СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Наследие академика Д.С. Лихачёва как основа гражданско-патриотического воспитания современного студента»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конкурсная работа IV Внутритехникумовской студенческой научно - практической конференции «Студенческая наука», состоявшейся в ГПОУ "СЦБТ" 26 апреля 2017 года

Выполнили: Сенин Алексей и Захаров Максим, студенты группы "СЗ-11"

Научный руководитель: Сасин Д.В.

 

Просмотр содержимого документа
««Наследие академика Д.С. Лихачёва как основа гражданско-патриотического воспитания современного студента»»

Коми Республикаса велöдан, наука да том йöз политика министерство Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Коми Государственное профессиональное образовательное учреждение «Сыктывкарский целлюлозно – бумажный техникум» IV Внутритехникумовская студенческая научно - практическая конференция «Студенческая наука», посвященная Году экологии в России  Конкурсная работа «Наследие академика Дмитрия Сергеевича Лихачёва как основа гражданско-патриотического воспитания современного студента»  «Идеи этого величайшего мыслителя и гуманиста сейчас как никогда актуальны…» Президент России Владимир ПУТИН  Выполнили: Сенин Алексей , Захаров Максим , студенты группы «СЗ-11» Научный руководитель: Сасин Д.В. , преподаватель истории и обществознания ГПОУ «СЦБТ»

Коми Республикаса велöдан, наука да том йöз политика министерство

Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Коми

Государственное профессиональное образовательное учреждение

«Сыктывкарский целлюлозно – бумажный техникум»

IV Внутритехникумовская

студенческая научно - практическая конференция «Студенческая наука»,

посвященная Году экологии в России

Конкурсная работа

«Наследие академика Дмитрия Сергеевича Лихачёва

как основа гражданско-патриотического

воспитания современного студента»

«Идеи этого величайшего мыслителя и гуманиста сейчас как никогда актуальны…»

Президент России Владимир ПУТИН

Выполнили:

Сенин Алексей , Захаров Максим ,

студенты группы «СЗ-11»

Научный руководитель:

Сасин Д.В. , преподаватель

истории и обществознания ГПОУ «СЦБТ»

  • Цель нашей работы: показать, как наследие академика Д.С. Лихачёва способствует приобщению молодежи к культурным ценностям родного народа, и человечества, развитию гражданско – патриотического воспитания подрастающего поколения современного студенчества.
  • Актуальность темы:
  • Данная тема весьма актуальна, так как современная молодежь сегодня оторвана от российской действительности, она не понимает разницы между патриотизмом и национализмом, между любовью к Отечеству и его превосходительству, между традиционными ценностями и общечеловеческими, между языком вражды и толерантностью, между особым путем и мирогражданством. Подростки меньше читают книг, они не развиваются в личностной сфере, у них нет интереса к единению культур.
  • Исходя из вышесказанного, мы можем определить следующие задачи проекта:
  • Проследить развитие содержания понятия «гражданское» и «патриотическое» воспитание в отечественной педагогике ХХ в. 
  • Определить содержание, цели и задачи гражданско – патриотического образования в России (на примере Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы»).
  • Ознакомить слушателей с основными этапами жизни и судьбы академика Дмитрия Сергеевича Лихачёва.
  • Выявить основную суть гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения через концепцию «воспитания в себе гражданина мира».
  • Взглянуть на «тревоги совести» Дмитрия Лихачева, т.е. главные вопросы и проблемы современности, которые поднимал перед обществом академик.
  • Сделать краткий анализ международного литературно-культурологического альманаха-антологии «История совести. Завещание Д.С. Лихачева».
ЖИЗНЬ И СУДЬБА АКАДЕМИКА ДМИТРИЯ ЛИХАЧЁВА  Награждение Д.С. Лихачёва орденом Св. Андрея Первозванного В студенческие  годы Митя с матерью Верой Коняевой В лагерном полушубке

ЖИЗНЬ И СУДЬБА АКАДЕМИКА ДМИТРИЯ ЛИХАЧЁВА

Награждение

Д.С. Лихачёва

орденом Св. Андрея Первозванного

В студенческие

годы

Митя с матерью

Верой Коняевой

В лагерном

полушубке

Патриотизм и гражданственность в Отечественной педагогике

Патриотизм и гражданственность как ценность

  • Неотъемлемой частью, основой нравственного воспитания личности является   гражданско-патриотическое воспитание .
  • «Патриотизм» в переводе с греческого означает любовь к Родине,  преданность  своему Отечеству Патриотизм понимается как одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущая всем сферам жизни общества и государства, которая является важнейшим достоянием личности.
  • «Гражданственность»  - интегративная, комплексная  характеристика личности человека, понятие, которое характеризует гражданско-патриотическую позицию человека, его ценностную ориентацию,  подразумевающую ответственность за судьбу своей Родины, сопричастность с её судьбой.
  • Гражданско-патриотическое воспитание – это целенаправленная деятельность, призванная формировать у молодежи ценностные ориентиры, качества, нормы поведения гражданина и патриота. Это воспитание осуществляется на основе освоения  традиционных и общечеловеческих ценностей.

Основные принципы гражданско-патриотического воспитания

Основными принципы гражданско-патриотического воспитания:

  • 1. Нравственная ориентация : «улучшить общество, улучшив самих себя».
  • 2. Личностная ориентация , направленная на формирование сознательной жизненной позиции, собственной самостоятельности в принятии решений и ответственности за них.
  • 3. Культурно-историческая ориентация , формирующая понимание традиционных и общечеловеческих ценностей России и мира во взаимосвязи.
ВЗГЛЯДЫ НА «ПАТРИОТИЗМ» И «ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ» В РОССИИ Я люблю мое Отечество, как Петр Великий научил меня любить его. Мне чужд, признаюсь, этот блаженный патриотизм, этот патриотизм лени, который умудряется все видеть в розовом свете и носится со своими иллюзиями. Я не научился любить свою родину с закрытыми глазами, со склоненной головой, с запертыми устами. Я нахожу, что человек может быть полезен своей стране только в том случае, если хорошо понимает ее. Я думаю, что время слепых влюбленностей прошло, что теперь мы прежде всего обязаны Родине истиной.  Пётр ЧААДАЕВ (1794 – 1856 гг.)  «Философические письма», 1836 г.  Русский философ и публицист

ВЗГЛЯДЫ НА «ПАТРИОТИЗМ» И «ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ» В РОССИИ

  • Я люблю мое Отечество, как Петр Великий научил меня любить его. Мне чужд, признаюсь, этот блаженный патриотизм, этот патриотизм лени, который умудряется все видеть в розовом свете и носится со своими иллюзиями. Я не научился любить свою родину с закрытыми глазами, со склоненной головой, с запертыми устами. Я нахожу, что человек может быть полезен своей стране только в том случае, если хорошо понимает ее. Я думаю, что время слепых влюбленностей прошло, что теперь мы прежде всего обязаны Родине истиной. 

Пётр ЧААДАЕВ (1794 – 1856 гг.)

«Философические письма», 1836 г.

Русский философ и публицист

Любить свою Родину — значит пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих споспешествовать этому. Любовь к отечеству должна выходить из любви к человечеству, как частное из общего. Патриотизм состоит не в пышных возгласах и общих местах, но в горячем чувстве любви к родине, которое умеет высказываться без восклицаний и обнаруживается не в одном восторге от хорошего, но и  в болезненной враждебности к дурному, неизбежно бывающему во всякой земле, следовательно, во всяком отечестве.  Виссарион БЕЛИНСКИЙ (1811-1848 гг.)  Полное собрание сочинений 1840-1841 Литературный критик
  • Любить свою Родину — значит пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих споспешествовать этому. Любовь к отечеству должна выходить из любви к человечеству, как частное из общего. Патриотизм состоит не в пышных возгласах и общих местах, но в горячем чувстве любви к родине, которое умеет высказываться без восклицаний и обнаруживается не в одном восторге от хорошего, но и в болезненной враждебности к дурному, неизбежно бывающему во всякой земле, следовательно, во всяком отечестве.

Виссарион БЕЛИНСКИЙ (1811-1848 гг.)

Полное собрание сочинений 1840-1841

Литературный критик

Патриотизм в самом простом, ясном и несомненном значении своем есть не что иное для правителей, как орудие для достижения властолюбивых и корыстных целей, а для управляемых — отречение от человеческого достоинства, разума, совести и рабское подчинение себя тем, кто во власти. Так он и проповедуется везде, где проповедуется патриотизм.  Лев ТОЛСТОЙ (1828 – 1910 гг.) «Патриотизм и правительство», 1900 г. Русский писатель
  • Патриотизм в самом простом, ясном и несомненном значении своем есть не что иное для правителей, как орудие для достижения властолюбивых и корыстных целей, а для управляемых — отречение от человеческого достоинства, разума, совести и рабское подчинение себя тем, кто во власти. Так он и проповедуется везде, где проповедуется патриотизм.

Лев ТОЛСТОЙ (1828 – 1910 гг.)

«Патриотизм и правительство», 1900 г.

Русский писатель

ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В РОССИИ

  • За последние годы в России были предприняты значительные усилия по укреплению и развитию системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации. В 2001 - 2015 годах реализованы 3 государственные программы патриотического воспитания. Сегодня вновь высокие чины, предлагают нам новый вариант государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы ", координатором которой выступает Федеральное агентство по делам молодежи.
  • Как мы видим, одними из основных задач данной Программы являются :

1) «развитие военно-патриотического воспитания граждан»; 2) «информационное обеспечение патриотического воспитания в СМИ»; 3) «мониторинг эффективности патриотического воспитания граждан»; 4) «содействие укреплению и развитию общенационального сознания, высокой нравственности, гражданской солидарности россиян, воспитание у граждан чувства гордости за исторические и современные достижения страны, уважения к культуре, традициям и истории населяющих Россию народов, улучшение межэтнических и межконфессиональных отношений, воспитание граждан в духе уважения к Конституции Российской Федерации, законности, нормам социальной жизни, содействие созданию условий для реализации конституционных прав человека, его обязанностей, гражданского и воинского долга»; 5) «углубление знаний граждан о событиях, ставших основой государственных праздников и памятных дат России и ее регионов» и т.д.

 «НУЖНО ВОСПИТАТЬ В СЕБЕ ГРАЖДАНИНА МИРА…»  Каждый человек должен воспитать в себе Гражданина мира — независимо от того, в каком полушарии и стране он живет, какого цвета его кожа и какого он вероисповедания. Это ничуть не во вред национальным, патриотическим чувствам людей. Если люди в своей стране будут любить, ценить все лучшее, что у них есть, они неизбежно сохранят дружественные отношения и с остальными народами. Будут ценить и уважать то, что создано другими. Так что доброта внутри нации есть доброта и к другим нациям. Это взаимозависимые вещи. Если народ действительно уважает себя, он застрахован от комплекса неполноценности и никогда не потеряется, не растворится среди других. Такова абсолютная истина: общение народов между собой способствует развитию их собственных культур. Надо добиться гармонии среди всех нас - обитателей планеты Земля. Я в это верю, потому что верую в Разум и Совесть Человека .  Дмитрий ЛИХАЧЁВ, академик РАН

«НУЖНО ВОСПИТАТЬ В СЕБЕ ГРАЖДАНИНА МИРА…»

  • Каждый человек должен воспитать в себе Гражданина мира — независимо от того, в каком полушарии и стране он живет, какого цвета его кожа и какого он вероисповедания. Это ничуть не во вред национальным, патриотическим чувствам людей. Если люди в своей стране будут любить, ценить все лучшее, что у них есть, они неизбежно сохранят дружественные отношения и с остальными народами. Будут ценить и уважать то, что создано другими. Так что доброта внутри нации есть доброта и к другим нациям. Это взаимозависимые вещи. Если народ действительно уважает себя, он застрахован от комплекса неполноценности и никогда не потеряется, не растворится среди других. Такова абсолютная истина: общение народов между собой способствует развитию их собственных культур. Надо добиться гармонии среди всех нас - обитателей планеты Земля. Я в это верю, потому что верую в Разум и Совесть Человека .

Дмитрий ЛИХАЧЁВ, академик РАН

«Тревоги совести» Дмитрия Лихачёва или взгляд на главные вопросы и проблемы современности  

О национальной идее

  • Общенациональная идея в качестве панацеи от всех бед - это не просто глупость. Это крайне опасная глупость. Не надо искать никакую национальную идею, это мираж. Жизнь на национальной идее неизбежно приведет сначала к ограничениям, а потом возникает нетерпимость к другой расе, к другому народу, к другой религии. Нетерпимость же обязательно приведет к террору. Нельзя добиваться возвращения России к какой-либо единой идеологии, потому что единая идеология рано или поздно приведет страну к фашизму.

О суде над КПСС

  • Весь так называемый социализм строился на насилии. На насилии ничего построить нельзя, ни хорошего, ни даже плохого, все развалится, как у нас и развалилось. Мы должны были судить коммунистическую партию. Не людей, а сами безумные идеи, которыми оправдывались чудовищные преступления, беспримерные в истории.

О сталинских репрессиях

  • Мы претерпели от Сталина огромные, миллионные жертвы. Придёт время, когда все тени жертв сталинских репрессий встанут перед нами стеной, и мы уже не сможем пройти сквозь них.

О России

  •    Сейчас в моду вошла идея так называемого евразийства. На самом же деле Россия — это никакая не Евразия. Россия — несомненная Европа по религии и культуре. Европейская культура — культура общечеловеческая. И мы, принадлежащие к культуре России, должны принадлежать общечеловеческой культуре через принадлежность именно к культуре европейской. Мы должны быть русскими европейцами.

О разнице между патриотизмом и национализмом

  • Несмотря на все уроки XX века, мы не научились по-настоящему различать патриотизм и национализм. Зло маскируется под добро. Надо быть патриотом, а не националистом. Нет необходимости ненавидеть каждую чужую семь, потому что любишь свою. Нет необходимости ненавидеть другие народы, потому что ты патриот. Между патриотизмом и национализмом глубокое различие. В первом - любовь к своей стране, во втором – ненависть ко всем другим. Национализм — это проявление слабости нации, а не ее силы. Как и всякое зло, он скрывается, живет во тьме и только делает вид, что порожден любовью к своей стране. А порожден он на самом деле злобой, ненавистью, к другим народам и к той части своего собственного народа, которая не разделяет националистических взглядов. Националистами мы никогда и ни при каких случаях быть не должны. Мы, русские, в этом шовинизме не нуждаемся.

Об отделении церкви от государства

  • Это было бы несчастьем для христианства – воссоединение церкви и государства. Русская православная церковь не покаялась за то, что сотрудничала с советской властью, нарушала тайну исповеди, имела священников — членов партии. Подчиненная государству церковь утратила свою духовную свободу, свободу совести. Церковь должна быть полностью отделена от государства.
« ИСТОРИЯ СОВЕСТИ » -  ДУХОВНОЕ ЗАВЕЩАНИЕ АКАДЕМИКА Д.С. ЛИХАЧЁВА В конце своей жизни академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв задумался над тем, что человечеству необходим особенный фундаментальный труд, такой как «История человеческой совести». Он объяснял это тем, что «История совести должна быть и историей ошибок — отдельных государств, политиков, и историей совестливых людей и совестливых государственных деятелей. История совести должна создаваться под знаком борьбы со всякого рода национализмом — страшной опасностью наших дней. Настало время мыслить категориями макросоциума. Каждый должен воспитать в себе Гражданина мира — независимо от того, в каком полушарии и стране он живет, какого цвета его кожа и какого он вероисповедания ».

« ИСТОРИЯ СОВЕСТИ » - ДУХОВНОЕ ЗАВЕЩАНИЕ АКАДЕМИКА Д.С. ЛИХАЧЁВА

  • В конце своей жизни академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв задумался над тем, что человечеству необходим особенный фундаментальный труд, такой как «История человеческой совести». Он объяснял это тем, что «История совести должна быть и историей ошибок — отдельных государств, политиков, и историей совестливых людей и совестливых государственных деятелей. История совести должна создаваться под знаком борьбы со всякого рода национализмом — страшной опасностью наших дней. Настало время мыслить категориями макросоциума. Каждый должен воспитать в себе Гражданина мира — независимо от того, в каком полушарии и стране он живет, какого цвета его кожа и какого он вероисповедания ».
РЕДАКЦИОННО-ИЗДАТЕЛЬСКИЙ КОЛЛЕКТИВ   Международного литературно - культурологического альманаха - антологии

РЕДАКЦИОННО-ИЗДАТЕЛЬСКИЙ КОЛЛЕКТИВ  Международного литературно - культурологического альманаха - антологии "История совести. Завещание академика Д.С. Лихачёва": 

Издатель

Рудольф Артур Альбертович

Гл. редактор

Чуб Олег Олегович

Зам. гл. редактора

Сасин Денис Викторович

Учредитель:

Общероссийский гуманитарный конгресс "История человеческой совести".

Разработка проекта:

Межрегиональный Фонд образовательных и социокультурных инноваций.

РАССЫЛКА ИЗДАНИЯ В РОССИИ И МИРЕ Генеральная Ассамблея Организации Объединённых Наций (UNGA) Европейская комиссия по правам человека (DGII) Европейский совет по толерантности и примирению (ECTR) Международная ассоциация по связям с общественностью (IPRA) Международная ассоциация общественной безопасности (SSA) Университет ООН (UNU)  Администрация Президента РФ Управление делами Президента РФ Совет при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Полномочные представители Президента РФ Совет Федерации Федерального Собрания РФ Государственная Дума Федерального Собрания РФ Общественная Палата РФ Министерство культуры РФ Министерство науки и образования РФ Российская Академия Наук Российская Академия Образования

РАССЫЛКА ИЗДАНИЯ В РОССИИ И МИРЕ

  • Генеральная Ассамблея Организации Объединённых Наций (UNGA)
  • Европейская комиссия по правам человека (DGII)
  • Европейский совет по толерантности и примирению (ECTR)
  • Международная ассоциация по связям с общественностью (IPRA)
  • Международная ассоциация общественной безопасности (SSA)
  • Университет ООН (UNU)
  • Администрация Президента РФ
  • Управление делами Президента РФ
  • Совет при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека
  • Полномочные представители Президента РФ
  • Совет Федерации Федерального Собрания РФ
  • Государственная Дума Федерального Собрания РФ
  • Общественная Палата РФ
  • Министерство культуры РФ
  • Министерство науки и образования РФ
  • Российская Академия Наук
  • Российская Академия Образования
История совести № 5 

История совести № 5  "Память и предупреждение"

История совести № 6 

История совести № 6  "Святые девяностые: двадцать лет пути к свободе"

История совести № 7 

История совести № 7  "Гражданское общество в России: истоки, эволюция, перспективы"

«ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ ЧЕЛОВЕЧНОСТИ» Д.С. ЛИХАЧЁВА    Не убий и не начинай войны.  Не помысли народ свой врагом других народов.  Не укради и не присваивай труда брата своего.  Ищи в науке только истину и не пользуйся ею во зло или ради корысти.  Уважай мысли и чувства братьев своих.  Чти родителей и прародителей своих и все сотворенное ими сохраняй и почитай.  Чти природу как матерь свою и помощницу.  Пусть труд и мысли твои будут трудом и мыслями свободного творца, а не раба.  Пусть живет все живое, мыслится мыслимое.  Пусть свободным будет все, ибо все рождается свободным.

«ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ ЧЕЛОВЕЧНОСТИ» Д.С. ЛИХАЧЁВА

  • Не убий и не начинай войны.
  • Не помысли народ свой врагом других народов.
  • Не укради и не присваивай труда брата своего.
  • Ищи в науке только истину и не пользуйся ею во зло или ради корысти.
  • Уважай мысли и чувства братьев своих.
  • Чти родителей и прародителей своих и все сотворенное ими сохраняй и почитай.
  • Чти природу как матерь свою и помощницу.
  • Пусть труд и мысли твои будут трудом и мыслями свободного творца, а не раба.
  • Пусть живет все живое, мыслится мыслимое.
  • Пусть свободным будет все, ибо все рождается свободным.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе нашего исследования мы убедились в том, что понятие гражданско-патриотическое воспитание остается востребовано обществом. К нему не раз обращались видные деятели Отечественной историософской мысли такие как Белинский, Чаадаев, Толстой, Карамзин, Лихачёв.

Во-вторых, внедряемая ныне государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы» требует существенных доработок, т.к. направлена в большей степени на изоляцию России, на особый путь, на милитаризацию, на танатализацию жизни. Альтернативу ей может составить концепция «Воспитания в себе гражданина мира» Д.С. Лихачёва, благодаря ответам на главные вопросы и проблемы современности – о любви к родине, о разнице между патриотизмом и национализмом, о суде над Сталиным и КПСС, о национальной идее, о России как части Европы, а не евразийства, выраженные академиком в своих «Тревогах совести».

В-третьих, краткий анализ международного литературно-культурологического альманаха-антологии «История совести. Завещание Д.С. Лихачёва» позволяет нам утверждать о необходимости его повсеместного изучения на парах истории, обществознания, основ философии и литературы в ГПОУ «СЦБТ».

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА Д.С. Лихачёв. Я вспоминаю. – М.: Прогресс, 1991. – 255 с. Тревоги совести Д.С. Лихачёва [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://historyofconscience.blogspot.ru/p/blog-page_1105.html (дата обращения: 22.04.2017) Об альманахе «История совести. Завещание Д.С. Лихачёва» [Электронный ресурс] — Режим доступа http://historyofconscience.blogspot.ru/p/blog-page.html (дата обращения: 22.04.2017) О государственной программе

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

  • Д.С. Лихачёв. Я вспоминаю. – М.: Прогресс, 1991. – 255 с.
  • Тревоги совести Д.С. Лихачёва [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://historyofconscience.blogspot.ru/p/blog-page_1105.html (дата обращения: 22.04.2017)
  • Об альманахе «История совести. Завещание Д.С. Лихачёва» [Электронный ресурс] — Режим доступа http://historyofconscience.blogspot.ru/p/blog-page.html (дата обращения: 22.04.2017)
  • О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы" [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/420327349 (дата обращения: 22.04.2017).
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

СПАСИБО

ЗА ВНИМАНИЕ


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!