Урок развития речи для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в 8классе
Составила учитель первой категории Чугаева Н.А.
Тема: Насекомые. «Муравей».
Цель: Ознакомление учащихся с насекомым муравей.
Задачи: Закрепить знания учащихся о насекомых, умение называть и различать их.
Коррекция связной речи на основе составления простых распространенных предложений и короткого рассказа.
Воспитание бережного отношения к окружающей природе.
I. Организационный момент.
- Какое время года?
-Какой месяц?
-День недели?
-Какое число?
II. Повторение пройденного материала:
Демонстрация зашумленного рисунка «Животные»
У. Внимательно рассмотрите рисунок, каких животных вы видите?
Д. Ответы.
У. По каким группам можно распределить этих животных?
Дикие животные Птицы Насекомые
- что общего у - что общего - что общего у
диких животных? у птиц? насекомых?
У. В какое время года появляются насекомые?
Д. Ответы.
У. Сейчас закройте глаза и представьте, что мы с вами оказались на зеленой лужайке. Светит яркое солнце, нам тепло и приятно, вокруг весело поют птицы.
Показ слайда
- Откройте глаза. Посмотрите на лужайку, приглядитесь все внимательно, и вы поймете, что жизнь вокруг очень замечательна. И зеленая картина сразу оживает: сел кузнечик на травинку, бабочка порхает, полосатый шмель гудит радостно и звучно… Целый день здесь жизнь кипит, здесь совсем не скучно.
У. Перечислите животных зеленой лужайки.
Назовите их, одним словом.
Игра: «Кто как голос подает»
Сейчас мы с вами поиграем в игру. Я называю вам насекомое, а вы мне говорите и показываете, какой он издает звук.
1. Жук – жужжит. 3. Бабочка – шелестит.
2. Кузнечик – стрекочет. 4. Комар – пищит.
III. Сообщение темы урока.
У. – Ребята, мне сорока принесла весточку, она рассказала, что одни маленькие жители леса просят нас о помощи. Зима охватила их дом холодом и никак не хочет выпускать их на волю. А чтобы им помочь, надо рассказать зиме про этих жителей.
- А вам интересно, какие жители просят нас о помощи?
Для этого вам нужно выполнить задание.
Выписать первые буквы названий картинок в клеточки.
Собрать разрезную картинку.
Какое слово у вас получилось? МУРАВЬИ.
Вывешивается табличка со словом МУРАВЬИ и проговаривается несколько раз.
У. – Назовите тему нашего урока. МУРАВЬИ
IV. Физкультминутка.
V. Работа над составлением связного текста.
У. – Что вы знаете о муравьях?
Д. Ответы.
У. – Муравьи – это насекомые. Они бывают черного и коричневого цвета. У муравьев есть голова, грудка, брюшко, усики, глаза, рот и шесть лапок. Муравьи очень маленькие и трудолюбивые. Муравьи живут в лесу. Их дома называются муравейниками, которые строят из сухих травинок, хвоинок, обломков веточек. Они питаются жучками, гусеницами, улитками. Муравьи – полезные насекомые, уничтожают вредителей, их называют «санитарами леса».
Рассказ сопровождается слайдами.
Игра: «Вопрос – ответ»
- Кто такие муравьи?
– Какого цвета муравьи?
- Какие части тела есть у муравья?
- Какие муравьи?
- Где они живут?
- Как называется их дом?
- Из чего они строят свой дом?
- Чем питаются?
- Какую пользу приносят?
По каждому вопросу составляется предложение и появляется на слайде. Из составленных предложений получился рассказ.
Работа с текстом:
У. Читает вслух.
Чтение рассказа детьми.
Составление рассказа по плану.
Составление рассказа по опорным картинкам.
Составление рассказа из отдельных предложений.
Зиме понравился ваш рассказ о муравьях, и она отпустила их на лужайку.
Итог:
– С какими насекомыми мы сегодня познакомились?
– Что нового вы узнали о муравьях?
– Чем мы сегодня занимались на уроке?
– Как должны относится к муравьям? Почему?
Дома вам нужно прочитать рассказ Виталия Бианки «Как муравьишка домой спешил».
4