СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 14.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«НАРТСКИЙ ЭПОС В МУЗЫКЕ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

                            Художественно-педагогическая цель урока:

 

 

  1. С помощью глубокой выразительности художественных средств      способствовать развитию национальных  традиций осетинского народа и его менталитета.     
  2. Вызывать у детей чувства патриотизма, долга, взаимовыручки и      любовь к Родине
  3. Глубокая содержательность литературного языка способствует  развитию эстетических чувств ученика.
  4. Учить детей понимать замысел композитора, изображать картины природы при помощи художественных средств.   

Звуковой ряд: «Марш в стране Мартов» - В. Долидзе;         

                          «Танец на носках» - осетинский народный  танец;

                          «Нартонта» - Ю. Моргоев;

                          «Лучше края не найдешь»-

                          «Маленький джигит»- Х.Плиев

                          «Симды фаз»

Зрительный ряд: иллюстрации к нартовским сказаниям М. Туганова

                              «Пир Нартов»,

                              Презентация.

                              

  Оборудование: мольберты, магнитофон, краски, планшетки.

 

Пятый класс: «Можем ли мы увидеть музыку? 

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
««НАРТСКИЙ ЭПОС В МУЗЫКЕ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ»»






«НАРТСКИЙ ЭПОС В МУЗЫКЕ И



ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ»
















Учитель: САВЛАЕВА З.Т. МКОУ СОШ с.Црау 2012год.




































Художественно-педагогическая цель урока:



  1. С помощью глубокой выразительности художественных средств способствовать развитию национальных традиций осетинского народа и его менталитета.

  2. Вызывать у детей чувства патриотизма, долга, взаимовыручки и любовь к Родине

  3. Глубокая содержательность литературного языка способствует развитию эстетических чувств ученика.

  4. Учить детей понимать замысел композитора, изображать картины природы при помощи художественных средств.

Звуковой ряд: «Марш в стране Мартов» - В. Долидзе;

«Танец на носках» - осетинский народный танец;

«Нартонта» - Ю. Моргоев;

«Лучше края не найдешь»-

«Маленький джигит»- Х.Плиев

«Симды фаз»

Зрительный ряд: иллюстрации к нартовским сказаниям М. Туганова

«Пир Нартов»,

Презентация.

Оборудование: мольберты, магнитофон, краски, планшетки.


Пятый класс: «Можем ли мы увидеть музыку?


Тема урока: «Нартский эпос в музыке и

изобразительном искусстве»


«Истинно велик тот человек,

который сумел овладеть своим временем!»


«То слово не исчезнет совершенно,

которое повторяется многими в народе».

Гесиод (VIII-VII вв. до н.э.)

древнегреческий поэт.

«Мы восхищаемся древностью,

но живем современностью».

Овидий (43 г. до н.э.)- поэт.


«Чем можно покорить Нарта,

Только лишь нравственностью».



«Марш в стране нартов» В. Долидзе (вход в класс).

«Танец на носках» осетинский народный танец (слушание).

«Нартонта» - Ю. Моргоев (исполнение).

«Лучше края не найдешь»

«Маленький джигит» Х.Плиев


Вход в класс под «Марш в стране нартов» В. Долидзе.

-Здравствуйте ребята!

-Здравствуйте учитель!

Мне приятно всех вас сегодня видеть.

-Как называется произведение, под которое вы вошли в класс?

-Кто его автор?

-А кто такие нарты?

На прошлом уроке мы говорили об этом. (Нарты -поэтический псевдоним алан, а Нартский эпос - фантастическая биография народа в древнейший период жизни. Написан эпос в стихах. Это летопись народа).

Нарты были земными героями, они имели земные заботы, радости и печали, высоко ценили честность и благородство, верность слову и долгу.

Да, они были земными героями, но для них не было никаких запретных зон - они водили дружбу с небожителями, спускались в Царство морское, Царство подземное, переходили границы страны бесов.

Ярко, красочно и богато изображен в сказаниях досуг «детей Солнца». (Досуг сплошь заполнен пиршествами, плясками и играми). По выражению одного сказания «Бог создал нартов для веселой и беззаботной жизни».

Презрение к смерти у них сочеталось с любовью к жизни и ее радостям. После тягот и опасностей войны, далеких набегов и охоты, они всей душой отдавались разгульному веселью. О размахе предстоящего пиршества можно было судить уже по пригласительной формуле крикуна: «Способные ходить - приходите сами, кто ходить не может — того несите». Ни одна душа не могла уклониться от участия на пиру. Столы тянулись на расстояние полета стрелы.

Под тяжестью мяса ломились столы в громадных котлах, ронг и пиво лились через край. Кульминации своей достигало пиршество, когда начинался знаменитый нартский пляс - симд. На прошлом уроке вы слушали этот танец.

-Что вы можете о нем рассказать? (ответы детей).(Танец исполняют дети)

Кроме хороводного симда, в сказаниях описываются сольные танцы требовавшие от исполнителя виртуозного искусства и ловкости. Например: надо было проплясать по краям фынга, не задев ничего из стоявших на нем сосудов и не уронив ни одной крошки.

Так в сказании «Женитьба Сослана на Бедохе» безымянные творцы эпоса описывают сольный танец:


И вскочил тут Сослан,

Да и начал пляску,

Он сперва на земле проплясал немало,

А затем на фынге продолжал он пляску,

Тут он начал плясать еще искуснее,

Закружился волчком по самому краю,

Ни капли не пролил, не сбросил ни крохи.,.

Сослану под ноги мечи подставляли,

Мечи уставили остриями кверху,

А Сослан пляшет - на мечах вертится,

Будто бы вертится колесо мельницы.


Махарбек Туганов сумел найти свое лицо, свой творческий стиль именно в «Нартах». Поистине великолепное зрелище! Им создана целая серия иллюстраций к нартским сказаниям. (Показ репродукций по нартским сказаниям).


Перед вами репродукция картины М.Туганова «Пир нартов».

Что вы видите на этой картине?


Картина пронизана светлым, жизнеутверждающим

началом. От нее веет могучей силой. Можно сказать, что это история, быт, культура осетинского народа, воспетая в красках! Вот он! Богатырь, герой эпоса Сослан! Он был безупречным танцором. Проплясав на краях большой чаши (кахц), наполненной пивом, умудрился даже не пошатнуть ее.

Сослан отличался силой, отвагой, хитростью. Он слегка хромал, в одном его глазу было два зрачка, на спине между лопатками – родимое пятно в виде луны и солнца.

- Вам было задано на дом нарисовать рисунок по нартским сказаниям, и я их включила в презентацию, пожалуйста расскажите коротко каждый о своем рисунке.( Показ рисунков учащихся) .


Туганов живо интересовался культурой, историей своего народа, знал быт, традиции прошлого Осетии. Даже в танцевальном ансамбле помогал восстанавливать старинные танцы. Самый первый танец «Цоппай» (рассказ о танце). М.Туганов сам, в кругу солистов показывал все тонкости забытых танцев. В своей картине художник изобразил соревнование Сослана и Челахсартага в искусстве танца (ведь дочь Челахсартага- Бедоху- Сослан добивался семь лет и, наконец одержал победу). Сослан - единственный герой, который мог проникнуть в Царство мертвых и вернуться обратно. Вот такой представитель рода Ахсартаггата!

Сегодня вы услышите этот замечательный танец на носках (къах-къухтыл кафт) в исполнении нашего музыканта, композитора, гармониста Булата Газданова.

Исполняя мелодии, Газданов, по словам Ж, Плиевой«одевал мелодии, добавляя к ним аккорды, гармонию, ничуть не искажая их первозданность»,

Слушание танца на носках.

-Понравился вам этот танец?

- Какой темп, характер?

Знаете, ребята, что исполнение этого танца на гармонике требует огромного мастерства. Исполнение происходит исключительно с помощью «меха», это очень сложно. О танце на носках много спорили, говорили, что этот танец не принадлежит исконно Осетии. Да, сейчас многие танцевальные коллективы Кавказа танцуют на носках, но то, что он исконно осетинский, подтверждает Нартский эпос, летопись народа.

(Физмин. 1,2,3,4.

Равдздар у да бынат ар,

Къахта иума, къухта андагъд,

Ама фандыр равдздар цагъд.

Гапп фастама,

Гапп фарсма

Гапп,гапп каныс манма

Къахта разма

Равдздар ппар

1,2,3,4.

Обратите внимание на эти высказывания:

«Истинно велик тот человек,

который сумел овладеть своим временем!»


«То слово не исчезнет совершенно,

которое повторяется многими в народе».


Эти слова сказал древнегреческий поэт Гесиод. И это VII в. до н.э.!

Мне кажется, и Булат Газданов и Махарбек Туганов смогли овладеть своим временем, слово о нартах «не исчезнет совершенно», т.к. мы помним, изучаем подвиги наших героев. Древний писатель Цицерон сказал:


«Жизнь коротка, но слава может быть вечной».

-Как вы понимаете эти слова?

Слава нартов имеет продолжение в своих песнях.

Исполнение песни «Нартонта» Ю. Моргоева.

Мы не имеем права забыть славу и подвиги наших предков. Их продолжение в нашей памяти, в песнях, танцах, в сохранении обычаев и традиций. И конечно же каждый мальчик в детстве мечтает о том что когда он вырастит, станет таким сильным, храбрым, смелым как нарты. И наши мальчики споют нам песню «Маленький джигит»

-Да, ребята сегодня мы говорим о том, что художник М.Туганов рисовал храбрых, сильных, смелых, но многие художники изображали в своих картинах так же «Природу», «Утро», «Горы».

Посмотрите какие у нас красивые великолепные горы. Я хочу чтобы вы мне нарисовали «Утро в горах» Как наступает утро – все просыпается, протирают сонные глазки белочки и зайчики.

Веточки и листья тянутся к первым лучам солнца…

…И вот взошло солнце, поплыло по небу величаво и добро.. и теплые лучи стали согревать землю, траву, луга и горы.

Новый день – всегда радость, мы ждем только приятных впечатлений.

- Какими звуками можно выразить утро, пробуждение природы, восход солнца? (Мелодичными, ласковыми, волшебными, чудесными, волнующими, приветливыми, спокойными, прозрачными, веселыми, чарующими, величавыми)

Художники пользовались желтой, оранжевой, розовой, голубой и зеленой

Попробуем давайте и мы изобразить утро .Время года можете выбрать любое.

Рисовать будем приемом «А-ля-прима», т.е. без контуров карандашом .Берем краски, делим лист пополам, проводим линию горизонта, выше будет небо, ниже – земля .Рисуем утреннее небо :краска – голубая, кисть водим слева направо, по одному месту несколько раз проводить нельзя – скатается бумага, краски будут стекать вниз, перемешиваться, и и утренняя картина не получится. Внизу могут быть горы, цветы, все , что угодно.( чтобы вам было приятнее и легче рисовать , будем рисовать под музыку «Симды фаз»)


Выбираются более удачные работы. Молодцы. И к нашим рисункам мы с вами исполним песню «Лучше края не найдешь».



Сколько будет существовать человечество, столь долго будет существовать неразрывная, тесная связь между литературой и музыкой, музыкой и изобразительным искусством. Образы прошлого и настоящего воплощались и будут воплощены в скульптурах, чеканках. Одним словом, все, что происходит в жизни людей, отражено в искусстве.

«Мы восхищаемся древностью,

но живем современностью»,

-сказал Овидий - поэт. И это 43 год до н.э.

Мы должны сохранять культурное наследие Осетии. Должны знать родной язык, литературу, историю прошлого.

Итог урока: - Что нового вы сегодня услышали?

- Каков образ нартского героя - Сослана?

- Действительно ли музыка может озвучить природу?

Да музыка всегда помогает в работе.

В заключение урока я хотела чтобы Ирина прочитала стихотворение известной осетинской поэтессы Ирины Гурджибековой. Мне кажется, она в своем стихотворении объединила и связь поколений, прошлого и будущего, любовь к Родине и патриотизм.

«Ну, кто сказал, что это - эпос?

Что это древность - кто сказал?

Глядят с семейного портрета

Шатаны мудрые глаза.

И чья-то песнь зовет Агунду

Бродить в предутреннюю рань...

Здесь между былью и легендой

Порой неразличима грань.

Пусть ходят в джинсах Ахсартаги,

Ахсары кедами шуршат,

Но под подошвами все та же

Земля, как тыщи лет назад.

Пусть вспомнит наш потомок славный,

Как нас святая цель вела,

Как в царство мертвых шли Сосланы,

Чтоб только Родина жила».


Ребята кому понравился урок? ( наклеивают смайлики на доску)

Оценки.

Выход из класса под «Марш в стране нартов» В. Долидзе.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя