СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Население и политическая карта Африки

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок с использованием проектной технологии

Просмотр содержимого документа
«Население и политическая карта Африки»


«Население и политическая карта Африки»

7 класс

МАОУ Редькинская ОШ

Учитель географии Шадрунова ТА

Городской округ г. Бор

Цель урока: познакомить учащихся с составом населения, сформировать представление о размещении населения и установить зависимость размещения населения от исторических и природных факторов, познакомить с современной политической картой

Задачи урока:

Образовательные: учащиеся смогут обрабатывать информацию о населении, составлять характеристику региона стран;

Развивающие: учащиеся анализируют, называют главные расовые признаки народов Африки, устанавливают причинно-следственные связи разнообразия местных языков, обосновывают свою точку зрения; 

Воспитательные: учащиеся умеют работать в парах сменного состава; 
развивают практические навыки коммуникативного общения, учащиеся применяют теоретические знания на практике. 

Формировать УУД:

- Личностные: формировать внутреннюю позицию учащихся на уровне положительного отношения к школе, ориентировать на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца « успешного обучающегося», формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

- Регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, учить проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

- Коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной и письменной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

- Познавательные: учить осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям; ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, атласах и других источниках информации.

Планируемые результаты:

Знания: познакомятся с особенностями заселения Африки, с размещением населения, странами Африки.

Умения: научатся пользоваться политической картой Африки.

Навыки: определять плотность населения.

Выбирать действия в соответствии с поставленной зада­чей и условиями её реализации, устанавливать причинно–следственные связи и строить развернутые рассуждения по географическим картам, рефлексировать способы и условия действий; осоз­нанно и произвольно строить обоснованные сооб­щения в устной и письменной форме. проявлять ак­тивность во взаимодействии для решения коммуникативных и позна­вательных задач, ставить вопросы

Ход урока:

  1. Организационный момент

  2. Изучение нового материала:

Сегодня мы продолжим путешествие по Африканскому континенту. Может, мы тоже, окажемся первопроходцами и узнаем много нового и интересного.

Эпиграфом нашего урока послужат строки, современного эфиопского поэта Аяльнэха Мулату (учитель читает эпиграф)

Не так названье важно для страны

И очертания не так важны,

Как важно то, кто в том краю живет,

Зачем живет и чем живет народ.

Узнать любой страны особый нрав

Мы можем, лишь людей её узнать.

- Как вы думаете, о  чем идет речь, если слышите: берберы, арабы, туареги, зулусы, банту, эфиопские племена? (о населении Африки)

- Итак, тема сегодняшнего урока: «Население и политическая карта Африки».

- Как вы думаете, о чём мы с вами будем говорить? Что будем изучать? (О людях, которые населяют этот материк, о расах, плотности населения, народах Африки, странах).

- Что вам известно о населении Африки? (дети отвечают)

- Как вы думаете, для чего нам необходимы знания о народах, населяющих Африку?

- Из каких источников информации можно узнать о населении?

ПРАРОДИНА человека

Многие учёные считают Африку прародиной современного человека. Возраст останков предков древнейшего человека, найденных в Эфиопии, - около 4 млн. лет. Как предполагают, он был небольшого роста, имел сильные зубы и питался растительной пищей. Человек современного типа появился в Африке 11 тыс. лет назад.

Колониальное прошлое материка.

Народы Африки прошли длительный путь развития. В истории этого удивительного континента есть темное пятно. Это колониальное прошлое. Почти всю территорию Африки наиболее развитые страны Европы разделили между собой и превратили в материк колоний.

Колония - страна, лишенная политической и хозяйственной самостоятельности.

Народы Африки столетиями страдали от работорговли.

Борьба против колонизаторов достигла особенно большой силы после Второй мировой войны. В начале 20 века здесь было всего два свободных государства – Либерия и Эфиопия. Сегодня все страны континента обрели независимость.

В настоящее время численность населения оставляет около 1 млрд. человек. Учитывая огромную площадь материка, Африка имеет относительно низкую плотность населения, а темпы роста его численности выше, чем на других материках. - Откройте карту «Плотность населения. Народы» с.12-13 атласа. Найдите на карте территории с наибольшей плотностью населения.

- Каким цветом обозначены на карте эти районы?

- Наиболее плотно заселены северные районы материка и побережье Гвинейского залива

- Какие части Африки не заселены? В пустыне Сахара плотность очень низкая, есть незаселенные территории.

- Как вы думаете, от чего зависит плотность населения ?

(Население Африки неравномерно распределено по территории материка. На его размещение влияют природные условия. Густо заселены побережья Средиземного моря, Гвинейского залива и юго-восточной оконечности материка. Высока плотность населения в дельте Нила, де на 1 кв.км приходится 1000 человек. В Сахаре, занимающей почти 1/3 материка, проживает менее 1 % населения, а в отдельных областях его вообще нет).

- Насколько плотно населён континент, мы узнаем, если вычислим плотность населения.

- Ребята, а в чём измеряется плотность населения? (чел/кв.км).
- Как определить среднюю плотность населения ? (разделить численность на территорию).
- Произведем расчеты: 1,2 млрд.чел.: 30,3 млн.кв.км = 39чел/кв.км

Какой вывод можно сделать по этой карте?(вывод делают учащиеся)

  1. Население распределено крайне неравномерно.

  2. Очень большие пространства материкп имеют низкую плотность;

  3. Значительные территории вообще не заселены;

  4. Более высокая плотность наблюдается на побережье и в долинах рек

Средиземного моря, Гвинейского залива, на юге материка, вдоль рек(особенно Нила и Конго, где плотность африканского населения самая высокая), на берегах озер.

В настоящее время народы Африки состоят из коренного и пришлого населения.

- На какие основные расы делится население Земли?

А вот основную часть жителей Африки составляет коренное население, относящееся к представителям терех рас – европеоидной, негроидной, европеоидно-негроидной..

- Теперь, ребята мы приступим к заполнению таблицы:


Отличительные особенности народов Африки

Название расы

Народы

Место проживания

Европеоидная

арабские

Северная Африка

Негроидная


Восточная Африка

Европеоидно-негроидная

Бушмены, банту

Центральная и Южная Африка


Пришлое население европейского происхождения составляет незначительную часть населения материка и живёт в районах с наилучшими климатическими условиями.

Не секрет, что народы разных стран по-разному сооружают свои жилища, любой народ или племя имеет жилище, которое отражает природные особенности и его образ жизни.

Доклад 3 человека (задание получено заранее): кочевники-туареги, пигмеи, жители Замбии

А) Шатер кочевников туарегов. «Крыша нашего постоянного дома – небо, наше временное пристанище – фелидж». Сборка шатра занимает 2 часа, сверху его накрывают шкурами.

Б) Хижина пигмеев. Конструируют жилище из листьев, травы, веток. Такую хижину ставит женщина, и она же считается ее владелицей, а мужчина лишь подбирает длинные ветви. Полукруглые крыши густо покрывают травой, листьями банана.

В) Хижина жителей Замбии. Из глины лепят круглые стены. В день удается сложить слой до 30 см. Как только стены готовы, отмечают новоселье. Впрочем, потом хижину все-таки покрывают высокой крышей из просяной соломы.

Раскопки в среднем течении реки Нигер подтвердили существование высокой культуры народов Гвинейского побережья. Многие государства Африки имеют древнюю историю (Египет, Эфиопия, Гана, и др.). Там процветали ремёсла, торговля, строительное дело.

Сохранились замечательные памятники искусства: египетские пирамиды – чудо древней строительной техники, по слоновой кости и дереву, скульптуры из бронзы.

Физкультминутка (пастух-зулус-крупнейшие из народов банту) Ребята! встаньте, пожалуйста, свободно, закройте глаза, попробуйте постоять на одной ноге, досчитайте до 10, смените ногу, повторите задание еще 1 раз.

Почему зулусы в пустыне стоят на одной ноге? (На одной ноге все кочевники отдыхают - в Австралии, Африке. Они стоят то на одной ноге, то на другой. Нам это покажется трудным, как и сидеть на корточках, а для зулусов - это наиболее удобная поза)

- А теперь познакомимся с крупными городами материка.

- В Африке вообще мало городов, следовательно, большая часть населения проживает в сельской местности.

- Найдите и назовите по карте города с численностью населения от 5 до 10 млн жителей. (Каир, Лагос, Киншаса)

- Найдите и назовите по карте города с численностью населения от 1 до 5 млн жителей .(Дакар, Конакри, Абиджан, Аккра, Браззавиль, Луанда, Кейптаун, Мапуту, Хараре, Дар-Эс-Салам, Аддис-Абеба, Алжир, Триполи)

- На карте видно, что основная часть городов расположена на побережье. С чем это связано?(Наиболее благоприятные природные условия) 

- Как вы думаете, какие причины влияют на размещение населения на материке?(На размещение населения влияют в основном природные факторы, а также исторические причины, в первую очередь воздействие работорговли и колониального господства.)

Политическая карта. Современная политическая ката Африки сложилась несколько десятков лет назад. На территории материка находится 55 государств, из них самые большие по площади Алжир, Демократическая республика Конго, Судан, Ливия. Самые маленькие страны обозначены на политической карте цифрами.

Самая крупная страна по численности населения – Нигерия. Большинство государств имеют выходы к морям и океанам.

III. Закрепление материала – практическая работа

Используя политическую карту, определи страны в каждом задании и обозначьте их на контурной карте разными цветами:



Практическая работа (работа в парах), Приложение №1

взаимопроверка и выставление оценок, работы сдают учителю и к.к.

Самая большая по площади страна: ____________________

Самая маленькая по площади страна: _________________

Самая многочисленная страна: ______________

Страна пирамид: ________________

Страна – остров: ______________________

Страны, не имеющие выход к морю: ________________, ___________________, ___________________________, ____________________

Страны, имеющие выход к Средиземному морю: _____________________, _______________________, _____________________, ____________________

Страны, имеющие выход к Красному морю: ___________________, _________________

Страны, имеющие выход к Атлантическому океану: ________________________, ___________________________, ______________________, _____________________

Страны, имеющие выход к Индийскому океану: _______________________, _______________________________, _____________________, _______________________

IV. Взаимопроверка

V. Подведение итогов урока, выставление оценок

Вывод: Африка прародина человека. Здесь проживают представители всех человеческих рас. Народы Африки прошли длительный путь своего развития и внесли значительный вклад в историю мировой культуры. Население Африки размещено крайне неравномерно, что связано с особенностями природных условий. Сегодня Африка – материк независимых государств.


IV. Домашнее задание: выучить п.23,.

V. Рефлексия:


Я сегодня узнал…

Мне было интересно…

Я дальше хотел бы изучить
































Приложение №1

Практическая работа (работа в парах)

Определи страны и нанеси их на к.к., обозначив разными цветами, укажи цвета в условных обозначениях


Самая большая по площади страна: ____________________

Самая маленькая по площади страна: _________________

Самая многочисленная страна: ______________

Страна пирамид: ________________

Страна – остров: ______________________

Страны, не имеющие выход к морю: ________________, ___________________, ___________________________, ____________________

Страны, имеющие выход к Средиземному морю: _____________________, _______________________, _____________________, ____________________

Страны, имеющие выход к Красному морю: ___________________, _________________

Страны, имеющие выход к Атлантическому океану: ________________________, ___________________________, ______________________, _____________________

Страны, имеющие выход к Индийскому океану: _______________________, _______________________________, _____________________, _______________________





Взаимопроверка и оценивание работ.

_________________________ФИ подпись ___________________







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!