Тема: «Промыслы нашего края»
Цель: Познакомить учащихся с культурой родного края, с его народными промыслами.
Образовательная: Обобщить знания в области народных промыслов, освоить технику работы с пластическим материалом.
Воспитательная: Привить любовь к промыслам родного края. Воспитывать бережное отношение к культурному наследию своего края.
Оборудование: Плакаты с изображением народных промыслов, изделия мастеров, ТСО, пластический материал.
Ход урока:
1.Организационный момент:
2.Проверка знаний:
-Мы познакомились с различными промыслами, возникшими на территории России много лет назад. Все эти промыслы продолжают жить до сих пор.
-Назовите известные вам промыслы? (ответы учащихся)
-А как эти промыслы получили своё название? (ответы учащихся)
-Чем занимаются мастера Хохломы и Жостова? (ответы учащихся)
3.Актуализация темы урока:
Учитель: Все эти промыслы прочно укрепили свои позиции. В тех городах и сёлах, где они родились, созданы производства по созданию этих оригинальных изделий. И главное их достоинство-оригинальность. Предметы быта украшались повсеместно, но такие промыслы, как Гжель, Хохлома, Жостово, Городец, отличались единством стиля, ограниченной цветовой гаммой, особыми приёмами письма и обработки изделий.
Произведения этих промыслов известны всем. Они являются визитной карточкой России.
4.Формирование новых знаний:
-А чем же занимались люди нашего края? (ответы учащихся)
-Какие промыслы вы знаете в нашей республике? (ответы учащихся)
-А что такое промыслы? Для чего люди занимались им? (ответы учащихся. Промысел-возможность заработать)
Промыслы нашего края.
Учитель. А теперь, ребята, рассмотрим основные промыслы нашего края.
1.Балхар.
С незапамятных времён, да и сейчас, каждый аул в Дагестане занимался своим, отличным от других, ремеслом.
Начнём с искусства Балхарских мастериц. Их родной аул находится всего в полутороста километрах от Махачкалы. Но добраться до него по горной дороге не так-то просто.
Живут тут лакцы, один из народов Дагестана. Дома балхарцев примостились один над другим прямо по склону горы.
Глиняную посуду делают женщины. Кувшины для воды и молока, сосуды для хранения зерна и масла, блюда, миски, кружки, игрушки и многое другое.
Ранней весной глину заготавливают и на ишаках привозят в аул. Как и тысячу лет назад, посуду изготавливают вручную. Мастерица сидит на низкой скамейке перед гончарным кругом. Вылепив сначала дно, она лепит стенки, делая из глины узкие полоски и накладывая их друг на друга. И тем временем поворачивает диск. Все швы надо заделать и хорошенько высушить изделие. Потом изделие полируют и расписывают красной или белой краской. Краска тоже изготавливается из глины. Осталось совсем немного: приклеить жидкой глиной ручку, носик и «посадить» где надо лепные украшения. Наконец, обжиг в глиняном горне. В горне два отверстия: одна-точка, куда кладут сухие ветки и кизяк, а в верхнее загружают изделие и замуровывают. Обжиг длится всю ночь, а утром-вот он, готовый товар. Расписанная приглушённым белым цветом по красновато-коричневому, балхарская керамика отличается спокойным величием и суровой красотой.
2.Кубачи.
Следующее подлинно народное творчество-кубачинские златокузнецы. История этого промысла насчитывает не одно столетие.
Орнамент кубачинских мастеров в основном состоит из стилизованных растительных мотивов,-цветков, ветвей, листочков и других схожих деталей, что отражает тесную связь народа и природы. Наносится он сплошной густой вязью, полностью покрывая изделие пышным узором извивающихся элементов и завитков, связанных между собой.
Орнамент, на первый взгляд, кажется бесконечно разнообразным, но состоит он из отдельных элементов, каждое из которых имеет своё название.
3.Унцукуль.
Впервые в России стало известно об унцукульцах и их необычном промысле в 1837 г. Начинали унцукульцы с изготовления оружия. Поттом постепенно начали изготавливать вещи декоративные, бытовые-трости, трубки, стаканчики, кубки.
В 1896 г. два мастера-унцукульца были награждены дипломами 3 разряда на Нижегородской промышленной выставке. В 1900 г. Магомед Юсупов впервые привёз унцукульские изделия в Париж на Всемирную выставку, и весь мир узнал унцукульских мастеров в технике инкрустации.
Работа их очень кропотлива. В дерево вживляется тонкая полоска серебра или мельхиора или «вкрапливается» в виде точек. Композиция каждой вещи строго продумана. Обычно это геометрическая композиция, замкнутая, с множеством внутренних орнаментов.
В феврале 1921 г. делегацию из Дагестана принимал в Кремле В.И. Ленин. В память об этом дне дагестанцы преподнесли вождю чернильный прибор, выполненный унцукульскими мастерами Магомед Кебедовым и Нурмагомедом Ханбудаевым, который до сих пор хранится ы музее.
Таким образом, ребята, мы узнали малую толику промыслов нашего края. В Дагестане их очень много. В Дагестане живет очень талантливый и самобытный народ, который не утратил своё исконное искусство.
Давайте, ребята, и мы попробуем себя в одном из этих искусств. Мы попробуем из солёного теста вылепить балхарский кувшин и разукрасить его.
5.Практическая работа:
Учитель. А теперь, ребята, достали свои приспособления для лепки, и приступаем к работе.
Ещё раз напоминаю о соблюдении о соблюдении Т/Б во время выполнения работы.
Ученики приступают к работе. Обхожу, делаю пояснения по работе.
-Ребята, какой основной цвет балхарских кувшинов? (Ответы учащихся).
-Каким цветом рисуют орнамент? (Ответы учащихся).
-На каком приспособлении изготавливают свои изделия гончары? (Ответы учащихся).
Во время практической работы делаю целевые обходы:
-Проверяю организацию рабочего места.
-Проверяю правильность выполнения приемов работы.
-Помогаю слабоуспевающим ученикам.
6. Анализ работ.
Дорогие ребята. Перед нами стояла трудная задача, но мы с ней справились. Вы правильно определили форму, пропорции. По вашим работам видно, как творчески вы отнеслись к заданию. И каждый из вас может сказать, что он является мастером ДПИ.
7. Итог урока. Рефлексия.
А теперь, ребята, подведем итог нашего урока. На доске висит таблица, на которой в виде перевернутого светофора показано ваше отношение к уроку.
Мое отношение к уроку | |
Зеленый | Понравилось на занятии. |
Желтый | Узнал новое на занятии. |
Красный | Не понравилось на занятии. |
У вас на руках круги того же цвета. Поднимите те цвета, которые символизируют ваше отношение к уроку. Цветов может быть несколько. Я вижу у вас на руках круги разного цвета. Меня это радует, у каждого из вас свое отношение к уроку. Спасибо вам за работу, мне было приятно с вами поработать