Наставничество как эффективный инструмент
педагогической деятельности
«Чтобы научить другого, требуется больше ума, чем чтобы научиться самому...» (Мишель де Монтень - французский писатель, философ эпохи Возрождения)
В начале своей профессиональной деятельности молодой педагог сталкивается с определенными трудностями. Неумение точно рассчитать время на занятии, логично выстроить последовательность этапов занятия, затруднения при объяснении материала, отсутствие взаимопонимания с детьми и коллегами – вот далеко не полный перечень невзгод, подстерегающих педагога-новичка. Часто молодые педагоги испытывают чувство неуверенности в своих действиях.
Решение задач профессионального становления молодого специалиста в педагогической профессии, адаптации в трудовом коллективе, налаживания педагогических контактов возможно через создание системы наставничества в рамках образовательного учреждения, которая способствует быстрой и эффективной передаче социального и профессионального опыта.
В настоящее время движение наставничества в профессиональной среде является неотъемлемой частью современной системы образования. Благодаря системе наставничества формируется коллектив высококвалифицированных педагогов. Складывается положительное отношение к педагогической профессии.
Основными категориями процесса наставничества являются развитие, воспитание и профессиональная адаптация человека в профессиональной деятельности.
Наставничество - этот метод адаптации к профессии может осуществляться на любом этапе профессиональной карьеры;
- наставничество направлено на становление и повышение профессионализма в любой сфере практической деятельности;
- это одна из эффективных форм профессионального обучения, имеющая «обратную связь»;
- наставник может координировать, стимулировать адаптационный процесс, управлять им, используя дополнительно любые другие методы обучения.
Перечисленные признаки подтверждают значимость этого метода профессионального становления личности, его действенность и образовательную ценность.
В идеальном виде наставничество должно быть непрерывным, обеспечивая постоянное развитие молодого специалиста. Однако здесь есть два ограничения. Первое: знания и навыки наставника небезграничны. Рано или поздно подопечный может «перерасти» своего наставника. В этом случае процесс наставничества теряет практический смысл. Поэтому наставник всегда должен быть на шаг впереди подопечного либо за счет внешнего обучения, либо за счет саморазвития в ходе интенсивного обмена информацией с подопечным. А из последнего сказанного вытекает второе ограничение: наставничество в этом случае уже не просто процесс развития практических навыков, а составляющая системы знаний, которая требует принципиально иного подхода к работе.
Эффективность работы наставника напрямую связана с тем, насколько правильно выстроена система взаимосвязей между ним, его подопечным, другими сотрудниками и руководителями. У них должно установиться единое видение в восприятии реальности. Только в этом случае передаваемые знания и навыки будут иметь практическое воплощение. Хорошие плоды даст наставничество, если у обеих сторон будет система мотивов, побуждающих их к совместным действиям
В процессе наставничества молодого специалиста не следует воспринимать как чистый лист бумаги, на котором можно только писать новый текст. Каждый человек является носителем определенного опыта и знаний, которые могут оказаться полезны для процесса обучения в целом и для наставника в частности. Их нужно уметь вовремя разглядеть и правильно использовать.
В этом учебном году в нашем детском саду начали работать 3 молодых специалиста. Наставником одного из них – Полуяновой Е.Н. стала я. Это было целесообразно, т.к. мы работаем на одной группе.
Свою работу по наставничеству мы выстроили в три этапа:
На адаптационном этапе мы познакомили молодых педагогов с коллективом и с работой учреждения, определили требования к организации учебного процесса, к ведению документации, провели инструктирование, анкетирование, помогли определить слабые стороны. А самое главное, на этом этапе мы старались обеспечить эмоциональную поддержку молодым педагогам, создать комфортную среду для их профессионального роста. Прикрепили к каждому молодому воспитателю профессионального наставника с большим опытом работы.
Мною был составлен план работы с молодым педагогом, определены цель и задачи на год.
Цель работы: развитие профессиональных умений и навыков молодого специалиста.
Задачи:
- оказать методическую помощь молодому специалисту в повышении уровня организации воспитательно-образовательной деятельности;
- оказать помощь в изучении нормативно-правовой документации;
- оказать помощь в ведении документации воспитателя (перспективный и календарный план воспитательно-образовательной работы, план по самообразованию, мониторинг и т.д.);
- применение форм и методов в работе с детьми младшей группы;
- организация НОД, помощь в постановке целей и задач;
- использование здоровье сберегающих технологий во время НОД и других режимных моментах;
- механизм использования дидактического и наглядного материала;
- углубленное изучение инновационных технологий;
- общие вопросы организации работы с родителями.
Практический (деятельностный) этап – это сложный процесс развития профессиональных умений, накопления опыта, поиска лучших методов и приемов работы с детьми, формирования своего стиля в работе, развитие авторитета среди детей, родителей, коллег с помощью педагогов-наставников. С этой целью была проведена огромная работа, в ходе которой мы применяли разнообразные современные формы методической работы, которые не только формируют определенный багаж знаний, но и развивают навыки и умения как эти знания применять на практике с детьми, т.е. взаимодействие с молодыми педагогами имело практический характер. Мы организовывали такие мероприятия как:
- дискуссии;
- консультации;
- анализ ситуаций;
- открытые мероприятия;
- посещение и анализ занятий;
- участие в подготовке методических объединений;
- участие в конкурсах («Снеговичок-Лесовичок -2023», 3 место)
- участие в подготовке и проведении родительских собраний;
- участие в неделе «У счастливых родителей счастливые дети»;
- педагогические советы (П/с «Практические приёмы развития речи» - приём звукоподражания);
- подготовка и проведение праздников и досугов;
- ремонт музыкального зала;
- субботник по благоустройству участка д/сада и др.
Елена Николаевна приняла участие в двухдневном «Форуме молодых специалистов» на базе СОШ №2, присутствовала на «Открытии года педагога-наставника» в ЦКР. Посетила РМО "Утренний и вечерний круг как эффективное средство социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста".
Педагог-психолог Логачёва Ю.В. провела с молодыми специалистами консультацию с элементами тренинга «Эмоциональное состояние взрослого как определяющий фактор эмоционального состояния ребёнка» и семинар-практикум «Психологические аспекты современного подхода социализации детей раннего возраста».
Кроме работы мы организовывали совместные вечера досуга и коллективные выезды. В целом взаимодействие с молодыми педагогами проводилось на основе моделей общения-поддержки и общения снятия психологических барьеров.
Мы старались приобщить молодых педагогов к инновационной деятельности детского сада, помогали разобраться в методике работы, совместно создавали развивающую среду.
На третьем итоговом этапе (он проходит в настоящее время) мы изучаем уровень профессионально-педагогической компетентности молодых педагогов, подведём итоги, сформулируем выводы, поделимся педагогическим опытом на итоговом педсовете.
На самом деле, в этом году достаточно сложно было организовать полноценную наставническую работу, в связи с производственными ситуациями. Однако, поставленные задачи решены, цели достигнуты.
Елена Николаевна стала увереннее в профессиональной деятельности, гораздо самостоятельнее. В течение года, поработав на всех возрастных группах, познакомилась с особенностями профессиональной деятельности всего детского сада. Нашла подход к детям и родителям, что является неотъемлемой частью профессии. Елена Николаевна очень любит чистоту, в группе всегда порядок – это очень приятно. Еленой Николаевной разработала памятки по ПДД и «Весенний лёд» для родителей, изготовила «Теневое лото», игру «Хорошо-плохо», карточки птиц и животных для младших дошкольников, приняла участие в создании рубрики «Детская страничка» в газете «Росиночка».
Наставничество — это не только обучение молодых специалистов на рабочем месте, но и кураторство, то есть работа над практикантами, которые в будущем могут вернуться в образовательную организацию уже преподавателями.
Наставничество в рамках педагогической практики играет особую роль в качестве поддержки студента на пути развития собственного потенциала и профессионального становления. Польза наставничества для молодых специалистов образовательной организации заключается в том, что они получают своевременную квалифицированную методическую помощь при возникновении затруднений в работе и мотивацию к дальнейшему профессиональному росту.
В апреле этого года на базе нашей группы проходила педагогическую практику студентка педколледжа Чащина М.А., у которой я была руководителем практики. За этот короткий период мы постарались максимально включить будущего педагога во все сферы жизнедеятельности дошкольной организации и не только нашей. Мария Александровна посетила РМО, педсовет «Практические приёмы развития речи», была участницей интеллектуальной игры «Мозгобойня» среди педагогов Каргопольского округа, была куратором детской команды из «Белоснежки» в рамках областного профориентационного форума («Мозгобойня», ДДТ). Мария Александровна успешно прошла практику, укрепилось её желание работать воспитателем.
Грамотно выстроенная система наставничества способствует повышению профессионального уровня сотрудников, вовлеченных в систему наставничества (практиканты, молодые специалисты, наставник). Наставник развивает навыки управления, повышает свой статус в образовательной организации, завоевывает репутацию профессионала и доверие коллег. Молодой специалист или практикант получает своевременную помощь на этапе адаптации, которая позволяет быстрее привыкнуть к организации, получает поддержку в решении сложных рабочих задач, в профессиональном и карьерном развитии.
Педагогический опыт можно почерпнуть из книг, методических пособий, Интернета и других источников информации, но человечество еще не придумало лучшего способа передачи опыта, чем личный контакт и творческое взаимодействие педагогов-единомышленников разных поколений.
Мы думаем, что именно совместная деятельность наставника и молодого педагога ускоряет процесс вхождения начинающего специалиста в образовательную педагогическую среду. Педагог чувствует себя увереннее, закрепляется его убеждение в правильном выборе профессии.