СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Наследственная (генотепическая)изменчивость

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Наследственность, изменчивость, механизмы изменчивости, мутации, полиплоидия, свойства мутаций, полиплоидия, 

Просмотр содержимого документа
«Наследственная (генотепическая)изменчивость»

План – конспект урока

Предмет: биология

Класс: 9

Тема урока: Наследственная (генотипическая) изменчивость

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цель:

Познакомить учащихся с понятием “изменчивость”, дать характеристику генотипической изменчивости. Определить характер проявления мутаций. Причины, факторы, вызывающие мутации. Свойства и последствия мутации. Создать у учеников определенный уровень мотивации и ориентировочную основу действий с новым материалом.

Задачи:

Образовательные: рассмотреть явления изменчивости, как свойство живых организмов, типы изменчивости, виды наследственной изменчивости и ее закономерности;

Развивающие: Развивать навыки самостоятельной работы, быстрого анализа и оценки нового материала, наблюдательности, графически оформлять информацию, выделять главное.

Воспитательные: Расширить кругозор о наследственных болезнях

Формируемые универсальные учебные действия:

Предметные: сформировать представление о изменчивости. Раскрыть сущность наследственной изменчивости: мутационной и комбинативной; сформировать знания о видах мутаций; рассмотреть причины возникновения мутаций и их практическое значение.

Метапредметные: совершенствовать умения выделять проблему, формулировать вопросы, выдвигать гипотезы, анализировать, делать выводы.

Личностные: создать условия для личностной рефлексии, сформировать способности к

саморазвитию, воспитание бережного отношения к собственному организму.

Познавательные: выделение существенных признаков биологических объектов и процессов; приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов; извлечение необходимой информации, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, выстраивание логической цепочки рассуждения.

Регулятивные: умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и одноклассниками; адекватно воспринимать оценку учителя и выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

Коммуникативные: уметь формировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; уметь договариваться и приходить к общественному решению в совместной деятельности.

Оборудование: компьютер, учебник биология “Общие закономерности” 9-й класс С.Г. Мамонтов, В.В. Захаров, Н.И. Сонин.


Ход урока


1.Организационный момент.

Учитель приветствует у­чающихся, проверяет подготовленность рабочего места  учащихся к уроку, организует внимание класса к работе на уроке, создаёт положительный, эмоциональный настрой у учающихся.

2. Актуализация опорных знаний.

Перед тем, как мы приступим к изучению нового материала, давайте вспомним какую науку мы сейчас изучаем? (Генетику). А теперь давайте вспомним какие два фундаментальных свойства изучает эта наука (наследственность и изменчивость). Что такое наследственность? (Наследственность – это способность организмов передавать свои признаки потомству). Изменчивость- это? (Изменчивость – это универсальное свойство живых организмов приобретать новые признаки под действием факторов внешней и внутренней среды организма).

3. Изучение нового материала.

Целеполагание.Учитель предлагает детям самим сформулировать тему урока. Обратите внимание на слайд №1

Посмотрите внимательно. Как вы считаете, чему будет посвящен урок? Помогает учащимся, при необходимости, сформировать тему и цель урока. Учащиеся отвечают на вопросы учителя. Формулируют тему и цель урока.

Таким образом, тема урока (наследственная генотипическая изменчивость). Чтобы достичь нашей цели какую работу мы должны выполнить?

Мы на этом уроке уделим внимание генотипической, наследственной или как назвал ее Ч.Дарвин неопределенной изменчивости, подчеркивая тем самым ее случайный, ненаправленный характер и относительную редкость.

К наследственной (генотипической) изменчивости относят такие изменения признаков организма, которые определяются генотип и сохраняются в ряду поколений. Иногда это крупные, хорошо заметные изменения, например

  • коротконогость у овец

  • отсутствие пигмента (альбинизм),

  • короткопалость или полидактилия у человека ( слайд №2)

Наследственную, или генотипическую, изменчивость подразделяют на комбинативную и мутационную.

Наследственные изменения генетического материала называют мутациями (от лат.мутацио – изменение). Мутация-это внезапное пораждение.

Комбинативная изменчивость возникает в результате обмена генами при половом размножении. При этом признаки родителей по-разному комбинируются в ряду поколений, повышая разнообразие организмов в популяции. Комбинативная изменчивость подчиняется правилам наследования Г.Менделя.

Механизмы комбинативной изменчивости.

1. Независимое и случайное расхождение гомологичных хромосом в анафазе I мейоза.

2. Кроссинговер.

3. Случайное сочетание гамет при оплодотворении.

4. Случайный подбор родительских организмов.

Мутационная изменчивость. В основе этой изменчивости лежит изменение структуры гена, хромосомы или изменения числа хромосом. Возникающая под действием мутагенных факторов физических (радиация, температура, электромагнитное излучение); химического (вещества, которые вызывают отравление организма, алкоголь, никотин, колхицин, формалин); биологического (вирусы, бактерии) происхождения.

Скажите в чем различие между комбинативной и мутационной изменчивостью? (В комбинативной изменчивости происходит новое сочетание родительских генов в зиготе, а при мутациях идет нарушение структур генов и хромосом)

Процесс возникновения мутаций называют мутагенез, организмы, у которых произошли мутации, — мутанта­ми, а факторы среды, вызывающие появление мутаций, — мутагенами.

М утации, в свою очередь, разделяются на:


геномные;

хромосомные;

генные;

цитоплазматические.

Изменения, затрагивающие половые клетки, передаются по наследству. Мутации в соматических клетках могут передаваться потомству, если особь размножается вегетативным способом (растения, грибы).

Мутации могут быть по адаптивному значению:

  • полезными ( появление устойчивости крыс и мышей к ядохимикатам).

  • вредные (понижаю­щие жизнеспособность особей а некоторые могут привести к гибели).

  • нейтральными или вредными.

Мутации по месту их возникновения:

  • генеративные — возникшие в половых клетках. Они не влияют на призна­ки данного организма, а проявляются только в следую­щем поколении.

  • соматические — возникающие в сомати­ческих клетках. Эти мутации проявляются у данного орга­низма   и   не   передаются   потомству   при   половом размножении (черное пятно на фоне коричневой окраски шерсти у каракулевых овец).

Мутации по характеру изменения генотипа:

  • генные- изменения, обусловленные заменой одного или нескольких нуклеотидов в пределах одного гена.

  • хромосомные- мутации, вызывающие изменения структуры хромосом. Перестройки могут осуществляться внутри одной хромосомы- внутрихромосомные , так и между негомологичными хромосомами- межхромосомные

  • геномные мутации - это мутации, которые приводят к добавлению либо утрате одной, нескольких или полного гаплоидного набора хромосом.

Различают два вида геномных мутаций:

Полиплоидия – кратные изменения числа хромосом, кратное гаплоидному набору. У животных не встречается, у растений приводит к увеличению размеров. Полиплоидные растения часто более жизнеспособны и плодовиты, чем нормальные диплоиды.

Анеуплоидия – изменения на одну-две хромосомы. Например, одна лишняя двадцать первая хромосома приводит к синдрому Дауна (при этом общее количество хромосом – 47).

4. Закрепление 

Какие задачи стояли перед нами? Что нового мы узнали? Давайте подведем итог. (Задаю ребятам вопросы по пройденному материалу). Вместе делаем вывод по теме урока.

Мутации имеют ряд свойств:

1) Возникают внезапно и мутировать может любая часть организма.

2) Представляет собой стойкие изменения наследственного материала.

3) Передаются из поколения к поколению.

4) Вызываются внешними и внутренними факторами.

5) Могут быть вредными, полезными, нейтральными.

 6) Одни и те же мутации могут возникать повторно

5.Домашнее задание: 1. Прочитать внимательно план-конспект. 2. Сделать краткую запись.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!