СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Наша дружная семья

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Наша дружная семья» Цель: воспитание отношения к семье как базовой ценности общества. Задачи: 1)формирование нравственного долга детей перед родителями, используя игровую форму деятельности. 2) определение роли детского участия в заботах по дому и в создании тёплых семейных отношений. 3) развитие способности коммуникативного общения в классе. 4) развитие положительных эмоций и чувств, связанных с заданной проблемой.

Просмотр содержимого документа
«Наша дружная семья»


Тема: «Наша дружная семья»

Цель: воспитание отношения к семье как базовой ценности общества.

Задачи:

1)формирование нравственного долга детей перед родителями,

используя игровую форму деятельности.

2) определение роли детского участия в заботах по дому и в создании

тёплых семейных отношений.

3) развитие способности коммуникативного общения в классе.

4) развитие положительных эмоций и чувств, связанных с заданной

проблемой.

Оборудование:

Мультимедийный проектор, экран, фломастеры, бумага, авторучки,

плакат с высказыванием: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома»,

плакат – рисунок «7 Я – моя радость»,

«дом»: фасад и камин (фасад прикреплён сверху камина)

«тучи» (5 штук) и солнце, «поленья дров» (20 штук), «пламя», камешки для игры, записи песен «Родительский дом», «Погода в доме».

Ход классного часа:

  1. Организационный момент в кругу.

-Утром в круг мы соберёмся,

Дружно за руки возьмёмся,

Ты мой друг и я твой друг,

Стало весело вокруг.


  1. Вступительная часть.

- Добрый день, дорогие ребята, гости. Мы рады приветствовать вас на нашем классном часе.

Сегодня мы с Вами затрагиваем непростую, но очень значимую тему.

И мне хотелось бы начать нашу беседу с небольшой разминки. Я называю слово, а ваша задача подобрать как можно больше существительных, которые у вас ассоциируются с этим словом.

Для разминки предлагается слово «СЕМЬЯ»

- О чём мы сегодня будем говорить?

(«Наша дружная семья»).

-Сегодня, как вы уже догадались, классный час посвящён членам семей наших учеников: молодым и пожилым, взрослым и детям, всем поколениям, которые представляют свои семьи. И понятно, что речь пойдёт о том, что объединяет всех нас,- о дружбе, мире и ладе в семье и в классе.

(показ 3 слайда )

Ученик читает наизусть стихотворение:

Семья - это счастье, любовь и удача, 
Семья - это летом поездки на дачу. 
Семья - это праздник, семейные даты, 
Подарки, покупки, приятные траты. 
Рожденье детей, первый шаг, первый лепет, 
Мечты о хорошем, волненье и трепет. 
Семья - это труд, друг о друге забота, 
Семья - это много домашней работы. 
Семья - это важно! 
Семья - это сложно! 
Но счастливо жить одному невозможно! 
- Действительно, на протяжении всей истории человечества вне семьи было невозможно не только нормальное существование, но даже физическое выживание.
- Мог ли человек в древние времена прожить один? Зачем ему была нужна семья?

Славяне были очень трудолюбивы. Они ходили на охоту, чтобы добывать пищу. А из меха и кожи зверей делали себе одежду. Они много работали в поле, сеяли хлеб, пасли стада, ловили рыбу в реках.
Каждая семья – отец, мать, дети – жила в своей избе отдельно от других семей.
Когда вырастали сыновья, они женились, у них появлялись дети, и все: дети и внуки – жили со своими родителями. Ведь так легче было прожить, ведя общее хозяйство. Обычно это была очень большая и дружная семья. Самым главным считался старший член семьи – его все почитали, советовались с ним. Дети тоже выполняли много работы: следили за младшими детьми, помогали в поле и огороде.
Ребята, а современная семья - это кто? Ведь эта семья тоже может включать в себя много людей.
Ученики: Мама, папа, братья, сестры. Самые близкие и родные люди.
Ученики: Бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки. Они всегда очень добрые и заботливые.
Ученики: А еще есть тети и дяди. Они всегда очень внимательные.
Ученики: А кто-то имеет племянников и племянниц. С ними так весело.

Правильно. И ко всем родственникам нужно относиться с уважением. Ведь это ваши родные люди, ваша семья.
И в сегодняшнем цивилизованном мире, хотя нет необходимости поддерживать огонь в очаге, защищаться от диких животных или вручную обрабатывать землю, люди всё равно стремятся держаться вместе, уживаться друг с другом, несмотря на связанные с этим трудности. Человека без семьи трудно считать вполне счастливым. Итак, что же такое семья?
Семья – это малая группа людей, основанная на браке или кровном родстве.
Семья – это сложный организм, недаром же она называется
«семь я». Ведь в семье каждый из нас имеет множество воплощений: я – дочь, мать, сестра, племянница, внучка и т. д.
А в ваших семьях кто вы?
А теперь загадка про одну семью. Посчитай, сколько в ней народу.

Задам тебе задачу я.
Послушай, вот моя семья:
Дедуля, бабуля и брат.
У нас порядок в доме, лад
И чистота, а почему?
Две мамы есть у нас в дому.
Два папы, два сыночка,
Сестра, невестка, дочка,
А самый младший – я,
Какая же у нас семья? (7 человек)

Дедушка, бабушка, папа, мама, сын, сестра, 
Папа, мама, сын, невестка, сын, дочь,

Ученик: В семейном кругу мы с вами растём,

Основа основ – родительский дом.

В семейном кругу все корни твои,

И в жизнь мы входим из семьи.

В семейном кругу мы жизнь создаём,

Основа основ – родительский дом.

- У каждого человека есть своя семья, свой дом. И где бы мы не были, всегда помним о нём, он притягивает нас своим теплом.

Ученик: Дом, в котором мы живём,

Самый лучший в мире дом.

Память добрую о нём

Мы всю жизнь в сердцах несём.

Пусть тепло и добрый свет

Будет в нём на тысячу лет.


Ученик: Дом, в котором мы живём,-

Это очень шумный дом.

После разных дел с утра

В нём всегда идёт игра!

Папа, мама, словно дети,

Сами ждут минуты эти.

Им на игры, право слово,

Не хватает выходного.

  1. Прослушивание фрагмента песни «Родительский дом»

-Всему начало – отчий дом. У каждого человека есть свой дом.

Что же такое дом? (Дети отвечают по кругу)

Дом – это не только крыша над головой, это твоя семья и самые близкие тебе люди: родители, братья, сёстры, дедушки и бабушки. (Слайд №4)

Лев Николаевич Толстой сказал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».

-Ответьте, пожалуйста, на вопрос:

-Из чего складывается семейное счастье?

Каждому из нас нужно такое место, где тебе спокойно и хорошо, где можно отдохнуть. Такое место твоя семья, дом.

( Рассматривание плаката «7 Я- моя радость»)

- Как вы думает, почему слово семья состоит из 7Я?

Поднимите, пожалуйста, руки, у кого сейчас такая семья.

(Показ 5 слайда )

Как появилось слово «семья»?

Когда-то о нём не слыхала земля.

Но Еве сказал перед свадьбой Адам;

Сейчас я тебе семь вопросов задам:

Кто деток родит мне, богиня моя?

И Ева тихонько ответила: «Я».

Кто платье сошьёт, постирает бельё.

Меня приласкает, украсит жильё?

Ответь на вопрос, подруга моя?

-«Я, я, я»-Ева молвила-«Я».

Сказала она знаменитых семь «Я».

И так на земле появилась семья.

Что важнее всего в семье? Очень трудно однозначно ответить на этот вопрос. Любовь? Взаимопонимание? Забота и участие? А может быть самоотверженность и трудолюбие? Или строгое соблюдение семейных ценностей ?– работа с определением понятия – ценности. А что Вы понимаете под значением определения слова «ЦЕННОСТИ»?

- Они тоже бывают самыми разнообразными (слайд №6)

  • Ценность родительства

  • Ценность родства

  • Ценность супружества

  • Ценность здоровья

  • Обычаи и традиции

  • Взгляды

  • - Для хорошей семьи характерно: уважение друг к другу, честность, желание быть вместе, сходство интересов и жизненных ценностей.

  • Строительство дома из основных понятий на доске ( на столе разложены основные семейные ценности)

  • -Я вам предлагаю выбрать понятия, которые являются фундаментом в семейных отношениях. Выходит по одному представителю от группы, объясняя почему группа выбрала именно то или иное понятие

  • Любовь, дружба, добрые друзья, взаимопомощь, уважение, семейные традиции, трудолюбие, уют, тепло, сюрпризы, подарки, родители и дети, бабушки и внуки, интересные увлечения, дым сигарет, алкоголь, брань, ложь, рукоприкладство, лень, безделье.( учащиеся выбирают «правильные» понятия – в идеале, отрицательные остаются. Если идет выбор отрицательного понятия детьми – необходима помощь, идет беседа-рассуждение). Подведение мини-итога, какие семейные ценности должны присутствовать в современной семье. И во всех ли семьях на сегодняшний день можно встретить все эти ценности.

  • Поиграем с Вами. Я называю определения терминов – задача учеников, соотнести появившийся термин, с карточкой – лучиком, лежащим на столе. Та группа, которая обнаруживает у себя соответствующий лучик – крепит его к доске, чтоб получилось солнышко)

  • Способность чувствовать другого человека, ощущать себя на его месте - Сопереживание

  • Предполагает, что Вы считаетесь с интересами друг друга - Равенство

  • Всей семьёй Вы способны на многое - поддержка

  • Умение принимать человека таким, какой он есть - толерантность

  • Умение уступать друг другу - компромисс

  • Нежная забота друг о друге - любовь

  • Преданность друг другу - верность

  • Чуткое отношение друг к другу - нежность

  • Прислушиваться друг к другу - умение слушать

  • Уважение и благодарность - признание

  • Умение адаптироваться, если того требуют обстоятельства - приспособляемость

  • Чувство безопасности и уверенности - доверие

  • После того, как солнышко построено делается вывод

  • Семья - это не просто родственники, живущие рядом. Это близкие люди, которые сплочены чувствами, интересами, идеалами, отношением к жизни. Что семья может дать нам? Жизнь, которая заряжается токами самых высоких человеческих побуждений: стремление давать радость себе и близким людям, делить их горести, помогать в тяготах. Поэтому сила любви к своему Дому особым светом освещает подлинно счастливое детство.

  • И получается, что семья-это наше первое и самое естественное общество.

4.Минутка релаксации

-А сейчас закройте, пожалуйста, глаза и попытайтесь представить.

Перед нами чистый уютный дворик. Красиво выложенная дорожка ведёт к дому. Мы идём не спеша, любуясь многообразием цветов, заботливо выращенных хозяевами. И вот, поднимаясь по ступенькам резного крылечка, мы попадаем в дом. Теплом и уютом повеяло на нас от потрескивания дров в камине, от запаха пирогов, от свежевыпеченного хлеба, дымящегося кофе…

(Показ 7 слайда)

5. Беседа по теме классного часа.

Откройте глаза.

- Вам понравился этот дом?

Теперь разведём очаг и согреем наш дом.

(Снимаю «фасад дома», под ним виден «камин»)

У нас есть дрова, их надо положить в камин и развести огонь.

(Поочерёдно выходят дети, читают надписи на дровах и отвечают на вопрос: -Кто эту обязанность выполняет у вас дома?)

Надписи на «поленьях дров» ( с обратной стороны);

  1. Стирать.

  2. Приготовить обед.

  3. Мыть обувь.

  4. Ухаживать за домашними животными.

  5. Готовить ужин.

  6. Пылесосить в доме.

  7. Готовить завтрак.

  8. Поливать комнатные растения.

  9. Позаниматься с младшими братьями и сёстрами.

  10. Вынести мусор.

  11. Подоить корову.

  12. Сходить в магазин.

  13. Прополоть грядку.

  14. Отнести бабушке продукты.

  15. Вымыть посуду.

  16. Вымыть полы.

  17. Вскопать грядки.

(В «камин» положены все «поленья», прикрепляю и «пламя»)

-И вот уже весело потрескивают дрова в камине, теплом и светом наполняется наш дом. (слайд №8)

Обратим внимание, чьими стараниями это достигается в ваших семьях: большую часть домашних забот выполняет…

Если каждый член семьи имеет свой участок работы, тогда в доме есть уют, тепло и гармония.


6.Заканчивание пословицы.

-В народных пословицах и поговорках хорошо сказано о том, что не так-то просто поддерживать семейный очаг, семейное тепло. Я сейчас буду говорить начало пословиц, а вы должны их закончить.

В гостях хорошо, а… (дома лучше).

Дом вести – не…(бородой трясти).

Дом построить – не…(шапку на голову надеть).

Не красна изба углами, а…(красна пирогами).

Не нужен клад, когда…(в семье лад).


7.Прослушивание песни «Погода в доме»

- Обратите внимание на слова песни «Погода в доме».

Не всегда всё благополучно в семье. Порой набегают тучи.

Что является причиной непогоды в доме? Как вы думаете?

-Назовите, какие ваши черты характера могут вызвать непогоду в доме?

8.Игра «Камешки».

(На середину круга высыпаю камешки)

-Ребята, если хотите избавиться от отрицательного качества личности, то возьмите камешек, каждый камешек обозначьте 1 качеством и выбросьте камешек в мусор.

-А теперь разгоним тучи над домом.

(Дети снимают «тучи», читают надписи на них и откладывают в сторону).

Лень, грубость, упрямство, несдержанность, вспыльчивость.


-Вот уже и засияло солнышко. (Прикрепляю солнце над домом).

Мы с вами разогнали тучи и выяснили, что погода в доме во многом зависит и от вас самих и вашего поведения…


9.Мудрые советы родителям.

-Подумайте, какая будет у вас семья?

С- счастливая, славная, спортивная, современная,…

Е- единая, единственная, единомыслящая,…

Мь- милая, многодетная, мечтательная, маленькая, музыкальная,…

Я- яркая, языковедческая, ясная,…

10.Творческая ИЗОстудия.

(Ребятам раздаются листы, фломастеры и даётся задание:

-Нарисуйте эмблему своей семьи.

11.Беседа на тему «Мой класс- моя семья»

Учитель: Ребята, а наш класс можно назвать семьей?
( В какой-то степени можно. Мы должны друг к другу относиться, как в семье, заботливо, по-доброму и с пониманием.) 

Учитель. Шагая в этом направлении, придерживайтесь следующих заповедей: (на лист распечатаны заповеди) 
Заповеди ( читают ученики)
• свято храни честь своей семьи;
• люби свою семью и делай её лучше;
• будь внимательным и чутким, всегда готовым прийти на помощь членам своей семьи;
• подари родителям радость;
• умей найти и выполнить дело на пользу и радость членам своей семьи;
• жизнь-это дорога, полная испытаний, будь готов с честью пройти их.

12.Итог классного часа.

-Мы сегодня с вами выяснили, что «погода в доме» зависит во многом и от нас самих. Разгоним тучи над нашим домом!

И в завершении нашей встречи предлагаю Вам продолжить одну интересную сказку

Разноцветная семья

В одной коробке с карандашами родился маленький карандашик. Взрослые карандаши - мама, папа, бабушка и дедушка - были цветными. Причем у каждого из них был свой цвет. Маленький карандашик еще не имел своего цвета, ему еще предстояло стать цветным. Каждый день синяя мама учила его, как быть синим. Красный папа - как окраситься в красный цвет, потому что его выбирают чаще всего, рисуя прекрасные картины. Желтый дед спорил со всеми, говоря о важности желтого цвета, а зелёная 6абушка брала внука за руку, и на какое-то мгновение он зеленел. Так проходил день за днем, и вот...

и от того какое окончание будет в Вашей сказке я пойму – удалась ли нам наша сегодняшняя встреча, смогли ли Вы из всего выше сказанного извлечь, каждый для себя, урок, и не будет ли для Вас проведённое здесь время потерянным.(Каждая команда получает лист с началом сказки, в течении 3 минут необходимо дописать продолжение). Идёт обсуждение полученных ответов


Добрые дети – дому венец, худые дети – дому конец.

Видите, ребята, как много зависит от вас?

Сегодня, когда придёте домой, не забудьте обнять своих родных и сказать, что вы их очень любите!

Ученик: Семья- это то, что мы делим на всех,

Всем понемножку: и слёзы и смех,

Взлёт и падение, радость, печаль,

Дружбу и ссоры, молчанья печать.

Ученик: Семья – это то, что с тобою всегда.

Пусть мчатся секунды, недели, года,

Но стены родные, отчий твой дом-

Сердце навеки останется в нём!

-Прошу вас высказать мнение о сегодняшнем классном часе: что понравилось, что не понравилось, что больше всего запомнилось?

(Показ 10 слайда)


Ещё раз обратите внимание на доску – на эту замечательную композицию – дерево, дом, солнце и трава. Я хочу, чтоб в Ваших семьях было также мило и тепло, как на этой композиции

Берегите свои семейные ценности, храните их, чтобы они смогли передаваться из поколения в поколение, ведь именно они являются той «изюминкой», которая отличает все семьи друг от друга.

Я в свою очередь хочу выразить вам благодарность за участие, за вашу активность. Мне было приятно с вами общаться. Очень хочется, чтобы всё то, что вы сегодня узнали и вспомнили, осталось с вами, чтобы ваш дом и наш класс были радостными и уютными.

Всего вам доброго!










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!