СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Наследие С.Т.Аксакова

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Наследие С.Т.Аксакова»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя

общеобразовательная школа села Учпили муниципального района

Дюртюлинский район Республики Башкортостан





РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОНКУРС НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ, МЕТОДИЧЕСКИХ И ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ

"МОЙ КРАЙ - МОЯ РОССИЯ"!



Научно-исследовательская работа

на тему

«Творческое наследие

семейства Аксаковых»







Выполнила ученица 9 класса

Ахунянова Сюзанна Руслановна

Руководитель учитель русского языка и

литературы Гарданова Анна Гавриловна

















Выполнила ученица 9 класса

Ахунянова Сюзанна Руслановна

МБОУ СОШ с.Учпили

МКУ управление образования МР Дюртюлинский район

Руководитель Гарданова Анна Гавриловна



«Творческое наследие семейства Аксаковых»


Введение

I. Сергей Тимофеевич Аксаков - писатель, ученый, публицист.

II. Константин Сергеевич Аксаков (старший сын С.Т.Аксакова) - литератор, историк и лингвист, идеолог славянофильства.

III. Иван Сергеевич Аксаков (сын С.Т.Аксакова) - русский публицист, поэт, общественный деятель, один из лидеров славянофильского движения.

IV. Григорий Сергеевич Аксаков (сын С.Т.Аксакова) - действительный статский советник, уфимский и самарский губернатор.

V. Вера Сергеевна Аксакова (дочь С.Т.Аксакова) - общественный деятель, мемуаристка.

VI. Александр Николаевич Аксаков - русский публицист, переводчик, издатель, сын Николая Тимофеевича Аксакова и племянник С. Т. Аксакова.

VII. Сергей Сергеевич Аксаков – Композитор, правнук писателя. 

Заключение

Литература

Введение

Каждый человек хочет после себя оставить память потомкам. Кто-то увековечивает себя в произведениях искусства и культуры, кто-то остается в сердцах людей своими достойными поступками. А кому-то суждено прославлять свое родное гнездо. Таким человеком является наш земляк, уроженец г.Уфы Республики Башкортостан, С.Т. Аксаков. Проникновенный поэт природы, глубокий психолог и проницательный изобразитель нравов, чародей слова, постигший, казалось, все тайны родного языка. В его произведениях открывается мир в нечто прекрасное. С первых строк его произведения притягивают читателя.

Интереснейшим явлением русской литературы XIX века является семейство Аксаковых, внесшее значительный вклад в развитие не только отечественной литературы, но и философии, истории, публицистики. Аксаковым удалось создать в своей большой семье гармоничную, доброжелательную атмосферу, которая способствовала раскрытию в детях их лучших природных задатков.

Цель моей исследовательской работы: исследование, систематизация информации о жизни и профессиональной деятельности членов семьи С.Т.Аксакова, изучение творческого наследия Аксаковых.

Исходя из целей, я поставила перед собой следующие задачи:

а) исследовать биографические данные членов семьи С.Т.Аксакова;

б) прочитать автобиографические произведения писателя;

в) исследовать родословные, культурные и творческие связи С.Т. Аксакова;

г) определить роль и значение членов семьи Аксаковых для общества и страны.

Материалом для исследования послужили: биография писателя и членов его семьи, произведения С.Т.Аксакова, воспоминания современников писателя. В ходе исследования были использованы такие методы, как наблюдение, описание, сопоставление, анализ.

Практическая направленность работы состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы при изучении творчества С.Т.Аксакова, оказать влияние на формирование бережного отношения к проблеме сохранения исторической памяти, культурного, материального и духовного наследия семейной династии Аксаковых.

I. Сергей Тимофеевич Аксаков

Начало широкой известности уфимско-самарской ветви рода Аксаковых было связано с деятельностью Сергея Тимофеевича Аксакова, писателя, театрального и литературного критика, общественного деятеля.

Он родился 20 сентября 1791 года в Уфе в доме родителей в Голубиной слободке, в 1805–1807 годах учился в Казанском университете. В 1807 году Сергей Тимофеевич Аксаков переехал в Москву, а с 1808 года жил в Петербурге, где (с 1810 г.) служил в Комиссии по составлению законов и в Экспедиции о государственных доходах. В это же время стал участвовать в заседаниях «Беседы любителей русского слова».

В 1819 году был от службы уволен с производством в чин коллежского асессора. В 1821–1826 годах жил в селе Куроедово (Надёжино, позднее – Надеждино) Белебеевского уезда Оренбургской губернии. С 1821 года являлся членом Общества любителей российской словесности.

С осени 1826 года – снова в Москве, где в июле 1827 года был определен цензором Московского цензурного комитета, а в октябре того же года стал его председателем. В декабре 1828 года в связи с реорганизацией цензурного комитета был уволен от должности и причислен к Департаменту народного просвещения для особых поручений. В июне 1830 года Сергей Тимофеевич Аксаков был окончательно отстранен от должности за разрешение к печати пародии В.А. Проташинского «Двенадцать спящих будошников». С 1833 года он работал инспектором Константиновского землемерного училища, которое в 1835 г. было преобразовано в Межевой институт. Сергей Тимофеевич Аксаков стал его первым директором.

В мае 1839 года Сергей Тимофеевич Аксаков вновь вернулся на службу в Московский цензурный комитет, где был определен сторонним цензором.

В 1856 году он был избран членом-корреспондентом Петербургской Академии наук. Сергей Тимофеевич Аксаков играл большую роль в общественной и литературной жизни Москвы. С конца 1820-х годов его дом являлся одним из центров духовной жизни города. Позднее аналогичным центром стало его имение Абрамцево Московской губернии.

Его перу принадлежат такие известные произведения как «Записки об уженье», 1847 г. (далее выходившие под названием «Записки об уженье рыбы»), «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии», 1852 г., «Семейная хроника», 1856 г.,«Детские годы Багрова - внука», 1858 г., «Аленький цветочек» и другие.

От брака с Ольгой Семеновной Заплатиной(1 марта 1793 г. – 2 мая 1878 г.), дочерью генерал-майора Семена Григорьевича Заплатина и пленной турчанки Игель-Сюм, Сергей Тимофеевич Аксаков имел четырех сыновей – Константина, Григория, Ивана, Михаила и семь дочерей – Веру (1819–1864 гг.),33 Ольгу (1821–1861 гг.), Надежду?(1829–1869 гг.), Анну (1829–1829 гг.), Любовь (1830–1867 гг.), Марию (1831–1906 гг.), Софью (1835–1885 гг.).

Из дочерей только одна Мария была замужем. Ее мужем стал Егор Антонович Томашевский, сын цензора иностранных газет на Московском почтамте Антона Францевича Томашевского – друга Сергея Тимофеевича Аксакова. Скончался Сергей Тимофеевич Аксаков 30 апреля 1859 года в Москве и был погребен в Симоновом монастыре. Впоследствии перезахоронен вместе с сыном Константином на Новодевичьем кладбище.

II. Константин Сергеевич Аксаков (1817-1860)

Сыновья Сергея Тимофеевича Аксакова оставили заметный след в общественно - политической жизни России середины – второй половины XIX века.

Старший сын С.Т. Аксакова.  Главный представитель славянофильства, которое сыграло важную роль в духовной жизни России. Выступал в печати как поэт, драматург, критик, языковед и историк, но прежде всего он во всем был проповедником и полемистом.

Константин Сергеевич рос под влиянием пылкой, прямодушной, страстно любившей все родное матери и добродушного, увлекающегося отца. Мать К. С. Аксакова была исполнена самых героических и патриотических стремлений, которые внушала своим сыновьям с детства. Таким образом, он совмещал в себе, по мнению брата Ивана Сергеевича, «с нравственными свойствами матери эстетический вкус и любовь к литературе своего отца».

Четырех лет К. С. Аксаков выучился у матери читать, и первой его книгой для чтения была «История Трои». К своим родителям он сохранил исключительную привязанность до конца их жизни.

Читал в детстве К. С. Аксаков очень много, и этим чтением являлись все произведения тогдашней классической литературы, начиная с Хераскова, Княжнина, Ломоносова.

Воспитываясь до 15-ти лет дома (до девяти лет он прожил в деревне, а с 1826 года поселился вместе с отцом в Москве и жил в ней безвыездно в течение почти всей своей жизни), он учился у Венелина латинскому языку, у Долгомостьева греческому, у Фролова географии. Особенно любил Константин чтение русской истории и в своих играх изображал из нее, вместе с братьями и сестрами, разные эпизоды в лицах. С 12-ти лет в нем сказалось литературное дарование: в свои драматико-исторические игры он то вставлял стихи своего сочинения, то, увлекаясь чтением рыцарских романов и учредив дружину из воинов, знакомых мальчиков, читал им повести своего сочинения о приключениях «дружины молодых людей, любивших древнее русское вооружение». Мальчик-энтузиаст, оставшийся таким на всю жизнь, исполненный горячей любви к России, русскому народу и Москве, быстро рос в мире литературы и искусства, удивляя всех своей даровитостью.

В 1832 году, 15-ти лет, он поступил на словесный факультет Московского университета, который переживал тогда знаменательное время, находясь на рубеже совершенно новой эпохи, резкой перемены в профессуре и студенчестве. Целый ряд молодых профессоров — Павлов, Надеждин, Шевырев, Погодин — внесли новый дух в университетское преподавание; с другой стороны, среди студентов начали образовываться кружки, занимавшиеся выяснением вопросов нравственных, философских, политико-исторических.

Во время пребывания К. С. Аксакова в университете (1832—1835) образовались два кружка, в состав которых входили: Станкевич, поэты Сатин, Красов и Клюшников, Кетчер, Белинский, сам К. С. Аксаков и др. — словом, почти все члены через некоторое время сплотившегося воедино кружка, известного в истории новейшей литературы под именем «кружка Станкевича». В середине и конце 30-х годов к этому кружку, прямо или косвенно, примыкали: Грановский, Тургенев, Кольцов, Василий Боткин, Катков и др.

В 1833—1840 годах К. С. Аксаков находился под влиянием Станкевича и Белинского и предавался изучению немецкой философии вообще и Гегеля в частности, о чем он подробно рассказывает в своих «Университетских воспоминаниях» (День», 1862 г., №№ 39— 40). Увлечение учением Гегеля сказалось даже в его магистерской диссертации о Ломоносове, появившейся в 1846 году. После смерти Станкевича и до отъезда Белинского в Петербург (в 1839 г.) К. С. Аксаков сблизился с Хомяковым, Киреевскими, Самариным. С Белинским же, изменившим правому гегельянству и начавшим проповедовать противоположные воззрения, он обменялся несколькими письмами — и они навеки прекратили сношения (письма Белинского к К. С. Аксакову напечатаны в «Руси» 1881 года).

Вообще жизнь Константина Аксакова не богата внешними событиями, и после разрыва с Белинским проходит довольно однообразно до самой смерти главы славянофильства в 1860 г. Поэтому дальнейшая биография, а, пожалуй, и вся биография его, есть, главным образом, история хода его литературного развития, история его ученых и литературных работ.

В 1838 году Константин Аксаков отправился в Берлин. Здесь Константин влюбился в цветочницу, однако чувства не были взаимными, и он на всю жизнь остался холостяком.

В 1841 защитил свою магистерскую диссертацию о Ломоносове. Диссертация была готова гораздо раньше, но цензура заставила изменить некоторые выражения о Петре и Петровском периоде и перепечатать книгу. Константину Аксакову много не счастливилось от цензуры. I том славянофильского «Московского сборника», предпринятого изданием в 1846 г., возбуждал много недоразумений, II же, со статьей Аксакова о «Богатырях князя Владимира», был уничтожен совсем, а её автору, как и другим участникам «Сборника» — А. С. Хомякову, И. В. Киреевским, кн. Черкасскому, — повелено было печатать не иначе как пройдя Главное управление цензуры в Петербурге. Снята была со сцены и его драма «Освобожденная Москва».

В 1857 году Константин Сергеевич редактировал газету «Молва». Литературная деятельность его обширна и разнообразна — его историко-филологические исследования и критические статьи издавались отдельными книгами и печатались во многих газетах, журналах и сборниках. Кроме того, он писал драмы и стихотворения, как оригинальные, так и переводные (драмы «Освобожденная Москва», «Князь Луповицкий», «Олег под Константинополем»). Полное собрание сочинений, изданное в Москве И. С. Аксаковым между 1861 и 1880 гг., осталось незаконченным; вышли только три тома, из которых III посвящен «Опыту русской грамматики».

Смерть отца губительно повлияла на нежно любящего сына, и он не перенёс потери: лёгочная чахотка унесла его жизнь на острове Занте греческого архипелага 7 декабря 1860 г.

III. Иван Сергеевич Аксаков (1823-1886)

(сын С.Т.Аксакова)

Не менее важный вклад в развитие русской культуры и общественной мысли внес младший брат Константина Сергеевича Аксакова – Иван Сергеевич, публицист и поэт. Он родился 26 сентября 1823 года в селе Надеждине (Куроедово) Белебеевского уезда Оренбургской губернии. Первые детские годы Ваня провел в деревне и в Москве, юношеские — в Петербурге, в училище правоведения.

Окончив курс в 1842 году, Иван Аксаков поступил на службу в московские департаменты правительствующего Сената. Со школьной скамьи он сошел уже созревшим нравственно и, вступая в жизнь и на службу, поставил себе («Жизнь чиновника», сатирическая «мистерия») тяжелый вопрос: «служить иль не служить?.. не я ль мечтал для общей пользы жить?.. но службою достигну ль цели я?..». И хотя «таинственный голос» твердил ему: «жизни пошлой битая дорога не твой удел, к иному ты сужден... на поприще служебном для отчизны не будешь ты полезней и славней... смелей же в путь с надеждою крылатой на поприще и славы, и труда», но начало сороковых годов было еще тем временем, когда прутковское изречение, что только в службе государственной можно познать истину, не могло звучать иронией: только казенная служба открывала некоторый простор для общественной деятельности.

Московская канцелярская работа, конечно, оказалась не по Аксакову; он постарался определить себя к живому делу и перешел в провинцию. Несколько лет он прослужил сначала в калужской уголовной палате, потом в астраханской. Однако, здесь он, в конце концов, изнемог; глядя на «кругом царюющее зло», он понял, что один в поле не воин, и ушел из судебной службы, навсегда сохранив в душе страшные впечатления дореформенного суда.

В 1848 году Иван Аксаков перешел в министерство внутренних дел чиновником особых поручений. В этом качестве он ездил в Бессарабию по раскольничьим делам, в Ярославскую губернию — для ревизии городского управления, для введения единоверия и для изучения секты бегунов (о которой написал большое исследование). Его работоспособность и трудолюбие были поразительны, но всем своим обликом, своим неугомонным практическим идеализмом он представлял настолько необычную среди чиновников николаевской эпохи фигуру, что служба быстро извергла его из своих недр. Ближайшим поводом к этому послужил полученный им из Петербурга, вследствие доноса ярославского губернатора, запрос о рукописи, которую И. Аксаков читал своим знакомым. Познакомившись с этим произведением (поэма «Бродяга», герой которой — беглый крепостной), начальство поставило автору на вид нелегальное положение героя, а также несовместимость государственной службы с «занятием стихотворством».

Иван Аксаков вышел в отставку в 1851 году и отдался литературе, примкнув к тому славянофильскому кругу, к которому принадлежал по рождению и по семейному воспитанию. Будучи редактором «Московского Сборника», он, по запрещении цензурою II тома (1852), вместе с другими участниками (Константином Аксаковым, Хомяковым, Киреевским, князем Черкасским) был отдан под надзор полиции и лишился права представлять свои произведения в обычную цензуру, что являлось почти прямым отлучением от пера. В этих обстоятельствах Аксаков горячо ухватился за предложение географического общества описать Украинскую ярмарочную торговлю (1853). Результатом этого труда явился богатый опыт по наблюдению народной жизни на местах и замечательное в экономическом и статистическом отношении «Исследование о торговле на украинских ярмарках», изданное только в 1859 году, потому что обработка добытых материалов была прервана (1855 — 56) поступлением И. Аксакова в ополченскую дружину.

Здесь он удивил всех недюжинным и по тем временам небезопасным подвигом честности: его отчет по расходованию казенных денег на вверенный ему отряд был косвенным, но красноречивым обвинительным актом против всего ополченского начальства, и командующий ополчением наотрез отказался подписать отчет. В 1858 году Иван Аксаков фактически, но неофициально, редактировал славянофильскую «Русскую Беседу». В 1859 году, после усердных хлопот, он получил разрешение на газету «Парус», но на втором номере газета была закрыта: правительство не только тогда не сочувствовало пропаганде всеславянского единения, но желало заградить уста идеологам самодержавия и патриотизма, боясь, что их неумеренная защита абсолютно-монархического принципа вызовет в обществе критику того, что должно было пребывать вне критики, в ореоле молчаливого благоговения.

В 1861 году газета опять была разрешена, но без отдела внешней политики, а цензуре было предписано взять новый орган, «День», под свое особое наблюдение. С конца 1861 года до конца 1865 года Иван Аксаков издавал «День», бывший самым выдающимся и влиятельным органом славянофильской партии. Вместе со всем прогрессивным лагерем печати «День» ратовал (это были «медовые» годы эпохи великих реформ) за свободу совести и слова, требовал широких и демократических, не бумажных прав для крестьянства, держался примирительного тона в польском вопросе (впрочем, только до польского восстания). Более резкий тон зазвучал в заменившей прекращенный самим Аксаковым  «День» газете «Москва» (1867 — 68), навлекшей на него девять предостережений и три раза подвергшейся приостановке. Причинами этих репрессий были не только упорное несогласие Ивана Аксакова с «антирусской» политикой, принятой правительством после ухода Муравьева в Литве и Польше, но и резкие выходки газеты против петербургской бюрократии, уже вступившей на попятный путь.

Несмотря на сильную защиту, «Москва» была, наконец, закрыта за «вредное» направление. Тогда Аксаков отдал свою энергию и темперамент славянским делам и быстро занял первенствующее положение в московском славянском комитете, членом которого был с самого его основания (1858). Здесь Иван достиг своего высшего значения, и без преувеличения можно сказать, что в годы кризиса славянского и восточного вопроса (1875 -1878) весь мир следил за пламенными речами отставного надворного советника, сумевшего стать могучей силой. К его громовому голосу (Аксаков был вдобавок первоклассный оратор) почтительно прислушивались общества и правительства Европы. Его деятельность была одним из факторов русско-турецкой войны — и его же устами националистически настроенная часть русского общества высказала чувство горькой обиды, которую нанесла ему русская же дипломатия уступками на берлинском конгрессе.

Женился Иван Сергеевич Аксаков на Анне Федоровне Тютчевой (1823–1886 гг.). Умер Иван Сергеевич Аксаков 27 января 1886 года в Москве, погребен вместе с женой в Троице-Сергиевой лавре.

Благодаря общественно-политической и литературной деятельности Сергея Тимофеевича, Константина Сергеевича и Ивана Сергеевича Аксаковых род, к которому они принадлежали, к началу XX века стал одним из самых известных в России.

IV. Григорий Сергеевич Аксаков (1820-1891)

(сын С.Т.Аксакова)

Григорий Сергеевич Аксаков, в отличие от братьев, посвятил себя исключительно гражданской службе. Он являлся известным государственным деятелем второй половины XIX века. Получив блестящее юридическое образование в Училище правоведения (окончил его в 1840 году), служил в системе Министерства внутренних дел и достиг заметного должностного положения.

Григорий Сергеевич Аксаков родился 4 января 1820 г. в селе Ново-Аксаково под Бугурусланом. Как и все сыновья Аксаковых, получил домашнее образование, в 1836 г. поступил в старший класс Училища правоведения в Петербурге. Учился неблестяще, но и не плохо, слыл человеком умным и основательным.

Гриша был прост, ровен в обращении, но сходился до определенной черты, избегая излишней откровенности, опасаясь предательства или коварства. Близких друзей в Петербурге у него не было. Все четыре гола Гри-горий жил при училище и обучался на казенный счет. Тем радостнее были выходные дни, которые он проводил в доме своей тетушки Надежды Тимофеевны Карташевской. Там собиралось много молодежи и было очень весело. К старшим братьям Александру и Николаю приходили товарищи по артиллерийскому училищу, но Григорию они были совсем уж чужды. К концу срока обучения он окончательно решил посвятить себя юридической карьере.

В 1844 г. Сергей Тимофеевич замечает в своем письме: "Гриша служит товарищем председателя Гражданской палаты во Владимире, и хотя не изумляет меня, но утешает более Ивана". С февраля 1846 г. Г.Аксаков служит губернским прокурором в Оренбурге, в апреле 1847 г. получает назначение на должность прокурора в Симбирск. Здесь в январе 1848 г. он женится на Софье Александровне Шишковой.

Видимо так было угодно судьбе, что из большой семьи С.Т.Аксакова только по линии среднего сына Григория Сергеевича продолжался аксаковский род. Было у него четверо детей (среди них Ольга Григорьевна, любимая внучка С.Т.Аксакова, которой он посвятил свою знаменитую книгу «Детские годы...»). Далее мужскую линию продолжал Сергей Григорьевич, имевший также четверых детей. Последний представитель мужской линии данной ветви - Сергей Сергеевич Аксаков (правнук писателя) - известный композитор, исполнитель, талантливый педагог, у которого было две дочери.

В июне 1850 г. Григорий Сергеевич получает назначение в Петербург.

С апреля 1852 по 1853 г. - назначен вице-губернатором Оренбургской губернии и служит в Уфе. В июле 1853 г. Г.С.Аксаков подает прошение об отставке и отправляется за границу. В ноябре 1855 г. назначен вице-губернатором в Самару. С 23 января 1861 по 1867 гг. он Гражданский губернатор сначала Оренбургской, а потом Уфимской губернии.

В годы проведения Крестьянской реформы Григорий Сергеевич входил в состав Комитета для составления проекта об улучшении и устройстве быта помещичьих крестьян Оренбургской губернии. Надо отметить, что в Уфимской губернии внедрение реформы проходило спокойно, без крестьянских волнений. Современник отмечает, что "Аксаков отдавал все душу на ее осуществление".

В истории города Уфы Г.С. Аксаков свой след оставил как градостроитель. Именно при его правлении сформировался архитектурный ансамбль административно-торгового центра Уфы. Сегодня эта территория ограничена улицами Тукаева, Коммунистической, Маркса, Ленина (Воскресенской. Успенской. Александровской и Центральной). В XIX веке это были Соборная и Верхнеторговая площади, где красовались монументальные, классического стиля здания кафедрального собора, духовной семинарии, дома архиерея, губернатора, гостиного двора и пр.

Г.С. Аксакова по праву можно назвать главным архитектором города. Он участвовал в проектировании, давая советы и предложения. Достройкой и перепланировкой губернаторского дома он занимался собственноручно, чтобы сделать его на столичный манер: с ванной, теплым туалетом с благовониями, с жалюзи и маркизами и механическим водяным насосом.

17 декабря 1860 г. в Уфе было открыто казенное женское шестиклассное училище, преобразованное в 1865 г. в Мариинскую женскую гимназию. При Г.С. Аксакове было построено и первое театральное здание в Уфе. Сбором средств на его строительство занималась, как жена губернатора, Софья Александровна. В 1861 г. Здание было построено не казною, а усердием

С.А. Аксаковой. Деньги от благотворительных концертов шли на содержание детского приюта,оказание помощи погорельцам Архиерейской слободы и др.

В 1865 г. губерния была разделена на Уфимскую и Оренбургскую, а Златоустовский завод получил статус уездного города. 26 ноября 1865 г. Г.С. Аксаков открыл его в высокоторжественной обстановке.

20 января 1867 г. Г.С. Аксаков был назначен губернатором в Самару. Один из современников (А.И. Иванчин-Писарев) об этом периоде жизни Григория Сергеевича оставил следующие воспоминания: "Благодушный человек, он старался в своей административной деятельности руководствоваться "законом" и требовал того же от своих подчиненных. Естественно, что при таком губернаторе ни земские, ни городские деятели не встречали обычных препон, оживилось и общество в своих стремлениях приносить пользу на почве просвещения и благотворительности. Зато поклонники произвола были крайне недовольны таким «либеральным» губернатором и путем интриг убедили в конце концов Петербург, что Г.С. Аксаков "'распустил" Самарскую губернию".

Григорий Аксаков сам оставил пост губернатора и перешел на работу в земство. С 1884 по 1891 г. он был самарским губернским предводителем дворянства. Крестьяне Страховской волости, где было его имение, относились к нему с уважением и любовью, называя его не барином, не генералом, а просто по имени и отчеству.

Сохранились следующие подробности его похорон: " 24 февраля 1891 г. скончался в Самаре Г.С. Аксаков, а 27-го тело его должно было прибыть на станцию, отстоявшую на 18 версте от Страхова... Не доходя верст 5-6 до Страхова стали чаще и чаще попадаться толпы крестьян, вышедших на версту, присоединялись, увеличивая собой толпу, следовавшую за гробом...

"Григорий Сергеевич, - записано в уфимском некрологе, - был высокочтим в Уфимской губернии как во время управления им губернией, так и до настоящего времени. И добрая память о его службе и личных высоких качествах надолго будет жить в сердцах уфимцев и летописях губернии".

V. Вера Сергеевна Аксакова (1819-1864)

В.С. Аксакова (дочь С.Т.Аксакова) - общественный деятель, мемуаристка.

Воспитывалась дома (с 1826 - в Москве). Восприняв умонастроение своего брата Константина Аксакова, стала ревностным пропагандистом славянофильских идей, одним из идейных вдохновителей движения, в которое в то время входили: А. С. Хомяков, И. В. Киреевский, Ю. Ф. Самарин.

Вера Сергеевна всю свою жизнь провела в семейном кругу, заботясь о родных и близких. Деятельно помогала своему отцу Сергею Тимофеевичу Аксакову в его работе над «Историей моего знакомства с Гоголем». Когда он к концу своей жизни практически потерял зрение, записывала под диктовку его сочинения.

Была активным участником, и по сути дела, организатором, литературно-общественного салона в доме Аксаковых в Москве и в подмосковном

именье Абрамцево, частыми посетителями которого были: Н. В. Гоголь,

И. С. Тургенев, С. П. Шевырев и многие другие.

Сохранился её «Дневник за 1854 - 1855 гг.», который содержит ценнейшие материалы о жизни и быте семьи Аксаковых, литературных нравах того времени и об отношении славянофилов к переломным историческим событиям тех лет.

Вера Сергеевна Аксакова – старшая из дочерей и второй ребенок из десяти детей писателя, занимала в семье особое место. Она соединяла в себе глубокий интерес к общественной и литературной жизни своего времени с нежнейшей, подчас чуть ли не болезненной любовью к семье.

Вера родилась 7(19)февраля по ст.ст. 1819года в селе Ново–Аксаково Оренбургской губ. Только первые годы детства она провела вне Москвы. Вся же остальная жизнь была связана с этим городом, древней столицей, которую все Аксаковы обожали.

Ее интимной жизнью была жизнь семьи. Наиболее приближают нас к познанию этой стороны человеческой личности, несомненно, дневники и письма. Именно бумаге человек часто доверяет то, что не может или не хочет произнести. В семье Аксаковых, как известно, в переписке с разными лицами состояли практически все.

«И день без письма как-то неполон, чего-то недостает», – писала Вера. Круг ее адресатов был весьма широк. Своей кузине Машеньке Карташевской она сообщает, что пишет «более всех в доме». Так оно и было.

Письма к «милой Машеньке» представляют наибольший интерес, как наиболее откровенные. К тому же переписка между ними продолжалась почти 30 лет. В этих письмах нашел выражение тип православного аскетического самосознания; они свидетельствуют, как последовательно вырабатывалось духовное смирение, порой не принимаемое душой.

Переписка Веры Аксаковой с Марией Карташевской очень ценна в том отношении, что они запечатлевали жизнь аксаковского семейства день за днем; передавали жизнь, как она есть, в ее духовно-бытовом содержании, фиксируя и подъемы, и слабость духа. В то же время письма Веры лишь приоткрывали какие-то пласты жизни, не обнажая их для беспощадного анализа стороннего лица.

С самого начала, сосуществуя и дополняя друг друга, в письмах Веры присутствовали две темы: общественно–литературная и семейная, личная.

Таким образом, перед нами предстает интересный материал, характеризующий культурную жизнь дворянской семьи конца 30-ых годов

19 века.

Наступившие сороковые стали настоящим испытанием семьи. В одном из писем начала трагического для Аксаковых 1841года Вера пишет: «Сегодня я сравнялась с тобой годами, моя милая Машенька, уже нам по 22 года… Когда я была еще очень молода или, лучше, мала, я не любила дня рождения, мне страшно было как–то. Может быть потому, что я не замечала движения времени, и только когда мне прибавлялся год, вспоминала я об нем, и это делало на меня неприятное впечатление и наводило какой-то страх… Теперь будущее, разумеется, земное, для меня не есть что–то страшное, неизвестное, но, напротив, я очень спокойно дохожу мысленно до конца его и стараюсь найти себе цель жизни, до которой мне и дела не было прежде. Но это не значит, чтоб я себя считала старой, моя милая Машенька, это было бы смешно, но, конечно, первая молодость прошла…».

В этих письмах уже смутное предчувствие утрат, начало которым положила преждевременная смерть младшего из братьев 16-летнего Михаила. Он скончался в Петербурге, в доме Карташевских. А Петербург, и без того не принимаемый семьей Аксаковых как символ цивилизации, станет «ужасным, ужасным местом», навсегда окрашенным воспоминанием о семейной трагедии.

С 1843 года в ее письмах начинают появляться славянофильские оттенки, начинается сближение со славянофилами.

В 1843 году Аксаковы, не имевшие не только своего дома в Москве, но и постоянного места проживания, наконец, купили подмосковное имение Абрамцево, в котором они могли реализовать свою тягу к устойчивому домашнему быту.

Но помимо этого долгожданного и радостного события, этот год принес новую беду: в марте заболела сестра Ольга. Болезнь встревожила, но вначале не казалась слишком опасной и тяжелой, как оказалось потом. Это изменило многое в семье, это изменило многое и в членах аксаковской семьи: это подвигало к смирению.

В 1844 году Вере только двадцать пять лет, но в душе ее, как она сама понимает, произошли духовные перемены, определившие последующие годы ее короткой жизни. Она по-прежнему сохраняла интерес к литературе, общественной жизни, все более втягиваясь в полемику западников и славянофилов, к тому же никуда не уходили тревожные мысли о болезнях, надежды на преодоление которых становились все более слабыми. Но она утратила «живое сочувствие жизни», к своей собственной жизни, к жизни как таковой.

Последние годы Вера тяжело болеет, но иногда болезнь отпускает, чтобы потом с новой силой обрушится на ослабленный организм. За месяц до смерти она пишет Маше: «О себе скажу только, что я никогда так не страдала и не мучилась, подчас недостает терпения». 24 февраля 1864 года ее не стало. Ей было всего 45 лет.

VI. Александр Николаевич Аксаков (1832-1903)

Русский публицист, переводчик, издатель, сын Николая Тимофеевича Аксакова и племянник автора «Семейной хроники» Сергея Тимофеевича Аксакова.

Учился в Александровском лицее (1845—1851). В 1852 поступил на службу по Министерству внутренних дел и в 1852 был послан с экспедициею П. И. Мельникова-Печерского в Нижегородскую губернию для исследования раскола. В 1858 по приглашению нижегородского губернатора А. Н. Муравьева (бывшего декабриста) поступил (будучи коллежским асессором с 1854 г.) в палату государственных имуществ советником хозяйственного отделения; в 1860 вышел в отставку, чтобы устроить свои имения согласно положению о крестьянах. С 1868 по 1878 служил в государственной канцелярии и оставил службу в чине действительного статского советника.

Был инициатором и, вместе с А. М. Бутлеровым и Вагнером, организатором медиумических сеансов, вызвавших широкий резонанс.

Ещё в лицее обстоятельно познакомился с учением Сведенборга. В 1863 напечатал в Лейпциге перевод с латинского «О небесах, о мире и об аде, как то видел и слышал Э. Сведенборг». В Лейпциге издал также «Евангелие по Сведенборгу» (1864), «Рационализм Сведенборга. Критическое исследование его учения о Св. Писании» (1870), «Книга бытия по Сведенборгу» (1870).

Работы привлекли внимание Достоевского и Лескова.

Со второй половины 1860-х увлекается медиумизмом и спиритизмом и в сочинениях американского спиритуалиста Э. Дж. Дэвиса находит выражение своего нового настроения. Свои переводы с английского и немецкого языков, а также и статьи по животному магнетизму и спиритизму он печатал в Лейпциге и, что было можно, в Петербурге. С целью пропагандировать спиритизм в Германии Аксаков издал несколько переводов Дэвиса на немецком языке. С 1874 издавал в Лейпциге ежемесячный журнал «Psychische Studien», посвященный исследованию малоизвестных явлений психической жизни. Опубликовал книгу «Анимизм и спиритизм» (1893) и другие работы на эту тему.

Кроме статей о сведенборгианизме и медиумизме, писал и по общим вопросам, в «Дне» И. С. Аксакова — о Талмуде, в «Русском Вестнике» — «О народном пьянстве», брошюру «Содержание питейных заведений» и др. В 1881 принимал участие в совещаниях «Сведущих людей». Его личный взгляд на спиритизм высказан им в предисловии к изданию «Спиритизм и наука» (1872).

VII. Сергей Сергеевич Аксаков (1880 - 1968)
Композитор. Правнук писателя С. А. Аксакова.

Сергей Сергеевич Аксаков родился 24 декабря 1890 года (по старому стилю) в Самаре в семье коллежского секретаря Сергея Григорьевича Аксакова. Родители (мать Серафима Ивановна, урожденная Свешникова, дочь контр-адмирала) окрестили сына 6 января 1891 года в самарской Преображенской церкви. Сережа был не первым ребенком в семье. Старшей Марии в это время было почти 6 лет, Константину шел третий год. Семья большей частью проводила время в Петербурге и Москве, а летом - в своем самарском имении Страхово.

Как подобает детям дворянского звания, маленький Сережа учился в знаменитой Поливановской мужской гимназии в Москве, где одновременно занимался по классу рояля у профессора Игумнова, композиции - у Гречанинова (ученика Римского-Корсакова) и музыковедения - у профессора Энгеля. До1911 года он усвоил полный объем программы консерватории. Сказались семейные традиции: отец будущего композитора также был неравнодушен к музыке и прекрасно играл на скрипке.

По настоянию отца, как это было заведено в аксаковском роду, Сережа поступил в Императорский Александровский лицей для получения высшего юридического образования. По музыкальной линии в Петербурге он совершенствовался у композитора Ляпунова, продолжателя традиций «Могучей кучки».

Окончив в мае 1914 года лицей, С.С. Аксаков поступил на службу в Государственную канцелярию, где исполнял должность губернского секретаря в Отделении Свода законов. Одновременно пианист Аксаков выступал с концертами в Москве, Киеве, Минске, а его первые нотные сочинения увидели свет в Петрограде и Киеве. Началась плодотворная композиторская биография, о которой написано немало.

Началась Первая мировая война. 16 февраля 1915 года Сергей Сергеевич, прервав государственную службу, поступил в Пажеский корпус, где по окончании ускоренного курса ему было присвоено офицерское звание. В 1916 году он в качестве начальника отряда Общества Красного Креста был направлен в Полоцк, затем в Ригу и Псков. В 1918-м г. отряд был расформирован, и наш герой через Самару в 1920 году уехал в Харбин.

Но и в Харбине пришлось работать в самых различных местах: и заведующим климатической станцией на КВДЖ, и в штате врачебно-санитарной части, и агентом экономического бюро. Когда служба стала давать стабильный заработок, Аксаков параллельно начал педагогическую деятельность в Харбинской высшей музыкальной школе имени Глазунова.

Незадолго до боевых действии на КВЖД Сергей Сергеевич получил приглашение работать в Шанхайской государственной консерватории в качестве профессора фортепианного класса. Заработная плата (это 96 юаней в 1920-м и 220 юаней в 1937-м), частные уроки и собственная музыкальная студия, открытая в 1930 году, позволили купить дом в Шанхае. Вместе с Сергеем путешествовали его брат Константин, который в России был директором своего театра, а в Китае заведовал бюро по найму прислуги и хозяйственного персонала.

В 1934 году композитор женился на дочери богатого домовладельца Клавдии Степановне Ивановой-Колударовой, которая была младше мужа на 15 лет.

В 1946 году семья Аксаковых получила советское гражданство. Общество граждан СССР в Шанхае приняло композитора в свои ряды, где в рамках общественной работы Сергей Сергеевич читал цикл лекций по истории музыки, выступал в дни государственных праздников и знаменательных дат. Все шло к тому, чтобы возвращаться на родину. Но ухудшилось здоровье Константина Сергеевича, которого композитор не только искренне любил, но и считал своим ангелом-хранителем. Болезнь и последующая смерть брата в 1950 году отложила возвращение на родину и позволила избежать неминуемой участи первых возвращенцев - сталинских лагерей. Сергей Сергеевич потом часто повторял своим детям, что покойному Константину он обязан жизнью.

В 1952 году С.С.Аксаков уехал с дочерью Лялей в Америку.

В 1954 году генеральный консул в СССР в Шанхае Н. Шестериков известил семьи о том, что ходатайство о выезде в СССР на работу по освоению целинных и залежных земель удовлетворено и выезд состоится 16 июля. Почему на целину? Желание вернуться на Родину заставляло эмигрантов использовать любой предлог, однако власти понимали все буквально, и летом 1954 года семья Сергея Сергеевича оказалась в совхозе «Новоивановский» Омской области, основной контингент работников которого составляли ссыльные молдаване.

Поселили Аксаковых в пустующей в летний период сельской школе, которая представляла собой одно большое помещение, разделенное на две части занавесками. Одну половину заняла семья композитора, а в другой разместилась семья переселенцев. На третий день в село из области прибыл ревизор по перемещенным лицам, которому хватило одного взгляда на растерянное лицо композитора, чтобы понять его душевное состояние. После короткого диалога ревизор посоветовал Сергею Сергеевичу немедленно ехать в Омск, получить паспорт и обратиться в соответствующие музыкальные инстанции.

Все так и случилось. Ему удалось получить работу руководителя фортепианных и теоретических классов в музыкальной школе города Тара Омской области.

В статьях об С.С.Аксакове пишут, что власти, установив надзор за репатриантами, запретили Аксакову проживать в Москве и крупных городах России. Это не соответствует действительности. Минск был выбран исключительно из бытовых соображений. В письме дочери Ире Сергей Сергеевич пояснял: «В пределах РСФСР не оказалось ничего подходящего - везде ничтожные оклады, не ехать же на 800 рублей. В Белоруссии же положение другое... распоряжением зам. министра культуры мне предложено самому съездить в Минск, чтобы выяснить лично с министром культуры Белорусской ССР город, оклад и квартирный вопрос». Приличное жилье и медицинское обслуживание стали для композитора серьезным аргументом, не забудем - ему уже было почти 64 года.

Семья была благодарна Китаю, который их приютил, России, разрешившей вернуться на Родину, и, конечно же, Белоруссии, которая создала все условия для творчества. В течение года, ожидая квартиру, Аксаковы жили в номере люкс минской гостиницы «Беларусь» на полном обеспечении государства. Произведения, написанные в Китае, наконец-то увидели свет. Они исполнялись на концертах, песни пелись в хоровом исполнении и на эстраде, на радио был открыт цикл передач с участием Сергея Сергеевича. В Минске он трудился до самой смерти. Там сейчас проживают дети и внуки его младшей дочери Ольги.

Сергей Сергеевич ушел из жизни на 78-м году.

Заключение

Семья Аксаковых - замечательное и, по-своему, уникальное явление русской жизни 1830-1850 годов. Это был тот редкий случай в русской истории, когда не одного человека, а целую семью окружало всеобщее почтение.

Современников привлекала царившая в этой семье теплота и сердечность, чистота её нравственной атмосферы, широта культурных интересов, удивительно прочная связь старшего и молодого поколений. Все члены семьи постоянно делились мыслями, планами, даже когда не были вместе. Родители и дети, братья и сёстры писали друг другу письма. Эта переписка даёт богатый материал о духовной жизни, литературных вкусах и общественных взглядах Аксаковых.

В последнее время в стране начинает возрождаться интерес к национальным традициям, своим корням, собственно своей корневой культуре. В этой связи все более актуальными становятся проблемы семейного воспитания и культуры семьи. Надежда на то, что национальная идея и тесно связанные с ней принципы семейной культуры, семейной педагогики, укрепят общественные устои, оправдана.

Сейчас, когда извечные споры о русской идее, «особом пути России» приобретают особую остроту и актуальность, жизнь, судьба, взгляды и литературно-педагогические идеи большого русского писателя С.Т.Аксакова и его семьи вызывают все больший интерес историков, литературоведов, культурологов, педагогов и психологов.

Многие идеи Аксаковых, отбрасываемые за ненадобностью в течение столетия, приобрели в последние годы исключительную актуальность. Не только у нас в России, но и в Европе, и Америке их философское, литературное, но прежде всего педагогическое и культурное наследие, внимательно изучается и берется на вооружение различными общественными группировками.

Сегодняшние попытки реформирования российской государственности заставляют по-новому взглянуть на творческое наследие Аксаковых, пытаясь найти в нем ответы на вопросы современности. Именно в их наследии феномен семьи оказался определяющим элементом культуры.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  • Лобанов, М. П. Сергей Тимофеевич Аксаков. — М.: Мол. гвардия, 1987 (2-е изд., 2005). (Жизнь замечательных людей).

  • Машинский С. И. С. Т. Аксаков. Жизнь и творчество. М., 1973

  • Галимзянова, Г. Аксаковское время / Г.Галимзянова // Ватандаш. -2007. - №8. - С. 164-167.

  • Лобанов, М.П. Аксаков. - М.: Молодая гвардия, 2005. - 354 С.  : - (Жизнь замечательных людей; Вып. 1123 (923).

  • Петрова, Т. Жизнь кипит в особняке старинном, делая нас лучше, чище и мудрей / Т. Петрова // Вечерняя Уфа. - 2010. - 5 февр. - С. 11.

  • Темирова, А. Певец семьи и отечества: С. Т. Аксаков /А.Темирова //Родина. - 2005. - №12. - С. 115-116.

  • Аксакова В. С. Дневник 1854 - 1855 гг. М., 2004

  • 1. Анненкова Е.И. Аксаковы - Санкт-Петербург: Наука. 1998.

  • 2. Гудков Г.Ф., Гудкова З.И С.Т.Аксаков Семья и окружение Краеведческие очерки. - Уфа: Башк.кн.из-во, 1991

  • Кулешов А. С. Аксаковы. История разбитых судеб. — Москва: Территория, 2009.

  • Интернет-ресурсы: http://ru.wikipedia.org/wiki/Аксаковы

http:// www.aksakov.net.ru /lib/sb/book/2061 ...



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!