СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нашествие персидских войск на Элладу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока – это современная форма методической продукции, которая обеспечивает качественное и эффективное преподавание учебных предметов и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Нашествие персидских войск на Элладу»

Технологическая карта урока: Нашествие персидских войск на Элладу

Урок: 40

Класс: 5

Дата: 06.02.2019

Ф.И.О. учителя: Салимзянов Р.Р.

Цели

Дать представление о героической борьбе греческих полисов с державой персов; формировать умения работать с картой; развивать навык логического мышления; воспитывать гражданскую позицию и любовь к своей Родине на примере истории греческого народа

Тип урока

комбинированный





Планируемые результаты

Предметные: работать с исторической картой, анализировать и обобщать ее данные, объяснять причины победы греков; дать образную характеристику Фемистокла; расширять опыт оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личности и народов в истории

Метапредметные: определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели; давать определения понятий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала

Личностные: обрести мотивацию к изучению нового материала; осознать роль самоотверженности и патриотизма в войнах с персами

Основное содержание темы, понятия и термины

Греко-персидские войны. Деятельность Фемистокла по подготовке к войне. Начало похода Ксеркса на Элладу. Битва при Фермопилах, подвиг трехсот спартанцев. Саламинское сражение. Победа при Платеях. Создание Афинского морского союза. Значение победы в греко-персидских войнах для дальнейшего развития Эллады. Триера, военный союз

Образовательные ресурсы

Учебник, карта, проектор, мультимедийная презентация, раздаточный материал.





Организационная структура урока

Этапы урока


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

характеристика основных видов деятельности

формируемые УУД

1. Организа-ционный момент

Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя. Организуют рабочее место.

Быстрое включение в деловой ритм.

2. Актуали-зация знаний и способов действий.

Ксеркс - сын Дария I. Взойдя на престол, он объявил, что выстроит мост через пролив Геллеспонт и поведёт своё войско в Европу, чтобы завершить дело, начатое его отцом. Он поклялся сжечь Афины за их победу над персами при Марафоне. В войске Ксеркса было так много воинов, что когда они останавливались на берегу реки отдохнуть, то вычерпывали полностью воду и русло реки высыхало. Злым и властолюбивым был Ксеркс. Вот всего лишь один эпизод из его жизни, который доказывает нам это. После неудачного похода в Грецию он бежал в своё царство и корабль попал в бурю, он мог утонуть и кормчий подсказал, что нужно освободить корабль от всего лишнего. Тогда Ксеркс приказал придворным броситься в море во имя спасения своего царя. Корабль успешно доплыл до Азии. Ксеркс пожаловал кормчему золотой венок за спасение царя и приказал отрубить ему голову за то, что благодаря его совету погибли самые лучшие персы - царские приближённые.


Вот с каким врагом придется вновь сражаться грекам. Чем же закончится эта схватка? Об этом мы поговорим на нашем уроке.


Но для начала давайте освежим в памяти события начального этапа греко-персидских войн, выполнив небольшой тест. (см приложение 1)

Слушают учителя.





























Выполняют тест

Познавательные: принимают информацию, рассказанную учителем.


























Регулятивные: контроль знаний по предыдущей теме урока

3. Постанов-ка учебной задачи

Многие греки считали поражение персов при Марафоне концом войны, но наиболее дальновидные из них думали иначе.


Кто скажет, какая тема сегодняшнего урока?



Что нам сегодня предстоит изучить?




Проблемный вопрос: Почему Греция, небольшая по размерам страна, к тому же разделенная на десятки государств, сумела дать отпор могущественной Персидской державе?

Слушают учителя, формулируют тему и задачи урока.



Нашествие персидских войск на Элладу.


Как готовились греки к войне, какие сражения были, кто победил в войне.

Регулятивные: формулируют тему урока, принимают учебные задачи, сформулированные вместе с учителем.

4. Усвоение новых знаний и способов действий

1. Подготовка эллинов к войне.


Чтобы отстоять свою независимость, греческим городам нужно было забыть о внутренних раздорах, объединить свои силы и создать одно большое мощное войско. В эти годы выдвинулся умный и энергичный гражданин Афин Фемистокл.


Взгляните на портрет Фемистокла. Я приведу краткую справку о нем, а вы выделите сильные стороны этой исторической личности.


Он происходил из незнатной семьи. Мать его не была афинянкой, поэтому Фемистокл считался незаконнорождённым. Когда он учился в школе, то вместо игр устраивал суды между учениками и как настоящий оратор произносил речи обвинителей и защитников. С детства мечтал о славе, все знали о его непомерном честолюбии и гордости. Когда Мильтиад разбил персов под Марафоном, то Фемистокл сказал: «Слава Мильтиада не даёт мне спать по ночам!»


И вот настал черёд Фемистоклу показать своё искусство стратега. Он был участником Марафонской битвы и хорошо понимал, что вскоре персы вновь вторгнутся в Грецию.


Прочитайте текст выступления Фемистокла(см. приложение 2) на народном собрании, и ответьте на вопросы:

1. Какие мероприятия по подготовке к войне с персами были осуществлены по предложению Фемистокла?

2. В чем суть объединения войск греческих полисов в единую армию?








2. Вторжение персов в Элладу


Новый поход на Грецию организовал ставший царем после смерти Дария I его сын Ксеркс. Это произошло через десять лет после Марафонской битвы.


В каком году персы вторглись в Грецию?


У Ксеркса было много кораблей и бесчисленные войска, набранные из покорённых народов. Они не желали завоевывать Грецию для персов, поэтому персидские командиры гнали воинов в бой кнутами. Из города Сарды и Малой Азии выступило громадное войско персов. Оно подошло к проливу Геллеспонт.


Внимательно изучите карту и определите, на какие две части пролив разделяет Евразию?


По приказу Ксеркса был построен мост длинной более километра. Но поднялась сильная буря и разрушила мост. Ксеркс пришёл в ярость, он приказал казнить строителей моста, отстегать не послушное море кнутами и в виде наказания, опустить в него железные цепи. Другие мастера выстроили новый мост. Они поставили 360 кораблей вплотную друг к другу на якорях и связали их для прочности между собой. Семь суток длилась переправа на европейский берег.


Особые надежды в своем войске персидский царь возлагал на «бессмертных», названных так потому, что количество воинов в этом войске всегда было постоянным, павших воинов быстро заменяли живыми.


Далее войско двинулось по европейскому побережью, а вдоль берега шёл флот (персидские корабли были тяжёлые и неповоротливые, приспособленные для плавание в открытом море). За армией следовал обоз с продовольствием. Войско Ксеркса вторгалось в северную Грецию и стало занимать область за областью.


3. Бой в Фермопильском ущелье


Греки не отважились на открытый бой. Единственный проход между северной Грецией и средней был Фермопильский проход. Его было удобно защищать: слева от греков поднимались вверх почти отвесные скалы, справа был обрыв к морю. Греки построили оборонительные стены и башни. Ксерксу доложили, что объединённое греческое войско заняло Фермопильское ущелье и преградило персам дальнейший путь. Ширина прохода составляла лишь 60 шагов.


Основу греческого войска составляли гоплиты – тяжеловооруженные воины-пехотинцы.


Посмотрите на иллюстрацию и ответьте на вопрос: из чего состояло вооружение гоплита?



Какое боевое построение было принято у греков?


Ксеркс прислал к Фермопилам гонца с двумя словами: «Сложи оружие». Цапь Леонид также ответил ему кратко: «Приди и возьми». Гонец сказал: «Безумец, наши стрелы закроют солнце!». Леонид ответил: «Тем лучше, мы будем сражаться в тени».   

Под командованием 50-летнего спартанского царя Леонида было 7200 гоплитов, из которых 300 – спартанские ветераны. При виде этой горсти людей дрогнули даже привыкшие ко всему сердца спартанских старейшин. Они сказали Леониду: «Возьми хотя бы тысячу». Царь ответил: «Чтобы победить, и тысячи мало, чтобы умереть, довольно и трехсот». Ксеркс же привел с собой 300-тысячное войско.

Когда к Фермопилам подошли главные силы персидских войск, Ксеркс послал их в лобовую атаку, но обратить греков в бегство не удалось. Начальник персидских войск кнутами гнал воинов в теснины. Персы несли серьёзные потери. Наблюдавший за сражением Ксеркс трижды вскакивал с трона в страхе за своё войско. Все попытки персов овладеть ущельем ни к чему не приводили.


Внимательно ознакомьтесь с историческим источником (см приложение 3) и ответьте на вопросы:

1. Как сражались эллины?

2. Почему Леонид и его воины попали в тяжелое положение?



Ни один из спартанцев не остался в живых. Подвиг их греки помнили на протяжении многих веков. На месте битвы они воздвигли памятник, на постаменте которого поместили строки:

О путник, поведай спартанцам о нашей кончине:

Верны законам своим, мы здесь костьми полегли.


Венчала памятник фигура сидящего льва как напоминание о спартанском царе Леониде, чье имя означает «подобный льву». Героическая смерть защитников Фермопильского ущелья в 480 г. до н.э. стала символом воинского мужества в мировой истории.


4. Саламинское сражение


Завладев Фермопилами, персидская армия устремилась вглубь Греции. Греческие полководцы понимали, что городу не удастся выдержать длительную осаду мощного войска. Поэтому по решению Народного собрания жители города были переправлены на остров Саламин под защиту греческого флота. Когда персы вошли в Афины, город был пуст. Тогда воины Ксеркса предали его огню. Греки не считали себя побежденными. Их армия и флот были сохранены. Фемистокл считал, что в первую очередь нужно разрушить сильный персидский флот. Поэтому битва должна была происходить на море в узком Саламинском проливе. Здесь было достаточно места для легких и быстроходных греческих триер, но громоздкие персидские корабли не могли двигаться там свободно. Морская победа греков должна была решить судьбу всей войны.


Однако греки сомневались в том, что Фемистокл прав. Тогда Фемистокл решил прибегнуть к хитрости. Он тайно послал в лагерь персов воина-лазутчика. Тот должен был сообщить Ксерксу будто бы правдивые сведения о том, что греческий флот собирается уходить от острова Саламин. Персидский царь поверил донесению и приказал преградить путь кораблям греков. Выходы из Саламинского пролива были закрыты персидскими судами. Сражение в Саламинском проливе стало неизбежным.


Осознав, что потерпел поражение, Ксеркс опасался, что греки отрежут ему путь обратно в Персию. В Греции он оставил только несколько отрядов во главе с опытными полководцами. Местом сражения были выбраны окрестности города Платеи. Войском греков командовал выдающийся спартанский военачальник Павсаний. Сражение при Платеях завершило войну греков с персами на Балканском полуострове.

Слушают учителя. На основе его рассказа и иллюстрации выделяют сильные стороны личности Фемистокла: хороший оратор, мог убеждать, целеустремленный, честолюбивый, гордый



























Читают текст выступления, дают ответы на вопросы:


1. Фемистокл предложил грекам объединиться, создал военный союз, командование было передано спартанцам, приказал построить военные корабли.

2. Персов невозможно было победить отдельными маленькими армиями, поэтому необходимо было объединиться.






Слушают учителя, отвечают на вопрос: Персы вторглись в Грецию в 480 г. до н.э.





Слушают учителя, работают с картой и отвечают на вопрос: пролив разделяет Евразию на две части: Европу и Азию.









Слушают учителя.






























Слушают учителя.

















Рассматривают иллюстрацию и отвечают на вопрос: вооружение состояло из копья, щита, шлема, брони, поножий.


Фаланга – тесно сомкнутые ряды.



Слушают учителя.




























Читают документ и отвечают на вопросы.


1. Эллины сражались храбро, проявили смелость и боевую доблесть.

2. Из-за предательства.






















Слушают учителя.







Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений; используют доказательство; осуществляют анализ, делают выводы.


Коммуникативные: полно и точно выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

5. Закреп-ление знаний и способов действий

Почему Греция, небольшая по размерам страна, к тому же разделенная на десятки государств, сумела дать отпор могущественной Персидской державе?









Какое значение имели эти крупные военные сражения?


Ответ на проблемный вопрос урока: Греки мужественно сражались за свою родину. На время войны 30 греческих го­сударств объединили свои силы в борьбе с врагом. Войско персов состояло из наемников, в любой момент они могли отказаться от выполнения боевой задачи. Проявился неза­урядный талант Фемистокла.


В ходе таких сражений греки смогли отстоять свою неза­висимость.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, осуществляют анализ, делают выводы.


Коммуникативные: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других, оформляют свои мысли в устной форме, слушают и понимают речь других.

6. Рефлексия

Что мы с вами до этого урока знали о греко-персидских войнах?

Что нового узнали?

Как вы оцениваете свою работу на уроке?

Всем ли комфортно было на уроке?

Отвечают на вопросы

Регулятивные: оценивают свою работу на уроке

7. Подведе-ние итогов урока

Выставление отметок

Слушают учителя

Регулятивные: оценивают свою работу на уроке

8. Информа-ция о домашнем задании

параграф 35, вопросы к параграфу

Воспринимают задание, уточняют

Регулятивные: принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения

























Приложение 1. Тест

1. Афины находились
1) в Аттике
2) в Северной Греции
3) на острове Крит

2. В каком городе не было крепостных стен?
1) в Афинах
2) в Спарте
3) в Микенах

3. Главными врагами греков в V веке до н.э. были:
1) дорийцы
2) персы
3) ассирийцы

4. Персидский царь, предпринявший первую попытку захватить Грецию
1) Дарий I
2) Дарий II
3) Дарий III






5. Что произошло в 490 г. до н.э.
1) взятие персами Трои
2) Марафонская битва
3)битва при Платеи

6. Афинским стратегом в Марафонской битве был
1) Геродот
2) Мильтиад
3) Сократ

7. Какое расстояние преодолел афинский юноша, чтобы сообщить о победе под Марафоном
1) 38 км.
2) 40 км.
3) 41 км.

8. В марафонской битве участвовали
1) только Афины
2) Афины и Платеи
3) Афины и Спарта

Приложение 2. Речь Фемистокла на Народном собрании



Вопросы к тексту:



1. Какие мероприятия по подготовке к войне с персами были осуществлены по предложению Фемистокла?

2. В чем суть объединения войск греческих полисов в единую армию?

3. Что такое триера?



Выступая на Народном собрании, он говорил: «Наша родина – Эллада – разделена на десятки государств, которые часто воюют с друг другом. Чтобы победить персов, греки должны забыть взаимную вражду и объединиться». Фемистокл ездил по разным городам Греции, в конце концов, военный союз, к которому он призывал, был создан. Тридцать эллинских государств, объединились, чтобы обороняться от персов. Командование объединённым войском поручили спартанцам, так как у них была лучшая пехота. С именем Фемистокла связано создание флота. Выступая на народном собрании, он говорил:



- Если персидский царь двинется на Элладу со своими главными силами, на суше нам его не победить. Наше спасение в создании могучего флота, потому, что эллины лучше остальных народов умеют водить корабли и сражаться в море.

- Но где взять деньги, чтобы построить флот?- спрашивали афиняне.

- Вы все знаете, - отвечал Фемистокл,- что на юге Аттики имеются серебряные рудники, принадлежащие афинскому государству. Обычно мы делим добытое серебро между всеми гражданами. Я предлагаю отказаться от этих денег и построить на них военные корабли.



Народное собрание приняло предложение Фемистокла, и к началу новой войны с персами у афинян было двести триер – мелкосидящих кораблей с тремя рядами вёсел. Паруса играли вспомогательную роль: перед боем их обычно убирали. Триера, благодаря согласованным действиям 180 гребцов и рулевого, развивала по тем временам большую скорость (до 18 км), была подвижна, способна делать резкие повороты, проходить через узкие проливы, не сев на мель.

















Приложение 3. Отрывок из сочинения Геродота «История» о битве при Фермопилах



Вопросы к источнику:



1. Как сражались эллины?

2. Почему Леонид и его воины попали в тяжелое положение?



VII.212…Варвары нападали в расчёте на то, что при малочисленности врагов они все будут изранены и не смогут сопротивляться, но эллины сражались сменяя друг друга, кроме фокийцев. Фокийцы были отосланы охранять горную тропу.

213.Между тем персидский царь не знал , что делать. Тогда явился к нему некий Эпиальт и за награду указал персам тропу, ведущую через горы в Фермопилы, и тем погубил бывших там эллинов.

220. Леонид отослал союзников, чтобы спасти их от гибели. Ему же самому и его спартанцам не подобает покидать место, на защиту которого его как раз и послали…

222…только одни феспийцы и фиванцы остались с лакедемонянами. Эллины знали о грозящей им верной смерти от врага, обошедшего гору. Поэтому они и проявили величайшую боевую доблесть и бились с врагом отчаянной с безумной отвагой.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!