СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Наследие Ярослава Мудрого. Русь после его правления»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи урока:

  • обучать учащихся работать с первоисточником, развивать умение анализировать художественный текст;
  • прививать навыки самостоятельной поисково-исследовательской работы;
  • развитие интереса  и уважения к истории и культуре.

Оборудование: учебник, проектор, презентация,  компьютер, мультимедийный экран, книжная выставка, дополнительный материал.

Тип урока:Комбинированный.

Просмотр содержимого документа
««Наследие Ярослава Мудрого. Русь после его правления»»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Пестречинская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья»






Открытый урок по истории для учащихся 7 «а» класса:


«Наследие Ярослава Мудрого.

Русь после его правления»







Подготовила: Николаева О.Г.,

учитель-дефектолог






Ноябрь, 2021 уч.год.

Цель урока: познакомить обучающихся с наследниками Ярослава Мудрого.

Задачи урока:

  • обучать учащихся работать с первоисточником, развивать умение анализировать художественный текст;

  • прививать навыки самостоятельной поисково-исследовательской работы;

  • развитие интереса и уважения к истории и культуре.

Оборудование: учебник, проектор, презентация, компьютер, мультимедийный экран, книжная выставка, дополнительный материал.

Тип урока:Комбинированный.

Ход урока

I Орг.момент.

(Приветствие, отчет дежурного об отсутствующих, настрой на работу.

Учитель: Ребята, посмотрите друг на друга, подарите улыбку друг другу и мне. С хорошим настроением мы начинаем урок.

Учитель: Ребята, какой предмет мы изучаем?

Учитель: Проверьте, все ли у вас готово к уроку истории: расшифруйте слово

«ТРУД»-. (Тетрадь, Ручка, Учебник и Дополнительный материал)

(Д- дополнительный материал: карточки с заданиями)

Учитель: Будьте внимательны, постарайтесь работать активно и давать полные четкие ответы.И тогда у вас будут только хорошие оценки.

Актуализация знаний

Учитель: Сегодня на уроке мы продолжим изучать историю России, раздел «Киевская Русь». Вспомним, о чем шла речь на предыдущем уроке. Первое задание это загадки. Давайте вспомним первых русских князей. Вы должны прослушать их и ответить о  ком идет речь?

Загадки: О ком идет речь?

1. Ходил в поход он на Царьград,

Да только сам тому не рад.

Сожжен был «греческим огнем»,

Древлянами был уничтожен он. (Игорь)

2. Он смел, был и умен без меры,

Он покорил и вятичей и меря.

«Иду на вы» он обращался к недругу всегда,

При имени его Царьград дрожал тогда. (Святослав)

3. Хитра, княгиня оказалась.

Большую дань взять отказалась.

Потребовав с древлян лишь голубей,

Она смогла их воле подчинить своей. (Ольга)

4. Сел княжить первым в Киев он,

И покорил Царьград потом.

Вез из полюдья в Киев он товары,

И «Вещим» прозван был недаром. (Олег)

5. Его призвали новгородцы, 
Порядок навести в земле словенской.
Сей князь, делами неприметный,
Стал основателем династии навечно. (Рюрик) 

Учитель: Молодцы. А сейчас, перед вами карточка №1, попробуйте восстановить порядок правления этих князей и записать.

Карточка №1

Рюрик, Ольга, Святослав, Олег, Игорь ( Рюрик, Олег, Игорь, Ольга, Святослав). Кто первый выполнил (если правильно)

Инд.зад.

Задание: исправь ошибки.

Олька, святослав, Олек, Игарь, княсь.

Учитель:Проверяем. Молодцы!

Сообщение темы и цели урока

Учитель:Ребята, из каких источников мы узнаем об истории какого-либо периода? (Из летописи) Как называется первая летопись? (Повесть временных лет) А кто ее автор? Сегодня у нас в гостях монах-летописец Киево-Печерского монастыря Нестор, автор «Повести временных лет» Уважаемый Нестор будет повествовать о событиях той эпохи.

Послушайте, пожалуйста, внимательно историю и попробуйте определить о ком идет речь:
Князь умер в 76 лет, перед смертью он сказал своим сыновьям: «Дети мои! Вот я отхожу от этого света. Любите друг-друга – ведь вы родные братья. Если будете жить в любви между собою, то и Бог будет с вами и покорит вам всех врагов. А если станете ссориться, то и сами погибните, и погубите землю отцов и дедов ваших. А землю эту приобрели они трудом великим. Так живите же мирно, слушаясь друг-друга.

Учитель:Как вы думаете, о ком пойдет речь? (Речь идет о Ярославе Мудром).

Учитель: А почему его прозвали мудрым (Любил книжное чтение. Короткий рассказ обучающихся о Ярославе Мудром)

Учитель: Цель нашего сегодняшнего урока, узнать, Наследие Ярослава Мудрого. Русь после его смерти.

Учитель: Откройте тетради, запишите дату и тему урока. Какое сегодня число? Месяц? Год? Сколько клеток оставляем с края тетради? Сколько клеток пропускаем после последней записи?

Учитель: На сегодняшнем уроке вам повстречаются новые слова. Обратите внимание на них, как они пишутся и какое у них значение. (ученик зачитывает)

Княжеские усобица - вражда, борьба, разногласия между князьями.

Лествица (лестница) - система престолонаследия от старшего брата — к младшему, и только потом — к племянникам — как бы по лестнице.

Учитель: Обратимся за помощью к учебнику, откройте учебник на стр. 85, (чтение отрывка учеником) Ярослав Мудрый умер в 1054 году. Еще при жизни он разделил земли между своими сыновьями: Изяслав, старший брат, получил Киевские и Новгородские земли, Святослав: Чернигов, Рязань и Муром, Всеволод: Переяславль и Ростово-Судзальские земли, Вячеслав: Смоленск; Игорь – Владимиро – Волынские земли.

(Учитель пользуется слайдом, чтобы показать на карте земли, которые достались князьям, далее рассказ учителя)

Учитель: Обратимся за помощью к карте. Изяслав, старший брат, получил Киевские и Новгородские земли, Святослав: Чернигов, Рязань и Муром, Всеволод: Переяславль и Ростово-Судзальские земли, Вячеслав: Смоленск; Игорь – Владимиро – Волынские земли.

Учитель:- По указу Ярослава княжеская власть должна была передаться по наследству старшему из сыновей, Изяславу, затем от брата к брату. Систему престолонаследия от старшего брата — к младшему, и только потом — к племянникам называлась Лествица. Умирая, Ярослав Мудрый призвал жить дружно, если будете ссориться, то погибните и сами и погибнет и земля русская говорил он, земля, которая досталась нам с трудом.

Вопрос: к чему призывал Ярослав Мудрый своих сыновей? (Жить дружно, поддерживать друг-друга, быть единым государством, объединяться против врагов чтобы сберечь Русские земли, ведь она досталась от предков)

Учитель: Первое время после смерти Ярослава его сыновья правили согласно его заветам. В городах процветала торговля. Единым фронтом Ярославичи боролись против половцев. Всеслав, князь половцев, в 1065 г. попытался захватить Псков и Новгород, но это ему не удалось сделать, так как братья объединившись вместе постояли за Русь. Братья даже создали новый свод законов в 1072 году — Правду Ярославичей, где предусматривалось наказание за разбой, поджог, убийство, нарушение каких-либо запретов.

Но согласие и мир между братьями продолжалась недолго, каждый князь хотел получить самую хорошую, самую развитую землю. Это привело к княжеским усобицам. Что такое усобица? (Борьба за власть между князьями-родственниками…) Начали они ссориться между собой. А потом между ними началась война за земли. Этим воспользовались кочевники (половцы, печенеги), они начали нападать на русские земли и разорять их.

ФИЗМИНУТКА. На этом мы остановимся и немного отдохнем, проведем небольшую разминку.

Учитель:Молодцы, ребята, а теперь вспомним где мы остановились. Кто такие кочевники? (Кочевники – это древние племена или народы, которые никогда не жили на одном месте. Они предпочитали менять свое местожительство . Они были очень воинственны, так как нужные им территории приходилось отвоевывать).

Учитель: Какие действия должны предпринять были князья, чтобы обезопасить себя от набегов половцев?

Учащиеся: объединить свои силы и решить эту проблему.

Учитель: Кто такие половцы? Откуда они явились? Обратимся за помощью к учебнику на стр.85. (Чтение учеником стр.86)

Учитель: Вражда между братьями совсем ослабила Русь, половцы безнаказанно хозяйничали на ее землях.

Рефлексия. Ребята, что мы узнали на сегодняшнем уроке? Как звали сыновей Яролава Мудрого? Какие требования были у Ярослава Мудрого к своим сыновьям? Как вы думаете, для чего он разделил территорию Руси на всех детей? (Территория Руси была большой, князь не хотел обделять своих сыновей, назначив приемником только старшего сына, он мог обидеть остальных.Князь надеялся, что таким образом княжить братьям будет легче, и они будут помогать друг-другу в беде).

Учитель: Братья послушались отца? (Да, сначала они были едины.) На доске готовый макет карты.

Учитель: Посмотрите на карту еще раз. Не смотря на деление территории Руси на каждого брата, Русь едина. А сейчас мы попробуем себя почувствовать на месте братьев. Тимур будет Изяславом, Богдан-Всеволод, Артем (Ангелина)- Святослав, Данил-Игорь, Руслан-Вячеслав, ваш отец разделил Русь и раздал вам территории. Заберите их. (Учащиеся разбираю карточки с землями. Учитель обращает внимание учащихся на оставшуюся карту, что вы сделали с Русью, она опустошена, нет единства, каждый сам за себя).

Какова была причина княжеских усобиц? (Каждый брат хотел овладеть большей территорией, они не понимали того, что разделившись на более маленькие княжества они остаются с меньшей силой и дружиной, а потеряв согласие и поддержку брата, врагам легче будет завоевать княжество)

Учитель: Денис, выйди пожалуйста ко мне. Я тебе даю одну шпажку, попробуй ее сломать. (Ломает с легкостью) А теперь дам большое количество шпажек, собранных и присоединенных вместе, попробуй сломать их. (Не получается) Почему же так, одну палочку Денис сломал, А объединенные не смог. (Потому что объединенные за счет друг-друга становятся крепче, поддерживаю руг-друга, а та, которая одна, ее силы меньше, поэтму она сломалась так легко).Чему учит данный пример? (Быть единым, дружить, слушаться советов взрослых).

Учитель: На сегодняшнем уроке Русь останется опустошенной, так как братья не смогли за нее постоять, не смогли выполнить завет отца. На следуюем уроке мы с вами узнаем, сможем ли мы восстановить и собрать воедино Русское княжество. Найдется ли такой князь кто сможет это сделать.

Вы сегодня отлично поработали. Ваши оценки….

На этом наш урок завершен. Спасибо за работу!



Напиши свое имя:

Карточка №1

1. Рюрик

2. Ольга

3. Святослав

4. Олег

5. Игорь

6. Ярослав Мудрый

7. Владимир Красное Солнышко

Напиши свое имя:

Карточка №1

1. Рюрик

2. Ольга

3. Святослав

4. Олег

5. Игорь

6. Ярослав Мудрый

7. Владимир Красное Солнышко

Напиши свое имя:

Карточка №1

1. Рюрик

2. Ольга

3. Святослав

4. Олег

5. Игорь

6. Ярослав Мудрый

7. Владимир Красное Солнышко

Напиши свое имя:

Карточка №1

1. Рюрик

2. Ольга

3. Святослав

4. Олег

5. Игорь

6. Ярослав Мудрый

7. Владимир Красное Солнышко




Напиши свое имя:

Карточка №1

1. Рюрик

2. Ольга

3. Святослав

4. Олег

5. Игорь

6. Ярослав Мудрый

7. Владимир Красное Солнышко

Напиши свое имя:

Карточка №1

1. Рюрик

2. Ольга

3. Святослав

4. Олег

5. Игорь

6. Ярослав Мудрый

7. Владимир Красное Солнышко

Напиши свое имя:

Карточка №1

1. Рюрик

2. Ольга

3. Святослав

4. Олег

5. Игорь

6. Ярослав Мудрый

7. Владимир Красное Солнышко

Напиши свое имя:

Карточка №1

1. Рюрик

2. Ольга

3. Святослав

4. Олег

5. Игорь

6. Ярослав Мудрый

7. Владимир Красное Солнышко




Напиши свое имя:

Инд.зад.: исправь ошибки.


Олька, святослав, Олек, Игарь, княсь.


Напиши свое имя:

Инд.зад.: исправь ошибки.



Олька, святослав, Олек, Игарь, княсь.


Напиши свое имя:

Инд.зад.: исправь ошибки.



Олька, святослав, Олек, Игарь, княсь.





























  1. З адание. Вспомните имена наследников Ярослава Мудрого, составьте схему:













  • Выполните тест:

1. «Русская Правда» это:

а) сборник законов;

б) летопись;

в) рассказ.

  1. «Русская Правда»:

а) письменный документ;

б) устное указание.


1 . Задание. Вспомните имена наследников Ярослава Мудрого, составьте схему:













  • Выполните тест:

1. «Русская Правда» это:

а) сборник законов;

б) летопись;

в) рассказ.

  1. «Русская Правда»:

а) письменный документ;

б) устное указание.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!