«Народные сказки как средство
формирования
толерантности дошкольников».
Автор: воспитатель МБУ детского сада № 93
«Мишутка» г.о. Тольятти
Керимова В.Ф
Актуальность нравственного воспитания подрастающего поколения бесспорна. В разные исторические периоды жизни нашего общества выдвигалось на первый план свое содержание воспитания. На современном этапе возникла необходимость поиска путей улучшения межнациональных отношений как внутри России, так и за её пределами. Одним из таких путей является формирование у подрастающего поколения, начиная с дошкольного, культуры межнационального общения, которая включает знание культуры и традиций местного этноса, толерантности .
Сказка – ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Сказка – это духовные богатства культуры, познавая которые, ребёнок познает родной народ. Дошкольный возраст – возраст сказки. Именно в этом возрасте ребёнок проявляет интерес ко всему сказочному и чудесному. Если сказка удачно выбрана и вместе с тем выразительно рассказана, можно быть уверенным, что она найдёт в детях чутких, внимательных слушателей. И это будет способствовать развитию патриотических чувств.
Приемы формирования толерантности у детей дошкольного возраста :
- сравнение содержания двух или трех сказок;
- сравнение характеров героев двух или трех сказок;
- рассматривание иллюстраций к сказкам и их сравнение;
- придумывание нового сюжета сказки или изменение сюжета сказки;
- моделирование сказочного сюжета;
- изготовление книжек-самоделок по содержанию сказок ;
- проведение литературных викторин;
- оформление вернисажа «Мои любимые сказки».
Принципы подбора сказок :
- сказки не должны слишком длинными;
- главными героями сказки должны быть дети (но не обязательно сверстники);
- в сказке должны присутствовать как положительные, так и отрицательные персонажи;
- главный герой сказки должен обладать качествами толерантной личности.
- терпимости ( «Морозко», «Сказка о рыбаке и рыбке»),
- доброты («Снежная королева», «Цветик-семицветик», «Теремок», «Дюймовочка»),
- смелости («Гуси- лебеди»),
- настойчивости(«Иван-царевич и Марья-краса-длинная коса»), ,
-находчивости («Сивка-бурка),
-смекалки («Волк и семеро козлят»).
Подборка сказок, направленных на формирование качеств толерантной личности:
Сказка большой помощник в воспитании толерантности .
- Сказка учит: мир делится на хороших и плохих людей, зверей и прочих существ. Но добрых всегда больше, и их любит удача. А злые всегда получают по заслугам
- Сказка формирует образ Положительного Героя: доброго, умного, сильного, верного своему слову. - Сказка учит не бояться трудностей. Главный Герой всегда берётся за выполнение любой работы, какой бы невыполнимой она не казалась и побеждает.. - Сказка учит: не имей сто рублей, а имей сто друзей. . У сказочного Героя всегда много друзей: людей, зверей, птиц, рыб, он не отказывает в помощи тем, кого встречает на своём пути, и они, в свою очередь, не бросают нашего Героя в беде. - Сказка учит: хорошее дело не с первой попытки получается, но смелость и упорство обязательно вознаграждаются победой. - Сказка учит любви к родителям. Герой, выполняющий поручение отца или матери всегда почитаем больше своих нерадивых братьев и сестёр. И именно он получает в наследство "полцарства в придачу”. - Сказка учит патриотизму. Главный Герой всегда с готовностью выходит защищать родную землю от чудищ-захватчиков. - Сказка учит: нельзя обманывать, нельзя быть жадным, нельзя предавать друзей.
В заключение сказанного, можно отметить, что нравственное воспитание
по-прежнему не утратило своей актуальности.
Задачи воспитания у дошкольников патриотических чувств можно решить с
помощью народных сказок, которые в доступной ему форме помогают
познавать окружающий мир, узнавать , что все люди отличаются друг от друга
знакомят со способами эмоциональной поддержки сверстника, взрослого;
помогают понять, что причинами конфликта могут быть противоположные
интересы,
чувства, взгляды, дают представление о возможных способах разрешения
конфликтов.
Дети учатся понимать друг друга, осознавать собственную ценность и
ценность других людей; проявлять эмпатию и толерантность; сознавать,
какое чувство испытывают другие по отношению к их поступкам; выражать
свои чувства и понимать чувства другого; находить конструктивное решение
конфликта. Таким образом происходит моральное воспитание, воспитание
толерантных установок через все виды народных сказок, ибо нравственность
изначально заложена в их сюжетах.