СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Народный весенний праздник

Нажмите, чтобы узнать подробности

Праздник Масленица

Просмотр содержимого документа
«Народный весенний праздник»

МБОУ «Апраксинская СОШ»













«Народный весенний праздник»


























Цель внеклассного мероприятия:

Воспитательная

- расширить представления учащихся о народных традициях и праздниках

- воспитывать интерес к народным традициям.


Обучающая

- познакомить учащихся с народным праздником «Масленица»

- обогатить словарь детей через народный фольклор (заклички, пословицы, песни)


Развивающая

- развивать память, внимание, речь, мышление, общую моторику

- способствовать развитию и реализации творческих возможностей учащихся

Планируемый результат:

Личностные УУД

1.Узнают первоначальные сведения о празднике «Масленица».

2.Научаться выполнять самооценку на основе критерия успешности игровой деятельности


Регулятивные УУД

1.Научаться определять и строить план действиядля выполнения определенного задания.

2. Научаться вносить свои коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок.


Познавательные УУД

1.Научаться перерабатывать полученную информацию и использовать ее в ходе мероприятия.

2. Научаться находить ответы, используя свой жизненный опыт.

Основные понятия:

Названия дней масленичной недели, блюда масленичной недели,народные игры и песни.

Межпредметные связи:

Окружающий мир, литературное чтение, музыка.

Оборудование:

- Народные костюмы

- Декорации: самовар, печь

- Компьютер, проектор, презентация

Раздаточный материал:

- Угощения: блины, блинчики, оладушки

- Нарисованные солнышки

Форма проведения занятия:

Праздник

Методы воспитания:

Поощрение, одобрение, разъяснение, рассказ.







Ход мероприятия:

Ведущий:

Вот и праздник наш настал. Ждать весну народ устал. Чтоб друг друга подбодрить, будем печку мы топить.

В школу в гости к нам зовем

Масленицу.


Ученик:

Русскую старинную

Румяную да блинную

Со снежными горками

Горячими пирогами

С бубликами да блинами

С тройками да санями.

Проходи честной народ

К нам на представление

Ждёт вас праздник озорной

Всем на удивление.

Ученица:

-Масленицу величаем

И чего ей только не обещаем:

Реки сметанные,горы блинами,

Лишь бы скорее приехала она,

Честная, весёлая, широкая боярыня!

Ученик:

Приходите к нам на праздник

И тихони, и проказник.

Будет чай у нас горяч…

Будет блин да калач,

Будут игры и смех,

Будет праздник для всех!

Поспешайте, наряжайтесь,

К нам на праздник собирайтесь!!!

Ведущий:

Масленица – один из самых любимых праздников русского народа, самый весёлый, разгульный. Ожидался он всеми с большим нетерпением. Масленицу называли честной, Широкой, весёлой, величали её «Боярыней – Масленицей», «Госпожой – Масленицей». С Масленицей разговаривали как с живым существом: она то «дорогая гостья», то «баба – кривошейка», то «красная девица», то «Авдотья Ивановна».

В старину праздник Масленица отмечался очень широко. Заранее готовили снежные горки и качели, устанавливались балаганы для скоморохов, выставлялись столы с самоварами и горячими блинами, сладостями и медовухой. Недаром в народе про Масленицу говорят, что «Масленица зиму прощает, холодную жизнь кончает».

-Ребята, надо нам Масленицу позвать!

Повторяйте с нами вместе:

«Появись Масленица – красавица,

Помоги повеселить Зиму и Весну встретить»


(входит Масленица под музыку, кланяется по всем сторонам)

-Здравствуйте, здравствуйте,

Веселья вам и радости!

Сегодня мы зимушку пушистую провожаем,

Весну красную встречаем!

Ребята, а кто знает…

1. Как называется в народе последний день Масленицы?

а) заигрыш;

б) золовкины посиделки;

в) Прощеное воскресенье.

2. Какому празднику посвящается картина Сурикова «Взятие снежного городка»?

а) Масленице;

б) Рождеству;

в) Новолетию.

3. Праздник кончился, хозяева устали, а гости не расходятся. Как в Древней Руси было принято делать намек, что пора домой?

а) раскрывать настежь двери;

б) петь отходную песню;

в)выдавать на прощание пряник


Ведущий:

Масленицу празднуют семь дней, и каждый день имеет своё название.


1 ребенок

Я - понедельник, называют меня «встреча», потому что Масленицу встречаю

Ведущий:

В этот день начинают печь блины. Первый блин принято отдавать бедным и нуждающимся людям. В понедельник наши предки готовили чучело, одевали его в лохмотья и выставляли его на главной улице деревни. Оно стояло на всеобщем обозрении до воскресения.

Русские люди ели много блинов на Масленицу, да сами над собой подшучивали, много весёлых поговорок о блинах сложили.

А вы какие поговорки о блинах знаете?

  • Без пирогов – не именины.

  • Без блинов не Масленица,

  • Блин добр не один.

  • Блин не клин, брюха не расколет.

  • Первый блин -  комом,

Второй –с маслом,

А третий – с квасом.

Масленица:

- Ну-ка встаньте в ровный ряд

  Руку протяните,

  И от Масленицы блин

Вы себе возьмите!

-А блины-то, волшебные, с пословицами. Ну-ка, продолжите пословицу!

1. Делу время,.......... :................. потехе час
2. Землю красит солнце, .......а человека.... труд.

3. Терпение и труд................ все перетрут
4. Семь раз отмерь, ..............один раз отрежь
5. Не имей сто рублей, ........а имей сто друзей 

6. Без труда ………… ……..не вытащишь и рыбки из пруда

7.Старый друг ……………..лучше новых двух.

8. Поспешишь – …………...людей насмешишь



2 ребёнок

Я – вторник, называют меня «заигрыш», потому что игрища начинаю, ряженых вожу по домам.



Ведущий:

Его посвящали молодежи. В этот день устраивали народные гуляния: катались на санях, ледяных горках, каруселях. А так же играли.

Игра «Кочерга»

- Как зовут?

- Кочерга (Если ребенок отвечает «кочерга», тогда он делает шаг вперед. Если же он называет свое настоящее имя – шаг назад)

- Что ел на завтрак?

- С кем ты любишь разговаривать по ночам?

- Чем ты чистишь зубы?

- А кто твои бабушка с дедушкой?

-Чем ты ковыряешься в носу?

-Как зовут твоего друга?

-О чём напишешь доклад?

-Что подаришь маме на 8 марта?

-Твоя любимая игрушка?

-Где ты живёшь?

-Что ты ешь на обед?

-Чем ты подметаешь пол?

За каждый «правильный» ответ на вопрос ребенок делает шаг вперед. Если он ошибся (ответил не тем словом или в неправильном числе/падеже/склонении) – шаг назад. Побеждает игрок, первым добравшийся до заранее обозначенной точки или черты. Чтобы не вызывать у детей обиду или насмешки некорректными вопросами, игру может вести взрослый. Но обычно, проведение этой игры вызывает у детей море смеха и веселья


Игра «Горелки»

Пары встают друг за другом в ряд-колонну. «Горелка» отворачивается от остальных детей. Теперь нужно прочертить линию. Она должна располагаться через 5-10 метров от ведущего. Чем меньше возраст играющих детей, тем короче расстояние от ведущего-«горелки» до проведенной черты.

Все участники, взявшись попарно за руки, дружно поют песню:

«Гори, гори ясно,

Чтобы не угасло…

Погляди на небо:

Звёзды горят,

Журавли кричат.

Раз, два, не проворонь,

А беги, как огонь!».

Последняя строчка песенки - сигнал к активному действию детей из крайней пары. Они разъединяют руки и стремительно бегут к заветной черте. Ведущий должен поймать за руку одного из пары. Если это ему удается, он встает в пару с тем, кого не догнал. Пойманный ребенок становится «горелкой». Если догнать никого не удалось, то ведущий не меняется. Пара «сбежавших» игроков объединяется за чертой, затем встает в начало общей колонны. Если «горелка»не быстр и не ловок, он долго остается в роли ведущего, а остальные его подбадривают. 


Русская народная игра «Золотые ворота»

: Пара игроков встают лицом друг к другу и поднимают вверх руки – это ворота. Остальные игроки берутся друг за друга так, что получается цепочка. Все дети говорят:

Ай, люди, ай, люди,

Наши руки мы сплели.

Мы их подняли повыше,

Получилась красота!

Получились не простые,

Золотые ворота! 

Игроки-ворота говорят стишок, а цепочка должна быстро пройти между ними. Дети – «ворота» говорят:

Золотые ворота

Пропускают не всегда.

Первый раз прощается,

Второй - запрещается.

А на третий раз

Не пропустим вас! 

С этими словами руки опускаются, ворота захлопываются. Те, которые оказались пойманными, становятся дополнительными воротами. "Ворота" побеждают, если им удалось поймать всех игроков.

Правила игры: Игра продолжается до тех   пор, пока не останется три-четыре не пойманных играющих, опускать руки надо  быстро, но аккуратно. 


3 ребёнок

Я – среда, называют меня «лакомкой», потому что очень много сладостей едят.

Ведущий:

В этот день звали в дом гостей Их угощали блинами, медовыми пряниками и пирогами. Также в среду было принято потчевать блинами своих зятьев, отсюда пошло выражение «Пришел зять, где сметаны взять?». Также в этот день проводились конные бега и кулачные бои.

Сядем рядком да поговорим ладком. Все ли здесь смышлёные? Загадки отгадывать умеете? (Масленица загадывает загадки)


Кто все ночи напролет

Песни снежные поет?

Ветру — зимняя подруга,

Наметет сугробы... (вьюга)

Всю зиму лежал,

А весной в реку убежал. (Ручей)


Жил я посреди двора, где играет детвора.

Но от солнечных лучей превратился я в ручей




Выпала из белой тучки

И попала к нам на ручки.

Эта снежная пушинка,

Серебристая...



Стоит толстячок,

Подбоченя бочок.

Шипит и кипит,

Всем чай пить велит.   (Самовар)


Что на сковородку наливают,

Да вчетверо сгибают?     (Блины)


 Шагает красавица, 
легко земли касается, 
Идёт на поле, на реку, 
И по снежку, и по цветку. 
(Весна) 

Я раскрываю почки, 
в зелёные листочки. 
Деревья одеваю, 
посевы поливаю, 
Движения полна, 
зовут меня ... 
(весна) 

Была белая да седая,
Пришла зелёная, молодая.
(Зима и весна)

У занесённых снегом кочек,
Под белой шапкой снеговой
Нашли мы маленький цветочек,
Полузамёрзший, чуть живой.
(Подснежник)


В голубенькой рубашке
Бежит по дну овражка.
(Ручеек)

Новоселье у скворца
Он ликует без конца.
Чтоб у нас жил пересмешник,
Смастерили мы ...
(Скворечник)

Здесь на ветке чей-то дом
Ни дверей в нем, ни окон,
Но птенцам там жить тепло.
Дом такой зовут ...
(Гнездо)

-Молодцы, развеселили всех!

4 ребёнок

Я – четверг, называют меня «широким четвергом», потому что я самый весёлый и ненасытный день.

Ведущий:

С этого дня начинается Широкая Масленица, которая сопровождается играми в снежки, катанием на санках, веселыми хороводами и песнопениями.

И мы не лыком шиты

           

Какое же веселье без частушек.

Эй, девчонки-хохотушки!

Затевайте-ка частушки!

Затевайте поскорей,

Чтоб порадовать гостей!

(выходят петь частушки девочки)


Я частушек много знаю,

И хороших, и плохих.

Хорошо тому послушать,

Кто не знает никаких.


Чтобы печка разгорелась,

Надо жару поддавать.

Чтобы песня лучше пелась,

Надо пляской помогать.


Пошла плясать бабушка Лукерья,

На затылке нет волос-

Привязала перья!




У меня коса большая,

Ленточка коротенька.

Про меня не думай, парень,

Я ещё молоденька!


На окошке сидит кошка

С белыми котятами.

Как не стыдно вам, ребята,

Бегать за девчатами.


Вы послушайте, ребята,

Нескладеху будем петь:

На дубу свинья пасется,

В бане парится медведь.


Между небом и землёй

Поросёнок рылся

И нечаянно хвостом

К небу прицепился.

 

Сшила платье из капусты,

Огурцом отделала.

Рассердилась, платье съела.

Что же я наделала?


(Мальчики сделали вид, что приняли «вызов».)

Один из них говорит: А мы тоже не лаптем щи хлебали.

А, ну, ребята, нашу любимую!


На окошке два цветочка-

Голубой и аленький.

Я парнишка боевой,

Хоть и ростом маленький.


Сидит ёжик на берёзе-

Новая рубашка,

Сапожок на голове,

На ноге фуражка.


Заиграй-ка, балалайка,

Балалайка,три струны.

Запевайте,не зевайте,

Выходите, плясуны!


Я на Масленку катался,

Трое санок изломал.

Ворона коня замучил

И милашку покатал.


Купи, тётя, мне коня

Вороные ножки,

Буду девочек катать

По большой дорожке.


Как на масленой неделе

Из трубы блины летели.

Ой, блиночки мои,

Подрумяненькие!


Мы частушки вам пропели

Хорошо ли, плохо ли

А теперь мы вас попросим

Чтоб вы нам похлопали.


 Купи, тётя, мне коня

Вороные ножки,

Буду девочек катать

По большой дорожке.


Как на масленой неделе

Из трубы блины летели.

Ой, блиночки мои,

Подрумяненькие!


5 ребёнок

Я – пятница, называют меня «тёщин вечерок», потому что мой папа ходит к бабушке на блины.


Ведущий:

И не только зятья ходили к теще, но и приглашали ее к себе в дом и пекли блины сами.

Прибаутки да шутки – неотъемлемая часть народного праздника.

СЦЕНКА:

Фома: Здорово, брат Ерёма!

Ерёма: Здорово, брат Фома!

Фома: Куда путь держишь?

Ерёма: На ярмарку иду!

Фома: На работу – так позади последних, а как на ярмарку – наперёд первых! А кого ты на ярмарке видел?

Ерема: Видел, как на сцене водили безрогую, безхвостую корову, глаза у неё узенькие, а лоб широкий.

Фома: Это ведь медведь был!

Ерема: Какой там медведь!Я прежде медведя знавал, он не такой: медведь серый, хвост длинный, рот большой.

Фома: Всё ты, брат, говоришь не в толк.Это же был волк.

Ерёма: Я прежде волка знавал: волк маленький, глазки косые, ушки длинные, с горки на горку подпрыгивает да от собак убегает.

Фома: Да это ведь заяц! И байки, брат, сказывать-то перестань.


Ведущий:

- А можете красиво и быстро говорить? Сейчас проверим. Конкурс скороговорок.

Каждую скороговорку нужно не просто произнести, а сделать это чисто и красиво. Недаром в народе скороговорки называют ещё и чистоговорки.

  • Мамаша Ромаше дала сыворотки из- под простокваши.

  • Полпогреба репы, полколпака гороху.

  • У осы не усы, не усищи, а усики.

  • Хохлатые хохотушки хохотом хохотали: ха – ха – ха – ха – ха!

  • Щетина у свинки, чешуя у щучки.


6 ребёнок

Я – суббота, называют меня «посиделками», потому что все родные в гости друг к другу ходят, долго сидят, много едят и разговаривают.

Ведущий:

Невестки приглашали в свой дом сестер мужа, беседовали с ними, угощали блинами и дарили подарки.

Малоподвижная игра: «НАЙДИТЕ РАЗЛИЧИЯ»   

Ход игры: Все садятся в круг. Для игры нужно, чтобы играющие внимательно осмотрели друг друга. Когда ведущий выходит из комнаты, участники должны произвести небольшие перемены в своем облике: заколоть волосы, забинтовать палец, расстегнуть пуговицу и т. п. Ведущий должен определить, что изменилось у игроков. Тот, у кого он нашел больше всего изменений, и будет водить.


«УЗНАЙ ПО ГОЛОСУ»

«Мы немножко порезвились,

По местам все разместились.

Ты,…(имя), отгадай,

Кто позвал тебя, узнай».        

Ход игры: закрывает глаза. Дети идут по кругу, водящий стоит в середине круга. С окончанием слов дети останавливаются. Воспитатель показывает на кого-нибудь из играющих.

Правила: водящему не открывать глаза, пока не назовет позвавшего. В это время всем соблюдать тишину.


7 ребёнок

Я – воскресенье, «прощёный день», потому что все друг у друга прощения просят.

Ведущий:

Этот день получил название «Прощеное воскресенье». В воскресенье прощались с зимой, провожали Масленицу и символично сжигали её чучело. В этот день принято просить у знакомых и родных прощения за те, обиды, накопившиеся за весь год.
Пора и с Масленицей, нашей гостьюшкой попрощаться.

Ученик:
Ты прощай, прощай,
Наша Масленица.
Ты прощай, прощай,
Наша широкая.

Ученик:

Ты пришла с добром,
Сыром, маслом, яйцом,
Со блинами, с пирогами,
Да с оладьями.
Ученик:
А сегодня, к сожаленью,
Наше кончится веселье.
Ты прощай, прощай,
Наша Масленица! 

(Масленица прощается и уходит ).


1

Вот бы нам, уроков вместо,

На блины затеять тесто

И блинов напечь за раз

На всю школу, на весь класс!




2

Напекли мы для гостей

Много разных сладостей!

Тары - бары – растобары,

Выпьем чай из самовара!

С сухарями! С кренделями! И с блинами вкусными! С сушками, ватрушками!

3

Как Марфуша для Петра

Наварила, напекла:

Два корыта киселя, 92 блина!

Приходите, приходите!

Угощение берите!

Чаем запивайте!

Нас добрым словом вспоминайте!


Ведущая:

-А пока пост ещё не наступил, приглашаем вас отведать блиночков румяных, чая ароматного. Всем желаем общения приятного!


(Все дети и гости идут на чаепитие)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!