капусту после Троицы, будут на ней»простовилки».
  • Сохранился в некоторых районах области и сугубо женский обряд крещения, или похорон кукушки, которой совершался уже в канун Троицы. В селах делали куклу, тряпичную или из травы, одевали ее в женский костюм, затем «крестили» (тем самым осуществлялся обряд кумления девушек), а потом прятали в поле или в лесу.
  • Существовал обычай прочерчивать сохой борозды в виде креста. В нем девушки опахивались — танцевали, пели, отгоняя всю нечистую силу от поля.
  • До Троицы необходимо было высадить всю рассаду, так как в более поздние сроки растениям не хватало времени для созревания. Вот и спешил хороший хозяин со всем управиться. Но до сих пор еще говорят, что «высадишь капусту после Троицы, будут на ней»простовилки».
За Троицей следовала так называемая русальная неделя. В результате христианизации Руси многие языческие праздники хотя и были признаны церквью, но в течение они переродились и получили негативную окраску. Так, например, образ русалки потерял свое первоначальное аграрное значение, и она была причислена к нечистой силе. Считалось, что в эти дни русалка выходит из воды, качается на деревьях, бегает по полям, может «защекотать» задумавшегося прохожего. В большинстве сел русалку причисляют к темным силам, стараются с ней не встречаться. Ее первоначальное значение предвестницы хорошего урожая уже не сохранилось. Заткнутыми в забор ветками осины старались отпугнуть колдунов.
  • За Троицей следовала так называемая русальная неделя. В результате христианизации Руси многие языческие праздники хотя и были признаны церквью, но в течение они переродились и получили негативную окраску. Так, например, образ русалки потерял свое первоначальное аграрное значение, и она была причислена к нечистой силе. Считалось, что в эти дни русалка выходит из воды, качается на деревьях, бегает по полям, может «защекотать» задумавшегося прохожего. В большинстве сел русалку причисляют к темным силам, стараются с ней не встречаться. Ее первоначальное значение предвестницы хорошего урожая уже не сохранилось. Заткнутыми в забор ветками осины старались отпугнуть колдунов.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!