Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 11 «Голубой вагон» г. Сальска
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
«НАС ВСТРЕЧАЕТ ДЕТСКИЙ САД»
группы общеразвивающей направленности 2-3 лет «Радуга»
Разработала
воспитатель
Дорошенко Т.И.
2020-2021 учебный год
Программное содержание
- Помочь детям быстрее и легче адаптироваться к условиям детского сада.
- Повысить педагогическую компетентность родителей по вопросам адаптации детей к ДОУ.
Участники проекта
- Дети группы общеразвивающей направленности 2-3 лет "Радуга".
- Воспитатели группы общеразвивающей направленности 2-3 лет «Радуга» Гайворонская О.Н, Дорошенко Т.И.
- Родители группы общеразвивающей направленности 2-3 лет "Радуга".
Актуальность проекта
Дети должны жить в мире красоты, игры,
сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества…
От того, как будет чувствовать себя ребёнок,
поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания,
что он будет переживать,
зависит весь его дальнейший путь к знаниям.
В.А. Сухомлинский.
Поступление ребенка в детский сад - новый период в жизни ребенка. Этот период характеризуется обостренной чувствительностью к разлуке с близкими людьми и страхом новизны. Резкая смена условий жизни может сопровождаться тяжелыми переживаниями, снижением речевой и игровой активности, потерей части приобретенных ранее навыков. В некоторых случаях отмечается задержка нервно-психического и физического развития. Поэтому проблеме адаптации нужно уделять особое внимание, ведь успешная адаптация – залог будущей успешной взрослой жизни.
Сохранение здоровья детей в период адаптации к детскому саду является одной из первостепенных задач перед ДОУ и родителями. Именно мы, вместе, должны так организовать жизнь ребенка в группе, чтобы малыш наиболее адекватно, почти безболезненно приспосабливался к новым условиям жизни.
С поступлением ребенка в дошкольное учреждение в его жизни происходят множество изменений:
- Строгий режим дня;
- отсутствие родителей, близких;
- новые требования к поведению;
- постоянный контакт со сверстниками;
- новая обстановка, которая таит в себе много неизвестного;
- другой стиль общения.
Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию,
которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от
еды, частые болезни и т. д.
Многолетний опыт работы показывает, что положительный результат бывает тогда, когда возникает взаимодействие и понимание между семьей и детским садом, когда все чувствуют атмосферу сердечности и доброжелательности, взаимного уважения и понимания. Мы, взрослые, должны совместными усилиями обеспечить ребенку психологический комфорт, поддержку и любовь. Важно помнить о том, что преодолеть жизненные трудности легче, если мы будем вместе.
Настоящий проект поможет сблизить родителей, детей, педагогов и позволит сложную задачу (адаптация ребенка к дошкольному учреждению) сделать немного проще.
Проблема проекта
В настоящее время не все родители охотно идут на контакт с дошкольным учреждением, объясняя свою пассивность занятостью. Нередко родители бессильны даже в организации игровой деятельности с детьми. Педагоги учреждения, понимая значимость и авторитет родителей, стремятся вовлечь их с первых дней пребывания детей в ДОУ в активное взаимное сотрудничество на благо всестороннего развития ребёнка, создание условий для успешной адаптации детей 2-3 лет к детскому саду.
Цель проекта
Успешная адаптация детей к дошкольному учреждению посредством обеспечения благоприятных условий при тесном взаимодействии ДОУ с родителями воспитанников.
Задачи проекта
- Создание условий, обеспечивающие ребенку физический и психологический комфорт для облегчения периода
адаптации к условиям ДОУ;
- преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;
- снятие эмоционального и мышечного напряжения;
- снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;
- развитие внимания, восприятия, речи, воображения;
- развитие чувства ритма, общей мелкой моторики, координации движений;
- развитие навыков взаимодействия детей друг с другом с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка;
- развитие игровых навыков, произвольного поведения;
- сохранение и поддержка индивидуальных особенностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой (задачи по ФГОС ДО);
- формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей;
- повышение уровня компетентности родителей в вопросах адаптации ребенка к условиям детского сада и их мотивации к взаимодействию с ДОУ на основе включения в совместную проектную деятельность.
Продолжительность
Долгосрочный (4 месяца).
Ожидаемые результаты реализации проекта
- Успешная адаптация детей 2-3 лет к условиям детского сада;
- снижение уровня заболеваемости к концу адаптационного периода;
- позитивное развитие отношений в детском коллективе;
- повышение уровня компетенции родителей в вопросах адаптации, развития, воспитания детей;
- привлечение родителей воспитанников к участию в жизни группы, детского сада;
- установление доверительных отношений между сотрудниками детского сада и семьями воспитанников;
- создание открытой системы взаимодействия участников образовательного процесса.
Взаимодействие с родителями
- Участие родителей в совместном проекте способствует сближению в общении «педагог – родитель».
- Родители знакомятся с работой дошкольного учреждения.
- Родители приобретают практические навыки в области укрепления здоровья, воспитания и развития ребёнка.
- В процессе реализации проекта устанавливается эмоциональный контакт между ребёнком, родителями и
воспитателями.
Этапы организации проекта
Подготовительный - август.
Основной - сентябрь-первая половина ноября.
Заключительный - вторая половина ноября.
Этапы реализации проекта
№ этапа | Содержание | Сроки |
1 этап. Подготовительный. Цель: создание условий для реализации проекта. | 1. Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ. 2. Подготовка предметно-развивающей среды, соответствующей возрасту детей. 3. Создание методической копилки (подбор комплексов утренней и корригирующей гимнастик, картотек подвижных, дидактических, пальчиковых игр, потешек и закличек и т.п.). 4. Подборка диагностического инструментария для диагностики физического и психического состояния и уровня развития детей. 5. Анкетирование родителей. 6. Создание базы данных воспитанников. 7. Создание группового чата в мобильном приложении WhatsApp. 8. Организация и проведение в групповом чате недельного летнего интернет-марафона «Как подготовить детей и родителей к детскому саду». 9. Посещение семей воспитанников на дому. 10. Разработка плана мероприятий, направленных на реализацию проекта. 11. Планирование, подбор и разработка мероприятий, проводимых с родителями детей (родительские собрания; консультации; инструктажи и т.д.) | Август. |
| | |
2 этап. Основной. Цель: организация образовательно-воспитательной деятельности по реализации задач проекта с активным участием родителей. | 1. Осуществление запланированной деятельности с детьми, направленной на облегчение периода адаптации в ДОУ, укрепление психического и физического здоровья детей. 2. Ознакомление родителей с режимом дня группы, правилами внутреннего распорядка ДОУ. 3. Проведение мероприятий для родителей (родительские собрания онлайн, консультации онлайн). 4. Взаимодействие педагогов с вновь поступающими детьми и их родителями. Поэтапный приём детей в группу, постепенное увеличение времени пребывания детей в группе. 5. Ежедневное информирование родителей о ходе адаптации детей к условиям ДОУ (индивидуальные беседы, общение в групповом чате). | Сентябрь-первая половина ноября. |
3 этап. Заключительный. Цель: подведение итогов, определение направлений и содержания дальнейшей работы. | 1. Анализ проведенной работы. 2. Диагностика адаптации детей к условиям ДОУ. 3. Презентация проекта на педагогическом совете. 4. Публикация проекта на персональных интернет-сайтах педагогов группы. | Вторая половина ноября. |
Список литературы
Заводчикова О.Г. «Адаптация ребенка в детском саду». Москва, «Просвещение», 2007.
Иванова Н.В. «Социальная адаптация малышей в ДОУ». Москва, «Просвещение», 2011.
Соколовская Н.В. «Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации». Волгоград, «Учитель», 2008.
Гиппенрейтер Ю.Б. «Общаться с ребёнком. Как?» Москва, «АСТ/Астрель», 2011.
Роньжина А.С. «Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению». Москва, «Национальный книжный центр», 2012.
Янушко Е.А. «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста». Москва, «Мозаика-синтез», 2011.