СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Наставничество как эффективный инструмент педагогической деятельности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Наставничество как эффективный инструмент педагогической деятельности"»

Наставничество как эффективный инструмент
педагогической деятельности

«Чтобы научить другого, требуется больше ума, чем чтобы научиться самому...» (Мишель де Монтень - французский писатель, философ эпохи Возрождения)

В начале своей профессиональной деятельности молодой педагог сталкивается с определенными трудностями. Неумение точно рассчитать время на занятии, логично выстроить последовательность этапов занятия, затруднения при объяснении материала, отсутствие взаимопонимания с детьми и коллегами – вот далеко не полный перечень невзгод, подстерегающих педагога-новичка. Часто молодые педагоги испытывают чувство неуверенности в своих действиях.

Решение задач профессионального становления молодого специалиста в педагогической профессии, адаптации в трудовом коллективе, налаживания педагогических контактов возможно через создание системы наставничества в рамках образовательного учреждения, которая способствует быстрой и эффективной передаче социального и профессионального опыта.

В настоящее время движение наставничества в профессиональной среде является неотъемлемой частью современной системы образования. Благодаря системе наставничества формируется коллектив высококвалифицированных педагогов. Складывается положительное отношение к педагогической профессии.

Основными категориями процесса наставничества являются развитие, воспитание и профессиональная адаптация человека в профессиональной деятельности.

Наставничество - этот метод адаптации к профессии может осуществляться на любом этапе профессиональной карьеры;

- наставничество направлено на становление и повышение профессионализма в любой сфере практической деятельности;

- это одна из эффективных форм профессионального обучения, имеющая «обратную связь»;

- наставник может координировать, стимулировать адаптационный процесс, управлять им, используя дополнительно любые другие методы обучения.


Перечисленные признаки подтверждают значимость этого метода профессионального становления личности, его действенность и образовательную ценность.

В идеальном виде наставничество должно быть непрерывным, обеспечивая постоянное развитие молодого специалиста. Однако здесь есть два ограничения. Первое: знания и навыки наставника небезграничны. Рано или поздно подопечный может «перерасти» своего наставника. В этом случае процесс наставничества теряет практический смысл. Поэтому наставник всегда должен  быть на шаг впереди подопечного либо за счет внешнего обучения, либо за счет саморазвития в ходе интенсивного обмена информацией с подопечным. А из последнего сказанного вытекает  второе ограничение: наставничество в этом случае уже не просто процесс развития практических навыков, а составляющая системы знаний, которая требует принципиально иного подхода к работе.

Эффективность работы наставника напрямую связана с тем, насколько правильно выстроена система взаимосвязей между ним, его подопечным, другими сотрудниками и руководителями. У них должно установиться единое видение  в восприятии реальности. Только в этом случае передаваемые знания и навыки будут иметь практическое воплощение. Хорошие плоды даст наставничество, если у обеих сторон будет система мотивов, побуждающих их к совместным действиям

В процессе наставничества молодого специалиста не следует воспринимать как чистый лист бумаги, на котором можно только писать новый текст. Каждый человек является носителем определенного опыта и знаний, которые могут оказаться полезны для процесса обучения в целом и для наставника в частности. Их нужно уметь вовремя разглядеть и правильно использовать.

В этом учебном году в нашем детском саду начали работать 3 молодых специалиста. Наставником одного из них – Полуяновой Е.Н. стала я. Это было целесообразно, т.к. мы работаем на одной группе.

Свою работу по наставничеству мы выстроили в три этапа:

На адаптационном этапе мы познакомили молодых педагогов с коллективом и с работой учреждения, определили требования к организации учебного процесса, к ведению документации, провели инструктирование, анкетирование, помогли определить слабые стороны. А самое главное, на этом этапе мы старались обеспечить эмоциональную поддержку молодым педагогам, создать комфортную среду для их профессионального роста. Прикрепили к каждому молодому воспитателю профессионального наставника с большим опытом работы.

Мною был составлен план работы с молодым педагогом, определены цель и задачи на год.

Цель работы: развитие профессиональных умений и навыков молодого специалиста.

Задачи:

- оказать методическую помощь молодому специалисту в повышении уровня организации воспитательно-образовательной деятельности;

- оказать помощь в изучении нормативно-правовой документации;

- оказать помощь в ведении документации воспитателя (перспективный и календарный план воспитательно-образовательной работы, план по самообразованию, мониторинг и т.д.);

- применение форм и методов в работе с детьми младшей группы;

- организация НОД, помощь в постановке целей и задач;

- использование здоровье сберегающих технологий во время НОД и других режимных моментах;

- механизм использования дидактического и наглядного материала;

- углубленное изучение инновационных технологий;

- общие вопросы организации работы с родителями.



Практический (деятельностный) этап – это сложный процесс развития профессиональных умений, накопления опыта, поиска лучших методов и приемов работы с детьми, формирования своего стиля в работе, развитие авторитета среди детей, родителей, коллег с помощью педагогов-наставников. С этой целью была проведена огромная работа, в ходе которой мы применяли разнообразные современные формы методической работы, которые не только формируют определенный багаж знаний, но и развивают навыки и умения как эти знания применять на практике с детьми, т.е. взаимодействие с молодыми педагогами имело практический характер. Мы организовывали такие мероприятия как:

- дискуссии;

- консультации;

- анализ ситуаций;

- открытые мероприятия;

- посещение и анализ занятий;

- участие в подготовке методических объединений;

- участие в конкурсах («Снеговичок-Лесовичок -2023», 3 место)

- участие в подготовке и проведении родительских собраний;

- участие в неделе «У счастливых родителей счастливые дети»;

- педагогические советы (П/с «Практические приёмы развития речи» - приём звукоподражания);

- подготовка и проведение праздников и досугов;

- ремонт музыкального зала;

- субботник по благоустройству участка д/сада и др.


Елена Николаевна приняла участие в двухдневном «Форуме молодых специалистов» на базе СОШ №2, присутствовала на «Открытии года педагога-наставника» в ЦКР. Посетила РМО "Утренний и вечерний круг как эффективное средство социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста".

Педагог-психолог Логачёва Ю.В. провела с молодыми специалистами консультацию с элементами тренинга «Эмоциональное состояние взрослого как определяющий фактор эмоционального состояния ребёнка» и семинар-практикум «Психологические аспекты современного подхода социализации детей раннего возраста».


Кроме работы мы организовывали совместные вечера досуга и коллективные выезды. В целом взаимодействие с молодыми педагогами проводилось на основе моделей общения-поддержки и общения снятия психологических барьеров.

Мы старались приобщить молодых педагогов к инновационной деятельности детского сада, помогали разобраться в методике работы, совместно создавали развивающую среду.

На третьем итоговом этапе (он проходит в настоящее время) мы изучаем уровень профессионально-педагогической компетентности молодых педагогов, подведём итоги, сформулируем выводы, поделимся педагогическим опытом на итоговом педсовете.


На самом деле, в этом году достаточно сложно было организовать полноценную наставническую работу, в связи с производственными ситуациями. Однако, поставленные задачи решены, цели достигнуты.

Елена Николаевна стала увереннее в профессиональной деятельности, гораздо самостоятельнее. В течение года, поработав на всех возрастных группах, познакомилась с особенностями профессиональной деятельности всего детского сада. Нашла подход к детям и родителям, что является неотъемлемой частью профессии. Елена Николаевна очень любит чистоту, в группе всегда порядок – это очень приятно. Еленой Николаевной разработала памятки по ПДД и «Весенний лёд» для родителей, изготовила «Теневое лото», игру «Хорошо-плохо», карточки птиц и животных для младших дошкольников, приняла участие в создании рубрики «Детская страничка» в газете «Росиночка».

Наставничество — это не только обучение молодых специалистов на рабочем месте, но и кураторство, то есть работа над практикантами, которые в будущем могут вернуться в образовательную организацию уже преподавателями.

Наставничество в рамках педагогической практики играет особую роль в качестве поддержки студента на пути развития собственного потенциала и профессионального становления. Польза наставничества для молодых специалистов образовательной организации заключается в том, что они получают своевременную квалифицированную методическую помощь при возникновении затруднений в работе и мотивацию к дальнейшему профессиональному росту.

В апреле этого года на базе нашей группы проходила педагогическую практику студентка педколледжа Чащина М.А., у которой я была руководителем практики. За этот короткий период мы постарались максимально включить будущего педагога во все сферы жизнедеятельности дошкольной организации и не только нашей. Мария Александровна посетила РМО, педсовет «Практические приёмы развития речи», была участницей интеллектуальной игры «Мозгобойня» среди педагогов Каргопольского округа, была куратором детской команды из «Белоснежки» в рамках областного профориентационного форума («Мозгобойня», ДДТ). Мария Александровна успешно прошла практику, укрепилось её желание работать воспитателем.

Грамотно выстроенная система наставничества способствует повышению профессионального уровня сотрудников, вовлеченных в систему наставничества (практиканты, молодые специалисты, наставник). Наставник развивает навыки управления, повышает свой статус в образовательной организации, завоевывает репутацию профессионала и доверие коллег. Молодой специалист или практикант получает своевременную помощь на этапе адаптации, которая позволяет быстрее привыкнуть к организации, получает поддержку в решении сложных рабочих задач, в профессиональном и карьерном развитии.

Педагогический опыт можно почерпнуть из книг, методических пособий, Интернета и других источников информации, но человечество еще не придумало лучшего способа передачи опыта, чем личный контакт и творческое взаимодействие педагогов-единомышленников разных поколений.

Мы думаем, что именно совместная деятельность наставника и молодого педагога ускоряет процесс вхождения начинающего специалиста в образовательную педагогическую среду. Педагог чувствует себя увереннее, закрепляется его убеждение в правильном выборе профессии.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!