Раздел IV: НАСЕЛЕНИЕ МИРА
Урок № 12.
Тема урока: Население как предмет изучения социально-экономической географии. Численность и воспроизводство населения. I и II тип воспроизводства. Демографическая политика.
Цели урока: Слайд №2
Показать, что география населения – одна из главных ветвей экономической и социальной географии
Выяснить закономерности динамики численности мирового населения
Сформировать понятие «естественное движение населения» и представление об особенностях его динамики. Понятие «демографическая политика».
Совершенствовать навыки работы со статистическими материалами.
Оборудование: политическая карта мира, атласы, статистический материал, слайды.
Ход урока
I Организационный момент.
II Изучение нового материала.
План урока:
Численность населения мира.
Резкое увеличение численности населения в середине XX века;
Перепись и оценка населения, их «плюсы» и «минусы»;
От 5 млрд. к 6 млрд. человек в третьем тысячелетии;
Естественное движение (воспроизводство населения).
Соотношение рождаемости и смертности, понятие естественного прироста;
Типы воспроизводства населения, влияние на воспроизводство населения биологических и социальных факторов;
Понятие демографический кризис», «демографический взрыв»;
Высокий (более 25 человек на 1000 жителей страны) и низкий, нулевой прирост населения (ФРГ, Дания, Австрия и д.р.)
Демографическая политика управления воспроизводством населения.
Численность населения мира.
Слайд №3
Этнология (от греч. Ethnos – племя, народ), то же, что этнография, - наука о происхождении народов (этносов), изучающая их характерные особенности, быт, культуру, взаимоотношения друг с другом, которые определяются этническими процессами.
Демография (от греч. demos –народ и grapho – пишу) – наука о закономерностях производства населения, изучающая его численность, естественный прирост, возрастной и половой состав и т.д.
Слайд № 4
В ходе изучения новой темы, мы с вами вместе составим опорный конспект, на котором отображены все ключевые вопросы нашей темы.
Слайд № 5
С начала XIX века в мире было более 2 тысяч переписей. В настоящее время в мире (за исключением Омана и Катара) не осталось стран, в которых не было бы переписи. В 1975-1984 годах (эти годы ООН объявила десятилетиями переписи населения) 191 страна провела перепись (охвачено было 95% мирового населения).
По подсчетам статистиков-демографов, за всю историю человечества на Земле родилось более 80 млрд. человек.
Слайд № 6
Со второй половины XX века быстрый рост населения приобрел характер демографического взрыва.
Расчеты показывают, что при ежегодном приросте населения в 87 млн. человек. Общая численность населения в 6 млрд. человек уже была достигнута еще до 2000 года. Но за абсолютными показателями прироста населения во второй половине 1990-х годов скрывается новая тенденция в динамике мирового населения. Она заключается в том, что среднегодовые темпы прироста населения постепенно снижаются. В экономике развитых стран среднегодовой прирост населения составляет в среднем 0,3 %, в развивающихся – 1,7 %. Поэтому90 % всего мирового прироста населения приходится на развивающиеся страны и их доля в мировом населении продолжает возрастать.
Проанализируйте таблицу и ответьте на вопросы:
Как изменялась численность населения в XX веке?
Сколько раз за XX век численность населения удваивалась?
Какова численность населения в 2000 и 2005 годах? Увеличилась ли она?
Слайд № 7
По прогнозам ООН, численность населения земного шара возрастет в 2 раза и достигнет более 10 млрд. человек. Через 60 лет население Индии превзойдет численность населения Китая.
Слайд №8.
Естественное движение (воспроизводство населения).
Рост численности населения зависит от характера воспроизводства населения.
Слайд №9
Воспроизводство (естественное движение) – это совокупность процессов рождаемости, смертности и естественного прироста , которые обеспечивают беспрерывное возобновление и смену людских поколений.
Существуют два типа воспроизводства населения: I-й - демографический кризис и II-й -
демографический взрыв.
I-й - тип воспроизводства населения – простой, для него характерны невысокие показатели рождаемости, смертности и естественного прироста. (Этот способ получил распространение в экономически развитых странах Европы и Северной Америки).
Социально-экономические причины. Вызывающие невысокие показатели рождаемости:
Высокий уровень социально-экономического развития ( в семье растут доходы и уменьшается число детей);
Высокий уровень урбанизации – 75%, быстрый рост доходов (в сельской местности рождаемость выше, в городах рождаемость ниже);
Изменение статуса женщин, эмансипация и появление новой системы ценностей;
Увеличение доли старших возрастов – «старение нации» (в Великобритании, Франции др.), уменьшение возраста молодых;
Последствия войн и военных конфликтов, терроризм;
Производственный травматизм; техногенные катастрофы; автомобильные ежегодно уносят до 250 тыс. человеческих жизней. В ДТП погибает 60 тыс. человек; несчастные случаи;
Смертность от болезней (СПИД, рак и т.д.);
Природные катастрофы;
Суженный тип воспроизводства характерен для стран с «нулевым» или близким к нему естественным приростом или с отрицательным приростом, т.е. страны. Где смертность превышает рождаемость. Демографы называют это явление депопуляцией или демографическим кризисом.
Депопуляция – (от франц. Depopulation) – уменьшение населения страны. Района в результате суженного воспроизводства, приводящего к его абсолютной убыли.
II- й тип воспроизводства населения – расширенный, для него характерны высокие и очень высокие показатели рождаемости и естественного прироста и относительно низкие показатели смертности. ( Преимущественно в странах Азии, Африки и Латинской Америки)
Социально – экономические причины, вызывающие высокие показатели рождаемости населения:
Низкий уровень развития экономики, с преобладанием сельского хозяйства (развивающиеся страны);
Невысокий уровень урбанизации – 41% (в сельской местности рождаемость выше);
Своеобразный общественный уклад , религиозные обычаи, поощряющие многодетность;
Подневольное положение женщин, ранние браки;
Использование достижений современной медицины для борьбы с эпидемическими заболеваниями, улучшение санитарной культуры;
Запреты по планированию семьи в мусульманских странах.
Слайд №10
Назовите страны с I –м и со II- м типами воспроизводства.
Слайд №11
Для каких стран характерны максимальные показатели, а для каких - минимальные?
Демографическая политика - управление воспроизводством населения.
Для того, чтобы регулировать процесс воспроизводства в стране, применяют демографическую политику.
Слайд №12
Демографическая политика – целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования вопросов населения, призванная сохранить или изменить тенденции динамики его численности и структуру.
В широком смысле, демографическая политика – это политика в области народонаселения, система административных, экономических, пропагандистских мероприятий, с помощью которых государство воздействует на естественное движение населения (прежде всего на рождаемость) в желаемом для себя направлении.
Слайд №13
Выделяют два типа демографической политики:
Политика, направленная на понижение рождаемости (в развивающихся странах)
Политика, направленная на повышение рождаемости (в развитых странах)
Меры демографической политики (используя текст учебника, дополнительную литературу и рассказ учителя, заполнить таблицу)
Демографическая политика в странах первого типа воспроизводства направлена на увеличение темпов рождаемости. | Демографическая политика в странах второго типа воспроизводства направлена на сокращение рождаемости. |
Примерами стран проводящих демографическую политику, могут служить Франция или Япония, которые разработали такие стимулирующие экономические меры, как: Единовременные ссуды молодоженам; Пособия при рождении каждого ребенка; Ежемесячные пособия для детей; Оплачиваемые отпуска и др. | Пример 1. В Индии: Принята национальная программа планирования семьи; Повышен возраст вступления в брак: женщины – 18 лет, мужчины – 21 год; Производится массовая добровольная стерилизация населения; Политический девиз: «Нас двое – нам двоих». Пример 2. В Китае: Создан комитет по планированию деторождения; Установлен поздний возраст для вступления в брак: женщины – 20 лет, мужчины – 22 года; За одного ребенка в семье государство доплачивает ежемесячно; Политический девиз: «Одна семья – один ребенок». |
Слайд №14
Теория демографического перехода объясняет последовательность смены демографических процессов.
Демографический переход – исторически быстрое снижение рождаемости и смертности, в результате чего воспроизводство населения сводится к простому замещению поколений. Этот процесс является частью перехода от традиционного общества (для которого характерна высокая рождаемость и высокая смертность) к современному.
В концепции демографического перехода выделяют четыре последовательных этапа в демографической истории человечества.
На первом этапе обнаруживается меньшее снижение коэффициента рождаемости, чем снижение коэффициента смертности, следовательно, коэффициент естественного прироста максимален (прирост максимален)
На втором - коэффициент смертности снижается и достигает минимума, в то время как коэффициент рождаемости снижается быстрее коэффициента смертности. Что приводит к замедлению прироста населения, а также к демографическому старению населения.
На третьем - коэффициент смертности увеличивается (вследствие демографического старения), а также замедляется снижение коэффициента рождаемости. К концу третьего этапа коэффициент рождаемости примерно равен уровню простого воспроизводства. А коэффициент смертности ниже уровня простого воспроизводства.
На четвертом - этапе коэффициент смертности увеличивается и становится равным коэффициенту рождаемости. Процесс демографической стабилизации заканчивается.
Переход от высоких уровней рождаемости и смертности к низким и получил название демографического перехода.
??? На каком уровне демографического перехода находятся экономически развитые страны?
Развивающиеся страны? Россия?
III Закрепление изученного материала:
Тест для самопроверки:
Слайд № 15-24
IV Домашнее задание:
Слайд № 25.
Максаковский В.П. Тема №3 § 1, творческое задание 4 стр. 85.
Ким Э.В. § 5, вопросы № 1,2, 3
V. Ответим на оценку:
Слайд № 26-35
Ответы:
Слайд № 36