СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Наш главный закон –Конституция»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Наш главный закон –Конституция»»

Классный час на тему: «Наш главный закон –Конституция»

Конституция России – Основной закон страны»

Главная цель государства - не создать рай на земле, 
а не допустить ада.

Цели: формирование представления о важности соблюдения законов государства; развитие гражданско-правового образования учащихся; формирование активной гражданской позиции и правового сознания; приобретение навыков правовой культуры; развитие гражданской инициативы и гражданской ответственности, развитие умения работать в группе, выслушивать мнение других и излагать свои мысли.

Задачи:

  • воспитание чувства гордости за свою страну;

  • развитие интереса к истории России;

  • расширение кругозора.

  • Познакомить обучающихся с понятием «Конституция» \

  • оформить кабинет: столы для соревнующихся, статьи документов на отдельных листах, проектор, экран для трансляции презентации.

Оборудование: Конституция (для каждого обучающегося), листы ватмана, маркеры.

Методы: работа в группах, «мозговой штурм», мини-лекция.

Стили обучения:

  • визуальный (раздаточный материал, схема на доске);

  • аудиальный (мини-лекция, комментарии обучающихся);

  • кинестический (моделирование страны, активные передвижения);

  • эмоциональный (примеры об опыте, полученном ранее, рефлексия).

Основные понятия и термины: Конституция, права, обязанности, правовой статус человека.

Ход классного часа:

Учитель:  Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы проведем с вами необычный классный час. А тему его вы назовете мне сами. Давайте сначала с вами побеседуем. Ответьте пожалуйста на вопросы:

  • Как называется наша Родина? (Россия)

  • Как называют людей, живущих в России? (Россияне)

  • Почему к Москве у нас особое отношение? (Столица нашей Родины)

  • Кто занимает пост Председателя Правительства? (В. В. Путин)

  • Кто является Верховным Главнокомандующим Вооруженных сил РФ?(Президент)

  • Форма правления в России? (Республика)

  • Как правильно называется наше государство? (Российская Федерация или Россия)

  • Назовите основные символы государства. (Герб, гимн, флаг )

Сегодня 12 декабря. Скажите, пожалуйста, чем знаменателен этот день для нашей необъятной страны под названием Россия?

Обучающиеся: День Конституции

Учитель:  А кто знает, что такое Конституция?

Обучающиеся: Конституция – это основной закон государства.

Учитель: Верно. Итак, скажите, какой дате мы сегодня посвятим нашу с вами встречу?

Обучающиеся: Дню Конституции.

Учитель: Молодцы! (слайд 1, 2,3)

 В переводе с латинского языка слово «конституция» обозначает «устройство», то есть то, как устраивается, строится государство. В нашей стране много законов, но главным законом нашего государства, основные правила по которым мы живём, записаны в Конституции. В знак уважения к основному закону страны слово «Конституция» пишется с заглавной буквы. (слайд 4)

 Конституция, по которой мы сейчас живём, была принята 12 декабря 1993 года. Этот день стал всенародным праздником.

 Мне бы хотелось сейчас немного обратиться к истории, думаю что вам это будет интересно.

 В дореволюционной России вообще не было Конституции. Первая Конституция РСФСР была принята после Октябрьской революции в 1918 году, а в 1924, после образования Союза Советских Социалистических Республик, - вторая. Развитие страны вело за собой и совершенствование законов, поэтому принимаются Конституции 1936 и 1977 годов. Последняя Конституция, уже в России, была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.  (слайд 5) Вот как она начиналась:

           «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединённые общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость её демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущим поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем Конституцию Российской Федерации». 

«Конвенция о твоих правах»

Сценка «Игра». (Показывают дети)

Ведущий:

После уроков ребята решили поиграть.

Коля:

Давайте поиграем в войну!

Ваня:

Вот здорово! Я буду командиром. А ты будешь, Димка, милиционером. А ты, Сашка, будешь бандитом

Саша:

А я не хочу.

Коля:

Чего не хочешь?

Саша:

Играть в войну

Ваня:

Как это ты не хочешь? Все будут – а он нет. Будешь.

Саша:

Я не хочу.

Коля:

Захочешь.

Саша:

Что же вы меня заставите?

Ведущий:

Давайте, ребята, разберемся. Кто прав? Кто не прав?

- Давайте поговорим. Как поступил Ваня и Коля? Почему они не правы? Прав ли Саша? (Дискуссия. Дети говорят. Заслушиваем точки зрения.)

- Права, обязанности и ответственность. Попробуем разобраться, где в повседневной жизни мы реализуем свои права, обязанности и несем ответственность.

Выясняется и обсуждается значение слова "право" — 1) совокупность норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе, которые устанавливает и защищает государство; 2) охраняемая и узаконенная государством возможность что-то делать, осуществлять. Ученики называют права, которые должны, на их взгляд, иметь все дети, живущие на планете Земля. Учитель обобщает и дополняет высказывания ребят:

Главнейшее право каждого человека — право на жизнь.

К сожалению, право на жизнь соблюдалось не всегда. Например, в древней Спарте, когда в семье рождался больной и слабый ребенок, его сбрасывали со скалы в пропасть. В Европе родители, которым дети были в тягость, отдавали их бедным людям вместе с деньгами на содержание. В России же, наоборот, многие бедные семьи своих маленьких детей подбрасывали добрым людям. Сегодня право детей на жизнь утверждено Конвенцией о правах ребенка.

Все права детей всего мира записаны в специальном документе, Конвенции «О правах ребенка». Этот документ приняла 20 ноября 1989 года Организация Объединенных наций. Это авторитетная международная организация возникла после Второй мировой войны, которая отняла у десятков миллионов людей их главное право – право на жизнь. Чтобы не допустить третьей мировой войны, народы всего мира объединились в Организацию Объединенных наций.

К сожалению, наш мир не стал безопасным: войны, теракты, преступления, аварии, стихийные бедствия, голод и эпидемии. Даже взрослые, сильные люди не могут противостоять этим опасностям, но самыми беззащитными оказываются дети. Они даже в мирной жизни нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых. Чтобы защитить права детей, и была принята Конвенция «О правах ребенка».

Конвенция – это соглашение. Это значит, что все государства, которые подписали эту Конвенцию, согласились защищать права детей.

«Права ребенка» с обсуждением.

Какие же права есть у всех детей мира? (обсуждение)

Право на жизнь

 Право на имя при рождении

 Право на медицинскую помощь

 Право на образование

 Право на отдых и досуг

 Право иметь имущество

 Право свободно выражать свои взгляды

 Право на свободное перемещение

 Право на заботу и воспитание родителями

 Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства

 Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки


Законы, которые регулируют отношения государства и общества, записаны в Конституции – основном законе государства. (Демонстрация книги.)

Кроме Конституции права ребенка прописаны в: «Семейном кодексе», «Гражданском кодексе», «Трудовом кодексе», «Уголовном кодексе», «Законе об образовании».

Устав школы, в котором также прописаны права и обязанности всех участников образовательного процесса (администрации школы, учащихся, их родителей, педагогов).

Обязанности ребёнка.

Каждый ребёнок должен знать свои права. Но не менее важно помнить о том, что кроме прав, у каждого человека есть и обязанности.

Ребята, статья 29 Конвенции прав человека гласит, что человек имеет не только права, но и обязанности. - Что такое обязанности? (Круг действий, возложенных на кого-то и обязательных для выполнения).

- Какая самая главная обязанность у вас в семье?

- А у вашего папы?

- У кого больше всего обязанностей?

- А какие обязанности существуют у учеников?

- А откуда вы это знаете? (Устав школы)

- Давайте с вами обозначим некоторые из обязанностей школьника!

- А в Уставе школы ваши обязанности прописаны следующим образом:

Уважать права, честь и достоинство всех участников;

Прилежно учиться;

Иметь аккуратный вид;

Соблюдать правила техники безопасности;

Беречь школьное здание, оборудование;

Придерживаться общепринятых правил поведения;

Умножать и развивать лучшие традиции коллектива, беречь честь школы.

Анализ ситуаций:

1.Ира: Настя, ты сегодня дежурная, останься, пожалуйста, и вымой доску, полей цветы.

Настя: Ира, не имеешь права! Конвенцией запрещён труд ребёнка.

Кто прав?

2.Ваня: Дима, ты уже который понедельник не готов к уроку по литературе!

Дима: Вчера было воскресенье. Я имею полное право на отдых.

Вывод. Защищая свои права нельзя забывать и о своих обязанностях.

Физкультминутка.

Ребята, как вы уже сказали сегодня День Конституции., так давайте проведем нашу встречу в форме небольшого состязания. За каждое правильно выполненное задание вы будете получать жетоны. В конце нашего мероприятия мы подведем итоги и выясним, кто из вас лучше ориентируется в понятии «Конституция»

Итак, начинаем!

Игра «Да! Нет!»

Давайте поиграем. Я зачитываю статью. Если это в пользу человека – говорим: «Да!». Если это противоречит закону, говорим: «Нет!».

– Имеет ли человек право на личную неприкосновенность?– Да!

– Можно ли человека обращать в рабство? – Нет!

– Можно ли относиться к человеку жестоко?– Нет!

– Защищён ли человек законом?– Да!

– Имеет ли право человек защищать себя с помощью суда?– Да!

– Можно ли без разрешения войти в жилище человека?– Нет!

– Может ли человек свободно передвигаться по своей стране?– Да!

– Можно ли уехать из страны, а потом вернуться назад?– Да!

– Может ли человек владеть имуществом?– Да!

– Имеет ли человек право на социальное обеспечение?– Да!

– Можно ли запретить свободный выбор труда?– Нет!

– Защищает ли закон материнство и младенчество?  – Да!

2.  Конкурс «Сказка ложь, да в ней намек…»

Задание 1.  Сказка В.ГАРШИНА  «ЛЯГУШКА – ПУТЕШЕСТВЕННИЦА». Каким правом воспользовалась лягушка, отправившись в путешествие? ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: право на свободу передвижений.

Задание 2. Сказка А.ТОЛСТОГО «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК». Какое право крысы Шушеры нарушил Папа Карло, запустив в нее свой башмак? ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: унижение достоинства  личности.

Задание 3. Сказка Ш.ПЕРРО «ЗОЛУШКА».  Какое право нарушала мачеха, не пуская Золушку на бал? ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: право на отдых

Задание 4. А.ПУШКИН «СКАЗКА О ПОПЕ И ЕГО РАБОТНИКЕ БАЛДЕ».  Каким правом воспользовался Балда, нанявшись на работу к попу? ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: право на труд

Задание 5. Сказка «ВОЛК И СЕМЕРО КОЗЛЯТ».  Какое право нарушил волк, ворвавшись в дом козы? ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: неприкосновенность жилища.

 

 «Моя родина -Россия»

ВОПРОСЫ:

  • Что такое символ? (условный знак, обозначение).

  • Какие символы России вы знаете? (герб, флаг, гимн).

  • Что такое герб? (эмблема государства).

  • Где можно увидеть герб? (на флагах, монетах, печатях и официальных бумагах).

  • Что такое флаг? (прикрепленное к древку полотнище определенного цвета или несколько цветов).

  • Где можно увидеть флаг? (на кораблях, правительственных зданиях и т. д.).

  • Что такое гимн? (торжественная песня).

  • Где его можно услышать? (на соревнованиях, встречах президентов и т.д.).

  • Символом чего является белый цвет флага? (мир, чистота, благородство. Этот цвет говорит о миролюбии нашей страны).

  • Символом чего является синий цвет флага? (вера, верность. Народ любит свою страну, защищает ее, верен ей).

  • Символом чего является красный  цвет флага? (сила. Этот цвет обозначает цвет крови,пролитой за ее независимость).

  • Что означает слово «герб»? (вечность, единство всех народов).

  • Старинное русское название флага? (стяг).

  • Назовите растение – символ России . (береза).

  • Как называется основной закон России? (Конституция РФ).

  • Что при вступлении в должность президент приносит народу? (присягу).

  • Какой царь официально ввел бело-сине-красный флаг? (Петр 1).

Рефлексия.

Пока подводим итоги, я ребята прошу вас оценить нашу с вами работу, для этого нужно нарисовать ладонь и написать на каждом пальце, что понравилось или не понравилось, а на ладони – свои пожелания.

А напоследок, хочется сказать,

Что Родина - это как вторая мать.

Ее не выбирают и не губят,

А просто берегут и любят.

Ребята, всегда интересуйтесь тем, что происходит в нашей стране, не будьте безучастны к ее истории. Одним словом, будьте патриотами!



8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!