СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Наша Родина " - СНГ. Учение с увлечением

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учение с увлечением  и методика  запоминания (мнемотехника) - это главное в моей работе.

Просмотр содержимого документа
«"Наша Родина " - СНГ. Учение с увлечением»

 «Наша родина – СНГ»  Государственное учреждение образования гимназия №2 города Минска  «Этот  увлекательный мир словесности» Это действительно увлекательный мир русской словесности, это удивительный мир работы, общения с детьми. Это увлекательно наблюдать, как растёт ребёнок, как растёт его лексический запас, как развивается его ум, интеллект. Ребёнку очень хочется выглядеть успешным в глазах одноклассников, учителей, родителей. И главная задача учителя – помочь ребёнку быть успешным в его нелёгкой работе. И тогда это действительно будет «учение с увлечением». Дети в Беларуси с основном обучаются на русском языке, все учебники по предметам – на русском языке. Школьная документация- на русском языке. Поэтому очень серьёзное внимание уделяется качественному обучению русскому языку. Булыгина Любовь Николаевна, учитель русского языка и литературы, высшей категории. Работала в России (Советский Союз), в Германии, сейчас – в Беларуси.       e-mail: lubov_bulygina54@mail.ru Моб.тел.: +375(29)6869841

«Наша родина – СНГ» Государственное учреждение образования гимназия №2 города Минска

«Этот увлекательный мир словесности»

Это действительно увлекательный мир русской словесности, это удивительный мир работы, общения с детьми. Это увлекательно наблюдать, как растёт ребёнок, как растёт его лексический запас, как развивается его ум, интеллект. Ребёнку очень хочется выглядеть успешным в глазах одноклассников, учителей, родителей. И главная задача учителя – помочь ребёнку быть успешным в его нелёгкой работе.

И тогда это действительно будет «учение с увлечением».

Дети в Беларуси с основном обучаются на русском языке, все учебники по предметам – на русском языке. Школьная документация- на русском языке. Поэтому очень серьёзное внимание уделяется качественному обучению русскому языку.

  • Булыгина Любовь Николаевна, учитель русского языка и литературы, высшей категории.
  • Работала в России (Советский Союз), в Германии, сейчас – в Беларуси.

e-mail: [email protected]

Моб.тел.: +375(29)6869841

                    «Учение с увлечением»    Методы и приёмы запоминания Мнемотехника Значимость памяти для учения очевидна. Память в совокупности с другими психическими процессами несет ответственность за получение, сохранение и переработку, а также воспроизведение информации в процессе учебной деятельности. Мнемотехника – это возможность заставить учеников не просто прослушать, но и понять объяснение, возможность зажечь в их глазах огонек интереса, расширить границы восприятия.   Мнемотехника – это система внутреннего письма, позволяющая последовательно записывать в мозг информацию, преобразованную в комбинацию зрительных образов. Мнемоника - искусство запоминания. Мнемотехника – это приёмы запоминания. Мнемоприемы позволяют экономить время на уроках повторения и систематизации пройденного, особую пользу они приносят при подготовке к ЦТ. Поэтому я уверена: мнемотехника необходима ученикам не только младшего, но и для старшего возраста .

«Учение с увлечением»

Методы и приёмы запоминания

  • Мнемотехника
  • Значимость памяти для учения очевидна. Память в совокупности с другими психическими процессами несет ответственность за получение, сохранение и переработку, а также воспроизведение информации в процессе учебной деятельности.
  • Мнемотехника – это возможность заставить учеников не просто прослушать, но и понять объяснение, возможность зажечь в их глазах огонек интереса, расширить границы восприятия.

Мнемотехника – это система внутреннего письма, позволяющая последовательно записывать в мозг информацию, преобразованную в комбинацию зрительных образов.

Мнемоника - искусство запоминания.

Мнемотехника – это приёмы запоминания.

Мнемоприемы позволяют экономить время на уроках повторения и систематизации пройденного, особую пользу они приносят при подготовке к ЦТ. Поэтому я уверена: мнемотехника необходима ученикам не только младшего, но и для старшего возраста .

1.Составление таблицы как приём запоминания (5 класс)  Составное глагольное Составное именное  сказуемое сказуемое Минск есть  столица Республики Беларусь Минск является  столицей Республики Беларусь. Осенняя погода была  дождливой . Задача сложна . Дни стали  короче . Лето оказалось дождливым Небо кажется  хмурым . глагол-связка + именная часть ( существительное, прилагательное, местоимение, числительное, наречие ) Я люблю  читать  исторические книги. Я продолжаю  учиться в гимназии. Я хочу  поступить в институт. Я могу  учиться только на отлично. Я готов  учиться Мне нужно  учиться вспомогательный глагол, краткое прилагательное, наречие + инфинитив

1.Составление таблицы как приём запоминания (5 класс) Составное глагольное Составное именное сказуемое сказуемое

  • Минск есть столица Республики Беларусь
  • Минск является столицей Республики Беларусь.
  • Осенняя погода была дождливой .
  • Задача сложна .
  • Дни стали короче .
  • Лето оказалось дождливым
  • Небо кажется хмурым .
  • глагол-связка + именная часть
  • ( существительное, прилагательное, местоимение, числительное, наречие )
  • Я люблю читать исторические книги.
  • Я продолжаю учиться в гимназии.
  • Я хочу поступить в институт.
  • Я могу учиться только на отлично.
  • Я готов учиться
  • Мне нужно учиться
  • вспомогательный глагол, краткое прилагательное, наречие + инфинитив
 Кластер как приём запоминания  Словосочетания  Грамматические значения Обстоятельственные грам. отношения Определительные грам. значение Объектные грам. отношения Предмет и его признак Зависимое глагольные Действие предмета и предмет Три типа словосочетаний: Грамматические отношения Главное Не являются словосочетанием Признак действия Грамматическая основа Однородные члены предложения наречные именные

Кластер как приём запоминания

Словосочетания Грамматические значения Обстоятельственные грам. отношения Определительные грам. значение Объектные грам. отношения Предмет и его признак Зависимое глагольные Действие предмета и предмет Три типа словосочетаний: Грамматические отношения Главное Не являются словосочетанием Признак действия Грамматическая основа Однородные члены предложения наречные именные

 Словарная работа Облегчает запоминание и группировка — разбивание ряда объектов на части и объединение частей в ритмическую структуру при произнесении названий объектов, например при запоминании словарных слов: Програ мм а, програ мм ный, програ мм ка - пробле м а, пробле м ный.  Гра мм атика, гра мм атическая основа - гра м ота, гра м отный. Иску сс тво, иску сс твенный – иску с ный. И лл юминация, и лл юстрация - а л юминий, а л юминиевый. Инте лли гент, инте лли гентный - инте лле кт, инте лле ктуальный. Республика Бе л арусь, бе л орус, бе л оруска - Белору сс ия, белору сс кий язык.

Словарная работа

Облегчает запоминание и группировка — разбивание ряда объектов на части и объединение частей в ритмическую структуру при произнесении названий объектов, например при запоминании словарных слов:

Програ мм а, програ мм ный, програ мм ка - пробле м а, пробле м ный. Гра мм атика, гра мм атическая основа - гра м ота, гра м отный.

Иску сс тво, иску сс твенный – иску с ный. И лл юминация, и лл юстрация - а л юминий, а л юминиевый.

Инте лли гент, инте лли гентный - инте лле кт, инте лле ктуальный.

Республика Бе л арусь, бе л орус, бе л оруска - Белору сс ия, белору сс кий язык.

 Морфология: морфологический разбор слова как приём повторения , обобщения и систематизации изученного материала Морфологический разбор глагола в изъявительном наклонении 1 . (Я) учусь- глагол, так как обозначает действие предмета. Я (что делаю?) учусь. Н.ф. – учиться. 2. Постоянные признаки: глагол сов. вида, 2 спряж., непер., возвр.  Непостоянные признаки: в изъявит. наклонении, в наст. времени, в 1 лице, в ед.числе. 3. Я (что делаю?) учусь. Морфологический разбор глагола в изъявительном наклонении 1 . (Я) училась - глагол, так как обозначает действие предмета. Я (что делала?) училась. Н.ф. – учиться. 2. Постоянные признаки: глагол сов. вида, 2 спряж., непер., возвр.  Непостоянные признаки: в изъявит. наклонении, в прош. времени, в женском роде , в ед.числе. 3. Я (что делала?) училась.

Морфология: морфологический разбор слова как приём повторения , обобщения и систематизации изученного материала

  • Морфологический разбор глагола в изъявительном наклонении
  • 1 . (Я) учусь- глагол, так как обозначает действие предмета.
  • Я (что делаю?) учусь.
  • Н.ф. – учиться.
  • 2. Постоянные признаки: глагол сов. вида, 2 спряж., непер., возвр.
  • Непостоянные признаки: в изъявит. наклонении, в наст. времени, в 1 лице, в ед.числе.
  • 3. Я (что делаю?) учусь.
  • Морфологический разбор глагола в изъявительном наклонении
  • 1 . (Я) училась - глагол, так как обозначает действие предмета.
  • Я (что делала?) училась.
  • Н.ф. – учиться.
  • 2. Постоянные признаки: глагол сов. вида, 2 спряж., непер., возвр.
  • Непостоянные признаки: в изъявит. наклонении, в прош. времени, в женском роде , в ед.числе.
  • 3. Я (что делала?) училась.
Иноязычные приставки : орфография +приставочный метод словобразования № Приставка 1. Приставочный способ образования а- 2. анти- 3. моральный →   аморальный 4. де- народный → антинародный дез- мобилизация → демобилизация 5. информация → дезинформация дис- 6. ре- гармония → дисгармония 7. конструкция → реконструкция; регресс про- 8. архи- 9. ректор →  проректор; прогресс важный →   архиважный 10. супер- ультра- игра →  суперигра 11. 12. модный →  ультрамодный инфра- транс- красный →  инфракрасный 13 европейский →  трансъевропейский пост- 14. пан- советский →  постсоветский 15 американский → панамериканский контр- атака- контратака

Иноязычные приставки : орфография +приставочный метод словобразования

Приставка

1.

Приставочный способ образования

а-

2.

анти-

3.

моральный → аморальный

4.

де-

народный → антинародный

дез-

мобилизация → демобилизация

5.

информация → дезинформация

дис-

6.

ре-

гармония → дисгармония

7.

конструкция → реконструкция; регресс

про-

8.

архи-

9.

ректор → проректор; прогресс

важный → архиважный

10.

супер-

ультра-

игра → суперигра

11.

12.

модный → ультрамодный

инфра-

транс-

красный → инфракрасный

13

европейский → трансъевропейский

пост-

14.

пан-

советский → постсоветский

15

американский → панамериканский

контр-

атака- контратака

Лингвистическое исследование : написание Ъ после иноязычных приставок перед буквами е, ё, ю, я № 1.  Приставка  ад   Ъ    Корень  ъ  ад ютант  ад    ъ Суффикс    ъ Окончание  ад   ютант  кон   юнкт  ъ 2.  ск 3.   ий  ъ юнкт  об   юнкт  суб ур    ъ 4.  ъ  суб ект ур а ект а  ин    ъ       ект    ин  ъ   екций    ъ     ый екци   а фельдъегерь онн ый    

Лингвистическое исследование : написание Ъ после иноязычных приставок перед буквами е, ё, ю, я

1.

Приставка

ад

 

Ъ

 

Корень

ъ

ад

ютант

ад

 

ъ

Суффикс

 

ъ

Окончание

ад

 

ютант

кон

 

юнкт

ъ

2.

ск

3.

 

ий

ъ

юнкт

об

 

юнкт

суб

ур

 

ъ

4.

ъ

суб

ект

ур

а

ект

а

ин

 

ъ

 

 

 

ект

 

ин

ъ

 

екций

 

ъ

 

 

ый

екци

 

а

фельдъегерь

онн

ый

 

 

 Лигвистическое исследование  Морфемика Карта наблюдения и анализа Морфемика Карта наблюдения и анализа  1 . Несвободные корни: 2 .В корне с а 1) –да- ( - дад – даж-) 2) –созда- 3) –зна – 4) –зданий-э 5) – ста- стой- стан –став -ставл- 1) -й-д-ид-йд - : по-й-ти, при-й-ти, при-д-у. при-д-и-те, ид-у, по-йд-у, со-йд-у….. 2) – у- : об-у-ть, раз-у-ть. 3) – я- : из-ъ-я-ть, об-ъ-я-ть. 4) –де- : о-де-ть, на-де-ть. 5) –нз- : во-нз-и-ть, про-нз-и-ть. 6) –ул- : ул-очк-к-а, пере-ул-ок.  но: улиц-а, улич-н-ый. 7) –пт- :пт-енец,, пт-енч-ик, пт-енц-ов-ый. но: птиц-а, птич-к-а, птич-ник,птиц-е-вод. 8) –верг: низ-верг-а-ть-ся, с-верг-а-ть. 9) - ём- об-ъ-ём, с-ъ-ём-к-а.

Лигвистическое исследование

  • Морфемика
  • Карта наблюдения и анализа

Морфемика

Карта наблюдения и анализа

1 . Несвободные корни:

  • 2 .В корне с а
  • 1) –да- ( - дад – даж-)
  • 2) –созда-
  • 3) –зна –
  • 4) –зданий-э
  • 5) – ста- стой- стан –став -ставл-
  • 1) -й-д-ид-йд - : по-й-ти, при-й-ти, при-д-у. при-д-и-те, ид-у, по-йд-у, со-йд-у…..
  • 2) – у- : об-у-ть, раз-у-ть.
  • 3) – я- : из-ъ-я-ть, об-ъ-я-ть.
  • 4) –де- : о-де-ть, на-де-ть.
  • 5) –нз- : во-нз-и-ть, про-нз-и-ть.
  • 6) –ул- : ул-очк-к-а, пере-ул-ок.
  • но: улиц-а, улич-н-ый.
  • 7) –пт- :пт-енец,, пт-енч-ик, пт-енц-ов-ый.
  • но: птиц-а, птич-к-а, птич-ник,птиц-е-вод.
  • 8) –верг: низ-верг-а-ть-ся, с-верг-а-ть.
  • 9) - ём- об-ъ-ём, с-ъ-ём-к-а.
«Маленькие корни»  (моё название этой группы корней) Приставки Корень Про-   Суффиксы -жи- За-  -ть про - жи - ть -ши-  -ва- С- -би- про - жи - ва -ть  -т- За- за - ши - ть Раз- за - ши - ва -ть с - би - ть про - жи - т -ый -бы- с - би - ва -ть -ви- за - ши - т -ый за - бы - ть Раз- за - бы - ва -ть с - би - т- ый раз - ви - ть За- -ве- -пи- раз- ви - ва -ть За- раз - ве - я - ть за - бы - т -ый -пе- Раз- раз - ви- т -ый раз - ве - ва -ть-ся за - пи - ть за- пи - ва -ть -ли- Раз- за - пе - ть - за - пи - т -ый за - пе - ва -ть За- раз - ли - ть -мы- -ры- раз - ли - ва -ть раз - мы - ть За- - Со- -кры- раз - мы - ва -ть за- ры - ть раз - ли - т -ый за - ры - ва -ть -гре- за - кры - ть раз - мы - т -ый Со- за - кры - ва -ть за - ры - т -ый со - гре - ть -зре- со - гре - ва -ть за - кры - т -ый со - зре - ть со - гре - т -ый со - зре - ва -ть -

«Маленькие корни» (моё название этой группы корней)

Приставки

Корень

Про-

Суффиксы

-жи-

За-

-ть

про - жи - ть

-ши-

-ва-

С-

-би-

про - жи - ва -ть

-т-

За-

за - ши - ть

Раз-

за - ши - ва -ть

с - би - ть

про - жи - т -ый

-бы-

с - би - ва -ть

-ви-

за - ши - т -ый

за - бы - ть

Раз-

за - бы - ва -ть

с - би - т- ый

раз - ви - ть

За-

-ве-

-пи-

раз- ви - ва -ть

За-

раз - ве - я - ть

за - бы - т -ый

-пе-

Раз-

раз - ви- т -ый

раз - ве - ва -ть-ся

за - пи - ть

за- пи - ва -ть

-ли-

Раз-

за - пе - ть

-

за - пи - т -ый

за - пе - ва -ть

За-

раз - ли - ть

-мы-

-ры-

раз - ли - ва -ть

раз - мы - ть

За-

-

Со-

-кры-

раз - мы - ва -ть

за- ры - ть

раз - ли - т -ый

за - ры - ва -ть

-гре-

за - кры - ть

раз - мы - т -ый

Со-

за - кры - ва -ть

за - ры - т -ый

со - гре - ть

-зре-

со - гре - ва -ть

за - кры - т -ый

со - зре - ть

со - гре - т -ый

со - зре - ва -ть

-

Опорные конспекты по русскому языку

Опорные конспекты по русскому языку

Тренажёр «Синтаксический разбор простого предложения»

Тренажёр «Синтаксический разбор простого предложения»

Фонетика  Карта наблюдения над фонетическими процессами в русском языке Фонетика- очень важный раздел в изучении русского языка. Понятие «звуковой строй языка» очень сложное. Умение анализировать звуковой и буквенный состав слова и понимание разницы между буквами и звуками служат основным показателем того, насколько усвоен учащимися материал. При изучении состава слова, словообразования, частей речи и орфографии учащиеся опираются на понятия о звуках гласных и согласных, ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких. Они знакомятся с орфоэпическими нормами.

Фонетика Карта наблюдения над фонетическими процессами в русском языке

Фонетика- очень важный раздел в изучении русского языка. Понятие «звуковой строй языка» очень сложное. Умение анализировать звуковой и буквенный состав слова и понимание разницы между буквами и звуками служат основным показателем того, насколько усвоен учащимися материал.

При изучении состава слова, словообразования, частей речи и орфографии учащиеся опираются на понятия о звуках гласных и согласных, ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких.

Они знакомятся с орфоэпическими нормами.

Гласные звуки русского языка,  «коварные фонемы» III слабая позиция  [ ь ] II слабая позиция   [ ъ ]       [ ъ ] I сильная позиция  [ Λ ] [о] [ъ] III слабая позиция [и ] [а] [ь] [ы ] [э] [ъ]

Гласные звуки русского языка, «коварные фонемы»

III слабая позиция

[ ь ]

II слабая позиция

[ ъ ]

[ ъ ]

I сильная позиция

[ Λ ] [о] [ъ]

III слабая позиция

[и ] [а] [ь]

[ы ] [э] [ъ]

Заключение

Учителю нужно не просто заложить в любопытные детские головки элементарные знания, без которых в жизни не обойтись; но и воспитать в ребёнке личность, или заложить основы для ее развития в будущем; научить правильно себя вести, привить такие качества, как совесть, порядочность, доброта, щедрость, искренность... Это только поначалу профессия преподавателя может показаться простой. На самом же деле, она имеет множество незаметных на первый взгляд нюансов.

Во-первых,   это большая ответственность. Ведь именно от нас во многом зависит, кто вырастет из наших учеников и как впоследствии сложится их судьба... Именно учителя закладывают основы для их дальнейшего развития.

Во-вторых,   помимо любви к детям, учителя должны на высоком уровне владеть своим предметом, чтобы, с одной стороны, дать ученикам основные, необходимые им знания, минуя лишнее, второстепенное и необязательное; а с другой, снабдить более полной, глубокой информацией заинтересованную именно вашим предметом часть класса.

В-третъих,   учителя просто обязаны любить свой предмет! Иначе они никогда не заинтересуют им детей, и мотивация для его изучения будет слишком слабой.

И уж невозможно говорить об элементарных проблемах, с которыми приходится сталкиваться преподавателям, связанными с чрезмерной нагрузкой «по горло», на горло и на нервную систему.

Вообще-то учителем нужно родиться! Но, если каких-то качеств у нас недостает, а желание работать по данной специальности достаточно сильное, можно путем самовоспитания и неуклонной работы над собой добиться всего.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!