СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Народные подвижные игры наших бабушек.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Изучить игры родителей, бабушек и дедушек и игры, в которые играют дети сейчас;

Просмотр содержимого документа
«Народные подвижные игры наших бабушек.»

Гизатуллина Динара, 7 класс


Введение


Игра - здоровья крепкого сестра


«Надо жить играя»

Платон

Игра. Ей с увлечением предаются не только дети, но и взрослые, которые хотят разнообразить свой досуг, весело и с пользой проводить свободное время не скучать в обществе друзей, тренировать не только тело, но и ум. Ведь игры бывают разнообразные – одни направлены на расширение кругозора, другие – на тренировку смекалки, третьи позволяют размять мышцы, четвёртые - проверить свою выносливость.

Даже в истории человечества мы вряд ли найдём такой период, когда люди не играли бы. Известный российский врач и педагог Егор Арсеньевич Покровский, многие годы жизни отдавший не только лечению, но и физическому воспитанию детей, взглянул на игры с точки зрения психологии, физиологии, педагогики и гигиены. Результатом стала его настоятельная рекомендация всячески поощрять игровую деятельность. Игры, связанные с бегом, прыганьем, разнообразными мячами, шарами, палками и метательными орудиями не случайно возникли в самые древние времена и остались до наших дней. Все они способствуют верному формированию организма в детстве и поддерживают его в нужной форме на протяжении всей жизни.

Народное утверждение «что посеешь, то и пожнёшь», в полной мере относится и к играм. «Скажи, во что ты предпочитаешь играть, и я могу догадаться, кем ты станешь». Может быть, по этой причине игры у нас подразделялись не только на детские, на девические и юношеские, но и даже на мужские и женские. Ведь ролевую деятельность тоже необходимо воспитывать и формировать.

Неверным будет утверждение, что сейчас в XXI веке – веке компьютерном, нам плохо известны наши народные игры. Весёлые подвижные игры – это детство наших родителей, бабушек и дедушек. Бежит время, сменяют друг друга обитатели детских площадок, но, кажется, у каждого нового поколения остается все меньше коллективных игр - тех, что объединяют, укрепляют чувство команды, дают возможность подружиться ребятам разного возраста. Игра для наших родителей, бабушек и дедушек, когда они были детьми, являлась способом проведения свободного времени.

Чтобы изучить, как изменились игры, я провела анкетирование 10 друзей, 10 родителей и 10 бабушки и дедушки и получила ответы на эти вопросы, я собрала результаты в таблицу и вывела проценты.


В своей работе я решила обратить внимание, прежде всего, на игры народные, в которые играли наши сельчане. Это игры интересны тем, что они живут в пространстве традиций, характеризирующие наш народ.


Целью моей исследовательской работы стало изучение и, по возможности, возрождение забытых подвижных игр; а также проведение сравнения игр разных поколений.


Для достижения поставленной цели необходимо было выполнить ряд задач:

- изучить игры родителей, бабушек и дедушек и игры, в которые играют дети сейчас;

- исследовать наиболее популярные игры разных поколений, проследить насколько изменились игры; для этого создать анкету и опросить моих одноклассников, их родителей, бабушек и дедушек;

- возродить игры наших родителей, бабушек и дедушек, которые сейчас почти забыли; создать сборник игр для ребят;

- поиграть в некоторые «забытые» игры с ребятами;

- показать, что игры наших родителей, бабушек и дедушек веселые и увлекательные.














Основная часть

Возвращение к забытому

В давние-давние времена, когда не было проложено трактов, соединяющих деревни с городом, а основными средствами передвижения были собственные ноги и лошадка, мало кто ездил или ходил в город за товаром. И мало кому из детей того времени повезло в том, что им покупали игрушки, потому что если даже отец или мать бывали в городе, вряд ли их средства позволяли им такую роскошь: купить своему чаду фабричную игрушку. Поэтому наши дедушки и бабушки в детстве играли в основном в игры и игрушки, которые мастерили сами из подручного материала. Это были: камни, глина, шерсть и шкуры животных. Многие игры и игрушки уже забыты. Но о некоторых из игр наши бабушки и дедушки всё ещё помнят. По их воспоминаниям я составила описания некоторых игр и игрушек.

«Унике таяк»

На поперечный брусок или камень кладётся доска так, чтобы один конец перевешивал. На опущенный конец доски кладут двенадцать палочек. С помощью считалки выбирают водящего. Один из участников игры с силой наступает на приподнятый конец доски. Палочки разлетаются. Водящий собирает их и складывает на место. Остальные игроки в это время прячутся. Задача мающегося - найти всех спрятавшихся, не упуская из виду доску с палочками. Когда он отыскивает последнего из спрятавшихся, подбегает к доске и наступает на поднятый конец и палочки разлетаются. Водящим становится тот, кого обнаружили последним. Если же в процессе поиска спрятавшихся, одному из прячущихся удастся раньше водящего подбежать к доске и наступить на неё так, чтобы палочки разлетелись, игра начинается снова. Границы, дальше которых прятаться нельзя обговариваются заранее.


«Игры с мячом»

Дети завидовали тому, у кого был резиновый мяч. Но редко кому выпадало такое счастье – иметь настоящий мяч. Мяч шили сами из ненужных тряпок или весной катали из опадающей шерсти коровы. Весной, едва на поляне появлялись проталинки, дети собирались играть в игру «Чокыр туп». Сохранились описания двух вариантов этой игры.


Вариант 1. По прямой линии каждый игрок рыл небольшую ямку, чтобы в ней вместился мяч, и вставал около неё. Водящий, стоящий на расстоянии 5-10 метров, катит мяч в сторону ямок. Мячик должен был попасть в ямку какого - либо игрока. Тот, в чью ямку закатывается мячик, должен достать мяч и бросить его в кого - то из игроков, которые сразу после того, как мячик попал в ямку, разбегаются в разные стороны. Если игрок, которому достался мячик, попадал в кого-нибудь, тот становился водящим, а если нет- то сам «маялся», то есть катал мяч в ямки играющих.

Вариант 2. Выкапывалась ямка в земле такого размера, чтобы мог поместиться мячик. Затем играющие по очереди с расстояния 10 метров катили мячик в сторону этой ямки. Выигрывал тот, кто попадал « в цель» . С мячиком играли ещё так: сильно били им по воротам или по забору. Чей мяч отскочит от ворот или забора дальше- тот победил.


«Кыек баш»

Игра состоит из двух этапов. Количество играющих 5-6 человек. Делали биту длиной 60-70 см и короткую палку – «чику» или «муху» - 15-20 см.

1 этап. В земле вырезается небольшая лунка глубиной 5-6 см, «чику» устанавливают в лунку. Битой выбивают «чику» из лунки как можно дальше. Перед лункой на некотором расстоянии выстраивались игроки, которые должны были поймать «чику». Игрок, поймавший «чику» со звуком «у-у-у!» должен добежать до лунки. Если добежал, то переходит в следующий этап. Таким образам все должны пройти первый этап.

2 этап. Игроки по очереди подбрасывают «чику» и бьют битой, остальные должны поймать « чику» и со звуком «у-у-у!» должны добежать до лунки. Победители становится тот, кто пройдёт оба этапа.

Вариант игры. Обозначалась черта, на которую клали «чику» или «муху». Участники игры 3-5 раз по бить битой по «чике», стараясь отослать последнюю как можно дальше. Очерёдность устанавливается по жребию. После 3-5 ударов битой измерялось расстояние от черты до «чики». Побеждал тот, кто отсылал «чику» дальше всех.


«Ашык»

Игровой материал готовился из суставов и костей крупного рогатого скота или овец. Суставчики - « ашыкларны»- выстраивали в ряд на земле. С определённого расстояния били по ним большой костью (костью голени), используемой в качестве биты. Кто больше «ашыков» выбьет - тот победитель.


«Камешки»

Играющие собирали камешки по своему вкусу. Затем по очереди подбрасывали один камешек ладошкой вверх и ловили его тыльной стороной руки, снова подбрасывали вверх и ловили ладошкой. Побеждал тот, кто большее количество раз так подбрасывал камешек. Или побеждал тот, кто подкидывал и ловил таким образом большее количество камешков.


«Блинчики»

Мальчики собирали плоские, овальной формы камешки – «блинчики» и по очереди метали их над водой так, чтобы камешки «прыгали» по воде. Считалось, у кого сколько раз подпрыгнет камешек, тот столько блинов и съест. Или у кого сколько раз подпрыгнет камешек - у того столько невест будет. Побеждает тот, чей «блинчик» подпрыгивал больше всех.


«Маляр и краски»

На расстоянии 15-20 метров друг от друга чертят две параллельные линии. Между линиями в центре – круг диаметром 3-4 метра- «дом». Водящий на ушко играющим называет цвета красок. «Маляр» подходит к водящему и говорит:

- Бабушка, бабушка, я пришёл за краской. Разрешите взять?

- У меня, дружок, красок много. Какую тебе дать?

« Маляр» называет цвет краски, например, «красный». «Красные краски» - игроки быстро бегут к параллельной линии. «Маляр» ловит бегущих. Если ему это удаётся, он отводит «краску» в свой дом и снова идёт за новой «краской». Если нет, то выбирает нового «маляра» и водящего, и игра начинается снова.



«Очты, очты…»

Все играющие становятся в шеренгу. Водящий называет летающие и нелетающие предметы, поднимая руки вверх. А игроки должны поднимать руки при упоминании водящим лишь летающих предметов. Если кто-то из играющих ошибается, то отступает шаг назад. Таким образом, только самые внимательные остаются на первом ряду. Они являются победителями. Например,

- Очты, очты, каргалар очты! (-Летели, летели, грачи летели!)

- Очты, очты торналар очты! (-Летели, летели ,журавли летели!)

- Очты, очты торбалар! (-Летели, летели, трубы летели!)

Желательно, чтобы слова, называющие предметы, были созвучны.


«Куянчы»

Играющие выбирают « охотника». Остальные игроки - «зайцы» разбегаются по игровой площадке. «Охотник» старается «запятнать» их. Спасаясь от «охотника», «зайцы» должны принять такое положение, чтобы их ноги не касались земли. Вставать на скамейку, на камень, сесть на землю и поднять ноги вверх. Если «охотник» поймает кого-нибудь, тот становится его помощником. И они продолжают ловить «зайцев» до тех пор, пока все «зайцы» не превратятся в охотников.

«Түгәрәккә таяк ыргыту»

Играющие делятся на две команды. На расстоянии 10 метров от линии метания чертят два круга диаметром 2-3 метра. У каждой команды по три палки. Игроки бросают с черты в круг по очереди. За удачный бросок даётся 3 очка, за частично удавшийся (конец палки вышел из круга) – 1 очко, за неудачный – 0 очков. Команда, набравшая наибольшее количество очков, считается победительницей.

«Баулы түгәрәк»

Играют по 10-20 человек. Участники, взявшись обеими руками за верёвку со связанными концами, образуют круг. Водящий становится в центр круга. Игроки передают друг другу кольцо, а водящий должен угадать, у кого оно. Он указывает на «подозреваемого» и просит показать руки. Тот должен раскрыть ладони. Если водящему удаётся угадать, у кого из играющих кольцо, то этот игрок и водящий меняются местами.

«Ак һәм кара»

По середине игровой площадке чертят линию. Играющие разбиваются на две команды: « белые» и « чёрные» - и становятся у черты затылком друг к другу. Водящий называет цвет одной команды. Эта команда бросается бегом в свой «дом», а другая команда догоняет убегающих. После подсчёта « запятнанных» игроков команды возвращаются на исходные позиции. И игра повторяется. Побеждает та команда, у которой остаётся больше игроков.


«Өстәлгә тидерү»

Участники игры парами садятся за стол друг против друга. Поставив локти правых и левых рук на стол. Захватывают друг друга за кисти. По сигналу игроки стараются «припечатать» руки соперника к столу.


« Сукыр тәкә»

Количество играющих не ограничено. Игра проводится в помещении. Выбирается водящий. Ему завязывают на голову шарф или платок так, чтобы он ничего не видел. Он должен сделать на месте три круга, а затем попытаться поймать игроков. Из комнаты выходить играющим нельзя, иначе он выбывает из игры. Ведущий, поймав играющих, должен определить кто это. Если назовёт правильно, то этот игрок становится водящим. Когда водящего вертят на месте, говорят такие слова:

- Где сидишь?

– На диване.

- Что пьёшь?

- Молоко.

- Ищи 3 года нас, если не найдёшь в мышеловку попадёшь.

«Штандр»

Участники игры становятся в круг. Один из игроков - водящий - бросает мяч в воздух и кричит имя одного из играющих. Все участники, кроме названного, разбегаются в разные стороны. Мающийся ловит мяч и кричит: « Штандр!» Все замирают на месте. Он не сходя с того места, где поймал мяч, кидает его в ближайшего игрока. Если тот сумеет поймать мяч, то перебрасывает его в другого игрока; если нет, то становится водящим.

«Лапта»

Для игры очерчивается или указывается:

  1. площадка («городок»)

  2. поле размером 40 х 60 м.

В двадцати метров от « города» ставится флажок (щит, палка ). Одна команда располагается в «городе» (бьющие), другая – в поле ( ловящие). Игрок из команды бьющих подбрасывает мяч и бьёт по нему лаптой, выбивая его в поле. Вся команда выбегает из города и бежит к флажку. Задача «бьющих» - обогнуть флажок и вернуться обратно. Задача ловящих – поймать мяч и «засолить» бегущих. Играют до тех пор, пока не «засалят» всех. Последний «не засаленный» игрок приносит очко и даёт возможность первому по очереди «засаленному» игроку снова принять участие в игре. В случае, если «засалили» всех бьющих, они меняются ролями с ловящими. Когда играющие должны были делиться на команды, они тянули жребий или использовали считалки. Например, была такая считалка: « Бер әпәй, ике әпәй, өч әпәй, дүрт әпәй, биш әпәй, алты әпәй, җиде әпәй, сигез әпәй, тугыз әпәй, ун әпәй…Күнәтәй!» Кому выпадало это «Күнәтәй», тот выходил. Или был ещё такой способ деления на команды. Выбирали двух «маток» ( татарские дети, конечно, не понимали значение этого слова и неправильно произносили его), которые партнёры по игре из пар, предлагавших себя им под разными названиями, « танк мы? Самолёт мы?» Обращаясь к « маткам», они говорили:

- Аты-баты, («баты»- это, по видимому «матки»)

- Чуа сатый? (« чуа»- чего? «сатый» - от сатасың , т.е. «продаёшь»)

- Ат кирәкме? Сыер кирәкме? (« что купишь: корову или лошадь»)


Детские заговоры, приметы, гадания

«Теләк теләү»

После окончания сева начинались летние земледельческие работы. Хлебопашцы и их дети знали, рост хлебов и урожай зависят от влаги. Поэтому, чтобы защитить посевы от засухи, они прибегали к различным магическим обрядам, связанным с вызыванием дождя. Так, например, когда долго не было дождей, или слишком долго была ненастная погода, люди просили дождь или солнце у Аллаха


Яңгыр, яу, яу,яу! Дождик, лей, лей!

Сыерлар да сөт бирсен, Пусть коровы будут молочными,

Игеннәр дә бик уңсын, Пусть хлеба будут пышными,

Игеннәрнең башлары Пусть колосья будут полными

Буш булмасын, тук булсын! Да сытными и вкусными!


Кояш, чык, чык! Солнышко, взойди, взойди!

Тәмле ботка казанда, Жирная каша в котле,

Тәти кашык базарда. Красивая ложка на базаре.

Симез тәкә суярмын, Зарежу жирного барана,

Итен үзем ашармын, Жир его отдам тебе,

Сөяген эткә ташлармын! Косточки брошу собаке.



«Гадания»

Что касается гаданий, то, по словам моей бабушки, гадание считалось грехом, поэтому в то время не гадали. Но всё-таки гадание было интересным занятием, чем-то таинственным, поэтому молодёжь украдкой от взрослых гадала по вечерам. Так, девушки жгли спички. Если огарок после прогорания спички стоит прямо - значит, будущий жених девушки – из этой деревни, если же загнулся, значит, из соседней деревни, расположенной в той стороне, в какую загнулся огарок.




Приметы:

1. Если по пути встретится женщина с пустыми вёдрами, то дорога будет неудачной.

2. Если человек сидел, закинув ногу на ногу, и качал ногой, считалось, что он качает чертей. 3. Если летом дым идёт к небу, будет хорошая погода, если клонится к земле- будет дождь или ветер. Если зимой дым из трубы идёт к небу, будет ясная, но холодная погода, если дым клонится к земле, то будет буран.

4. Если конь ложился - день будет тёплым.


Детские заговоры.

Дети зачастую были предоставлены сами себе, так как родители были заняты. Поэтому часто падали, разбивали себе носы и коленки, получали ушибы. Предметов первой медицинской помощи, конечно, же, не было, да и не умели люди её оказывать, а может, у родителей и времени на это не было. С тех пор остался заговор от боли. Вслед за взрослыми его повторяли и дети.

Әфсен- төсен, бүрәнә бассын,

Бер чиләк каны чыксын,

Мин килгәнче җаны чыксын.

Бетсен – китсен, бетсен- китсен.

Тьфу- тьфу- тьфу!














Заключение


В этой работе я описала, конечно, не все игры, в которые играли наши дедушки и бабушки. Но даже из описания игр, которые я здесь привела, понятно, как деревенские дети пытались разнообразить свою жизнь. Для этого они придумывали разные игры. Для игр они использовали подручный материал: палки, щепки, камешки. Так же для изготовления игрушек использовали проволоку, лыко, льняные волокна, разные доски. Мастерили самодельные санки, лыжи. Из дерева делали шашки, вместо лошади «седлали палку» и гоняли по улицам, играя в войну.

Вот с такими игрушками и в такие игры играли наши дедушки и бабушки. В большинстве своём эти игры служили развлечением детей в свободное время. Но были среди них и такие, которые готовили детей к будущей жизни. Игры воспитывали в них ловкость, меткость, выносливость, развивала память, речь, творческую активность.

Я думаю, что все перечисленные здесь игры незаслуженно забыты, так как они веселые, интересные. Конечно же, все эти игры существуют с незапамятных времён, передаются от родителей к детям. Это часть нашей истории, нашей культуры. Игры обогащались, совершенствовались. До сих пор создаются новые варианты. Но все же характерной чертой всех игр является яркость, легкое запоминание, эмоциональность.

Мир современных детей занимает телевизор, компьютер и другие технические средства. Любой ребенок, мальчик или девочка, городской или деревенский, любит играть, это часть его младенчества, детства, подростковой жизни.

Жизнь в деревне существенно отличается от городской. В деревне дети всех возрастов собираются вместе. Дети постарше играют, а совсем маленькие сидят в сторонке, наблюдают, как старшие играют. Позже, когда подрастут, они тоже присоединятся к играющим. В деревне это традиция, закономерность.

Лучшими распространителями и пропагандистами игр являются – дети. И для того, чтобы игры жили о них нужно рассказывать. В них нужно играть!



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!