Муниципальное автономное
дошкольное образовательное учреждение детский сад № 27 «Радость» комбинированного вида


«Наш весёлый огород»
проектная деятельность
из опыта работы
(в рамках проекта «Огород на подоконнике»)

Подготовил воспитатель
МАДОУ №27 «Радость»
Рубан Елена Вячеславна
г.Мытищи-2017 г.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Полное наименование проекта | «Наш веселый огород» - проект реализации познавательного, художественно – эстетического, социально – коммуникативного развития детей дошкольного возраста. |
Срок реализации проекта | Долгосрочный |
Дата начала | 01.02.2017 |
Участники проекта | Воспитатели - воспитанники средней группы - родители (законные представители). |
Разработчики проекта | Воспитатель: Рубан Е.В. |
Тип проекта | Познавательно - практический |
Цель проекта | Развитие интереса к исследовательской деятельности в процессе посева (посадки) овощных культур и ухода за ними |
Образовательные области | Познавательное, художественно – эстетическое, социально – коммуникативное развитие |
Ожидаемые конечные результаты | С формированы разносторонние знания о растениях, овощах и фруктах; Умеют сравнивать овощи и фрукты по нескольким признакам; Умеют отвечать на вопросы, делать простейшие выводы; Развиты познавательные и творческие способности; Приобретение родителями опыта взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье и детском саду; Реализация на практике новых методик работы с детьми |
Важнейшие целевые показатели | Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей, внимания, памяти, восприятия, мышления; Формирование интереса к познавательно – исследовательской деятельности; Формирование представлений у детей о растениях, овощах и фруктах, сенсорных эталонах; Воспитание бережного отношения к природе; Формирование партнерских взаимоотношений между взрослыми и детьми; Воспитание трудолюбия, желания помогать взрослым, желания ухаживать за растениями. |
Этапы работы над проектом | Подготовительный: определение цели и задач проекта, сбор информационного материала, создание условий для организации работы в «Нашем весёлом огороде», составление плана мероприятий по организации детско-взрослой деятельности – февраль - март Основной (или этап реализации проекта): проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта (беседы, опыты, эксперименты, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций, чтение) – март - май Заключительный: подводятся итоги, готовится презентация, итоговая беседа – май. |
Система оценивания результативности проектной деятельности | Проводится посредством: - бесед с детьми, направленных на выявление знаний об овощных культурах, способах посадки (посева), ухода, сбора, зарисовок , наблюдений и т. д.; - организации трудовой деятельности детей; - продуктивной и художественной деятельности детей (НОД, самостоятельная деятельность, совместная с воспитателем деятельность). |
Презентация проекта | Педагогический совет МАДОУ. Групповое родительское собрание. Участие в конкурсе «Огород на подоконнике». |
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА
Наименование ДОО: муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 27 «Радость» комбинированного вида.
Юридический адрес:141006, Россия, Московская область, г. Мытищи, 1-й Рупасовский пер., 9, корпус 2
Фактический адрес, телефон, факс, email: г. Мытищи, 1-ый Рупасовский пер.,9 , корпус 2, 8(495)-583-35-64, mаdou27.edummr.ru
Данные о руководителе: заведующий МАДОУ Васильева Елена Евгеньевна Сфера деятельности: дошкольное образование.
АННОТАЦИЯ К ПРОЕКТУ
Данный проект рассчитан на детей средней возрастной группы. Выполняется
воспитателями, другими педагогами МАДОУ, воспитанниками и родителями (законными представителями).
Проект «Наш веселый огород» поможет воспитанникам закрепить и расширить представления детей об окружающем мире, об овощных культурах; способах посадки (посева) и ухода; обогатит словарный запас; научит отгадывать загадки; ставить перед собой цель; формирует положительные взаимоотношения ребенка со взрослыми и сверстниками; развивает чувство общности детей в группе и навыки сотрудничества.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Многие родители, имеющие свои огороды (дачи), не подозревают, что зеленое царство начнет вызывать огромный интерес ребенка, если взрослые научат наблюдать за растением, видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет.
Только с помощью взрослых дошкольник может понять, что жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и сильное растение от слабого, хилого, требующего «лечения». Научившись понимать состояние растений, ребенок будет сочувствовать и ухаживать.
Таким образом, решаются задачи познавательно-исследовательского, социально-личностного, эстетического развития ребенка.
Маленькие дети любят действовать. Мир вокруг себя они познают практически, а свои действия с наблюдениями за результатами. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в уходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего, развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность. А это очень важные качества для обучения ребенка в школе.
Однако проблема состоит в том, что дети в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста; их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит.
Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей. Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на подоконнике.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Оформление совместно с родителями (законными представителями) выставки книг русских народных сказок, стихов, рассказов о растениях, овощах и фруктах;
Рассматривание иллюстраций, картинок, открыток, муляжей и т.п.;
Раскрашивание картинок «Овощи», «Фрукты»;
Чтение художественной литературы (русской народной сказки «Репка», стихотворения С.В. Михалкова «Овощи» и т.д.), рассматривание иллюстраций в книгах;
Сбор пазлов по указанной тематике;
Сбор семян, корнеплодов для посадки;
Выбор и художественное оформление места для огорода;
Оформление альбома для зарисовок
Ожидаемые результаты, механизм мониторинга и оценки результатов проекта.
Предполагаемые результаты: Из семечка, луковицы, зернышка можно вырастить растение. Создав огород на подоконнике, мы вырастим лук, горох, помидоры, огурцы и другие овощные культуры. У детей появится интерес к растениям. Они смогут различать некоторые виды растений, узнают много интересного из жизни растений, исследуют опытным путем условия, необходимые для их роста.
Дети научатся вести наблюдения и делать первые выводы. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в уходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность.
Для понимания результатов практической работы проводится мониторинг по изучению интереса у детей к исследовательской и практической деятельности, особенностей выращивания растений в огороде на подоконнике.
Мониторинговое исследование проводится дважды: на начало и на конец проекта со всей группой детей, участвующих в работе проекта. Результаты наблюдений и беседы с детьми по основным показателям и критериям мониторинга заносятся в таблицу.
Качество основных показателей оценивается по трём уровням: высокий, средний, низкий. За итоговый уровень берется средний результат качества. Полученные результаты рассчитываются в процентном соотношении.
Высокий уровень: Ребенок проявляет интерес к исследовательской деятельности в познании растительного мира. Узнает и называет 2-3 растения, их основные части. Может сравнить растения, найти сходство и различия во внешних признаках. Знает условия роста растения и устанавливает связь между растением и потребностями в свете, тепле, влаге. Активно проявляет желание участвовать в уходе за растениями.
Средний уровень: Ребенок неустойчив в проявлении интереса к растениям. Испытывает затруднения в определении названий растений, а так же затрудняется определить части растений. Связи между растениями и его потребностями самостоятельно не устанавливает. Участвует в уходе за растениями, но особого желания не проявляет.
Низкий уровень: Ребенок не знает названия растений. Не испытывает интереса к растениям. Представления об особенностях строения растений, условиях его роста неустойчивы. Желания, ухаживать за растениями, нет.

Перспективный план работы
по реализации проекта «Наш весёлый огород».
Мероприятия | Задачи | Ответственные |
Оформление родительского уголка, размещение рекомендаций родителям по работе с детьми по Проекту | Привлечь родителей к реализации проекта «Наш веселый огород» | Воспитатели |
Беседы с детьми о том, что такое огород и что на нём растёт | Расширять кругозор детей | Воспитатели |
Сбор семян, подготовка земли, творческое оформление огорода | Воспитывать трудолюбие; развивать творчество детей | Воспитатели |
Посадка семян овощей, луковиц | Воспитывать желание помогать взрослым | Воспитатели |
Чтение и разучивание потешек, пословиц, поговорок, песен, связанных с огородом, овощами и фруктами | Познакомить с фольклорными произведениями, связанными с огородом, овощами и фруктами | Воспитатели Музыкальный руководитель Родители |
Рассматривание иллюстраций, картинок. Рисование детьми овощей и фруктов | Воспитывать желание заниматься творчеством самостоятельно | Воспитатели |
Выполнение совместно с родителями творческих работ (рисунки, поделки) согласно тематике Проекта | Развивать творческие способности, умение работать совместно со взрослыми | Родители |
Чтение русской народной сказки «Репка», стихотворения С.В. Михалкова «Овощи» | Познакомить детей с творчеством С.В. Михалкова, напомнить содержание сказки «Репка» | Воспитатели |
9. Совместный с детьми уход за рассадой: полив, рыхление, прореживание и т.д. | Учить ухаживать за растениями | Воспитатели |
Отгадывание загадок про овощи и фрукты | Развивать смекалку, память, внимание | Воспитатели |
Рассматривание муляжей овощей и фруктов, уточнение формы, цвета | Формировать представление детей об овощах и фруктах | Воспитатели |
Лепка из пластилина фруктов и овощей. Оформление мини -выставки «Наш урожай». | Учить использовать во время лепки ранее приобретённые навыки | Воспитатели |
Игра- драматизация по русской народной сказке «Репка» | Развивать у детей актёрские способности | Воспитатели Музыкальный руководитель |
Высадка рассады в грядки на общем огороде | Учить оказывать взрослым посильную помощь | Воспитатели |
Презентация проекта «Огород на подоконнике» | Подведение итогов реализации Проекта | Воспитатели |
Размещение материалов по реализации Проекта на информационной доске для родителей, официальном сайте МАДОУ | Популяризация идеи Проекта | Воспитатели Ответственные за сайт МАДОУ |
Основные этапы и направления реализации цели проекта
Подготовительный этап.
Деятельность педагога:
Беседы с детьми (выявление уровня знаний о растениях).
Составление плана работы над Проектом.
Сбор материала необходимого для реализации проекта.
Разработка конспекта занятий, презентаций по планируемой теме.
Организация предметно – развивающей среды по теме проекта.
Изготовление дидактических игр и пособий.
Деятельность детей:
Взаимодействие с семьей.
Практическая работа.
Деятельность педагога:
Беседа с детьми познавательного характера.
Организация предметно – развивающей среды по теме.
Подготовка информации для родительских уголков.
Организация конкурсов, развлечений, выставок.
Создание презентаций для НОД по темам: «Жили-были овощи», «Мир растений», «Загадки об овощах».
Деятельность детей:
Посадка семян в землю.
Уход за растениями.
Выполнение заданий, самостоятельных наблюдений.
Подготовка атрибутов, костюмов для развлечений.
Игровая, двигательная деятельность.
Участие в практической деятельности.
Совместная деятельность взрослых и детей:
Рассказы воспитателя, чтение художественной литературы.
Различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику.
Работа в дневнике наблюдений.
Просмотр видеофильмов об овощных культурах.
Сбор коллекций семян.
Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций об овощах.
Организация трудовой деятельности в огороде.
Подведение итогов.
Деятельность педагога:
Деятельность детей:
Распространение опыта.
Ознакомление педагогов МАДОУ с материалами по реализации Проекта.
Оформление альбомов, буклетов, фотовыставок для родителей (законных представителей).
Мероприятия по реализации проекта
1. Беседы:
«Что такое «Огород на подоконнике»,
«У Луки и Лукерьи»,
«Растения – это жизнь»,
«Семена»,
«Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья».
2. Опытно-экспериментальная деятельность:
3. Практическая деятельность и трудовые поручения:
4. Экологические занятия по теме: «Волшебная корзинка», «Жили-были овощи», «Семена», «Первые всходы».
5. Игровая деятельность:
Дидактические игры: «Вершки и корешки», «Чудесный мешочек».
Настольная игра «Парные картинки», «Овощи».
Рассматривание иллюстраций с изображением различных растений, которые можно вырастить на подоконнике.
Рассматривание различных семян.
6. Художественно-творческая деятельность детей.
Раскрашивание картинок «В огороде я росту»
Изготовление табличек-указателей с названием растений и первых восходов.
Рисование «Лук от всех недуг»
Лепка «Витамины на подоконнике»
Аппликация «Мишкин огород», «Стручок»
7. Работа по развитию речи.
Чтение сказок: «Репка», «Вершки и корешки», «Пых»,
Игра - инсценировка «Однажды хозяйка с базара пришла»,
Рассказ детей по теме: «Дачный огород у бабушки».
Разучивание с детьми стихов, загадок, пословиц и поговорок об овощах.
8. Заполнение дневника наблюдений.
Ресурсное обеспечение.
1. Подборка методической и художественной литературы и иллюстраций.
2. Оформление экологического уголка.
3. Методический инструментарий: конспекты НОД, сценарии развлечений, картотека дидактических игр и т.д.
Предполагаемое распределение ролей в процессе реализации Проекта
Воспитатель:
- подбирает необходимый материал,
- организует образовательные ситуации,
- организует НОД с целью развития творческого и познавательного мышления у детей,
- привлекает родителей воспитанников к пополнению развивающей пространственно – предметной среды группы.
Дети:
- участвуют в познавательной деятельности,
- наблюдают за ростом овощных культур,
- ухаживают за посадками,
- делают зарисовки в альбоме наблюдений.
Родители:
- участвуют в приобретении земли, посадочного материала, оборудования.
Этапы реализации проекта
Этапы | Содержание деятельности | Срок реализации | Ответственные за выполнение |
Подготовительный | 1. Определение цели и задач Проекта 2. Анализ условий в группе 3. Сбор информационного материала о растениях (загадки, поговорки, стихотворения) 4. Разработка перспективного плана работы 5. Создание условий для организации работы в «Нашем весёлом огороде» | Февраль - март | Воспитатели Родители |
Основной | 1. Рассматривание семян (укропа, кинзы, огурца, помидора), посадка семян лука, редиса, базилика и т. д. 2. Исследовательская и практическая деятельность детей по изучению особенностей выращивания овощных культур: - подготовка почвы, приобретение семян, посадка, полив, рыхление; - оформление огорода на подоконнике; - наблюдение за растениями и опыты с последующим рассматриванием и зарисовкой в альбоме наблюдений - отражение результатов через творческую продуктивную деятельность | Март - май |
Заключительный | 1. Анализ полученных результатов. 2. Оформление фотоальбома «Наш веселый огород!». 3. Презентация проекта «Огород на подоконнике» 4. Размещение материалов по реализации Проекта на официальном сайте МАДОУ | Апрель-май |
Перспективы дальнейшего развития проекта
В дальнейшем необходимо способствовать слиянию ребенка с природой родного края, формировать эстетическое отношение к ней, углублять знания, совершенствовать навыки, поддерживать индивидуальность каждого ребенка. И тогда ребенок проявит интерес к исследовательской, познавательной деятельности, будут самостоятельно и творчески осваивать новые способы исследований для более точного результата.
Планируется реализовывать данный проект на следующем возрастном этапе с целью обогащения представлений у детей о растениях, как живых организмах, условиях, необходимых для роста и развития овощных культур, развития эстетических чувств, умения радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда.
Научить детей наблюдать, бережнее относиться к растительному миру, правильно взаимодействовать с растениями по принципу «не навреди».
Организовать совместную работу с родителями (законными представителями).
Используемая литература
1. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений», Иванова А.И. , М.: 2005 г.
2. «Мир, в котором я живу», Комарова Н.Г., Грибова Л.Ф. , М.: 2006 г.
3. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», Николаева С.Н., М. «Новая школа», 1995 г.
4. «Природа вокруг нас», Поддубная Л.Б., М. «Корифей», 2006 г.

Художественное слово
к краткосрочному проекту
«Огород на подоконнике»

Подготовили
воспитатели средней группы Рубан Е.В.,
Загадки об овощах.
Красна девица Сидит в темнице, А коса на улице (Морковь)
| | Сто одежек - Все без застежек (Капуста)  |
Без окон, без дверей Полна горница людей (Огурец) Посреди двора - золотая голова (Подсолнух) Голова на ножке, в голове горошки (Горох и фасоль) | | Сидит дед во сто шуб одет, Кто его раздевает, Тот слезы проливает (Лук) Растут на грядке зеленые ветки, А на них - красные детки (Помидоры) |
Сидит дед, во сто шуб одет, Кто его раздевает, Тот слезы проливает (Лук) Круглая да не мяч, Желтая, да не масло, Сладкая, да не сахар, С хвостиком, да не мышь (Репа) Этот овощ тыкве брат — Тоже с виду толстоват. Лег под листик на бочок Между грядок... (Кабачок) Эти крепкие ребятки В листьях прячутся на грядке. Лежебоки-близнецы Зеленеют... (Огурцы) Лезут по веревочке Братья с грядки-горочки. Эти братья — близнецы, А зовут их... (Огурцы) Он в теплице летом жил, С жарким солнышком дружил. С ним веселье и задор. Это — красный... (Помидор) Летом, не боясь жары, Зрели красные шары. Вызрели как на подбор. Что за овощ? (Помидор) У красавца-толстяка Ярко-красные бока. В шляпе с хвостиком синьор — Круглый спелый... (Помидор) Желтый мячик в землю врос, Сверху лишь зеленый хвост. Держится за грядку крепко Круглый овощ. Это... (Репка) Растут на грядке елочки, Не колют их иголочки. В земле запрятан ловко Их корешок... (Морковка) Под землею подрастала, Круглой и бордовой стала. Под дождем на грядке мокла И попала в борщ к нам... (Свекла) Загадки о фруктах Груша, яблоко, банан, Ананас из жарких стран. Эти вкусные продукты Вместе все зовутся... (фрукты) Кто-то там, в углу садовом, В скромном платьице лиловом Прячется в листве пугливо. Догадались? Это... (слива) На ветвях они висели, Как созрели — посинели. Смотрят сверху вниз пугливо, Ждут, когда сорвут их... (сливы) Этот фрукт в рубашке яркой Любит, чтобы было жарко. Не растет среди осин Круглый рыжий... (апельсин) Что за фрукт поспел в садочке? Кость внутри, в веснушках щечки. Прилетел к нему рой ос. - Сладок мягкий... (абрикос) В желтоватой корочке Розовые долечки. Этот горько-кислый фрукт Называется... (грейпфрут) Он из стран, где климат жаркий. Ярко-желтый, но не сладкий. Даже спелый кислый он. Как зовется фрукт? (Лимон) Кто там спрятал под листок Свой румяный крепкий бок? Под листы - панамочки Прячутся в зной... (яблочки) Мала, как мышь, Красна, как кровь, Вкусна, как мед (Вишня) Синий мундир, Белая подкладка, В середине - сладко (Слива)
| | И зелен, и густ На грядке вырос куст. Покопай немножко: Под кустом …(Картошка)
Золотое решето Черных домиков полно (Подсолнух) Листья собраны в кочан В огороде у сельчан. Без нее во щах не густо. Как зовут ее? (Капуста) Взяли мы ее одежку, Соль добавили немножко. В кадочках теперь не пусто - В них заквасится... (Капуста) Под землей живут семейки, Поливаем их из лейки. И Полину, и Антошку Позовем копать... (Картошку) Ох, наплачемся мы с ним, Коль почистить захотим. Но зато от ста недуг Нас излечит горький... (Лук) Он на грядке вырастает, Никого не обижает. Ну, а плачут все вокруг, Потому что чистят... (Лук) Голова, а сверху ус. Нет, не сладок он на вкус. Прибежали со всех ног Мы к обеду рвать... (Чеснок) На арбуз похожая — Тоже толстокожая. К платью желтому привыкла, Греется на солнце... (Тыква) Раскололся старый дом: Было мало места в нем. Все жильцы встревожены. Кто они? (Горошины)  Жарким солнышком согрет, В шкурку, как в броню, одет. Удивит собою нас Толстокожий... (ананас) Фрукт похож на неваляшку, Носит желтую рубашку. Тишину в саду нарушив, С дерева упала... (груша) Желтый цитрусовый плод В странах солнечных растет. А на вкус кислейший он. Как зовут его? (Лимон) Знают этот фрукт детишки, Любят есть его мартышки. Родом он из жарких стран. Высоко растет... (банан) Сверху — шкурка золотая, В центре — косточка большая. Что за фрукт? — Вот вам вопрос. Это сладкий... (абрикос) Летом в платьице зеленом, А по осени — в лиловом. Ароматна и красива. Узнаете? Это... (слива) Надорвали край рубашки — Вниз посыпались стекляшки. Не собрать их все назад. Что за плод такой? (Гранат) Сам алый, сахарный, Кафтан зеленый, бархатный. (Арбуз) Круглое, румяное, Я расту на ветке. Любят меня взрослые И маленькие детки (Яблоко) |
Пословицы и поговорки
о фруктах и овощах
Яблоко от яблони недалеко падает.
Лук от семи недуг.
Картофель - хлебу подспорье.
Картошка - хлебу присошка.
Хрен редьки не слаще.
От осины не родятся апельсины...
Всякому овощу свое время.
Молодец, как соленый огурец.
Одного поля ягоды.
