СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Наш соотечественник – флотоводец, адмирал Павел Степанович Нахимов»

Нажмите, чтобы узнать подробности

наш соотечественник адмирал павел степанович нахимов

 

Просмотр содержимого документа
««Наш соотечественник – флотоводец, адмирал Павел Степанович Нахимов»»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида «Ёлочка» г. Тарко-Сале Пуровского района








Этапы работы по патриотическому воспитанию детей – ознакомление с соотечественниками на тему:


«Наш соотечественник – флотоводец, адмирал

Павел Степанович Нахимов» во время режимных моментов и непосредственной образовательной деятельности (Познание)

для детей подготовительной группы.














Хубайбуллина А.Т. -

воспитатель I категории













2014г.

г. Тарко-Сале.


Цель: Начать путь познания истории подвига адмирала П. С. Нахимова.

Задачи: Дать представление детей о парусниках, маяке. Развивать воображение. Воспитывать интерес к профессиям штурмана, капитана, желание создавать эскадру парусных кораблей.

Активизация словаря: флаги расцвечивания, бакен, эскадра, флотилия.


Первый этап работы:

Вторая половина дня – на столе разложены: флажки – флаги расцвечивания, используемые на кораблях, картинки парусников, маяков и бакенов, книга В. Маяковского «Эта книжечка моя про моря и про маяк», поделка «Парусник», в ванночке вода, репродукции картин Айвазовского.

Воспитатель: Почему флажки такие разные? (дети думают, рассуждают) Это морские флаги. Этими флагами переговаривались корабли в море тогда, когда не было радио. И сейчас моряки знают эту азбуку.


Воспитатель показывает и рассказывает, что обозначают некоторые флаги.

Воспитатель показывает парусник и читает отрывок из сказки А.С. Пушкина.


Воспитатель: Он бежит себе в волнах на раздутых парусах… А куда же ветер дует (показать на парус) с этой стороны или с этой стороны? (жестом) Сюда? Почему? (потому что парус надулся). А если ветер будет вот так дуть, с боку, а кораблю нужно прямо идти (перпендикулярно). Он так повернет паруса, чтобы ветер попал в парус и тогда все равно сохраняется движение вперед.


Воспитатель вносит игрушку – парусник, опускает его в воду,

предлагает детям подуть на паруса и убедиться, что парусник начинает двигаться.


Воспитатель: А что же делают моряки на парусном корабле? Поднимают паруса, поворачивают так, как надо. Поднимаются по мачтам, закрепляют поднятый парус.

По какой же дороге ходят корабли? (по морской, по водной, это водный транспорт)

А легкая или трудная эта дорога? (трудная) Гладкая, ям нет? (волны мешают, ветер дует)

И не только волны, а есть еще и мели, мелкие места, кораблям опасно. Такая авария будет, что корабль затонет.


Воспитатель предлагает рассмотреть репродукции картин Айвазовского


Воспитатель: А чтобы не случилось этой аварии на морях о мели предупреждают корабль маяки, а на реке ставят бакены, которые предупреждают, что здесь мелко. Вот здесь стоит бакен на якоре, а это маяк- какой он высокий (рассмотреть иллюстрацию). А почему такой высокий построили? Чтобы свет маяка был виден из далека. Смотритель маяка поднимается по лесенке, наблюдает за тем, чтобы свет постоянно горел, сигналы маяк посылал правильно.


Музыкальная разминка под музыку «Ты морячка, я моряк»


Воспитатель: С какого места по какое место ходят корабли? С одного города до другого. Да, один город в лесу, другой на горе? Они так и ходят из леса в гору? (если город на берегу моря) Если один город на берегу моря и другой тоже, тогда корабль идет по морю из одного приморского города в другой (показать на карте обозначение глубин в морях и океанах)

Вот синий цвет, он обозначает, что это очень глубокое место, а здесь светлее …поменьше глубина, помельче. А здесь мели, рифы – подводные скалы. А здесь бухта турецкая – Синопская бухта. А вот Севастопольская бухта, удобная для стоянки кораблей. Вот штурман и выбирает маршрут. Хорошо, если днем ведет корабль, а если ночью? Надо очень хорошо знать дорогу, чтобы не попасть на мель. Послушайте произведение Маяковского. О чем хочет рассказать поэт вам?


Воспитатель читает стихотворение Маяковского

«Эта книжечка моя про моря и про маяк».


Воспитатель: Как вы думаете, люди научились строить маяки тогда же, когда научились строить и корабли? Или было такое время, когда люди плавали на кораблях, а маяков не было? Было такое время, когда маяков не было, когда люди еще не научились строить маяки, а корабли плавали. Но они старались плавать только днем, а к ночи заходили в бухту. Потом придумали как построить маяк, как послать кораблю сигнал, что здесь опасно. И тогда мореплаватели знают, где стоит маяк. Один маяк все время горит белым светом, а другой горит и гаснет, и опять горит. Моряки знают сигналы каждого маяка. Но чтобы маяк мог предупредить об опасности, нужно поймать его сигнал, который он посылает, пеленг. А для того, чтобы знать эти сигналы, надо изучать особую книгу, которая называется «Лоция». А высчитывает курс корабля штурман, а капитан выбирает курс корабля.

С какой профессией познакомились? (штурман и капитан)

Что они должны знать? (правильно вести корабль)


Второй этап работы (путь к познанию истории подвига адмирала П. С. Нахимова):

Утро. Индивидуальная работа.

Воспитатель: Здравствуй! Можешь ли ты мне помочь? Надо сделать парусники! (я умею делать парусники, могу и двухтрубные сделать). Если двухтрубный корабль, значит есть машина. Из трубы идет дым, значит она работает. Но теперь умеют делать без трубы… атомные. А было время, когда умели строить только парусные лодочки (показать).

А нужно ли кораблям, чтобы им путь указывал моряк, бакены предупреждали о меле на реке (показать маяк, бакен). Маяк – это сигнал световой, который предупреждает:» Не ходи близко, около берега мелко» или «Иди сюда здесь удобная бухта».

Как вы думаете, что могло быть первым маяком для человека? Вот представьте, что вы туристы. Как определить путь, когда ночью идете? (посмотрим на небо, на звезды)

А какая наука определяет расположение звезд? (астрология, дети показывают эту книгу)

Раньше определяли курс парусного корабля по звездам, поэтому штурман и капитан должны знать хорошо расположение звезд на небе, они изучают математику и астрологию.


Дети складывают из прямоугольников лодочки.

Вечером предложить родителям помочь своим детям сделать парусные лодочки с пушками.


Вторая половина дня.

Воспитатель: Вы делали лодочки? И получился целый флот. Парусный флот! Из фрегатов! Ведь они похожи на парусники? Фрегаты вооружены пушками, они могут участвовать в морском сражении. Могут отправиться в поход… Эскадра идет кильватерной колонной, один фрегат за другим.


Вместе с детьми построить из лодочек кильватерную колонну –

колонну судов одно за другим. Поставить маяк.


Воспитатель: На берегу стоит маяк, предупреждая, что здесь мелко. Эскадру ведет флагманский корабль (первая лодка с флагом). На нем командир – адмирал. У каждого адмирала на флагманском корабле был свой флаг. И вдруг в море начинается шторм (строить бухту из кирпичиков, огораживая часть стола). Корабли заходят в бухту (завести корабль в бухту). Здесь, в бухте им не страшен шторм.


Дети видят, как с помощью любых предметов происходит превращение игрушек в воображаемую картину события. Дать детям возможность провести корабли мимо маяка, завести в бухту и вывести из нее по вашему сигналу.


Воспитатель: Начинается шторм. Эскадра возвращается в бухту. Флагманский корабль поднял сигнал: «Поворот». Все вдруг поворачиваются на сто восемьдесят градусов (180*) и возвращается в бухту (дети ведут лодки назад; если детей много, можно разделить на две группы – будут две бухты)


Весь интерес и состоит у ребят в том, чтобы изобразить себе эту ситуацию и превратиться в мореплавателей на данное время.


Воспитатель: В далеких походах, в свободное от вахты время, моряки играли в шахматы и шашки. Это помогало им потом в бою. Надо уметь решать задачи, рассчитывать ходы. А у нас целый флот, который стоит в бухте (один корабль вывести из бухты и поставить подальше). К бухте подходит еще один фрегат. Когда люди умели строить парусные корабли, они еще тогда не умели делать радио. Потому днем корабли переговаривались флажками (показать). Каждый флажок обозначает какой-то сигнал. То есть, они не просто так раскрашены (рассмотреть флажки). И сейчас такими флажками в праздник украшают корабли (показать картинку корабля, украшенного флажками). Когда наступала тьма, корабли подавали сигналя фонарями.

Кто командует флотом? (флотоводец)

Посмотрите, какая эскадра парусных кораблей. Одной эскадрой командовал адмирал. Вот я вам предлагаю отправиться в морские путешествие (игры детей с кораблями).





Сказание о флотоводце – адмирале

Павле Степановиче Нахимове.



Цели: Познакомить с соотечественником – флотоводцем (он совершил кругосветное путешествие, подвиг; был образованным человеком).

Задачи: Формировать у детей историческое видение – роль флотоводца в управлении флотом.

Развивать речь, память, мышление, внимание.

Воспитывать патриотические чувства.


Предварительная работа:

Знакомство с флагами расцвечивания, используемые на корабле.

Чтение произведений: В. Маяковского «Эта книжечка моя про моря и про маяк»,

Л.Толстого «Прыжок».

Рассматривание иллюстраций, репродукций картин Айвазовского: бухта, маяк, парусники, бакен.

Поделки «Парусник». Игра «Парусная флотилия». Рисование «Парусный флот».

Чтение книги А. Митяева «Адмирал Нахимов»


Материал: портрет П.С.Нахимова, картина с изображением Нахимовского училища, глобус, фрегат «Баллада», картина с изображением орденов Святого Георгия II и IY степени.


В группе развешаны картины с изображением парусников, моря, на отдельном столе игрушки: парусники, сделанные детьми, маяк, книга А. Митяева «Адмирал Нахимов».

Стол накрыт голубой тканью - море.

Звучит музыка Николая Андреевича Римского-Корсакова «Океан – море синее».

Дети стоят возле стола, где стоят парусники.


Воспитатель: Флотилия стоит? Где? (в бухте). А если пойдут в поход, то как построятся? (в кильватерную колонну). Как называется корабль, на котором будет плыть командир эскадры? (флагманский корабль) Как вы думаете, командовать эскадрой просто или очень много надо знать? (много)

Да надо много знать, уметь, чтобы командовать не только одним кораблем, но и целой эскадрой. Есть морские звания. Раньше самый первый был офицерский чин- мичман, а высший чин морского офицера – адмирал.

Кто же этот человек? (адмирал, флотоводец Нахимов)

А хотите узнать о его подвигах? (да)

Имя Павла Степановича Нахимова известно многим. В Санкт-Петербурге есть училище, в котором учатся будущие моряки. Это училище находится на берегу Невы, и оно зовется Нахимовское училище. А мальчиков, будущих моряков, учеников этого училища называют – нахимовцами. Может быть потом кто-то тоже захочет в нем учиться?

А теперь я расскажу вам о жизни Нахимова, о том, как он прославил нашу Россию. Садитесь поудобнее.

Рассказ воспитателя.


Павел Степанович родился в семье офицера и тоже захотел стать военным. Учился он в Морском кадетском корпусе Петербурга. Кадетами называли учеников военно-морских училищ. Когда ему было 16 лет, он блестяще закончил Морской кадетский корпус в Петербурге (показать учебное заведение). Так говорят, когда у выпускника учебного заведения все предметы сданы на оценку «отлично». Ему был присвоен первый из морских офицерских званий – чин мичмана. Он был зачислен на корабль. Нахимов совершил кругосветн6ое плавание (показать на глобусе), то есть вокруг земного шара. Он отличился храбростью в морском Наваринском бою и был награжден орденом Святого Георгия, второй и четвертой степени за храбрость. Вскоре в Петербурге стали строить новый фрегат и командиром этого фрегата назначили Нахимова (показать картинку строящего фрегата). В ходе постройки корабля Нахимов предложил много изобретений, которые сделали корабль

Лучшим кораблем того времени. «Паллада» - был шедевр русского кораблестроения. Его изящный стройный корпус, парусное оснащение (показать). После окончания постройки Нахимов был назначен командиром «Паллады».

Однажды темной ночью эскадра вице-адмирала Беллинсгаузена крейсировала в Балтийском море между островом Даго и полуостровом Ханко. Корабли шли кильватерной колонной. «Паллада «шел в конце этой колонны. Несмотря на плохую видимость, на «Палладе» сумели взять пеленг – сигнал маяка. По расчету Нахимова курс эскадры проходил через каменную банку, то есть там, где на дне были камни, которые мешали проходить кораблю. Нахимов приказал фонарями подать сигнал «Флот идет к опасности». «Паллада» совершил поворот и перешел на другой путь. Из-за дождя, больших волн фрегат «Арсис», которым командовал адмирал Беллинсгаузен, не понял сигнала. И первый корабль сел на камни. А вслед за ним ударились днищем о грунт и получили повреждения еще 2 корабля. Остальные корабли, разобрав сигналы «Паллады» успели повернуть на другой путь и избежать катастрофы. Немалое наказание грозило Нахимову за то, что он принял решение, не спросив разрешения у главного командира. А в армии и на флоте есть такое правило: все должны подчиняться приказу командира. Но Нахимов рискнул нарушить приказ. Так большая эскадра была спасена.

А почему же Нахимов нарушил правило? (флоту грозила опасность)

Почему же он сумел поднять этот сигнал? (он сумел принять сигнал маяка и правильно рассчитать путь, он был умелым, сильным, решительным человеком).

А можно сказать, что совершил подвиг? (да, он спас целую флотилию, эскадру, не побоялся нарушить приказ, правило).


Вторая часть:

Воспитатель предлагает встать вокруг столов, где находится «бухта», взять каждому корабль, поставить их друг за другом на расстоянии.


Воспитатель: Эскадра идет кильватерной колонной, один фрегат за другим.

Который фрегат флагманский? (первый)

Кто им командовал? (Беллинсгаузен) Да это был опытный командир, кругосветное путешествие совершил, но наверно, Балтийское море знал не очень хорошо.

А где шел «Паллада» Нахимова? (в конце колонны) он шел далеко от флагманского корабля.

Когда Нахимов поднял сигнал: «Эскадра идет к опасности», то какой маневр сделал «Паллада»? (кто-то из детей выставляет в сторону кораблик, а за ним еще несколько)

А пока Беллинсгаузен разбирался почему поступил такой сигнал, что стало с кораблем, который шел старым курсом? (первый наскочил на каменную банку, а два – сели на мель).

Почему же Нахимов осмелился дать такой сигнал? (он хорошо изучил особенности Балтийского моря, хотел спасти флот).

Только за этот подвиг помним его? (нет, не только за этот подвиг; у него были еще дела, которые прославили его).


Звучит музыка


Воспитатель: А теперь всем фрегатам отправиться в бухту, начинается шторм, надо его переждать.


Воспитатель приглашает к себе детей.


Итог: О ком мы сегодня говорили? (о Нахимове)

А кто он был? (флотоводец)

А почему мы о нем разговариваем, как вы думаете? (потому что он спас эскадру, потому что он был смелым, умелым, умным человеком) Да он был умелым и смелым.

Да он точно знал, что медлить нельзя, пока он спрашивал бы разрешения, то все корабли попали бы в аварию. И он смело решился идти на этот поступок. О его других подвигах о том, как он защищал Родину я вам расскажу в другой раз.

Сказание о флотоводце – адмирале

Павле Степановиче Нахимове

(продолжение)



Цель: создать образ героя – защитника Родины.

Вторая половина дня.

Воспитатель: Мы узнали, что Нахимов был человеком смелым и знающим. А почему же мы поставили его портрет на самом видном месте и говорим, что все его помнят… Неужели только за то, что он нарушил правило и спас эскадру? (он совершил кругосветное плавание, давал советы, когда строили «Палладу»). По карте посмотреть его путь: из Петербурга выходит, по Балтийскому морю, огибает Африку и приходит на Дальний Восток, обогнул Африку и дошел до Дальнего Востока.

Итк, мы узнали, что сначала Павел Степанович Нахимов служил на Балтийском флоте. И вот здесь ему пришлось командовать флотом во время войны с турками. Турция объявила войну России. Турецкий адмирал – Осман-паша не опасался нападения русского флота, потому что турецкие корабли стояли под охраной береговых батарей в Синопской бухте и ждали, когда подайдут союзники – французы и англичане (показать Синопскую бухту). Адмирал Нахимов решил идти на корабле «Императрица Мария «на перехват противника, чтобы напасть неожиданно. Он рассчитывал, что турецкие корабли в тесной бухте стоят, закрывая свои же батареи. И передвигаться в тесной бухте не могут. Русские корабли пойдут с ветром в парусах и могут маневрировать. Если действовать быстро, помощь туркам не подоспеет. Нахимов напал дерзко, неожиданно. Каждый корабль знал свою цель. Шквал огня обрушился на флагманский корабль, на котором находился адмирал – Осман-паша. Турецкий адмирал – Осман-паша был взят в плен. У адмирала была сабля украшенная камнями. Она перешла в руки победителя этого сражения – в руки Нахимова. Из двенадцати турецких кораблей один быстроходный корабль «Таиф» бежал, не выдержав боя, ночью достиг Константинополя, турецкого города. Турецкий флот перестал существовать. И тогда Франция и Англия решили помочь Турции уничтожить русский флот. И объявили войну России. Началась осада Севастополя. Почти целый год длилась героическая оборона Севастополя. Возглавил оборону русской армии адмирал П.С.Нахимов. он был храбрым человеком, требовательным, справедливым, внимательным к подчиненным. Приходил туда, где трудно. Дважды был ранен, но не ушел с поля боя. Но однажды на Малаховом кургане Нахимов был убит. Гроб с телом Нахимова был накрыт флагом, простреленным в бою. Это был флаг корабля «Императрица Мария», которым командовал Нахимов в Севастопольском сражении.

Почему все помнят Нахимова? (потому что он выиграл сражение при Синопе, разгромил турецкий флот и руководил обороной Севастополя)



Игра «Морская флотилия»



Предложить посмотреть карту (где Севастополь, Синопская бухта)

Воспитатель: Давайте построим Синопскую бухту. А где Севастополь? Далеко. (на разных столах) Наши шли под парусами, а турецкие стояли в бухте. В какой бухте стоял турецкий флот? (в Синопской бухте) А где были батареи (пушки ставят на берег сами дети – в качестве пушек можно использовать строительный материал, дети сами сообразят, как сделать их). Нахимову разведка донесла, что турецкий флот стоит в бухте. Он дерзко неожиданно прибыл с тремя кораблями и стал расстреливать корабли. Подошла эскадра. Встала в две линии. Ну и расстреляла весь флот. Только какой один быстроходный корабль дошел до Константинополя? («Таиф»)

А теперь, если хотите постройте турецкий флот. Можно использовать бумажные корабли. А русскую Нахимовскую сделать из строительного материала и у нас получится макет Синопской битвы, чтобы все было как настоящее.

Эскадра заходит в бухту (мимикой и позой изобразить азарт игры, из кирпичиков быстро построить берег). Корабли наши военные. Они в бухте стоят под охраной береговых батарей. Но батареи не могут стрелять (показать безвыходность кораблей, зажатых в бухте). Так встали, так бывает, что батареи не могут стрелять. Потому что, если будут стрелять, то попадут в свои корабли. Значит батареи не помогут защитить корабли. А почему, как вы думаете, надо было эскадру завести в бухту? Наверно, шторм надвигался, чтобы в бурю не попали корабли. Бухта защищает со всех сторон – бухта – окружает со всех сторон кусочек моря сушей. Вы смотрели на картинках парусные кораблики? А кто же командует эскадрой? (флотоводцы) Значит, эскадра – это крупное соединение военно-морских судов. Или еще говорят, флот.

Получился у нас турецкий флот?

А другая эскадра так стоит, как Нахимов скомандовал?

А турецкий флот уничтожен? (его надо убрать)

А на русском корабле будет проведено учение: «Паруса спустить» (таким образом все атрибуты и детали уберут, в группе должен остаться порядок.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!