СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 14.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Наш веселый огород" (в рамках общегородского проекта "Огород на подоконнике")

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Наш веселый огород» - проект реализации познавательного, художественно – эстетического, социально – коммуникативного развития детей дошкольного возраста

Просмотр содержимого документа
«Проект "Наш веселый огород" (в рамках общегородского проекта "Огород на подоконнике")»

Муниципальное автономное

дошкольное образовательное учреждение детский сад № 27 «Радость» комбинированного вида








«Наш весёлый огород»

проектная деятельность

из опыта работы

(в рамках проекта «Огород на подоконнике»)


















Подготовил воспитатель

МАДОУ №27 «Радость»

Рубан Елена Вячеславна





г.Мытищи-2017 г.


ПАСПОРТ ПРОЕКТА


Полное наименование проекта

«Наш веселый огород» - проект реализации познавательного, художественно – эстетического, социально – коммуникативного развития детей дошкольного возраста.

Срок реализации проекта

Долгосрочный

Дата начала

01.02.2017

Участники проекта

Воспитатели - воспитанники средней группы - родители (законные представители).


Разработчики проекта

Воспитатель: Рубан Е.В.

Тип проекта

Познавательно - практический


Цель проекта

Развитие интереса к исследовательской деятельности в процессе посева (посадки) овощных культур и ухода за ними

Образовательные области

Познавательное, художественно – эстетическое, социально – коммуникативное развитие

Ожидаемые конечные результаты

  • С формированы разносторонние знания о растениях, овощах и фруктах;

  • Умеют сравнивать овощи и фрукты по нескольким признакам;

  • Умеют отвечать на вопросы, делать простейшие выводы;

  • Развиты познавательные и творческие способности;

  • Приобретение родителями опыта взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье и детском саду;

  • Реализация на практике новых методик работы с детьми



Важнейшие целевые показатели

  • Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей, внимания, памяти, восприятия, мышления;

  • Формирование интереса к познавательно – исследовательской деятельности;

  • Формирование представлений у детей о растениях, овощах и фруктах, сенсорных эталонах;

  • Воспитание бережного отношения к природе;

  • Формирование партнерских взаимоотношений между взрослыми и детьми;

  • Воспитание трудолюбия, желания помогать взрослым, желания ухаживать за растениями.




Этапы работы над проектом

Подготовительный: определение цели и задач проекта, сбор информационного материала, создание условий для организации работы в «Нашем весёлом огороде», составление плана мероприятий по организации детско-взрослой деятельности – февраль - март

Основной (или этап реализации проекта): проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта (беседы, опыты, эксперименты, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций, чтение) – март - май

Заключительный: подводятся итоги, готовится презентация, итоговая беседа – май.


Система оценивания результативности проектной деятельности

Проводится посредством:

- бесед с детьми, направленных на выявление знаний об овощных культурах, способах посадки (посева), ухода, сбора, зарисовок , наблюдений и т. д.;

- организации трудовой деятельности детей;

- продуктивной и художественной деятельности детей (НОД, самостоятельная деятельность, совместная с воспитателем деятельность).


Презентация проекта

Педагогический совет МАДОУ.

Групповое родительское собрание.

Участие в конкурсе «Огород на подоконнике».




ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА


  1. Наименование ДОО: муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 27 «Радость» комбинированного вида.

  2. Юридический адрес:141006, Россия, Московская область, г. Мытищи, 1-й Рупасовский пер., 9, корпус 2

  3. Фактический адрес, телефон, факс, email: г. Мытищи, 1-ый Рупасовский пер.,9 , корпус 2, 8(495)-583-35-64, mаdou27.edummr.ru

  4. Данные о руководителе: заведующий МАДОУ Васильева Елена Евгеньевна Сфера деятельности: дошкольное образование.










АННОТАЦИЯ К ПРОЕКТУ


Данный проект рассчитан на детей средней возрастной группы. Выполняется

воспитателями, другими педагогами МАДОУ, воспитанниками и родителями (законными представителями).

Проект «Наш веселый огород» поможет воспитанникам закрепить и расширить представления детей об окружающем мире, об овощных культурах; способах посадки (посева) и ухода; обогатит словарный запас; научит отгадывать загадки; ставить перед собой цель; формирует положительные взаимоотношения ребенка со взрослыми и сверстниками; развивает чувство общности детей в группе и навыки сотрудничества.

АКТУАЛЬНОСТЬ


Многие родители, имеющие свои огороды (дачи), не подозревают, что зеленое царство начнет вызывать огромный интерес ребенка, если взрослые научат наблюдать за растением, видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет.

Только с помощью взрослых дошкольник может понять, что жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и сильное растение от слабого, хилого, требующего «лечения». Научившись понимать состояние растений, ребенок будет сочувствовать и ухаживать.

Таким образом, решаются задачи познавательно-исследовательского, социально-личностного, эстетического развития ребенка.

Маленькие дети любят действовать. Мир вокруг себя они познают практически, а свои действия с наблюдениями за результатами. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в уходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего, развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность. А это очень важные качества для обучения ребенка в школе.

Однако проблема состоит в том, что дети в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста; их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит.

Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей. Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на подоконнике.


ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ


  • Принцип систематичности и последовательности.

  • Принцип активности, творчества.

  • Принцип гуманизации.

  • Принцип интеграции.


ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА

  • Оформление совместно с родителями (законными представителями) выставки книг русских народных сказок, стихов, рассказов о растениях, овощах и фруктах;

  • Рассматривание иллюстраций, картинок, открыток, муляжей и т.п.;

  • Раскрашивание картинок «Овощи», «Фрукты»;

  • Чтение художественной литературы (русской народной сказки «Репка», стихотворения С.В. Михалкова «Овощи» и т.д.), рассматривание иллюстраций в книгах;

  • Сбор пазлов по указанной тематике;

  • Сбор семян, корнеплодов для посадки;

  • Выбор и художественное оформление места для огорода;

  • Оформление альбома для зарисовок


Ожидаемые результаты, механизм мониторинга и оценки результатов проекта.


Предполагаемые результаты: Из семечка, луковицы, зернышка можно вырастить растение. Создав огород на подоконнике, мы вырастим лук, горох, помидоры, огурцы и другие овощные культуры. У детей появится интерес к растениям. Они смогут различать некоторые виды растений, узнают много интересного из жизни растений, исследуют опытным путем условия, необходимые для их роста.

Дети научатся вести наблюдения и делать первые выводы. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в уходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность.

Для понимания результатов практической работы проводится мониторинг по изучению интереса у детей к исследовательской и практической деятельности, особенностей выращивания растений в огороде на подоконнике.

Мониторинговое исследование проводится дважды: на начало и на конец проекта со всей группой детей, участвующих в работе проекта. Результаты наблюдений и беседы с детьми по основным показателям и критериям мониторинга заносятся в таблицу.

Качество основных показателей оценивается по трём уровням: высокий, средний, низкий. За итоговый уровень берется средний результат качества. Полученные результаты рассчитываются в процентном соотношении.

Высокий уровень: Ребенок проявляет интерес к исследовательской деятельности в познании растительного мира. Узнает и называет 2-3 растения, их основные части. Может сравнить растения, найти сходство и различия во внешних признаках. Знает условия роста растения и устанавливает связь между растением и потребностями в свете, тепле, влаге. Активно проявляет желание участвовать в уходе за растениями.

Средний уровень: Ребенок неустойчив в проявлении интереса к растениям. Испытывает затруднения в определении названий растений, а так же затрудняется определить части растений. Связи между растениями и его потребностями самостоятельно не устанавливает. Участвует в уходе за растениями, но особого желания не проявляет.

Низкий уровень: Ребенок не знает названия растений. Не испытывает интереса к растениям. Представления об особенностях строения растений, условиях его роста неустойчивы. Желания, ухаживать за растениями, нет.


Перспективный план работы

по реализации проекта «Наш весёлый огород».


Мероприятия

Задачи

Ответственные

Оформление родительского уголка, размещение рекомендаций родителям по работе с детьми по Проекту

Привлечь родителей к реализации проекта «Наш веселый огород»


Воспитатели

Беседы с детьми о том, что такое огород и что на нём растёт

Расширять кругозор детей


Воспитатели

Сбор семян, подготовка земли, творческое оформление огорода

Воспитывать трудолюбие; развивать творчество детей


Воспитатели

Посадка семян овощей, луковиц

Воспитывать желание помогать взрослым


Воспитатели

Чтение и разучивание потешек, пословиц, поговорок, песен, связанных с огородом, овощами и фруктами


Познакомить с фольклорными произведениями, связанными с огородом, овощами и фруктами


Воспитатели

Музыкальный руководитель

Родители

Рассматривание иллюстраций, картинок. Рисование детьми овощей и фруктов

Воспитывать желание заниматься творчеством самостоятельно


Воспитатели


Выполнение совместно с родителями творческих работ (рисунки, поделки) согласно тематике Проекта

Развивать творческие способности, умение работать совместно со взрослыми


Родители

Чтение русской народной сказки «Репка», стихотворения С.В. Михалкова «Овощи»


Познакомить детей с творчеством

С.В. Михалкова, напомнить содержание сказки «Репка»


Воспитатели

9. Совместный с детьми уход за рассадой: полив, рыхление, прореживание и т.д.

Учить ухаживать за растениями


Воспитатели

Отгадывание загадок про овощи и фрукты

Развивать смекалку, память, внимание


Воспитатели

Рассматривание муляжей овощей и фруктов, уточнение формы, цвета

Формировать представление детей об овощах и фруктах


Воспитатели

Лепка из пластилина фруктов и овощей. Оформление мини -выставки «Наш урожай».

Учить использовать во время лепки ранее приобретённые навыки

Воспитатели


Игра- драматизация по русской народной сказке «Репка»

Развивать у детей актёрские способности

Воспитатели

Музыкальный руководитель

Высадка рассады в грядки на общем огороде

Учить оказывать взрослым посильную помощь

Воспитатели

Презентация проекта «Огород на подоконнике»

Подведение итогов реализации Проекта

Воспитатели

Размещение материалов по реализации Проекта на информационной доске для родителей, официальном сайте МАДОУ

Популяризация идеи Проекта

Воспитатели

Ответственные за сайт МАДОУ


Основные этапы и направления реализации цели проекта

Подготовительный этап.

Деятельность педагога:

  • Беседы с детьми (выявление уровня знаний о растениях).

  • Составление плана работы над Проектом.

  • Сбор материала необходимого для реализации проекта.

  • Разработка конспекта занятий, презентаций по планируемой теме.

  • Организация предметно – развивающей среды по теме проекта.

  • Изготовление дидактических игр и пособий.

Деятельность детей:

  • Рассматривание иллюстративного материала по теме проекта.

Взаимодействие с семьей.

  • Сбор необходимого материала для создания огорода.

  • Совместное обсуждение мероприятий по выполнению проекта.

Практическая работа.

Деятельность педагога:

  • Беседа с детьми познавательного характера.

  • Организация предметно – развивающей среды по теме.

  • Подготовка информации для родительских уголков.

  • Организация конкурсов, развлечений, выставок.

  • Создание презентаций для НОД по темам: «Жили-были овощи», «Мир растений», «Загадки об овощах».

Деятельность детей:

  • Посадка семян в землю.

  • Уход за растениями.

  • Выполнение заданий, самостоятельных наблюдений.

  • Подготовка атрибутов, костюмов для развлечений.

  • Игровая, двигательная деятельность.

  • Участие в практической деятельности.

Совместная деятельность взрослых и детей:

  • Рассказы воспитателя, чтение художественной литературы.

  • Различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику.

  • Работа в дневнике наблюдений.

  • Просмотр видеофильмов об овощных культурах.

  • Сбор коллекций семян.

  • Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций об овощах.

  • Организация трудовой деятельности в огороде.


Подведение итогов.

Деятельность педагога:

  • Итоговая беседа с детьми (анализ проделанной работы).

  • Презентация Проекта.

  • Представление опыта.

Деятельность детей:

  • Участие в итоговой беседе о проделанной работе.

  • Участие в презентации проекта «Огород на подоконнике»

Распространение опыта.

  • Ознакомление педагогов МАДОУ с материалами по реализации Проекта.

  • Оформление альбомов, буклетов, фотовыставок для родителей (законных представителей).


Мероприятия по реализации проекта

1. Беседы:

  • «Что такое «Огород на подоконнике»,

  • «У Луки и Лукерьи»,

  • «Растения – это жизнь»,

  • «Семена»,

  • «Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья».

2. Опытно-экспериментальная деятельность:

  • «Строение растений»,

  • «Рост и развитие растений»,

  • «Земля, какая она?»,

  • «Вода и росток»,

  • «Солнце и росток»,

  • «Проращивание семян»,

3. Практическая деятельность и трудовые поручения:

  • Отбор и посев семян.

  • Полив, уход и наблюдения за овощными культурами в огороде.

4. Экологические занятия по теме: «Волшебная корзинка», «Жили-были овощи», «Семена», «Первые всходы».

5. Игровая деятельность:

  • Дидактические игры: «Вершки и корешки», «Чудесный мешочек».

  • Настольная игра «Парные картинки», «Овощи».

  • Рассматривание иллюстраций с изображением различных растений, которые можно вырастить на подоконнике.

  • Рассматривание различных семян.

6. Художественно-творческая деятельность детей.

  • Раскрашивание картинок «В огороде я росту»

  • Изготовление табличек-указателей с названием растений и первых восходов.

  • Рисование «Лук от всех недуг»

  • Лепка «Витамины на подоконнике»

  • Аппликация «Мишкин огород», «Стручок»

7. Работа по развитию речи.

  • Чтение сказок: «Репка», «Вершки и корешки», «Пых»,

  • Игра - инсценировка «Однажды хозяйка с базара пришла»,

  • Рассказ детей по теме: «Дачный огород у бабушки».

  • Разучивание с детьми стихов, загадок, пословиц и поговорок об овощах.

8. Заполнение дневника наблюдений.

  • Оформление альбома «Наш веселый огород».

  • Консультация для родителей «Огород на подоконнике в домашних условиях».


Ресурсное обеспечение.

1. Подборка методической и художественной литературы и иллюстраций.

2. Оформление экологического уголка.

3. Методический инструментарий: конспекты НОД, сценарии развлечений, картотека дидактических игр и т.д.


Предполагаемое распределение ролей в процессе реализации Проекта

Воспитатель:

- подбирает необходимый материал,

- организует образовательные ситуации,

- организует НОД с целью развития творческого и познавательного мышления у детей,

- привлекает родителей воспитанников к пополнению развивающей пространственно – предметной среды группы.

Дети:

- участвуют в познавательной деятельности,

- наблюдают за ростом овощных культур,

- ухаживают за посадками,

- делают зарисовки в альбоме наблюдений.

Родители:

- участвуют в приобретении земли, посадочного материала, оборудования.


Этапы реализации проекта

Этапы

Содержание деятельности

Срок реализации

Ответственные

за выполнение

Подготовительный

1. Определение цели и задач Проекта

2. Анализ условий в группе

3. Сбор информационного материала о растениях (загадки, поговорки, стихотворения)

4. Разработка перспективного плана работы

5. Создание условий для организации работы в «Нашем весёлом огороде»




Февраль - март

Воспитатели

Родители


Основной

1. Рассматривание семян (укропа, кинзы, огурца, помидора), посадка семян лука, редиса, базилика и т. д.

2. Исследовательская и практическая деятельность детей по изучению особенностей выращивания овощных культур:

- подготовка почвы, приобретение семян, посадка, полив, рыхление;

- оформление огорода на подоконнике;

- наблюдение за растениями и опыты с последующим рассматриванием и зарисовкой в альбоме наблюдений

- отражение результатов

через творческую продуктивную деятельность

Март - май


Заключительный

1. Анализ полученных результатов.

2. Оформление фотоальбома «Наш веселый огород!».

3. Презентация проекта «Огород на подоконнике»

4. Размещение материалов по реализации Проекта на официальном сайте МАДОУ

Апрель-май



Перспективы дальнейшего развития проекта

В дальнейшем необходимо способствовать слиянию ребенка с природой родного края, формировать эстетическое отношение к ней, углублять знания, совершенствовать навыки, поддерживать индивидуальность каждого ребенка. И тогда ребенок проявит интерес к исследовательской, познавательной деятельности, будут самостоятельно и творчески осваивать новые способы исследований для более точного результата.

Планируется реализовывать данный проект на следующем возрастном этапе с целью обогащения представлений у детей о растениях, как живых организмах, условиях, необходимых для роста и развития овощных культур, развития эстетических чувств, умения радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда.

Научить детей наблюдать, бережнее относиться к растительному миру, правильно взаимодействовать с растениями по принципу «не навреди».

Организовать совместную работу с родителями (законными представителями).



Используемая литература


1. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений», Иванова А.И. , М.: 2005 г.

2. «Мир, в котором я живу», Комарова Н.Г., Грибова Л.Ф. , М.: 2006 г.

3. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», Николаева С.Н., М. «Новая школа», 1995 г.

4. «Природа вокруг нас», Поддубная Л.Б., М. «Корифей», 2006 г.


















Художественное слово

к краткосрочному проекту

«Огород на подоконнике»










Подготовили

воспитатели средней группы Рубан Е.В.,




Загадки об овощах.

 

Красна девица
Сидит в темнице,
А коса на улице

(Морковь)


Сто одежек -
Все без застежек (Капуста)



Без окон, без дверей
Полна горница людей

(Огурец)


Посреди двора - золотая голова (Подсолнух)


Голова на ножке,
в голове горошки

(Горох и фасоль)


Сидит дед во сто шуб одет,
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает

(Лук)


Растут на грядке зеленые ветки,
А на них - красные детки (Помидоры)

 

Сидит дед, во сто шуб одет,
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает (Лук)


Круглая да не мяч,
Желтая, да не масло,
Сладкая, да не сахар,
С хвостиком, да не мышь (Репа)


Этот овощ тыкве брат —

Тоже с виду толстоват.

Лег под листик на бочок

Между грядок... (Кабачок)

 

Эти крепкие ребятки

В листьях прячутся на грядке.

Лежебоки-близнецы

Зеленеют... (Огурцы)

 

Лезут по веревочке

Братья с грядки-горочки.

Эти братья — близнецы,

А зовут их... (Огурцы)

 

Он в теплице летом жил,

С жарким солнышком дружил.

С ним веселье и задор.

Это — красный... (Помидор)

 

Летом, не боясь жары,

Зрели красные шары.

Вызрели как на подбор.

Что за овощ? (Помидор)

 

У красавца-толстяка

Ярко-красные бока.

В шляпе с хвостиком синьор —

Круглый спелый... (Помидор)

 

Желтый мячик в землю врос,

Сверху лишь зеленый хвост.

Держится за грядку крепко

Круглый овощ. Это... (Репка)

  

Растут на грядке елочки,

Не колют их иголочки.

В земле запрятан ловко

Их корешок... (Морковка)

 

Под землею подрастала,

Круглой и бордовой стала.

Под дождем на грядке мокла

И попала в борщ к нам... (Свекла)











Загадки о фруктах


Груша, яблоко, банан,

Ананас из жарких стран.

Эти вкусные продукты

Вместе все зовутся... (фрукты)

 

Кто-то там, в углу садовом,

В скромном платьице лиловом

Прячется в листве пугливо.

Догадались? Это... (слива)

 

На ветвях они висели,

Как созрели — посинели.

Смотрят сверху вниз пугливо,

Ждут, когда сорвут их... (сливы)

 

Этот фрукт в рубашке яркой

Любит, чтобы было жарко.

Не растет среди осин

Круглый рыжий... (апельсин)

 

Что за фрукт поспел в садочке?

Кость внутри, в веснушках щечки.

Прилетел к нему рой ос. -

Сладок мягкий... (абрикос)

 

В желтоватой корочке

Розовые долечки.

Этот горько-кислый фрукт

Называется... (грейпфрут)

 

Он из стран, где климат жаркий.

Ярко-желтый, но не сладкий.

Даже спелый кислый он.

Как зовется фрукт? (Лимон)


Кто там спрятал под листок

Свой румяный крепкий бок?

Под листы - панамочки

Прячутся в зной... (яблочки)




Мала, как мышь,
Красна, как кровь,
Вкусна, как мед (Вишня)


Синий мундир,

Белая подкладка,
В середине - сладко (Слива)


И зелен, и густ

На грядке вырос куст.
Покопай немножко:

Под кустом …(Картошка)

Золотое решето

Черных домиков полно (Подсолнух)


Листья собраны в кочан

В огороде у сельчан.

Без нее во щах не густо.

Как зовут ее? (Капуста)

 

Взяли мы ее одежку,

Соль добавили немножко.

В кадочках теперь не пусто -

В них заквасится... (Капуста)

 

Под землей живут семейки,

Поливаем их из лейки.

И Полину, и Антошку

Позовем копать... (Картошку)

 

Ох, наплачемся мы с ним,

Коль почистить захотим.

Но зато от ста недуг

Нас излечит горький... (Лук)

 

Он на грядке вырастает,

Никого не обижает.

Ну, а плачут все вокруг,

Потому что чистят... (Лук)

 

Голова, а сверху ус.

Нет, не сладок он на вкус.

Прибежали со всех ног

Мы к обеду рвать... (Чеснок)

 

На арбуз похожая —

Тоже толстокожая.

К платью желтому привыкла,

Греется на солнце... (Тыква)


Раскололся старый дом:

Было мало места в нем.

Все жильцы встревожены.

Кто они? (Горошины)


















Жарким солнышком согрет,

В шкурку, как в броню, одет.

Удивит собою нас

Толстокожий... (ананас)


Фрукт похож на неваляшку,

Носит желтую рубашку.

Тишину в саду нарушив,

С дерева упала... (груша)

 

Желтый цитрусовый плод

В странах солнечных растет.

А на вкус кислейший он.

Как зовут его? (Лимон)


Знают этот фрукт детишки,

Любят есть его мартышки.

Родом он из жарких стран.

Высоко растет... (банан)

 

Сверху — шкурка золотая,

В центре — косточка большая.

Что за фрукт? — Вот вам вопрос.

Это сладкий... (абрикос)

 

Летом в платьице зеленом,

А по осени — в лиловом.

Ароматна и красива.

Узнаете? Это... (слива)

 

Надорвали край рубашки —

Вниз посыпались стекляшки.

Не собрать их все назад.

Что за плод такой? (Гранат)


 Сам алый, сахарный,
Кафтан зеленый, бархатный.
(Арбуз)


Круглое, румяное,

Я расту на ветке.
Любят меня взрослые

И маленькие детки (Яблоко)





Пословицы и поговорки

о фруктах и овощах


Яблоко от яблони недалеко падает.

Лук от семи недуг.

Картофель - хлебу подспорье.

Картошка - хлебу присошка.

Хрен редьки не слаще.

От осины не родятся апельсины...

Всякому овощу свое время.

Молодец, как соленый огурец.

Одного поля ягоды.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя