Тема: «Наша дружная семья»
Цель: воспитание отношения к семье как базовой ценности общества.
Задачи:
1)формирование нравственного долга детей перед родителями,
используя игровую форму деятельности.
2) определение роли детского участия в заботах по дому и в создании
тёплых семейных отношений.
3) развитие способности коммуникативного общения в классе.
4) развитие положительных эмоций и чувств, связанных с заданной
проблемой.
Оборудование:
Мультимедийный проектор, экран, фломастеры, бумага, авторучки,
плакат с высказыванием: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома»,
плакат – рисунок «7 Я – моя радость»,
«дом»: фасад и камин (фасад прикреплён сверху камина)
«тучи» (5 штук) и солнце, «поленья дров» (20 штук), «пламя», камешки для игры, записи песен «Родительский дом», «Погода в доме».
Ход классного часа:
Организационный момент в кругу.
-Утром в круг мы соберёмся,
Дружно за руки возьмёмся,
Ты мой друг и я твой друг,
Стало весело вокруг.
Вступительная часть.
- Добрый день, дорогие ребята, гости. Мы рады приветствовать вас на нашем классном часе.
Сегодня мы с Вами затрагиваем непростую, но очень значимую тему.
И мне хотелось бы начать нашу беседу с небольшой разминки. Я называю слово, а ваша задача подобрать как можно больше существительных, которые у вас ассоциируются с этим словом.
Для разминки предлагается слово «СЕМЬЯ»
- О чём мы сегодня будем говорить?
(«Наша дружная семья»).
-Сегодня, как вы уже догадались, классный час посвящён членам семей наших учеников: молодым и пожилым, взрослым и детям, всем поколениям, которые представляют свои семьи. И понятно, что речь пойдёт о том, что объединяет всех нас,- о дружбе, мире и ладе в семье и в классе.
(показ 3 слайда )
Ученик читает наизусть стихотворение:
Семья - это счастье, любовь и удача,
Семья - это летом поездки на дачу.
Семья - это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волненье и трепет.
Семья - это труд, друг о друге забота,
Семья - это много домашней работы.
Семья - это важно!
Семья - это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
- Действительно, на протяжении всей истории человечества вне семьи было невозможно не только нормальное существование, но даже физическое выживание.
- Мог ли человек в древние времена прожить один? Зачем ему была нужна семья?
Славяне были очень трудолюбивы. Они ходили на охоту, чтобы добывать пищу. А из меха и кожи зверей делали себе одежду. Они много работали в поле, сеяли хлеб, пасли стада, ловили рыбу в реках.
Каждая семья – отец, мать, дети – жила в своей избе отдельно от других семей.
Когда вырастали сыновья, они женились, у них появлялись дети, и все: дети и внуки – жили со своими родителями. Ведь так легче было прожить, ведя общее хозяйство. Обычно это была очень большая и дружная семья. Самым главным считался старший член семьи – его все почитали, советовались с ним. Дети тоже выполняли много работы: следили за младшими детьми, помогали в поле и огороде.
Ребята, а современная семья - это кто? Ведь эта семья тоже может включать в себя много людей.
Ученики: Мама, папа, братья, сестры. Самые близкие и родные люди.
Ученики: Бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки. Они всегда очень добрые и заботливые.
Ученики: А еще есть тети и дяди. Они всегда очень внимательные.
Ученики: А кто-то имеет племянников и племянниц. С ними так весело.
Правильно. И ко всем родственникам нужно относиться с уважением. Ведь это ваши родные люди, ваша семья.
И в сегодняшнем цивилизованном мире, хотя нет необходимости поддерживать огонь в очаге, защищаться от диких животных или вручную обрабатывать землю, люди всё равно стремятся держаться вместе, уживаться друг с другом, несмотря на связанные с этим трудности. Человека без семьи трудно считать вполне счастливым. Итак, что же такое семья?
Семья – это малая группа людей, основанная на браке или кровном родстве.
Семья – это сложный организм, недаром же она называется «семь я». Ведь в семье каждый из нас имеет множество воплощений: я – дочь, мать, сестра, племянница, внучка и т. д.
А в ваших семьях кто вы?
А теперь загадка про одну семью. Посчитай, сколько в ней народу.
Задам тебе задачу я.
Послушай, вот моя семья:
Дедуля, бабуля и брат.
У нас порядок в доме, лад
И чистота, а почему?
Две мамы есть у нас в дому.
Два папы, два сыночка,
Сестра, невестка, дочка,
А самый младший – я,
Какая же у нас семья? (7 человек)
Дедушка, бабушка, папа, мама, сын, сестра,
Папа, мама, сын, невестка, сын, дочь,
Ученик: В семейном кругу мы с вами растём,
Основа основ – родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь мы входим из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаём,
Основа основ – родительский дом.
- У каждого человека есть своя семья, свой дом. И где бы мы не были, всегда помним о нём, он притягивает нас своим теплом.
Ученик: Дом, в котором мы живём,
Самый лучший в мире дом.
Память добрую о нём
Мы всю жизнь в сердцах несём.
Пусть тепло и добрый свет
Будет в нём на тысячу лет.
Ученик: Дом, в котором мы живём,-
Это очень шумный дом.
После разных дел с утра
В нём всегда идёт игра!
Папа, мама, словно дети,
Сами ждут минуты эти.
Им на игры, право слово,
Не хватает выходного.
Прослушивание фрагмента песни «Родительский дом»
-Всему начало – отчий дом. У каждого человека есть свой дом.
Что же такое дом? (Дети отвечают по кругу)
Дом – это не только крыша над головой, это твоя семья и самые близкие тебе люди: родители, братья, сёстры, дедушки и бабушки. (Слайд №4)
Лев Николаевич Толстой сказал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».
-Ответьте, пожалуйста, на вопрос:
-Из чего складывается семейное счастье?
Каждому из нас нужно такое место, где тебе спокойно и хорошо, где можно отдохнуть. Такое место твоя семья, дом.
( Рассматривание плаката «7 Я- моя радость»)
- Как вы думает, почему слово семья состоит из 7Я?
Поднимите, пожалуйста, руки, у кого сейчас такая семья.
(Показ 5 слайда )
Как появилось слово «семья»?
Когда-то о нём не слыхала земля.
Но Еве сказал перед свадьбой Адам;
Сейчас я тебе семь вопросов задам:
Кто деток родит мне, богиня моя?
И Ева тихонько ответила: «Я».
Кто платье сошьёт, постирает бельё.
Меня приласкает, украсит жильё?
Ответь на вопрос, подруга моя?
-«Я, я, я»-Ева молвила-«Я».
Сказала она знаменитых семь «Я».
И так на земле появилась семья.
Что важнее всего в семье? Очень трудно однозначно ответить на этот вопрос. Любовь? Взаимопонимание? Забота и участие? А может быть самоотверженность и трудолюбие? Или строгое соблюдение семейных ценностей ?– работа с определением понятия – ценности. А что Вы понимаете под значением определения слова «ЦЕННОСТИ»?
- Они тоже бывают самыми разнообразными (слайд №6)
Ценность родительства
Ценность родства
Ценность супружества
Ценность здоровья
Обычаи и традиции
Взгляды
- Для хорошей семьи характерно: уважение друг к другу, честность, желание быть вместе, сходство интересов и жизненных ценностей.
Строительство дома из основных понятий на доске ( на столе разложены основные семейные ценности)
-Я вам предлагаю выбрать понятия, которые являются фундаментом в семейных отношениях. Выходит по одному представителю от группы, объясняя почему группа выбрала именно то или иное понятие
Любовь, дружба, добрые друзья, взаимопомощь, уважение, семейные традиции, трудолюбие, уют, тепло, сюрпризы, подарки, родители и дети, бабушки и внуки, интересные увлечения, дым сигарет, алкоголь, брань, ложь, рукоприкладство, лень, безделье.( учащиеся выбирают «правильные» понятия – в идеале, отрицательные остаются. Если идет выбор отрицательного понятия детьми – необходима помощь, идет беседа-рассуждение). Подведение мини-итога, какие семейные ценности должны присутствовать в современной семье. И во всех ли семьях на сегодняшний день можно встретить все эти ценности.
Поиграем с Вами. Я называю определения терминов – задача учеников, соотнести появившийся термин, с карточкой – лучиком, лежащим на столе. Та группа, которая обнаруживает у себя соответствующий лучик – крепит его к доске, чтоб получилось солнышко)
Способность чувствовать другого человека, ощущать себя на его месте - Сопереживание
Предполагает, что Вы считаетесь с интересами друг друга - Равенство
Всей семьёй Вы способны на многое - поддержка
Умение принимать человека таким, какой он есть - толерантность
Умение уступать друг другу - компромисс
Нежная забота друг о друге - любовь
Преданность друг другу - верность
Чуткое отношение друг к другу - нежность
Прислушиваться друг к другу - умение слушать
Уважение и благодарность - признание
Умение адаптироваться, если того требуют обстоятельства - приспособляемость
Чувство безопасности и уверенности - доверие
После того, как солнышко построено делается вывод
Семья - это не просто родственники, живущие рядом. Это близкие люди, которые сплочены чувствами, интересами, идеалами, отношением к жизни. Что семья может дать нам? Жизнь, которая заряжается токами самых высоких человеческих побуждений: стремление давать радость себе и близким людям, делить их горести, помогать в тяготах. Поэтому сила любви к своему Дому особым светом освещает подлинно счастливое детство.
И получается, что семья-это наше первое и самое естественное общество.
4.Минутка релаксации
-А сейчас закройте, пожалуйста, глаза и попытайтесь представить.
Перед нами чистый уютный дворик. Красиво выложенная дорожка ведёт к дому. Мы идём не спеша, любуясь многообразием цветов, заботливо выращенных хозяевами. И вот, поднимаясь по ступенькам резного крылечка, мы попадаем в дом. Теплом и уютом повеяло на нас от потрескивания дров в камине, от запаха пирогов, от свежевыпеченного хлеба, дымящегося кофе…
(Показ 7 слайда)
5. Беседа по теме классного часа.
Откройте глаза.
- Вам понравился этот дом?
Теперь разведём очаг и согреем наш дом.
(Снимаю «фасад дома», под ним виден «камин»)
У нас есть дрова, их надо положить в камин и развести огонь.
(Поочерёдно выходят дети, читают надписи на дровах и отвечают на вопрос: -Кто эту обязанность выполняет у вас дома?)
Надписи на «поленьях дров» ( с обратной стороны);
Стирать.
Приготовить обед.
Мыть обувь.
Ухаживать за домашними животными.
Готовить ужин.
Пылесосить в доме.
Готовить завтрак.
Поливать комнатные растения.
Позаниматься с младшими братьями и сёстрами.
Вынести мусор.
Подоить корову.
Сходить в магазин.
Прополоть грядку.
Отнести бабушке продукты.
Вымыть посуду.
Вымыть полы.
Вскопать грядки.
(В «камин» положены все «поленья», прикрепляю и «пламя»)
-И вот уже весело потрескивают дрова в камине, теплом и светом наполняется наш дом. (слайд №8)
Обратим внимание, чьими стараниями это достигается в ваших семьях: большую часть домашних забот выполняет…
Если каждый член семьи имеет свой участок работы, тогда в доме есть уют, тепло и гармония.
6.Заканчивание пословицы.
-В народных пословицах и поговорках хорошо сказано о том, что не так-то просто поддерживать семейный очаг, семейное тепло. Я сейчас буду говорить начало пословиц, а вы должны их закончить.
В гостях хорошо, а… (дома лучше).
Дом вести – не…(бородой трясти).
Дом построить – не…(шапку на голову надеть).
Не красна изба углами, а…(красна пирогами).
Не нужен клад, когда…(в семье лад).
7.Прослушивание песни «Погода в доме»
- Обратите внимание на слова песни «Погода в доме».
Не всегда всё благополучно в семье. Порой набегают тучи.
Что является причиной непогоды в доме? Как вы думаете?
-Назовите, какие ваши черты характера могут вызвать непогоду в доме?
8.Игра «Камешки».
(На середину круга высыпаю камешки)
-Ребята, если хотите избавиться от отрицательного качества личности, то возьмите камешек, каждый камешек обозначьте 1 качеством и выбросьте камешек в мусор.
-А теперь разгоним тучи над домом.
(Дети снимают «тучи», читают надписи на них и откладывают в сторону).
Лень, грубость, упрямство, несдержанность, вспыльчивость.
-Вот уже и засияло солнышко. (Прикрепляю солнце над домом).
Мы с вами разогнали тучи и выяснили, что погода в доме во многом зависит и от вас самих и вашего поведения…
9.Мудрые советы родителям.
-Подумайте, какая будет у вас семья?
С- счастливая, славная, спортивная, современная,…
Е- единая, единственная, единомыслящая,…
Мь- милая, многодетная, мечтательная, маленькая, музыкальная,…
Я- яркая, языковедческая, ясная,…
10.Творческая ИЗОстудия.
(Ребятам раздаются листы, фломастеры и даётся задание:
-Нарисуйте эмблему своей семьи.
11.Беседа на тему «Мой класс- моя семья»
Учитель: Ребята, а наш класс можно назвать семьей?
( В какой-то степени можно. Мы должны друг к другу относиться, как в семье, заботливо, по-доброму и с пониманием.)
Учитель. Шагая в этом направлении, придерживайтесь следующих заповедей: (на лист распечатаны заповеди)
Заповеди ( читают ученики)
• свято храни честь своей семьи;
• люби свою семью и делай её лучше;
• будь внимательным и чутким, всегда готовым прийти на помощь членам своей семьи;
• подари родителям радость;
• умей найти и выполнить дело на пользу и радость членам своей семьи;
• жизнь-это дорога, полная испытаний, будь готов с честью пройти их.
12.Итог классного часа.
-Мы сегодня с вами выяснили, что «погода в доме» зависит во многом и от нас самих. Разгоним тучи над нашим домом!
И в завершении нашей встречи предлагаю Вам продолжить одну интересную сказку
Разноцветная семья
В одной коробке с карандашами родился маленький карандашик. Взрослые карандаши - мама, папа, бабушка и дедушка - были цветными. Причем у каждого из них был свой цвет. Маленький карандашик еще не имел своего цвета, ему еще предстояло стать цветным. Каждый день синяя мама учила его, как быть синим. Красный папа - как окраситься в красный цвет, потому что его выбирают чаще всего, рисуя прекрасные картины. Желтый дед спорил со всеми, говоря о важности желтого цвета, а зелёная 6абушка брала внука за руку, и на какое-то мгновение он зеленел. Так проходил день за днем, и вот...
и от того какое окончание будет в Вашей сказке я пойму – удалась ли нам наша сегодняшняя встреча, смогли ли Вы из всего выше сказанного извлечь, каждый для себя, урок, и не будет ли для Вас проведённое здесь время потерянным.(Каждая команда получает лист с началом сказки, в течении 3 минут необходимо дописать продолжение). Идёт обсуждение полученных ответов
Добрые дети – дому венец, худые дети – дому конец.
Видите, ребята, как много зависит от вас?
Сегодня, когда придёте домой, не забудьте обнять своих родных и сказать, что вы их очень любите!
Ученик: Семья- это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку: и слёзы и смех,
Взлёт и падение, радость, печаль,
Дружбу и ссоры, молчанья печать.
Ученик: Семья – это то, что с тобою всегда.
Пусть мчатся секунды, недели, года,
Но стены родные, отчий твой дом-
Сердце навеки останется в нём!
-Прошу вас высказать мнение о сегодняшнем классном часе: что понравилось, что не понравилось, что больше всего запомнилось?
(Показ 10 слайда)
Ещё раз обратите внимание на доску – на эту замечательную композицию – дерево, дом, солнце и трава. Я хочу, чтоб в Ваших семьях было также мило и тепло, как на этой композиции
Берегите свои семейные ценности, храните их, чтобы они смогли передаваться из поколения в поколение, ведь именно они являются той «изюминкой», которая отличает все семьи друг от друга.
Я в свою очередь хочу выразить вам благодарность за участие, за вашу активность. Мне было приятно с вами общаться. Очень хочется, чтобы всё то, что вы сегодня узнали и вспомнили, осталось с вами, чтобы ваш дом и наш класс были радостными и уютными.
Всего вам доброго!